Закон о защите юридических лиц и ИП при проведении проверок

С изменениями и дополнениями от:

28 апреля, 17 июля, 23 ноября, 27 декабря 2009 г., 22, 26 апреля, 27, 30 июля, 28 декабря 2010 г., 21 апреля, 4 июня, 1, 18 июля, 21 ноября 2011 г., 3 мая, 25 июня, 28 июля, 12 ноября 2012 г., 4 марта, 2, 23 июля, 2, 25 ноября, 2, 28 декабря 2013 г., 12 марта, 23 июня, 21 июля, 14 октября, 29 ноября, 31 декабря 2014 г., 6 апреля, 2 мая, 29 июня, 13 июля, 3, 28 ноября 2015 г., 9 марта, 1 мая, 3 июля, 5 декабря 2016 г., 22 февраля, 1 мая, 26 июля, 30 октября, 27 ноября, 29 декабря 2017 г., 18, 23 апреля, 29 июля, 3 августа, 30 октября, 25, 27 декабря 2018 г., 18 марта, 15 апреля, 6 июня, 30 июля, 2 августа, 27 декабря 2019 г., 1 апреля, 13 июля 2020 г.

Принят Государственной Думой 19 декабря 2008 года

Одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 года

Федеральный закон от 12 марта 2014 г.

Закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: ФЗ 294 с изменениями за 2018 год

Лицам, серьезно занимающимся бизнесом, постоянно приходится сталкиваться с различными ревизиями и проверками. Для обеспечения их интересов при осуществлении таких мероприятий и были установлены специальные правила. Подробнее об этих особых правилах, читайте далее.

Федеральный закон 294 о защите прав юридических лиц при проведении проверок, общие сведения.

Основной закон о защите прав предпринимателей

Все вопросы защиты прав предпринимателей, включая способы и формы защиты, регулирует Федеральный закон № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который был создан на основании Указа Президента РФ №797 «О неотложных мерах по ликвидации административных нарушений при осуществлении предпринимательской деятельности».

Законодательный акт направлен на регулирование работы контролирующих органов государственной и муниципальной власти в области предпринимательства. В нем четко обозначены не только права и обязанности владельцев бизнеса и контролирующих органов, но и формы их взаимодействия между собой.

В согласовании проведения внеплановой проверки может быть отказано, если есть следующие основания.

Органы, выполняющие надзор

Занятие предпринимательством с целью получения дохода не может остаться без внимания государства, которое выступает гарантом соблюдения прав всех граждан Российской Федерации.

Одной из действенных мер влияния на законность ведения бизнеса является осуществление надзора за работой предприятий.

Но, кто может проверить ИП и юрлиц в вопросах соблюдения требований нормативно-правовых документов РФ?

Контролирующих органов, которым выданы такие полномочия, не так уж и много, к ним относятся:

  1. Налоговая служба.
  2. Прокуратура.
  3. Трудовая инспекция.
  4. Роспотребнадзор.
  5. Пожарный надзор.
  6. Ростехнадзор.
  7. Другие органы госвласти.

ФНС проверяет правильность расчёта выплаченных сборов, и особый интерес у неё вызывают предприятия продолжительное время функционирующие в убыток или выплачивающие сотрудникам низкую заработную плату.

Внимание Роспотребнадзора направлено на наличие сертификатов качества на продукцию, выполнение санитарно-гигиенических норм и на оформление уголков потребителей.

Трудовая инспекция контролирует соблюдение прав наёмного персонала предприятия. Органы пожарного надзора — наличие средств пожаротушения и соответствующей документации.

Ростехнадзор курирует вопросы, относящиеся к использованию в деятельности объектов повышенной опасности и природных ресурсов. Прокуратура занимается выявленными нарушениями, не попадающими под полномочия других надзорных органов, и начинает аудит только после поступления обращений от граждан, из СМИ или от других предприятий, пострадавших от деятельности физических либо юридических лиц.

К остальным органам власти, имеющим право проверки предприятий, относятся:

  • Минобразование;
  • жилищная инспекция;
  • Центробанк РФ;
  • таможенный контроль;
  • Росздравнадзор и т. д.

Порядок осуществления аудита со стороны ФНС регулирует налоговый кодекс РФ, а остальных органов власти — закон №294-фз о защите юридических лиц и ИП при проведении проверок.

В этом нормативном документе дана исчерпывающая информация об этапах уведомления госорганов исполнительной власти о начале некоторых видов бизнеса, об организации проведения контроля, его типах, о правах ИП и юрлиц во время осуществления мероприятий.

Далее, будем рассматривать нормативный акт №294-ФЗ, но для владения полной информацией обо всех видах контроля предприятий следует знать основные моменты о проверках налогового законодательства РФ.

ФНС, по общему правилу, наделена полномочиями для выполнения планового контроля не чаще 1 раза за три года. Но при выявлении случаев злостных нарушений, возможно проведение проверки вне плана. Установленная продолжительность аудита составляет 2 месяца, но она может быть увеличена на срок до 6 месяцев.

Порядок осуществления аудита со стороны ФНС регулирует налоговый кодекс РФ, а остальных органов власти закон 294-фз о защите юридических лиц и ИП при проведении проверок.

Обзор ФЗ-294 о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Надзор за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется на двух уровнях – государственном и муниципальном. Деятельность государственных органов контроля определяется распоряжениями правительства Российской Федерации, а деятельность муниципальных органов контроля – руководством конкретного субъекта Российской Федерации.

  • Какими могут быть проверки
  • По какой процедуре осуществляется аудит
  • Права и обязанности юридического лица или частного предпринимателя при проведении проверки

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-34-85 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

К полномочиям, которые есть у контролирующих органов, относятся:

  • осуществление плановых осмотров территорий, акваторий, средств производства и транспорта в соответствии с 13 статьей Федерального закона №294;
  • осуществление обследований административного характера в отношении объектов, связанных с земельными тяжбами физических и юридических лиц;
  • исследование всех параметров и показателей природных объектов, окружающей среды и полезных ископаемых. Подобные действия могут осуществляться в рамках экомониторинга, а также социогигиенического мониторинга и только в соответствии с законами РФ;
  • измерение всех параметров и характеристик сетей и объектов электроэнергетической отрасли, а также систем снабжения водой, газом, канализационных систем, систем связи и так далее. При этом контролирующие органы могут снимать замеры частоты радиопередач, однако, только в том порядке, который предусмотрен законами Российской Федерации;
  • контроль над тем, чтобы при распространении рекламы в обязательном порядке соблюдались все требования, предусмотренные законодательством;
  • контроль над тем, чтобы при размещении какой-либо информации в сети интернет, а также в СМИ также соблюдались все нормы;
  • осуществление контроля над юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями посредством анализа данных, которые сами предприниматели предоставили о своей деятельности в рамках выполнения законов федерации;
  • осуществление всех прочих мероприятий, связанных с контролем, которые разрешены законами РФ.

Осуществление тех или иных мероприятий в рамках надзора должно соответствовать уровню компетентности лица, которое этим непосредственно занимается, а также согласовано с главой ведомства или его первым заместителем.

Если же в результате проверки были выявлены признаки будущих нарушений, представители контролирующего органа имеют право направить предпринимателю официальное предостережение с описанием всех мер и санкций, которые будут применены в случае несоответствия закону.

контроль над тем, чтобы при размещении какой-либо информации в сети интернет, а также в СМИ также соблюдались все нормы ;.

Ограничения при проведении проверки

При проведении проверки на контролирующие органы возлагаются ограничения, несоблюдение которых может повлечь недействительность результатов проверки. Субъекты при осуществлении государственного контроля не вправе распространять информацию, доступ к которой был получен в процессе проведения проверки и которая представляет собой:

  • – государственную тайну;
  • – коммерческую тайну;
  • – служебную тайну;
  • – иную охраняемую законом тайну.

Законодатель выделяет определенных лиц, имеющих права при проведении проверок.

Судебная практика

Однозначно что-либо сказать по данному поводу невозможно, т.к. процент решений суда в пользу одной сторон примерно одинаковый. В большинстве случаев на стороне государственного регулирования оказываются Роспотребнадзор или прокуратура (прокурорская). Реже, такие органы как полиция, МЧС и пр.

копия паспорта подающего иск,.

Суть ФЗ 294

Принятие Государственной Думой России Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в третьем чтении состоялось 19 декабря 2008 года. 22 декабря того же года состоялось собрание Совета Федерации, на котором было одобрено положение о придании данному акту официального статуса. Президент Российской Федерации подписал изучаемый акт 26 декабря 2008 года, и в этот же день была оформлена его первая публичная публикация.

Федеральный закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей состоит из 4 глав и 27 статей. Структура ФЗ 294 является следующей:

  • Глава 1 — Общие (входящие) положения (ст. 1-8.3);
  • Глава 2 — Государственный и муниципальный надзор (ст. 9-20);
  • Глава 3 — Защита прав и полномочий индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при осуществлении контроля, предусмотренного в предыдущей главе (ст. 21-25);
  • Глава 4 — Завершающие положения изучаемого Федерального закона (ст. 26-27).

Нормативами рассматриваемого Федерального закона определяются:

  • Система контроля деятельности предприятий и индивидуальных бизнесменов с целью защиты их интересов;
  • Система взаимодействия органов надзора;
  • Полномочия и обязанности органов государственного и муниципального контроля.

Изучаемым законом регламентируются отношения, возникающие в процессе контроля и защиты прав юридических лиц и частных бизнесменов. Последние изменения в действующий регламент данного документа вносились 30 октября 2017 года.

Вам будет интересно: Федеральный закон №178 в новой редакции по ссылке:

Погранично-таможенных проверок;.

Федеральный закон, защищающий бизнес от проверок, введен в действие досрочно

В конце прошлого года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (далее – Закон № 294-ФЗ). Ключевые новшества этого закона уже неоднократно обсуждались в средствах массовой информации. Заинтересованным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям оставалось лишь дождаться 1 июля 2009 года, когда должны были вступить в силу основные положения Закона № 294-ФЗ.

Однако неожиданно для многих законодатели решили ввести Закон № 294-ФЗ в действие досрочно. С этой целью в исключительно сжатые сроки был принят Федеральный закон от 28.04.2009 № 60-ФЗ “О внесении изменений в статьи 1 и 27 Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (далее – Закон № 60-ФЗ), согласно которому основная часть Закона № 294-ФЗ вступила в силу с 1 мая 2009 года.

Большинство средств массовой информации расценило этот шаг как подарок законодателей бизнесу. Не пытаясь оспаривать эту точку зрения, обратим внимание на все существенные моменты Закона № 60-ФЗ, в том числе и те из них, позитивный характер которых для бизнеса не вполне очевиден.

Поправки, внесенные в часть 3 статьи 1 Закона № 294-ФЗ, дополняют перечень видов контроля, на которые не распространяются положения данного Закона, контролем за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В первоначальной редакции Закона № 294-ФЗ этот вид контроля подпадал под установленные данным законом ограничения. Теперь же Росфинмониторинг и его территориальные органы выведены из сферы действия Закона № 294-ФЗ. Впрочем, данная поправка актуальна не для всех участников предпринимательской деятельности, а только тех из них, чья деятельность подлежит контролю в соответствии с положениями Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”.

Читайте также:  ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ ПОБОЕВ. Как правильно снять и зафиксировать побои?

Часть 4 статьи 1 Закона № 294-ФЗ определяет перечень видов контроля, особенности проведения которых (в том числе в части оснований проверок и сроков их проведения) могут устанавливаться другими федеральными законами. С 1 мая 2009 года к таким видам контроля дополнительно отнесены:

  • государственный контроль регулирования цен (тарифов) и надбавок к ним;
  • контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий;
  • контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса.

Указанные выше поправки не слишком осложнят жизнь большинства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Тем не менее, совершенно очевидно, что они направлены на защиту интересов контролирующих органов, а не бизнеса.

Следует также отметить, что в отношении целого ряда положений Закона № 294-ФЗ сохранен прежний срок вступления в силу – с 1 июля 2009 года. К ним, прежде всего, относятся положения, так или иначе связанные с представлением уведомлений о начале предпринимательской деятельности, предусмотренным статьей 8 Закона № 294-ФЗ. В их числе:

  • пункт 6 статьи 3, провозглашающий принцип недопустимости требования о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления установленных настоящим Законом № 294-ФЗ отдельных видов работ/услуг в случае представления указанными лицами уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности;
  • статья 8, определяющая правовой статус уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;
  • пункт 3 части 8 статьи 9, согласно которому основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение 3-х лет со дня начала осуществления юридическим лицом/индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности (в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления);
  • пункт 1 части 3 статьи 12, согласно которому выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах юридического лица/индивидуального предпринимателя.

В остальной части поправок в Закон № 294-ФЗ (проведение плановых проверок не чаще одного раза в три года, ограничения на проведение внеплановых проверок и прочее) Федеральный закон от 28.04.2009 № 60-ФЗ, несомненно, соответствует интересам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые избавились от избыточного внимания огромной армии проверяющих всех мастей на целых два месяца раньше, чем рассчитывали.

Впрочем, данная поправка актуальна не для всех участников предпринимательской деятельности, а только тех из них, чья деятельность подлежит контролю в соответствии с положениями Федерального закона от 07.

Закон о защите юридических лиц и ИП при проведении проверок

ВИДЫ ПРОВЕРОК

Согласно закону проверки делятся на плановые и внеплановые.

Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами (далее – обязательные требования).

Плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в три года.

При этом план проведения проверок размещается соответствующими государственными органами в сети Интернет.

Такие планы будут составляться начиная с 01 января 2010 года.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются контролирующим органом о проведении такой проверки не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения. Уведомление может направляться как по почте с уведомлением о вручении, так и иным доступным способом. При этом содержание такого уведомления Законом или подзаконным актом не установлено.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный орган уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.

Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

2. Внеплановая

Вторым видом проверок является внеплановая проверка.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

2) поступление в контролирующие органы обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Внеплановая выездная проверка субъектов малого или среднего предпринимательства, может быть проведена по основаниям, указанным в пунктах «а» и «б», после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

О проведении внеплановой выездной проверки, проводимой в связи с истечением срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются контролирующим органом не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

В день подписания распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства контролирующий орган представляет в соответствующий орган прокуратуры заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки.

По результатам рассмотрения заявления не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурором или его заместителем принимается решение о согласовании проведения такой проверки или об отказе в согласовании.

При этом согласует проведение проверки прокуратура по месту осуществления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Необходимо иметь в виду, что в случае если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер, контролирующие органы вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно.

В таком случае документы для согласования должны быть в прокуратуру в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.

В связи с этим, прежде чем допускать проверяющих на территорию организации, стоит попросить их предъявить документ о согласовании данной проверки прокуратурой.

Примечание:

Критерии отнесения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, а также микропредприятиям установлены ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

3. Формы проверок

Каждый из указанных выше видов проверок может проводиться в следующих формах:

1) документарной

Проводится по месту нахождения органа контролирующего органа. В процессе ее проведения в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении контролирующего органа, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности (о них – далее), акты предыдущих проверок, и другие документы.

В случае, если достоверность сведений, содержащихся в таких документах вызывает сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение обязательных требований, контролирующий орган направляет в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые документы. При этом документы, которые требует контролирующий орган, должны соответствовать предмету проверки.

К запросу обязательно прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя контролирующего органа о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.

В течение десяти рабочих дней со дня получения такого запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в контролирующий орган указанные в запросе документы.

Законом прямо установлено, что требования контролирующих органов о нотариальном заверении данных документов незаконны.

В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки, противоречия в представленных документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у контролирующего органа документах, информация об этом направляется юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, вправе при этом представить дополнительно в контролирующий орган документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

Должностное лицо, которое проводит документарную проверку, обязано рассмотреть представленные пояснения и документы. В случае если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при их отсутствии контролирующий орган установит признаки нарушения обязательных требований должностные лица контролирующего органа вправе провести выездную проверку.

Выездная проверка проводится по месту нахождения юридического лица, индивидуального предпринимателя в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения проверки.

При проведении выездной проверки должностные лица контролирующего органа обязаны:

1) предъявить служебное удостоверение;

2) ознакомить уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя с:

а) распоряжением или приказом о назначении выездной проверки;

б) полномочиями проводящих выездную проверку лиц;

в) с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки,

г) видами и объемом мероприятий по контролю;

д) составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке;

е) сроками и с условиями ее проведения.

Уполномоченный представитель юридического лица, индивидуального предпринимателя, обязаны предоставить должностным лицам контролирующего органа, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если ей не предшествовало проведение документарной проверки.

Также представители проверяемого обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц, экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые им при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.

Читайте также:  Какие дома подходят под материнский капитал, требования к объекту 2020 год

Помощник прокурора
Сурского района
юрист 3 класса Д.С. Пасечник

При этом документы, которые требует контролирующий орган, должны соответствовать предмету проверки.

Разъяснения 294-ФЗ

С 01.01.2017 вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 № 277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ), касающиеся проведения различных проверочных мероприятий.

Новой статьей 8.3. Федерального закона № 294-ФЗ регламентируется порядок организации и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

В частности, новой редакцией Федерального закона № 294-ФЗ определяются виды контроля, при которых не требуется взаимодействие с проверяемым субъектом:

1) плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона;

2) административные обследования объектов земельных отношений;

3) исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

4) измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи, включая параметры излучений радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

5) наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы;

6) наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети “Интернет” и средствах массовой информации;

7) наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом;

8) другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами.

Следует отметить, что подобные мероприятия должны проводиться на основании заданий руководителей или заместителей руководителей органов контроля (надзора), при этом, в силу новых требований Федерального закона № 294-ФЗ, порядок оформления и содержание таких заданий, и порядок оформления должностными лицами органа муниципального контроля результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в том числе результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований, исследований, измерений, наблюдений, устанавливаются уполномоченными органами местного самоуправления.

В случае выявления нарушений орган контроля (надзора) вправе принять решение о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ.

В соответствии со ст.9 Федерального закона № 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны уведомляться органом муниципального контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения, при этом, новым способом уведомления является электронный документ, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью и направленный по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган муниципального контроля.

Дополнены и изменены основания для проведения внеплановой проверки, к которым отнесены: поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования); мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах, указанных в подп. «а», «б» ч.2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ.

По общему правилу, обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона № 294ФЗ, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Однако, в случае, если изложенная в обращении или заявлении информация может в соответствии с пунктом 2 части 2 указанной статьи являться основанием для проведения внеплановой проверки, должностное лицо органа муниципального контроля при наличии у него обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица. Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в части 2 статьи 10 Федерального закона, уполномоченными должностными лицами органа муниципального контроля может быть проведена предварительная проверка поступившей информации.

В случае же выявления по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, получении достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля (надзора) подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ. По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются.

Существенные изменения касаются правил организации внеплановых проверок в сфере защиты прав потребителей (такие проверки проводятся только службой Роспотребнадзора).

С 01.01.2017 основанием для проведения внеплановой проверки в указанной сфере является поступление обращений, содержащих сведения о нарушении прав потребителей, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены.

Новеллой также является организация и проведение контрольной закупки (ст. 16.1 Федерального закона № 294-ФЗ).

Возможность проведения контрольной закупки предусмотрена по основаниям ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ при проведении мероприятий, направленных на профилактику правонарушений. При этом осуществление такого мероприятия возможно исключительно в случаях, установленных федеральными законами, регулирующими организацию и осуществление отдельных видов государственного контроля (надзора).

Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления проверяемых субъектов. Закупка, проводимая по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ, согласовывается с органами прокуратуры.

Обязательным условием проведения контрольной закупки является участие в ней свидетелей, которые должны расписаться в акте такой закупки.

С 01.01.2017 введена форма ответственности лиц за направление в органы контроля (надзора) обращений, содержащих заведомо ложные сведения.

Согласно изменениям, органы контроля (надзора) вправе обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина, в том числе с юридического лица, индивидуального предпринимателя, расходов, понесенных органом контроля (надзора) в связи с рассмотрением поступивших заявлений, обращений указанных лиц, если в заявлениях, обращениях были указаны заведомо ложные сведения.

Нововведения также затронули порядок проведения плановых и внеплановых выездных проверок.

Теперь, в случаях, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным, орган контроля составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин.

В этом случае контролирующий орган в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении такого юридического лица или индивидуального предпринимателя плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Разъяснения 294-ФЗ.

Закон о защите юридических лиц и ИП при проведении проверок

Принят
Государственной Думой
19 декабря 2008 года

Одобрен
Советом Федерации
22 декабря 2008 года

Закон о защите юридических лиц и ИП при проведении проверок.

8 федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.

“Комментарий к Федеральному закону от 26 декабря 2008 г. n 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (постатейный) (Борисов А.Н.) (“Юстицинформ”, 2009)

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 26 ДЕКАБРЯ 2008 Г.
N 294-ФЗ “О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ”
(Постатейный)
А.Н. БОРИСОВ
Борисов Александр Николаевич
Специалист по гражданскому, административному и другим отраслям права. В 2001 г. с отличием окончил Московскую государственную юридическую академию. В настоящее время – директор юридической фирмы.
Автор более 50 комментариев к федеральному законодательству (в том числе к Федеральным законам “О приватизации государственного и муниципального имущества” (в соавторстве), “Об аудиторской деятельности”, “Об акционерных обществах”, “Об обществах с ограниченной ответственностью”), а также книг аналитическо-справочного характера.
Введение
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (далее – комментируемый Закон) представляет собой новую редакцию Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)” (далее – Закон 2001 г. о защите прав при проведении контроля), являвшегося базовым актом среди нормативных правовых документов, регулирующих отдельные аспекты государственного контроля и надзора.
По итогам правоприменительной практики Закона 2001 г. о защите прав при проведении контроля выявлен ряд проблем, в целях правового регулирования которых и разработан законопроект, принятый в качестве комментируемого Закона. Как указывалось в пояснительной записке к данному законопроекту, анализ практики применения Закона 2001 г. о защите прав при проведении контроля показал, что количество мероприятий по контролю со стороны большинства государственных органов, а также временные издержки хозяйствующих субъектов при их проведении сократились незначительно; кроме того, остались проблемы недостаточной эффективности и результативности действующей системы контроля (надзора) как следствие того, что органы государственного контроля (надзора) не объединены единой идеологией. Это связано не только с содержанием норм Закона 2001 г. о защите прав при проведении контроля и правоприменительной практикой, но и с несоответствием действующих методов государственного контроля (надзора) его задачам.
——————————–
СПС.
Авторами законопроекта также отмечалось, что существующее дублирование функций ведомствами федерального и регионального уровня, избыточность предъявляемых к предпринимателям требований, отсутствие обоснованных подходов к доказательству необходимости государственного вмешательства в экономику не только не обеспечивают в полной мере безопасность товаров (работ, услуг), но и увеличивают издержки предпринимателей, снижая их конкурентоспособность; кроме того, не произошло радикальных изменений в идеологии и практике контрольно-надзорной деятельности, связанных с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ “О техническом регулировании” , позволяющим рассматривать предмет контроля (надзора) как совокупность обязательных требований в области безопасности товаров (работ, услуг).
——————————–
СЗ РФ. 2002. N 52. Ч. 1. Ст. 5140.
Проект комментируемого Закона разработан и внесен в Государственную Думу Правительством РФ. Причем непосредственной причиной для этого послужили не изложенные проблемы, а прямое предписание, содержащееся в Указе Президента РФ от 15 мая 2008 г. N 797 “О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности” . Так, в п. 1 названного документа в целях ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности, в первую очередь в сфере малого и среднего предпринимательства, Правительству РФ предписывалось в двухмесячный срок разработать и внести в Государственную Думу проекты федеральных законов, предусматривающих, наряду с прочим, следующее:
——————————–
СЗ РФ. 2008. N 20. Ст. 2293.
усиление гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора);
проведение планового мероприятия по контролю (в том числе по отдельным видам лицензионного контроля) в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) не более чем один раз в три года (кроме налогового контроля);
проведение внеплановых мероприятий по контролю в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства только в целях выявления нарушений, представляющих непосредственную угрозу жизни или здоровью людей, по согласованию с прокурором субъекта РФ;
преимущественно уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности, сокращение количества разрешительных документов, необходимых для ее осуществления, замену (в основном) обязательной сертификации декларированием производителем качества выпускаемой продукции.
Собственно, эти предписания и составили основное содержание ряда нововведений комментируемого Закона. В целом же в отношении новелл Закона с учетом изложенного в пояснительной записке к его проекту необходимо отметить следующее:
расширена сфера применения Закона за счет включения в нее муниципального контроля. Соответственно, Закон регулирует отношения в области организации и осуществления не только государственного контроля (надзора), но и муниципального контроля, защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении не только государственного контроля (надзора), но и муниципального контроля. В отношении же осуществления государственного контроля (надзора) введен принцип разграничения полномочий федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ в соответствующих сферах деятельности. Введены понятия федерального и регионального государственного контроля (надзора);
введен уведомительный порядок начала отдельных видов предпринимательской деятельности по исчерпывающему перечню, для чего установлена обязанность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей представлять в установленном порядке уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Исполнение данной обязанности исключает необходимость получения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления этих видов деятельности;
модернизирована система планового контроля (надзора). Установлено, что в отношении всех видов предпринимательской деятельности плановый контроль (надзор) осуществляется не более чем один раз в три года, за исключением отдельных изъятий. Иная нормативная периодичность сохранена в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, социальной сфере. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством РФ;
введено понятие “проверка”, которое включает в себя два вида проверок: документарные (проводятся на основании исследования документов по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля) и выездные (проводятся по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности). По общему правилу выездная проверка осуществляется только в случаях, когда проведение документарной проверки недостаточно для установления фактов нарушений действующего законодательства;
существенно изменена идеология проведения внепланового государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Установлено, что внеплановый контроль (надзор) проводится только в случаях проверки информации, полученной органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля от граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления или средств массовой информации: о возникновении угрозы жизни или здоровью людей, загрязнения окружающей среды, аварийных ситуаций; о причинении ущерба жизни, здоровью людей или окружающей среде. Из перечня оснований для проведения внепланового контроля (надзора) исключено нанесение имущественного ущерба, поскольку защита имущественных прав может осуществляться в судебном порядке в соответствии с гражданским законодательством;
введен запрет на проведение дублирующего контроля разными контрольно-надзорными органами в отношении одних и тех же требований, в отношении одного и того же объекта;
введены предельные сроки проведения проверок, в том числе общий срок проведения проверки любого вида 20 рабочих дней и годовые сроки проверок малого предприятия (50 часов), микропредприятия (15 часов). Для исключительных случаев предусмотрена возможность продления сроков;
предусмотрен перечень грубых нарушений Закона, являющихся безусловным основанием для признания результатов проверки недействительной. Установлено, что результаты проверки, проведенной с грубым нарушением установленных Законом требований, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом.
По мнению авторов проекта комментируемого Закона, реализация законопроекта позволит повысить экономическую активность предпринимателей (в том числе субъектов малого предпринимательства), в особенности в инновационной и производственной сферах; снизить уровень необоснованного административного вмешательства в предпринимательскую деятельность; сократить коррупционную составляющую проведения контрольно-надзорных мероприятий; снизить расходы государственных и местных бюджетов на организацию проверок; стимулировать граждан, желающих начать предпринимательскую деятельность.
Комментируемый Закон (за единичными изъятиями) согласно его первоначальной редакции должен был вступать в силу с 1 июля 2009 г., но Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 60-ФЗ “О внесении изменений в статьи 1 и 27 Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” перенес эту дату для большинства норм комментируемого Закона на 1 мая 2009 г., т.е. на два месяца раньше запланированного срока. Прежняя дата вступления в силу Закона сохранена лишь для норм, регламентирующих уведомительный порядок начала отдельных видов предпринимательской деятельности, а также для норм об аккредитованных экспертах и экспертных организациях.
26 декабря 2008 года N 294-ФЗ

Читайте также:  Пенсионный фонд в Михайлове: особенности деятельности, режим работы, адрес

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)
И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
(в ред. Федерального закона от 28.04.2009 N 60-ФЗ)
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона
Комментарий к статье 1
1. В комментируемой статье определено содержание и установлены пределы правового регулирования, осуществляемого комментируемым Законом. Иначе говоря, в этой статье определен предмет регулирования данного Закона или, как указано в названии статьи, сфера применения комментируемого Закона. С общетеоретических позиций определение предмета регулирования законодательного акта представляет собой определение общественных отношений, которые урегулированы нормами этого акта и которые в силу этого становятся правовыми отношениями.
В качестве непосредственно предмета регулирования комментируемого Закона в ч. 1 комментируемой статьи названы отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. В этой связи следует отметить то, как в п. 1 ст. 1 Закона 2001 г. о защите прав при проведении контроля определялся предмет регулирования названного Закона: отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, подведомственными им государственными учреждениями (по тексту Закона последние обозначались юридико-техническим сокращением “органы государственного контроля (надзора)”), уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством РФ.
Как видно, в норме ч. 1 комментируемой статьи нашли свое отражение две такие основные новеллы комментируемого Закона, как: 1) расширение сферы его применения за счет включения в нее муниципального контроля (эта новелла прослеживается и в других нормах комментируемой статьи); 2) исключение государственных учреждений из числа субъектов, осуществляющих государственный контроль (надзор). О данных новеллах см. комментарий к ст. 2 Закона.
Новым в норме ч. 1 комментируемой статьи является и указание на отнесение к сфере применения комментируемого Закона отношений в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Однако это указание не обозначает нововведение данного Закона. Организацию и осуществление государственного контроля (надзора) Закон 2001 г. о защите прав при проведении контроля, по сути, регламентировал, но на это по не вполне понятной причине не указывалось в норме п. 1 его ст. 1, определяющей предмет регулирования данного Закона.
2. Часть 2 комментируемой статьи определяет основные составляющие содержания правового регулирования, осуществляемого комментируемым Законом. Согласно этой норме данным Законом устанавливаются:
1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;
3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;
4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при

о защите прав при проведении контроля, по сути, регламентировал, но на это по не вполне понятной причине не указывалось в норме п.

Ограничение действий контролирующих лиц

Ст. 15 294-го закона о внеплановых проверках запрещает контролерам:

проверять выполнение требований, относящихся к полномочиям других надзорных органов, установленных актами властей СССР и РСФСР или неопубликованными актами муниципалитетов;

проводить мероприятия, если руководитель проверяемого лица отсутствует и не передал свои полномочия другому представителю;

требовать и забирать оригиналы документов, образцы и пробы, не относящиеся к объекту проверки;

изымать образцы и пробы без составления соответствующих протоколов;

распространять информацию, приравненную законом к охраняемой тайне;

нарушать установленную продолжительность проверки;

предлагать или предписывать проверяемым проводить контрольные мероприятия за счет их средств;

запрашивать документы, имеющиеся у других государственных органов или органов местного самоуправления и доступных в рамках межведомственного взаимодействия;

требовать сведения для проверки до начала контрольных мероприятий.

Более результативны выездные проверки.

Добавить комментарий