Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» Статья 15

Сохраните у себя!

Для граждан Ботсваны.

Порядок оформления документов для въезда и выезда РФ

Документ, дающий право на пересечение российской границы является паспорт. Только он может удостоверить личность человека. Данный документ может быть представлен не только в бумажном, но и в электронном виде на любом электронном носителе.

В последнем случае в документе должны быть обозначена вся информация, содержащая паспортные и биометрические данные лица.

Чтобы оформить паспорт, человек должен лично или через своего законного представителя подать форменное заявление. Сделать это можно в электронном виде через сайт государственных или муниципальных услуг.

Заявление можно доставить в ОУФМС России или передать документы в многофункциональный центр. Через определенный срок, обозначенный законодательством, паспорт можно будет забрать. Документ человек получает лично или через законного представителя.

До достижения лицом совершеннолетия паспорт оформляется и выдается ему только по заявлению родителей или законных представителей в порядке, установленным действующим законодательством.

Люди, которые находятся за пределами России, могут оформить и получить паспорт в диппредставительствах или консульствах РФ, расположенных в стране пребывания граждан.

За выдачу документа, удостоверяющего личность, или внесение в него корректировок взимается государственная пошлина, предусмотренная законодательством РФ. Документ, подтверждающий оплату, прилагается к заявлению о выдаче паспорта.

Паспорт на бумажном носителе выдается на 5 лет, в электронном виде на 10 лет.

Не всегда один из родителей дает согласие на выезд из России его ребенка.

Суть ФЗ 114

ФЗ о порядке выезда из РФ и въезда в РФ был принят Государственной Думой 18 июля 1996 года. Последние изменения были внесены в него 29 июля 2017 года. В законе 8 глав и 40 статей. Федеральный закон 114 регулирует и контролирует выезд граждан за пределы территории Российской Федерации и въезд обратно. Каждый человек имеет право выехать за границу и вернуться в страну, но есть нюансы и исключения. Посольства обязуются покровительствовать приезжим гражданам Российской Федерации, защищать их. Если происходит ЧП, сотрудники посольства или представители Российской Федерации принимают все возможные меры для безопасности граждан.

Содержание закона о порядке въезда и выезда из РФ:

  • В первой главе оформлены общие положения закона. Там описано, что въезд и выезд регулируются Конституцией РФ, ФЗ 114 и международными договорами. Процесс и порядок регулируются еще и законом «О государственной границе». Информация о лицах и способах контроля и защиты граждан за границей, кто отвечает за случающиеся форс-мажоры и ЧП. В этой же главе оформлены документы для выезда и возврата в страну. Обязателен паспорт или другие документы, удостоверяющие личность;
  • В главе номер два описаны способы и процедуры получения документов, сроки и места, куда обратиться гражданину;
  • В третьей г. описана процедура, порядок и процесс выезда лица за границу. Описаны ситуации, когда человек ограничен в правах на выезд. Такому лицу сотрудники органов выдают бумагу с оформленной причиной временного ограничения и срок. Предоставлен список лиц и граждан, которым командование, органы опеки и попечительства и другие организации выдают письменное разрешение на выезд;
  • В четвертой оформлен необходимый пакет документов для иностранных лиц, въезжающих на территорию Российской Федерации. Описан порядок получения разрешения и место для обращения иностранному гражданину или лицу без гражданства. Пятая глава описывает виды и категории ситуаций и иностранных граждан и систему въезда для них;
  • В г. шесть предоставлена информация о процедуре, порядке и необходимом пакете документов для проезда иностранным гражданам через Россию транзитом;
  • Седьмая глава была исключена из закона, а восьмая описывает все дополнительные положения и заключения закона.

Гражданам, планирующим выезжать за границу или въезжать на территорию России, рекомендуется изучить описываемый закон и Конституцию РФ во избежание совершения ошибок или неправомерных действий.

описаны случаи, когда выезд гражданина за границу может быть ограничен.

“Комментарий к Федеральному закону “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” (постатейный) (Васильева Л.Н.) (“Юстицинформ”, 2006)

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ
“О ПОРЯДКЕ ВЫЕЗДА ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ВЪЕЗДА В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ”
ОТ 15 АВГУСТА 1996 Г. N 114-ФЗ
(Постатейный)
Л.Н. ВАСИЛЬЕВА
Васильева Лия Николаевна, специалист в области конституционного права, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник отдела правовых проблем федеративных отношений ИзиСП при Правительстве РФ.
Научные интересы: правовые исследования в области национальных отношений, миграционного законодательства Российской Федерации, государственно-правовые вопросы национальной безопасности. Автор ряда публикаций в “Независимой газете” (1996 – 2000) и в ведущих юридических журналах: “Журнал российского права”, “Право и политика”, “Политика и общество”, “Юридический мир”, “Законодательство и экономика”. Соавтор ряда исследований по вопросам взаимоотношения федеральных и региональных органов исполнительной власти (“Исполнительная власть: организация и взаимодействие”, 2000).
15 августа 1996 года N 114-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ПОРЯДКЕ ВЫЕЗДА ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ВЪЕЗДА В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ
Принят
Государственной Думой
18 июля 1996 года
(в ред. Федеральных законов от 18.07.1998 N 110-ФЗ,
от 24.06.1999 N 118-ФЗ, от 10.01.2003 N 7-ФЗ,
от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ,
с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ
от 15.01.1998 N 2-П)
Комментарий к преамбуле
Конституция РФ провозгласила, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. К числу таких прав ч. 2 ст. 27 Конституции РФ отнесено право каждого, как гражданина РФ, так и иностранного гражданина, лица без гражданства, свободно выезжать за пределы РФ. Более того, Конституция РФ устанавливает, что гражданин РФ имеет право беспрепятственно возвращаться в РФ, что также является важной гарантией реализации предоставленного конституционного права.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1
Комментарий к статье 1
В комментируемой статье определяются нормативные основы регулирования выезда из России и въезда на ее территорию. Конституция РФ закладывает основы правового регулирования: каждый может свободно выезжать за пределы РФ, гражданин РФ имеет право беспрепятственно возвращаться в РФ. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим вопросы выезда из РФ и въезда в РФ, является комментируемый Федеральный закон “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”. Нормативные положения, затрагивающие конкретные вопросы въезда и выезда, содержатся в ряде нормативных правовых актов. Например, в Законе РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 “О Государственной границе Российской Федерации”, Федеральном законе от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ “О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом”, Налоговом кодексе РФ, в Федеральных законах о государственной тайне, о государственной гражданской службе Российской Федерации, о бюджете, ряде других, в постановлениях Правительства РФ (Постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября 1998 г. N 1142 об утверждении Положения о регистрации в Министерстве иностранных дел Российской Федерации организаций в целях оказания им консульских услуг, Положения об оформлении свидетельства на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию и др.).
Важной составляющей правового регулирования вопросов выезда из Российской Федерации и въезда на ее территорию стали международные договоры России. Конституция Российской Федерации установила в ч. 4 ст. 15, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Статья 2
Комментарий к статье 2
Гражданин РФ не может быть ограничен в праве на выезд из России, поскольку это стало бы прямым нарушением положений действующей Конституции (п. 2 ст. 27). Вместе с тем цели защиты безопасности государства, охраны его граждан требуют установления механизма реализации права на выезд из РФ. Основания и порядок выезда из России установлены Федеральным законом “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”. В соответствии с данным Законом право гражданина РФ на выезд из РФ может быть временно ограничено в случаях, если он при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 “О государственной тайне”, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать пяти лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, – до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с Федеральным законом “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”; в соответствии с законодательством РФ призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу – до окончания военной службы или альтернативной гражданской службы; задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого – до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда; осужден за совершение преступления – до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания; уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, – до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами; сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из Российской Федерации – до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы.
Устанавливая ограничения права граждан России на выезд за ее пределы, Федеральный закон определяет, что гражданин РФ не может быть лишен права на въезд в РФ, тем самым подтверждая конституционное право граждан России на беспрепятственное возвращение в государство своей гражданской принадлежности. Более того, выезд гражданина РФ из Российской Федерации не влечет для него, его супруга или близких родственников каких-либо ограничений прав, гарантированных законодательством РФ и международными обязательствами РФ.
Статья 3
Комментарий к статье 3
Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета РФ. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 “О Государственной границе Российской Федерации” определяет, что пересечение Государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами РФ или решениями Правительства РФ. Этими актами может определяться время пересечения Государственной границы, устанавливается порядок следования от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и в обратном направлении; при этом не допускается высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства. Въезд в пункты пропуска через Государственную границу и выезд из них лиц и транспортных средств, а также ввоз и вывоз грузов, товаров и животных осуществляются в специально выделенных для этих целей местах по пропускам, выдаваемым администрацией аэропортов, аэродромов, морских, речных портов, железнодорожных, автомобильных вокзалов и станций, других транспортных предприятий по согласованию с пограничными органами.
Не является нарушением правил пересечения Государственной границы вынужденное пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами на суше, заход иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, на территорию РФ, вынужденный влет в воздушное пространство РФ воздушных судов, осуществляемые в силу следующих чрезвычайных обстоятельств:
несчастного случая;
аварии или стихийного бедствия, угрожающего безопасности иностранного судна (в том числе воздушного), иностранного военного корабля или другого государственного судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях;
сильного шторма, ледохода или ледовых условий, угрожающих безопасности иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях;
буксировки поврежденного иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях;
доставки спасенных людей;
оказания срочной медицинской помощи члену экипажа или пассажирам, а также в силу других чрезвычайных обстоятельств.
В интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, а также по просьбе иностранных государств решением Правительства РФ пересечение Государственной границы на отдельных ее участках может быть временно ограничено или прекращено с уведомлением властей заинтересованных государств.
Статья 4
Комментарий к статье 4
Положения комментируемой статьи, по сути, воспроизводят положение п. 2 ст. 61 Конституции РФ, в котором закреплено, что Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительству за ее пределами. На дипломатические представительства и консульские учреждения РФ возлагается обязанность обеспечения мер по защите граждан РФ за рубежом.
Статья 5
Комментарий к статье 5
Положения комментируемой статьи продолжают развивать конституционное обязательство РФ перед своими гражданами, находящимися за ее пределами, по защите и покровительстве со стороны государства их гражданской принадлежности. Данные гарантии подкреплены положениями Конституции РФ, федеральных законов, международных договоров России.
Статья 6
Комментарий к статье 6
Документами, удостоверяющими личность гражданина РФ за пределами территории РФ, являются: паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка (удостоверение личности моряка). Только эти документы дают право на выезд из РФ и на въезд в нее.
Иностранный гражданин, т.е. физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, находясь на территории России, для удостоверения своей личности может предъявить паспорт иностранного гражданина. Кроме того, федеральным законом или в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, может быть установлен и иной документ.
Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в РФ (т.е. физического лица, не являющегося гражданином РФ и не имеющего доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства), являются: документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства; разрешение на временное проживание; вид на жительство; иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором РФ в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.
Глава II. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ И ВЫДАЧИ
ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ВЫЕЗДА ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ВЪЕЗДА В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ГРАЖДАН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 7
Комментарий к статье 7
В этой статье дается исчерпывающий перечень основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, по которым граждане РФ осуществляют выезд из РФ и въезд в РФ.
Статья 8
Комментарий к статье 8
Паспорт гражданину РФ для выезда из России и въезда на ее территорию выдается органом внутренних дел, Министерством иностранных дел РФ на территории РФ, а также дипломатическим представительством или консульским учреждением РФ за пределами территории РФ в установленных на законодательном уровне случаях. Так, гражданину РФ, проживающему за пределами территории РФ, паспорт оформляется и выдается дипломатическим представительством или консульским учреждением РФ в государстве пребывания указанного гражданина. Вместе с тем Конституционный Суд РФ в Постановлении от 15 января 1998 г. N 2-П отметил, что данное положение, по существу, препятствует выдаче гражданину РФ, имеющему место жительства за пределами ее территории, заграничного паспорта в РФ, что не соответствует Конституции РФ.
Паспорт гражданину РФ выдается сроком на пять лет. Он действителен для выезда из РФ во все иностранные государства. Порядок въезда граждан РФ в иностранное государство определяется законодательством конкретного иностранного государства.
Оформление и выдача паспорта осуществляются органами внутренних дел по месту жительства, подтвержденному регистрацией, или по месту пребывания гражданина на территории РФ по его письменному заявлению, поданному лично либо через своего законного представителя. Если гражданин имеет место жительства и место пребывания в пределах одного населенного пункта, то он должен обратиться с заявлением о выдаче паспорта в орган внутренних дел по месту жительства.
С заявлениями о выдаче паспорта могут обращаться граждане, достигшие 18-летнего возраста, если иное не предусмотрено законом. Несовершеннолетнему гражданину со дня его рождения и до достижения 18-летнего возраста паспорт выдается по письменному заявлению хотя бы одного из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей (законных представителей). Гражданин, не достигший возраста 14 лет, может быть вписан в паспорта своих родителей по их просьбе. Заявление принимается при представлении заявителем (законным представителем) основного документа, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории РФ, или паспорта, удостоверяющего личность гражданина РФ за пределами РФ, с отметкой о проживании за пределами территории РФ.
Гражданин РФ может обратиться за загранпаспортом в Министерство иностранных дел РФ, которое может оформить и выдать загранпаспорт гражданину РФ, проживающему на территории РФ, по его письменному заявлению, поданному через организацию, направляющую его за пределы территории РФ и зарегистрированную в Министерстве иностранных дел РФ.

пространственный предел действия государственного суверенитета РФ.

Видео: Как получить разрешение на временное проживание в России

В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию (включая транзитный проезд через ее территорию) регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принятыми на основании данных федеральных законов указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

Читайте также:  Правила округления дней отпуска при увольнении и расчет компенсации

В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, действуют правила международного договора.

Статья 2. Гражданин Российской Федерации не может быть ограничен в праве на выезд из Российской Федерации иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

Гражданин Российской Федерации не может быть лишен права на въезд в Российскую Федерацию.

Выезд гражданина Российской Федерации из Российской Федерации не влечет для него, его супруга или близких родственников каких-либо ограничений прав, гарантированных законодательством Российской Федерации и международными обязательствами Российской Федерации.

Статья 3. Порядок пересечения Государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию регулируется Законом Российской Федерации “О Государственной границе Российской Федерации” и настоящим Федеральным законом.

Статья 4. Граждане Российской Федерации, пребывающие за пределами Российской Федерации, находятся под защитой и покровительством Российской Федерации.

Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации обязаны обеспечивать меры по защите граждан Российской Федерации и оказывать им покровительство в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Статья 5. В случае, если на территории иностранного государства возникает чрезвычайная ситуация, Российская Федерация гарантирует принятие дипломатических, экономических и иных предусмотренных международным правом мер по обеспечению безопасности граждан Российской Федерации, пребывающих на территории этого иностранного государства.

В случае, если на территории какого-либо иностранного государства возникают обстоятельства, серьезно затрудняющие принятие мер по защите граждан Российской Федерации и оказание им покровительства со стороны Российской Федерации, Правительство Российской Федерации принимает меры по доведению до сведения граждан Российской Федерации рекомендаций о нежелательности въезда в это государство. Такие рекомендации не являются основанием для временного ограничения права на выезд из Российской Федерации.

Статья 6. Выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию граждане Российской Федерации осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. Порядок оформления, выдачи и изъятия этих документов определяется настоящим Федеральным законом.

Иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде в Российскую Федерацию и выезде из Российской Федерации предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и визу, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом или указами Президента Российской Федерации

Лица без гражданства осуществляют въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации в соответствии с правилами, установленными настоящим Федеральным законом для иностранных граждан, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами или указами Президента Российской Федерации.

Контроль за наличием виз или иных разрешений на въезд лиц в иностранное государство является обязанностью транспортной компании (перевозчика пассажиров), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

В целях настоящего Федерального закона не рассматривается как выезд из Российской Федерации и как въезд в Российскую Федерацию:

пересечение Государственной границы Российской Федерации гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином или лицом без гражданства в течение срока действия имеющейся у него визы при следовании с одной части территории Российской Федерации на другую часть ее территории через территорию иностранного государства в режиме транзитного проезда либо через исключительную экономическую зону Российской Федерации и исключительные экономические зоны иностранных государств, через открытое море, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, через территориальные моря иностранных государств без захода в иностранные порты, а равно при следовании на российских воздушных судах, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации могут неоднократно пересекать Государственную границу Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля;

пересечение Государственной границы Российской Федерации гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином или лицом без гражданства, являющимися членами экипажей и включенными в судовую роль судов, на российских и иностранных судах, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации могут неоднократно пересекать Государственную границу Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля.

(В статью 6 внесены изменения в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации от 31.12.2014 г. №504-ФЗ, 07.06.2017 г. №111-ФЗ, 29.07.2018 г. №270-ФЗ)

Основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, признаются.

Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ (ред. от 20.04.2014) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»

15 августа 1996 годаN 114-ФЗ

О ПОРЯДКЕ ВЫЕЗДА ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ВЪЕЗДА В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ

Принят
Государственной Думой
18 июля 1996 года

(в ред. Федеральных законов от 18.07.1998 N 110-ФЗ,
от 24.06.1999 N 118-ФЗ, от 10.01.2003 N 7-ФЗ,
от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ,
от 15.06.2006 N 89-ФЗ, от 18.07.2006 N 121-ФЗ,
от 30.12.2006 N 266-ФЗ, от 10.01.2007 N 4-ФЗ,
от 01.12.2007 N 310-ФЗ, от 04.12.2007 N 327-ФЗ,
от 06.05.2008 N 60-ФЗ, от 13.05.2008 N 65-ФЗ,
от 22.07.2008 N 127-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ,
от 03.12.2008 N 237-ФЗ, от 03.12.2008 N 250-ФЗ,
от 30.12.2008 N 322-ФЗ, от 09.02.2009 N 4-ФЗ,
от 28.06.2009 N 125-ФЗ, от 21.12.2009 N 331-ФЗ,
от 21.12.2009 N 337-ФЗ, от 27.12.2009 N 374-ФЗ,
от 09.03.2010 N 24-ФЗ, от 05.04.2010 N 44-ФЗ,
от 07.04.2010 N 60-ФЗ, от 19.05.2010 N 86-ФЗ,
от 23.07.2010 N 180-ФЗ, от 27.07.2010 N 227-ФЗ,
от 23.12.2010 N 385-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ,
от 28.12.2010 N 416-ФЗ, от 28.12.2010 N 417-ФЗ,
от 20.03.2011 N 42-ФЗ, от 05.04.2011 N 48-ФЗ,
от 21.04.2011 N 80-ФЗ, от 06.12.2011 N 397-ФЗ,
от 06.12.2011 N 398-ФЗ, от 06.12.2011 N 400-ФЗ,
от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 12.11.2012 N 187-ФЗ,
от 28.12.2012 N 272-ФЗ, от 30.12.2012 N 303-ФЗ,
от 30.12.2012 N 321-ФЗ, от 07.06.2013 N 108-ФЗ,
от 07.06.2013 N 110-ФЗ, от 02.07.2013 N 178-ФЗ,
от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ,
от 23.07.2013 N 207-ФЗ, от 23.07.2013 N 224-ФЗ,
от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 28.12.2013 N 389-ФЗ,
от 28.12.2013 N 390-ФЗ, от 20.04.2014 N 71-ФЗ,
с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ
от 15.01.1998 N 2-П, Федеральным законом
от 21.12.2013 N 374-ФЗ)

Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию (включая транзитный проезд через ее территорию) регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принятыми на основании данных федеральных законов указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 7-ФЗ, от 13.05.2008 N 65-ФЗ)

В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, действуют правила международного договора.

Статья 2. Гражданин Российской Федерации не может быть ограничен в праве на выезд из Российской Федерации иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

Гражданин Российской Федерации не может быть лишен права на въезд в Российскую Федерацию.

Выезд гражданина Российской Федерации из Российской Федерации не влечет для него, его супруга или близких родственников каких-либо ограничений прав, гарантированных законодательством Российской Федерации и международными обязательствами Российской Федерации.

Статья 3. Порядок пересечения Государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию регулируется Законом Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» и настоящим Федеральным законом.

Статья 4. Граждане Российской Федерации, пребывающие за пределами Российской Федерации, находятся под защитой и покровительством Российской Федерации.

Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации обязаны обеспечивать меры по защите граждан Российской Федерации и оказывать им покровительство в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Статья 5. В случае, если на территории иностранного государства возникает чрезвычайная ситуация, Российская Федерация гарантирует принятие дипломатических, экономических и иных предусмотренных международным правом мер по обеспечению безопасности граждан Российской Федерации, пребывающих на территории этого иностранного государства.

В случае, если на территории какого-либо иностранного государства возникают обстоятельства, серьезно затрудняющие принятие мер по защите граждан Российской Федерации и оказание им покровительства со стороны Российской Федерации, Правительство Российской Федерации принимает меры по доведению до сведения граждан Российской Федерации рекомендаций о нежелательности въезда в это государство. Такие рекомендации не являются основанием для временного ограничения права на выезд из Российской Федерации.

Статья 6. Выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию граждане Российской Федерации осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. Порядок оформления, выдачи и изъятия этих документов определяется настоящим Федеральным законом.

Иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде в Российскую Федерацию и выезде из Российской Федерации предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и визу, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, международным договором Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 24.06.1999 N 118-ФЗ, от 10.01.2003 N 7-ФЗ, от 01.12.2007 N 310-ФЗ, от 13.05.2008 N 65-ФЗ)

Лица без гражданства осуществляют въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации в соответствии с правилами, установленными настоящим Федеральным законом для иностранных граждан, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, международным договором Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 7-ФЗ, от 13.05.2008 N 65-ФЗ)

Контроль за наличием виз или иных разрешений на въезд лиц в иностранное государство является обязанностью транспортной компании (перевозчика пассажиров), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

В целях настоящего Федерального закона не рассматривается как выезд из Российской Федерации и как въезд в Российскую Федерацию:

пересечение Государственной границы Российской Федерации гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином или лицом без гражданства в течение срока действия имеющейся у него визы при следовании с одной части территории Российской Федерации на другую часть ее территории через территорию иностранного государства в режиме транзитного проезда либо при следовании на судах через исключительную экономическую зону Российской Федерации и исключительные экономические зоны иностранных государств, через открытое море, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, через территориальные моря иностранных государств без захода в иностранные порты;

Читайте также:  Права отказавшегося от приватизации квартиры закон - Юридические вопросы

(в ред. Федерального закона от 07.06.2013 N 110-ФЗ)

пересечение Государственной границы Российской Федерации гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином или лицом без гражданства, являющимися членами экипажей и включенными в судовую роль судов, на российских судах рыбопромыслового флота, имеющих выданное в установленном порядке разрешение на пересечение Государственной границы Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 15.06.2006 N 89-ФЗ, от 03.12.2008 N 250-ФЗ, от 05.04.2011 N 48-ФЗ)

15 августа 1996 года N 114-ФЗ.

Государственный порядок въезда и выезда на основе ФЗ от 15.08.1996 г. «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», паспортно – регистрационная система в России.

Государственный порядок выезда из Российской Федерации и въезда в нее как организационно-правовое средство защиты безопасности личности, общества и государства имеет своей целью и предназначением не допустить незаконного въезда в страну иностранцев и лиц без гражданства и выезда за ее пределы российских граждан. Выезд из Российской Федерации и въезд в нее (включая транзитный проезд через ее территорию) регулируются в своей основе Конституцией РФ, международными договорами и Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию. В соответствии с этим Законом каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин России имеет право беспрепятственно возвращаться в страну и не может быть лишен права на въезд в Российскую Федерацию. Российский гражданин не может быть ограничен в праве на выезд из Российской Федерации иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном данным законом.

Право гражданина Российской Федерации на выезд из страны может быть временно ограничено в случаях, если он: 1) при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления с этими сведениями-до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом). Этот срок по заключению Межведомственной комиссии по защите государственной тайны может быть продлен, но при этом срок ограничения права на выезд не должен превышать в общей сложности десяти лет, включая срок ограничения, установленный трудовым договором (контрактом), со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями; 2) в соответствии с законодательством призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу — до окончания военной или альтернативой гражданской службы; 3) задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого — до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда; 4) осужден за совершение преступления — до отбытия (исполнения наказания) или до освобождения от наказания; 5) уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, — до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами; 6) сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из Российской Федерации — до решения вопроса и срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы. Во всех перечисленных случаях временного ограничения права на выезд орган внутренних дел выдает гражданину уведомление, в котором указываются основание и срок ограничения, дата и регистрационный номер решения об ограничении, полное наименование и юридический адрес организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права на выезд данного гражданина. Отказ российскому гражданину в праве на выезд из Российской Федерации может быть обжалован в суд.

Основными документами, удостоверяющими личность гражданина, по которым граждане осуществляют выезд из России и обратный въезд в страну, признаются: паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт и паспорт моряка (удостоверение личности моряка).

Иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из нее при наличии российской визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве. Лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из нее при наличии российской визы по действительным документам, выданным соответствующими органами государства их проживания, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией. Основанием для оформления въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства является письменное обращение (лично или через представителя) в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации.

Паспортно-регистрационная система как организационно-правовое средство охраны и защиты безопасности личности, общества и государства призвана помогать в деле борьбы с незаконной миграцией населения, розыску правонарушителей и установлению их личности. Элементами паспортно-регистрационной системы являются: государственный учет выдачи паспортов российским гражданам, регистрация владельца паспорта по месту жительства и месту пребывания, административная ответственность за нарушения правил паспортной системы.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Основанием для оформления въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства является письменное обращение лично или через представителя в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации.

Ст. 22 ФЗ О порядке въезда из РФ и въезда в РФ”

Можем ли мы, как родители несовершеннолетнего ребенка дать свое согласие на выезд из РФ и въезд в РФ с бабушкой (либо с одним из родителей ребенка) на срок до достижения совершеннолетия дочери (сейчас ей 8 лет) в страны шенгенского соглашения США и латинской Америки и СНГ. Сколько надо оформлять таких нотариально заверенных согласий?

Ответы юристов ( 4 )

  • 3449 ответов
  • 1180 отзывов

Статья 20. Несовершеннолетний гражданин Российской Федерации, как правило, выезжает из Российской Федерации совместно хотя бы с одним из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей. В случае, если несовершеннолетний гражданин Российской Федерации выезжает из Российской Федерации без сопровождения, он должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие названных лиц на выезд несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации с указанием срока выезда и государства (государств), которое (которые) он намерен посетить. Организация выезда из Российской Федерации для отдыха и (или) оздоровления группы несовершеннолетних граждан Российской Федерации, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется юридическим лицом, отвечающим установленным требованиям, на основании разрешений на выезд из Российской Федерации каждого такого несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации, выданных органом опеки и попечительства, и договора об организации отдыха и (или) оздоровления таких несовершеннолетних граждан Российской Федерации, заключенного между юридическим лицом, органом опеки и попечительства и организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Порядок выдачи органами опеки и попечительства разрешений на выезд из Российской Федерации несовершеннолетних граждан Российской Федерации, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существенные условия договора об организации отдыха и (или) оздоровления таких несовершеннолетних граждан Российской Федерации, а также требования к юридическим лицам, выразившим намерение заключить указанный договор, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Органы опеки и попечительства ведут учет несовершеннолетних граждан Российской Федерации, указанных в части второй настоящей статьи, выехавших из Российской Федерации для отдыха и (или) оздоровления, а также осуществляют контроль за их своевременным возвращением в Российскую Федерацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 21. В случае, если один из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей заявит о своем несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации, вопрос о возможности его выезда из Российской Федерации разрешается в судебном порядке. Порядок подачи заявления о несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 22. Ответственность за жизнь и здоровье несовершеннолетних граждан Российской Федерации, выезжающих из Российской Федерации, защита их прав и законных интересов за пределами территории Российской Федерации возлагаются на родителей, усыновителей, опекунов или попечителей. При организованном выезде групп несовершеннолетних граждан Российской Федерации без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей обязанности законных представителей несовершеннолетних несут руководители выезжающих групп.

Никаких препятствий в законе к Вашей ситуации нет, поэтому Вы можете оформить данное согласие на указанных Вами условиях.

Ответы юристов 4.

Статья 4. Граждане Российской Федерации, пребывающие за пределами Российской Федерации , находятся под защитой и покровительством Российской Федерации. Подробнее…

Дипломатический паспорт выдается лицам, которые в соответствии с Венской Конвенции 1961 года о дипломатических сношениях и другими международными договорами Российской Федерации.

Статья 27 114-ФЗ: описание, изменения

Для пересечения границы, иностранным гражданам и лицам, не имеющим гражданства, необходимо оформить визу. Данная процедура не понадобится лишь в том случае, если условия посещения России заранее были оговорены в международных межправительственных договорах. Иностранцы, которые получили ВНЖ российского образца, не лишаются права покидать территорию Российской Федерации, если они могут в любое время предоставить документ, подтверждающий временное проживание и действующий паспорт.

Статья 27 114 закона запрещает въезд на территорию РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства, если:

  • Пункт 1. Это необходимо в целях гарантирования обороноспособности и безопасности страны, либо общественного порядка, либо охрана здоровья всего населения. Исключениями могут быть случаи, которые предусмотрены вторым абзацем пунктом 3 ст 11 ФЗ №38 «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека». Статья 27 часть 1 последним изменениям подвергалась в конце декабря 2015 г.;
  • П 2 ст 27 ФЗ 114.В отношении иностранного гражданина было вынесено решение об общеадминистративном выдворении за пределы РФ, а также о депортации либо о реадмиссии соответствующего лица сроком от 5 лет. Последние изменения были одобрены 23 июля 2013 года;
  • Пункт 3. Иностранный гражданин или лицо, которое не имеет никакой гражданственности, имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение преднамеренного преступления на территории РФ, а также за ее пределами;
  • Пункт 4 ст 27.Соответствующие лица не предоставили пакет документов, необходимый для получения разрешения;
  • Пункт 5.Иностранцем не был предоставлен медицинский полис, действительный на территории Российской Федерации. Исключениями являются сотрудники политических представительств и консульских организаций иностранных граждан, а также работники межнациональных учреждений;
  • Последние изменения в пункте 6 ФЗ 114 были приняты еще в июле 2008 года. При запросе на получение визы, соответствующие лица не смогли подтвердить наличие денег для проживания на российской территории и последующего выезда из страны;
  • Пункт 7.Въезд строго запрещен иностранным гражданам, в отношении которых было принято решение о нежелательном пребывании и (или) проживании в Российской Федерации, а также иностранным гражданам, включенным в перечень граждан США, которым запрещен въезд. Данный пункт дополнился 28 декабря 2012 г.;
  • Пункт 8.23 июля 2013 года данный документ утратил свою правовую силу;
  • П 9 статьи 27.Были использованы подложные документы;
  • Пункт 10. Иностранный граждан во время предыдущего пребывания на территории Российской Федерации уклонился от уплаты налогов или любого административного штрафа. Процесс погашения задолженности устанавливается Правительством РФ;
  • Пункт 11.Выезд не разрешается, если иностранный гражданин в течение одного года многократно привлекался к административной ответственности за совершение правонарушений. Это может быть связано с посягательством на общественный порядок или социальную безопасность, а также с несоблюдением законодательных актов, устанавливающих нормы пребывания иностранных граждан на российской территории;
  • Пункт 12 статья 27 Федерального законарегламентирует следующее: если иностранный гражданин или лицо без гражданства во время своего предыдущего пребывания превысили допустимый срок пребывания на территории России, но выехал в течение 180 суток, въезд будет запрещен в течение 3 лет со дня выезда из РФ;
  • Пункт 13.Если гражданин превысил допустимый срок пребывания в России и не выехал в течение 180 суток, а превысил лимит до 270 суток, в этом случае иностранному лицу грозит депортация на протяжении 5 лет;
  • Пункт 14. Если же соответствующие лица не выехали из страны в положенный срок и находились свыше 270 суток со дня окончания предусмотренного периода, въезд будет запрещен в течение 10 лет. Последние 2 пункта были изменены и дополнены 31 декабря 2014 года Федеральным законом №524-ФЗ.

Важно! Согласно новой редакции, действие подпункта 7 части 1 распространяется на граждан стран, принявшие решение о запрете въезда горожан РФ на территории этих стран.

Иностранный гражданин или лицо, которое не имеет никакой гражданственности, имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение преднамеренного преступления на территории РФ, а также за ее пределами;.

Проверка ст. 25.10 Федерального закона №114-ФЗ от 15.08.1996 года

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Проверка ст.

Комментарий к статье 322 УК РФ

1. Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории РФ (суши, вод, недр и воздушного пространства), т.е. пространственный предел действия ее государственного суверенитета.

2. Объективная сторона преступления характеризуется пересечением Государственной границы РФ без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством.

Основными документами, удостоверяющими личность граждан РФ, по которым они осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, являются:

– паспорт моряка (удостоверение личности моряка).

Иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в таком качестве, если иное не предусмотрено ее международными договорами. Лица без гражданства должны иметь визы и документы, удостоверяющие их личность, выданные государством их проживания.

Читайте также:  Права опекуна на жилую площадь недееспособного опекаемого после его смерти

Иностранные граждане и лица без гражданства, получившие вид на жительство в Российской Федерации, при пересечении Государственной границы РФ, соответственно, должны иметь документ, удостоверяющий личность, и вид на жительство. Указанные лица, признанные беженцами, могут въезжать в Россию и выезжать из страны на основании проездного документа беженца.

Транзитный проезд через территорию РФ иностранных граждан и лиц без гражданства в государство назначения всеми видами транспорта разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Россией по маршруту следования государство либо государство назначения.

Незаконным признается как пересечение Государственной границы РФ при отсутствии названных выше документов, так и въезд в Россию или выезд из страны по подложным документам.

3. Преступление окончено с момента совершения указанного в законе деяния.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

5. Субъект преступления – лицо, достигшее возраста 16 лет.

6. В ч. 2 ст. 322 предусмотрена уголовная ответственность за пересечение Государственной границы РФ при въезде в Российскую Федерацию иностранным гражданином или лицом без гражданства, въезд которым в Российскую Федерацию заведомо для виновного не разрешен по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

Например, въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства в пункте пропуска через Государственную границу РФ нарушили правила пересечения, таможенные правила, санитарные нормы; использовали подложные документы либо сообщили заведомо ложные сведения о себе или цели своего пребывания в РФ; имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории РФ или за ее пределами (см. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”).

7. В качестве особо квалифицирующих признаков в ч. 3 ст. 322 указано:

– группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

– с применением насилия или угрозой его применения.

8. Согласно примечанию к комментируемой статье не образуют состава рассматриваемого преступления случаи прибытия в Российскую Федерацию с нарушением правил пересечения Государственной границы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства для использования права политического убежища в соответствии с Конституцией РФ.

Кроме того, не признается нарушением действующих правил вынужденное пересечение Государственной границы РФ, осуществленное в силу:

– аварии или стихийного бедствия, угрожающих безопасности иностранного судна (в том числе воздушного), иностранного военного корабля или другого государственного судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях;

– сильного шторма, ледохода или ледовых условий, угрожающих безопасности иностранного военного корабля или другого государственного судна;

– буксировки поврежденного судна;

– доставки спасенных людей, оказания срочной медицинской помощи члену экипажа или пассажирам, а также в силу других чрезвычайных обстоятельств.

2003 N 7-ФЗ, от 30.

Статья 18.8. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации

1. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

1.1. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

2. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в несоответствии заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий, —

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

3. Нарушения, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, —

влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

3.1. Нарушение, предусмотренное частью 1.1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

4. Повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

5. Повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере от семи тысяч до десяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Примечание. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации не применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 4 настоящей статьи.

Для уяснения смысла примечания к ст.

Комментарий к Статье 18.8 КоАП РФ

Иностранным гражданином является физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицом без гражданства является физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства (Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”).

Законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором РФ документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в РФ.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Приглашение на въезд в Российскую Федерацию – документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в РФ в порядке, не требующем получения визы.

В зависимости от цели въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию и цели его пребывания в Российской Федерации иностранному гражданину выдается виза, которая может быть дипломатической, служебной, обыкновенной, транзитной и визой временно проживающего лица (ст. 25.1 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”).

Под визой понимается выданное уполномоченным государственным органом (дипломатическим представительством, консульским учреждением Российской Федерации, МИД России, а также МВД России) разрешение на въезд в Российскую Федерацию и транзитный проезд через территорию Российской Федерации по действительному документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемому Российской Федерацией в этом качестве.

Иностранный гражданин, въехавший в РФ, обязан зарегистрироваться в течение трех рабочих дней со дня прибытия в РФ (ст. 20 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”). Однако регистрации не подлежат: главы иностранных государств, главы правительств иностранных государств, члены парламентских и правительственных делегаций, руководители международных организаций, въехавшие в РФ по приглашениям федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации, а также члены семей указанных лиц; иностранные граждане, въехавшие в РФ на срок не более трех дней; иностранные граждане – моряки, являющиеся членами прибывших в РФ с официальным или неофициальным визитом либо с деловым заходом экипажей военных кораблей, и члены экипажей военных летательных аппаратов иностранных государств; иностранные граждане – моряки, являющиеся членами экипажей невоенных судов иностранных государств, в случае схода на берег и временного пребывания на территории порта РФ, открытого для захода невоенных судов иностранных государств, или портового города либо в случае выезда на экскурсии в городские или сельские поселения на срок не более 24 часов; члены экипажей воздушных судов гражданской авиации, бригад поездов и бригад транспортных средств, участвующих в международном движении, при нахождении в аэропортах или на станциях, указанных в расписаниях (графиках) движения указанных транспортных средств (ст. 25 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”).

Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток (ст. 5 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”).

Обыкновенные визы подразделяются на:

1) частные, выдаваемые на срок до трех месяцев иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию с гостевым визитом, на основании приглашения на въезд в Российскую Федерацию, оформленного по ходатайству гражданина Российской Федерации, или иностранного гражданина, получившего вид на жительство в Российской Федерации, или юридического лица;

2) деловые, выдаваемые на срок до одного года иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления деловых поездок;

3) туристические, выдаваемые на срок до одного месяца иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в качестве туриста, при наличии у него надлежащим образом оформленного договора на оказание услуг по туристическому обслуживанию и подтверждения о приеме организацией, осуществляющей туристическую деятельность;

4) учебные, выдаваемые на срок до одного года иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях обучения в образовательном учреждении;

5) рабочие, выдаваемые иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, на срок действия трудового договора, но не более чем на один год;

6) гуманитарные, выдаваемые на срок до одного года иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления научных, или культурных, или общественно-политических, или спортивных, или религиозных связей и контактов, либо паломничества, либо благотворительной деятельности, либо доставки гуманитарной помощи;

7) визы на въезд в Российскую Федерацию в целях получения убежища, выдаваемые иностранному гражданину на срок до трех месяцев при наличии решения федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, о признании данного иностранного гражданина беженцем на территории Российской Федерации.

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин обязан выехать из РФ по истечении срока действия визы, если им не получено разрешение на продление срока пребывания либо разрешение на временное проживание.

Иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах РФ на основании документов, выданных или оформленных им, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые требуется специальное разрешение (территории закрытых административно-территориальных образований, территории, на которых введено чрезвычайное или военное положение, территории закрытых военных городков, зоны проведения контртеррористических операций, зоны экологического бедствия, пограничная зона, объекты и организации Вооруженных Сил РФ, объекты, на которых размещаются органы государственной власти и иные органы и организации, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну).

Транзитный проезд через территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в государство назначения всеми видами транспорта разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией по маршруту следования государство либо визы государства назначения и действительных для выезда из Российской Федерации проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории Российской Федерации (ст. 29 Федерального закона “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”). Транзитная виза выдается на срок до 10 дней. Однако она не требуется в случае транзитного проезда иностранного гражданина через территорию Российской Федерации в безостановочном режиме на участках транспортных магистралей.

Приглашение является основанием для рассмотрения вопроса о выдаче российской визы иностранным гражданам и лицам без гражданства. Приглашение в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства российским юридическим лицом оформляется МИД России, а в случае въезда в Россию по приглашению гражданина Российской Федерации с целью встречи со своими родственниками или знакомыми приглашение оформляется ОВД на основании его письменного заявления.

Существует исчерпывающий перечень оснований для отказа въезда в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также перечень оснований, по которым выезд из Российской Федерации может быть ограничен (ст. 27, 28 Федерального закона “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, влекущих административное выдворение за пределы РФ, рассматриваются судьями районных судов, а в остальных случаях – должностными лицами ОВД.

Постановлением Правительства РФ от 4 июля 1992 г.

Добавить комментарий