При приобретении услуг у иностранной фирмы физлицо НДС не уплачивает

При приобретении услуг у иностранной фирмы физлицо НДС не уплачивает

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Иностранная организация Франция оказывает услуги российской организации, в налоговых органах РФ на учете не состоит.

В системе ГАРАНТ появилась новая возможность

14 июля 2020 Выступление руководителя консультационной практики и генерального директора Центра эффективных закупок Tendery.ru, ведущего эксперта РАНХиГС при Президенте РФ Кирилла Владимировича КУЗНЕЦОВА

  • Документы администрации области
  • Кодексы РФ
  • Конституция РФ
  • Формы, образцы, бланки

  • Мировые судьи г. Липецка и Липецкой области
  • Органы прокуратуры г. Липецка и Липецкой области
  • Система многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг Липецкой области
  • Адреса и телефоны структурных подразделений администрации города Липецка
  • Адреса и телефоны структурных подразделений УФНС Липецкой области
  • Отделения пенсионного Фонда Российской Федерации по Липецкой области
  • Адреса и телефоны судебных учреждений Липецкой области
  • Адреса и телефоны регионального отделения ФСС РФ по Липецкой области
  • Адреса и телефоны ВУЗов Липецкой области
  • Федеральная служба в сфере здравоохранения по Липецкой области
  • Таблица штрафов за нарушение ПДД

2003 N ОС-6-03 995 12 абз.

Определение импорта услуг

Для того чтобы узнать, является ли хозяйственная операция импортом услуг, необходимо удостовериться, что:

  • место оказания услуг — территория РФ;

Место оказания услуг определяется в соответствии со ст. 148 НК РФ. НДС облагаются только услуги, местом оказания которых является территория РФ. В частности, в подп. 4 п. 1 ст. 148 НК указано, что если покупатель услуги ведет хоздеятельность на территории РФ, то и местом ее оказания будет Россия. В этой же статье дан расширенный перечень услуг, которые попадают под действие указанного подпункта.

  • поставщик — иностранная компания, которая не зарегистрирована в России в качестве налогоплательщика;

Если иностранная компания-поставщик не зарегистрирована в России как налогоплательщик, то российский покупатель услуг выступает в качестве налогового агента (п. 2 ст. 161 НК РФ). При этом Минфин считает, что в качестве иностранных поставщиков услуг следует учитывать не только компании, но и индивидуальных предпринимателей-иностранцев (письмо от 22.06.2010 № 03-07-08/181). Чтобы узнать, не состоит ли иностранец-поставщик на налоговом учете в РФ, стоит зайти на сайт ФНС и попробовать узнать его ИНН. Заметим также, что импорт услуг не требует таможенного оформления.

  • услуг нет в перечне освобожденных от НДС по ст. 149 НК РФ.

Если услуги иностранного поставщика не облагаются НДС (освобождены от уплаты НДС), то обязанности по уплате налога за иностранного контрагента не возникает (см. письма Минфина России от 17.08.2012 № 03-07-08/252, от 11.07.2012 № 03-07-08/177, от 11.10.2011 № 03-07-08/284, от 02.09.2011 № 03-07-08/274). Но при этом налогоплательщик обязан сдать декларацию с заполненными сведениями в разделе 7.

письма Минфина России от 17.

Вычет НДС налоговым агентом по авансовым платежам

Минфин РФ считает, что НА не имеет права заявить вычет НДС по авансовым платежам. Он может им воспользоваться только после принятия на учет товаров (услуг, работ). Нормы п. 12 ст. 171 НК РФ и п. 9 ст. 172 НК РФ не распространяются на налоговых агентов.

Основание — отсутствует счет-фактура, выданный продавцом, необходимый для применения вычета НДС (п. 1 ст. 172 НК РФ), а значит, не соблюдается стандартный порядок применения вычетов (Письмо Минфина РФ от 06.04.2016 N 03-07-08/19500; Письмо Минфина РФ от 21.06.2013 N 03-07-08/23545; Решение ВАС РФ от 12.09.2013 N 10992/13).

2013 N А56-71652 2011; от 21.

Нюансы «электронных» услуг

Особая ситуация возникает при реализации т.н. «электронных» услуг (ст. 174.2 НК РФ).

К ним относятся, например, реклама в интернете, услуги хостинга и т.д. А вот консультационные услуги, оказываемые по электронной почте, в этот список не входят.

До 01.01.2019 года отечественные компании и ИП, покупающие электронные услуги, оказываемые нерезидентом, должны были перечислять за него НДС. Но в новом 2019 году обязанность платить НДС при оказании услуг через интернет полностью возложена на их иностранных поставщиков.

Если права на компьютерные программы передаются по лицензионному (сублицензионному) договору, то платить НДС не нужно вообще (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, письмо Минфина РФ от 01.02.2016 № 03-07-08/4141). Способ передачи прав («физически» или через Интернет) в данном случае роли не играет.

Чаще всего нерезиденты указывают, что цена контракта не включает российские косвенные налоги, или вообще не упоминают НДС в договоре.

Порядок регистрации

Процедура регистрации иностранных исполнителей «электронных» услуг, оказывающих эти услуги юридическим и физическим лицам (равно как и иностранных посредников, признаваемых налоговыми агентами в соответствии с пунктом 3 статьи 174.2 Налогового кодекса РФ) в соответствии с п. 4.6 ст. 83 Налогового кодекса РФ будет осуществляться до 15 февраля 2019 года налоговыми органами на основании заявления о постановке на учет.

Причем, в соответствии с пунктом 5.1 статьи 84 Налогового кодекса РФ подать заявление (форма КНД 1113414, Приложение N 1к приказу ФНС России от 12.12.2016 № ММВ-7-14/677) необходимо в течение месяца (не позднее 30 календарных дней) со дня начала предоставления услуг, определенных статьей 148 Налогового кодекса РФ.

Заявление в налоговый орган иностранный исполнитель услуг (налоговый агент) может представить через представителя, по почте заказным письмом или по Интернету через официальный сайт ФНС России без применения усиленной квалифицированной электронной подписи.

В течение 30 дней со дня получения заявления и необходимых документов налоговый орган поставит иностранного поставщика услуг (налогового агента) на учет и в этот же срок направит ему уведомление о данном факте.

В соответствии с пунктом 2 статьи 174.

Услуги в электронной форме оказывает компания из ЕАЭС

Если российская компания приобретает услуги в электронной форме и консультационные услуги у иностранной компании из страны ЕАЭС, нужно учитывать следующие особенности.

Уплата НДС по операциям с такими контрагентами осуществляется в порядке, предусмотренном Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, приведенном в приложении № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее — Протокол). Место реализации для целей исчисления НДС определяется согласно п. 29 Протокола. Поскольку услуги, оказываемые в электронной форме, не поименованы в подп. 1—4 п. 29 Протокола, место реализации этих услуг для целей исчисления НДС определяется согласно подп. 5 п. 29 Протокола по месту нахождения исполнителя услуг. Исходя из этого, финансисты указывают, что местом реализации услуг в электронной форме, оказываемых компаниями из стран ЕАЭС российской организации, территория РФ не признается и, соответственно, такие услуги НДС в России не облагаются (письма Минфина России от 19.02.2019 № 03-07-13/1/10369, от 08.02.2019 № 03-07-13/1/7674).

Пунктом 4.6 ст. 83 НК РФ предусмотрена постановка на учет в налоговом органе иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме, указанные в п. 1 ст. 174.2 НК РФ, местом реализации которых признается территория Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 7 НК РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации. Таким образом, компании из стран ЕАЭС, оказывающие услуги в электронной форме российским организациям, не подлежат постановке на учет в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ (письмо Минфина России от 19.02.2019 № 03-07-13/1/10369).

При приобретении российской организацией у компании из страны ЕАЭС консультационных и иных услуг, указанных в п. 4 ст. 29 Протокола, местом их реализации является территория РФ. Следовательно, такие услуги подлежат обложению НДС в России и российская организация — покупатель исчисляет и уплачивает этот налог в качестве налогового агента (письмо Минфина России от 17.01.2019 № 03-07-13/1/1873).

Таким образом, если российская компания приобретает услуги в электронной форме и консультационные услуги у иностранной компании из страны ЕАЭС, российская компания должна исчислить и уплатить в бюджет НДС со стоимости консультационных услуг.

Как мы уже выяснили, иностранная компания, оказывающая в России услуги в электронной форме, должна встать на учет в российском налоговом органе.

Исчисление НДС при оказании рекламных услуг иностранной компании

Российские организации при оказании услуг (выполнении работ) иностранным компаниям, не зарегистрированным в России, могут не платить НДС. При этом с июля 2019 года у них есть законное право предъявить к вычету «входной» НДС по приобретениям, использованным в ходе оказания таких услуг (выполнения работ).

Разберемся в тонкостях исчисления налога на примере рекламных услуг, заказчиком которых является иностранная компания.

По месту деятельности покупателя.

Исчисление НДС при оказании рекламных услуг иностранной компании

Автор: Луговая Н.Н., эксперт журнала

Российские организации при оказании услуг (выполнении работ) иностранным компаниям, не зарегистрированным в России, могут не платить НДС. При этом с июля 2019 года у них есть законное право предъявить к вычету «входной» НДС по приобретениям, использованным в ходе оказания таких услуг (выполнения работ).

Разберемся в тонкостях исчисления налога на примере рекламных услуг, заказчиком которых является иностранная компания.

, эксперт журнала.

Электронные услуги иностранных компаний. Особенности исчисления и уплаты НДС с 2017 года

С 1 января 2017 г. в налогообложении «электронных» услуг, оказываемых через Интернет, произойдут кардинальные изменения — платить НДС будут не только российские организации, но их иностранные коллеги.

Напомним, что в главе 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ появление объекта обложения НДС связано с территорией, на которой осуществляется реализация товаров (работ, услуг). Если соответствующие ресурсы реализуются внутри страны, то у налогоплательщика (организации или предпринимателя) появляется обязанность по уплате налога. Когда товары (работы, услуги) реализуются на территории иностранного государства, объекта налогообложения не возникает.

Изложенное относится и к «электронным» услугам, оказываемым через Интернет, которые в последнее время невероятно востребованы. Понятно, что оказывают такие услуги, как отечественные, так и иностранные организации, не присутствующие в России, однако в отличие от российских компаний последние находятся в более выгодном положении. Дело в том, что в отношении «электронных» услуг (которые пока не выделены отдельно в ст. 148 НК РФ, устанавливающей механизм определения места реализации услуг) применяется общее правило: услуга считается оказанной в России, если деятельность ее исполнителя осуществляется на территории Российской Федерации (п.п. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ).

Читайте также:  Торговый эквайринг для ИП и ООО. Сравнительная таблица с тарифами 13 банков

На основании указанной нормы российские организации уплачивают налог с оказанных «электронных» услуг, а иностранные компании, предоставляющие их российским покупателям, — нет, и это не раз подтверждал Минфин России в разъяснениях. Так, в письме от 6.02.14 г. № 03-07-14/4654 разъяснено следующее:

  • согласно п.п. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент подготовки письма) место реализации работ (услуг), не предусмотренных п.п. 1–4.1, 4.3 п. 1 ст. 148 НК РФ, определяется по месту осуществления деятельности организации, оказывающей такие работы (услуги); при этом в соответствии с п. 2 ст. 148 НК РФ местом осуществления деятельности организации, выполняющей указанные работы (оказывающей услуги), признается территория Российской Федерации в случае присутствия этой организации на территории РФ на основе государственной регистрации;
  • в связи с тем что услуги по предоставлению доступа к страницам сайта в сети Интернет, принадлежащим иностранным лицам, и услуги электросвязи не относятся к работам (услугам), перечисленным в п.п. 1–4.1, 4.3 п. 1 ст. 148 НК РФ, местом реализации таких услуг, оказываемых иностранными лицами, в том числе компаниями YouTube, Apple, Skype, российским лицам, не признается территория Российской Федерации, и данные услуги объектом обложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не являются; в то же время финансисты обратили внимание на то, что в Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, одобренных Правительством РФ 30.05.13 г., предусмотрено рассмотрение вопроса о внесении изменений в НК РФ в части определения места реализации относительно телекоммуникационных услуг, включая услуги по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи, согласно которым местом реализации таких услуг будет признаваться место осуществления деятельности покупателя услуг.

Прошло немногим более двух лет с момента выхода указанного письма Минфина России, и теперь с уверенностью можно сказать, что поставленная задача полностью реализована в Федеральном законе от 3.07.16 г. № 244-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 244-ФЗ).

В сущности с 1 января 2017 г. будет облагаться НДС оказание иностранными организациями, не находящимися в России, услуг в электронной форме, что обеспечит для российских и иностранных компаний, реализующих данные услуги потребителям на территории Российской Федерации, равные условия.

Итак, рассмотрим порядок исчисления и уплаты налога в отношении «электронных» услуг, оказываемых через Интернет иностранными организациями российским потребителям.

В соответствии со ст. 174.2 НК РФ, введенной в главу 21 НК РФ согласно Закону № 244-ФЗ, услуги в электронной форме — это услуги, оказываемые автоматизированно с использованием информационных технологий через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через Интернет.

К таким услугам будут относиться:

  • предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть «Интернет», в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности;
  • рекламные услуги в сети «Интернет», в том числе с использованием программ для электронных вычислительных машин и баз данных, функционирующих в сети «Интернет», а также предоставление рекламной площади (пространства) в сети «Интернет»;
  • размещение предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети «Интернет»;
  • предоставление через сеть «Интернет» технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями (включая предоставление торговой площадки, функционирующей в сети «Интернет» в режиме реального времени, на которой потенциальные покупатели предлагают свою цену посредством автоматизированной процедуры, и стороны извещаются о продаже путем отправления автоматически создаваемого сообщения);
  • обеспечение и (или) поддержание коммерческого или личного присутствия в сети «Интернет», поддержка электронных ресурсов пользователей (сайтов и (или) страниц сайтов в сети «Интернет»), обеспечение доступа к ним других пользователей сети, предоставление пользователям возможности их модификации; хранение и обработка информации при условии, что лицо, предоставившее эту информацию, имеет к ней доступ через сеть «Интернет»;
  • предоставление в режиме реального времени вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе; предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга;
  • администрирование информационных систем, сайтов в сети «Интернет»;
  • услуги, осуществляемые автоматическим способом через сеть «Интернет» при вводе данных покупателем услуги, автоматизированные услуги по поиску данных, их отбору и сортировке по запросам, предоставлению указанных данных пользователям через информационно-телекоммуникационные сети (в частности, сводки фондовой биржи в режиме реального времени, и в таком же режиме осуществление автоматизированного перевода);
  • предоставление прав на использование электронных книг (изданий) и других электронных публикаций, информационных, образовательных материалов, графических изображений, музыкальных произведений с текстом или без текста, аудиовизуальных произведений через сеть «Интернет», в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним для просмотра или прослушивания через сеть «Интернет»;
  • поиск и (или) представление заказчику информации о потенциальных покупателях;
  • предоставление доступа к поисковым системам в сети «Интернет»; ведение статистики на сайтах в сети «Интернет».

Вместе с тем установлено, что в целях исчисления НДС к названным услугам в электронной форме не относятся, в частности, следующие операции:

  • реализация товаров (работ, услуг), если при заказе через сеть «Интернет» поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) осуществляется без использования сети «Интернет»;
  • реализация (передача прав на использование) программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных на материальных носителях;
  • оказание консультационных услуг по электронной почте; оказание услуг по предоставлению доступа к сети «Интернет».

Согласно обновленной редакции ст. 148 НК РФ место оказания «электронных» услуг будет определяться в специальном порядке, установленном в п.п. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, т. е. по месту осуществления деятельности покупателя услуги.

Если покупателем электронных услуг будет организация или предприниматель, то в соответствии с общим правилом место его деятельности определяется на основе государственной регистрации организации или бизнесмена.

Если государственная регистрация отсутствует, то нахождение покупателя, как и сейчас, будет определяться на основании места:

указанного в учредительных документах организации; управления организацией; нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации; нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) приобретены через это постоянное представительство); жительства физического лица.

Обратите внимание! В отношении такой категории покупателей «электронных» услуг, как физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями (т. е. обычные граждане), будет установлен особый порядок определения места нахождения. При оказании упомянутых услуг обычным гражданам местом осуществления деятельности покупателя будет считаться российская территория, если выполняется любое из следующих условий:

  • местом жительства покупателя является Российская Федерация;
  • банк, в котором открыт счет, используемый покупателем для оплаты услуг, или оператор электронных денежных средств, через которого осуществляется оплата, находится на территории Российской Федерации;
  • сетевой адрес покупателя, использованный при приобретении услуг, зарегистрирован в Российской Федерации;
  • международным кодом страны телефонного номера, используемого для приобретения или оплаты услуг, является код Российской Федерации.

Следовательно, предоставляя «электронные» услуги российским гражданам, иностранные исполнители услуг в целях исчисления российского НДС будут обязаны проверять указанные требования. При выполнении любого из них услуга иностранной организации считается оказанной на территории Российской Федерации, поэтому у иностранного исполнителя возникнет обязанность по уплате налога.

На основании п. 5 ст. 148 НК РФ документами, подтверждающими место оказания «электронных» услуг физическим лицам, которые не являются предпринимателями, будут служить реестры операций с указанием:

информации о выполнении условий, согласно которым местом осуществления деятельности покупателя признается территория Российской Федерации; стоимости указанных услуг.

Обратите внимание! Если в соответствии с НК РФ местом осуществления деятельности покупателя (гражданина) «электронных» услуг признается российская территория, при этом согласно законодательству иностранного государства, в котором место оказания названных услуг определяется по месту осуществления деятельности покупателя, и этим местом признается территория такого иностранного государства, то исполнитель услуги наделяется правом самостоятельного определения места осуществления деятельности покупателя.

Порядок уплаты НДС с «электронных» услуг, оказанных иностранными организациями — исполнителями российским потребителям, будет следующим.

Если услуги оказаны российской организации или предпринимателю самим исполнителем услуги, не зарегистрированным на территории Российской Федерации, платить налог в бюджет будет организация или коммерсант, исполняющие обязанности налогового агента. Такой же порядок применяется и в случае приобретения услуг через российского посредника, реализующего услуги иностранного исполнителя, который не имеет в Российской Федерации соответствующей регистрации, — он также признается налоговым агентом по НДС.

Этот вариант используется давно и, по нашему мнению, не нуждается в подробном рассмотрении. Напомним только, что при покупке «электронных» услуг непосредственно у самой иностранной организации-исполнителя, не зарегистрированной в РФ, налоговая база определяется налоговым агентом как сумма дохода от реализации этих услуг с учетом налога (пп. 1 и 2 ст. 161 НК РФ). Если указанные категории потребителей услуг приобретают их через российского посредника, то налоговая база определяется как стоимость таких услуг без учета налога (п. 5 ст. 161 НК РФ).

При оказании услуг российским гражданам иностранным исполнителем самостоятельно или через иностранного посредника платить НДС в бюджет будет сам иностранный исполнитель услуги или иностранный посредник, признаваемый в данном случае налоговым агентом.

В п. 3 ст. 174.2 НК РФ определено, что при оказании иностранными организациями физическим лицам услуг в электронной форме, указанных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, иностранные организации — посредники, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с физическими лицами на основании договоров поручения, комиссии, агентских или иных аналогичных договоров с иностранными организациями, оказывающими такие услуги, признаются в целях применения главы 21 НК РФ налоговыми агентами.

Обратите внимание! Когда такие услуги предоставляются с участием в расчетах нескольких организаций — посредников, налоговым агентом будет являться иностранная организация — посредник, осуществляющая предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с физическими лицами, независимо от наличия у нее договора с иностранной организацией, оказывающей услуги.

Согласно п. 5 ст. 174.2 НК РФ сумма налога будет исчисляться самим исполнителем услуги (налоговым агентом) и определяться как соответствующая расчетной налоговой ставке в размере 15,25% доли налоговой базы.

На основании п. 2 ст. 174.2 НК РФ налоговая база будет определяться как стоимость услуг с учетом суммы налога, исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Иными словами, предполагается, что вся сумма денежных средств, полученная иностранным исполнителем «электронных» услуг от физических лиц, проживающих в России, будет облагаться российским НДС по ставке 15,25%.

Иностранный исполнитель или иностранный посредник (налоговый агент) должен будет исчислить налог в последний день квартала, в котором получен платеж за услуги от российского покупателя. При этом стоимость услуг в иностранной валюте необходимо пересчитывать в рубли по курсу Банка России, установленному на эту дату.

Читайте также:  Кем выдано водительское удостоверение — где посмотреть на правах - 2020 год

Обратите внимание! Если иностранная организация, оказывающая «электронные» услуги гражданам России, находится за рубежом, то ей придется встать на учет в российских налоговых органах в соответствии с порядком, предусмотренным п. 4.6 ст. 83 НК РФ. Такой порядок касается и иностранного посредника — налогового агента, ведущего деятельность без фактического присутствия на территории Российской Федерации.

Как установлено в п. 4.6 ст. 83 НК РФ, процедура регистрации иностранных исполнителей «электронных» услуг, оказывающих эти услуги российским гражданам (равно как и иностранных посредников, признаваемых налоговыми агентами в соответствии с п. 3 ст. 174.2 НК РФ), будет осуществляться налоговыми органами на основании заявления о постановке на учет (снятии с учета) и иных документов, перечень которых должен утвердить Минфин России. Причем подать такое заявление необходимо в течение месяца (не позднее 30 календарных дней) со дня начала предоставления указанных услуг.

Согласно п. 5.1 ст. 84 НК РФ подать названное заявление и иные документы в налоговый орган иностранный исполнитель услуг (налоговый агент) может через представителя, по почте заказным письмом или по Интернету через официальный сайт ФНС России без применения усиленной квалифицированной электронной подписи. В течение 30 дней со дня получения заявления и необходимых документов налоговый орган поставит иностранного поставщика услуг (налогового агента) на учет и в этот же срок направит ему уведомление о данном факте.

Декларировать сумму налога, подлежащую уплате, иностранные организации, оказывающие «электронные» услуги российским гражданам, будут через Личный кабинет налогоплательщика в срок не позднее числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

В периоды, когда Личный кабинет налогоплательщика не работает, подавать декларацию по НДС иностранные исполнители услуг будут в указанные сроки в общем порядке — в электронном формате по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Если налог с оказанных российским гражданам «электронных» услуг исчисляется и уплачивается посредником (налоговым агентом), то и налоговая декларация представляется им же.

Понятно, что налог платит в бюджет тот, кто его декларирует (сам иностранный исполнитель услуг или же посредник — налоговый агент). Причем перечислить сумму налога в бюджет необходимо не позднее числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Обратите внимание! Иностранные организации, оказывающие «электронные» услуги российским гражданам, не должны будут составлять счета-фактуры, вести книги продаж и книги покупок, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в части оказания таких услуг (согласно вступающей в силу с 1 января 2017 г. редакции ст. 169 НК РФ).

Следует отметить, что правом применения вычета по «входному» налогу иностранные организации, вставшие на учет в России в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, не обладают, что установлено в п. 6 ст. 174.2 НК РФ.

поиск и или представление заказчику информации о потенциальных покупателях;.

Иностранная организация оказывает электронные услуги в адрес российской организации: как исчислить и уплатить НДС

Иностранная организация (резидент Бельгии) оказывает электронные услуги в адрес российской организации (далее – организация). В соответствии с п. 1 ст. 174.2 НК РФ при оказании электронных услуг иностранными компаниями в России требуется регистрация в российском налоговом органе и уплата российского НДС. Ранее российская организация выступала в качестве налогового агента по НДС.

1. Каким образом иностранная организация подает налоговую декларацию по НДС?

2. Каким образом происходит уплата российского НДС, если у иностранной организации нет открытого банковского счета в РФ?

3. Если организация по-прежнему будет выполнять функцию налогового агента по уплате НДС, а иностранная организация не будет регистрироваться, то будет ли это считаться нарушением? Если да, то какие санкции и в отношении кого установлены налоговым законодательством РФ?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

1. Налоговая декларация представляется иностранной организацией по установленному формату в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика.

2. Полагаем, что иностранная организация может перечислять НДС в российский бюджет со счета, открытого в любом банке, в т.ч. расположенном за пределами территории РФ.

3. В анализируемой ситуации для Организации налоговые риски заключаются в сомнительной возможность осуществления налоговых вычетов сумм НДС, уплаченных за иностранную организацию.

Если иностранная организация будет вести деятельность в РФ без постановки на учет в налоговом органе, она подлежит привлечению к ответственности по ст. 116 НК РФ.

Обоснование позиции:

Налогоплательщиками НДС признаются, в частности, иностранные организации (п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 143 НК РФ). Реализация работ, услуг на территории РФ, а также передача имущественных прав признаются объектом налогообложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен ст. 148 НК РФ.

В настоящее время у РФ отсутствуют двусторонние международные соглашения, целью которых является избежание обложения косвенными налогами при получении иностранными организациями (не из стран ЕАЭС) доходов из РФ. Поэтому в рассматриваемой ситуации мы должны руководствоваться российским налоговым законодательством.

В п. 1 ст. 174.2 НК РФ поименованы услуги, оказываемые в электронной форме, к таковым относятся услуги, оказываемые через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть “Интернет”, автоматизированно с использованием информационных технологий. К электронным услугам, в частности, относятся предоставление прав на использование программ для ЭВМ, баз данных через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности.

Соответственно, с учетом положений п. 1 ст. 174.2, пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ услуга в электронной форме оказывается иностранной организацией на территории РФ. Поэтому при оказании указанных услуг у иностранной организации возникает объект налогообложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

С 01.01.2019 обязанность по исчислению НДС возложена на иностранную организацию, оказывающую электронные услуги, независимо от того, кто является покупателем: физическое лицо, ИП или юридическое лицо. Российские организации – непосредственные покупатели таких услуг теперь не признаются налоговыми агентами (п. 3 ст. 174.2 НК РФ, письма Минфина России от 24.10.2018 N 03-07-08/76139, от 13.09.2018 N 03-07-05/65680, от 03.09.2018 N 03-07-08/62624, ФНС России от 29.05.2019 N СД-4-3/10374@)*(1).

Иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, указанные в п. 1 ст. 174.2 НК РФ, местом реализации которых признается территория РФ, подлежит постановке на учет в налоговом органе (п. 4.6 ст. 83 НК РФ) (письмо Минфина России от 28.03.2019 N 03-07-08/21484). Постановка на учет иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме, местом реализации которых признается территория РФ, и осуществляющей расчеты непосредственно с покупателями этих услуг, производится налоговым органом на основании заявления о постановке на учет. Такое заявление иностранная организация должна представить в налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня начала оказания электронных услуг. Подать заявление можно через представителя, по почте заказным письмом или в электронной форме через официальный сайт ФНС России без применения усиленной квалифицированной электронной подписи (п. 5.1 ст. 84 НК РФ).

В случае, если указанная иностранная организация не встала на учет в налоговом органе, ответственность за неуплату НДС несет данная иностранная организация (письмо Минфина России от 24.10.2018 N 03-07-08/76139). Отметим, что в анализируемой ситуации обязанность налогового агента у покупателей в отношении приобретения услуг в электронной форме не возникает независимо от наличия или отсутствия факта постановки на учет в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ иностранной организации (письмо ФНС России от 29.05.2019 N СД-4-3/10374@).

Соответственно, Организация в данном случае не должна уплачивать в качестве налогового агента НДС, исчисленный со стоимости реализованных иностранной организацией на территории РФ электронных услуг.

1. Форма налоговой декларации по НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, порядок ее заполнения, а также формат представления в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 30.11.2016 N ММВ-7-3/646@.

Налоговая декларация представляется по установленному формату в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, а в период, когда личный кабинет налогоплательщика не может использоваться иностранными организациями для представления в налоговый орган документов (информации), сведений в соответствии с абзацем третьим п. 3 ст. 11.2 НК РФ (т.е. в случае снятия налоговым органом иностранной организации с учета в соответствии с п. 5.5 ст. 84 НК РФ), – по ТКС через оператора электронного документооборота не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

2. По нашему мнению, для уплаты налога в бюджет открывать расчетный счет в российском банке для иностранной организации не обязательно. Оплата может быть осуществлена со счета, открытого в коммерческом банке, расположенном за пределами территории РФ.

При определении налоговой базы по НДС выручка налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг), имущественных прав, установленному ст. 167 НК РФ (п. 3 ст. 153 НК РФ).

Моментом определения налоговой базы для иностранных организаций является последний день квартала, в котором поступила оплата (частичная оплата) услуг. Стоимость услуг в иностранной валюте при определении налоговой базы пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному также на последний день квартала, в котором поступила оплата (частичная оплата) таких услуг.

Исходя из вышеизложенного, полагаем, что иностранная организация может перечислять НДС в российский бюджет в рублях со счета, открытого в любом банке, в т.ч. расположенном за пределами территории РФ.
К сожалению, официальных разъяснений по этому поводу нам обнаружить не удалось. В связи с этим рекомендуем обратиться с официальным запросом в свой налоговый орган.

3. Пункт 1 ст. 45 НК РФ предусматривает, что уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом, которое потом не вправе требовать возврата из бюджетной системы РФ уплаченного за налогоплательщика налога. В письме Минфина России от 09.06.2017 N 03-02-07/1/37101 разъясняется, что исключений из этого правила в отношении НДС не установлено. Однако отмечается, что уплата НДС покупателем при приобретении у налогоплательщика-продавца товаров (работ, услуг) за этого налогоплательщика по конкретной операции реализации товаров (работ, услуг) НК РФ не предусмотрена, поскольку сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется по итогам налогового периода (письмо ФНС России от 17.04.2018 N СД-4-3/7280@).

Приведенная точка зрения ставит под сомнение возможность уплаты в данном случае НДС за иностранную организацию по конкретной сделке именно на основании п. 1 ст. 45 НК РФ. Кроме того, нужно учитывать, что реализация данного порядка не позволит Организации применить вычет НДС по приобретенным электронным услугам в отсутствие выставленного продавцом счета-фактуры (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Читайте также:  Журнал регистрации несчастных случаев на производстве, образец

Вместе с тем в письме ФНС России от 24.04.2019 N СД-4-3/7937@ налоговое ведомство фактически разрешило покупателям в аналогичных рассматриваемой ситуациях самостоятельно исчислять и уплачивать НДС в бюджет за иностранные организации, а также принимать уплаченную сумму НДС к вычету. Конкретный механизм реализации такой возможности при этом не раскрыт.

С учетом приведенного письма представляется, что в таком случае Организация должна действовать по стандартной схеме выполнения функций налогового агента на основании п.п. 1, 2 ст. 161 НК РФ и применения налогового вычета, предусмотренного п. 3 ст. 171 НК РФ, что, в частности, подразумевает:

составление счета-фактуры (п. 3 ст. 168 НК РФ);

регистрацию составленного счета-фактуры в книге продаж и книге покупок (при реализации права на вычет уплаченного за иностранную организацию НДС) с кодом 06 (п.п. 3, 15 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по НДС, п. 23 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по НДС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137, Перечень кодов видов операций, утвержденный приказом ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-3/136@);

формирование раздела 2 налоговой декларации по НДС и заполнение строки 180 раздела 3 той же отчетности (при реализации права на вычет уплаченного за иностранную организацию НДС) (Порядок заполнения налоговой декларации по НДС, утвержденный приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@).

Следует учитывать, что при принятии решения о руководстве данным алгоритмом действий Организация принимает на себя определенные риски, обусловленные реализацией не предусмотренного законом механизма, в частности, связанные с применением налогового вычета.

В отличие от позиции налоговых органов, финансовое ведомство в ответ на вопрос налогоплательщика, вправе ли российская организация при покупке у иностранной организации услуг в электронной форме, местом реализации которых выступает Российская Федерация, выступать налоговым агентом и, соответственно, исчислять и уплачивать НДС в бюджет и принимать уплаченную сумму НДС к вычету, высказало мнение, что в настоящее время при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме исчисление и уплата НДС российской организацией в отношении данных услуг в качестве налогового агента НК РФ не предусмотрено (письмо Минфина России от 10.04.2020 N 03-07-14/28744). В письме Минфина России от 24.10.2018 N 03-07-08/76139 также разъяснялось, что в случае добровольной уплаты НДС российской организацией или ИП в качестве налогового агента вычеты уплаченных сумм НДС положениями главы 21 НК РФ не предусмотрены.

Таким образом, для Организации налоговые риски заключаются в сомнительной возможность осуществления налоговых вычетов сумм НДС, уплаченных за иностранную организацию.

В случае, если иностранная организация будет вести деятельность в РФ без постановки на учет в налоговом органе, она подлежит привлечению к ответственности по ст. 116 НК РФ (штраф в размере 10% от доходов, полученных в течение ведения деятельности без постановки на учет, но не менее 40 000 руб.).

Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

– Энциклопедия решений. Исчисление и уплата НДС иностранными организациями при оказании услуг в электронной форме;

– Энциклопедия решений. Вычет НДС при покупке электронных услуг у иностранной компании;

– Энциклопедия решений. Определение налоговой базы по НДС при реализации товаров (работ, услуг) иностранными лицами;

– Вопрос: Иностранная компания зарегистрирована в РФ для целей уплаты НДС с электронных услуг и сдачи налоговых декларации по НДС. Иностранная компания оказывает ООО электронные услуги, сама начисляет НДС с этих услуг, уплачивает его в бюджет РФ и заполняет поквартально налоговую декларацию по НДС. Также иностранная компания оказывает ООО иные (консультационные) услуги, не являющиеся электронными. Может ли ООО уплатить НДС в бюджет Российской Федерации и принять к вычету этот НДС? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2019 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Буланцов Михаил

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Отметим, что российская организация может признаваться налоговым агентом при оказании иностранной организацией услуг, поименованных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ, местом реализации которых признается РФ, в том случае, если российская организация является посредником, участвующим в расчетах непосредственно с покупателем, на основании договоров поручения, комиссии, агентских или иных аналогичных договоров с иностранными организациями, оказывающими такие услуги (п. 10 ст. 174.2 НК РФ). В этом случае НДС исчисляется в порядке, установленном п. 5 ст. 161 НК РФ. Полагаем, такая ситуация в рассматриваемом случае отсутствует ввиду того, что в вопросе указано, что Организация именно приобретает электронные услуги, а не действует в качестве посредника.

Однако отмечается, что уплата НДС покупателем при приобретении у налогоплательщика-продавца товаров работ, услуг за этого налогоплательщика по конкретной операции реализации товаров работ, услуг НК РФ не предусмотрена, поскольку сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется по итогам налогового периода письмо ФНС России от 17.

Ещё пример на тему сущности НДС для физических лиц

Ну-с, продолжаем разговор, а то я немного отвлёкся.

Как-то я пару лет назад для интереса писал себе конфигурацию 1С для учёта домашних доходов и расходов. Вроде 1С:Деньги, только попроще и заточенную под свои нужды. Так вот, при разработке необходимо было составить свой план счётов. Сразу говорю, что бухгалтеры могут не беспокоиться, так как обычно под фразой “план счетов” подразумеваеися минфиновский документ. Здесь же речь идёт об объекте в 1С и не более того.

Придумать план счетов необходимо, поскольку стандартный тут не подходит. Но сам план нужен обязательно, поскольку при учёте в 1С именно на нём “висят” различные суммы (в подробности тут вдаваться не буду, чтобы не путать не-программистов). Так вот, при составлении этого плана счетов я захотел учитывать и сумму НДС, которую я плачу в магазинах при покупках чего-либо (ну интересно просто). А раз так, то нужен счёт учёта НДС.

А вот теперь самое интересное. Как знает любой бухгалтер, для учета НДС при покупке существует счёт активный счёт 19. Активный он потому, что потом этот НДС можно принять к вычету. А вот с точки зрения физического лица ситуация получилась прямо противоположная: счёт учёта такого же по смыслу НДС получился пассивным, да ещё и забалансовым. Впрочем, последнее значения не имеет. А вот то, что с точки зрения физических лиц НДС — это чистый расход, вот это правильно на 100%.

Впрочем, последнее значения не имеет.

Кто должен платить налог на Google

Порядок администрирования исчисления и уплаты налога иностранными организациями, оказывающими электронные услуги на территории РФ, зависит от категории покупателя таких услуг и участия или неучастия в расчетах с покупателем посредников.

1 вариант. Продажа электронных услуг организациям или ИП

Если иностранная компания оказывает электронные услуги юридическим лицам и ИП, состоящим на учете в российских налоговых органах, порядок налогообложения таких услуг не отличается от порядка налогообложения иных услуг, оказываемых иностранными компаниями на территории РФ. Обязанности по исчислению и уплате налога возлагаются на потребителей. Они обязаны удержать НДС из денег, которые выплачивают иностранному продавцу, и перечислить налог в бюджет.

Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации услуг на территории РФ, как сумма дохода от реализации электронных услуг с учетом налога.

Исчисленный по расчетной ставке налог подлежит перечислению в бюджет при каждой оплате иностранному лицу. Одновременно с платежным поручением в пользу иностранного контрагента налоговым агентом должно представляться платежное поручение на перечисление в бюджет удержанного из перечисляемой суммы налога.

В противном случае банкам запрещено производить перевод средств в пользу иностранца. Налоговая декларация представляется один раз в квартал.

Российская организация (ИП) становятся налоговыми агентами, если:

  1. Приобретают у иностранных поставщиков (посредников) электронные услуги, местом реализации которых признается территория РФ.
  2. Продают на территории РФ электронные услуги иностранной компании в качестве посредника и при этом участвуют в расчетах с покупателем. Т.е. получают выручку непосредственно от него и перечисляют ее нерезиденту или другому посреднику.

Налоговая база определяется на последний день того налогового периода, в котором поступила оплата частичная оплата электронных услуг, а налог уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Что с вычетами?

На основании пункта 2.1 статьи 171, пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса у покупателя-налогоплательщика возникает право на вычет НДС, предъявленного ему при приобретении электронных услуг у иностранной организации, которая должна состоять на учете в налоговых органах в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ.

Основание для вычета – договор и (или) расчетный документ с выделением суммы налога.

рекламные услуги в интернете и предоставление рекламных площадок;.

Как оплачивается НДС иностранными компаниями в России?

НДС уплачивает налоговый резидент, если компания не имеет представительства в России. Если представительство или филиал есть, налог платит иностранная компания.

  • От чего зависит, кто будет плательщиком НДС?
    • Место реализации
  • Механизм уплаты НДС, при котором компании РФ являются налоговыми агентами
    • Оформление счета-фактуры
    • Сроки уплаты и штрафные санкции
  • Механизм уплаты НДС, при котором компании РФ не являются налоговыми агентами

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-34-85 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

При сотрудничестве иностранных и российских компаний возникает необходимость в уплате налогов. В том, что относится к деятельности внутри России, правила уплаты определяются Налоговым Кодексом. Рассмотрим, как происходит уплата НДС.

Для решения именно Вашей проблемы звоните на горячую линию 8 800 350-34-85 или задайте вопрос на сайте.

Добавить комментарий