Угон воздушного судна или водного транспорта, железнодорожного состава

Статья 211. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава

1. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона —

наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;

г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, —

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, —

наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, сопряженные с совершением террористического акта либо иным осуществлением террористической деятельности, —

наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

Часть 3 комментируемой статьи предусматривает особо квалифицированные составы преступления те же деяния, если они совершены организованной группой ст.

Угон воздушного судна или водного транспорта, железнодорожного состава

Основной объект преступления– общественная безопасность. Дополнительным объектом могут быть жизнь и здоровье людей, имущественные интересы граждан, государственных и иных организаций.

Предметом этого преступления являются: судно воздушного транспорта, судно водного транспорта и железнодорожный подвижной состав.

К воздушному транспорту относятся летательные аппараты, поддерживаемые в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды (самолеты, вертолеты, планеры, дирижабли и т.п.). Судно водного транспорта – это самоходное или несамоходное плавучее средство, используемое для перевозок по воде или под водой грузов, пассажиров, багажа, либо специального назначения – для буксировки судов, разведки и добычи полезных ископаемых, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций и т.д. (ст. 3 КВВТ РФ). К судам водного транспорта также относятся маломерные суда, под которыми понимаются самоходные судна валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн с главным двигателем мощностью менее 55 киловатт (75 л.с.) или с подвесными моторами независимо от мощности, парусное несамоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, а также иное несамоходное судно (гребная лодка грузоподъемностью 100 кг и более, байдарка грузоподъемностью 150 кг и более и надувное судно грузоподъемностью 225 кг и более). К железнодорожному подвижному составу относятся: локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав. К железнодорожному подвижному составу относятся железнодорожные краны, дрезины и т.п. Сюда же относятся составы метрополитена. В то же время трамваи не охватываются понятием железнодорожного подвижного состава.

Для квалификации действий не имеют значения правовой статус и предназначение транспортного средства (государственное или частное, пассажирское или грузовое и др.).

Объективная сторона преступления выражается в насильственном завладении, захвате и последующем перемещении судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава. Захват и угон возможны как на месте стоянки транспортного средства (аэродром, пристань, железнодорожная станция и др.), так и при его движении. Захват признается оконченным с момента установления контроля над транспортным средством со стороны виновного либо его экипажем, а угон – с момента его приведения в движение либо – если судно было захвачено в процессе его движения – с момента, когда угонщик получает возможность контролировать транспортное средство или управлять им. Захват транспортного средства без цели угона не образует преступления, предусмотренного ст. 211 УК РФ, например, для использования экипажа, пассажиров в качестве заложников.

Субъект преступления – физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Участником угона может быть как член экипажа, так и любое другое лицо.

Субъективная сторона выражается в умышленной форме вины в виде прямого умысла и специальной цели угона. Если угон или захват судна водного транспорта совершены с целью завладения находящимся на нем имуществом, то содеянное надлежит квалифицировать по совокупности преступлений (ст. ст. 211 и 227 УК РФ). Также по совокупности следует квалифицировать и угон транспортного средства, совершенный в целях государственной измены (ст. ст. 211 и 275 УК РФ).

Квалифицирующими признаками, предусмотренными ч. 2 ст. 211, являются: 1) совершение угона транспортного средства группой лиц по предварительному сговору; 2) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья либо с угрозой применения такого насилия; 3) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия.

Насилие может рассматриваться в качестве признака данного преступления, если оно было средством угона транспортного средства. А угроза может адресоваться не только экипажу, но и пассажирам, а также иным лицам. В качестве угрозы должны рассматриваться и заявления угонщиков о наличии на транспортном средстве взрывного устройства независимо от того, имелось ли реально такое устройство. Встречающиеся случаи заявления того или иного пассажира о якобы имеющемся на борту судна взрывном устройстве, не сопряженные с намерением его угона, не могут квалифицироваться по рассматриваемой статье.

Часть 3 ст. 211 предусматривает особо квалифицирующие признаки угона транспортного средства в этих же целях: а) если они совершены организованной группой; б) повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.

Признаки организованной группы предусмотрены в ч. 3 ст. 35 УК РФ.

К тяжким последствиям относятся смерть человека, причинение вреда здоровью людей, крушение, столкновение транспортного средства, причинение значительного имущественного ущерба и др. В этом случае состав преступления является материальным.

К железнодорожному подвижному составу относятся железнодорожные краны, дрезины и т.

Статья 211. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава

1. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона –
наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового .

2. Те же деяния, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) пункт утратил силу с 11 декабря 2003 года – Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ ;
в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;
г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, –
наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет .

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, –
наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет .

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, сопряженные с совершением террористического акта либо иным осуществлением террористической деятельности, –
наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

Не охватываются составом ст.

Уголовное право. Особенная часть (главы XI-XXI)

б утратил силу.

Состав преступления

Предмет посягательства ограничен тремя объектами:

  1. Авиатранспортом.
  2. Водным транспортом.
  3. Ж/д составами.

Объективную сторону определяют действия, направленные на угон судна, железнодорожного состава на пути его следования или же в период стоянки, и в равной степени — факт захвата для дальнейшего угона.

Состав — формальный. Завершенным деяние считают, как только захваченное ТС будет приведено в движение или же при получении злоумышленником полного контроля над судном (составом), возможности управлять им, в том числе и через других лиц и распорядиться по своему желанию.

Субъективную сторону отражает прямой умысел преступного элемента. То есть, последний осознанно идет на преступление, планируя завладеть судном (составом).

Если допущена смерть человека от неосторожных действий угонщика и прочие тяжелые последствия, вина приобретает двойную форму — в одной части умысел прямой, во второй, идет речь о наступлении непредвиденных, но сопутствующих последствий по неосторожности, выраженной в виде небрежного поведения или легкомыслия.

Обязательная черта субъективной стороны — совершение захвата объекта для последующего его угона.

За последствия отвечает только лицо с 16 лет, при условии его вменяемости.

Ж д составами.

Комментарий к Статье 211 УК РФ

1. Общественная опасность преступления выражается в нарушении контроля за передвижением транспортной единицы, влекущем возможность аварий и наступления тяжких последствий (Токийская конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (1963 г.) ; Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970 г.) ; Римская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (1988 г.) , и т.д.).
——————————–
Сб. международных договоров СССР. Вып. XLIV. М., 1990. С. 218 – 225.

Сб. действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXVII. М., 1974. С. 292 – 296.

2. Объектом преступного посягательства являются отношения по обеспечению безопасного для граждан порядка перемещения источников повышенной опасности – воздушного, водного и железнодорожного транспорта.

3. Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ч. 1, заключается в угоне или захвате судна воздушного транспорта (вертолета, самолета и иного летательного аппарата, используемого в целях воздушных перевозок), водного транспорта (плавсредства, предназначенного для водных перевозок, независимо от водоизмещения и вида перевозимых объектов: пассажирского – теплоход, судно на воздушной подушке и т.д.; грузового – баржа, танкер и т.д.; военного – торпедный катер, подводная лодка и т.д.) либо железнодорожного подвижного состава (объекта, перемещающегося по рельсам и находящегося в ведении МПС России: вагон, локомотив и т.д.). Ведомственная принадлежность и форма собственности на транспортное средство не имеют значения для квалификации.

4. Угон судна заключается в завладении соответствующим судном с последующим перемещением его из места надлежащего нахождения в место, избираемое по усмотрению субъекта состава преступления. Угон является оконченным в момент начала данного перемещения (приведение судна в движение, уклонение от заданного маршрута) независимо от его продолжительности. При незаконном пересечении на угнанном судне Государственной границы РФ содеянное квалифицируется по совокупности преступлений (ст. 211 и 322).

5. Захват судна заключается в установлении над судном контроля, дающего возможность незаконного распоряжения им как средством передвижения по усмотрению виновного. Захват является оконченным в момент установления соответствующего контроля над судном.

6. Угон и захват, квалифицируемые по ч. 1 коммент. статьи, могут иметь как ненасильственный характер, так и осуществляться с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья (побои, причинение физической боли, ограничение свободы), либо с угрозой его применения, выраженной в любой форме.

7. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Мотивы не имеют значения для квалификации (личные, националистические, политические, хулиганские и т.д.). Захват судна должен осуществляться с целью последующего угона. При наличии цели удержания лиц, находящихся на судне, в качестве заложников содеянное охватывается признаками состава захвата заложника (ст. 206) и не требует квалификации по коммент. статье. Угон или захват судна водного транспорта, совершенные в целях завладения чужим имуществом, находящимся на борту судна, влечет квалификацию по совокупности преступлений (ст. 211 и 227).

8. Субъектом преступного посягательства является вменяемое лицо, достигшее 16 лет к моменту совершения преступления.

9. Квалифицирующие признаки, предусмотренные в ч. 2 коммент. статьи, включают совершение угона или захвата судна: а) группой лиц по предварительному сговору (см. коммент. к ст. 35); в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья либо с угрозой применения такого насилия (см. коммент. к ст. 126); г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия. Применение оружия (см. понятие оружия в коммент. к ст. 63) предполагает использование оружия в соответствии с его конструктивным предназначением. Применение предметов, используемых в качестве оружия (см. понятие данных предметов в коммент. к ст. 126), предполагает использование их для нанесения повреждений потерпевшему.

Читайте также:  Порядок выбора управляющей компании многоквартирным домом

10. Особо квалифицирующие признаки, предусмотренные ч. 3 коммент. статьи, включают совершение угона или захвата судна организованной группой (см. коммент. к ст. 35), повлекшего по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.

11. Угон или захват судна, повлекший смерть человека (члена экипажа, пассажира судна либо иного лица) или иные тяжкие последствия (выведение судна из строя, уничтожение или повреждение перевозимого груза и т.д.), является преступлением с двумя формами вины, где отношение лица к последствиям выражается в форме неосторожности. Дополнительной квалификации содеянного не требуется. Угон или захват судна, сопряженный с умышленным причинением смерти человеку, влечет квалификацию по совокупности (ст. 211 и ст. 105).

12. Преступление, предусмотренное ч. 1, относится к категории тяжких, а ч. 2, 3 – особо тяжких.

К железнодорожному подвижному составу относятся все виды подвижного состава, используемого на железнодорожных путях общего пользования.

Комментарии к ст. 211 УК РФ

1. В соответствии с диспозицией ст. 211 предметом преступления являются: судно воздушного транспорта, судно водного транспорта и железнодорожный подвижной состав.

К воздушному транспорту относятся летательные аппараты, поддерживаемые в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды (самолеты, вертолеты, планеры, дирижабли и т.п.).

Судно водного транспорта – самоходное или несамоходное плавучее средство, используемое для перевозок по воде (под водой) грузов, пассажиров, багажа, специального назначения – буксировки судов, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций и т.д. (ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ). К судам водного транспорта следует относить также и маломерные суда, под которыми понимаются самоходные суда валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн с главным двигателем мощностью менее 55 киловатт (75 л.с.) или с подвесными моторами независимо от мощности, парусное несамоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, а также иное несамоходное судно (гребную лодку грузоподъемностью 100 кг и более, байдарку грузоподъемностью 150 кг и более и надувное судно грузоподъемностью 225 кг и более).

Под железнодорожным подвижным составом понимаются локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав (ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации”).

2. Объективная сторона преступления выражается в одной из двух альтернативных форм действий: а) угоне соответствующего судна или подвижного состава; б) в их захвате с целью угона.

Под угоном следует понимать самовольные ненасильственные действия по перемещению транспортного средства с места его нахождения. Угон состоит в установлении контроля со стороны виновных лиц над транспортным средством и его последующим перемещении с того места, где оно находилось, в другое место. Местонахождение судна или состава на момент угона (на стоянке в аэропорту или водном порту, на рейде или на курсе, в депо, полете, на станции и т.д.) для квалификации значения не имеет.

В отличие от угона захват – это насильственное установление контроля над воздушным или водным судном либо железнодорожным подвижным составом с целью угона. Основной состав преступления характеризуется применением насилия, не опасного для жизни или здоровья либо угрозой применения такого насилия. Насилие может применяться к членам экипажа, обслуживающему персоналу, охране, пассажирам либо любым иным лицам, которые по тем или иным причинам оказались на транспортном средстве или вблизи от него.

3. Угон является оконченным преступлением с момента изменения местонахождения транспортного средства (с началом полета воздушного судна или движения подвижного состава, водного судна либо изменения курса судна), а захват – с момента установления над ним неправомерного контроля со стороны угонщиков. Неудачная попытка угона или захвата транспортного средства квалифицируется как покушение на преступление.

4. Субъективная сторона анализируемого преступления характеризуется прямым умыслом. Для захвата судна или железнодорожного подвижного состава обязательным субъективным признаком является специальная цель – угон. Захват не с целью угона, а преследующий иные цели, не образует преступления, квалифицируемого по ст. 211. Причинение вреда собственнику судна, железнодорожного подвижного состава, груза или багажа требует самостоятельной оценки по соответствующим статьям УК.

5. Субъект преступления – лицо, достигшее возраста 16 лет. Субъектом преступления могут быть и члены экипажа, машинисты, которые имеют доступ к транспортному средству в связи с выполнением своих служебных обязанностей.

6. Квалифицированным видом угона (ч. 2 ст. 211) является совершение этого преступления:

  • а) группой лиц по предварительному сговору;
  • в) с применением насилия, опасного для жизни и здоровья;
  • г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия.

Содержание этих признаков аналогично их содержанию при захвате заложника (п. п. “а”, “в” и “г” ч. 2 ст. 206 УК).

7. Особо квалифицированным видом угона является:

  • а) совершение деяния организованной группой;
  • б) угон, повлекший по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.

Содержание этих признаков было рассмотрено при анализе особо квалифицированного состава террористического акта (ч. 3 ст. 205 УК).

Неудачная попытка угона или захвата транспортного средства квалифицируется как покушение на преступление.

Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК РФ)

Значительный опыт международно-правового сотрудничества накоплен государствами в области борьбы с таким видом международного терроризма, как преступления против гражданской авиации, на борту воздушных судов, в международных аэропортах. Стремление государств обезопасить полеты гражданской авиации связано с тем, что этот вид транспорта всегда был и остается самым уязвимым, и совершение в отношении его акта терроризма способно привести к многочисленным жертвам, громадным материальным потерям, осложнению межгосударственных отношений и международного правопорядка.

И вместе с тем, из года в год в мире увеличиваются количество летательных аппаратов, возможности одновременного принятия на борт самолета большого числа пассажиров (сейчас одновременно в воздухе находится более 6000 летательных аппаратов с более чем 100 тыс. пассажиров).

Первым многосторонним соглашением в сфере борьбы с «хайджекингом» – захватом самолетов (так в 60-е гг. именовались деяния, направленные против гражданской авиации) – явилась Токийская конвенция «О преступлениях и некоторых других действиях, совершаемых на борту воздушного судна» 1963 года. Ее принятие совпало с новым этапом международного терроризма и началом международного сотрудничества в борьбе с ним.

Статьями 1 и 2 конвенции определяется сфера ее применения, то есть устанавливается, что она применяется в отношении: 1) уголовных преступлений; 2) действий, независимо от того, являются ли они преступлениями или нет, которые могут угрожать или угрожают безопасности воздушного судна либо находящимся на его борту лицам или имуществу, либо действий, которые угрожают поддержанию должного порядка и дисциплины на борту.

При попытке определения понятия «незаконный захват воздушного судна» в статье 11 данной конвенции говорится: «Если лицо на борту с помощью силы или угрозы силой незаконно совершает акт вмешательства, захвата или другого незаконного осуществления контроля над воздушным судном в полете или если такой акт готовится к совершению, договаривающиеся государства принимают все надлежащие меры для восстановления контроля законного командира над воздушным судном или для сохранения за ним контроля над воздушным судном».

Положения Токийской конвенции были дополнены последующими соглашениями Гаагской (1970 г.) и Монреальской (1971 г.) конвенций, уточнившими определение захвата воздушного судна и круг деяний, которые должны квалифицироваться как общеуголовные преступления международного характера.

В этой же конвенции государствам-участникам соглашения предлагалось принять соответствующие законодательные меры материально-правового и процессуального характера в целях имплементации положений конвенции. Советский Союз был первым, кто, не ограничиваясь многосторонними договорами по борьбе с воздушным терроризмом, стал заключать и двусторонние соглашения в данной области. Для выполнения принятых СССР на себя международных обязательств по борьбе с преступлениями против гражданской авиации и на борту воздушного судна в целях предупреждения террористических актов и наказания лиц, их совершающих, Верховный Совет СССР издал ряд указов: «Об уголовной ответственности за угон воздушного судна» от 3 января 1973 г., «Об усилении ответственности за незаконный провоз воздушным транспортом взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ и других опасных грузов и предметов» от 19 сентября 1973 г., «Об ответственности за незаконное ношение, хранение приобретение, изготовление и сбыт огнестрельного оружия, боевых припасов и взрывчатых веществ» от 11 февраля 1974 г.

Состав статьи 213 2 «Угон воздушного судна» был помещен в главе 10 «Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения» и предусматривал ответственность только лишь за угон воздушного судна. Преступные действия в отношении других транспортных средств, в том числе и судов водного транспорта и железнодорожного подвижного состава, были предусмотрены в других статьях УК (ст.ст. 212 1 , 213 и 213 1 УК РСФСР).

Действующий Уголовный кодекс также определил, что родовым и непосредственным объектом данного преступления является общественная безопасность, существенно изменил объективную сторону преступления и расширил перечень предметов посягательства, включив в статью кроме воздушного еще и водное судно и железнодорожный подвижной состав.

Общественная опасность таких действий заключается в том, что они дезорганизуют работу различных видов транспорта, нарушают безопасность полетов, движения или железнодорожного транспорта, угрожают, а зачастую и приводят к транспортным авариям, катастрофам, гибели людей, значительному материальному ущербу. Рассматриваемое преступление нередко тесно переплетается с другими преступлениями, например, терроризмом, захватом заложника, бандитизмом, хищениями, государственной изменой, незаконным пересечением государственной границы.

Непосредственным объектом данного преступления является общественная безопасность в сфере эксплуатации воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава. Кроме того, указанное преступление угрожает нарушением и такой сфере общественной безопасности, связанной с созданием условий, при которых отсутствует опасность для жизнедеятельности людей, организаций, органов власти и управления. Дополнительными объектами рассматриваемого преступления могут быть жизнь, здоровье, собственность, экономические интересы хозяйствующих субъектов.

К предметам преступного посягательства в анализируемом деянии относятся:

– средства воздушного транспорта (самолеты, вертолеты, планеры, мотодельтапланы, дирижабли, воздушные шары и другие летательные устройства);

– средства водного транспорта (морские и речные, надводные и подводные, самоходные и несамоходные суда, паромы, баржи разных модификаций, кроме маломерных средств, например, моторных лодок, катеров и т. д.);

– средства подвижного железнодорожного транспорта, используемые на магистральных путях сообщения (электровозы, локомотивы, моторные и прицепные вагоны, дрезины, мотрисы и т. д.); дрезины и мотрисы, применяемые локально для ремонтных или вспомогательных работ, не могут рассматриваться как предметы данного преступления.

Для рассматриваемого состава преступления не имеет значения ведомственная принадлежность указанных видов транспорта. Хотя далеко не все они могут быть привлекательными для террористов как предметы посягательства, способные вызвать страх. Такой массовый страх вряд ли возможен при угоне или захвате, например, воздушного шара или дельтаплана. Как правило, преступная деятельность террористов направляется на такие предметы, где сосредоточены большое число людей (пассажирские поезда, самолеты, паромы и т. д.) или материальные ценности (грузовые самолеты, железнодорожные составы, перевозящие грузы, баржи и т. д.). Однако нельзя исключать, что так называемый предупредительный террор может быть осуществлен и в отношении предметов, не представляющих собой особой ценности в смысле обеспечения их безопасности.

Состав преступления, предусмотренный в ч. 1 ст. 211 УК РФ, образуют активные действия виновных, направленные на угон указанных транспортных средств либо на их захват в целях угона.

Угон – это самовольное перемещение в пространстве воздушного или водного судна либо железнодорожного подвижного состава, отклонение от заданного маршрута движения в избранном виновным направлении. Угон воздушного судна, находящегося на земле, является оконченным преступлением с момента его взлета независимо от того, предшествовал ли этому захват судна или нет. Если воздушное судно взлетело, то состав преступления окончен с момента начала движения по заданному виновным маршруту.

Читайте также:  Срок действия выписки из домовой книги, сколько дней делается

В случаях, когда угоняются судно водного транспорта или подвижной железнодорожный состав, находящиеся в статическом состоянии, то момент юридического окончания преступления определяется моментом приведения их в движение под контролем (или управлением) преступников. Если же указанные транспортные средства находятся в движении, преступление окончено с момента изменения заданного маршрута.

Захват воздушного, водного судна или железнодорожного подвижного состава представляет собой установление над ними контроля, позволяющего субъекту распорядиться ими в своих целях. Контроль над указанными видами транспорта может быть установлен как насильственным, так и ненасильственным путем. Захват чаще всего выступает в качестве первого звена в цепи преступной деятельности виновного и поэтому может предшествовать угону. Деяние, образующее захват, при наличии у виновных цели последующего угона может выступать как самостоятель­ный признак объективной стороны преступления. Захват будет признаваться оконченным с момента фактического установления контроля над одним из указанных выше транспортных средств.

Как угон, так и захват могут иметь место как во время нахождения транспортного судна или железнодорожного подвижного состава в статичном состоянии, так и во время их движения.

Субъективная сторона данного преступления выражается в прямом умысле. Виновный сознает, что совершает незаконное перемещение какого-либо из названных в уголовном законе транспортных средств либо устанавливает за ним свой контроль и желает совершения подобных действий.

Целью захвата названных транспортных средств является их последующий угон, то есть наличие цели угона при захвате является обязательным. Поэтому захват судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава без цели угона, например, с целью терроризма, захвата заложников, не образует состава преступления, предусмотренного ст. 211 УК РФ. Эти действия должны быть квалифицированы по соответствующим статьям УК, предусматривающим ответственность за названные выше деяния.

Квалифицированными видами в ч. 2 ст. 211 УК РФ рассматриваемого преступления являются его совершение:

1) группой лиц по предварительному сговору (п. «а»);

2) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия (п. «в»);

3) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия (п. «г»).

В основном, содержание квалифицирующих признаков рассматриваемого преступления соответствует аналогичным признакам захвата заложника. Однако признак применения насилия, опасного для жизни или здоровья (п. «в» ч. 2 ст. 211 УК РФ), образует случаи умышленного причинения легкого, средней тяжести и тяжкого вреда здоровью (ст.ст. 111, 112, 115 УК РФ) и ис­тязания (ст. 117 УК РФ).

Угроза применения такого насилия предполагает психическое воздействие на лиц, препятствующих угону или захвату транспортного средства (например, членов экипажа судна, бригады поезда), а также иных лиц (в частности, пассажиров, провожающих). Она может выражаться в угрозе убийством (причем не только в прямом высказывании об этом, но и непосредственно, например, путем угрозы взорвать судно), запугивании причинением различного вреда здоровью[1].

Ч. 3 ст. 211 УК РФ устанавливает ответственность за деяния, предусмотренные ч. 1 и ч. 2 анализируемой статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия. Иные тяжкие последствия могут образовать случаи крушения или аварии судна или железнодорожного подвижного состава, уничтожения или значительного повреждения транспортируемого груза, имущества пассажиров, причинения тяжкого вреда здоровью нескольких лиц, значительного загрязнения окружающей среды, гибели представителей флоры и фауны и т. д. При этом необходимо устанавливать причинную связь между действиями, образующими угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, и наступившими тяжкими последствиями.

Если виновный в процессе захвата или угона совершает умышленные преступления (убийства, причинение вреда здоровью, умышленное уничтожение имущества), то содеянное должно квалифицироваться по совокупности преступлений.

[1] Боровиков В. Б. Преступления против общественной безопасности : лекция. – М., 1999. – С. 31.

Значительный опыт международно-правового сотрудничества накоплен государствами в области борьбы с таким видом международного терроризма, как преступления против гражданской авиации, на борту воздушных судов, в международных аэропортах.

Угон воздушного судна или водного транспорта, железнодорожного состава

  • Главная
  • Поиск
  • О проекте
  • Связь

Статья 211. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава

Комментарий к статье 211

1. Согласно Гаагской конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16.12.1970 угон воздушного судна является одной из наиболее опасных форм международного терроризма.
——————————–
Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXVII. М., 1974. С. 292 – 296.

Опасность преступления состоит в том, что ставятся под угрозу жизнь и здоровье граждан, в первую очередь пассажиров и членов экипажа судна воздушного или водного транспорта либо пассажиров и членов бригады железнодорожного подвижного состава, а также сохранность указанных судна, транспорта, состава или груза.
2. Дополнительным объектом преступления могут выступать жизнь, здоровье, отношения собственности, коммерческие интересы владельцев груза, транспорта.
Предметом преступления являются воздушные и водные суда, железнодорожный подвижной состав.
В соответствии со ст. 32 ВзК воздушное судно – это летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отражаемым от поверхности земли или воды, – легкое воздушное судно, сверхлегкое воздушное судно, пилотируемое воздушное судно, беспилотное воздушное судно, беспилотная авиационная система.
К судам воздушного транспорта относятся летательные устройства, приводимые в движение двигателями, – самолет, вертолет, дирижабль, мотодельтаплан и др., а также воздухоплавательные аппараты – планер, воздушный шар и др., предназначенные для перемещения по воздуху людей, грузов, проведения научных исследований, спортивных мероприятий и т.д.
Воздушные суда подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 14.03.2009 N 31-ФЗ “О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними”.
Водный транспорт может быть морским и внутренним водным. В ст. 3 КВВТ определено, что судно водного транспорта – это самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе для смешанного “река-море” плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технологические сооружения подобного рода.
Водные суда предназначены для перевозок грузов, пассажиров, багажа и для специального назначения – буксировки судов, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций. К ним относятся плавательные средства, приводимые в движение двигателями: морские, речные, озерные суда (кроме маломерных судов) – теплоходы, корабли, самоходные баржи, паромы, плавучие сооружения, подводные лодки, буксиры, спортивные, научные и другие суда, или силой ветра: яхты, парусники, катамараны и другие, предназначенные для перемещения по воде или под водой людей, грузов, буксировки, добычи полезных ископаемых, проведения строительных, технических работ, научных исследований, спортивных, культурных мероприятий и т.д.
Маломерные катера, моторные лодки и иные суда, угон которых не содержит признаков преступления, предусмотренного ст. 211 УК, являются предметом преступления, предусмотренного ст. 166 УК (см. п. 21 Пост. Пленума ВС РФ от 09.12.2008 N 25).
Безопасности морского судоходства посвящена Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, заключенная в Риме 10.03.1988 .
——————————–
БМД. 2002. N 1. С. 3 – 12.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ “О железнодорожном транспорте” железнодорожный транспорт состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перевозки товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций железной дороги подвижным составом для собственных нужд этих организаций.
К железнодорожному подвижному составу относятся грузовые вагоны, локомотивы, пассажирские вагоны локомотивной тяги, моторвагонный подвижной состав и т.д. Железнодорожный подвижной состав – это средства передвижения по рельсам для перевозки людей, грузов, проведения строительных работ, иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав – электровозы, тепловозы, мотовозы, паровозы, вагоны и поезда, авто- и электродрезины и др.
3. Объективная сторона рассматриваемого деяния выражается в угоне судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно в захвате такого судна или состава в целях угона.
Угон предполагает незаконное самовольное перемещение судна воздушного, водного транспорта либо железнодорожного состава. Расстояние, на которое они при угоне перемещены, не имеет значения. Кроме этого, состав преступления, предусмотренный коммент. статьей, может иметь место и в случаях, когда соответствующее ТС передается при выполнении требования виновного лица об этом как условие освобождения захваченного заложника, и в таких случаях деяние квалифицируется по совокупности со ст. 206 УК.
Захват судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава предполагает установление незаконного контроля над соответствующим судном, транспортом или подвижным составом, в результате чего возможность их передвижения зависит от воли угонщика, который при этом может лично управлять ТС или понуждать путем угроз или физического насилия к экипажу, пассажирам, другим лицам выполнять указания угонщика по использованию транспорта по его усмотрению. Захват предшествует угону. Указанный в ч. 1 коммент. статьи захват может осуществляться с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья либо угрозы применения такого насилия. Такое насилие предполагает умышленное причинение потерпевшему физической боли путем нанесения ударов либо с ограничением его свободы (связывание рук, применение наручников, оставление в закрытом помещении и т.д.), если такие действия не повлекли последствий, указанных в ст. ст. 115, 112 УК (о понятии такого насилия см. коммент. к п. “г” ч. 2 ст. 161, а также п. 21 Пост. Пленума ВС РФ от 27.12.2002 N 29).
Захват также может быть ненасильственным, напр. в отсутствие членов экипажа, поездной бригады и т.д.
4. Преступление имеет формальный состав. Угон или захват считается оконченным с момента приведения захваченного ТС в движение либо, если захват произошел в движении, с момента, когда угонщик получил возможность осуществлять управление ТС лично или установил контроль над ТС либо его экипажем и получил возможность распоряжаться им по своему усмотрению.
Согласно ч. 3 ст. 1 Токийской конвенции о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, от 14.09.1963 воздушное судно считается находящимся в полете с момента включения двигателя в целях взлета до момента окончания пробега при посадке .
——————————–
См.: Сборник международных документов СССР. М., 1990. С. 218 – 225.

Согласно ч. 1 ст. 3 Гаагской конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16.12.1970 воздушное судно считается находящимся в полете в любое время с момента закрытия всех его внешних дверей после погрузки до момента открытия любой из таких дверей для выгрузки. В случае вынужденной посадки считается, что полет происходит до тех пор, пока компетентные власти не примут на себя ответственность за воздушное судно и за лиц и имущество, находящиеся на борту.
Аналогичное этой Конвенции понятие о нахождении воздушного судна в полете закреплено в п. “а” ст. 2 Монреальской конвенции от 23.09.1971 о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации .
——————————–
Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXIX. М., 1975. С. 90 – 95.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла, лицо осознает, что совершает угон или захват ТС, и желает этого.
Обязательным признаком субъективной стороны при захвате является то, что захват совершается с целью угона воздушного, водного транспорта или подвижного железнодорожного состава. Цель самого угона либо захвата ТС значения для квалификации по коммент. статье не имеет и может быть любая: напр., совершение террористического акта, незаконное пересечение границы, хищение перевозимого груза, контрабанда и другие преступления, которые образуют совокупность соответствующих преступлений.
Если захват совершен не с целью угона, а для другой цели, напр. для захвата заложников, находящихся в судне или на транспорте, и требования как условия их освобождения выдвигаются на месте захвата, сами судно или транспорт не перемещаются, то ответственность по коммент. статье не наступает и в таких случаях действия виновного лица квалифицируются соответственно с содеянным, в частности при захвате заложника, по ст. 206 УК.
6. Субъект преступления – физическое вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста.
7. Часть 2 коммент. статьи предусматривает квалифицированные составы преступления: 1) группой лиц по предварительному сговору (см. коммент. к ст. 35 УК); 2) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия (ст. ст. 111, 112, 115, 117 УК); 3) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия. Под оружием понимается любой вид оружия – огнестрельное, холодное, газовое, боевое оружие, в том числе и не указанное в Законе об оружии. Предметом, используемым в качестве оружия, может быть любой подобранный на месте или заранее принесенный, приспособленный для причинения вреда здоровью человека предмет (см. также коммент. к ч. 2 ст. ст. 162, 222 – 223, п. 23 Пост. Пленума ВС РФ от 27.12.2002 N 29).
8. Часть 3 коммент. статьи предусматривает особо квалифицированные составы преступления: деяния, предусмотренные ч. ч. 1 или 2, если они совершены организованной группой (см. ст. 35 УК) либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.
Иные тяжкие последствия являются оценочным понятием, ими могут быть крушение, авария судна, ТС, значительный материальный ущерб, связанный с уничтожением или повреждением перевозимого груза, имущества, причинение тяжкого вреда здоровью нескольким потерпевшим, значительное загрязнение окружающей среды, дезорганизация работы транспортного предприятия и т.д.
Субъективная сторона угона в случаях наступления по неосторожности смерти человека или иных тяжких последствий характеризуется двойной формой вины – прямым умыслом, по отношению к действиям и неосторожностью (легкомыслием или небрежностью) – к последствиям. Посягательство на жизнь потерпевшего в процессе угона или захвата судна квалифицируется по совокупности ст. 211 и соответственно ст. ст. 105, 277, 295, 317 УК в зависимости от того, кто являлся потерпевшим.
9. Часть 4 коммент. статьи предусматривает особо квалифицированные составы: деяния, предусмотренные ч. ч. 1, 2 или 3, сопряженные с совершением, террористического акта либо иным осуществлением террористической деятельности (см. коммент. к ст. ст. 205 – 208, 361).

Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава.

Статья 211. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава

1. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона –

Читайте также:  Понятие и принципы семейного права в Российском законодательстве

наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ)

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) утратил силу. – Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;

г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, –

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ)

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, –

наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ)

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, сопряженные с совершением террористического акта либо иным осуществлением террористической деятельности, –

наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

(часть 4 введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 130-ФЗ)

2 комментируемой статьи, а также совершенного организованной группой ч.

Статья 211 УК РФ. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава

1. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона –

наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) утратил силу. – Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;

г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, –

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, –

наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, сопряженные с совершением террористического акта либо иным осуществлением террористической деятельности, –

наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

г с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, -.

Статья 211. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава

СТ 211 УК РФ.

1. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного
состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона –
наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы
на срок до одного года либо без такового.

2. Те же деяния, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) утратил силу;
в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения
такого насилия;
г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, –
наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с ограничением свободы
на срок до двух лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они
совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные
тяжкие последствия, –
наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с ограничением
свободы на срок от одного года до двух лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи,
сопряженные с совершением террористического акта либо иным осуществлением террористической
деятельности, –
наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением
свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

7 Кодекса торгового мореплавания РФ и иные законы , железнодорожный подвижной состав п.

Комментарии к статье 211

Общественная опасность состоит в нарушении контроля за передвижением транспорта, что влечет за собой возможность аварий.

Комментарии к статье:

  • Объект – отношения по безопасности порядка перемещения для граждан по воздуху, воде, железной дороге.
  • Объективная сторона – угон, захват судна или состава. К ним могут относиться вертолет, самолет, теплоход, судно, баржа, танкер, катер, подводная лодка, вагон, локомотив.
  • Угон – завладение судном, перемещение его из одного места в другое, которое выбирается субъектом. Угон окончен в момент передвижения судна. При пересечении границы происходит дополнительная квалификация по 322 статье.
  • Захват – установление над судном контроля, который дает возможность незаконно распоряжаться по усмотрению виновного. Захват окончен в момент установления контроля над судном.

Угон и захват квалифицируются по 1-й части статьи, имеют ненасильственный характер или могут осуществляться с применением неопасного насилия (побои, физическая боль) или угрозой его применения в любой форме.

Мотивы для квалификации цели не имеют. Они могут быть личными, хулиганскими, националистическими, политическими. Захват всегда осуществляется с целью последующего угона. При удержании лиц на судне в качестве заложников проводится дополнительная квалификация по 206 статье. Угон с целью завладения имуществом на борту квалифицируется по 227 статье.

Субъект – вменяемое лицо старше 16 лет. Во второй части статьи предусмотрены квалифицирующие признаки: сговор лиц, насилие или угроза его применения, опасного для жизни, применение оружия. Под последним понимается использование оружия по назначению. Применение предметов в качестве оружия предполагает использование для нанесения повреждений потерпевшему.

В 3 части установлены особо квалифицирующие признаки – организованная группа, смерть по неосторожности или тяжкие последствия. Если погибли члены экипажа или пассажиры. Судно выведено из строя, уничтожен перевозимый груз, то преступление имеет 2 формы вины. При наступлении умышленной смерти человека требуется дополнительная квалификация по 105 статье.

В первой части статьи описаны тяжкие преступления, во 2, 3 и 4 – особо тяжкие. Угон без захвата – когда судно уводится без экипажа или машиниста, средство угоняется сами экипажем, посторонними лицами по договоренности с машинистом.

Воздушное судно – аппарат, который движется за счет взаимодействия с воздухом. Водный транспорт – плавучее сооружение, которое перевозит людей и грузы. Железнодорожный состав – все виды состава для передвижения по железнодорожным путям. К нему также могут относиться открытые платформы, дрезины, цистерны, но не трамвай.

При наступлении умышленной смерти человека требуется дополнительная квалификация по 105 статье.

Статья 211. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава

ч 1. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона –

наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

(в редакции Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ)

ч 2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) утратил силу. – Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;

г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, –

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

(в редакции Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ)

ч 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, –

наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

(в редакции Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ)

ч 4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, сопряженные с совершением террористического акта либо иным осуществлением террористической деятельности, –

наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

(часть 4 введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 130-ФЗ)

Угон предполагает незаконное самовольное перемещение судна воздушного, водного транспорта либо железнодорожного состава.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Беляева Мария Геннадьевна

В статье анализируются такие составы как террористический акт и угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, дано их соотношение. Осуществлен анализ судебной практики.

211 УК РФ можно провести по таким основным признакам как 1 объективная сторона террористический акт выражается альтернативно в двух формах а действия, устрашающие население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий; б угроза совершения указанных действий.

Добавить комментарий