Увеличение пошлины может повлечь за собой удорожание онлайн-шопинга

Сумма товаров без пошлины с 1 января 2020 года

Граждане, которые регулярно ввозят товары из-за границы для личного пользования, знают о том, что существует беспошлинный лимит. Если его превысить, то придется заплатить таможенный сбор. Каждый год размер этих сборов пересматривают. Сегодня расскажем, какой будет сумма товаров без пошлины с 1 января 2020 года, в каком размере нужно будет заплатить таможенную пошлину на ввоз в случае превышения лимита.

Сегодня у россиян есть 3 пути для того, чтобы привезти что-нибудь из-за границы и от того, какой способ выберет физлицо, будет зависеть сумма товаров, ввозимых в Россию без пошлины.

Воздушный путь. В этом случае гражданин лично доставляет в страну товары на самолете. Здесь пока перемен не наблюдается. Как и ранее, гражданин может с 1 января 2020 года осуществлять ввоз товаров без пошлины на сумму до 10 тыс. евро. Вес его беспошлинной покупки не должен превышать 50 кг.

Наземный путь. Это значит, что гражданин лично ввозит в страну товары, например, на поезде, автомобиле, велосипеде. Если он пешком придет из Китая весь обвешанный смартфонами, то этот случай также будут рассматривать, как наземную доставку. В 2019 году внезапно ввели беспошлинный лимит на такие поставки в размере 500 евро, хотя изначально планировалось, что мы придем к этой цифре лишь в 2021 году, но, видимо, решили не церемониться. Соответственно, в 2020 году можно без пошлины ввозить товары на сумму до 500 евро и при весе не более 25 кг.

Онлайн-путь. И, наконец, путь, при котором гражданин заказывает товары из зарубежных интернет-магазинов и ждет, когда их доставят специальные службы. С 1 января 2020 года беспошлинный лимит на такие поставки составит 200 евро или 31 кг на одну посылку.

Сегодня расскажем, какой будет сумма товаров без пошлины с 1 января 2020 года, в каком размере нужно будет заплатить таможенную пошлину на ввоз в случае превышения лимита.

— Может ли консолидация посылок AliExpress привести к превышению новых таможенных норм?

Формально — да, поскольку лимиты применяются к почтовым отправлениям, а консолидированная (т.е. объединённая) посылка представляет собой не что иное, как обычное почтовое отправление. Хочется надеяться, что AliExpress и впредь будет подходить к вопросу консолидации посылок с максимальной аккуратностью, учитывая совокупную стоимость товаров и таможенные нормы страны назначения. По крайней мере, случаев превышения ранее действовавших лимитов из-за консолидации посылок не зафиксировано.

По состоянию на начало 2020 года известно только о двух торговых площадках, подключившихся к информационной системе Почты России AliExpress и Joom.

Как получить посылку

Доставляет с Amazon, Acne Studios, Arket.

Таможенные пошлины для личных покупок в 2020 году

Вот лимиты и ставки, которые будут действовать при покупках для личных нужд в 2020 году.

Способ ввоза в РоссиюБеспошлинный лимитПошлина сверх лимита
Почтой или курьерской службой200 € и 31 кг на одну посылку15% или 2 € за 1 кг
Наземным транспортом или пешком500 € и 25 кг30% или 4 € за 1 кг
Самолетом10 000 € и 50 кг30% или 4 € за 1 кг

Изменятся только лимиты и ставки для доставки почтой и перевозчиками. В 2019 году лимит для таких способов ввоза составляет 500 € и 31 кг в месяц, а пошлина — 30% или 4 € за килограмм с превышения.

Внимание! Пошлину считают по лимитам на день прибытия на таможню, а не на дату заказа или оплаты.

Поделитесь с теми, кто покупает за границей:

Рассказать о новых пошлинах

Вот лимиты и ставки, которые будут действовать при покупках для личных нужд в 2020 году.

Лимит в €200: чем обернутся новые правила заказов из-за рубежа

Как было раньше

В 1993 году был принят первый Таможенный кодекс РФ, в соответствии с которым председатель правительства Виктор Черномырдин подписал постановление «О порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности». Согласно нему, россияне могли получать из-за границы любые товары общей стоимостью до $200 (при среднегодовом курсе 2203 руб. за $1), а в случае превышения лимита были обязаны заплатить 60% от всей стоимости посылки.

1 августа 1996 года порог беспошлинного ввоза снизился до $100 (при среднегодовом курсе 5124 руб. за $1), а размер самой пошлины — до 30-50%. С 2003 по 2010 годы физические лица могли сделать заказ без переплаты на сумму до 10 тыс. руб. в неделю, а с середины 2010 по конец 2018 года — до €1 тыс. в месяц. За превышение лимита нужно было заплатить 30% от общей стоимости посылки, а за перевес сверх 31 кг — $4 за каждый дополнительный кг.

В 2018 году в силу вступил Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, регулирующий перемещение товаров через таможенную границу Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России. С 1 января 2019 года по решению Совета Евразийской экономической комиссии порог беспошлинного ввоза товаров из-за границы снизился с €1 тыс. до €500 в месяц. Такое положение действовало всего год: с 1 января 2020-го россияне обязаны платить налог в 15% за все заказы дороже €200, а за превышение нормы в 31 кг — €2 за каждый дополнительный кг.

Зачем это нужно

Одним из первых с инициативой о снижении порога беспошлинного ввоза с €1 тыс. до нескольких сотен евро в 2013 году выступил глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов. Его поддержала Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), которая объединяет и защищает интересы таких российских ретейлеров, как Wildberries, Lamoda, StreetBeet, «Спортмастер» и Ozon. Тогдашний президент ассоциации Сергей Румянцев заявлял, что регулирование поможет обеспечить «равные условия для участников рынка», ведь торговые площадки внутри страны платят НДС, а значит, не могут продавать свой товар дешевле заграничных интернет-магазинов и поэтому теряют клиентов.

Кроме того, Сергей Румянцев отметил, что изменения в законодательстве поспособствуют искоренению «незаконного предпринимательства» в России. «Это когда до 40% трансграничной торговли ведется компаниями под видом частных лиц и перепродается потом в интернете, на рынках, даже в магазинах, — объяснял президент АКИТ. — Естественно, с помощью [этих мер] не удастся справиться с нелегалами, но по крайней мере большая часть того, что ввозится, попадает под мониторинг и ситуация будет более контролируемая». Тогда, как и еще в течение нескольких лет, инициатива не нашла поддержки у правительства, в частности из-за трудностей с взиманием пошлины. Ее требовалось платить через отделения Федеральной таможенной службы, что доставляло неудобства гражданам.

Внесению поправок в закон во многом поспособствовала соосновательница российского интернет-магазина Aizel.ru Айсель Трудел. Об этом она рассказала во время дискуссии «Реформа российской индустрии моды: экономический потенциал на внутреннем и внешнем рынках», которая прошла в рамках Петербургского международного экономического форума в июне 2019 года. «Я четыре года пыталась пролоббировать изменение закона по уменьшению экспортного порога беспошлинного ввоза в Россию. Я была у всех руководителей, которые раньше занимались этим. Только благодаря [министру финансов] Силуанову и [министру промышленности и торговли] Мантурову это случилось. Они опустили беспошлинный ввоз: с 1 января этого года стало 500 [евро] с 1 тыс. [евро], а со следующего года будет 200 [евро]. Может быть, в рамках большой страны это не является большим изменением, но для ретейлеров это глоток воздуха».

На паблик-токе «Есть ли мода в России?», прошедшем на Mercedes-Benz Fashion Week Russia в октябре, Айсель Трудел, которая, по ее собственному признанию, после дискуссии на ПМЭФ столкнулась с упреками общественности, объяснила важность принятия поправок: «[…] я считаю, что, если мы с вами живем в России, мы должны стремиться к тому, чтобы экономика этой России развивалась. Я считаю, что мы должны делать так, чтобы наш бизнес приносил деньги. Я не хочу, чтобы закрывался мой бизнес и бизнес моих коллег по рынку — журналов, изданий, издательств — только потому, что иностранные интернет-магазины могут продавать в Россию и, нарушая при этом закон, занижая при этом инвойсные цены и минуя границу, уводить деньги из этой страны. Вы не хотите, чтобы Россия развивалась? Вы не хотите, чтобы экономика этой страны становилась сильнее? Я хочу. Потому что я здесь живу, я здесь работаю, и я думаю, что я здесь умру. А за счет чего мы должны выживать? За счет чего мы будем платить рекламу, а журналисты, которые меня часто упрекают, за счет чего будут получать зарплату? […] Многие [российские] представительства иностранных компаний — будь то Prada, будь то Gucci, сталкивались с такими же проблемами, с которыми сталкивались мы. Цены в российских магазинах и в магазинах иностранных представительств отличались. Потому что, когда, минуя границу, товар переходил через Россию, они не платили налоги. Я считаю, что мы правильно сделали, что этот закон был принят».

Вы не хотите, чтобы экономика этой страны становилась сильнее? Я хочу.

Слова Айсель Трудел ранее подтверждал нынешний президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов. В интервью телеканалу РБК во время Недели российского ретейла он рассказывал: «АКИТ всегда выступал и будет выступать за равные условия конкуренции на нашем рынке. Конкуренция на глобальных рынках стала настолько острой, что мы сейчас за своих клиентов боремся с крупнейшими международными гигантами. Все знают их названия, эти площадки известны всему миру. Они оперируют на огромном количестве рынков. Они доставляют в огромное количество стран. И как только клиент оказывается в онлайне, для него открывается доступ ко всем мировым игрокам, среди которых работают и российские площадки, на которых размещаются и российские производители. Здесь очень важно выбрать, кого мы поддерживаем. Если мы хотим развивать собственный ретейл, то нам, конечно, нужно признать электронную торговлю формой внешнеэкономической деятельности и применять все те меры, которые применяются к внешнеэкономической деятельности. Вести учет, смотреть за безопасностью этих товаров, применять тарифные меры определенные. Нам неважно, какие это будут тарифы. Это государство должно определить».

Как снижение порога до €500 повлияло на интернет-покупки

Еще до принятия закона о снижении порога беспошлинного ввоза до €500 представители Министерства финансов объясняли, что изменения никак не повлияют на рынок. Это подтверждали и российские эксперты: так, Андрей Милехин, президент исследовательского центра «Ромир», проводящего экономическую, общественную и политическую экспертизу в 55 странах мира, отмечал, что средняя сумма заказа россиян в интернет-магазинах составляет 9146 руб. или €117. Среди опрошенных 39% заявили, что чаще всего заказывают вещи на сумму €10–50, 16% покупателей тратят €50–100, а 9% переводят за рубеж €100–200. До лимита в €500, согласно опросам, доходят лишь 5% респондентов.

Крупнейшие иностранные онлайн-ретейлеры, которые специализируются на продаже изделий премиальных брендов, также утверждали, что средняя стоимость покупок их клиентов находится в пределах установленного в 2019 году лимита в €500 или лишь немного его превышают. У Farfetch это $584,6 (по состоянию на третий квартал 2018 года), у YOOX $386 (по данным на сентябрь 2018 года).

Изменения в налоговой политике действительно не имели негативных последствий для большинства российских граждан. Более того, через месяц после снижения порога беспошлинного ввоза, в феврале 2019 года, эксперты зафиксировали рост количества покупок в иностранных магазинах на 20-25% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. В августе 2019 года аналитики и вовсе отметили увеличение числа зарубежных интернет-посылок, с которых были заплачены налоги, почти на 80%. Изменилось лишь покупательское поведение россиян: «Люди стали чаще дробить свои заказы и больше покупать в начале месяца, когда порог беспошлинных покупок еще не исчерпан», — объяснял РБК бывший бренд-директор Farfetch Александр Перепелкин.

Российские продавцы премиальных товаров от ужесточения норм беспошлинного ввоза тоже выиграли. Так, представитель ЦУМа Анна Дубровина в разговоре с РБК отмечала повышенный интерес к интернет-магазину компании в начале 2019 года. «Это связано с ростом числа новых клиентов, которые отказываются от заказов на зарубежных онлайн-площадках из-за ухудшения условий: удорожания товаров за счет пошлин, более длительного срока ожидания товаров и дополнительных неудобств — необходимости самостоятельно оплачивать пошлины», — объясняла Дубровина. С учетом распродажи осенне-зимних коллекций, стартовавшей в январе 2019 года, в ЦУМ поступило в четыре-пять раз больше заказов, чем в среднем за год.

В плюсе остались и российские маркетплейсы, действующие в среднем ценовом сегменте. Интернет-магазин Wildberries, который работает на территории Евразийского экономического союза (России, Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии) и предлагает одежду Mango, Oodji, Reserved и Geox, в 2019 году стал самым популярным в мире. По подсчетам компании SEMrush, занимающейся маркетинговой аналитикой, Wildberries обогнал H&M, Macy’s, Zara, Asos и другие крупные ретейлеры: среднемесячный трафик сайта составил 78,4 млн человек.

Что будет после снижения порога до €200

Согласно данным «Ромир», снижение порога беспошлинного ввоза до €200 несильно отразится на покупательском поведении большинства россиян. А вот лимиты в €100, €50 и €20, которые Минфин раздумывает ввести в июле 2020, а также в 2021 и 2022 годах соответственно, могут существенно изменить отечественный рынок. Инициативу Минфина уже поддержал премьер-министр Дмитрий Медведев, поручивший проработать вопрос для рассмотрения на совете глав правительств Евразийского экономического союза. Аргументы за снижение порога те же, что и в 2017 году: в России активно растет трансграничная торговля, но зарубежные интернет-магазины не уплачивают НДС и ввозные таможенные пошлины, вследствие чего «происходит переток прибыли и налогов из российской розницы» в иностранные интернет-магазины.

Лимиты в €100, €50 и €20, которые Минфин раздумывает ввести в июле 2020, а также в 2021 и 2022 годах соответственно, могут существенно изменить отечественный рынок.

Они доставляют в огромное количество стран.

Прощай, интернет-шопинг

Порог стоимости посылок для беспошлинного ввоза в страны ЕАЭС может понизиться до 150 евро. Если ЕАЭС решение не поддержит, Россия сама способна пойти на этот шаг. Последнее предложение ФТС – пошлина от 10 до 15 евро на отправления стоимостью от 22 до 150 евро.

Порог стоимости посылок для беспошлинного ввоза в страны ЕАЭС может понизиться до 150 евро. Если ЕАЭС решение не поддержит, Россия сама способна пойти на этот шаг. Последнее предложение ФТС – пошлина от 10 до 15 евро на отправления стоимостью от 22 до 150 евро. Превышение лимита обернется для покупателя необходимостью заплатить сбор плюс 30% от таможенной стоимости. Кроме того, ФТС приняла решение до конца 2015 года открыть на базе главка по борьбе с контрабандой спецподразделение по борьбе с теневым рынком интернет-торговли.

В длинном ряду мер по ограничению внешних связей, которые как-то резко наметились в последние месяцы, «наклевывается» и такая, как резкое ограничение права беспошлинно покупать товары за границей по Интернету. Первое ограничение этой сладкой покупательской свободы было наложено летом прошлого года. Тогда беспошлинный потолок установили в 1 тыс. евро по стоимости, 31 кг – по весу, и месяц – по частоте. Но все-таки, «окно» осталось довольно широким, тысяча евро – это покупка.

Хотя, как сказать. «Абсолютно стандартная история попыток госрегулирования и влияния на покупательское поведение. Когда ограничили тысячей евро, помню разговоры о том, что можно купить на это. Очень многие расстроились, и многие отказались от этих покупок», – рассказала корреспонденту «Росбалта» декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ Татьяна Комиссарова.

Теперь, весьма возможно, «интернет-лафа» и вовсе закончится. Разговор об этом – не самый публичный, но, по появляющейся в СМИ информации, подготовлены два варианта, один другого жестче. Без пошлины можно будет выписать себе из-за рубежа товар либо на 150, либо вообще на 22 евро. То есть, на понюх табаку.

Дальше начнутся сборы. По более мягкому варианту, за посылку дороже 150 евро либо тяжелее 10 кг придется уплатить 30% таможенной стоимости (с почти издевательской припиской «но не менее 4 евро за 1 кг веса») плюс 10 евро. По жесткому — с посылки стоимостью от 22 до 150 евро и весом до 10 кг возьмут 15 евро, а с более дорогого либо тяжелого — как в первом варианте.

Движется вопрос не быстро — не потому, что не хотят злить наших граждан (их в данном случае обидеть никто, кажется, не боится), а потому, что это не есть чисто внутренне наше дело. Решаться должно на уровне Евразийского экономического сообщества, с участием Белоруссии, Армении и Казахстана. Вот, Казахстан пока что категорически против.

В очередной раз вопрос о пошлинах на «трансграничную интернет-торговлю» должен обсуждаться на совете Евразийской экономической комиссии 2 декабря.

По имеющейся статистике, в 2014 году товары по интернету из-за границы выписывали около 15 млн граждан РФ и получили около 78 млн посылок. Нынешний год предполагается завершить со 105 млн посылок на общую сумму порядка 240 млрд рублей.

Правда, если посчитать, то получается, что одно отправление не дотягивает даже до 3 тыс. рублей. И это лишь подтверждает, что не богачи себе выписывают иноземные изыски. Самые обычные люди, порой и бедные.

В конце концов, «интернет-торг» при всей его современности, имеет свои неудобства. Заказываешь по интернету — получаешь-то все равно по почте. Ждать приходится зачастую месяцами.

«Не забудьте, что «Почта России» не гарантирует сохранность товаров из интернет-магазинов. Это самое узкое место такой торговли, – заметила Татьяна Комиссарова. – Очень многие не пользуются интернет-магазинами именно по этой причине». «Люди грустно шутят – мол, «Почта России» нашими посылками зарплату получает», – озвучил мнение председатель Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) Михаил Аншаков.

В то же время, министр связи РФ Николай Никифоров отнюдь не бросился одобрять повышения пошлин. Он высказался против попыток «возложить какую-то дополнительную несвойственную им работу» на почтовых и таможенных служащих, которых могут заставить оценивать каждую мелкую бандероль.

Но все соображения неудобства отходят на второй план, когда простой россиянин обнаруживает в интернет-каталоге, что, например, планшет можно выписать аж вдвое дешевле, чем в российских торговых сетях, зимние ботинки – дешевле на треть. Кроме того, встречаются и такие товары, которые, несмотря на XXI век и глобализацию, у нас почему-то не продаются. Опять же, запчасти. Оторвалась у российского горнолыжника из среднего класса какая-нибудь застежка на шлеме. В магазине говорят – у нас, мол таких фитюлек нету, можем предложить целый шлем за десять тысяч. Накладно. А за кордоном отдельные застежки имеются.

«Если эти меры будут введены, безусловно, население наше пострадает, – подчеркнул Михаил Аншаков. – Либо среднего достатка, либо ниже среднего. Потому что именно они являются основными покупателями в интеренет-магазинах, особенно за рубежом. Это часто и многодетные семьи, которые заказывают там одежду детям. Потому что в России тот же самый импорт реализуется по недоступной цене, в 5-6 раз дороже».

Не будем спорить, «во сколько именно раз». А вот, кто же выиграет?

«Очевидно, откуда у этой инициативы ноги росли в конце 2013 – начале 2014 года, – отметил председатель ОЗПП. – Это наш ритейл. Он сейчас теряет деньги, он не может конкурировать достойным образом с онлайновой торговлей, но имеет достаточно серьезные лоббистские возможности».

Как не без ехидства напоминают защитники прав потребителей, товары-то в отечественных магазинах сплошь те же самые, импортные (если еще точнее – преимущественно китайские). Чем сильнее развиваются международные связи, тем в большей степени магазины и торговые центры становятся кем-то вроде лишних посредников.

«Они проигрывают за счет того, что они большие, неповоротливые, фактически лишние посредники, – считает Аншаков. – В связи с развитием интернет-технологий, потребитель может напрямую заказать какой-то гаджет на Тайване. А скидки крупному поставщику теперь небольшие, и благодаря логистике современной, они постоянно падают».

Председатель Общества защиты прав потребителей советует российским торговым сетям «заключать долгосрочные контракты, выбивать серьезные скидки, перестраивать свою логистику, которая отстала, предлагать сервисное обслуживание». «Они не хотят, они хотят быстро деньги получить за счет закручивания гаек, – отметил Аншаков. – Зачем конкурировать, когда в российских условиях проще включить административный рычаг, и он просто повысит прибыль. Бизнес по-русски».

А государственные интересы что же? «А государство прямой существенной выгоды от этого налога не получит, – убежден Михаил Аншаков. – Большинство уйдет в серые схемы, кто-то откажется – скорее всего, будет недобор этих пошлин. Бессмысленно собирать по 10 копеек, если администрирование те же 10 копеек стоит. А населению это создаст массу неудобств».

Обойти пошлинные «шлагбаумы», оказывается, очень просто. «Самая простая схема: будут создаваться фирмы-однодневки, которые возят эти товары мелким оптом и обеспечивают небольшой круг заказчиков, – предполагает Аншаков. – Эта фирмы вообще никаких налогов не платят, или эти пошлины для них значительно меньше, как для юридических лиц, занимающися бизнесом, чем для физического лица, которое покупает для личного потребления. Однодневки живут несколько месяцев, фактически уклоняются от уплаты налогов, затем комплект документов выкидывается и открывается новый».

«Кроме, того, челноки получат дополнительный стимул для своей деятельности – заметил в заключение глава ОЗПП. – Клетчатые сумки будем встречать, для них ограничений нет. С развитием интернет-торговли они стали сходить на нет, но сейчас, если будут закручены гайки, возможна некоторая реанимация».

Если же не удастся переубедить Казахстан – так через Казахстан все товары и повезут. Таможенный контур-то общий. «Казахстан, как и Белоруссия, всегда зарабатывали на российских протекционистских заслонах,- отметила Татьяна Комиссарова. – Они часто бывают транзитной страной. Так что выигрывают во всех случаях. Если будет повышение пошлин, еще больше выиграют».

Однако, может быть, не все так просто. «Раньше можно было купить и на $10тыс., – напомнил корреспонденту «Росбалта» личный знакомый из малого бизнеса. – И было очень выгодно купить – и торговать тут. Товар пересекал границу, а государство с этого ничего не имело. Поэтому решили и с интернет-торга собирать пошлину»».

В общем, доводы отечественной торговли, что Интернет поставил ее в неравные условия, тоже имеют под собой некоторую почву.

«На данный момент в ряде ситуаций зарубежные поставщики, которые работают онлайн, имеют преимущество над нашими магазинами или казахстанскими и белорусскими, – отметил в беседе с корреспондентом «Росбалта» директор экспертно-аналитического центра при Российской академии народного хозяйства и государственной службы Николай Калмыков. – Потому что для них эти ограничения получаются меньше. Фактически введение тех или иных ограничений, связанных с дополнительными сборами, скорее является выравниванием конкуренции. Это в большей степени не вопрос того, чтобы собрать денег с населения».

Калмыков также подтвердил, что и в интернет-торге народились свои «посредники» – те, кто «заказывает большое количество вещей, зачастую даже товары, с которых не уплачиваются налоги, и распространяет их через интернет-магазины или просто через социальные сети».

По мнению Калмыкова, товары, выписываемые из-за границы — это все-таки, «по большей части не те товары, которые повседневно необходимы». «И многие из них могут быть заменены поставками в рамках ЕврАзЭс, – считает эксперт. – Диск с компьютерной игрой получается выгоднее купить там с поставкой сюда, чем здесь в лицензионном магазине».

Как напомнила Татьяна Комиссарова, мы все-таки живем в условиях курса на импортозамещение. «Это попытка, в том числе, поддержать производителей, которые сегодня выходят на рынки, – отметила эксперт. – Мы вкладываем деньги в создание собственных производителей и хотим, чтобы на прилавках были и российские товары. Такую протекционистскую политику ведут США уже десятки лет, они поддерживают собственные интернет-магазины, чтобы они как можно больше продавали во всем мире. У финнов есть государственная программа поддержки финских предпринимателей, которые готовы строить производства вне Финляндии, в том числе в России».

Как сложится ситуация с импортозамещением, прогнозировать сложно. Пример антиевропейских контрсанкций особого оптимизма не вселяет. А вот с потерей возможностьи приобретать дешевые зарубежные товары россиянам смириться, похоже. все же придется.

А государство прямой существенной выгоды от этого налога не получит, – убежден Михаил Аншаков.

Что изменилось

Новые правила были определены Решением Совета Европейской экономической комиссии от 20.12.2017 (ред. от 28.05.2019) №107 и зафиксированы в Таможенном кодексе стран ЕАЭС. После его ратификации в 2018 г. началось постепенное снижение границы ввоза без пошлины международной почтой.

На своем сайте Федеральная Таможенная служба (ФТС) с осени прошлого года публикует разъяснения нововведений.

«Снижение беспошлинного порога необходимо для выравнивания условий для отечественных и иностранных интернет-площадок. Все должны находиться в равной конкурентной среде»
Владимир Иванович Булавин, руководитель ФТС

Что изменится с 2020 г.

Как это работает: пошлины за покупки в интернет-магазинах

Считается, что такие пошлины стимулируют спрос на товары, которые уже ввезены и продаются в России. Цель чиновников – сделать так, чтобы деньги российских потребителей не уходили в зарубежные интернет-магазины, а оставались в России.

Таким образом, бюджет получает больше налогов как минимум из-за того, что при покупках в зарубежных интернет-магазинах россиянам не нужно платить НДС. Кроме того, такая политика выгодна и российским ретейлерам (Wildberries и OZON уже в 2020 году могут обойти AliExpress по выручке в России – «Коммерсант»), покупки у которых становятся тем выгоднее, чем больше пошлин приходится заплатить при покупке онлайн.

В 2019 году под пошлины попало лишь 0,07% от всех международных посылок, а в 2020 году это значение выросло до 0,2%.

С 1 января 2020 года Евразийский экономический союз (ЕАЭС), в котором состоит Россия, в очередной раз снизил порог стоимости, ниже которого посылка из интернет-магазина не облагается пошлиной, до €200. В 2019 году порог составлял €500, а долгое время до этого – €1000.

При этом снизился не только беспошлинный порог, но и ставка самой пошлины. Если раньше нужно было заплатить 30% с превышения стоимости, то теперь только 15%.

Прежним остался весовой лимит. Посылка не должна быть тяжелее 31 кг. За перевес придется заплатить €2 за 1 кг.

Помимо непосредственно пошлины придется заплатить и таможенный сбор в размере 250 руб.

Процент считается не со всей стоимости посылки, а именно с превышения.

Например, если в 2020 году заказать в интернет-магазине товар, который стоит €300, то придется заплатить сверху пошлину в размере €15 – то есть 15% от €100. Посылка обойдется покупателю в €315 вместо €300, а еще 250 руб. таможенного сбора. Первые €200 стоимости посылки пошлиной не облагаются.

Если раньше беспошлинный лимит считался для всех посылок за месяц, то теперь только на одну посылку. В теории можно заказать бесконечное количество посылок стоимостью до €200 и не заплатить за них ни цента пошлины.

По «старым» правилам такое было невозможно, потому что сумма посылок за месяц суммировалась.

Честным способом сработает такой способ: нужно сделать не один большой заказ, а несколько маленьких. Например, в одной посылке заказать кроссовки, а в другой – куртку. Раз сумма разных заказов теперь не суммируется, то и пошлину платить не придется.

Есть еще один способ, но он сомнительный. Раньше с некоторыми продавцами можно было договориться и попросить интернет-магазин задекларировать отправление на сумму меньше €200. Такая стратегия работала на площадках вроде AliExpress, но эта торговая платформа с начала 2020 года стала передавать данные о стоимости заказа напрямую «Почте России», поэтому теперь не имеет значения, какой «ценник» продавец укажет на посылке.

Риск для покупателя заключается в возможном перерасчете стоимости посылки. Таможенный инспектор может усомниться в том, что таможенная стоимость в €50 актуальна для условного iPhone. Тогда он может изменить ее и привести в соответствие рыночной стоимости. И пошлину придется заплатить.

Сколько угодно. Но важно помнить – беспошлинный порог актуален только для «товаров для личного пользования». Это своего рода «льгота» для граждан. И при этом у таможенников есть право принять решение о том, что заказанные за границей товары на самом деле заказаны не для личного использования. В таком случае применяется «общий порядок совершения таможенных операций, установленный для участников ВЭД».

То есть заказывать по 50 одинаковых пар обуви в месяц, пусть даже дешевых и в разных посылках, – это не лучшая идея. На это в конце 2019 года указал и Пленум ВС. В своих разъяснениях он напомнил: если таможенники выяснят, что гражданин перепродаёт купленные в зарубежном интернет-магазине вещи, то его могут заставить заплатить таможенные пошлины.

Интернет-магазины часто указывают на посылке стоимость товаров без учета скидки по программе лояльности или промокоду.

Например, если вы набрали товаров на €209 и применили скидочный промокод на €10, продавцу вы заплатите €199. Казалось бы, все в порядке, уложились в лимит, но продавец пишет на посылке те же €209, поэтому вам приходится общаться с таможенниками ради того, чтобы заплатить пошлину примерно в 100 руб.

Например, скидку по промокодам не учитывает популярный немецкий магазин электроники и компьютерной техники Computeruniverse.

Нет, стоимость доставки не имеет отношения к стоимости самой посылки, а потому не должна учитываться при расчете пошлины. Если интернет-магазин добавил к стоимости посылки стоимость доставки, то имеет смысл обратить на это внимание таможенного инспектора.

Зависит от того, кто везет вам посылку и кто ее отправляет.

С большими торговыми площадками (например, с AliExpress и Joom) у «Почты России» заключено особое соглашение. Это упрощает процедуру: «Почта России» напрямую от продавца узнает стоимость посылки, а в случае превышения лимита дает возможность уплатить пошлину с помощью мобильного приложения. Есть опция заплатить и непосредственно при получении посылки.

Если посылка отправлена не почтой, а усилиями службы доставки (например, Pony Express), то курьерская служба должна сообщить о необходимости заплатить пошлину. Некоторые доставщики дают возможность уплатить пошлину прямо в личном кабинете на сайте. Такая же схема работы у UPS.

Существуют и сервисы, созданные специально для уплаты пошлин. Например, IPPAY сотрудничает с экспресс-перевозчиками и обещает «уплату таможенных платежей в несколько кликов».

Можно, но тогда и посылку получить не выйдет. Она вернется на склад к продавцу, с которым покупателю нужно будет связаться и вернуть свои деньги. В некоторых случаях возврат происходит автоматически, но все зависит от конкретного интернет-магазина или продавца.

Если продавец ошибся и указал таможенную стоимость выше, чем ожидалось (или включил в нее стоимость доставки), то можно указать на ошибку с помощью обращения в Федеральную таможенную службу. Требования к оформлению заявления, а также бланк заявления опубликованы на сайте ФТС.

Решения таможенных управлений можно обжаловать во внесудебном порядке в ФТС. У ведомства есть специальная памятка с удобными алгоритмами действия. В дальнейшем можно обратиться и в суд.

Таможню придется посетить, если у инспектора возникнут сомнения в том, что заказанные в интернет-магазине товары правильно задекларированы.

Также сходить в таможню придется при заказах в некоторых магазинах, у которых нет соглашения с «Почтой России». Например, нам известны случаи, когда приходилось объяснять таможенникам, зачем вам понадобилось заказывать условный чехол для телефона в канадском интернет-магазине Ssense, который с «Почтой России» не сотрудничает.

Потребуются некоторые документы: паспорт (и копии первой страницы и регистрации), ИНН. Полезно будет распечатать скриншоты с сайта или из приложения интернет-магазина, которые помогут подтвердить факт и стоимость заказа.

Придется также написать заявление по бланку – с указанием паспортных данных, номера ИНН, списка приобретенных товаров и целей покупки.

Скорее всего, он скоро изменится. Еще в конце 2019 года российский Минфин предложил снизить беспошлинные пороги до €100 с июля 2020 года, до €50 с 2021 года и €20 с 2022 года.

Правда, инициативу раскритиковали в Минпромторге, потому что таможенных платежей станет очень много, а на их администрирование бюджет потратит больше денег, чем получит от пошлин.

С тех пор обсуждения нового размера пошлин в публичном поле не происходило, окончательное решение по ним пока не принято.

Требования к оформлению заявления, а также бланк заявления опубликованы на сайте ФТС.

Платят все. Кто теперь попадает на пошлину за ввоз товаров в Россию

Правила международной торговли изменились для россиян с 1 января 2020 года. Кто-то успел попрощаться с покупками в иностранных магазинах, кто-то, напротив, довольно потирает руки.

Все не так фатально, как могло показаться. Покупать в заграничных магазинах все ещё выгодно. Даже выгоднее, чем было раньше.

Разберемся в деталях, как и за что теперь нужно платить, как не платить и решать возможные проблемы.

Покупать в заграничных магазинах все ещё выгодно.

Таможенные пошлины на посылки из зарубежных магазинов могут вырасти: чего ждать простому покупателю?

Не успели россияне вникнуть в механизм увеличения пенсионного возраста и ответить на вопрос: чем грозит увеличение НДС на 2 процента, как чиновники анонсировали очередное нововведение со знаком подорожания. На этот раз изменения коснутся пошлин на покупки, совершенные в иностранных интернет-магазинах.

Таможенники предлагают взимать за каждую посылку с товаром фиксированные 110 рублей.

Пока это только проект, но многие уже задумались, с чем это связано?

Кто оплатит “майские указы”

Эксперты видят в этом повышении, прежде всего, политический подтекст.

«Видимо это связано с обещанным экономическим прорывом. Безусловно оно приведет к повышению цены товара, кто-то должен будет заплатить за пересылку. Вслед за повышением пенсионного возраста и налогов придумывают вот такую плату. Это одна из попыток поправить экономическую ситуацию в стране, которая опять ударит по населению», – поясняет EG.RU Ирина Халий, руководитель центра политологии и политической социологии федерального научно-исследовательского социологического центра РАН

Ответ на вопрос, кто окажется крайним в этой схеме, напрашивается сам собой.

Посылки из зарубежных интернет-магазинов могут подорожать. Фото: Евгения ГУСЕВА

Насколько вырастет цена посылки

Скорее всего, именно конечный потребитель заплатит новые пошлины и возместит все издержки продавцу.

«Все зависит от жадности иностранных продавцов и от того, как они смогут применить существующие инструменты облегчения налоговой нагрузки. Такие возможности существуют в каждой стране, но ими не все умеют пользоваться. На самом деле, когда что-то отправляется на экспорт, продавец имеет право на налоговый вычет и нулевой НДС», – рассказал EG.RU Артем Соколов, президент Ассоциации компаний интернет-торговли.

Подорожание – это негативный сценарий. Но есть и позитивный вариант развития событий.

Государство не взымает налог с товаров, которые идут на экспорт, а сэкономленные деньги продавец может потратить на оплату входных пошлин в страну-адресат. Потери равны нулю, а все затраты остались на прежнем уровне.

Второй аргумент «за» сохранение цен на существующем уровне – это конкуренция за российский рынок.

«Сейчас у иностранных компаний маржинальность бизнеса на 30 процентов выше, чем у российских. Они могут пойти на уступки и взять на себя обязательные платежи, те же 110 рублей. Сейчас Россия для Китая – рынок номер один. Если поднять цены, то ситуация может измениться и на место китайских продавцов быстро придут другие страны. Я почти уверен, что повышения цен не произойдет», – поясняет Артем Соколов.

AliExpress ускорит доставку товаров в Россию (Фото: ZumaTASS)

Что можно ввозить без пошлины сейчас?

В настоящее время в Россию разрешено беспошлинно ввозить зарубежные посылки из интернет-магазинов стоимостью до одной тысячи евро, но не более 31 кг в месяц.

Если допускается превышение норм, то взымается единая ставка в 30 процентов от стоимости посылки. Минфин уже обращал внимание на сумму беспошлинного ввоза посылок и предлагал ее снизить до 200 евро.

Это решение таможенники назвали полумерами и привели статистику, что большинство интернет-посылок имеет стоимость в пределах 30 евро. Похожие цифры обнародовала «Почта России». В 2017 году из 283 млн иностранных посылок только 0,02% стоили дороже €200.

Что говорит AliExpress

AliExpress – одна из крупнейших торговых площадок, где закупаются россияне. В компании отметили, что знают о возможном подорожании ввозных пошлин, но надеются, что это не ударит по потребителю.

«Мы знаем, что поступило такое предложение от ФТС. Надеемся, что будут учтены все «за» и «против», и перед принятием окончательного решения подумают о простом российском потребителе, который приходит на площадки зарубежных интернет-магазинов, чтобы купить дешевле», – отметил Антон Пантелеев, пресс-секретарь интернет-магазина AliExpress.

Доставка товаров в Россию станет быстрее

В погоне за российским рынком AliExpress ускорит доставку в Россию своих товаров. Как считают в компании, значительно сократить сроки получения россиянами покупок из Китая помогут пункты выдачи заказов, которые уже давно работают практически во всех российских городах.

Речь идет о пунктах PickPoint, салонах операторов Tele2 и «Ростелеком», также планируется задействовать постаматы Pulse Express и Qiwi. Нововведение начнет действовать уже со вторника, 19 июня. Пока новая услуга торговой площадки будет доступна в 1800 пунктах в ста городах страны.

Изменения коснутся не только сроков доставки.

«Почта России» и ФТС будут взимать пошлину при помощи современных электронных сервисов непосредственно в момент покупки на маркетплейсе. Минфин еще не подписал данный приказ, но, скорее всего, он будет утвержден в ближайшее время. Это позволит упростить процедуру администрирования и избежать логистического коллапса, уверены в руководстве почтовой компании.

RU Ирина Халий , руководитель центра политологии и политической социологии федерального научно-исследовательского социологического центра РАН.

Налог за покупки в интернет магазинах

А товары, купленные в Китае, могут не иметь никаких сертификатов. Это приводит к заметной экономии иностранных игроков и, в конечном итоге, помогает им держать низкие цены.

С точки зрения российских игроков, введение НДС кажется логичным.

Пошлина на товары из зарубежных интернет магазинов 2018

Изначально ведомства начали работу в этом направлении по просьбе президента Владимира Путина. Глава страны распорядился, чтобы в российское законодательство были внесены поправки, могущие обеспечить компаниям равноправные условия для торговли с использованием сети Интернет. В 2016 году с пакетом соответствующих поправок и инициативой выступила Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), которая представляет интересы отечественных онлайн-площадок.

Увеличение пошлины может повлечь за собой удорожание онлайн-шопинга

Плюсы и минусы проектов.

Что такое утилизационный сбор?

Утилизационный сбор необходимо платить за автомобили, российский ПТС которых выдан после 1 сентября 2012 года. Этот сбор является платой за будущую утилизацию автомобиля.

В 2012 году Россия вступила в ВТО, что повлекло снижение таможенных пошлин на автомобили в течение следующих лет. Утилизационный сбор является компенсацией этого снижения, призванной стимулировать российский автопром.

Последнее на сегодняшний день (по состоянию на ноябрь 2019 г.) снижение ввозных пошлин для юридических лиц произошло 1 сентября текущего года: ставки снизились с 17 до 15% на новые машины и с 22 до 17% на подержанные. Это и стало причиной для очередного повышения утилизационного сбора.

которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;.

С 1 января 2020 года в России снижается беспошлинный лимит на заграничные посылки

Согласно решению совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) о поэтапном снижении таможенных лимитов с 1 января 2020 года вступают в силу новые правила ввоза товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиком на таможенную территорию Евразийского экономического союза.

Кроме этого, при превышении лимита необходимо будет также оплатить таможенный сбор в сумме 500 руб.

Болевой порог для интернет-торговли

Однако слепо равняться на них нельзя, как и сравнивать российский и западноевропейский рынки e-commerce.

Читайте также:  Детские пособия в Рязани и Рязанской области: условия получения
Добавить комментарий