Продление разрешения на строительство, если истек срок действия

Продление разрешения на строительство, если истек срок действия

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Мы настоятельно рекомендуем направлять все документы в электронном виде, используя для этого федеральную государственную информационную систему Единый портал государственных и муниципальных услуг , а также аналогичные региональные порталы , – акцентировал глава Минстроя России Владимир Якушев.

Сколько раз можно продлевать?

Регламент не устанавливает количество пролонгаций разрешения на строительство. Основное условие – активная стадия возведения объекта.

Зато известен срок действия продленного разрешения на строительство – 3 года. За это время нужно завершить возведение дома и отчитаться о выполненных работах.

Например, заявили одно а строят другое.

Какие бумаги потребуются?

Если срок разрешения на строительство истек, придется заново проходить процесс оформления и собирать необходимый пакет бумаг. В случае продления ситуация проще. Требуется передать в уполномоченную структуру паспорт, первоначальные бумаги по строительству и акт состояния работ. Если же установленный период закончился, потребуется ГПЗУ, правоустанавливающая документация на землю, а также планировочная схема ЗУ.

Что говорит судебная практика.

Продлить нельзя отказать.

В соответствии с ч. 20 ст. 51 ГрК РФ срок действия разрешения на строительство может быть продлен соответствующим органом, выдавшим разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за 60 дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления. Если заявление о продлении срока действия разрешения на строительство подается застройщиком, привлекающим на основании договора участия в долевом строительстве, преду­сматривающего передачу жилого помещения, денежные средства граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, к такому заявлению должен быть приложен договор поручительства банка за надлежащее исполнение застройщиком обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве или договор страхования гражданской ответственности лица, привлекающего денежные средства для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости (застройщика), за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве.

Исходя из данной формулировки по общему правилу (если «оставить за кадром» специфику жилищного строительства на основании ДДУ) для продления разрешения на строительство необходимо:

  • подать заявление не менее чем за 60 дней до истечения срока действия ранее выданного разрешения;
  • начать строительные работы до подачи такого заявления.

Оба ли эти условия должны выполняться одновременно?

Правомерен ли отказ в продлении, если застройщик нарушил срок подачи заявления или, наоборот, подал заявление своевременно, но не приступил к выполнению работ?

В правоприменительной практике по обозначенной проблеме выработано следующее решение. В части 20 ст. 51 ГрК РФ установлено одно основание для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство: если строительство не было начато до истечения срока действия разрешения. Подача заявления менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения не предусмотрена ГрК РФ в качестве основания для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство. Соответственно, если строительство объекта начато в период действия разрешения на строительство, которое не отменено и не признано недействительным (незаконным), у уполномоченного органа нет оснований для отказа в продлении срока его действия. Такая позиция представлена в Определении ВС РФ от 04.05.2016 № 136-ПЭК16 по делу № А63-11027/2013, постановлениях АС МО от 01.08.2016 № Ф05-10272/2016 по делу № А41-79925/15, ФАС ДВО от 15.12.2013 № Ф03-6140/2013 по делу № А51-7498/2013, Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2016 № 09АП-28920/2016 по делу № А40-62700/16, Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2016 № 10АП-7448/2016 по делу № А41-106633/15, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2016 № 08АП-8211/2016 по делу № А46-2430/2016 и др.

Случается, что администрация, отказывая в продлении срока действия разрешения на строительство, ссылается на представление застройщиком ненадлежащих документов, подтверждающих начало выполнения работ по строительству объекта. Например, как следует из Постановления АС МО от 01.08.2016 № Ф05-10272/2016 по делу № А41-79925/15, организация приложила к заявлению о продлении разрешения на строительство справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 и акты о приемке выполненных работ по форме КС-2, свидетельствующие о завершении подрядчиком работ по нулевому циклу строительства. Уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, указав на то, что не было представлено официальное подтверждение начала работ по строительству объекта капитального строительства.

Обратившись в суд, застройщик дополнительно представил в материалы дела акт обследования технического состояния объекта незавершенного строительства и приложенные к нему фотографии объекта (8 штук), а также спутниковый снимок с сайта карты.яндекс.ру.

Встав на сторону застройщика, арбитры указали: ч. 20 ст. 51 ГрК РФ не установлено, какие именно документы должны быть представлены в подтверждение начала строительства. Из этого следует, что такими документами могут быть любые документы (акты, договоры подряда и т. д.), свидетельствующие о том, что строительство ведется. Уполномоченный орган незаконно не принял формы КС-2 и КС-3 как доказательства начала строительства.

Итак, мы выяснили, что подача заявления менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения на строительство не является достаточным основанием для отказа в продлении разрешения. А вот то обстоятельство, что застройщик не начал работы по строительству, влечет безусловный отказ в продлении ранее выданного разрешения на строительство. Далее ответим на вопрос: является ли законным отказ в продлении разрешения, если строительные работы начаты, но заявление в уполномоченный орган застройщик подал после того, как истек срок действия разрешения на строительство.

Такая ситуация рассматривалась в постановлениях АС ЗСО от 15.12.2015 № Ф04-27933/2015 по делу № А46-4326/2015 и Второго арбитражного апелляционного суда от 29.08.2016 по делу № А82-18126/2015. Сразу скажем, что в первом случае арбитры приняли решение в пользу застройщика, во втором – признали действия администрации законными. Как такое возможно?

Из постановления АС ЗСО следует, что застройщик обратился в департамент с заявлением о продлении разрешения на строительство через два дня после того, как истек срок его действия. Несмотря на то, что застройщик указал на 90%-ю готовность объекта, уполномоченный орган отказал в продлении разрешения, сославшись на то, что оно является недействующим, поскольку срок его истек, а продление срока действия недействующего разрешения на строительство законодательством не предусмотрено.

Удовлетворяя требование застройщика, судьи исходили из того, что указанное департаментом основание для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство не предусмотрено действующим законодательством, поэтому оспариваемый отказ нарушает права организации.

Важно, что судья ВС РФ не нашел оснований для передачи данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда для пересмотра (Определение от 18.04.2016 № 304-КГ16-2723). Тем самым судья Верховного суда фактически признал обоснованной позицию АС ЗСО.

А вот в принятом не в пользу застройщика Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда по делу № А82-18126/2015 обстоятельства были иными, что и позволило суду отказать застройщику, отклонив его ссылки на судебную практику, согласно которой подача заявления менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения не предусмотрена ГрК РФ в качестве основания для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство.

Итак, в январе 2008 года организации было выдано разрешение на строительство, срок действия которого истекал в июле 2010 года.

В декабре 2013 года (то есть через 3,5 года после окончания срока действия разрешения) застройщик зарегистрировал право собственности на объект незавершенного строительства со степенью готовности 11%.

В ноябре 2015 года (то есть еще через два года) организация обратилась в администрацию с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство, приложив проект организации строительства, предполагающий окончание строительства в течение 33 месяцев.

Уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, указав на нарушение срока, установленного ч. 20 ст. 51 ГрК РФ, и предложив застройщику обратиться за получением нового разрешения.

Арбитры отметили: организация обратилась за продлением разрешения спустя более пяти лет после окончания срока его действия. Застройщик не представил доказательств обращения в уполномоченный орган с таким заявлением до даты истечения срока действия разрешения. Следовательно, застройщик утратил предусмотренное законом право на продление срока действия разрешения на строительство.

ГрК РФ не содержит оснований для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство по причине того, что заявление было подано застройщиком с нарушением срока его подачи (то есть не менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения). Однако в данном случае имеет место не просто нарушение срока для обращения с заявлением о продлении действующего разрешения на строительство. Общество требует продлить в судебном порядке действие разрешения, срок которого истек пять лет назад. В такой ситуации (при непредставлении заявителем доказательств уклонения уполномоченного органа от выдачи разрешения (противоправного бездействия администрации) либо наличия иных обстоятельств, препятствовавших организации своевременно обратиться с соответствующим заявлением) продление срока действия разрешения на основании ч. 20 ст. 51 ГрК РФ недопустимо. Исходя из смысла положений градостроительного законодательства возможно продление только действующего разрешения на строительство. После истечения срока действия разрешения на строительство может быть выдано только новое разрешение.

Читайте также:  Утвержденный календарь на 2020 год с праздничными и выходными днями: скачать для пятидневки и шестидневки

Таким образом, пропуск срока обращения с заявлением о продлении разрешения при уже начатом строительстве объекта не является безусловным основанием для отказа в продлении срока действия разрешения. Единственным обстоятельством, исключающим такое продление, является отсутствие начатого строительства объекта к моменту истечения срока действия разрешения на строительство. Поэтому судьи встанут на сторону застройщика, представившего заявление менее чем за 60 дней до окончания срока действия разрешения.

В случае, когда уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, сославшись на то, что заявление подано после истечения срока его действия, исход судебного разбирательства будет зависеть от конкретных обстоятельств. Прежде всего, арбитры будут оценивать добросовестность действий застройщика, который в любом случае не лишен возможности обратиться с заявлением о выдаче нового разрешения на строительство.

Уполномоченный орган, выдавший разрешение на строительство, при рассмотрении заявления застройщика о продлении срока действия разрешения обязан проверить, начато ли строительство (реконструкция) объекта. Поэтому представление застройщиком недостоверной информации о выполнении работ обернется отказом в продлении разрешения.

Например, как следует из Постановления АС СЗО от 27.10.2014 по делу № А56-68046/2013, организация сообщила о выполнении:

  • 100% земляных работ;
  • 90% работ по созданию фундамента;
  • 20% работ по прокладке инженерных сетей;
  • 10% работ по возведению каркаса здания.

Между тем согласно акту осмотра строительные работы на земельном участке не велись.

При таких обстоятельствах арбитры решили, что организация при подаче заявления о продлении срока действия разрешения на строительство представила сведения, не соответствовавшие действительности, что было установлено по итогам проверки. Как результат – отказ в продлении разрешения был признан обоснованным. Причем судья ВС РФ не нашел оснований для пересмотра дела (Определение от 12.03.2015 по делу № 307-ЭС15-223).

Случается, что у застройщика возникает необходимость внесения изменений в проектную документацию, а иногда технико-экономические показатели будущего объекта меняются настолько, что приходится разрабатывать новую проектную документацию. В подобных ситуациях застройщику следует обращаться в уполномоченный орган не за продлением разрешения на строительство, а за выдачей нового разрешения на строительство объекта, имеющего другие технические параметры. Соответственно, застройщику не удастся доказать, что отказ в продлении разрешения является незаконным. Данная позиция выражена в Определении ВС РФ от 23.05.2016 № 308-ЭС16-4400 по делу № А63-367/2015, в котором отмечено, что застройщик не лишен возможности обратиться в установленном порядке с заявлением о выдаче нового разрешения на строительство, представив документы, предусмотренные ст. 51 ГрК РФ.

Уполномоченный орган вправе отказать в продлении срока действия разрешения на строительство, которое не отменено и не признано недействительным незаконным , только в том случае, когда застройщик не приступил к выполнению работ.

Просрочено разрешение на строительство

Приобретаем незавершенное строительство жилого дома 49%. Разрешение на строительство было получено предыдущими хозяевами в 1995 году. Продлено разрешение не было. Было получено предыдущими хозяевами свидетельство на собственность на 49 %. Отдел архитектуры нам отказывает в выдаче разрешения на строительство или другого какого нибудь разрешения, чтобы достроить дом и ввести его в эксплуатацию. Разрешение на строительство нам нужно обязательно, так как будет использоваться материнский капитал.

С уважением Лукина Л.Ю.

    продление разрешения на строительство, разрешение на строительство, до какого года выдают материнский капитал, до какого года продлили материнский капитал, жилье
  • Поделиться

Ответы юристов ( 2 )

  • 467 ответов
  • 79 отзывов

А по какой причине Вам отказывают в выдаче разрешения на строительство? Для индивидуального жилого дома набор документов минимальный, он установлен статьей Градостроительного кодекса (привожу ниже). При соблюдении требований закона Вам обязаны выдать разрешение. Вы вправе обжаловать отказ администрации в суде.

9. В целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 — 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;

3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Отказывают потому, что на этот адрес уже было выдано одно разрешение на строительство в 1995 году. И оно теперь считается просроченным, так как не было во время продлено.

Подавайте заявление на выдачу разрешения на реконструкцию объекта.

«Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)ГрК РФ, Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

14) реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;

Сначала надо ввести объект в эксплуатацию со 100% готовностью, со всеми вытекающими документами. А потом реконструировать. А так как нам нужно использовать материнский капитал, то обязательное требование – разрешение на строительство даже при реконструкции

Обжалуйте в суд отказ

  • 370 ответов
  • 60 отзывов

Здравствуйте, Лариса, если разрешение выдавалось 1995 г. то срок его действия закончился 2005 г. (срок действия 10 лет для строительство ижс статья 51 пункт 19 Градостроительного кодекса).

Статья 51 пункт 20. Срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. ( в срок за 60 дней норма которая не работает) В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления. Обратитесь с заявлением в администрацию о продолжении разрешения на строительство ответ Вы должны получить в течении 10 дней. К заявлению обязательно нужно приложить

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Спасибо за отклик. Разрешение выдавалось в 1995 году организацией, которая сейчас не существует. И сейчас наша архитектура говорит, что не они выдавали разрешение, то и продлевать они не имеют права.

Неважно что говорит архитектура, у этой организации есть правоприемник (разрешение выдавалось муниципалитетом в любом случае). Пишите заявление приложите документы. Ответ должны выдать в течении 10 дней с ответом в прокуратуру с жалобой на без действие органов власти

И сейчас наша архитектура говорит, что не они выдавали разрешение, то и продлевать они не имеют права.

4. Особенности применения отдельных разрешительных режимов

Постановлением № 440 установлены следующие особенности в отношении применения разрешительных режимов:

Градостроительная деятельность

  • Продлевается (на 1 год) срок действия* разрешений на строительство.
  • Продлевается (с 5 до 6 лет) срок действия* квалификационных аттестатов на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий.
  • Продлевается (на 1 год) срок применения* проекта планировки территории, градостроительного плана земельного участка для целей, указанных в абзаце 4 пункта 1 приложения № 3 к Постановлению № 440.
  • Продлевается (на 1 год) срок использования* информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, для целей, указанных в абзаце 5 пункта 1 приложения № 3 к Постановлению № 440

* Если указанные выше сроки истекли в период с 6 апреля 2020 года по 1 января 2021 года. Сроки продлеваются автоматически.

  • В соответствии с приложением № 3 к Постановлению № 440 устанавливаются также другие особенности осуществления действий в указанной сфере.

Недропользование

  • Постановлением № 440 (приложением № 4 к нему) установлено, что в 2020 году право пользования недрами не прекращается, в том числе в связи с истечением установленного в лицензии срока ее действия.

Промышленная безопасность опасных производственных объектов

  • До 1 июля 2020 года эксплуатация опасных производственных объектов по решению руководителей организаций, эксплуатирующих их, либо руководителей обособленных подразделений юридических лиц осуществляется без проведения экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, зданий и сооружений на них.
  • После 1 июля 2020 года экспертиза промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, может проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия экспертов в области промышленной безопасности и работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты.
  • Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности и деятельность, связанная с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляются без переоформления соответствующих лицензий в связи с изменением адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности, указанного в лицензии.
  • В соответствии с приложением № 5 к Постановлению № 440 устанавливаются также другие особенности осуществления действий в указанной сфере.
Читайте также:  Пенсионный фонд в Старой Руссе: особенности деятельности, режим работы, адрес

Безопасность гидротехнических сооружений

  • Эксплуатация гидротехнических сооружений временно осуществляется без предоставления их собственниками и (или) эксплуатирующими их организациями в соответствующий надзорный орган декларации безопасности гидротехнических сооружений и проведения ее государственной экспертизы.
  • В соответствии с приложением № 6 к Постановлению № 440 устанавливаются также другие особенности осуществления действий в указанной сфере.

Оценочная деятельность

  • Срок действия квалификационных аттестатов оценщиков продлевается: (1) на 6 месяцев – в отношении квалификационных аттестатов, выданных до 31 октября 2017 года; (2) на 3 месяца – в отношении квалификационных аттестатов, выданных с 1 ноября 2017 года по 31 января 2017 года.
  • Переоформление ранее выданных квалификационных аттестатов в связи с продлением срока их действия не осуществляется.
  • Вводится шестимесячный мораторий на подтверждение квалификации путем пересдачи квалификационного экзамена в области оценочной деятельности для действующих оценщиков.
  • В соответствии с приложением № 7 к Постановлению № 440 устанавливаются также другие особенности осуществления действий в указанной сфере.

Электроэнергетика

  • Временный фактический прием (подача) напряжения и мощности в ходе технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, временное подключение (технологическое присоединение) объекта теплоснабжения осуществляются без получения разрешения уполномоченного государственного органа на допуск к эксплуатации указанных объектов.
  • Проверка знаний требований охраны труда и других требований безопасности, предъявляемых к организации и выполнению работ в электроустановках, до 1 октября 2020 года не проводится.
  • В соответствии с приложением № 8 к Постановлению № 440 устанавливаются также другие особенности осуществления действий в указанной сфере.

Охрана здоровья граждан

  • Медицинская деятельность, направленная на профилактику, диагностику и лечение новой коронавирусной инфекции, осуществляется медицинскими и иными организациями, включенными в перечень медицинских и иных организаций, в которых планируется и (или) осуществляется медицинская деятельность, направленная на профилактику, диагностику и лечение новой коронавирусной инфекции, на основании имеющейся лицензии на медицинскую деятельность без переоформления лицензии.
  • Минздрав РФ вправе утвердить минимальные требования к осуществлению медицинской деятельности, направленной на профилактику, диагностику и лечение новой коронавирусной инфекции.
  • В соответствии с приложением № 9 к Постановлению № 440 устанавливаются также другие особенности осуществления действий в указанной сфере.

Образовательная деятельность

  • Продлена (на 1 год) государственная аккредитация образовательных программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, срок действия свидетельств о государственной аккредитации которых истекает в период с 15 марта по 31 декабря 2020 года.
  • В соответствии с приложением № 10 к Постановлению № 440 устанавливаются также другие особенности осуществления действий в указанной сфере.

Аккредитация в национальной системе аккредитации

  • Аккредитованным испытательным лабораториям (центрам), органам инспекции, подведомственным государственными и муниципальным органам предоставлено право выполнять в 2020 году работы по исследованиям (испытаниям), измерениям, оценке соответствия, связанные с мероприятиями по защите здоровья населения и предотвращением причинения вреда жизни, здоровью граждан в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции, в соответствии с документами, устанавливающими правила и методы исследований (испытаний) и измерений, методы инспекции, не включенными в утвержденную область аккредитации, без прохождения процедуры расширения области аккредитации при условии соблюдения в ходе выполнения работ критериев аккредитации.
  • Сроки прохождения аккредитованными лицами процедуры подтверждения компетентности, наступающие (наступившие) в 2020 году, увеличиваются: (1) в отношении аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий, выполняющих работы в области обязательного подтверждения соответствия, за исключением государственных и муниципальных учреждений, – на 6 месяцев; (2) в отношении иных аккредитованных лиц – на 12 месяцев.
  • В соответствии с приложением № 11 к Постановлению № 404 устанавливаются также другие особенности осуществления действий в указанной сфере.

Медицинская деятельность, направленная на профилактику, диагностику и лечение новой коронавирусной инфекции, осуществляется медицинскими и иными организациями, включенными в перечень медицинских и иных организаций, в которых планируется и или осуществляется медицинская деятельность, направленная на профилактику, диагностику и лечение новой коронавирусной инфекции, на основании имеющейся лицензии на медицинскую деятельность без переоформления лицензии.

На какой период возможна пролонгация

Срок разрешения на строительство обычно большой, а вот продлить его можно максимум на 12 месяцев. Иногда даже меньше – зависит от решения уполномоченного органа, который будет решать этот вопрос. Если продления на 12 месяцев не хватило, можно снова обратиться с заявлением.

Могут ли отказать.

Необходимость в получении разрешения на строительство отсутствует, если правообладатель занимается:

Возведением гаража на территории, предоставленной гражданину для личного пользования, но не для ведения коммерческой деятельности, а также имеющей целевое назначение СНТ, ДНП;

Реконструкцией или созданием не капитальных построек (навесов, ангаров, киосков);

Обустройством объектов вспомогательного характера;

Внесением коррективов в капитальную постройку или ее отдельные части, при условии, что подобные изменения не затрагивают конструктив объекта, не сказываются на надежности и прочих технических характеристиках объекта, не вступают в противоречие с положениями актуального градостроительного регламента;

Капитальным ремонтом капитальных построек.

Исключение распространяется и на прочие случаи, отраженные в действующих законодательных актах, при которых в получении разрешения на строительство у правообладателя застраиваемой территории нет необходимости.

Заявитель направляет бумаги в электронном виде, не используя усиленную квалифицированную электронную подпись.

Суд постановил: разрешение на строительство продлить!

ООО «ГРАДСТРОЙ» было выдано администрацией городского округа «город Дербент» (далее – администрация г. Дербента) разрешение на строительство № RU-05303000-090/17 от 28.09.2017 г. 9-тиэтажного многоквартирного жилого дома с подвальным этажом, состоящего из 2-х блоков, на земельном участке с кадастровым номером 05:42:000035:554, расположенном по адресу: г. Дербент, ул. Сальмана, 57 (далее – разрешение на строительство). Срок действия выданного разрешения на строительство: 2 года (до 28.09.2019 г.).

В связи с тем, что срок действия разрешения на строительство истекал 28.09.2019 г., ООО «ГРАДСТРОЙ» заблаговременно направило в администрацию г. Дербента обращение от 23.07.2019 г. № 54-2194-ОГ/19, содержащее просьбу о продлении срока действия разрешения на строительство. На момент подачи данного обращения застройщиком уже было возведено семь этажей многоквартирного жилого дома.

В удовлетворении обращения ООО «ГРАДСТРОЙ» о продлении срока действия разрешения на строительство Администрацией г. Дербента было отказано, о чем начальником Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Дербента (далее – начальник Управления архитектуры и градостроительства) был дан ответ (письмо)от 07.08.2019 г. № 285-ю (далее – письмо от 07.08.2019 г. № 285-ю). Как следует из письма от 07.08.2019 г. № 285-ю, в удовлетворении обращения ООО «ГРАДСТРОЙ» о продлении срока действия разрешения на строительство отказано «в связи с тем, что земельный участок (кадастровый номер: 05:42:000035:554) на момент выдачи ГПЗУ (градостроительный план земельного участка) располагался в зоне, не предусматривающей размещения объекта многоэтажной жилой застройки».

Общество за юридической помощью обратилось к Вашему покорному слуге, который, проанализировав судебную практику по делам об оспаривании решений органов местного самоуправления об отказе в продлении действия разрешения на строительство, обнаружил подход, свидетельствующий о положительной перспективе обращения в суд. Так, «поскольку строительство объекта капитального строительства начато в период действия разрешения на строительство, которое не отменено и не признано недействительным (незаконным) в установленном порядке, не имелось и предусмотренного частью 21.15 статьи 51 Градостроительного кодекса основания к отказу в продлении срока действия разрешения на строительство, застройщик обратился за продлением выданного разрешения в установленный законом срок, то оспариваемое решение подлежит признанию недействительным, как противоречащее требованию закона» (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27 июня 2019 г. N Ф06-47965/2019; Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21 августа 2019 г. по делу N А68-13351/2018; Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2019 N 20АП-1823/2019 по делу N А68-13351/2018;решение Арбитражного суда Омской области от 18.03.2018 г. по делу № А46-1171/2018).

10.09.2019 г. ООО «ГРАДСТРОЙ» обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Дагестан с требованием о признании решения администрации, выраженного в письме начальника Управления архитектуры и градостроительства от 07.08.2019 №285-ю об отказе в продлении срока действия разрешения на строительство RU №05-303000-090/17-2017 от 28.09.2017 незаконным, об обязании продлить срок действия разрешения на строительство RU №05-303000-090/17-2017 от 28.09.2017.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица был привлечен орган местного самоуправления администрация г. Дербента. Тут необходимо пояснить, что оспариваемый ответ был выдан органом местной администрации, не наделенным правами самостоятельного юридического лица (Управление архитектуры и градостроительства).

Однако 21.11.2019 г. налоговым органом было зарегистрировано новое юридическое лицо – Управление архитектуры и градостроительства администрации городского округа «город Дербент». Т.е. во время рассмотрения дела судом, орган местного самоуправления принял решение о наделении органа местной администрации правами юридического лица. Причем, согласно выписке из ЕГРЮЛ от 23.11.2019 г., основанием регистрации Управления послужило решение Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 25.09.2019 г. № 9-5 об утверждении Положения об Управлении (далее – Положение), опубликованное в городской общественно-политической газете «Дербентские новости», № 68-73 от 26.09.2019 г. (электронный экземпляр доступен на официальном сайте администрации г. Дербента в сети «Интернет» (http://www.derbent.ru/press-tsentr/derbent/index.php).

Читайте также:  Посмотерть номер очереди в детский сад по фамилии ребенка: проверка очередности в садик, узнать номер заявления

В соответствии с Положением, Управление является структурным подразделением администрации г. Дербента, наделенным правами юридического лица. Предметом деятельности Управления является проведение единой градостроительной политики и регулирование деятельности в области архитектуры и градостроительства на территории городского округа «город Дербент», а также оказание муниципальных услуг в указанной области.

В числе функций управления – выдача разрешения на строительство объектов капитального строительства в установленном законодательством порядке (пп. 58 п. 11 гл. 3 Положения).

Таким образом, Управлению в настоящее время (после возбуждения дела арбитражным судом) делегированы полномочия администрации г. Дербента в области градостроительной деятельности.

С учетом изложенного, возникала необходимость в привлечении Управления к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица (соответчика), а также уточнения ранее заявленных требований (что впоследствии и было сделано).

Заинтересованными лицами (местной администрацией и Управлением) были представлены отзывы на заявление, в которых они просили отказать в его удовлетворении, поскольку «земельный участок с кадастровым номером 05:42:000025:554 по ул. Сальмана, д.57, согласно Правилам землепользования и застройки ГО «город Дербент» расположен в зоне «Ж-1А», которая является зоной застройки индивидуальными жилыми домами, не предусматривающей размещение объекта многоэтажной жилой застройки.».

Решением арбитражного суда Республики Дагестан от 12.02.2020 г. (дело № А15-4896/2019) заявление общества с ограниченной ответственностью “ГРАДСТРОЙ” было удовлетворено: суд признал незаконным отказ администрации городского округа “город Дербент”, изложенный в письме начальника Управления архитектуры и градостроительства от 07.08.2019 №285-ю, в продлении срока действия разрешения на строительство RU №05- 303000-090/17-2017 от 28.09.2017 9-этажного многоквартирного жилого дома с подвальным этажом, состоящего из 2х блоков на земельном участке с кадастровым номером 05:42:000025:554 по адресу: г.Дербент, ул. Сальмана, 57, а также обязать Управление архитектуры и градостроительства городского округа “город Дербент” в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу продлить срока действия разрешения на строительство RU №05-303000-090/17-2017 от 28.09.2017 9-этажного многоквартирного жилого дома с подвальным этажом, состоящего из 2х блоков на земельном участке с кадастровым номером 05:42:000025:554 по адресу: г.Дербент, ул.Сальмана, 57.

В своем решении суд, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установил, что на момент обращения в орган местного самоуправления с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство от 28.09.2017 RU №05-303000-090/17-2017 обществом возведено семь этажей из девяти (степень готовности объекта составила 80%).

Довод заинтересованных лиц о том, что расположение земельного участка с кадастровым номером 05:42:000025:554 по ул. Сальмана, д.57 в зоне «Ж-1А», которая согласно Правила землепользования и застройки ГО «город Дербент» является зоной застройки индивидуальными жилыми домами и не предусматривает размещение объекта многоэтажной жилой застройки, судом отклоняется как несостоятельный и противоречащий материалам дела.

Согласно выписке из Правил землепользования и застройки городского округа «город Дербент», утвержденных решением Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 11.09.2012 №20-7, к основным видам разрешенного использования недвижимости зоны «Ж-1А» отнесены, в том числе, многоквартирные жилые дома этажностью не выше 12. Данные сведения содержатся и в отзывах заинтересованных лиц.

Доказательств того, что на момент выдачи ГПЗУ земельный участок с кадастровым номером 05:42:000025:554 располагался в зоне, не предусматривающей размещение объекта многоэтажной жилой застройки, в связи с чем невозможно продлить срок действия разрешения на строительство, заинтересованными лицами не представлено.

Таким образом, в рассматриваемом случае единственным основанием к отказу в продлении срока действия разрешения на строительство мог быть установленный факт того, что строительство объекта не начато до истечения срока подачи такого заявления. С учетом вышеназванных обстоятельств, суд приходит к выводу о незаконности изложенного в письме Управлению архитектуры и градостроительства администрации городского округа “город Дербент” отказа в продлении ООО «ГРАДСТРОЙ» срока действия разрешения на строительство по указанным в нем основаниям.

Решение суда первой инстанции вступило в законную силу.

16.03.2020 г. разрешение на строительство было продлено до 28.09.2021г.

Причем, согласно выписке из ЕГРЮЛ от 23.

Какие документы необходимы?

Как продлить разрешение на строительство, если постройка еще не завершена? Для этого необходимо предоставить в Отдел архитектуры и градостроительства следующие документы:

  1. гражданский паспорт собственника;
  2. первоначальное разрешение на строительство;
  3. акт о ведущемся строительстве;
  4. заявка о продлении срока строительства объекта;
  5. нотариальную доверенность, если от имени собственника действует доверенное лицо.

Основным документом является акт о ведущемся строительстве. Без одобрения комиссии из районной администрации продлить работы не получится.

Если стало понятно, что вы не уложитесь в установленные сроки, не стоит оттягивать обращение к ответственному лицу. Согласно действующему законодательству, заявление с просьбой об увеличении срока необходимо подать не позже 10 дней до того, как текущий срок истечет. Если вы подадите заявление позже, можно получить отказ.

Если вы начали строительные работы в период действующего разрешения и подаете документы на продление своевременно, у уполномоченного лица не будет оснований для отказа в просьбе. Главное, чтобы строительство не было признано незаконным.

Без одобрения комиссии из районной администрации продлить работы не получится.

Необходимые условия для продления разрешения

Условия, необходимые для того, чтобы без труда продлить разрешение на строительство, указаны в Градостроительном кодексе:

  • За 10 дней до того, как срок действия разрешения выйдет, нужно подать заявление в отдел архитектуры о продлении документа. 10-дневный срок установлен только в 2018 году. Раньше этот период был 60 дней.
  • Собрать дополнительные документы по перечню, установленному местными регламентами.
  • Строительство должно вестись и этот факт должен быть подтвержден документами. Это может быть акт о начале строительства, формы КС-2 и КС-3, договоры подряда, уведомление о начале строительных работ и т.д. Если по закону вы должны уведомить местные органы власти о начале строительства, то отсутствие такого уведомления будет оценено, как факт того, что стройка не ведется. А это – основание для отказа в продлении разрешения.

Условия, необходимые для того, чтобы без труда продлить разрешение на строительство, указаны в Градостроительном кодексе.

Что делать, если отказали?

Независимо от того, завершился ли срок действия разрешения, необходимо обратиться в администрацию с заявлением о его продлении. При этом предварительно важно начать строительные работы и получить этому документальное подтверждение. В заявлении данный факт необходимо зафиксировать.

Если администрация отказывает в продлении разрешения, важно обратиться в районный суд. Здесь главным подтверждением правоты заявителя являются не финансовые сложности, а факт начала строительных работ. При этом не имеет значение, как давно они были начаты. Судья принимает решение на основании полученных фактов.

Если суд не становится на сторону истца, придется обращаться в администрацию повторно с новым комплектом документов. В этом случае документация готовится заново, без учета предыдущего разрешения.

Встречаются ситуации, когда права заявителя нарушаются. Среди них можно выделить:

  1. Органы местного самоуправления отказываются предоставлять услугу.
  2. Отказ выдан на основании неполного комплекта документов, а в качестве недостающих указывается документация, которой нет в регламентах и действующих требованиях.
  3. Нарушены сроки со стороны местных органов власти, которые сознательно затягивают процедуру.

В последнем случае относительно просто восстановить сроки. В качестве подтверждения затягивания сроков предоставляется расписка в получении заявления или штамп с входящим номером на втором бланке заявления.

Отказ выдан на основании неполного комплекта документов, а в качестве недостающих указывается документация, которой нет в регламентах и действующих требованиях.

Срок действия разрешения на строительство

Для объектов различного назначения предусмотрен разный срок действия разрешения на строительство. Для индивидуального жилищного он составляет десять лет, для остальных объектов определяется проектом организации строительства. Кодекс 1998 года предусматривал выдачу разрешения на строительство сроком на три года. Конечно же, это не отражало индивидуальных особенностей каждого строительного объекта.

В Градостроительном кодексе 2004 года в статье 51, часть 19 закреплен более гибкий подход к решению этого вопроса.

При переходе права собственности на земельный участок и объект строительства или реконструкции к другим лицам, срок действия ранее полученного разрешения на строительство сохраняется. Новый владелец может продолжать выполнение строительных работ с обязательным внесением изменений в разрешение, выданное прежнему владельцу.

Индивидуальное или капитальное строительство.

15 Ноября 2016 Разрешение на строительство: продление, отмена

С. С. Кислов
эксперт журнала «Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение»

Известно, что закон позволяет застройщику обратиться в уполномоченный орган с просьбой о продлении срока действия разрешения на строительство. При этом нередки случаи, когда администрация принимает решение об отказе. Бывает и так, что орган власти отменяет ранее выданное разрешение на строительство. В обоих случаях (отказ в продлении и отмена) застройщика ждут долгие судебные тяжбы. Полагаем, сформулированные на уровне Верховного суда правовые позиции окажутся полезными для застройщиков, попавших в столь затруднительные ситуации.

Из этого следует, что такими документами могут быть любые документы акты, договоры подряда и т.

«Как продлить разрешение на строительство?»

Общие положения.

Добавить комментарий