Зачет или возврат ошибочно перечисленной суммы на КБК НДФЛ

Если налоговый агент не вовремя перечислил излишне удержанный НДФЛ сотруднику

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

78 НК РФ подробно возврат по этой статье рассмотрим далее.

ПЕРЕПЛАТА НДФЛ: ПОРЯДОК ВОЗВРАТА И НОВЫЕ РАЗЪЯСНЕНИЯ ФНС.

  • Порядок удержаний по исполнительному листу из зарплаты работника
  • О форме расчетного листка
  • Что грозит организации, если она не удержит с дохода работника НДФЛ и не сообщит об этом факте в налоговую?

Как вернуть (зачесть) переплату по НДФЛ организации – налоговому агенту? Каков порядок возврата налога, который излишне удержан с доходов физического лица и перечислен в бюджет? В каком порядке возвращается (зачитывается) переплата по НДФЛ, возникшая по другим причинам?

Сотрудники контролирующего органа выпустили Письмо от 06.02.2017 № ГД-4-8/2085@, в котором дали разъяснения по вопросу зачета (возврата) излишне уплаченных сумм НДФЛ. В этом письме чиновники обратили внимание на то, что порядок возврата (зачета) излишне уплаченного НДФЛ зависит от того, признаются ли данные суммы самим налогом. В статье рассмотрим эти разъяснения более подробно.

Вначале напомним, что согласно пп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства налоги.

В соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ в целях применения гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ налоговыми агентами признаются российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 данной статьи.
Кроме того, они обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных ст. 226 НК РФ.

Также налоговыми агентами для целей применения указанной главы признаются российские организации, которые перечисляют суммы денежного довольствия, денежного содержания, заработную плату, иное вознаграждение (другие выплаты) военнослужащим и лицам гражданского персонала (федеральным государственным гражданским служащим и работникам) Вооруженных Сил РФ (п. 7.1 ст. 226 НК РФ).

Удержанный НДФЛ необходимо перечислить в бюджет в сроки, которые установлены п. 1, 2 ст. 223, п. 6 ст. 226 НК РФ (письма Минфина РФ от 01.02.2017 № 03 04 06/5209, от 25.07.2016 № 03 04 06/43463, 03 04 06/43479, ФНС РФ от 26.05.2014 № БС-4-11/10126@).

Отметим, п. 9 ст. 226 НК РФ установлено, что уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. Следовательно, перечисление в бюджет суммы, превышающей сумму фактически удержанного из доходов физических лиц НДФЛ, не является уплатой налога.

Таким образом, НДФЛ, перечисленный в бюджет раньше срока выплаты дохода, сотрудники налоговой не признают налогом. В этом случае обязанность налогового агента по перечислению НДФЛ не является исполненной. Соответственно, организация – налоговый агент обязана заново уплатить налог в полной сумме. Такие разъяснения представлены в письмах Минфина РФ от 16.09.2014 № 03 04 06/46268, ФНС РФ от 06.02.2017 № ГД-4-8/2085@, от 29.09.2014 № БС-4-11/19714@. Кроме того, НДФЛ, уплаченный раньше срока, зачесть в счет предстоящих платежей не получится, его можно только вернуть из бюджета (Письмо ФНС РФ от 29.09.2014 № БС-4-11/19714@).

Сотрудники контролирующего органа выпустили Письмо от 06.

Зачет переплаты по НДФЛ в 2020 году

Вторым вариантом использования излишней суммы НДФЛ, которая была произведена налоговым агентом, является зачет ее в счет будущих периодов по другим федеральным налогам. Письма Минфина от 20.06.2018 № 03-02-07/1/42093, ФНС от 06.02.2017 № ГД-4-8/2085@ дают разъяснение, что переплата по НДФЛ не может быть зачтена в счет будущих перечислений по НДФЛ.

Чтобы произвести зачет, необходимо:

  • подать в территориальный орган ФНС соответствующее заявление;
  • приложить к заявлению выписку из регистра по НДФЛ и платежные документы.

Объясняется такая ситуация тем, что уплата налога производится за счет средств физического лица, а не организации. Поэтому производится только возврат НДФЛ в соответствии с заявлением работника.

Переплата по НДФЛ может быть возвращена или зачтена в счет других налогов только в заявительном порядке и в срок не позднее, чем три года с дня перечисления излишнего уплаченного налога (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Поэтому производится только возврат НДФЛ в соответствии с заявлением работника.

Что такое КБК

Под аббревиатурой КБК скрывается словосочетание «код бюджетной классификации». Вкратце раскрывая это понятие можно объяснить его так:

КБК – это многозначная, четырехступенчатая последовательность чисел, которая указывает всю информацию о произведенном платеже, путь, который он проходит, в том числе дает сведения о том, кто и куда оплатил средства, а также на какие цели они будут потрачены.

Например, если речь идет о налогах по УСН, то выплачивая их в бюджет, налогоплательщик указывает определенный КБК, опосредованно «покрывая» таким образом затраты, которые государство производит на работников бюджетной сферы: медицины, образования и т.п. (точно также и с другими сборами – все они имеет строго целевое назначение).

Если говорить более широко, то КБК позволяют отследить собираемость налогов по тому или иному направлению, делать необходимые мониторинги и с их учетом формировать и планировать будущие бюджетные траты по тем или иным статьям расходов.

Ответственность за ошибки в КБК целиком и полностью лежит на плечах налогоплательщиков.

Что можно сделать с переплатой по НДФЛ

Осуществить в 2020 году возврат сумму излишне уплаченного НДФЛ, конечно же, можно. Однако нужно обращать внимание на то, по какой причине у организации или индивидуального предпринимателя образовалась переплата по подоходному налогу и что с этой переплатой хочется сделать. Поясним на примерах:

  • организация или ИП ошибочно уплатили в бюджет лишнюю сумму НДФЛ и желают ее зачесть в счет недоимки по НДФЛ или будущих платежей по налогам;
  • организация или ИП по ошибке внесли в бюджет лишнюю сумму НДФЛ. Теперь есть желание ее вернуть на расчетный банковский счет;
  • ИФНС взыскала с организации или ИП лишнюю сумму НДФЛ, а налогоплательщик хочет ее вернуть.

Сразу скажем, что если вы раньше установленного срока перечислили НДФЛ, то его можно вернуть, зачесть в счет недоимки по этому налогу, а также в счет недоимки и будущих платежей по другим федеральным налогам. Но зачет переплаты в счет будущих платежей по НДФЛ – нежелателен. Поясним почему.

Чтобы вернуть переплату по НДФЛ, не позднее трех лет со дня уплаты налога подайте в ИФНС заявление, выписку из регистра по НДФЛ и платежное поручение об уплате налога (Письмо ФНС от 06.02.2017 N ГД-4-8/[email protected]).

Сразу скажем, что если вы раньше установленного срока перечислили НДФЛ, то его можно вернуть, зачесть в счет недоимки по этому налогу, а также в счет недоимки и будущих платежей по другим федеральным налогам.

Переплата по НДФЛ: зачет или возврат

Переплата по НДФЛ может возникнуть по разным причинам. Например, по ошибке бухгалтера при перечислении средств или из-за неправильного расчета налога. Переплата, возникшая у работника из-за ошибочных действий компании – налогового агента, подлежит возврату в особом порядке. Поэтому важно принять правильное решение в конкретном случае: о зачете или возврате налога. Разберемся в этом.

Разберемся в этом.

Действенные способы вернуть из бюджета ошибочные налоговые платежи

Чем поможет эта статья: Вы узнаете, как вернуть из бюджета ошибочно перечисленные туда деньги, которые раньше считались безвозвратно потерянными из-за пробела в законах.
От чего убережет: От длительных и порой бесполезных споров с налоговиками.

Составляя поручение на уплату налога, бухгалтер не застрахован от ошибок. Например, в начале года практически задним числом поменяли коды бюджетной классификации. А в некоторых регионах ввели новые коды ОКАТО. Скажем сразу, что это не самые критичные ошибки, которые могут всплыть в платежных поручениях. Такие неточности, как правило, можно исправить, послав в свою инспекцию заявление об уточнении платежа.

Если ваша компания на «упрощенке»

Эта статья будет полезна всем компаниям, включая тех, кто платит «упрощенный» налог.

Но что если допущена ошибка в номере счета или наименовании банка, куда направлялся платеж? Тогда деньги могут уйти, например, в другой регион и оказаться в ведении чужой инспекции. Такой платеж нельзя ни уточнить, ни зачесть в счет какогото налога. У налоговых инспекторов они попадают в категорию невыясненных.

Долгое время процедура возврата таких средств из бюджета не была четко прописана в законодательстве. Однако недавно Минфин России в письме от 2 ноября 2011 г. № 02-04-10/4819 уточнил, по каким правилам чиновники должны возвращать эти платежи.

Когда налоговый платеж можно уточнить

Предположим, инспекторы прислали требование об уплате налога, который вы считали уже давно перечисленным в бюджет. Вы стали проверять и обнаружили, что одна из налоговых платежек, кажется, содержит ошибку. Но пока еще вовсе не факт, что ошибочный платеж не попал на нужный бюджетный счет. Возможно, требуется просто уточнить реквизиты этого платежа.

Поэтому сперва нужно свериться со своей ИФНС. Тем более что пункт 7 статьи 45 Налогового кодекса РФ неоднократно упоминает сверку как рабочий инструмент для выявления ошибочных платежей. Предложить свериться в этом случае могут как инспекторы, так и руководство компании.

Чаще всего по итогам сверки выясняется, что сомнительный платеж ваша инспекция все же приняла. Но не может правильно учесть его, например, из-за ошибки в коде бюджетной классификации (КБК) или коде территориальной подчиненности (ОКАТО). Тогда вы просто пишете в свою ИФНС заявление с просьбой уточнить платеж. Обратите внимание: уточнять можно те платежи, которые попали на правильный счет Федерального казначейства (п. 7 ст. 45 Налогового кодекса РФ). Ниже мы привели пример заявления об уточнении.

Положим, по итогам сверки стало ясно: ошибочный платеж попал на счет Федерального казначейства другого региона и ваша инспекция вернуть его не в силах.

Частые вопросы об ошибках при уплате налогов и взносов

Должны ли налоговики уведомлять компанию об ошибках, обнаруженных ими в налоговых платежах?

По закону — нет. Но если ошибка в платежке очевидная, то инспекторы часто сами высылают компаниям уведомление с отрывной формой заявления об уточнении вида и принадлежности налогового платежа.

При уплате налога ошиблись в КБК, но потом уточнили платеж. Начисляют ли пени до момента уточнения платежа?

ИФНС начисляют пени почти всегда. А вот судьи обычно считают, что поскольку налог поступил на нужный счет вовремя, то бюджет не пострадал и пени платить не надо.

Арендуем муниципальное имущество и платим агентский НДС. Как исправить ошибку в налоговой платежке?

Реквизиты при перечислении агентского налога можно уточнить так же, как и в отношении собственных налоговых платежей (п. 8 ст. 45 Налогового кодекса РФ). Это касается и НДФЛ.

В каком порядке исправляют ошибки в платежах по взносам в ПФР и ФСС РФ?

Нужно подать заявление об уточнении платежа (ч. 8 ст. 18 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Формы заявления в ПФР есть в письме от 6 апреля 2011 г. № ТМ-30-25/3445. У ФСС РФ утвержденной формы нет.

Как действовать, если налог ушел в другой регион

Теперь расскажем, что надо делать, если ваш платеж оказался в казначействе другого субъекта РФ.

Заплатите налог правильно

Ошибочный платеж, оказавшийся на счете Федерального казначейства другого региона, налоговым не считается. Ведь он не соответствует критериям подпункта 1 пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса РФ. Поэтому у компании возникает недоимка, за которую инспекторы могут применить санкции.

Поэтому как можно быстрее заплатите налог, указав в поручении правильные реквизиты. Это предотвратит штраф и зафиксирует сумму пеней, набегающих за время просрочки.

Учтите зависшие деньги на счете 76

Раз деньги, ушедшие не по назначению, налогом не являются и попали в чужое владение по ошибке, в бухгалтерском учете их нужно выделить в составе дебиторской задолженности на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Но на момент обнаружения эти деньги наверняка были списаны в дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». Значит, надо сначала сторнировать запись, согласно которой налог был списан со счета 51 в дебет счета 68.

Когда вносить эти исправления в учет, зависит от периода, в котором вы обнаружили ошибку, и насколько она существенна. В общем случае ошибки, обнаруженные в том же году, в котором они допущены, исправляют в месяце их обнаружения (п. 5 ПБУ 22/2010).

А вот если вы нашли ошибку по окончании года, но до подписания баланса, корректировочные записи нужно внести декабрем истекшего года (п. 6 ПБУ 22/2010). Ошибки прошлых лет, отчетность за которые уже подписана, нужно исправить в месяце обнаружения в текущем году (п. 14 ПБУ 22/2010). Если же сумма некорректного платежа большая, то ошибка может быть признана существенной (п. 3 ПБУ 22/2010), и тогда ее придется исправлять в особом порядке (п. 7—13 ПБУ 22/2010).

Пример: Исправление в бухучете после обнаружения ошибочного налогового платежа, подлежащего возврату из бюджета

Бухгалтер ООО «Светоч» в феврале 2012 года обнаружил, что совершенный в октябре 2011 года платеж по НДС на сумму 18 000 руб. попал на ненадлежащий счет Федерального казначейства из-за ошибки в платежном поручении. Поскольку данный платеж налоговых обязательств ООО не погашает и подлежит возврату, нужно исправить ошибку в бухгалтерском учете. Так как отчетность за 2011 год еще не подписана, бухгалтер в соответствии с пунктом 6 ПБУ 22/2010 внес следующие корректировочные проводки за декабрь 2011 года:

Читайте также:  Минтруд разъяснил, когда выплачивать средний заработок за период командировки

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 51

— 18 000 руб. — сторнирован платеж, совершенный в октябре;

ДЕБЕТ 76 субсчет «Ошибочные платежи» КРЕДИТ 51

— 18 000 руб. — отражена дебиторская задолженность Федерального казначейства по ошибочному платежу.

Подайте заявление о возврате в налоговую инспекцию

Заявление о возврате ошибочного платежа нужно подать в свою инспекцию, приложив к нему копию соответствующего платежного поручения. Образец мы привели ниже.

Быстро оформить нужный документ вам поможет «Персональный составитель документов» на нашем сайте psd.glavbukh.ru.

Вернет компании деньги управление Федерального казначейства, на счет которого поступил ошибочный платеж. Перед этим ваше заявление проделает длинный путь, каждый этап которого имеет свой срок, установленный письмом Минфина России от 2 ноября 2011 г. № 02-04-10/4819. Сначала ваша инспекция в течение десяти рабочих дней отправит в то региональное управление ФНС, в ведение которого поступил ошибочный платеж, специальное письменное обращение. Но предварительно эти органы могут обменяться между собой служебной информацией, на что отводится еще четыре рабочих дня. Еще один рабочий день уйдет на то, чтобы региональное УФНС передало сведения в свое управление Федерального казначейства. Последнее в течение трех рабочих дней оформляет документы на возврат платежа. Итого на все должно уйти не более 18 рабочих дней, то есть компания должна получить свои деньги максимум через месяц после подачи заявления. Если, конечно, все пойдет гладко.

Отразите возвращение денег в бухгалтерском учете

Когда ошибочный платеж вернется, отразите поступление средств на расчетный счет следующей проводкой:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76 субсчет «Ошибочные платежи»
— возвращены ошибочно перечисленные денежные средства.

На всякий случай обратим внимание, что в связи с этим поступлением никакого дохода у компании не возникнет. Ведь ей просто возвращаются ее собственные средства.

1. Заявление о возврате налогового платежа, попавшего на бюджетный счет другого региона, нужно подавать в ИФНС, в которой компания стоит на учете.

2. Общий срок возврата ошибочного налогового платежа не должен превышать одного месяца с момента подачи компанией заявления.

Если ваша компания на упрощенке.

Зачет или возврат ошибочно перечисленной суммы на КБК НДФЛ

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

При этом рекомендовалось учитывать положительную для налоговых агентов судебную практику, в частности постановление Президиума ВАС РФ от 23.

Как вернуть переплаченный налог

Порядок возврата налога зависит от того, по какой причине возникла переплата.

Ситуация 1. Переплата НДФЛ образовалась из-за того, что налог был излишне удержан из доходов сотрудника.

Правила возврата НДФЛ в этой ситуации установлены статьей 231 НК РФ. Алгоритм действий – следующий.

Обнаружив излишне удержанный налог, организация обязана сообщить об этом сотруднику в течение 10 дней (п.1 ст. 231 НК РФ). Форма и способ сообщения о наличии переплаты по НДФЛ законодательством не предусмотрены. Поэтому налоговый агент вправе направить налогоплательщику сообщение в произвольной форме. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 16.05.2011 № 03-04-06/6-112.

Выявить излишне удержанный налог работник может и самостоятельно.

Независимо от того, кто обнаружил переплату (бухгалтер или сотрудник), работник пишет на имя руководителя организации заявление на возврат НДФЛ. Именно этот документ и будет являться основанием для возврата налога. Составить его можно в произвольной форме. Например, так:

Переплату по НДФЛ организация должна перечислить сотруднику в течение трех месяцев со дня получения от него заявления. Основание – пункт 1 статьи 231 НК РФ. Здесь нужно обратить внимание на два важных момента.

Во-первых, излишне удержанную сумму НДФЛ можно только перечислить на банковский счет работника – возвращать налог наличными нельзя (п. 1 ст. 231 НК РФ). Причем это правило действует независимо от того, какой порядок выплаты зарплаты установлен в организации – наличными из кассы или «безналом» на карты сотрудников.

Во-вторых, нужно строго соблюдать сроки возврата излишне удержанного налога работнику. Если в течение положенного срока (трех месяцев) организация не вернет сотруднику переплату, то на сумму невозвращенного налога она должна будет начислить проценты за каждый день просрочки. Проценты начисляются по ставкам рефинансирования, действовавшим в дни нарушения срока возврата. Такой порядок предусмотрен абзацами 3–5 пункта 1 статьи 231 НК РФ.

Статья 231 НК РФ четко устанавливает источники, за счет которых можно вернуть НДФЛ сотруднику. А именно – это предстоящие платежи по НДФЛ, удержанному и подлежащему перечислению в бюджет:

  • из доходов того же работника, у которого излишне удержали налог;
  • из доходов других налогоплательщиков, по отношению к которым организация выступает налоговым агентом.

Бухгалтер по ошибке излишне удержал НДФЛ с выплат менеджеру Степанову за август 2019 года. Сумма излишне удержанного налога составила 1300 руб. Ошибка была обнаружена в сентябре 2019 года. Общая сумма НДФЛ, удержанная из зарплаты всех сотрудников организации за сентябрь, составила 130 000 руб. Из этой суммы бухгалтер перечислил в бюджет только 128 700 руб. Разница в размере 1300 руб. была перечислена на банковский счет, указанный Степановым в заявлении на возврат излишне удержанного НДФЛ.

И только если указанных платежей недостаточно для того, чтобы вернуть НДФЛ налогоплательщику в положенный срок, организация обращается в налоговую инспекцию за возвратом налога из бюджета (п.1 ст. 231 НК РФ). Для этого в ИФНС нужно подать заявление о возврате налога, форма которого утверждена Приказом ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@ (Приложение № 8). Представить документ в инспекцию необходимо в течение 10 дней со дня получения заявления от сотрудника.

К заявлению нужно приложить:

  • выписку из налогового регистра по НДФЛ о доходах сотрудника;
  • копию заявления сотрудника (с указанием причины образования переплаты, даты ее возникновения и суммы);
  • копию справки по форме 2-НДФЛ по состоянию на дату обращения за возвратом;
  • данные о расчетах с бюджетом по НДФЛ начиная с того года, за который был произведен перерасчет налога.

В качестве документа, подтверждающего данные о расчетах с бюджетом по НДФЛ, можно представить выписку по счету 68 субсчет «Расчеты с бюджетом по НДФЛ». Сумма начислений по кредиту этого счета должна быть сторнирована на сумму переплаты налога (чтобы была видна сумма переплаты).

Такой вывод следует из положений пункта 1 статьи 231 НК РФ.

Возвращать переплату по НДФЛ организации – налоговому агенту налоговая инспекция будет в общем порядке, который установлен статьей 78 НК РФ.

Так, решение о возврате переплаты (или отказе в этом) инспекция должна принять в течение 10 дней:

  • со дня получения заявления от организации, если сверка расчетов с бюджетом не проводилась;
  • со дня подписания акта сверки, если сверка была.

Такой порядок предусмотрен пунктом 8 статьи 78 НК РФ.

Известить организацию о своем решении (согласии на возврат или отказе) инспекция обязана в течение 5 дней со дня принятия решения (п. 9 ст. 78 НК РФ). Форма решения о возврате и форма решения об отказе в возврате излишне уплаченного налога утверждены приказом ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@.

Вернуть переплату налоговая инспекция обязана в течение одного месяца с того дня, как получила заявление от организации (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Ожидая поступления средств из бюджета на свой расчетный счет, организация – налоговый агент вправе вернуть сотруднику излишне удержанную сумму НДФЛ за счет собственных средств (абз. 9 п.1 ст. 231 НК РФ).

Ситуация 2. Переплата по НДФЛ образовалась из-за того, что организация перечислила в бюджет налог в большей сумме, чем положено. При этом налог с доходов сотрудников был рассчитан и удержан верно.

В данном случае переплаченные в бюджет деньги можно вернуть на банковский счет организации.

Для этого нужно подать в налоговую инспекцию заявление по форме, которая утверждена приказом ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@ (Приложение 8). К нему нужно приложить платежное поручение на уплату налога и выписку из регистра по НДФЛ. Эти документы подтвердят, что лишние суммы были уплачены в бюджет.

Такой вывод следует из статьи 78 НК РФ и письма Минфина России от 23.11.2017 № 03-04-05/77502.

Получив комплект документов, ИФНС будет возвращать переплату по общей процедуре, которая прописана в статье 78 НК РФ.
Правда, здесь может возникнуть одна сложность.

Она связана с тем, что НДФЛ работодатель платит не за себя, а за своих сотрудников. Именно они являются налогоплательщиками, а организация выступает как налоговый агент.

Обязанность перечислить НДФЛ в бюджет появляется у налогового агента только после того, как налог был удержан из доходов налогоплательщика. И только в пределах той суммы, которая была фактически удержана. А удержать сумму налога можно лишь при фактической выдаче зарплаты из кассы или при переводе на банковский счет сотрудника (письма Минфина от 13.02.2019 № 03-04-06/8932, от 01.02.2016 № 03-04-06/4321, от 10.07.2014 № 03-04-06/33737, ФНС от 25.07.2014 № БС-4-11/14507).

Перечислять налог в бюджет за счет собственных средств налоговые агенты не вправе. Делать это прямо запрещает пункт 9 статьи 226 НК РФ.

Вот и получается, что раньше, чем организация выплатила доход, перечислить НДФЛ в бюджет невозможно. Поэтому, если налоговый агент заплатил налог в бюджет больше, чем удержал, или перечислил НДФЛ раньше срока, налоговые инспекторы не считают такие суммы ни авансовым платежом, ни излишне уплаченным налогом. Они рассматривают их как ошибочный платеж.

Такой вывод следует, в частности, из Письма ФНС России от 06.02.2017 № ГД-4-8/2085@.

По этим причинам, как показывает практика, некоторые инспекции не принимают утвержденную форму заявления на возврат налога. В этом случае, чтобы вернуть переплату по НДФЛ, можно заполнить заявление в произвольной форме. Например, так:

Таким образом, в данной ситуации возможен единственный выход возвращать излишне удержанный НДФЛ по процедуре, которая установлена статьей 231 НК РФ она была рассмотрена выше.

Кбк возврат ошибочно перечисленных денежных средств

— КБК 20800000000000000 — Перечисления для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы

При получении отправленных по ошибке денежных средств от покупателя получатель платежа при их возврате должен использовать конструкцию «возврат ошибочно перечисленных денежных средств» в назначении платежа.

Кбк возврат ошибочно перечисленных денежных средств.

Способы подачи заявления

Подать заявление на зачет переплаты в налоговую можно одним из 3-х способов:

  1. переслать по почте ценным письмом с описью вложения;
  2. направить в электронном виде при условии, что заявление подписано усиленной квалифицированной электронной подписью.
  3. руководитель организации (ИП) может представить его налоговикам лично, либо это может сделать представитель на основании доверенности;

О процедуре возврата мы рассказывали.

Бухгалтер компании ошибочно дважды уплатила НДФЛ за ноябрь 2018. 1) Нужно ли отражать излишне уплаченную сумму НДФЛ в отчете 6-НДФЛ за 4 кв.2018? 2) Если нужно, как правильно отразить излишне уплаченную сумму НДФЛ в отчете 6-НДФЛ за 4 кв. 2018? 3) Можно ли излишне уплаченную сумму НДФЛ зачесть в счет платиежей 2019 г? Если можно, как правильно это сделать?

Обратиться за возвратом переплаты в инспекцию можно в следующих случаях:

  • вы удержали у физлица лишний налог, перечислили его в бюджет и вам не хватает средств, чтобы самостоятельно произвести возврат. Эта переплата и последующий возврат налога отражается в 6-НДФЛ и 2-НДФЛ;
  • вы правильно удержали налог, но уплатили в бюджет больше, чем удержали. Такая переплата в отчетности по НДФЛ не отражается.

Если переплата образовалась из-за того, что вы уплатили в бюджет сумму НДФЛ большую, чем удержали у физлиц, ее можно зачесть в счет недоимки или будущих платежей по другим федеральным налогам:

  1. задолженности по пеням по федеральным налогам, а также налоговым штрафам.

Зачесть излишне уплаченную сумму НДФЛ в счет будущих платежей по НДФЛ нельзя. Это объясняется тем, что уплата НДФЛ должна происходить за счет средств физлиц, а не за счет ваших средств как налоговых агентов (п. п. 1, 14 ст. 78, п. 9 ст. 226 НК РФ, Письмо ФНС России от 06.02.2017 N ГД-4-8/2085@).
Заявление о зачете переплаты по НДФЛ заполняется по утвержденной форме. Вместе с заявлением представьте выписку из регистра налогового учета и соответствующие платежные поручения, которые подтвердят наличие переплаты (Письмо ФНС России от 06.02.2017 N ГД-4-8/2085@).
Подать заявление о зачете вы можете (п. п. 4, 5 ст. 78 НК РФ) в бумажном виде: лично (через представителя) в налоговый орган или по почте.

  1. по телекоммуникационным каналам связи в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью;
  2. через личный кабинет налогоплательщика.

Срок подачи заявления о зачете в налоговый орган – три года со дня уплаты налога в излишнем размере (п. 7 ст. 78 НК РФ).
Если переплата возникла из-за того, что вы удержали НДФЛ у физлица больше, чем нужно, эту сумму нужно вернуть физлицу в специальном порядке.
Как вернуть излишне удержанный НДФЛ налогоплательщику
Вы как налоговый агент должны сообщить физическому лицу о том, что с его доходов был излишне удержан НДФЛ, в течение 10 рабочих дней после обнаружения (п. 6 ст. 6.1, п. 1 ст. 231 НК РФ). Сообщение можно составить в произвольной форме, каких-то специальных требований на этот счет не установлено. Укажите в нем период излишнего удержания налога, размер НДФЛ к возврату и попросите предоставить банковские реквизиты для перечисления суммы налога. Направить это сообщение вы вправе любым способом, в бумажной или электронной форме. Но лучше предварительно согласовать это с физическим лицом (Письмо Минфина России от 16.05.2011 N 03-04-06/6-112 (п. 1)).
Для возврата излишне удержанного НДФЛ вам нужно получить соответствующее заявление от налогоплательщика. Утвержденной формы для такого заявления нет. Вы можете принять заявление от физлица, составленное им в свободной форме, либо предложить заполнить по вашему образцу.
Налоговый агент должен вернуть физлицу излишне удержанный налог в течение трех месяцев после получения заявления на возврат.
Если вы нарушите этот срок, то налог нужно будет вернуть с процентами. Они начисляются за каждый календарный день просрочки исходя из ставки рефинансирования Банка России, которая действовала в эти дни (п. 1 ст. 231 НК РФ). При этом сумма процентов вам компенсирована не будет.
В каком порядке и за счет каких средств нужно вернуть сумму излишне удержанного НДФЛ
Вы должны вернуть физлицу сумму излишне удержанного НДФЛ в безналичной форме. Перечислите деньги на его счет в банке по реквизитам, которые указаны в заявлении на возврат (п. 1 ст. 231 НК РФ).
Вернуть НДФЛ можно только тому физлицу, из доходов которого было излишнее удержание. Возврат другим лицам, в том числе наследникам физлица, не предусмотрен Налоговым кодексом РФ (Письмо Минфина России от 07.03.2013 N 03-04-06/7028). Средства для возврата вы получаете за счет уменьшения предстоящих платежей по этому же налогу. То есть вместо перечисления НДФЛ в бюджет нужно перечислить сумму излишне удержанного налога физлицу. Причем не важно, с чьих доходов удержан этот налог: с доходов физлица, которому необходимо его вернуть, или с доходов других лиц (п. 1 ст. 231 НК РФ). Для возврата также не имеет значения, какие именно доходы выплачивает агент и по какой ставке они облагаются налогом (Письмо Минфина России от 05.12.2012 N 03-04-06/4-342).
Как инспекция возвращает излишне удержанный НДФЛ налоговому агенту
Возможна ситуация, когда вы получили заявление на возврат, но понимаете, что в ближайшие три месяца вам не хватит платежей по НДФЛ, за счет которых можно вернуть физлицу сумму излишне удержанного налога. В этом случае нужно сообщить об этом в налоговый орган. В течение 10 рабочих дней со дня получения заявления от физлица направьте в инспекцию по месту своего учета (п. 6 ст. 6.1, п. 1 ст. 231 НК РФ):

  • заявление на возврат излишне удержанной суммы налога;
  • выписку из регистра налогового учета за год, в котором произошло излишнее удержание налога;
  • документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджет (в частности, копии платежных поручений).
Читайте также:  Вопрос юристу: если исполнительное производство закрыто, можно ли ехать за границу?

Налоговый орган вернет НДФЛ вам как налоговому агенту в течение месяца со дня получения от вас указанных документов (п. 6 ст. 78, п. 1 ст. 231 НК РФ). Затем вы должны перечислить полученную из бюджета сумму налога на счет физлица в обычном порядке.
Вы можете вернуть налог и за счет собственных средств, не дожидаясь возврата НДФЛ из бюджета (п. 1 ст. 231 НК РФ).
Как отразить возврат излишне удержанного НДФЛ в налоговой отчетности
Суммы возвращенного НДФЛ отражаются в расчете 6-НДФЛ за тот период, в котором происходит возврат, по строке 090 разд. 1 (п. 3.3 Порядка заполнения расчета 6-НДФЛ, Письмо ФНС России от 26.10.2016 N БС-4-11/20366@).
Если в отношении лица, которому вы должны вернуть налог, вы уже сдали справку 2-НДФЛ за период, когда налог был излишне удержан, вам нужно подать корректирующую справку 2-НДФЛ за этот же период (п. 1.18 Порядка заполнения справки 2-НДФЛ, Письмо ФНС России от 26.10.2016 N БС-4-11/20366@). При этом отражать сумму излишне удержанного и возвращенного налога в корректирующей справке не нужно (Письмо ФНС России от 13.08.2014 N ПА-4-11/15988).

То есть вместо перечисления НДФЛ в бюджет нужно перечислить сумму излишне удержанного налога физлицу.

Зачет или возврат ошибочно перечисленной суммы на КБК НДФЛ

Порядок зачета, возврата или уточнения ошибочно перечисленных на неверный КБК страховых взносов. Правовое регулирование, возникающие судебные налоговые споры и судебная практика.

В связи со вступлением в силу Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон N 212-ФЗ) с 1 января 2010 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляют Пенсионный фонд и его территориальные органы.

Исходя из положений Закона, а также согласно Приложению № 1 к Федеральному закону от 30.11.2009г. № 307-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», с 01.01.2010г. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование должны быть перечислены организациями на КБК Пенсионного Фонда России (первые три цифры КБК – 392), а именно КБК 39210202010061000160 (страховая часть) и КБК 39210202020061000160 (накопительная часть).

До 01.01.2010г. страховые взносы перечислялись на КБК код главного администратора 182 – “Федеральная налоговая служба”, а именно КБК 18210202010061000160 (страховая часть) и КБК 18210202020061000160 (накопительная часть), поскольку именно налоговая инспекция являлась администратором поступлений страховых взносов на ОПС до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

В связи с изменениями в порядке уплаты страховых взносов, на практике у ряда организаций возник спор, связанный с порядком возврата (зачета) либо уточнения страховых взносов, уплаченных после 01.01.2010г. на КБК 182 – “Федеральная налоговая служба”, т.е. уплаченных на «неверный» КБК.

В случае обнаружения ошибки, организации предпринимали действия, направленные на возврат либо зачет ошибочно перечисленных на «неверный» КБК страховых взносов путем направления соответствующих заявлений в налоговую инспекцию и территориальное отделение Пенсионного фонда России по месту своего учета. Однако, как показывает практика, государственные органы довольно часто отказывают компаниям в возврате (зачете) либо уточнении «ошибочных» платежей. При этом налоговые органы отказываются производить действия по возврату (зачету) на том основании, что «Инспекция ФНС не является администратором КБК 39210202020061000160» и предлагают обращаться в территориальное отделение ПФР. В свою очередь, территориальное отделение ПФР выносит отказ в возврате (зачете) ссылаясь на «отсутствие порядка по возврату ошибочно уплаченных платежей». В итоге страдает компания, которая не может не вернуть деньги, не зачесть. Более того, у компании возникает задолженность, на которую начисляются пени, за период, в котором страховые взносы на ОПС были перечислены в бюджет на «неверный» КБК, так как в соответствии с п. 4 ч. 6 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной в случае неправильного указания плательщиком страховых взносов в поручении на перечисление суммы страховых взносов номера счета Федерального казначейства, кода бюджетной классификации и (или) наименования банка получателя, повлекшего неперечисление данной суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства. В данном случае у организации остается только один выход из сложившейся ситуации – обращаться в суд.

Несмотря на то, что Федеральным законом N 212-ФЗ не установлен порядок зачета (возврата) платежа при неверном указании кода бюджетной классификации, согласно статье 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в функции администратора доходов бюджета входят принятие решения о зачете (возврате) платежей. Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации как администратор пенсионных взносов с 2010 года обладает полномочиями по зачету (возврату) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет.

Просим обратить Ваше внимание, что порядок возврата (зачета), а также уточнения платежа по страховым взносам предусмотрен Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 21 января 2011г. № 03-02-07/1-15, а также совместным Письмом от 11 августа 2010г. Федеральной налоговой службы № ЯК-17-8/58 и Пенсионного фонда Российской Федерации № АД-30-24/8509@.

В частности, Письмом Минфина РФ от 21 января 2011 г. N 03-02-07/1-15 разъяснено, что «уточнение платежа может быть произведено Управлением Федерального казначейства по г. Москве после представления ИФНС России по г. Москве уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа и о том, что этот налоговый орган не является администратором зачисленной в федеральный бюджет суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

После отражения Управлением Федерального казначейства по г. Москве данных поступлений по коду бюджетной классификации Российской Федерации “Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет” территориальное отделение Пенсионного фонда по г. Москве направляет в Управление Федерального казначейства по г. Москве уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа с невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет, на код бюджетной классификации Российской Федерации территориального отделения Пенсионного фонда по г. Москве».

Таким образом, согласно позиции Минфина РФ для того, чтобы не возникла задолженность по страховым взносам перед бюджетом по причине перечисления данных взносов на неверный КБК, необходимо обратиться в ИФНС России и территориальное отделение Пенсионного фонда по месту учета с заявлением об уточнении ошибочно перечисленной суммы в федеральный бюджет по КБК ИФНС России вместо КБК территориального отделения ПФР. Право на подачу соответствующих заявлений предусмотрено п.7 ст.45 Налогового кодекса РФ и ч.8 ст.18 Федерального закона N 212-ФЗ.

В случае отказа в уточнении платежа, необходимо обращаться в суд.

Судебная практика по подобным спорам в настоящее время формируется, однако аналогичные ситуации изложены в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2010 N 15АП-10091/2010 по делу N А32-15324/2010 (ответчик – Управление ПФР), постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2011 по делу № 09АП-9255/2011-АК (ответчик – МИФНС), решении Арбитражного суда Пензенской области от 21.10.2010 по делу № А49-4888/2010 (ответчик – ИФНС). В судебных актах суд делает вывод, что ошибочное указание заявителем неверного кода бюджетной классификации при уплате суммы страховых взносов является основанием для зачета или возврата указанной суммы плательщику.

Примером аналогичного спора может послужить дело № А40-39329/11-91-172, где ПБ «Юристократ» выступало на стороне заявителя – плательщика страховых взносов ООО «ЮТБ».

Так, ООО «ЮТБ» в период с апреля по март 2010г. перечисляло с расчетного счета страховые взносы на ОПС на КБК налогового органа (первые три цифры – 182), хотя должно было перечислять на КБК Пенсионного фонда. В результате у ООО «ЮТБ» возникла задолженность перед бюджетом по страховым взносам.

ПБ «Юристократ» было принято решение обратиться с соответствующими заявлениями о зачете (возврате) перечисленных на КБК налогового страховых взносов на ОПС в налоговую инспекцию, территориальное отделение Пенсионного фонда и Управление Федерального казначейства. В результате:

– налоговый орган вынес два Решения об отказе как в зачете, так и в возврате, ссылаясь на то, что «Инспекция ФНС не является администратором КБК 39210202020061000160». В решениях налоговый орган пояснил порядок, согласно которому обществу необходимо подать заявление о возврате излишне уплаченных страховых взносов в территориальный орган ПФР по месту регистрации. Территориальный орган по результатам рассмотрения заявления и документов выносит решение о возврате и направляет данное решение в налоговый орган по месту учета общества.

– территориальное отделение ПФР вынесло два Решения об отказе как в возврате, так и в зачете по причине «отсутствия порядка по возврату ошибочно уплаченных платежей».

– Письмом УФК по г. Москве отказало обществу в осуществлении зачета указав, что поскольку операции уточнения вида и принадлежности денежных средств, зачета, возврата осуществляется органами Федерального казначейства только на основании информации администраторов поступлений, обществу необходимо обратиться к администратору поступлений – ИФНС России или в УФНС России.

Читайте также:  Какое пособие в 2020 году заплатят в Ленинградской области при рождении ребенка

Поскольку все действия по внесудебному урегулированию спора не привели к желаемому результату, ПБ «Юристократ» было принято решение обратится в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными решения ИФНС России и решения территориального отделения ПФР об отказе в осуществлении зачета, обязании Ответчиков произвести зачет страховых взносов на ОПС, перечисленных на неверный КБК, взыскании уплаченной госпошлины.

Арбитражный суд г. Москвы принял заявление Общества к рассмотрению и возбудил производство по делу № А40-39329/11-91-172.

После подачи заявления в суд, налоговый орган и территориальное отделение ПФР совместно произвели зачет страховых взносов путем внесения в лицевые счета Общества корректировок. В связи с этим ПБ «Юристократ» отказалось от требований в части обязания Ответчиков произвести зачет сумм страховых взносов. В части признании незаконными отказов, требования Общества остались без изменения. При этом позиция Заявителя строилась на том, что Общество в соответствии с п.1 ч.2 ст.28 Закона № 212-ФЗ и пп.5 п.1 ст.21 НК РФ имеет право на своевременный зачет или возврат ошибочно перечисленных страховых взносов. Несвоевременно произведенные Ответчиками зачет привел к взысканию с Заявителя пени за период задолженности, что нарушает права Общества.

Решением от 04.08.2011г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2011г., Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил требования Заявителя в оставшейся части и признал недействительными решение ИФНС России и решение территориального отделения ПФР об отказе в осуществлении зачета, взыскал с Ответчиков уплаченную госпошлину. При вынесении решения суд исходил из того, что ошибочное указание заявителем неверного кода бюджетной классификации при уплате суммы страховых взносов является основанием для зачета или возврата указанной суммы плательщику

Таким образом, действия ПБ «Юристократ» привели к зачету страховых взносов на ОПС, перечисленных ООО «ЮТБ» на «неверный» КБК во внесудебном порядке, а также к признанию незаконными решений гос. органов (ИФНС и территориального отдела ПФР) об отказе в осуществлении зачета по решению суда, вступившему в законную силу.

Подводя итог всему вышеизложенному, просим обратить внимание организаций, что в случае перечисления страховых взносов на ОПС на КБК налогового органа после 01.01.2010г., а не на КБК Пенсионного фонда, для компаний предусмотрены следующие варианты решения проблемы:

1) обратиться в ИФНС России и территориальное отделение Пенсионного фонда по месту учета с заявлениями об уточнении ошибочно перечисленной суммы в федеральный бюджет по КБК ИФНС России вместо КБК территориального отделения ПФР в соответствии с рекомендациями, изложенными в Письме Минфина РФ от 21 января 2011 г. N 03-02-07/1-15, а также в соответствии с порядком, указанном в п.7 ст.45 Налогового кодекса РФ и ч.8 ст.18 Федерального закона N 212-ФЗ. В случае отказа – обратиться в суд.

2) обратиться в ИФНС России и территориальное отделение Пенсионного фонда по месту учета с заявлениями о зачете ошибочно перечисленных страховых взносов на «неверный» КБК в соответствии со ст.26 Закона № 212-ФЗ. В случае отказа – обратиться в суд.

3) обратиться в ИФНС России и территориальное отделение Пенсионного фонда по месту учета с заявлениями о возврате ошибочно перечисленной суммы в соответствии со ст.26 Закона № 212-ФЗ. В случае отказа – обратиться в суд. Однако отличием данного варианта от двух предыдущих является возникновение у организации задолженности по страховым взносам перед бюджетом за периоды перечисления взносов на «ошибочный» КБК. Задолженности можно избежать, уплатив данную сумму повторно, и параллельно производить процедуру взыскания неверно уплаченных взносов.

Любой из предложенных трех вариантов возможно произвести, воспользовавшись правовой помощью специалистов ПБ «Юристократ» по арбитражным налоговым спорам.

контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты перечисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляют Пенсионный фонд и его территориальные органы.

Возврат переплаты по налогам

Зачастую складывается ситуация, когда на лицевом счете организации, ИП или физлица появляется переплата. Причины возникновения существуют разные:

  • Ошибочный расчет налога.

Такое может произойти, если налог рассчитан по другой ставке, без учета расходов, страховых взносов, льгот и т.д.

  • Излишне взысканная сумма налога.

Переплата по этой причине может возникнуть, когда гражданин обращается за возвратом НДФЛ при заявлении налоговых вычетов. Также такое происходит, если ИФНС неправомерно взыскивает налог в большем размере, чем положено.

  • Уплата налога с «излишком».

Чаще всего такая переплата образуется, когда ИП или граждане уплачивают налог в гораздо большем размере, чем нужно.

Узнать об имеющейся переплате налогоплательщик может:

  • в личном кабинете на сайте ФНС;
  • непосредственно от ИФНС.

На ИФНС возложена обязанность извещать организации, ИП и физлиц об обнаруженных фактах переплаты в 10-дневный срок с даты ее выявления (п. 3 ст. 78 НК РФ).

Переплату можно зачесть в счет будущих платежей либо вернуть на свой банковский счет (ст. 78 НК РФ). В обоих случаях необходимо обратиться в ИФНС по месту учета с письменным заявлением. Передать его в налоговый орган можно:

  • лично или через представителя;
  • через Почту России (направив заявление заказным письмом с описью вложения);
  • по ТКС или через Личный кабинет на сайте ФНС.

Порядок возврата переплаты следующий:

  • Направление заявления в ИФНС.
  • Вынесение решения о возврате (отказе в возврате) переплаты в течение 10 дней с даты получения заявления от налогоплательщика.
  • Уведомление налогоплательщика о принятом решении в течение 5 дней с даты его вынесения.
  • Возврат средств на банковский счет в течение месяца с даты получения заявления от налогоплательщика.

При наличии задолженности по налогам того же вида возврат будет осуществлен только после зачета переплаты в счет недоимки (п. 6 ст. 78 НК РФ).

через Почту России направив заявление заказным письмом с описью вложения ;.

Изменение порядка возврата из бюджета ошибочных платежей

Пожалуй, каждый бухгалтер сталкивался с такой проблемой, когда направленные на уплату налогов платежи не дошли до бюджета, из-за того, что платежные документы содержат ошибки. И что же делать, как вернуть ошибочно перечисленные налоги?

В 2008 году общая процедура возврата излишне уплаченных в доход федерального бюджета сумм устанавливалась Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина РФ от 16.12.04 № 116н . С 01.01.09 возврат ошибочно уплаченных платежей в бюджет производится в соответствии с новым порядком, утвержденным Приказом Минфина РФ от 05.09.08 № 92н «Об утверждении порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации».

Невыясненные поступления в бюджет

В вышеуказанном приказе прописано, какие поступления стоит относить к невыясненным:

• поступления в бюджеты, не подлежащие в соответствии с бюджетным законодательством РФ зачислению на счет органа Федерального казначейства;

• платежи, ошибочно перечисленные плательщиками на счет органа Федерального казначейства, предназначенные для уплаты на соответствующий счет другого органа Федерального казначейства;

• поступления, по которым отсутствуют расчетные документы (неполный объем расчетных документов банка, платежных ордеров банка о частичной оплате инкассовых поручений);

• поступления по расчетным документам, в которых указаны значения «ИНН» и «КПП» получателя и (или) код бюджетной классификации и (или) код ОКАТО по поступлениям, полностью или частично зачисляемым в местный бюджет, не соответствующие требованиям, установленным законодательством РФ, субъектов РФ и (или) муниципальными правовыми актами;

• поступления, по расчетным документам в которых в текстовом поле «Назначение платежа» не имеется оснований для отнесения такого платежа к налогам, сборам и иным платежам, подлежащим перечислению в бюджет.

Невыясненные поступления, не подлежащие зачислению на счет УФК, или ошибочно перечисленные в другое УФК, возвращаются плательщику УФК по месту зачисления платежа на основании письменного обращения Управления ФНС, заявления налогоплательщика и копии нормативного правового акта, наделяющего Управление ФНС полномочиями главного администратора поступлений в бюджет.

Невыясненные поступления, поступившие на счет УФК по вине банка, возвращаются банку по его заявлению с приложением претензии (заявления) налогоплательщика.

Невыясненные поступления, по расчетным документам в которых в текстовом поле «Назначение платежа» не имеется оснований для отнесения такого платежа к налогам, сборам и иным платежам, подлежащим перечислению в бюджет, могут быть возвращены плательщику по его заявлению.

Так, налогоплательщик должен подать заявление в налоговую инспекцию, в которую предназначался платеж. А налоговики с этим заявлением, а также с копией акта УФНС о том, что инспекция имеет право получить такой платеж, должны будут обратиться в казначейство. В течение трех рабочих дней после того, как получены документы, казначейство должно будет вернуть деньги.

Ошибочные платежи по пенсионным взносам

А как быть с ошибочными платежами по пенсионным взносам? Как перенаправить платеж, уплаченный по неправильным реквизитам?

Так как страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются налогом или сбором, а относятся к индивидуально возмездным обязательным платежам, которые уплачиваются в бюджет ПФР, то на них не распространяется порядок зачета (возврата) сумм излишне уплаченных налогов (сборов), установленный ст. 78 НК РФ Налоговый кодекс Статья 78 . Однако и Федеральным законом “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” не установлен порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также в нем нет положений касательно процентов, начисленных за несвоевременное осуществление такого возврата. Это признает Минфин РФ в своем Письме от 06.10.08 № 03-02-07/1-389 и информирует о «принятых мерах»: что им было направлено в ФНС России Письмо от 12.05.08 № 03-02-07/2-87 , в котором даны рекомендации налоговым органам все же принимать решения о зачете (возврате) таких взносов, а также пеней и штрафов по ним.

В Письме от 02.09.08 № 03-02-07/1-387 Минфин сообщает, что проект изменений в Федеральный закон “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”, направленных на урегулирование порядка зачета (возврата) сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, разрабатывается в настоящее время Минздравсоцразвития РФ. До внесения изменений в Федеральный закон от 15.12.01 № 167-ФЗ налоговые органы будут производить зачет или возврат излишне уплаченных пенсионных взносов. Механизм зачета или возврата взносов приведен в Письме ФНС России от 01.12.08 № ММ-6-1/873@ “О механизме действий по осуществлению зачетов (возвратов) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование”.

При возникновении переплаты по пенсионным взносам инспекция должна известить налогоплательщика в течение десяти дней с момента ее обнаружения. После проведения сверки расчетов страхователь предоставляет в инспекцию заявление, согласованное с территориальным органом Пенсионного фонда РФ. Решение о возврате или зачете излишне уплаченных сумм принимается в течение десяти рабочих дней с момента получения заявления страхователя, а возврат осуществляется в течение одного месяца после подачи заявления. Но при наличии недоимка по страховым взносам за предыдущие отчетные периоды возврат переплаты возможен только после ее погашения. О принятом решении – о зачете или возврате или об отказе в осуществлении зачета (возврата) – инспекция сообщает страхователю письменно в течение пяти рабочих дней с момента его принятия.

Правильно заполняйте платежные документы

Получается, что по сути, для налогоплательщиков принципиально ничего не поменяется – зачет и возврат будут проходить непосредственно через инспекцию по правилам Налогового кодекса РФ.

Следует напомнить, что полнота и своевременность уплаты налогов в бюджет во многом зависят от правильности перечисления платежей и точного заполнения платежных документов налогоплательщиками.

Любая техническая ошибка в заполнении полей платежных документов, особенно в части показателей КБК, влечет за собой зачисление данных платежей на неклассифицированные невыясненные поступления и, как следствие, начисление пени за несвоевременное перечисление платежей в бюджет. Таким образом, налогоплательщик, допустивший ошибку в КБК, должен будет заплатить пени за несвоевременное перечисление налоговых платежей в бюджет, несмотря на то, что с его расчетного счета денежные средства списались банком своевременно. Еще более неприятная ситуация для налогоплательщика связана с ошибочным указанием КБК платежа, зачисляемого в иные бюджеты.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что правильное заполнение платежных документов на перечисление налоговых платежей является важной частью ведения финансово-хозяйственной деятельности как физических, так и юридических лиц и помогает избежать прямых финансовых потерь в виде начисления пени за платежи, которые налогоплательщик своевременно списал со своего расчетного счета.

И не стоит забывать о проведении контроля со стороны налогоплательщика за полнотой и своевременностью зачисления в бюджет уплачиваемых платежей с соответствующим отражением данных платежей в лицевых счетах налогоплательщика, которые ведут налоговые органы. Это поможет избежать в будущем значительных проблем с необоснованным начислением пени и принудительным взысканием со стороны налоговых органов сумм недоимки, образовавшейся из-за неправильного отражения в налоговом учете сумм фактически уплаченных в бюджет платежей.

Ошибочные платежи по пенсионным взносам.

Добавить комментарий