Федеральный закон об обязательном страховании автогражданской ответственности №40-ФЗ: основные понятия и структура НПА

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН.

Информация об изменениях:

Преамбула изменена с 1 сентября 2014 г. – Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 223-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона.

Основные понятия и краткое содержание

Цель Закона №40 Федерального Законодательства обеспечивать исполнение установленных при возникновении дорожных транспортных происшествий. Закон об ОСАГО является обязательным для исполнения всеми лицам, которые владеют транспортными средствами.

При покупке автомобиля, каждый гражданин должен оформить следующие бумаги:

  1. Документы, дающие право управлять транспортным средством в общем потоке;
  2. Заключение медицинской комиссии о физическом здоровье водителя;
  3. Страховые документы на случай возникновения ДТП. Этот пункт как раз и является полисом ОСАГО, который контролируется данным законодательством.
  4. Технический паспорт автомобиля.

ФЗ №40 направлен на урегулирования вопроса о возникновении ответственности при авариях. Так, согласно этому документу, виновник такого происшествия должен нести материальную ответственность перед пострадавшим лицом.

Положения, прописанные в законе, дают чёткие указание на то, как должны себя вести стороны при такой ситуации. Ответственность ограничивается нормами правового акта, который регистрирует случаи и в все возникающие риски по ним.

Согласно действующем нормам, водителям запрещается передвигаться в общем потоке без соответствующих документов. При выявлении подобных случаев они караются административными мерами в виде штрафа.

Закон содержит в себе 6 глав:

  1. Трактуются основные понятия и принципы исполнения и действия данного нормативного правового акта;
  2. Эта глава включает в себя определения условий, по которым необходимо оформлять страховые документы. Также прописываются стороны участники и объекты подлежащие оформлению. В главе также рассматриваются вопросы по исчислению страховых выплат и действующих ставок по оценке возникших повреждений. В пункте указываются сроки по возмещению причинённых ущербов и особенности рассмотрения дел по возникающим спорным ситуациям;
  3. Раздел рассматривает права на получения выплат. Определяет механизм проведения платежей и рассматривает случаи по взысканию необходимых средств с виновника происшествий;
  4. Даёт определения страхующих лиц и их особенности деятельности. Также рассматриваются основания по замене страховщиков;
  5. Полномочия лиц ведущих страховую и оценочную деятельность, направленную на расчёт ущерба при авариях. Расписывает полномочия и объединения союзов, а также определяет установленные законом суммы платежей и взносов;
  6. Указываются типы по информационным соглашениям и международному сотрудничеству в сфере обязательного государственного страхования автовладельцев. Определяет контроль над ведением деятельности страховщиков и отсылочные нормы к данному законодательству.

Последняя редакция федерального закона также указывает на порядок внесения соответствующих изменений по проведенной недавно страховой реформе.

Полномочия лиц ведущих страховую и оценочную деятельность, направленную на расчёт ущерба при авариях.

Федеральный закон об обязательном страховании автогражданской ответственности №40-ФЗ: основные понятия и структура НПА

Страхование ответственности водителя на дорогах носит нормативный характер во многих странах мира. С 2002 года Российская Федерация также закрепила в нормативно-правовой базе понятие обязательного страхования автогражданской ответственности. Именно в этом году, 25 апреля принят федеральный закон под номером 40 “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”.

  • Структура и содержание федерального закона
  • Общие положения: понятия и принципы законодательства
  • Условия и порядок обязательного страхования: все механизмы работы НПА
  • Понятие компенсационных выплат
  • Прочие положения

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-31-84 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

С момента принятия закон претерпел ряд изменений.

Закон об ОСАГО — Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Закон об ОСАГО — Федеральный закон от 25.04.2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Закон об ОСАГО

Данный документ принят Государственной Думой 3 апреля и одобрен Советом Федерации 10 апреля 2002 года. Он призван защищать права тех, кто оказался потерпевшей стороной в дорожно-транспортном происшествии. Такая защита заключается в получении возмещения понесённого вреда. При этом вред может быть проявлен в виде угрозы жизни, здоровью или имуществу. Закон определяет правовые, экономические и организационные основы ОСАГО.

Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» включает шесть глав. Первая из них содержит общие положения и объединяет три статьи.

Первая статья посвящена основным понятиям. Здесь даются определения таким из них, как транспортное средство и его использование, владелец ТС, водитель и потерпевший. Среди основных понятий представлено определение места жительства (нахождения) потерпевшего. Также изложена информация о том, что такое ОСАГО. Кроме того, здесь можно ознакомиться с тем, кто такие страхователь и страховщик, что представляет собой страховой случай и что такое страховые тарифы.

В числе прочего в первой статье дано определение компенсационным выплатам. Также можно узнать о том, что представляет собой представитель страховщика в субъекте РФ. Здесь же дано определение прямому возмещению убытков, направлению на ремонт и договору на организацию восстановительного ремонта. Кроме того, представлена информация об урегулировании требований, которые возникают в связи со страхованием в рамках международных систем страхования.

Вторая статья первой главы посвящена вопросам законодательства России об ОСАГО. Третья статья излагает основные принципы обязательного страхования. К числу таковых относятся гарантия возмещения вреда, который причинён жизни, здоровью или имуществу потерпевших (возмещение осуществляется в пределах, установленных законом); всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности автовладельцами; недопустимость использования на территории РФ транспортных средств, владельцы которых не выполнили обязанность по страхованию своей гражданской ответственности; экономическая заинтересованность владельцев ТС в повышении безопасности на дорогах.

Читайте также:  Консультация юриста - Считается ли отпуск как отработка перед увольнением

Вторая глава Закона является самой объёмной и включает 14 статей, некоторые из которых имеют подпункты. Эта глава определяет условия и порядок осуществления обязательного страхования.

Четвёртая статья закона определяет обязанность владельцев ТС по страхованию гражданской ответственности. Здесь изложена информация о том, что владельцы ТС обязаны страховать риск своей гражданской ответственности. Здесь же представлены сведения о том, на кого данная обязанность не распространяется.

Следующая пятая статья позволяет ознакомиться с правилами ОСАГО, которые наряду с другими положениями включают в себя следующие: порядок заключения, изменения, продления и досрочного прекращения договора обязательного страхования; порядок уплаты страховой премии; перечень действий лиц при осуществлении обязательного страхования, включая наступление страхового случая; порядок определения размера подлежащих возмещению страховщиком убытков и осуществления страхового возмещения причинённого потерпевшему вреда; порядок разрешения споров по обязательному страхованию; требования к организации восстановительного ремонта повреждённого ТС и порядок взаимодействия потерпевшего, страховщика и СТО при выявлении недостатков проведённого ремонта.

Далее представлена статья, посвящённая вопросам объекта обязательного страхования и страхового риска. Так, в качестве объекта выступают имущественные интересы, которые связаны с риском гражданской ответственности владельца ТС по обязательствам, возникающим в результате причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших, которое наступает при использовании ТС на территории России.

В следующей статье можно ознакомиться с тем, что представляет собой страховая сумма и каков её размер в части возмещения вреда, причинённого жизни или здоровью каждого потерпевшего, а также в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего.

Далее имеется возможность ознакомиться с тем, как осуществляется регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию. Следует отметить, что страховые тарифы по ОСАГО, а также структура страховых тарифов определяются страховщиками с учётом требований, которые устанавливаются Центральным банком РФ. Также Закон позволяет ознакомиться со всей необходимой информацией, касающейся базовых ставок и коэффициентов, из которых состоят страховые тарифы.

При этом базовые ставки зависят от технических характеристик и конструктивных особенностей ТС. Также влияние оказывает назначение транспортного средства. Всё это относится к числу факторов, которые оказывают существенное влияние на вероятность причинения вреда во время использовании ТС, а также на потенциальный размер такого вреда.

В то же время коэффициенты зависят от территории преимущественного использования автомобиля, наличия либо отсутствия страхового возмещения в предшествующие периоды, технических характеристик ТС, сезонного использования транспортного средства, а также иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.

Статья десятая Закона посвящена сроку действия ОСАГО. Такой срок, как правило, составляет один год, исключением являются случаи, для которых предусмотрены иные сроки действия соответствующего договора.

В следующей статье изложен порядок действия страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая. Здесь же представлена информация, касающаяся оформления документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции. Далее следует информация, касающаяся порядка осуществления страхового возмещения причинённого потерпевшему вреда. Представлены здесь и сведения о независимой технической экспертизе ТС.

Закон об ОСАГО также позволяет ознакомиться с информацией, касающейся права регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред. Также изложена информация о прямом возмещении убытков. В документе в числе прочего представлены сведения, касающиеся порядка осуществления обязательного страхования. Здесь же размещена информация об обязательном страховании при ограниченном использовании транспортных средств. Также имеется возможность ознакомиться с особенностями рассмотрения споров по договорам обязательного страхования. Последняя статья второй главы посвящена вопросам компенсации страховых премий по ОСАГО.

Третья глава Закона позволяет ознакомиться с компенсационными выплатами. Она включает три статьи, первая из которых знакомит с информацией, касающейся права на получение таких выплат. Данный вид выплат осуществляется в счёт возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевшего в случаях, когда страховое возмещение по ОСАГО не может быть осуществлено.

Вторая статья третьей главы Закона посвящена осуществлению компенсационных выплат. Заключительная статья позволяет ознакомиться со сведениями, касающимися взыскания сумм компенсационных выплат.

Ещё одна глава освещает информацию о страховщиках. Она также включает три статьи, первая из которых информирует о том, что страховщик должен иметь в каждом субъекте РФ своего представителя, который является уполномоченным на рассмотрение требований, поступающих от потерпевших и касающихся получения страхового возмещения и прямого возмещения убытков. Также такие представители должны быть уполномочены на осуществление соответствующих возмещений. Страховщики должны являться членами профессионального объединения страховщиков (в качестве которого в РФ выступает Российский союз автостраховщиков — РСА). В этой же главе представлена статья, в которой изложены особенности осуществления страховщиками операций по обязательному страхованию.

Пятая глава, которую включает Закон об ОСАГО, посвящена профессиональному объединению страховщиков. В ней имеется шесть статей, первая из которых предоставляет общие сведения. Так, профессиональным объединением страховщиков выступает некоммерческая корпоративная организация, которая создаётся в организационно-правовой форме ассоциации (союза) и представляет собой единое общероссийское профессиональное объединение. Такое объединение основывается на принципе обязательного членства страховщиков и действует в целях обеспечения их взаимодействия, координации их предпринимательской деятельности.

Кроме того, оно призвано представлять и защищать общие профессиональные и имущественные интересы. Ещё одной из целей объединения выступает установление правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования. Также важным является обеспечение проведения технического осмотра ТС в соответствии с законодательством в области такого осмотра.

Вторая статья пятой главы позволяет ознакомиться с функциями и полномочиями профессионального объединения страховщиков. К числу таковых относятся обеспечение взаимодействия всех членов в случае осуществления ими обязательного страхования, разработка обязательных для профессионального объединения и его членов правил профессиональной деятельности, контроль за их соблюдением.

Читайте также:  Образец надзорной жалобы по административному делу: как составить

Также к числу функций такого объединения относятся представление и защита в органах государственной власти, органах местного самоуправления, иных органах и организациях интересов, которые связаны с осуществлением членами профессионального объединения обязательного страхования.

Среди полномочий также представлены осуществление компенсационных выплат и установление размеров отчислений страховщиков в резерв гарантий и резерв текущих компенсационных выплат. Кроме того, объединение реализует права требования.

В числе прочего на него возложены функции по компенсации за счёт средств резерва гарантий и средств, полученных профессиональным объединением страховщиков от реализации права требования, недостающей части активов страховщику, которому при условии компенсации недостающей части активов оказался переданным страховой портфель.

Также объединение осуществляет прочие функции, которые предусмотрены нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными актами Банка России и уставом профессионального объединения в соответствии с поставленными перед ним целями и задачами.

Следующая статья Закона об ОСАГО посвящена правилам профессиональной деятельности, которые являются обязательными для профессионального объединения и его членов. Отдельно представлена информация, касающаяся соглашения о прямом возмещении убытков.

В следующей статье рассказывается об обязанности профессионального объединения по осуществлению компенсационных выплат. Также Закон позволяет ознакомиться с информацией, касающейся имущества профессионального объединения страховщиков, которое образуется за счёт имущества, передаваемого объединению его учредителями в соответствии с уставом; вступительных, членских и целевых взносов, а также иных обязательных платежей, которые уплачиваются в профессиональное объединение его членами в соответствии с правилами такого объединения; средств, которые поступают от реализации прав требования; платы за аккредитацию операторов технического осмотра; добровольных взносов и средств из иных источников.

В числе прочего имеется возможность ознакомиться со взносами и иными обязательными платежами членов профессионального объединения.

Последняя шестая глава документа посвящена заключительным положениям. Она объединяет пять статей, первая из которых освещает информационное взаимодействие. Вторая посвящена вопросам международных систем страхования.

В числе прочего изложена информация, касающаяся контроля за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию, который возложен на полицию при регистрации и осуществлении иных полномочий в области контроля за соблюдением ПДД, а также нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности на дорогах.

Водитель ТС обязан иметь при себе страховой полис ОСАГО или распечатанную на бумажном носителе информацию, подтверждающую заключение договора обязательного страхования в виде электронного документа. Соответствующий документ должен передаваться для проверки сотрудникам полиции, которые являются уполномоченными на проверку таких документов в соответствии с российским законодательством.

Контроль за исполнением обязанности по страхованию осуществляют и таможенные органы при въезде ТС в Российскую Федерацию, а также при выезде из РФ в другие государства, где применяются международные системы страхования.

На территории России использование транспортных средств, владельцы которых не исполнили обязанность по страхованию своей гражданской ответственности, запрещено. Соответствующие транспортные средства не могут быть зарегистрированы.

Ещё одна статья посвящена информации о вступлении в силу Федерального закона об ОСАГО. Необходимо отметить, что данный Закон вступил в силу с 1 июля 2003 года, за исключением положений, для которых были предусмотрены иные сроки. Последняя статья документа касается приведения нормативных правовых актов в соответствие с данным Законом.

Таким образом, Закон об ОСАГО — это источник исчерпывающей информации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Здесь представлены общие положения, условия и порядок осуществления обязательного страхования, сведения о компенсационных выплатах, информация о страховщиках и профессиональном объединении страховщиков, а также заключительные положения.

Закон об ОСАГО также позволяет ознакомиться с информацией, касающейся права регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред.

Федеральный Закон об ОСАГО последняя редакция 2020 года

Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО) стал основным инструментом регулирования важнейших процессов в нашем обществе. Речь идёт о ситуациях, при которых наступает ответственность за нанесения вреда третьим лицам с участием транспортных средств различного типа. В данный законодательный акт постоянно вносятся корректировки, отражающие мнение общества и правоведов в знаковых вопросах действующего правового регламента. Новый закон об ОСАГО 2020 года со всеми изменениями и уточнениями вступил в действие с 1 июля 2017 года.

Просроченная страховка станет причиной применения штрафных санкций в размере 1000 рублей.

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 24.04.2020, с изм. от 25.05.2020) “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”

ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ

ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

3 апреля 2002 года

10 апреля 2002 года

В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, настоящим Федеральным законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – обязательное страхование), а также осуществляемого на территории Российской Федерации страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее – международные системы страхования).

Обязанность владельцев транспортных средств осуществлять обязательное страхование своей гражданской ответственности вытекает также из пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ О безопасности дорожного движения.

Закон РФ об ОСАГО — условия и порядок

Закон об ОСАГО предназначен для того, чтобы максимально обезопасить пострадавших во время аварий или транспортных происшествий и гарантировать им выплаты ущерба. В нашей стране страхование автогражданской ответственности является обязательным явлением для лиц, которые владеют и пользуются автомобилем.

Читайте также:  Раменское - адреса и контакты отделений пенсионного фонда на сегодня

3 ФЗ-40, на территории нашей страны не могут передвигаться и использоваться автомобили, владельцы которых не имеют полиса ОСАГО.

Список изменений по 2018 год в новом законе об ОСАГО

Федеральный закон об ОСАГО в новой редакции 2018 включил в себя следующие изменения:

  1. Увеличена сумма компенсационных лимитных выплат с 120 000 до 400 000 рублей. При этом каждый пострадавший может претендовать на эту сумму, в то время как до этого сумма на одно человека была ограничена 160 000 рублями.
  2. Образование единой информационной базы данных, включающей всех страхователей и страховщиков ОСАГО и КАСКО. Такой шаг позволил объединить в глобальную электронную библиотеку все имеющиеся сведения для максимально эффективного контроля над системой обязательного страхования.
  3. Узаконена новая лимитная сумма, выплачиваемая в качестве компенсации за ущерб, причинённый здоровью и жизни – 500 000 рублей. Для установления сумм при возмещении вреда в случае травм потерпевших разработана специальная таблица. В этой таблице прописаны коэффициенты, вычисляемые с основной страховой суммы в соответствии с тяжестью полученных травм.
  4. Определены основные положения с корректировками, касающиеся выдачи электронных полисов.
  5. Приняты положения о натуральном возмещении ущерба по полисам ОСАГО.

С 2019 года запланировано введение «безлимитного европейского протокола», который будет действовать на всей территории РФ. В этом случае страховка при ДТП может оформляться самим участниками при условии наличия видео и фото съёмки, а также данных глобальной спутниковой системы позиционирования на местности.

быстрое оформление полиса;.

Содержание ФЗ № 40 от 25.04.2002 г

Согласно положениям нормативного акта, объектом, подлежащим страхованию, являются имущественные интересы собственника ТС. При наличии страхового договора владелец авто имеет право на получение компенсационных выплат, в случае, если жизни, здоровью или имуществу участников ДТП был нанесен ущерб.

Однако закон определяет перечень случаев, в которых выплаты не осуществляются:

  • причинение морального ущерба участникам ДТП;
  • участие в ДТП автомобиля, не указанного в договоре страхования;
  • получение повреждений в результате учебной езды или соревнований, а также при испытаниях транспортных средств на полигонах;
  • в результате ДТП окружающей среде был нанесен ущерб;
  • повреждения получили объекты интеллектуальной собственности или ценные бумаги;
  • порча имущества произошла в результате действий водителя.

Максимальный размер компенсации, которую автовладелец может получить по договору ОСАГО, составляет:

  • 400 000 рублей – при необходимости восстановления имущества, получившего повреждения в ДТП;
  • 500 000 рублей – при возникновении в результате ДТП физических повреждений, травм и увечий у лиц, ставших его участниками.

Срок действия договора ОСАГО составляет 1 год с момента его заключения.

Тех, кто уже получил этот документ до указанной даты, нововведение не коснется действие уже выданных полисов не будет приостановлено и их владельцы смогут использовать их до окончания срока действия заключенного договора.

Положения и цели федерального закона №40 об ОСАГО

Немало опасных ситуаций, связанных с возникновением рисков для жизни и здоровья, сохранения собственности, сопутствует дорожному движению. Страхование ОСАГО призвано обеспечить возможность компенсации ущерба, возникшего в связи с ДТП. В статье рассматривается утвержденный закон об ОСАГО, с учетом принятых дополнений и преследуемых целей.

  1. Основное содержание 40-ФЗ
  2. Цели и задачи федерального закона об ОСАГО
  3. Особенности оформления автогражданки по закону
  4. Условия автогражданки
  5. Видео по теме статьи

Страхование ОСАГО призвано обеспечить возможность компенсации ущерба, возникшего в связи с ДТП.

№ 40-ФЗ Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Принят
Государственной Думой

Одобрен
Советом Федерации

В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, настоящим Федеральным законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – обязательное страхование).

Принят Государственной Думой.

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ АВТОГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В соответствии со ст.

Закон Об ОСАГО

ФЗ об Обязательном страховании автогражданской ответственности регулирует всю деятельность страховых компаний. Именно он защищает интересы водителей и страховщиков.

Федеральный закон Об ОСАГО регулирует всю деятельность страховых компаний. Именно он защищает интересы водителей и страховщиков. В нем строго определены:

  • общие положения – основные понятия и принципы страхования, приоритетность законов;
  • порядок и условия страхования;
  • порядок получения и размер выплат;
  • особенности профессионального объединения страховщиков.

Большинство важных моментов для водителей отражены во второй части основного законодательного акта об обязательном страховании. В их число входит информация о правилах страхования, суммах выплат, проведении независимых технических экспертиз и другом.

Третья глава раскрывает, когда и при каких условиях можно получить компенсацию от страховщика за понесенный ущерб.

В четвертой и пятой главах уже отражено регламентирование деятельности страховых компаний и особенностей их профессионального объединения.

В нем строго определены.

Федеральный закон об обязательном страховании транспортных средств

Закон ОСАГО защищает права пострадавших лиц относительно возмещения вреда, причинённого их здоровью, жизни или имуществу в ходе эксплуатации транспортных средств другими людьми.

Добавить комментарий