Закупка у единственного поставщика по Закону 44-ФЗ с 31.07.2020

Центр развития конкурентной политики и государственного заказа

  • О Центре
    • Сотрудники
    • Фотогалерея
  • Новости
  • Контакты

В аукционной процедуре, напротив, допустимо указание сведений об участнике в первой части заявки.

Порядок проведения закупок у единственного поставщика в электронной форме

Порядок проведения закупок у единственного поставщика в электронной форме представим в виде следующей схемы:

На схеме видно, что участники первоначально формируют предварительные предложения об имеющихся у них товарах. Такие предложения, помимо стандартизированных сведений и документов об участниках (в том числе копий лицензий и выписок из реестра членов СРО), также содержат:

  • наименование и характеристики предлагаемого к поставке товара по конкретной позиции КТРУ;
  • товарный знак товара (при его наличии);
  • наименование страны происхождения товара;
  • документ, подтверждающий страну происхождения товара, если его предоставление предусмотрено актами об импортозамещении, принятыми в развитие ст. 14 Закона № 44-ФЗ (прим.: здесь следует отметить, что указанные документы предоставляются не только в случае применения запретов на закупаемую заказчиком продукцию, но также в случае применения ограничений допуска и особых условий допуска) . В случае же отсутствия в предварительном предложении такого документа товар, предлагаемый участником к поставке, приравнивается к иностранному товару (прим.: здесь также следует отметить, что рассматриваемые закупки отнесены Законом № 44-ФЗ к закупкам у единственного поставщика. Соответственно правила импортозамещения, устанавливающие ограничение допуска иностранной продукции, в данном случае не применяются. Следовательно, комиссия заказчика не вправе отклонять предварительные предложения, если “сработали” условия применения правил “третий лишний” и иные, определяющие ограничение допуска в конкурентных процедурах (во всяком случае такой вывод следует из редакции актов об испортомещении, устанавливающих ограничение допуска, на день подготовки данного материала экспертами Консультационного центра в сфере закупок “Закон.гуру”)) ;
  • единица измерения товара по общероссийскому классификатору;
  • цена единицы товара с учетом стоимости доставки, налогов, сборов и иных обязательных платежей;
  • максимальное количество товара, предлагаемое участником закупки к поставкам (прим.: Закон № 44-ФЗ не связывает сведения о количестве поставляемого товара, предлагаемого участником на разных электронных площадках. Следовательно, размещая предложения по одному товару на разных электронных площадках, участник должен самостоятельно следить за непревышением указанного объема тому, что есть в наличии на складе);
  • регион поставки по общероссийскому классификатору;
  • срок действия предварительного предложения до 1 месяца, который может быть продлен участников в любой момент. Также в любой момент участник может участник может отозвать свое предварительное предложение, размещенное на электронной площадке, до его направления оператором конкретному заказчику.

Заказчики формируют извещение об осуществлении закупки, которое содержит в себе проект контракта, обоснование цены, а также сведения о порядке применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта. Помимо этого извещение об осуществлении закупки также включает:

  • адрес электронной площадки, на которой размещается извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика
  • информацию, указанную в п.п. 1-3, 5, 8 – 12 ст. 42 Закона № 44-ФЗ;
  • наименование товара и его характеристики по КТРУ, начальную цену единицы товара с учетом стоимости доставки, налогов, сборов и иных обязательных платежей, количество закупаемого товара, единицу измерения товара, место поставки товара;
  • информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта;
  • требования, предъявляемые к участникам закупки по ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ;
  • требование об отсутствии участника в РНП (при наличии).

В течение одного часа после размещения заказчиком извещения об осуществлении закупки оператор электронной площадки направляет заказчику до 5 предварительных предложений, размещенных на электронной площадке, которые соответствуют извещению заказчика по позиции КТРУ, региону поставки, цене и количеству поставляемой продукции. В случае, если только одно предварительное предложение удовлетворяет требованиям заказчика, его передача оператором заказчику не осуществляется, а само осуществление закупки у единственного поставщика прекращается.

Если на площадке размещено более 5 предварительных предложений, удовлетворяющих структурированным данным извещения, то оператор направляет только 5 предварительных предложений, которые содержат наименьшие цены. Однако, их направление оператором вовсе не озачает, что такие предварительные предложения полностью соответствуют всем требованиям заказчика, указанным в извещении об осуществлении закупки. Заказчику еще предстоит их рассмотреть.

непредоставление участником закупки в предварительном предложении информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки;.

Абзацем 1 подпункта а) статьи 1 федерального закона от 27.12.2019 № 449-ФЗ в пункте 32 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ перечень объектов недвижимого имущества дополнен земельными участками.

Таким образом, с момента вступления в силу этой поправки допускается заключение контрактов на аренду земельных участков без проведения конкурентных процедур закупок.

Эта поправка вступила в силу с 08.01.2020 года.

Суть изменений.

Какова максимальная цена контракта, заключаемого путем закупки у единственного поставщика в электронной форме?

рублей для основной массы заказчиков и 600 тыс.

Дайджест для поставщиков: что изменится в госзакупках в 2020 году

Традиционно в конце года Госдума приняла поправки в законы о госзакупках. Рассказываем о самых важных изменениях в 44-ФЗ и 223-ФЗ, которые повлияют на жизнь поставщиков в ближайшее время.

без регистрации в ЕИС в госзакупках не поучаствовать.

Что изменится в рассмотрении заявок

Протокол будет только один — протокол подведения итогов. В него комиссия включит информацию, которая предусмотрена для протоколов сейчас. Также там потребуется указывать информацию об увеличении цены в связи с предоставлением льгот организациям УИС и организациям инвалидов, а также информацию о признании запроса котировок несостоявшимся.

Члены комиссии будут присваивать допущенным к закупке заявкам порядковые номера по мере возрастания предложенной участником цены. Сейчас это делает оператор электронной площадки. Эти номера также нужно будет включить в протокол подведения итогов.

Заключение контракта с единственным поставщиком будут согласовывать иначе.

Внесены очередные изменения в Закон № 44-ФЗ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции

Изменения в Закон № 44-ФЗ внесены Федеральным законом от 24 апреля 2020 года № 124-ФЗ и устанавливают особенности регулирования закупок в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, в целях упрощения закупочной деятельности.

Наиболее значимыми нововведениями являются следующие:

I. Смягчение требований к обеспечению гарантийных обязательств, обеспечению исполнения контрактов с 1 июля 2020 года, в том числе:
– отменяется обязанность установления заказчиком обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам. Теперь это право заказчика;
– снижается минимальный размер обеспечения исполнения контракта с 5% до 0,5% начальной (максимальной) цены контракта. По общим правилам размер такого обеспечения теперь от 0,5% до 30% от НМЦК. При этом если предусмотрен аванс, размер обеспечения исполнения контракта должен составлять не менее размера аванса или равен размеру аванса (кроме случая, когда расчеты в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, тогда размер обеспечения устанавливается от НМЦК (цены контракта, если закупка проводилась только для СМП, СОНКО (с ограничением участия)), уменьшенной на размер такого аванса);
– предоставляется право не устанавливать обеспечение исполнения контракта, если расчеты по такому контракту подлежат казначейскому сопровождению, но в случае установления обеспечения его максимальный размер ограничен 10 % от НМЦК (цены контракта, если закупка проводилась только для СМП, СОНКО);
– предусмотрено уменьшение размера обеспечения исполнения контракта в ходе исполнения такого контракта, в случае если выплаты аванса по контракту подлежат казначейскому сопровождению.

❗ Предусмотрено применение данных изменений по соглашению сторон контракта до дня их вступления в силу (к контрактам, заключенным до дня вступления в силу изменений, либо к контрактам, которые будут заключены по результатам процедур закупок, извещения об осуществлении которых опубликованы до дня вступления в силу изменений).

II. Изменение условий контракта с 24 апреля 2020 года.
Так, предусмотрена возможность в 2020 году изменение размера аванса контракта по соглашению сторон, если в ходе его исполнения возникли непредвиденные обстоятельства, влекущие невозможность исполнения, в связи с распространением инфекции (отсутствует необходимость принятия решения Правительства РФ, региона или местной администрации).

III. Закупки у единственного поставщика
С 24 апреля 2020 года увеличиваются возможности для закупок у единственного поставщика по п. 4. ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчиками:
– верхний порог цены контракта составит 600 тыс. руб. (ранее 300 тыс. руб.);
– размер годового объема закупок по данному основанию увеличен с 5 % до 10 %, при этом сохраняется стоимостное ограничение таких закупок не более 50 млн. рублей.

Кроме того, с 1 июля 2020 г. на 1 октября 2020 года перенесен срок вступления в силу изменений, касающихся осуществления закупок «малого» объема в электронной форме. Также дополнен порядок осуществления таких закупок:
– предоставляется право осуществления закупок товаров «малого» объема (пункты 4, 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ) на сумму не более 3 млн. рублей с использованием действующих электронных площадок;
– уточнен порядок автоматического отбора операторами электронных торговых площадок заявок участников закупок «малого» объема с учетом количества поставки товара, предлагаемого участниками таких закупок;
– уточнено содержание предварительного предложения участника закупки, а также извещения об осуществлении закупки.

IV. С 1 июля 2020 года на 1 октября 2020 года перенесен срок вступления в силу изменений относительно нового порядка проведения запроса котировок в электронной форме.

V. Сроки вступления изменений в Закон № 44-ФЗ
С 01 января 2021 года будет действовать единая дата вступления в силу всех будущих поправок, вносимых в Закон № 44-ФЗ, касающихся вопросов планирования, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе установления новых способов закупок, осуществления контроля, мониторинга и аудита в сфере закупок – 1 января.

VI. Работа комиссии
С 01 января 2021 года комиссии по закупкам будут обязаны проверять соответствие участников требованию, предусмотренному п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ (участник – юр. лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки не было привлечено к ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ).

Так, предусмотрена возможность в 2020 году изменение размера аванса контракта по соглашению сторон, если в ходе его исполнения возникли непредвиденные обстоятельства, влекущие невозможность исполнения, в связи с распространением инфекции отсутствует необходимость принятия решения Правительства РФ, региона или местной администрации.

Изменения в Законе №44-ФЗ, которые вступят в силу с 01 июля 2020 года

С 01 июля 2020 года в федеральном законе от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон №44-ФЗ) вступит в силу очередной пакет изменений. При этом следует учесть, что изначально изменения, вносимые федеральным законом от 27.12.2019 № 449-ФЗ, в Закон № 44-ФЗ должны были вступить в силу с 1 июля 2020 года, однако федеральный закон от 24.04.2020 № 124-ФЗ по части изменений перенес сроки на 1 октября 2020 года.

Читайте также:  Запись в трудовой книжке об увольнении в порядке перевода в 2020 году

Изменения с 01 июля 2020 года

Закупки по итогам несостоявшихся конкурентных процедур

В первую очередь следует отметить изменения в отношении несостоявшихся конкурентных закупок. Так пункты 25.1, 25.2, 25.3 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ утрачивают свою силу. Вместо них останется лишь пункт 25, который вобрал в себя все основания заключения контракта с единственным поставщиком по итогам несостоявшихся конкурентных закупок. В обязательном порядке согласовывать возможность заключения контракта с единственным поставщиком (далее – согласование) придется лишь в случае если начальная (максимальная) цена контракта превысить предельную сумму, определяемую Правительством РФ. Порядок согласования будет определен в части 5 – 11 ст. 93 Закона №44-ФЗ.

При этом ранее действовавший приказ Министерства экономического развития России от 31.03.2015 № 189 «Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и Порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)», признается утратившим силу с 01.07.2020г. на основании Приказа Министерства экономического развития РФ от 8 апреля 2020 г. N 212.

Заказчикам следует учитывать, что обращение в контрольный орган за согласованием возможности заключения контракта с единственным поставщиком станет основанием для внеплановой проверки на основании п. 4 ч. 15 ст. 99 Закона №44-ФЗ. На сегодняшний день подобного основания не предусмотрено.

Обеспечение гарантийных обязательств

В силу ч. 2.2 ст. 96 Закона №44-ФЗ установление требования об обеспечении гарантийных обязательств станет не обязанностью, а правом заказчика. До 1 июля 2020 года заказчик обязан требовать обеспечение гарантийных обязательств в случае, если контракт предусматривает такие обязательства. При этом заказчик имеет право освободить поставщика от обеспечения гарантийных обязательств по контрактам, заключенным до 01 июля 2020 года, заключив дополнительное соглашение к контракту, поскольку рассматриваемое изменение имеет обратную силу. Размер обеспечение гарантийных обязательств, как и сейчас не должен превышать 10% от НМЦК. На основании п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона №44-ФЗ в контракт включается условие о требованиях обеспечения гарантийных обязательств в случае их установления в соответствии с ч. 2.2. ст. 96 Закона № 44-ФЗ.

Обеспечение исполнения контракта

С 01 июля 2020 года изменится минимальный размер обеспечения исполнения контракта. Так на смену 5% от НМЦК придет 0.5%. В итоге согласно ч. 6 ст. 96 Закона №44-ФЗ у заказчика для определения размера обеспечения исполнения контракта будет вилка от 0,5% до 30% от НМЦК (в закупках для СМП и СОНО от цены по которой заключается контракт). Если контрактом предусмотрена выплата аванса, то обеспечение исполнения контракта должно быть в размере не меньше такого аванса. Исключение составляют случаи с казначейским сопровождением контракта. В таких случаях размер обеспечения исполнения контракта устанавливается от НМЦК (цены контракта), уменьшенной на размер такого аванса. Если размер аванса в контракте с казначейским сопровождением, превышает 30% от НМЦК, то размер обеспечения исполнения контракта должен быть равен размеру аванса.

Более того, при наличии казначейского сопровождения контракта согласно Ч. 6.1 ст. 96 Закона №44-ФЗ, заказчик может вовсе не устанавливать требование об обеспечении выполнения такого контракта. При наличии казначейского сопровождения контракта размер обеспечения исполнения контракта не должен превышать 10% от НМЦК (от цены контракта по которой заключается контракт в закупках среди СМП и СОНО).

Согласно ч. 6.2. ст. 96 Закона №44-ФЗ в закупках среди СМП и СОНО размер обеспечения исполнения контракта устанавливается от цены контракта по которой заключается контракт.

Национальный режим

Изменения с 01 октября 2020 года

Закупки малого объема в электронной форме

С 01 октября 2020 года закупка у единственного поставщика по п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ может проводиться в электронной форме на электронной площадке. Порядок таких закупок будет определен ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. С указанной целью в п. 17 ч. 1 ст. 3 добавили фразу о том, что на электронной площадке происходят закупки товара у единственного поставщика. При этом электронные площадки будут те, что используются заказчиками для проведения конкурентных процедур в электронной форме. Заказчикам следует учесть, что сумма такой закупки должна быть не более 3 млн рублей, при этом годовой лимит для п. 4 и 5 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ сохраняется прежним. Для подобных закупок будут обязательными обоснование НМЦК и включение контракта в реестр контрактов, заключенных заказчиками.

Запрос котировок в электронной форме

С 1 октября 2020 года вступают в силу изменения в процедуру проведения электронного запроса котировок. Все положения объединены в одну статью 82.1. Закона №44-ФЗ, а статьи 82.2-82.6. утрачивают силу. При этом увеличивается предельный размер НМЦК для проведения электронных котировок с 500 тыс. до 3 млн. руб. При этом годовой объем таких закупок останется прежним 10% от СГОЗ. Сокращается срок подачи заявок с пяти рабочих дней до четырех рабочих дней. Вносить изменения в извещение будет нельзя, а вот отменить запрос котировок будет можно за один час до срока окончания подачи заявок.

С указанной целью в п.

Постановление Правительства РФ от 8 мая 2020 г. N 647 “Об установлении случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядка их осуществления и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 443”

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. В соответствии со статьей 16 Федерального закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций” установить, что по 31 декабря 2020 г. включительно закупка товаров, работ, услуг (далее – закупка) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Федеральный закон), может осуществляться заказчиком в следующих случаях:

а) осуществление закупки для государственных или муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного протоколом заседания Правительства Российской Федерации, протоколами координационных и совещательных органов под председательством Председателя Правительства Российской Федерации, планом, предусматривающим первоочередные мероприятия (действия) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, утвержденным (одобренным) Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Председателем Правительства Российской Федерации;

б) осуществление конкретной закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенной протоколом заседания Правительства Российской Федерации, протоколами координационных и совещательных органов под председательством Председателя Правительства Российской Федерации, планом, предусматривающим первоочередные мероприятия (действия) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции;

в) осуществление закупки для федеральных государственных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного поручением Председателя Правительства Российской Федерации в целях реализации решений Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, мероприятий плана, предусматривающего первоочередные мероприятия (действия) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, утвержденного (одобренного) Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Председателем Правительства Российской Федерации;

г) осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящего постановления, осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом для случая, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 93 Федерального закона, и с учетом положений настоящего постановления.

3. Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящего постановления, осуществляется по решению соответственно Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации. При этом в таком решении указываются предмет контракта, предельный срок, на который заключается контракт, обязанность единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) исполнить свои обязательства по контракту лично или возможность привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей и требование к объему исполнения единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту лично, а также может быть определена обязанность заказчика установить в соответствии с Федеральным законом требование обеспечения исполнения контракта.

4. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящего постановления:

а) контракт должен содержать указание на соответствующий подпункт пункта 1 настоящего постановления, в соответствии с которым осуществляется закупка, а также обоснование цены контракта;

б) не позднее 3 дней со дня, следующего за датой заключения контракта, заказчик направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа уведомление о такой закупке. К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим постановлением контракта.

5. В постановлении Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 443 “Об особенностях осуществления закупки в период принятия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции” (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2020, 6 апреля, N 0001202004060045):

в преамбуле слова “целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 239 “О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)” в” исключить;

абзац первый изложить в следующей редакции:

“1. Установить, что в случае принятия в 2020 году в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции Президентом Российской Федерации решения об установлении нерабочих дней, то в течение таких нерабочих дней при осуществлении закупки:”;

в подпункте “а” слова “и воскресенье” заменить словами “, воскресенье и нерабочие праздничные дни”;

в подпункте “б” слова “, указанный в пункте 1 Указа” заменить словами “, воскресенье или нерабочий праздничный день”, слова “или воскресенье” заменить словами “, воскресенье или нерабочий праздничный день”, слова “за ними понедельник” заменить словами “нерабочий день, не являющийся субботой, воскресеньем или нерабочим праздничным днем”;

в подпункте “д” слова “срок, указанный в пункте 1 Указа” заменить словами “количество таких нерабочих дней”.

Читайте также:  Исковое заявление о протечке крыши. Скачать иск в суд о протечке крыши в помещении. Актуальность 2020 год

6. Настоящее постановление вступает силу со дня его официального опубликования.

Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Российской Федерации
А. Белоусов

Настоящее постановление вступает силу со дня его официального опубликования.

Порядок заключения контракта

Заключение контракта осуществляется в электронной форме с участником закупки, заявке которого присвоен первый номер, в порядке, установленном статьей 83.2 Закона № 44 – ФЗ, с учетом особенностей, предусмотренных при заключении контракта по результатам запроса котировок в электронной форме.

! Обратите внимание: Информация о контрактах, заключенных в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона № 44 – ФЗ (в отличие от контрактов, заключенных в соответствии с пунктами 4 и 5 ч.1 ст. 93 Закона № 44 – ФЗ) включается в реестр контрактов, заключенных Заказчиками (ч.1 ст.103 Закона № 44).

публикует протокол подведения итогов определения поставщика.

Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ: новшества 2020 г.

Итак, указанный выше Закон № 449-ФЗ внес изменения в Закон о госзакупках № 44-ФЗ. Если говорить о наиболее существенных новшествах по нему, то можно отметить, что соответствующий нормативный акт:

  • установил порядок закупок на электронных площадках по суммам, не превышающим 3 млн рублей;
  • определил термин «контракт»;
  • определил термин «контракт жизненного цикла» (и конкретизировал случаи и особенности заключения подобных контрактов);
  • обязал поставщиков отражать название страны происхождения товара в заявке;
  • обновил порядок заключения соглашений по несостоявшимся закупкам;
  • изменил порядок согласования с контрольным органом договора, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком).

Ряд изменений по Закону № 449-ФЗ вступил в силу довольно оперативно. В их числе введение новых пунктов 55-59 ст. 112 Закона № 44-ФЗ. В п. 59, в частности, приводится отсылка на то, что начальная (максимальная) цена контракта с единственным поставщиком, при котором требуется разработка проектной документации, должна быть определена на основании норматива, который утверждается отдельным компетентным федеральным органом власти. Впоследствии нужный норматив был издан – это приказ Минстроя России от 30.03.2020 № 175/пр, подлежащий применению в целях, обозначенных в ст. 112 Закона № 44-ФЗ.

Отдельные изменения по Закону № 449-ФЗ еще не вступили в силу, но это произойдет уже скоро. Так, с 1 июля 2020 года закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ в случае признания конкурса несостоявшимся будет осуществляться по правилам, закрепляемым в новом п. 5 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, включая обоснование единственного поставщика.

В свою очередь, порядок закупок на сумму не более 3 млн рублей с использованием ресурсов электронных площадок, будет регламентироваться новыми п. 12 и 13 ст. 1 закона 449-ФЗ. Они вступят в силу с 1 октября 2020 года. В числе новых положений предусмотрена норма о том, что в извещении о закупке обосновывается цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, а также отражаются сведения о валюте контракта (пп. 4 п. 12 ст. 1 закона № 449-ФЗ).

В свою очередь, Закон № 124-ФЗ внес в Закон № 44-ФЗ поправки, обеспечивающие, в т.ч:

  • общее снижение финансовой нагрузки на участников исполнения контракта;
  • дополнительные проверки поставщиков на предмет привлечения к административной ответственности в течение 2 лет до направления заявки;
  • возможность заключения более дорогого контракта с единственным подрядчиком.

Так, новая минимальная цена контракта с единственным поставщиком, в соответствии с обновленным пп. 4 п. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, составляет 600 тыс. рублей (ранее – 300 тыс. рублей). Данное изменение уже действует.

Таким образом, заказчикам, планирующим законным образом заключить контракт с единственным поставщиком, следует знать не только положения регулирующих госзакупки законов, но и правительственных а в ряде случаев и ведомственных нормативов, изданных в целях реализации таких положений.

Порядок закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 закона 44-ФЗ

п/п

Показатель

Пункт 4

Пункт 5

Основание закупки у единственного исполнителя

Осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 600 тыс. рублей (сумма повышена с 24.04.2020 г.)

Осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 600 тыс. рублей

Поставка любых товаров, выполнение любых работ, оказание любых услуг. Номенклатура по одноименности отсутствует.

Кто может осуществлять закупки по данному пункту

Филиалы заказчика в случае передачи им полномочий вправе осуществлять закупки самостоятельно. Но ограничения по годовому объему закупок распространяются в целом на заказчика с учетом всех филиалов (письма

Минэкономразвития России от

18.12.2015 № Д28и-3733, от

14.01.2016 N Д28и-142)

Только отдельные категории заказчиков:

  • государственные или муниципальные учреждения культуры, уставными целями деятельности которых являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия,
  • отдельные государственные или муниципальные учреждения (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив, дом

(центр) народного творчества, дом (центр) ремесел),

  • государственные или муниципальные образовательные организации,
  • государственные или муниципальные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор,
  • физкультурно-спортивные организации,
  • государственные или муниципальные научные организации

Максимальная цена одного контракта

600 000 руб. включительно

600 000 руб. включительно

Максимальный годовой объем закупок

2 млн. руб. ИЛИ 10% СГОЗ и не более 50 млн. руб. (с 24.04.2020) Данные ограничения НЕ применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. Фактический годовой объем рассчитывается с учетом исполнения контрактов в течение года, их изменения и расторжения.

5 млн. руб. ИЛИ 50 % СГОЗ и не более 30 млн. руб. (с

Фактический годовой объем рассчитывается с учетом исполнения контрактов в течение года, их изменения и расторжения.

Риски «дробления» закупок.

Такого понятия нет в законодательстве. На практике – это разделение одной крупной закупки, которая должна быть проведена конкурентным способом, на несколько мелких, которые осуществлены без проведения конкурентных процедур.

За превышение годового объема закупок или за «дробление» закупок предусмотрена административная ответственность по ч.1, 2 ст. 7.29 КоАП РФ:

административный штраф на должностное лицо в размере 30 000 – 50 000 руб.

Актуальная судебная практика – дела №А40-208115/2018, №А60-59271/2019

Порядок планирования закупок

  • В упрощенном порядке. Раздел плана «особые закупки».
  • Один ИКЗ для п.4 ч.1 ст.93 на каждый год.
  • В ИКЗ в разрядах ОКПД указываются значения «0».
  • Пока не утверждён планграфик на очередной год, в таком году нельзя заключать контракт.
  • В упрощенном порядке. Раздел плана «особые закупки».
  • Один ИКЗ для п.5 ч.1 ст.93 на каждый год.
  • В ИКЗ в разрядах ОКПД указываются значения «0».
  • Пока не утверждён план-график на очередной год, в таком году нельзя заключать контракт

При заключении контракта ИКЗ уточняется, в разрядах 27-29 указываются значения с 1 до 999. Т.е. нумеруется каждый контракт.

Требования к поставщику (ст.31)

Преференции СМП и СОНО, организациям инвалидов,

п/п

Показатель

Пункт 4

Пункт 5

учреждениям ФСИН (ст.28-

Расчет и обоснование цены контракта (ст. 22)

Форма контракта (ч.15 ст.34)

Любая форма, предусмотренная ГК РФ для совершения сделок:

1) письменная форма:

  • заключение контракта путем оформления одного документа, подписанного сторонами § заключение контракта путем обмена документами (оплата по счету) 2) устная форма:
  • оплата за наличный расчет (кассовый/товарный чек, билет, квитанция и т.п.). ГК РФ для отдельных видов договоров могут быть установлены ограничения на форму заключения контракта (например, ст.609, 633, 651 ГК РФ).

Вид контракта (п.8 ст.3)

  • Государственный заказчик – государственный контракт (ГК).
  • Муниципальный заказчик – муниципальный контракт (МК).
  • Бюджетные учреждения, унитарные предприятия, иные юр. лица в соответствии со ст. 15 Закона 44-ФЗ – договор или гражданско-правовой договор.
  • Заключение «контрактов» Законом 44-ФЗ, ГК РФ, БК РФ не предусмотрено.

Применение типовых контрактов

Можно не применять. Применяются в обязательном порядке – если обязательность их применения в указанном случае (п.4 или п.5 ч.1 ст.93) установлена в информационной карте типового контракта

  • Предмет контракта должен быть определён конкретно. Указано наименование товара, описание объекта закупки, спецификация и т.п. (п.3 ст.455 ГК РФ).
  • Возможна закупка с указанием товарных знаков, торгового наименования, марки, модели, производителя, страны происхождения и пр.
  • Ст.33 Закона 44-ФЗ не применяется.
  • Можно закупать по одному контракту продукцию, не связанную между собой. Требования ст.

17 Закона о защите конкуренции 135-ФЗ не применяются.

Заказчик ОБЯЗАН установить, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта (ч.2 ст.34)

Количество товара, объем работ, услуг

Заказчик ОБЯЗАН установить:

  • количество товара или порядок его определения (например, по заявкам заказчика) (п.3 ст.455, п.1 ст.465 ГК РФ)
  • условие об объеме работ (для ГК/МК) (ст.766 ГК РФ).

Срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг

Заказчик ОБЯЗАН установить:

  • Срок поставки товара (ст.506 ГК РФ)
  • Начальный и конечный сроки выполнения работы (ст.708, 766 ГК РФ)

Срок и порядок оплаты

Заказчик ВПРАВЕ установить:

  • порядок и сроки оплаты товара, работы или услуги (ч.15 ст.34, п.1 ч.13 ст.34). Если соглашением сторон порядок и форма расчетов не определены, то расчеты осуществляются платежными поручениями (п.1 ст.516 ГК РФ).
  • условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа (если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса) (ч.15 ст.34, п.1 ч.13 ст.34)
  • условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юр. лицу или физ. лицу, в том числе зарегистрированному в качестве ИП, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ, связанных с оплатой контракта, если такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы РФ заказчиком (ч.15 ст.34, п.2 ч.13 ст.34).
  • максимальный срок оплаты ДОЛЖЕН БЫТЬ не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке (ч.13.1 ст.34).
  • дата исполнения обязательства заказчика по оплате (по государственному / муниципальному контракту) – это дата списания денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц (п.6 ст.219 ГК РФ).
  • при установлении аванса заказчик ОБЯЗАН учесть условия:

– государственные и муниципальные заказчики, автономные, бюджетные учреждения – смотрим соответствующие правовые акты о бюджете, если установлены ограничения на аванс – соблюдаем эти ограничения (ч.3.11-1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-

ФЗ «Об автономных учреждениях», ч.16.1 ст.30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ) – унитарные предприятия – нет нормативных ограничений

Читайте также:  Правила составления заявления о снятии ареста с автомобиля

Срок и порядок приемки

Заказчик ВПРАВЕ установить (ч.15 ст.34, п.1 ч.13 ст.34):

  • Порядок приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом (например, этапы приемки, перечень документов, кто осуществляет приемку – приемочная комиссия или уполномоченное лицо и т.п.).
  • Срок осуществления приемки.
  • Порядок оформления результатов приемки (в т.ч. вид документа о приемке – акт поставки товара, акт выполненных работ, акт оказанных услуг и т.п.).
  • Срок оформления результатов приемки.
  • Экспертиза при приемке – силами заказчика. Эксперты, экспертные организации – при необходимости по решению заказчика.

Срок действия контракта

§ Начало действия контракта – с момента его заключения.

лицу или физ.

Порядок планирования и проведения закупок

ПП РФ от 30.09.2019 года была отменена принятая ранее двухуровневая система планирования закупок. Начиная с 2020 года, при планировании используется новая схема – план-график. Формируется он в электронном виде, при необходимости может быть изменен в любое время, но не позднее, чем за 24 часа до начала закупки.

С 1.01.2020 постановлением Правительства увеличен минимальный объем закупок, которые осуществляются у субъектов среднего и малого бизнеса (СМСП). Общий объект закупок у СМСП составляет не менее 20%.

Общий объект закупок у СМСП составляет не менее 20.

Новости

Актуально для специалиста по закупкам

1 мая были опубликованы поправки в Закон № 44-ФЗ. Законы о реформе контрактной системы предусматривают глобальные изменения в части обоснования и планирования закупок, заключения контрактов с единственным поставщиком, закупочных процедур, заключения и изменения госконтрактов. Большинство положений вступит в силу 1 июля 2019 года.

В этом материале рассмотрим новшества в закупках у единственного поставщика. В следующих статьях мы подробно расскажем, как будут планировать и проводить закупки заказчики, изменять и исполнять контракты, а также другие важные поправки, внесенные 1 мая в Законы № 44-ФЗ и № 223-ФЗ. Часть из новшеств заработает с 1 июля, другая – через 90 дней после публикации закона (с 31 июля), также часть правок вступит в силу с 01.10.2019 г.

С 1 июля можно будет заключать контракты по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ на сумму до 300 тыс. руб. Годовой лимит таких закупок не изменится.

С 31 июля 2019 года вступят в силу поправки в п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ:

Учреждениям культуры и образования и другим заказчикам, перечисленным в п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, увеличили единовременный и годовой лимит для закупок у единственного поставщика по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Такие организации смогут заключать контракт с единственным поставщиком на сумму до 600 тыс. руб. Для годового лимита таких закупок предусмотрели два варианта:

  • не более 5 млн руб.;
  • не более 50% совокупного годового объема закупок и не более 30 млн руб.

При этом возможность пользоваться п. 5 и п. 17 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ появится у таких заказчиков, как «дом (центр) народного творчества» и «дом (центр) ремесел».

По пункту 13 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ можно будет закупать:

  • произведения литературы и искусства, а также права на эти произведения определенных авторов;
  • исполнения конкретных исполнителей, а также права на такие исполнения; фонограммы конкретных изготовителей.

При условии – единственному лицу принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на такие произведения, исполнения, фонограммы.

Увеличат сумму закупки лекарств по решению врачебной комиссии

Через 90 дней после публикации закона заключить контракт на поставку лекарств по решению врачебной комиссии можно будет на сумму до 1 млн руб. На данный момент эта сумма составляет двести тысяч рублей.

С 31 июля заказчикам не нужно будет размещать в ЕИС извещения об осуществлении закупок у единственного поставщика

Любую закупку у единственного поставщика можно будет провести без размещения извещения, в том числе закупки коммунальных услуг и услуг монополистов.

Обосновывать заключение контракта с единственным поставщиком придется реже

Цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, должна будет обосновываться исключительно в случаях, предусмотренных п. п.3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30–32, 34, 35, 37–41, 46, 49 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (в этих случаях контракт должен будет содержать обоснование цены контракта).

Перечень случаев, когда обоснование не нужно, дополнят контракты:

  • на поставку культурных ценностей для пополнения государственных фондов;
  • на закупку произведений искусства определенных авторов и исполнителей и прав на них;
  • на закупку печатных или электронных изданий определенных авторов у издателей, если им принадлежат исключительные права или исключительные лицензии;
  • на услуги по созданию, исполнению произведений литературы или искусства, изготовление или поставку декораций, костюмов, театрального реквизита, необходимых для исполнения произведений.

В план закупок на 2020 г. и далее не нужно вносить информацию о закупках у единственного поставщика

Это связано с тем, что начиная с планирования на 2020 г. план закупок не формируется. Чтобы осуществить планирование закупок на 2020 г. и далее, сформируйте только план-график (ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ).

При формировании плана-графика на 2020 г. учтите:

  • не нужно обосновывать закупки по ст. 18 Закона № 44-ФЗ и Правилам обоснования закупок (п. 6 ст. 1 Федерального закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ);
  • Правительство РФ вправе установить особенности включения в план-график информации о закупках у единственного поставщика (п. 4 ст. 1 Федерального закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ).

Можно будет реже привлекать экспертов к приемке исполнения контрактов

Внешняя экспертиза при приемке исполнения контракта с единственным поставщиком будет необязательна, если осуществляется закупка культурных ценностей для пополнения госфондов или произведений искусства определенных авторов и исполнителей.

В целом, внесенные правительством поправки в Федеральный закон можно оценить положительно. Надеемся, это сделает работу специалистов в сфере закупок проще и удобнее.

Ближайшие мероприятия для юриста и специалиста по закупкам:

Изменения в законодательстве о закупках в 2020 году.

Читайте, что еще изменилось в контрактной системе закупок с января 2020 г.

исполнения конкретных исполнителей, а также права на такие исполнения; фонограммы конкретных изготовителей.

Обеспечение исполнения контракта.

Законом № 124-ФЗ в ст. 96 Закона № 44-ФЗ внесены последние изменения в 44 фз 2020, которые вступят в силу 01.07.2020.

Как и прежде, заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

Но с 01.07.2020 не надо будет указывать в этой документации в обязательном порядке обеспечение гарантийных обязательств в соответствии с п. 4 ст. 33 Закона № 44-ФЗ. Теперь это право заказчика. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать 10 % начальной (максимальной) цены контракта (п. 1 в новой редакции, новый п. 2.2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

В связи с этим п. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ изложен в новой редакции и введены новые пп. 6.1, 6.2, 6.3.

Если заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, его размер может составлять от 1/2 до 30 % начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных п. 6.1 и 6.2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ. При этом если (п. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ):

1) контрактом предусмотрена выплата аванса, то размер обеспечения исполнения контракта устанавливается не менее чем в сумме аванса, за исключением случая, предусмотренного пп. 3 п. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ;

2) аванс превышает 30 % начальной (максимальной) цены контракта, то размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в сумме аванса;

3) в соответствии с законодательством РФ расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, то размер обеспечения исполнения контракта устанавливается заказчиком от начальной (максимальной) цены контракта (от цены контракта в случае, предусмотренном п. 6.2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ, при заключении контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ), уменьшенной на размер такого аванса.

Напомним, что согласно п. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 15 % совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом п. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн руб.

Пунктом 6.1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ определено, что если расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению, то заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта. При этом в случае установления заказчиком требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в сумме до 10 % начальной (максимальной) цены контракта (цены контракта в случае, предусмотренном п. 6.2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ, при заключении контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

Согласно п. 6.2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ, если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в силу пп. 1 п. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ и заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с п. 6 и 6.1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ от цены, по которой заключается контракт.

В пункте 6.3 ст. 96 Закона № 44-ФЗ закреплено: если предложенные в заявке участника закупки цена, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на 25 % и более по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, начальной сумме цен единиц товара, работы, услуги, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта по 44 фз с учетом положений ст. 37 Закона № 44-ФЗ, в которой установлены антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона.

Положения п. 1, 2.2, 6 – 6.3 ст. 96 Закона № 44-ФЗ в редакции Закона № 124-ФЗ по соглашению сторон применяются к отношениям по исполнению контракта, заключенного до 01.07.2020, либо контракта, извещения о котором размещены, приглашения направлены до 01.07.2020 (п. 4 ст. 5 Закона № 124-ФЗ).

112 Закона 44-ФЗ дополнена п.

Добавить комментарий