Допускается ли отмена электронного аукциона по 44-ФЗ и каких правил должен придерживаться заказчик?

В какие сроки

Ст. 36 44-ФЗ устанавливает общие требования к порядку и срокам аннулирования: возможна отмена определения поставщика электронного аукциона не менее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок.

Если при проведении электронного аукциона у заказчика возникла потребность отменить проведение аукциона, при этом срок подачи заявок уже закончился, то он вправе это сделать, только если возникли обстоятельства непреодолимой силы, то есть в чрезвычайных и непредотвратимых ситуациях (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

А можно ли отменить аукцион по 44-ФЗ после окончания срока подачи заявок, если причина не попадает под условия чрезвычайности, — нет, это запрещено.

Если при проведении электронного аукциона у заказчика возникла потребность отменить проведение аукциона, при этом срок подачи заявок уже закончился, то он вправе это сделать, только если возникли обстоятельства непреодолимой силы, то есть в чрезвычайных и непредотвратимых ситуациях п.

Алгоритм действий

Для отмены электронного аукциона заказчику нужно придерживаться следующего алгоритма действий:

  1. Заказчик оформляет письменное решение об отмене закупки в формате электронного аукциона. Решение об отмене аукциона должно включать сведения о наименовании заказчика, дате подготовки документа, предмете закупки по аукциону, номере извещения в ЕИС, сведения об ответственном лице за размещение информации (это может быть контрактный управляющий, сотрудник контрактной службы).
  2. Готовится официальный приказ об отмене закупочной процедуры.
  3. Сведения об отмене аукциона размещаются в Единой информационной системе. После размещения указанной информации аукцион считается официально отмененным.
  4. Уведомляются участники, которые подали заявки на участие.
  5. Изменяется план-график. Сделать это нужно в течение следующего рабочего дня после принятия решения об отмене аукциона. В графе 14 плана-графика указывается причина отмены электронного аукциона.

В случае если заказчик отменяет электронный аукцион по 44-ФЗ позднее, чем за пять дней до окончания приема заявок на участие, ему необходимо иметь на руках один из перечисленных ниже документов:

  1. Сертификат о форс-мажоре (по Постановлению Правления ТПП РФ от 2015 года №173-14).
  2. Предписание ФАС.
  3. Решение суда.

Для публикации извещения об отмене закупки в ЕИС заказчику нужно придерживаться следующего порядка действий:

  1. Перейти во вкладку «Подача заявок»в реестре закупок в пункт «Документы закупок».
  2. В блоке «Отмена определения поставщика» нужно перейти в один из пунктов в зависимости от инициатора отмены закупки: заказчика, контролирующего или судебного органа.
  3. При принятии решения об отмене закупки заказчиком по своей инициативе в форме прописывается дата принятия решения и сам официальный документ, подписанный заказчиком.
  4. При аннулировании закупки контрольным или судебным органом выбирается данный признак, а затем выбирается предписание ФАС из списка, или вводится решение суда вручную.
  5. После заполнения всех полей документов в ЕИС размещается извещение об отмене электронного аукциона.

Опубликовать извещение об отмене закупки нужно в день издания приказа по ч. 3 ст. 36 44-ФЗ.

После отмены электронного аукциона заказчику необходимо предпринять ряд действий.

Порядок отмены

Процедура отмены электронного аукциона должны включать в себя следующие этапы:

  1. Определяется необходимость отказаться от проведения аукциона и фиксируется причина.
  2. Заказчику нужно убедиться, что он попадает в установленные законом сроки для отказа от торгов в электронном виде и до конца подачи заявок осталось более 5 дней.
  3. Принимается решение отказаться от торгов и формируется соответствующий приказ. В приказе об отмене аукциона нужно прописать наименование заказчика, дату подготовки документа и предмет закупки, номер извещения в ЕИС, сведения о лице, которое было назначено ответственным за размещение информации об отмене аукциона. Решение об отмене закупки и приказ – это два разных документа. В первом просто фиксируется факт принятия такого решения заказчиком, во втором – еще и последствия принятия решения об отмене аукциона.
  4. Извещение об отказе от аукциона публикуется в ЕИС. Это необходимо сделать непосредственно в день издания приказа. Дата размещения указанных сведений в ЕИС и является датой отмены торгов.
  5. ЭТП автоматически направляет письменные уведомления всем участникам закупки, которые уже подали заявки на участие, об отмене электронного аукциона в течение часа после публикации сведений в ЕИС.
  6. Вносятся исправления в план-график не позднее следующего рабочего дня после принятия решения. В графе 14 плана-графика указывается причина, которая привела к отмене закупки (согласно требованиям Приказа Правительства РФ №761/20н от 2013 года).

В частности, если закупка в форме электронного аукциона была аннулирована в последний день для подачи заявок, т.

Когда аукцион можно отменить

Закон о госзакупках не содержит закрытого перечня причин, на основании которых можно отменить процедуру. Например, это может произойти в случаях, когда:

  • заказчик убедился в нецелесообразности проведения закупки через аукцион;
  • потребность в объекте закупки исчезла;
  • изменились условия, в том числе проявился недостаток финансирования;
  • выдано соответствующее предписание ФАС;
  • произошли обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор);
  • отмены требуют результаты общественного обсуждения.

Как известно, все закупки с НМЦК более 1 млрд рублей проходят процедуру общественного обсуждения. Начинается оно с момента размещения плана закупки и заканчивается за 3 дня до того, как может быть отменено определение поставщика. Иногда по итогам общественного обсуждения закупку приходится отменять.

произошли обстоятельства непреодолимой силы форс-мажор ;.

Отмена аукциона 44-ФЗ по решению заказчика – сроки и причины

Электронный аукцион признается самой популярной закупочной процедурой. Он позволяет приобретать необходимые товары и услуги по самой выгодной для заказчика цене. В некоторых случаях у организатора возникает необходимость отменить назначенный аукцион. Действующий 44-ФЗ предусматривает такую возможность, но при этом необходимо соблюдать все правила проведения такой процедуры.

Он позволяет приобретать необходимые товары и услуги по самой выгодной для заказчика цене.

Регламентация отмены аукциона по решению заказчика

Правовое регулирование.

Заключение ГК по 44 ФЗ с нарушением- подача в суд

Была следующая ситуация:

На сайте zakupki.gov.ru висит аукцион срок подачи заявок на который продлевался до 19.03.2014 09:00. Предыдущий срок был до 17.03.2014 09:00, но после 17.03.2014 на сайте оператора электронной площадки sberbank-ast.ru податься нельзя было.

Мы не смогли принять участие, хотя 2 дня писали- звонили на площадку sberbank-ast, zakupki.gov.ru, Заказчику. Написали в ФАС,они провели проверку и вынесли решение(его прикладываю).

То, что они озвучили: аукцион проведет с нарушением, возможность подать заявку отсутствовала- ограничение конкуренции, но типа zakupki.gov.ru никто особо не контролирует и наказать не может(хотя это их косяк, который они типа исправили в след.обновлении системы), sberbank-ast особо не виноват, им не дошло от zakupki.gov.ru информация о продлении срока подачи заявок.

Заказчик же успел заключить ГК 07.04.2014 и ему теперь вообще ничего мы предъявить не может, только в судебном порядке.

1) Куда необходимо подавать иск на Заказчика- ФАДМ ??

Название органа, местоположение, адрес в Интернете, телефон

2) Необходимо составить иск на ФАДМ с использованием, видимо, информации из решения ФАС, ссылками на статьи в законодательстве и пр.необходимую информацию.

Общий посыл- рассторгайте ГК и переобъявляйте

3) Сказать, что еще необходимо предусмотреть, сделать(квитанция, доверенность-какая?), подготовить для подачи жалобы в суд

    жалоба в фас, аукцион
  • Поделиться

Ответы юристов ( 6 )

Здравствуйте, Дарья! Подавать необходимо в Арбитражный суд исковое заявление. Если заинтересовало, могу завтра подготовить вариант с подробной консультацией

  • 19621 ответ
  • 7800 отзывов эксперт

Как раз недавно составляла иск о признании торгов недействительными.

Вам необходимо обратиться в арбитраж по месту нахождения Заказчика с заявлением об признании торгов недействительными и применении последствий недействительности сделки. Тут важно знать на какой стадии находится исполнение контратака, если значительная часть исполнена, то шансов практически нет, если поставщик (подрядчик) еще не приступал к исполнению контракта, то это очень хорошо. Готовите ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде приостановления исполнения контракта.

Заявление подается в порядке искового производства с соблюдением ст.125-126 АПК РФ.

Госпошлина — 4000 тыр, доверенность общая судебная.

Согласно ст.449 ГК РФ 1. Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. 2. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

Также в иске нужно будет доказать, что вы являлись заинтересованным лицом, что не так-то просто.

  • 1889 ответов
  • 863 отзыва

Добрый вечер, Дарья!

1) Куда необходимо подавать иск на Заказчика- ФАДМ ??

В Арбитражный суд города Москвы

Адрес:115225 Москва, ул. Большая Тульская, д. 17Тел.:(495) 600-96-96Электронная почта:info@msk.arbitr.ru http://www.msk.arbitr.ru

2) Необходимо составить иск на ФАДМ с использованием, видимо, информации из решения ФАС, ссылками на статьи в законодательстве и пр.необходимую информацию. Общий посыл- рассторгайте ГК и переобъявляйте

главное для Вас основание это

Статья 449 ГК РФ. Последствия нарушения правил проведения торгов
1. Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. 2. Признание торгов недействительнымивлечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 167 ГК РФ

недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

другие основания: решение УФАС, нарушение процедуры (44ФЗ), ограничение конкуренции.

Таким образом, Вам требуется подавать иск о признании заключенного контракта недействительным

3) Сказать, что еще необходимо предусмотреть, сделать(квитанция, доверенность-какая?), подготовить для подачи жалобы в суд

Оплатить госпошлину (4 000 руб.) параллельно подать заявление о применении обеспечительных мер (если возможно технически), например запрет заказчику выдавать исходные данные, подписывать акты выполненных работ (еще госпошлина 2000 руб.), разослать заявление заинтересованным лицам, после этого подавать в суд. Доверенность нужна только если подписывать иск будет не директор (гендиректор и т.п, т.е. высший исполнительный орган Вашего юрлица).

Читайте также:  ОСАГО: что лучше деньги или ремонт и кто делает выбор вида возмещения ущерба после ДТП?

На счет подготовить иск думаю, Вы можете обратиться к любому юристу на портале.

Дмитрий, заключили то сделку по итогам аукциона, но с единственным участником, так как других заявок не было.

Алексей, не путайте расторжение контракта с его недействительностью.

  • 404 ответа
  • 143 отзыва

То, что они озвучили: аукцион проведен с нарушением, возможность подать заявку отсутствовала- ограничение конкуренции, но типа zakupki.gov.ru никто особо не контролирует и наказать не может(хотя это их косяк, который они типа исправили в след.обновлении системы), sberbank-ast особо не виноват, им не дошло от zakupki.gov.ru информация о продлении срока подачи заявок.

Если вина именно сайта, произошел сбой и торги не состоялись, и, насколько я понимаю, заключили сделку с другим лицом вне аукциона? Тогда как можно требовать что-то от «победителя», если его нет и сделка заключена вне аукциона?

Если же все-таки в рамках аукциона был выбран победитель, то нужно признавать сделку недействительной. И если речь идет о крупных сделках- необходимо непосредственное участие юриста на процессе, чтобы эту ситуацию решить грамотно.

Хм… Дарья! Как бы печально не было- уже отменить контракт не получится!

Контракт заключен! Вины Заказчика и Исполнителя в этом нет!

Уже скорее всего началось исполнение по контракту! Но это мелочи!
В 44-фз пункт 8 статьи 95 указанно:

Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Так же в аукционной документации закреплено:

10.4. Расторжение
государственного контракта допускается в соответствии с условиями
государственного контракта, по соглашению Сторон или по решению суда по
основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Из смысла главы 29 ГК РФ следует:

2. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

  • 7,2 рейтинг
  • 1006 отзывов

Здравствуйте!

Согласно п.4 ч.1
ст.4 Фз № 44-ФЗ в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере
закупок создается и ведется единая информационная система, взаимодействие
которой с иными информационными системами в соответствии с частью 2
настоящей статьи обеспечивает подачу
заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме
электронного документа
, а также открытие доступа к таким заявкам в день и во
время, которые указаны в извещении об осуществлении закупки. При этом
участникам закупок должна быть обеспечена возможность в режиме реального
времени получать информацию об открытии указанного доступа.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 12.10.2013 N 913 «Об
утверждении Положения о размещении на официальном сайте Российской Федерации в
информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ для размещения
информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание
услуг информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере
закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд до ввода ее в эксплуатацию» информация размещается в общедоступной
части официального сайта после подписания документа, содержащего информацию,
электронной подписью лица, уполномоченного на размещение информации на
официальном сайте, а также в закрытой части официального сайта, доступ к
которой осуществляется с помощью электронной подписи, после прохождения
регистрации на официальном сайте.

Кроме того, согласно Приказу Минэкономразвития
РФ N 646, Казначейства России N 21н от 14.12.2010 «Об утверждении
Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети
»Интернет” для размещения информации о размещении заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим,
программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения
пользования указанным сайтом”
в случае возникновения у
уполномоченных органов технических, программных неполадок или иных проблем,
влекущих невозможность доступа к официальному сайту, уполномоченные органы в
срок, не превышающий 2 часов с момента возобновления доступа к официальному
сайту, обязаны поместить на нем соответствующее объявление, которое должно
содержать причину, дату и время прекращения доступа, а также дату и время
возобновления доступа к информации.

Всвязи с этим, даже в случае отсутствии вины заказчика при размещении
информации о торгах, а также при приеме заявок, формально данную закупку можно
признать проведенной с нарушений закона и соответственно признать ее незаконной
в виду ненадлежащей организации доступа на сайт и приема заявок. Письмо ФАС
этому в подтверждение
. Так что обращаться в арб. суд с иском о признании торгов недействительными стоит.

1889 ответов.

Причины отмены закупок со стороны заказчика

Причины отмены закупки по 44-ФЗ заказчиком могут быть разными, но все они строго регулируются законодательством:

  • отсутствие бюджетных средств для осуществления заказа;
  • значительные изменения в конъюнктуре рынка, которые могут привести к получению некачественных товаров по завышенной цене;
  • изменение государственных программ, касающихся финансирования;
  • форс-мажорные ситуации.

Нередко с трактовкой последнего пункта возникают трудности. Это связано с расплывчатой формулировкой термина «форс-мажорные обстоятельства», который описан в гражданском кодексе РФ (статья 401). Она не предусматривает конкретного списка таких обстоятельств, а только ограничивается общим определением.

Лучший выход в такой ситуации – обратиться в Торгово-промышленную палату, которая может выдать документ о том, что заказчик действует в форс-мажорных обстоятельствах.

В официальном решении должен указываться сам факт отмены лота и причины таких действий.

Отмена результатов закупки: правоприменительная практика

Штраф, предписание об устранении нарушений и отмена результатов закупки –возможные последствия нарушений при проведении закупки. Если штраф связан с фактом нарушения и при этом прямо не связан с предписаниями о его устранении, то отмена закупки и предписание об устранении нарушения, ставшего причиной такой отмены, могут сочетаться в одном документе. Отмена результатов закупки является крайней мерой обеспечения законности её проведения.

Казанцев Дмитрий Александрович, к.ю.н., начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center;

Михалева Наталья Александровна, ведущий специалист-эксперт правового отдела Московского УФАС России.

Специфика этой меры именно в крайней степени неблагоприятности, причём не только для заказчика, но и для участника закупки, первоначально объявленного победителем. Даже если та же самая закупка объявлена заново, в том числе на основании распоряжения ФАС России о возвращении закупки на стадию приёма заявок, то и заказчик, и бывший победитель теряют время, а сама поставка оказывается под угрозой срыва. А если в обеспечение заявок внесены денежные средства, то негативные последствия затрагивают уже всех участников.

Именно по этой причине аннулирование результатов закупки должно использоваться в качестве исключительной, экстраординарной меры. Она уместна тогда, когда нарушения, можно сказать, извращают саму правовую суть закупочных отношений и не позволяют считать объявленную процедуру конкурентной закупкой, проводимой на основании действующего законодательства России. Нарушения такого рода можно условно разделить на две группы: нарушения в выборе способа закупки и нарушения честной конкуренции в ходе закупки.

Грубые нарушения обеих категорий влекут отмену закупки. В статье в качестве подтверждения ключевых тезисов приведены дела об оспаривании госзакупок по Закону № 44-ФЗ, но сами регулятивные подходы имеют значение и для прогнозирования последствий аналогичных нарушений при проведении закупок, регулируемых Законом № 223-ФЗ.

Какие же нарушения могут послужить, по мнению антимонопольных органов, достаточным основанием для отмены результатов закупки?

Нарушение в выборе способа закупки

Одним из оснований именно аннулирования закупочной процедуры с выдачей контрольным органом соответствующего предписания является неверный выбор способа проведения конкурентной процедуры, когда заказчик, скажем, вместо электронного аукциона проводит конкурс. Выбор способа закупки для государственных и муниципальных заказчиков жёстко регламентирован, и для каждой категории товаров, работ и услуг предусмотрен лишь один возможный способ либо, по выбору заказчика, электронный аукцион (электронный аукцион в силу прямого указания Закона «О контрактной системе» может использоваться заказчиком при закупки любой продукции). В отношениях, регулируемых Законом № 223-ФЗ, такими же императивными нормами, регулирующими определение способа и формы закупки, является требование Правительства РФ о проведении закупки определённых видов продукции в электронной форме, а также нормы положения о закупках.

Согласно ч. 5 ст. 24 Закона «О контрактной системе закупок» заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями гл. 3 названного Закона. В качестве примера неблагоприятного для заказчика решения, ставшего следствием нарушения этих правил, можно привести Решение ФАС России от 15.11.2016 по делу № ВП-538/16, в котором оспаривалось избрание в качестве способа закупки конкурса вместо электронного аукциона, чем, по мнению потенциального поставщика, были нарушены его права и законные интересы.

Согласно ч. 2 ст. 48 Закона «О контрактной системе», заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 данного Закона. Приведенными нормами регламентируется проведение закупки путем иных способов определения поставщика (помимо открытого конкурса), установленных ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе, исходя из специфики предмета закупки. Кроме того, распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471 установлен перечень товаров, работ, услуг, для закупки которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион).

Читайте также:  В каких случаях от МРОТ зависит пособие по беременности и родам

Таким образом, при избрании способа закупки определяющим фактором является предмет государственного контракта, который, в свою очередь должен соотносится с позициями Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее — код по ОКПД) ОК 029-2014, принятого и введенного в действие Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст. Ошибка в выборе способа закупки зачастую обусловлена неверным выбором кода по ОКПД: как показывает практика, именно данное нарушение чаще всего допускается заказчиками.

Руководствуясь неверным кодом по ОКПД и устанавливая неверный способ определения поставщика, государственный заказчик ограничивает круг потенциальных участников закупки, поскольку участники, специализирующиеся на предоставлении услуг, входящих в предмет государственного контракта, лишены возможности владеть информацией о проведении процедуры закупки (так как любой потенциальный участник закупки находит информацию о процедуре, запрашивая код ОКПД либо состав работ, входящих в такие услуги).

Таким образом, неверное избрание способа осуществления закупки (например, конкурс вместо аукциона) влечет возможность дополнительного влияния заказчика на конкурентность данной процедуры. Установление способа закупки с нарушением императивных требований законодательства о контрактной системе свидетельствует о нелегитимности её результатов в силу того, что такое нарушение, по мнению антимонопольных органов, приводит к ограничению количества потенциальных участников такой закупочной процедуры. В связи с этим антимонопольным органом выносится предписание об аннулировании проведения закупочной процедуры.

Для правильного определения соответствующего кода ОКПД заказчикам следует не только исходить из названия предмета закупки, но в первую очередь из работ, предусмотренных Техническим заданием. Услуги же, имеющие комплексный (многокомпонентный) характер, классификация которых не может быть осуществлена в строгом соответствии с одним кодом ОКДП, должны классифицироваться по той их составной части, которая характеризует наиболее полным образом большую либо наиболее специфическую часть их компонентов.

Также заказчикам следует внимательно оценивать группы и подгруппы выбранного кода по ОКПД, поскольку, как показывает практика, не всегда выбранный код соответствует требуемому классу и разряду. Так в Арбитражном суде г. Москвы рассматривалось дело № А40-52067/15 от 21.07.2015 об оспаривании решения и предписания антимонопольного органа, которым заказчику предписано аннулировать закупку в связи с неверным выбором кода по ОКПД. Решение антимонопольного органа было признан законным, а доводы заказчика о том, что функционал торговой площадки не подстроен под новый ОКПД, был отклонен судом, поскольку, как указал суд, данное обстоятельство не освобождает заказчика от обязанности избрания правильного, более подходящего кода по ОКПД из предыдущего классификатора. Аналогичная практика также подтверждается следующими решениями Арбитражного суда г. Москвы, а также вышестоящими судебными актами по делу № А40-7884/16 от 06.07.2016.

Нарушение честной конкуренции в ходе закупки

Если рассмотренное выше нарушение связано с оформлением закупки, то нарушение честной конкуренции относится уже к её содержанию. С содержательной точки зрения такое нарушение может заключаться в установлении излишних, необоснованных требований к участникам закупки (что влечёт искусственное ограничение круга потенциальных поставщиков), либо в нарушении правил выбора победителя, установленных в закупочной документации. Необходимо подчеркнуть, что правила выбора победителя в рамках конкурса и запроса котировок определяются самим способом закупки, но в рамках конкурса и запроса предложений критерии определения наиболее предпочтительных условий задаёт в закупочной документации сам заказчик. Точно так же в сфере действия Закона № 223-ФЗ сам заказчик, на основании предусмотренных в положении о закупках требований, может определять параметры соответствия поставщиков нуждам данной конкретной закупки. При этом, разумеется, требования к участникам должны быть обусловлены именно обеспечением качества поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг. Для государственных и муниципальных заказчиков перечень требований, предъявляемых ими к участникам закупки, установлен на законодательном уровне.

Так, в Арбитражном суде г. Москвы по делу № А40-171178/16 от 05.10.2016 оспаривались решение и предписание Московского УФАС, которыми в действиях заказчика установлено нарушение положений Закона «О контрактной системе», выразившееся в установлении необоснованного требования, ограничивающего конкуренцию при проведении закупки. Документация обязывала участников предоставить документы, не предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.

Заказчику Управлением было предписано привести закупочную документацию в соответствие с требованиями Закона и вновь опубликовать извещение о проведении электронного аукциона. Судебный процесс же был инициирован не самим заказчиком, а участником закупки, который претендовал на заключение государственного контракта. В обоснование требования о признании незаконным предписания антимонопольного органа заявитель ссылался на отсутствие отклоненных заявок в связи с непредоставлением неправомерно установленных в документации документов. Данное обстоятельство, по мнению общества, свидетельствовало об отсутствии правового основания для выдачи предписания, поскольку выявленное органом нарушение не повлияло ни на порядок проведения закупочной процедуры, ни на ее итоги.

Действительно, вопрос о необходимости выдачи предписания, отменяющего результаты закупочной процедуры, в правоприменительной практике рассматривается в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Так в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.12.2012 по делу N А05-4450/2012 (правильность выводов и законность которого была подтверждена ВАС России Определением № ВАС-1827/13 от 06.03.2013) указал, что контроль в сфере размещения заказов призван в каждом конкретном случае гарантировать достижение значимых целей посредством полного, объективного и всестороннего выяснения соответствующих обстоятельств и решения вопроса о придании незавершенной процедуре торгов законного начала и (или) дальнейшего развития и конечного результата. Именно в связи с этим контролирующий орган реализует полномочия, опираясь не на абстрактное право (полномочие), а на выявленные обстоятельства дела. При этом формальная констатация нарушения процедуры торгов не может служить конечной целью проверки. Необходимо сопоставить нарушение с действительными либо возможными негативными последствиями (ввиду целей торгов) для выбора адекватной меры контрольного реагирования.

Таким образом, повлияло ли выявленное нарушение на права и законные интересы других участников закупки, а также на права тех лиц, которые возможно отказались от участия в конкурентной процедуре в силу невозможности соответствовать всем требованиям документации, следует оценивать контрольным органом в каждом конкретном деле. В связи с чем вопрос о балансе частных и публичных интересов неминуемо будет дискутироваться и становиться предметом судебных разбирательств.

В упомянутом же нами выше решении по делу № А40-171178/16 от 05.10.2016 акты Московского УФАС были признаны законными, а права и интересы заявителя ненарушенными, поскольку суд исходил из возможного ограничения количества участников закупки выявленным нарушением. Аналогичный правовой подход также был применен Арбитражным судом г. Москвы по делу № А40-176132/16 от 14.11.2016.

Схожие последствия в виде возможного ограничения количества участников закупки усмотрела комиссия ФАС России, рассматривая распространённую ситуацию с необоснованным требованием к участнику об обязательном предоставлении свидетельства СРО несмотря на отсутствие соответствующего указания в законодательстве. Необоснованность этого требования зафиксирована, например, в решении ФАС России от 14.12.2016 по делу № К-1984/16.

Чуть более сложной можно назвать ситуацию с характерным описанием объекта закупки, в обиходе называемой «заточкой» документации под конкретного поставщика. Разумеется, в этих условиях закупку нельзя признать конкурентной в собственном смысле слова, а потому такая закупка должна быть аннулирована. Например, решением Нижегородского УФАС от 24.11.2016 N 2196-ФАС52-КТ-33-09/11-16(780-ДР) было подтверждено, что требования к товарам, установленные в аукционной документации, влекут за собой ограничение количества участников закупки в условиях, когда описание объекта закупки носит необъективный характер и исключает возможность поставки товара с близкими значениями характеристик. При этом важно подчеркнуть, что такого рода нарушение может считаться ограничением конкуренции лишь в том случае, если товары с близкими значениями характеристик действительно позволяют заказчик удовлетворить свою потребность, ставшую основанием для закупки, с тем же успехом, что и указанные им в аукционной документации товары. Если заказчик сможет объяснить, почему для данной конкретной ситуации необходимо указание именно специфических характеристик, то те же самые условия закупочной документации необходимо будет признать не «заточкой», а стремлением к обеспечению качества поставки.

Схожая правовая позиция зафиксирована в решении Краснодарского УФАС от 05.12.2016 по делу N ЭА-1921/2016. Специфика этого дела заключалась лишь в том, что установленные заказчиком показатели можно было определить только по результатам испытаний. Это является очевидным нарушением Закона «О контрактной системе», и комиссия УФАС констатировала, что установленные заказчиком требования к товарам, используемым при выполнении работ, носят необъективный характер. Однако производственные процессы заказчиков, регулируемых Законом № 223-ФЗ, много сложнее, а потому легко вообразить ситуацию, в которой подобные испытания и в самом деле необходимы – вот только в этом случае в закупочной документации необходимо предусмотреть равный для всех участников закупки доступ к таким испытаниям, причём проводимым до выбора победителя.

Другим примером нарушения, ограничивающего конкуренцию, было признано требование заказчика, согласно которому к участию в закупке не допускались юридических лица, зарегистрированные в ЕГРЮЛ менее трех лет назад. Антимонопольным органом данное требование было признано незаконным, а заказчику было выдано предписание об отмене протоколов и внесении изменений в закупочную документацию.

При обжаловании указанного предписания, Арбитражный суд г. Москвы по делу № А40-100624/2015 от 28.10.2015 пришел к выводу о законности оспариваемого ненормативного правового акта антимонопольного органа. Как указал суд, установление требования о давности регистрации участника торгов в качестве юридического лица не менее трех лет ограничивает конкуренцию, поскольку предусматривает участие в конкурентной процедуре лиц, существующих на рынке продолжительное время, исключая вновь созданные организации, способные выполнить работы/оказать услуги по договору. Такое требование не позволяет выявить участника закупки, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, не способно обеспечить равноправие, справедливость, отсутствие необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, что свидетельствует о нарушении положений ч. 1 ст. 17 Закона «О защите конкуренции».

Читайте также:  Сокрытие страхового случая: штраф за событие на производстве по статье КоАП РФ

Все возможные категории нарушений, создающих риск ограничения конкуренции перечислить, разумеется, невозможно. Однако в контексте темы аннулирования результатов закупки важно помнить о том, что и перечень антиконкурентных нарушений, установленный в ст. 17 Закона «О защите конкуренции», не является исчерпывающим, и для квалификации действий по организации и проведению закупки как нарушающих требования антимонопольного законодательства необходимы установление и оценка последствий тех или иных нарушений с точки зрения их фактического либо возможного влияния на конкурентную среду в конкретном случае.

Применение крайней меры обусловлено как правило крайней же степенью нарушений, допущенных при проведении закупки. Иными словами, закупка отменяется в том случае, если допущенные нарушения привели к ошибке в выборе победителя или создали высокий риск такой ошибки. Столь же весомым основанием для отмены итогов закупочной процедуры является установление антимонопольным органом в действиях заказчика нарушения, ограничивающее конкуренцию при проведении закупки путём отстранения от участия в закупке тех потенциальных поставщиков, которые могли бы удовлетворить потребности заказчика в товарах, работах и услугах не хуже лиц, признанных участниками закупки.

Антимонопольный орган отслеживает и соблюдение заказчиком правил выбора способа закупки. Это невинное в единичных случаях нарушение при систематическом повторении способно создать хаос в закупочной деятельности заказчика, при котором ни о какой честной конкуренции в рамках его закупок говорить будет невозможно.

В заключение важно подчеркнуть, что предписание об отмене результатов закупки, выдаётся Антимонопольной службой лишь в том случае, если договор ещё не подписан. После заключения контракта закупочные отношения переходят в принципиально новую стадию, на которой уже неуместно говорить о конкуренции между несколькими потенциальными поставщиками и корректности способа выбора победителя, а оспорить соответствующие нарушения и доказать то, что их следствием стала нелегальность подписания договора, можно лишь в судебном порядке.

2013 указал, что контроль в сфере размещения заказов призван в каждом конкретном случае гарантировать достижение значимых целей посредством полного, объективного и всестороннего выяснения соответствующих обстоятельств и решения вопроса о придании незавершенной процедуре торгов законного начала и или дальнейшего развития и конечного результата.

Нарушения, касающиеся выбора способа закупки

Одно из оснований аннулирования закупочной процедуры с предоставлением контрольным органом предписания – это неправильный выбор способа осуществления конкурентной процедуры, при котором заказчик, к примеру, проводит конкурс вместо электронного аукциона.

Для муниципальных и государственных заказчиков выбор способа закупки жёстко регламентируется. Для каждой из категории товаров (услуг, работ) предусмотрен один способ или электронный аукцион (по выбору заказчика). Электронный аукцион может быть использован заказчиком в ходе закупки любых товаров. В отношениях, которые регулируются Законом № 223, в качестве таких же императивных норм, регулирующих определение формы и способа закупки, выступает требование Правительства России о закупке отдельной продукции электронным способом и нормы положения о проведении закупок.

В соответствии со ст.24 ч.5 Закона «О контрактной системе», заказчик вправе выбирать метод определения поставщика, исполнителя либо подрядчика. Как пример решения, неблагоприятного для заказчика, которое стало следствием нарушения данных правил, приведем Решение ФАС Российской Федерации по делу № ВП-538/16 от 15 ноября 2016 г., где было оспорено избрание в качестве способа государственной закупки вместо электронного аукциона конкурса. По мнению поставщика, этим были нарушены его законные интересы и права.

Согласно ст. 48 ч. 2 Закона Российской Федерации «О контрактной системе», заказчику во всех случаях необходимо осуществлять закупку методом проведения открытого конкурса (исключение составляют случаи, которые предусмотрены статьями 56-57, 59, 72, 83-84 и 93 этого Закона). Данные нормы регламентируют проведение закупки иными способами определения поставщика (кроме открытого конкурса). Помимо этого, правительственным распоряжением № 471 от 21 марта 2016 г. установлен перечень товаров (услуг, работ), для закупки которых заказчик обязан проводить электронный аукцион.

Словом, при избрании метода закупки определяющий фактор – это предмет госконтракта, который должен соответствовать позициям ОКПД (коду ОКПД). Ошибки в выборе метода закупки случаются по причине неправильного выбора кода ОКПД: из практики видно, именно это нарушение чаще всего допускают заказчики.

Выбирая неверный код по ОКПД, устанавливается неправильный способ определения поставщика, тем самым госзаказчик ограничивает круг участников закупки, так как участники, которые специализируются на предоставлении входящих в предмет госконтракта услуг, не имеют информации о проведении государственной закупки.

Таким образом, при неверном выборе способа осуществления закупки (к примеру, проведении вместо аукциона конкурса) конкурентность данной процедуры снижается Если способ закупки устанавливается с нарушением требований законов о контрактной системе, ее результаты нелегитимны, так как, по мнению антимонопольной службы, такое нарушение ограничивает количество потенциальных участников. Это приводит к тому, что антимонопольный орган выносит предписание об аннулировании закупки.

Чтобы правильно определять соответствующий код ОКПД, заказчики должны руководствоваться не только названием предмета закупки, но и смотреть на работы, предусмотренные Техническим заданием. А комплексные (многокомпонентные) услуги, классифицировать которые не представляется возможным на основании одного кода ОКДП, следует классифицировать по той их части, которая более полно характеризует наиболее специфическую или большую часть их компонентов.

Заказчикам необходимо внимательно оценивать группу и подгруппу кода ОКПД, поскольку из практики можно утверждать, что выбранный код не всегда соответствует требуемому разряду и классу. Так, в Московском Арбитражном суде рассматривалось дело от 21 июля 2015 г. № А40-52067/15, касающееся оспаривания предписания антимонопольного органа, в соответствии с которым заказчику аннулировали закупку по причине неверного выбора кода ОКПД. Решение признали соответствующим закону, доводы же заказчика о несоответствии функционала торговой площадки новому ОКПД судом отклонены, так как по указанию суда это обстоятельство не может освобождать заказчика от обязанности выбора правильного кода ОКПД. Такая практика подтверждается решениями Московского Арбитражного суда и вышестоящими актами по делу от 06 июля 2016 г. № А40-7884/16.

Еще один пример нарушения, который ограничивает конкуренцию, это требование заказчика не допускать к закупке юридических лиц, зарегистрированных в ЕГРЮЛ меньше трех лет назад.

Отмена электронного аукциона по 44-ФЗ: причины, последовательность действий, образцы решения и извещения

Электронный аукцион признается самой популярной закупочной процедурой. Он позволяет приобретать необходимые товары и услуги по самой выгодной для заказчика цене. В некоторых случаях у организатора возникает необходимость отменить назначенный аукцион. Действующий 44-ФЗ предусматривает такую возможность, но при этом необходимо соблюдать все правила проведения такой процедуры.

Заказчик может законно отказаться от реализации закупки посредствам электронного аукциона при следующих обстоятельствах.

Размещаем в ЕИС

Извещение об аннулировании аукционной процедуры составляется в личном кабинете в ЕИС. Пошаговая инструкция, как отменить электронный аукцион в ЕИС по 44 ФЗ, выглядит так:

Шаг 1. На вкладке «Документы закупки» в блоке «Отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя)» выберите «Отменить».

Шаг 2. Заполните форму.

Шаг 3. Прикрепите составленный файл извещения.

Шаг 4. После этих действий становится возможна отмена электронного аукциона. Нажмите кнопку «Разместить».

Решение об аннулировании определения поставщика публикуется в ЕИС в день, когда это решение приняли. Сразу оповещаются участники закупок, которые подали заявки (ч. 3 ст. 36 44-ФЗ).

возвращает в течение одного часа заявки.

Оформление отказа от проведения электронного аукциона

Для того чтобы аннулировать проведение электронного аукциона заказчик обязан соблюсти определенную процедуру. Она будет состоять из следующих этапов:

  1. В первую очередь заказчик должен оформить свое решение в письменном виде. В документе прописывается непосредственно факт принятия решения, а также причины, которые легли в основу этого действия.
  2. Заказчик оформляет приказ об отмене электронного аукциона. В нем должны содержаться реквизиты вынесенного решения, прописаны дальнейшие мероприятия, которые вытекают из этого действия.
  3. Организатор закупки размещает информацию об отказе от проведения закупки в ЕИС. С этого момента аукцион будет считаться отмененным. Заказчик кроме этого обязан уведомить о своих действиях всех участников, которые подали свои предложения.
  4. Заказчик обязан внести корректировки в свой план-график. При этом информация о причине внесения изменений фиксируется в столбце 14 документа, составленного в соответствии с требованиями приказа Правительства РФ за номером 761/20н от 10.06.2013г. Внесение изменений в план-график должно быть осуществлено в течение следующего рабочего дня с момента принятия решении об аннулировании аукциона.

При нарушении порядка проведения отмены закупочной процедуры на заказчика накладывается штраф в установленном размере.

В противном случае для принятия такого решения потребуются очень веские основания.

Какие нарушения могут стать достаточным основанием, чтобы отменить результаты закупки?

А комплексные многокомпонентные услуги, классифицировать которые не представляется возможным на основании одного кода ОКДП, следует классифицировать по той их части, которая более полно характеризует наиболее специфическую или большую часть их компонентов.

Пишите заказчику протокол разногласий, ссылаясь на какое-либо формальное основание.

  1. После того как заказчик разместил проект контракта на площадке, и вы не подписали его в регламентированный срок, заказчик связался с Вами и сообщил Вам об этом.
  2. Это может быть косвенным подтверждением в том, что заказчик заинтересован заключить с Вами контракт, и Вас есть шанс решить эту ситуацию. Попросите заказчика, чтобы он заново открыл контракт для подписания участником. У него есть такая возможность, вместе с тем он не обязан этого делать и пойдя вам на встречу он наживает сильную головную боль.

В этой ситуации Вам придется объяснять Вашу позицию в УФАС.

Добавить комментарий