Об основных гарантиях прав ребенка в российской федерации: ФЗ 124

Краткое описание статьи №14

Защита несовершеннолетнего от информации, которая может нанести вред его развитию и морально — нравственным принципам, осуществляется в следующем порядке:

  • запрет на предоставление информации (трансляции в СМИ):
    • агитационной;
    • сексуальной;
    • развращающей и растлевающей;
    • террористической;
    • другой информации, которая по тем или иным причинам, негативно влияет на духовно-нравственное развитие несовершеннолетних, не давая возможности адаптироваться к взрослой жизни.

Для защиты граждан, законом установлен ряд требований к отбору и классификации информации:

  • ограничение в возрасте при трансляции фильмов, видео, фотографий и других материалов порнографического и террористического характера;
  • оповещение родителей о негативном воздействии подобной информации на психику детей;
  • организация встреч с соцработниками, которые разъясняют процессы деградации личности детям в школе.

Существуют специальные мероприятия, проводимые уполномоченными органами исполнительной власти, с целью профилактики детского насилия и агрессии, при помощи внедрения в образование компьютерных и интеллектуальных игр. Также нуждающимся предоставляется психологическая, педагогическая и медицинская помощь согласно ФЗ №124.

другой информации, которая по тем или иным причинам, негативно влияет на духовно-нравственное развитие несовершеннолетних, не давая возможности адаптироваться к взрослой жизни.

Законодательство, ФЗ – 124


Несовершеннолетние относятся к категории наиболее уязвимых граждан и нуждаются в особой защите со стороны государственных органов. Международное право и законодательство Российской Федерации устанавливают перечень нормативно-правовых актов, регулирующих обеспечение безопасности детей. Основные документы, защищающие интересы несовершеннолетних:

  • Конвенция по правам ребенка;
  • Конституция РФ;
  • Семейный кодекс;
  • Гражданский кодекс;
  • Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ.

Это далеко не полный перечень документов, которые обеспечивают защиту прав детей. Правительство РФ серьезно подходит к решению данного вопроса. Стоит рассмотреть подробнее ФЗ – 124. Данный документ был принят 24.07.1998, но с тех пор изменялся 21 раз. Основной целью его является создание условий для осуществления и обеспечения прав несовершеннолетних в правовой и социально-экономической среде.

Существование в современном обществе невозможно в полном объеме без специальной подготовки. Причем начинать ее необходимо с раннего возраста. Привитие ребенку гражданственности и патриотизма, надлежащее воспитание и развитие общественной активности поможет несовершеннолетним интегрироваться в социум, стать полноценным его членом.

беженцы и переселенцы;.

Об основных гарантиях прав ребенка в российской федерации: ФЗ 124

Принят
Государственной Думой
3 июля 1998 года

Одобрен
Советом Федерации
9 июля 1998 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.
Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Федеральных законов от 30.

2.1 Краткая характеристика ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”

С 3 августа 1998 г. вступил в силу Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 30.06.2007г.)//СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802. от 24 июля 1998 г. К сожалению, в современных российских реалиях состояние дел в области охраны прав ребенка пока оставляет желать много лучшего, поэтому необходимость усиления законодательного регулирования в этой области вполне очевидна. Ведь от того, насколько эффективно защищены в государстве права детей, зависит будущее государства. Насколько новый Закон позволит достигнуть декларируемых в нем целей, во многом зависит от его качества. Обратимся к его основным положениям.

Развивая положение п. 1 ст. 38 Конституции РФ Конституция РФ (принята всенародным голосованием 1993г.)//РГ. – 1993. – № 237. о том, что детство как важный этап жизни человека находится под защитой государства, Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка в РФ и регулирует отношения, возникающие в связи с их реализацией.

Прежде всего отметим, что под ребенком (детьми) в Законе понимается любое лицо (лица) до достижения им (ими) возраста 18 лет, то есть возраста совершеннолетия. Аналогичное определение ребенка содержится и в п. 1 ст. 54 Семейного кодекса РФ (СК) Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г. № 223-ФЗ (ред. от 30.06.2008г.)//СЗ РФ. – 1996. – № 1. – Ст. 16.. Таким образом, в целях Закона несовершеннолетнее лицо не утрачивает статус ребенка и в тех двух случаях, когда оно в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ГК) до наступления совершеннолетия приобретает полную гражданскую дееспособность: при вступлении в брак (п. 2 ст. 21 ГК) Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ//СЗ РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301. и в случае эмансипации (п. 1 ст. 27 ГК).

В Законе специально выделена особая категория детей, нуждающихся в усиленной защите со стороны государственных органов, – детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. К ним относятся дети, оставшиеся без попечения родителей; дети – инвалиды; дети, имеющие недостатки в развитии, психическом или физическом; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно – воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства сами или с помощью семьи.

Закон предусматривает необходимость обеспечения социальной адаптации и социальной реабилитации таких детей. При этом под социальной адаптацией ребенка понимается процесс его активного приспособления к принятым в обществе правилам поведения, преодоления последствий психологической травмы, а под социальной реабилитацией – мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем.

В Законе вводится понятие социальных служб для детей. Под таковыми понимаются любые юридические лица, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей, а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей. Мероприятия по социальному обслуживанию детей включают в себя социальную поддержку, оказание социально – бытовых, медико – социальных, психолого – педагогических, правовых услуг и материальной помощи, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Определено в Законе и понятие социальной инфраструктуры для детей. Сюда входят объекты (здания, сооружения), необходимые для жизнеобеспечения детей, а также юридические лица, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, осуществляя свою деятельность в целях обеспечения их полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, развития, удовлетворения их общественных потребностей.

Закон позволяет присвоить статус социальной службы для детей любой организации, как коммерческой, так и некоммерческой, в то время как гражданин может получить этот статус, лишь если он обслуживает детей на предпринимательской основе, то есть с целью извлечения прибыли. Гражданин или группа граждан, обслуживающие детей на альтруистской основе, статуса детской социальной службы без образования юридического лица получить не могут.

Представляется, Закон зачастую излишне декларативен и страдает неопределенностью формулировок. И это вовсе не безобидная неопределенность, поскольку осязаемым результатом Закона наверняка станут многочисленные злоупотребления. Ведь в ст. 4 Закона в качестве одного из направлений государственной политики предусмотрена поддержка организаций, защищающих права ребенка. Такая поддержка будет выражаться, в числе прочего, в налоговых, таможенных и иных льготах, а также предоставлении бюджетного и внебюджетного финансирования.

Что касается состава гарантируемых Законом прав ребенка, то к ним отнесены права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом и другими нормативными актами РФ. В числе важнейших международных актов, посвященных защите прав ребенка, следует назвать Декларацию ООН о правах ребенка от 20 ноября 1959 г. Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959г. /Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. – М.: Юрид. Лит-ра. – 1990г. – С. 378. и Конвенцию ООН о правах ребенка 1989 г. Положения о защите прав ребенка содержатся и в таких основополагающих документах, как Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 23 и 24) Международный пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах»//Бюллетень Верховного Суда. – 1992. – № 12. и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. 10) Международный пакт от 16.12.1966г. «Об экономических, социальных и культурных правах»// Бюллетень Верховного Суда. – 1992. – № 12..

В Семейном кодексе РФ правам несовершеннолетних детей посвящена глава 11. В их числе названы право ребенка жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу и на совместное с ними проживание, право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства (ст. 54 СК) Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г. № 223-ФЗ (ред. от 30.06.2008г.)//СЗ РФ. – 1996. – № 1. – Ст. 16., право на общение с другими родственниками (ст. 55 СК), право на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 СК), право выражать свое мнение (ст. 57 СК), право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК), а также право на получение содержания от родителей и других членов семьи (ст. 60 СК).

В соответствии со ст. 7 Закона государственные органы и их должностные лица обязаны в соответствии со своей компетенцией содействовать ребенку в реализации и защите его прав и интересов посредством принятия соответствующих нормативных актов и проведения работы с ребенком по разъяснению его правового статуса. Родители ребенка содействуют ему в осуществлении самостоятельных действий, направленных на реализацию и защиту его прав и интересов. Содействие ребенку осуществляется с учетом его возраста и в пределах установленного законодательством объема дееспособности ребенка.

Так, например, объем гражданской дееспособности ребенка определен в ст. 26, 28 ГК Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ//СЗ РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.. Наибольшим объемом дееспособности обладают дети в возрасте от 14 до 18 лет. Большинство сделок они вправе совершать с письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей или попечителя. Без их согласия такие несовершеннолетние вправе распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами, осуществлять авторские права, вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, совершать мелкие бытовые и некоторые другие сделки.

Что касается другой возрастной группы несовершеннолетних – малолетних, то под ними понимаются дети в возрасте до 14 лет. За детей в возрасте до 6 лет все сделки совершают от их имени только их родители, усыновители или опекуны. Такое же правило применяется в отношении детей от 6 до 14 лет, за исключением сделок, которые они вправе совершать самостоятельно, то есть мелких бытовых сделок, а также сделок, направленных на безвозмездное получение выгоды и при этом не требующих нотариального удостоверения либо государственной регистрации, и сделок по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с его согласия для определенной цели или свободного распоряжения.

Сегодня стала шире и гражданская процессуальная дееспособность ребенка. Согласно п. 2 ст. 56 СК ребенок, чьи права и законные интересы нарушены, вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет – в суд.

Важное значение имеет ст. 8 Закона, предусматривающая установление государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей (далее – ГМСС). Статья 8 вступила в силу с 1 января 2000 г. Впрочем, неблагоприятная экономическая ситуация в России в любом случае вряд ли позволяет рассчитывать, что применение этой нормы принесет практический эффект в ближайшие годы.

В ст. 8 определено содержание ГМСС. Они включают в себя установленный минимальный объем социальных услуг по бесплатному образованию и воспитанию детей в образовательных учреждениях, их бесплатному медицинскому обслуживанию, обеспечению питанием в соответствии с минимальными нормами, обеспечению им по достижении 15 лет права на профориентацию и трудоустройство, а также их социальному обслуживанию и социальной защите. В ГМСС входят меры по социальной адаптации и реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Кроме того, ГМСС включает в себя обеспечение права ребенка на жилище, организацию оздоровления и отдыха детей, оказание им квалифицированной юридической помощи. ГМСС определяются с учетом региональных различий в условиях проживания детей, причем органы государственной власти субъектов РФ могут устанавливать дополнительные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей.

Большое практическое значение имеет установленное в п. 3 ст. 8 Закона право детей, находящихся в соответствующем воспитательном, образовательном, лечебном и ином социальном учреждении, на периодическую оценку соответствия предоставляемых им услуг уровню, установленному в ГМСС. Закон предусматривает возможность реализации этого права как самими детьми, так и их законными представителями путем обращения в уполномоченные органы власти. Если в результате проведенной оценки услуг выявляется их несоответствие ГМСС, должностные лица указанных учреждений обязаны устранить допущенные нарушения.

Пункт 1 ст. 9 Закона устанавливает абсолютный запрет на ущемление прав ребенка в семье или любом учреждении. Особо следует остановиться на п. 2 этой статьи, который запрещает администрации образовательных учреждений препятствовать созданию обучающимися и воспитанниками в возрасте старше 8 лет общественных объединений.

Создание и деятельность общественных объединений регулируется Федеральным законом “Об общественных объединениях”, в ст. 19 которого предусмотрено, что учредителями, членами и участниками обычных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, членами и участниками молодежных общественных объединений – граждане, достигшие 14 лет, а членами и участниками детских общественных объединений – граждане, достигшие 8 лет. То есть учреждать объединения несовершеннолетние не вправе. Они могут быть лишь их членами и участниками.

Обучающиеся и воспитанники образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, вправе самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией учреждений о проведении с участием своих представителей дисциплинарного расследования деятельности работников этих учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка. Если обучающиеся или воспитанники не согласны с решением администрации, они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные госорганы.

Статья 9 Закона специально оговаривает право обучающихся проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих прав. Администрация не вправе препятствовать этому. Место проведения собраний и митингов определяется по усмотрению воспитанников, в том числе на территории и в помещении образовательного учреждения, но при условии соблюдения правил его устава. В любом случае собрания и митинги не должны нарушать требования законодательства РФ и препятствовать образовательному и воспитательному процессам.

Статьи 10 – 14 Закона посвящены защите отдельных прав детей. Так, право детей на охрану здоровья обеспечивается посредством осуществления государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения профилактических, лечебных и оздоровительных мероприятий (ст. 10). Права детей в сфере профориентации, профподготовки и занятости обеспечивается соответствующими мероприятиями и, в частности, путем предоставления несовершеннолетним работникам льгот при совмещении работы с обучением, квотировании рабочих мест и т.п. (ст. 11).

Для защиты прав детей на отдых и оздоровление большое значение имеет предусмотренная в ст. 12 обязанность госорганов сохранять и развивать учреждения, чья деятельность направлена на отдых и оздоровление детей. Как известно, сегодня многие из них находятся в весьма плачевном состоянии.

Правила ст. 14 Закона направлены на защиту ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью и нравственному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение. В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий различного рода компьютерных и иных игр должна проводиться соответствующая экспертиза в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Читайте также:  Признание наследника недостойным: основания и порядок по статье 1117 ГК РФ

Касаясь прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, следует обратить внимание на установленные в ст. 15 Закона гарантии их судебной защиты. В целях защиты прав таких детей предусмотрено создание соответствующих социальных служб, которые осуществляют антикризисные и реабилитационные мероприятия самостоятельно или совместно с образовательными учреждениями и учреждениями здравоохранения. В случае установления судом вины родителей или заменяющих их лиц в нарушении прав и законных интересов детей компенсация вреда, нанесенного детям, определяется судом с учетом проведения необходимых мер по социальной реабилитации и адаптации детей.

С 1 июля 1999 г. общественные объединения и иные некоммерческие организации, в том числе международные, осуществляющие деятельность по защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, получили право оспаривать в судебном порядке неправомерные действия должностных лиц органов государственной власти и учреждений, организаций, граждан, в том числе родителей и лиц, их заменяющих, педагогических, медицинских, социальных работников и других специалистов в области работы с детьми, если эти действия нарушают права таких детей.

Согласно ст. 23 Закона законные представители ребенка (родители, опекуны, попечители), а также лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка, содействию его социальной адаптации, социальной реабилитации и (или) иные мероприятия с его участием, вправе обратиться в суд с иском о возмещении ребенку вреда, причиненного его здоровью, имуществу, а также морального вреда.

Среди установленных в Законе организационных основ гарантий прав ребенка следует отметить право органов местного самоуправления заключать договоры с юридическими и физическими лицами об оказании услуг по социальному обслуживанию детей, а также принцип формирования госзаказа на производство товаров и услуг для детей (ст. 18, 19 Закона). Особого внимания заслуживает возложенная на Правительство РФ в ст. 22 Закона обязанность представлять палатам Федерального Собрания РФ ежегодный государственный доклад о положении детей в РФ, который подлежит официальной публикации.

38 Конституции РФ Конституция РФ принята всенародным голосованием 1993г.

Основные права ребенка в РФ по ФЗ-124

ФЗ-124 описывает основные права ребенка в России. Такой жизненный этап, как «детство», должен быть защищен государством. Ребенком считается любое лицо младше 18 лет, т. е. несовершеннолетний. В законопроекте описана также особая категория несовершеннолетних, которая особо остро нуждается в поддержке государства — дети-инвалиды, сироты, потерпевшие в результате бедствий и аварий, жертвы насилия и т. д. Ребенку с момента появления на свет относятся и обеспечиваются государством права и свободы гражданина.

Статьи с 10 по 14 закона о правах несовершеннолетних рассказывают об отдельных правах ребенка — право на охрану здоровья при помощи лечебных и профилактических процедур, льготы для несовершеннолетних при совмещении работы и учебы, охрана ребенка от вредной информации и агитаций, которые потенциально могут нанести вред нравственному развитию и здоровью несовершеннолетних. Закон «О правах ребенка» также предполагает формирование специальных социальных служб, которые призваны защищать потребности маленьких граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации.

Данный законопроект призван защитить интересы самой уязвленной категории граждан.

Однако, в нынешних реалиях положение дел оставляет желать лучшего и потребность улучшения законодательства в данной области очевидна. В какой мере закон ФЗ-124 даст возможность достичь декларируемых в нем целей, в значительной степени зависит от его качества.

Муниципальные учреждения обязаны предоставить ему бесплатное медицинское обслуживание;.

Скачать закон о правах ребенка в РФ

Закон РФ №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка» в последней редакции можно скачать по следующей ссылке.

Данный законопроект призван защитить интересы самой уязвленной категории граждан. Однако, в нынешних реалиях положение дел оставляет желать лучшего и потребность улучшения законодательства в данной области очевидна. В какой мере закон ФЗ-124 даст возможность достичь декларируемых в нем целей, в значительной степени зависит от его качества.

Статья рассказывает о правомочиях государственных органов в организации отдыха и оздоровления несовершеннолетних.

Что представляет собой закон

В состав ФЗ №124 входит 5 глав:

  1. В первой главе отражаются основные положения ФЗ.
  2. Во второй главе указаны основные гарантии прав малыша в РФ.
  3. В третьей главе указаны координационные основы прав и обязанностей ребенка.
  4. В четвертой главе отражаются гарантии исполнения ФЗ.
  5. В пятой главе прописаны заключительные основы.

Большинство глав носят уведомительный характер. Все основные моменты, связанные с правами несовершеннолетних, прописаны во второй и третьей главах.

ФЗ 124 является основным законодательным актом, который обеспечивает защиту интересов несовершеннолетних граждан.

Структура закона

Как мы уже отметили, в РФ ФЗ начал действовать около двух десятков лет назад, и за этот период в документ были внесены определенные поправки.

В целом, структура законодательного акта осталась первоначальной, за некоторыми исключениями, и представлена следующим образом:

  1. В первой главе рассматриваются общие положения по указанному вопросу. Глава включает в себя пять статей, где указываются основные понятия и их определения, которые в дальнейшем будут использоваться в документе.
  2. Вторая глава – это главные направления в защите прав и свобод детей. Состоит из девяти статей.
  3. В третьей главе прописаны организационные моменты по обеспечению исполнения полномочий малыша. Сюда входят восемь глав, четыре из которых (17-20) утратили свою силу.
  4. Четвертая глава состоит из одной статьи и говорит о том, какие гарантии получает ребенок в рамках обеспечения его прав и обязанностей.
  5. Пятая глава – это заключительные положения, где прописаны условия и сроки введения закона. Глава состоит из двух статей.

Структура достаточно проста и понятна. Основные моменты, регулирующие вопросы, связанные с правами детей, прописаны во второй и третьей главах. Другие части акта носят уведомительный характер.

Для получения полного представления о том, как регулируются вопросы, связанные с защитой прав детей, стоит уделить внимание указанным главам и подробнее рассмотреть статьи, которые включены в разделы.

Для получения полного представления о том, как регулируются вопросы, связанные с защитой прав детей, стоит уделить внимание указанным главам и подробнее рассмотреть статьи, которые включены в разделы.

ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ”

— Главная — Родителям — ФЗ-124

Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года
Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года

(в ред. Федеральных законов от 20.07.2000 N 103-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 21.12.2004 N 170-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 30.06.2007 N 120-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 28.04.2009 N 71-ФЗ, от 03.06.2009 N 118-ФЗ, от 17.12.2009 N 326-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 21.07.2011 N 252-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

ребенок – лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия);

дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;

социальная адаптация ребенка – процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы;

социальная реабилитация ребенка – мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем;

социальные службы для детей – организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, организации обеспечения отдыха и оздоровления, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей;

социальная инфраструктура для детей – система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей;

отдых детей и их оздоровление – совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований;

организации отдыха детей и их оздоровления – детские оздоровительные лагеря (загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания и другие), специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные лагеря, оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, лагеря труда и отдыха, эколого-биологические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), оздоровительные центры, базы и комплексы, иные организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления;

ночное время – время с 22 до 6 часов местного времени.

Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации

Законодательство Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка.

отдых детей и их оздоровление – совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований;.

В 12 статье

Права юных членов общества на отдых и оздоровительные мероприятия — текст статьи претерпел глубокие изменения по причине добавления поправок в статью 1.

В целях повышения безопасности детского отдыха и оздоровления проводятся мероприятия, касающиеся:

  • принятия нормативных актов, регулирующих деятельность соответствующих учреждений;
  • обеспечение безопасности во время пребывания маленьких отдыхающих в данных организациях;
  • обеспечение доступности услуг отдыха и оздоровления для большинства граждан;
  • контроль соблюдения принятых законом условий в организациях, занимающихся детским отдыхом и оздоровлением.

Таким образом, организации, деятельность которых заключается в организации детского отдыха, должны в обязательном порядке обеспечивать должный уровень безопасности, необходимый присмотр за отдыхающими ребятами, продуманное меню и режим питания, трансфер. Обслуживающий персонал таких организаций должен иметь необходимую квалификацию, а территория обеспечена сотрудниками охраны.

Обслуживающий персонал таких организаций должен иметь необходимую квалификацию, а территория обеспечена сотрудниками охраны.

2.1 Краткая характеристика ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”

С 3 августа 1998 г. вступил в силу Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 30.06.2007г.)//СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802. от 24 июля 1998 г. К сожалению, в современных российских реалиях состояние дел в области охраны прав ребенка пока оставляет желать много лучшего, поэтому необходимость усиления законодательного регулирования в этой области вполне очевидна. Ведь от того, насколько эффективно защищены в государстве права детей, зависит будущее государства. Насколько новый Закон позволит достигнуть декларируемых в нем целей, во многом зависит от его качества. Обратимся к его основным положениям.

Развивая положение п. 1 ст. 38 Конституции РФ Конституция РФ (принята всенародным голосованием 1993г.)//РГ. – 1993. – № 237. о том, что детство как важный этап жизни человека находится под защитой государства, Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка в РФ и регулирует отношения, возникающие в связи с их реализацией.

Прежде всего отметим, что под ребенком (детьми) в Законе понимается любое лицо (лица) до достижения им (ими) возраста 18 лет, то есть возраста совершеннолетия. Аналогичное определение ребенка содержится и в п. 1 ст. 54 Семейного кодекса РФ (СК) Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г. № 223-ФЗ (ред. от 30.06.2008г.)//СЗ РФ. – 1996. – № 1. – Ст. 16.. Таким образом, в целях Закона несовершеннолетнее лицо не утрачивает статус ребенка и в тех двух случаях, когда оно в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ГК) до наступления совершеннолетия приобретает полную гражданскую дееспособность: при вступлении в брак (п. 2 ст. 21 ГК) Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ//СЗ РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301. и в случае эмансипации (п. 1 ст. 27 ГК).

В Законе специально выделена особая категория детей, нуждающихся в усиленной защите со стороны государственных органов, – детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. К ним относятся дети, оставшиеся без попечения родителей; дети – инвалиды; дети, имеющие недостатки в развитии, психическом или физическом; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно – воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства сами или с помощью семьи.

Закон предусматривает необходимость обеспечения социальной адаптации и социальной реабилитации таких детей. При этом под социальной адаптацией ребенка понимается процесс его активного приспособления к принятым в обществе правилам поведения, преодоления последствий психологической травмы, а под социальной реабилитацией – мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем.

В Законе вводится понятие социальных служб для детей. Под таковыми понимаются любые юридические лица, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей, а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей. Мероприятия по социальному обслуживанию детей включают в себя социальную поддержку, оказание социально – бытовых, медико – социальных, психолого – педагогических, правовых услуг и материальной помощи, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Определено в Законе и понятие социальной инфраструктуры для детей. Сюда входят объекты (здания, сооружения), необходимые для жизнеобеспечения детей, а также юридические лица, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, осуществляя свою деятельность в целях обеспечения их полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, развития, удовлетворения их общественных потребностей.

Читайте также:  Заявление и декларация об изменении вида использования земли

Закон позволяет присвоить статус социальной службы для детей любой организации, как коммерческой, так и некоммерческой, в то время как гражданин может получить этот статус, лишь если он обслуживает детей на предпринимательской основе, то есть с целью извлечения прибыли. Гражданин или группа граждан, обслуживающие детей на альтруистской основе, статуса детской социальной службы без образования юридического лица получить не могут.

Представляется, Закон зачастую излишне декларативен и страдает неопределенностью формулировок. И это вовсе не безобидная неопределенность, поскольку осязаемым результатом Закона наверняка станут многочисленные злоупотребления. Ведь в ст. 4 Закона в качестве одного из направлений государственной политики предусмотрена поддержка организаций, защищающих права ребенка. Такая поддержка будет выражаться, в числе прочего, в налоговых, таможенных и иных льготах, а также предоставлении бюджетного и внебюджетного финансирования.

Что касается состава гарантируемых Законом прав ребенка, то к ним отнесены права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом и другими нормативными актами РФ. В числе важнейших международных актов, посвященных защите прав ребенка, следует назвать Декларацию ООН о правах ребенка от 20 ноября 1959 г. Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959г. /Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. – М.: Юрид. Лит-ра. – 1990г. – С. 378. и Конвенцию ООН о правах ребенка 1989 г. Положения о защите прав ребенка содержатся и в таких основополагающих документах, как Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 23 и 24) Международный пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах»//Бюллетень Верховного Суда. – 1992. – № 12. и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. 10) Международный пакт от 16.12.1966г. «Об экономических, социальных и культурных правах»// Бюллетень Верховного Суда. – 1992. – № 12..

В Семейном кодексе РФ правам несовершеннолетних детей посвящена глава 11. В их числе названы право ребенка жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу и на совместное с ними проживание, право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства (ст. 54 СК) Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г. № 223-ФЗ (ред. от 30.06.2008г.)//СЗ РФ. – 1996. – № 1. – Ст. 16., право на общение с другими родственниками (ст. 55 СК), право на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 СК), право выражать свое мнение (ст. 57 СК), право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК), а также право на получение содержания от родителей и других членов семьи (ст. 60 СК).

В соответствии со ст. 7 Закона государственные органы и их должностные лица обязаны в соответствии со своей компетенцией содействовать ребенку в реализации и защите его прав и интересов посредством принятия соответствующих нормативных актов и проведения работы с ребенком по разъяснению его правового статуса. Родители ребенка содействуют ему в осуществлении самостоятельных действий, направленных на реализацию и защиту его прав и интересов. Содействие ребенку осуществляется с учетом его возраста и в пределах установленного законодательством объема дееспособности ребенка.

Так, например, объем гражданской дееспособности ребенка определен в ст. 26, 28 ГК Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ//СЗ РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.. Наибольшим объемом дееспособности обладают дети в возрасте от 14 до 18 лет. Большинство сделок они вправе совершать с письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей или попечителя. Без их согласия такие несовершеннолетние вправе распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами, осуществлять авторские права, вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, совершать мелкие бытовые и некоторые другие сделки.

Что касается другой возрастной группы несовершеннолетних – малолетних, то под ними понимаются дети в возрасте до 14 лет. За детей в возрасте до 6 лет все сделки совершают от их имени только их родители, усыновители или опекуны. Такое же правило применяется в отношении детей от 6 до 14 лет, за исключением сделок, которые они вправе совершать самостоятельно, то есть мелких бытовых сделок, а также сделок, направленных на безвозмездное получение выгоды и при этом не требующих нотариального удостоверения либо государственной регистрации, и сделок по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с его согласия для определенной цели или свободного распоряжения.

Сегодня стала шире и гражданская процессуальная дееспособность ребенка. Согласно п. 2 ст. 56 СК ребенок, чьи права и законные интересы нарушены, вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет – в суд.

Важное значение имеет ст. 8 Закона, предусматривающая установление государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей (далее – ГМСС). Статья 8 вступила в силу с 1 января 2000 г. Впрочем, неблагоприятная экономическая ситуация в России в любом случае вряд ли позволяет рассчитывать, что применение этой нормы принесет практический эффект в ближайшие годы.

В ст. 8 определено содержание ГМСС. Они включают в себя установленный минимальный объем социальных услуг по бесплатному образованию и воспитанию детей в образовательных учреждениях, их бесплатному медицинскому обслуживанию, обеспечению питанием в соответствии с минимальными нормами, обеспечению им по достижении 15 лет права на профориентацию и трудоустройство, а также их социальному обслуживанию и социальной защите. В ГМСС входят меры по социальной адаптации и реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Кроме того, ГМСС включает в себя обеспечение права ребенка на жилище, организацию оздоровления и отдыха детей, оказание им квалифицированной юридической помощи. ГМСС определяются с учетом региональных различий в условиях проживания детей, причем органы государственной власти субъектов РФ могут устанавливать дополнительные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей.

Большое практическое значение имеет установленное в п. 3 ст. 8 Закона право детей, находящихся в соответствующем воспитательном, образовательном, лечебном и ином социальном учреждении, на периодическую оценку соответствия предоставляемых им услуг уровню, установленному в ГМСС. Закон предусматривает возможность реализации этого права как самими детьми, так и их законными представителями путем обращения в уполномоченные органы власти. Если в результате проведенной оценки услуг выявляется их несоответствие ГМСС, должностные лица указанных учреждений обязаны устранить допущенные нарушения.

Пункт 1 ст. 9 Закона устанавливает абсолютный запрет на ущемление прав ребенка в семье или любом учреждении. Особо следует остановиться на п. 2 этой статьи, который запрещает администрации образовательных учреждений препятствовать созданию обучающимися и воспитанниками в возрасте старше 8 лет общественных объединений.

Создание и деятельность общественных объединений регулируется Федеральным законом “Об общественных объединениях”, в ст. 19 которого предусмотрено, что учредителями, членами и участниками обычных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, членами и участниками молодежных общественных объединений – граждане, достигшие 14 лет, а членами и участниками детских общественных объединений – граждане, достигшие 8 лет. То есть учреждать объединения несовершеннолетние не вправе. Они могут быть лишь их членами и участниками.

Обучающиеся и воспитанники образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, вправе самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией учреждений о проведении с участием своих представителей дисциплинарного расследования деятельности работников этих учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка. Если обучающиеся или воспитанники не согласны с решением администрации, они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные госорганы.

Статья 9 Закона специально оговаривает право обучающихся проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих прав. Администрация не вправе препятствовать этому. Место проведения собраний и митингов определяется по усмотрению воспитанников, в том числе на территории и в помещении образовательного учреждения, но при условии соблюдения правил его устава. В любом случае собрания и митинги не должны нарушать требования законодательства РФ и препятствовать образовательному и воспитательному процессам.

Статьи 10 – 14 Закона посвящены защите отдельных прав детей. Так, право детей на охрану здоровья обеспечивается посредством осуществления государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения профилактических, лечебных и оздоровительных мероприятий (ст. 10). Права детей в сфере профориентации, профподготовки и занятости обеспечивается соответствующими мероприятиями и, в частности, путем предоставления несовершеннолетним работникам льгот при совмещении работы с обучением, квотировании рабочих мест и т.п. (ст. 11).

Для защиты прав детей на отдых и оздоровление большое значение имеет предусмотренная в ст. 12 обязанность госорганов сохранять и развивать учреждения, чья деятельность направлена на отдых и оздоровление детей. Как известно, сегодня многие из них находятся в весьма плачевном состоянии.

Правила ст. 14 Закона направлены на защиту ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью и нравственному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение. В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий различного рода компьютерных и иных игр должна проводиться соответствующая экспертиза в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Касаясь прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, следует обратить внимание на установленные в ст. 15 Закона гарантии их судебной защиты. В целях защиты прав таких детей предусмотрено создание соответствующих социальных служб, которые осуществляют антикризисные и реабилитационные мероприятия самостоятельно или совместно с образовательными учреждениями и учреждениями здравоохранения. В случае установления судом вины родителей или заменяющих их лиц в нарушении прав и законных интересов детей компенсация вреда, нанесенного детям, определяется судом с учетом проведения необходимых мер по социальной реабилитации и адаптации детей.

С 1 июля 1999 г. общественные объединения и иные некоммерческие организации, в том числе международные, осуществляющие деятельность по защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, получили право оспаривать в судебном порядке неправомерные действия должностных лиц органов государственной власти и учреждений, организаций, граждан, в том числе родителей и лиц, их заменяющих, педагогических, медицинских, социальных работников и других специалистов в области работы с детьми, если эти действия нарушают права таких детей.

Согласно ст. 23 Закона законные представители ребенка (родители, опекуны, попечители), а также лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка, содействию его социальной адаптации, социальной реабилитации и (или) иные мероприятия с его участием, вправе обратиться в суд с иском о возмещении ребенку вреда, причиненного его здоровью, имуществу, а также морального вреда.

Среди установленных в Законе организационных основ гарантий прав ребенка следует отметить право органов местного самоуправления заключать договоры с юридическими и физическими лицами об оказании услуг по социальному обслуживанию детей, а также принцип формирования госзаказа на производство товаров и услуг для детей (ст. 18, 19 Закона). Особого внимания заслуживает возложенная на Правительство РФ в ст. 22 Закона обязанность представлять палатам Федерального Собрания РФ ежегодный государственный доклад о положении детей в РФ, который подлежит официальной публикации.

Кроме того, ГМСС включает в себя обеспечение права ребенка на жилище, организацию оздоровления и отдыха детей, оказание им квалифицированной юридической помощи.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации

Законодательство Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка.

Цели государственной политики в интересах детей.

Поправки в федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» №71-ФЗ от 28 апреля 2009 г.(действующая редакция, 2016 г.)

В соответствии с поправками субъекты РФ могут устанавливать меры, запрещающие подросткам, не достигшим 18 лет, находиться в пивных, ресторанах и барах, рюмочных и иных местах, предназначенных исключительно для реализации алкогольной продукции, а также в магазинах с товарами сексуального характера. Региональные власти также будут определять места, где может быть нанесен вред физическому, духовному и нравственному развитию детей.
Регионам также дается право устанавливать меры, запрещающие детям находиться в ночное время в определенных общественных местах без сопровождения родителей или других взрослых, например, на улицах, стадионах, в парках, скверах, на транспорте, а также в интернет-кафе.
Документ определяет и промежуток времени, считающийся “ночным”, – с 22.00 до 6.00 по местному времени.
Поправки предусматривают право субъектов РФ своими законами снижать возрастную планку, но не более, чем на два года.
Кроме того, органам госвласти субъектов РФ и местного самоуправления предписано создавать благоприятные условия для деятельности организаций культуры, учреждений и организаций по воспитанию, образованию, развитию и оздоровлению детей, их развлечению и досугу.
При этом поправки предоставляют субъектам РФ возможность с учетом местных традиций и особенностей определять своими законами меры по недопущению негативного воздействия на здоровье и развитие детей.
Субъекты РФ также наделяются правом устанавливать для родителей и других лиц административную ответственность за несоблюдение требований по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН “ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЕНКА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”

Принят Государственной Думой 15 апреля 2009 года
Одобрен Советом Федерации 22 апреля 2009 года

Внести в Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3802; 2004, N 35, ст. 3607; N 52, ст. 5274; 2007, N 27, ст. 3213, 3215; 2008, N 30, ст. 3616) следующие изменения:
1) статью 1 дополнить абзацем следующего содержания:
“ночное время – время с 22 до 6 часов местного времени.”;
2) пункт 1 статьи 4 дополнить абзацем следующего содержания:
“защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.”;
3) дополнить статьей 14.1 следующего содержания:
“Статья 14.1. Меры по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей
1. В целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией создают благоприятные условия для осуществления деятельности физкультурно-спортивных организаций, организаций культуры, организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей (включая места для их доступа к сети “Интернет”).
2. Родители (лица, их заменяющие) обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию детей, содействию их социальной адаптации, социальной реабилитации и подобные мероприятия с участием детей (далее – лица, осуществляющие мероприятия с участием детей), в пределах их полномочий способствуют физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией оказывают содействие указанным лицам при осуществлении ими своих обязанностей по физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей.
3. Законами субъектов Российской Федерации в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию могут устанавливаться:

I. меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию;

Читайте также:  Можно ли подать на развод не по месту прописки: куда подавать заявление?

II. меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети “Интернет”, а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;

III. порядок уведомления родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, и (или) органов внутренних дел в случае обнаружения ребенка в местах, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, в нарушение установленных требований, а также порядок доставления такого ребенка его родителям (лицам, их заменяющим) или лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей, либо в случае отсутствия указанных лиц, невозможности установления их местонахождения или иных препятствующих незамедлительному доставлению ребенка указанным лицам обстоятельств в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по месту обнаружения ребенка.

4. Субъекты Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи вправе:

I. определять с учетом культурных и иных местных традиций места, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, и общественные места, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;

II. сокращать с учетом сезонных, климатических и иных условий ночное время, в течение которого не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в установленных общественных местах;

III. снижать с учетом культурных и иных местных традиций возраст детей, до достижения которого не допускается их нахождение в ночное время в установленных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, но не более чем на два года.

5. Установление субъектами Российской Федерации в соответствии с абзацем третьим пункта 3 настоящей статьи мер по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в транспортных средствах общего пользования осуществляется с учетом заключаемых соглашений между субъектами Российской Федерации о порядке применения этих мер, если маршруты следования указанных транспортных средств проходят по территориям двух и более субъектов Российской Федерации.
6. Для оценки предложений об определении мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, создаются экспертные комиссии. Порядок формирования и порядок деятельности таких комиссий устанавливаются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
7. Органы местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи и в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации, могут определять на территории соответствующего муниципального образования места, нахождение в которых детей в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи не допускается.
8. Законами субъектов Российской Федерации за несоблюдение установленных требований к обеспечению родителями (лицами, их заменяющими), лицами, осуществляющими мероприятия с участием детей, а также юридическими лицами или гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда может устанавливаться административная ответственность.”.

Президент Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Москва, Кремль
28 апреля 2009 года
N 71-ФЗ

Кроме того, органам госвласти субъектов РФ и местного самоуправления предписано создавать благоприятные условия для деятельности организаций культуры, учреждений и организаций по воспитанию, образованию, развитию и оздоровлению детей, их развлечению и досугу.

Об основных гарантиях прав ребенка в российской федерации: ФЗ 124

Мир истории и обществознания

  • Главная
  • Альбомы
  • Ссылки
  • Контакты
  • Сообщество

При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

Введение

Забота о ребенке и защита его прав является важнейшим направлением деятельности международных объединений, государств мира. Проблема законодательной защиты прав ребенка в России относится к числу наиболее актуальных проблем на современном этапе развития страны. Для нашего государства детство является важным этапом жизни человека. Отсюда исходят принципы приоритетной подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Данные принципы прописаны в одном из Федеральных законов, который устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ. Таким законом является Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г.

Цель данной работы: проанализировать Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Задачи:

  1. Рассмотреть защиту прав детей как основной компонент политики государства.
  2. Изучить федеральный уровень нормативного обеспечения прав ребенка в РФ.

Защита прав детей как основной компонент политики государства

Для гармоничного развития личности ребенок должен расти в атмосфере любви и добра, в семье, среди близких и любящих людей. Задача взрослых – помочь ребенку подготовиться к самостоятельной жизни, стать полноправным членом общества, создать ребенку условия для нормального физического и интеллектуального развития.

В условиях социально-экономической ситуации в постперестроечной России положение детей осложнилось. Переход к рыночной экономике, развал традиционных структур социальной защиты, семейные трудности и, как следствие, разрушение социальных связей оказали особо пагубное влияние на здоровье и благополучие детей. Это связано с тем, что дети, так же, как и пожилые люди, в большей степени зависимы от государства и системы социальных институтов.

Ребенок – это субъект правовых отношений не только в семье, но и в образовательном учреждении, ведь в нем он проводит большую часть времени.

Соблюдение прав детей имеет значение, как для системы образования, так и для общества в целом. Так как возможность достижения в перспективе социальной гармонии, обретение каждым из нас правосознания непосредственно зависит от того, какие ценности будут привиты детям, а значит от того, в каких условиях они будут расти, развиваться и воспитываться.

Задача государства и общества, в целом – обеспечить гарантии прав каждого ребенка на всестороннее полноценное развитие личности.

Осуществление прав ребенка во всех сферах его жизнедеятельности – основной компонент социальной политики нашего государства по защите детства. Согласно Конвенции ООН «О правах ребенка» 1989 г. «…ребенком считается каждое человеческое существо до достижения им 18 – ти летнего возраста, если по закону он не достигает совершеннолетия ранее».

В рамках педагогической парадигмы сложились несколько концептуальных подходов к проблеме защиты прав детей. В широком понимании, защита детей – целенаправленная, сознательно-регулируемая на всех уровнях общества система практических, социальных, экономических, политических, правовых, психолого-педагогических, медико-экологических, духовных мер, обеспечивающих условия и ресурсы, достаточные для нормального физического, умственного и духовно-нравственного формирования и развития детей, предотвращения ущемления прав и человеческого достоинства, а так же побуждающих активность к самозащите и формирующих социально полноценную личность.

Таким образом, существует довольно большое количество подходов в рамках смежных наук и сущность защиты прав детей состоит в обеспечении поддержки и помощи ребенку с целью удовлетворения его потребностей и интересов посредством различных средств и методов.

В 2010 году Дмитрий Медведев обозначил развитие детской политики в качестве нового социального приоритета нашей страны на ближайшее будущее. Среди мер поддержки детей самостоятельное место занимают нормы права, в которых закреплена возможность использования всех существующих мер и способов обеспечения нормального физического и духовного развития ребенка.

Федеральный уровень нормативного обеспечения прав детей

В Конвенции ООН «О правах ребенка» говорится 1989 г. говорится: «Государства – участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией за каждым ребенком» (п.1. ст.2)

Мировое сообщество обеспокоено состоянием будущих поколений. Этим обстоятельством объясняется важность правовых проблем обеспечения интересов несовершеннолетних граждан. Речь идет о широком перечне правовых средств защиты ребенка, законодательных актов, неодинаковых по своей отраслевой принадлежности, каждый из которых защищает права и интересы детей.

Сегодня в России права детей регулируются следующими основными законами:

– Конституция Российской Федерации.

– Семейный кодекс Российской Федерации.

– Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

– Федеральный закон об образовании.

– Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.

– Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

– Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

Помимо этого, существуют правительственные федеральные целевые программы (ФЦП), цель которых – создание благоприятных условий для развития детей, обеспечение защиты их прав. Примером такой программы может служить Программа «Дети России», принятая в августе 1994. Она включила в себя ФЦП «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Дети Чернобыля», «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания», а также «Безопасное материнство». С 1997 в составе программы «Дети России» еще две ФЦП: «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и «Развитие социального обслуживания семьи и детей». С 1999 – ФЦП «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту».

Основным законом в области обеспечения прав детей стал принятый 24 июля 1998 года Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Развивая положение пункта 1 статьи 38 Конституции РФ о том, что детство, как важный этап жизни человека, находится под защитой государства. Закон не просто называет, но и устанавливает основные гарантии его соблюдения в России на основе Конституции РФ и регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией прав детей.

К моменту принятия данного Закона некоторые права ребенка, как гражданина, были уже были закреплены в Конституции РФ, в Гражданском и Семейном кодексах РФ.

Закон «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации»:

– устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренные Конституцией РФ, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка;

– определяет цели государственной политики;

– законодательство закрепляет основные гарантии прав ребенка;

– устанавливает государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей;

– определяет различные меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания, охраны здоровья и отдыха;

– устанавливает абсолютный запрет на ущемление прав ребенка в семье, образовательном или любом учреждении;

– оговаривает право обучающихся проводить во внеучебное время собрания и митингов по защите своих прав;

– направлен на защиту ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному духовному развитию;

– определяет уровень компетенции федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют гарантии прав ребенка и определяет их полномочия;

– гарантирует государственную поддержку органам местного самоуправления, защищающие законные интересы детей.

Таким образом, целями государственной политики в интересах детей являются:

– осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушения;

– формирование правовых основ гарантий прав ребенка;

– содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции РФ и федеральному законодательству традициями народов РФ, достижениями российской и мировой культуры;

– защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах:

– законодательное обеспечение прав ребенка;

– государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовка их к полноценной жизни в обществе;

– установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей с учётом региональных различий данных показателей;

– ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребёнка, причинение ему вреда;

– государственная поддержка органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребёнка.

Закон «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» конкретизирует понятие о механизмах защиты прав детей. К таким механизмам относятся определение государственных минимальных социальных стандартов; персональный учет детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; создание социальных служб для детей; возможность рассмотрения в суде ситуаций, когда действия должностных лиц, организаций, граждан нарушают права детей; ограничения на использование объектов социальной инфраструктуры для детей (если эти объекты являются государственной собственностью); информирование детей и их родителей (законных представителей) об их правах; разработка и реализация федеральных целевых программ по осуществлению государственной политике в интересах детей.

Защита прав детей является основным компонентом политики государства. Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из определенных принципов. Особое место в системе мер поддержки детей занимают нормы права, закрепляющие возможность использования всех существующих в реальной действительности мер и способов обеспечения нормального духовного и физического развития детей.

Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Федеральным Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Законодательство основывается на Конституции РФ.

Сегодня Закон должен стать центральной частью, стержнем любой профессиональной практики. Незнание правовых основ и затруднения при их последующем применении вызывают ролевой конфликт, неуверенность, неопределенность и незащищенность.

Со временем число законов, предназначенных для защиты прав ребенка, возрастет. Но важно, чтобы они были нацелены на решение задач не только сегодняшнего дня, но и на ближайшую перспективу.

1. Право – предоставленная кому – либо свобода, возможность действовать или пользоваться чем – либо, гарантированная государством или какими – либо другими законами, постановлениями.

2. Гарантии – обеспечение осуществления чего-либо, выполнения каких-либо обязательств и т.п.; поручительство, ручательство, порука в чём-либо.

3. Филатова, Е.В. Организация защиты прав детей [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е.В. Филатова Е.В., Грабчук К. М.; Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2011. – С. – 8.

4. Алиева, З.А. Проблема законодательной защиты прав ребенка в современной России [Электронный ресурс] / З.А. Алиева //Юридический вестник ДГУ, 2013. -№1. – С. 53.

5. Филатова Е. В. Указ. соч. С. 15-16.

6. Федеральный закон от 24 июля 1998. №124 Ф-З «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] /Информационно-правовой портал ГАРАНТ. – Режим доступа – base garant.ru.

7. Заряев А.В. Ювенальное право: Учебник для вузов [Электронный ресурс] / Под. ред. А.В. Заряева, В.Д. Малкова. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2005. – 320 с.

Федеральный закон об образовании.

Добавить комментарий