Цена контракта по 44 ФЗ, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания электронного

Цена контракта по 44 ФЗ, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания электронного

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

2 Закона N 44-ФЗ.

Объем закупок у единственного поставщика

Объем закупок у единственного поставщика с 01.10.2020 не изменился. Он составляет 10% от СГОЗ для п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ и 50 % от СГОЗ для п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ для всех закупок, проводимых по данным основаниям, в том числе в электронной форме посредством “электронных магазинов”.

Также в любой момент участник может участник может отозвать свое предварительное предложение, размещенное на электронной площадке, до его направления оператором конкретному заказчику.

Процедура проверки контролирующим органом

При осуществлении закупки у единственного поставщика (п. 6 9, 34, 50 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ) заказчик обязан уведомить контрольный орган в срок не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта. Уведомление о такой закупке направляется в ФАС, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К уведомлению нужно приложить копию заключенного контракта с обоснованием его заключения.

Регламента проведения проверки заключения контракта не предусмотрено. Как правило:

  1. Сотрудник контролирующего органа рассматривает поступившее уведомление и оценивает действия заказчика по заключению контракта на соответствие требованиям Закона № 44-ФЗ.
  2. По итогам проверки подготавливает докладную записку.
  3. В случае отсутствия нарушений Закона № 44-ФЗ в действиях заказчика информирование последнего процедурой не предусмотрено.
  4. Если обнаружены нарушения — контролирующий орган организует внеплановую проверку, о которой заказчик обязательно будет уведомлен.

Как правило.

Письмо Минфина России от 03.11.2017 № 24-02-08/72834 “О цене контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания электронного аукциона несостоявшимся”

В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) может быть заключен в случае признания несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений в соответствии с частями 1 и 7 статьи 55, частями 1 – 3.1 статьи 71, частями 1 и 3 статьи 79, частью 18 статьи 83 Закона о контрактной системе. В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, предложенную в заявке соответствующего участника закупки, или цену контракта, предложенную соответствующим участником закупки при проведении электронного аукциона.

В случаях, предусмотренных частями 1 – 3.1 статьи 71, частями 1 и 3 статьи 79 Закона о контрактной системе, контракт заключается в сроки, установленные соответственно статьей 70 и частью 13 статьи 78 Закона о контрактной системе.

Согласно частям 1 – 3.1 статьи 71 Закона о контрактной системе электронный аукцион признается несостоявшимся в случаях, если
– на участие в таком электронном аукционе подана только одна заявка (часть 1 статьи 71)
– только один из участников закупки, подавших заявки на участие в электронном аукционе, признан его участником (часть 2 статьи 71)
– ни один из участников электронного аукциона не подал предложение о цене контракта в течение десяти минут после начала проведения такого аукциона (часть 3 статьи 71)
– комиссией заказчика принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, только одной второй части заявки на участие в нем (часть 3.1 статьи 71).

Таким образом, учитывая, что в случае, предусмотренном частью 3.1 статьи 71 Закона о контрактной системе, участником электронного аукциона было подано предложение о цене контракта при проведении аукциона, контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании пункта 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заключается по цене контракта, предложенной соответствующим участником закупки при проведении электронного аукциона.

При этом в случаях, предусмотренных частями 1 – 3 статьи 71 Закона о контрактной системе, в контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании пункта 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе включается начальная (максимальная) цена контракта.

Департамент обращает внимание, что Законом о контрактной системе не предусмотрено право заказчика обратиться к участнику электронного аукциона, с которым заключается контракт в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, с требованием о представлении предложения о цене контракта.

В соответствии с частями 1 – 3.1 статьи 71 Закона о контрактной системе с участником электронного аукциона, признанного несостоявшимся, заключается контракт на основании пункта 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в порядке, установленном статьей 70 Закона о контрактной системе.

Частью 4 статьи 70 Закона о контрактной системе установлено, что победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.

Таким образом, Законом о контрактной системе не предусмотрено право участника электронного аукциона представить в протоколе разногласий предложение о цене контракта.

Дополнительно Департамент сообщает, что подпунктом “а” пункта 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрена возможность снижения цены контракта при исполнении контракта по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта, при условии, что возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом.

Таким образом, положениями Закона о контрактной системе предусмотрена возможность снижения цены контракта при исполнении контракта без изменения количества и качества товара (если такая возможность была установлена документацией о закупке) по соглашению сторон.

При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.

Биография

В 1998 г. окончил физический факультет Петрозаводского государственного университета с отличием, квалификация инженер – системотехник по специальности “Автоматизированные системы обработки информации и управления”

ru document cons_doc_LAW_144624 предусмотрен термин – единственный поставщик подрядчик, исполнитель , определение которого, к сожалению, законом не дано.

ЦЕНА КОНТРАКТА ЗАКЛЮЧАЕМОГО С ЕДИНСТВЕННЫМ ПОСТАВЩИКОМ

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее – Департамент), рассмотрев обращение по вопросу о порядке заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон о контрактной системе) в случае признания электронного аукциона несостоявшимся, сообщает следующее

В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) может быть заключен в случае признания несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений в соответствии с частями 1 и 7 статьи 55, частями 1 – 3.1 статьи 71, частями 1 и 3 статьи 79, частью 18 статьи 83 Закона о контрактной системе. В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, предложенную в заявке соответствующего участника закупки, или цену контракта, предложенную соответствующим участником закупки при проведении электронного аукциона.

В случаях, предусмотренных частями 1 – 3.1 статьи 71, частями 1 и 3 статьи 79 Закона о контрактной системе, контракт заключается в сроки, установленные соответственно статьей 70 и частью 13 статьи 78 Закона о контрактной системе.

Согласно частям 1 – 3.1 статьи 71 Закона о контрактной системе электронный аукцион признается несостоявшимся в случаях, если
– на участие в таком электронном аукционе подана только одна заявка (часть 1 статьи 71)
– только один из участников закупки, подавших заявки на участие в электронном аукционе, признан его участником (часть 2 статьи 71)
– ни один из участников электронного аукциона не подал предложение о цене контракта в течение десяти минут после начала проведения такого аукциона (часть 3 статьи 71)
– комиссией заказчика принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, только одной второй части заявки на участие в нем (часть 3.1 статьи 71).

Таким образом, учитывая, что в случае, предусмотренном частью 3.1 статьи 71 Закона о контрактной системе, участником электронного аукциона было подано предложение о цене контракта при проведении аукциона, контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании пункта 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заключается по цене контракта, предложенной соответствующим участником закупки при проведении электронного аукциона.

При этом в случаях, предусмотренных частями 1 – 3 статьи 71 Закона о контрактной системе, в контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании пункта 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе включается начальная (максимальная) цена контракта.

Департамент обращает внимание, что Законом о контрактной системе не предусмотрено право заказчика обратиться к участнику электронного аукциона, с которым заключается контракт в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, с требованием о представлении предложения о цене контракта.

В соответствии с частями 1 – 3.1 статьи 71 Закона о контрактной системе с участником электронного аукциона, признанного несостоявшимся, заключается контракт на основании пункта 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в порядке, установленном статьей 70 Закона о контрактной системе.

Частью 4 статьи 70 Закона о контрактной системе установлено, что победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.

Таким образом, Законом о контрактной системе не предусмотрено право участника электронного аукциона представить в протоколе разногласий предложение о цене контракта.

Дополнительно Департамент сообщает, что подпунктом “а” пункта 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрена возможность снижения цены контракта при исполнении контракта по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта, при условии, что возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом.

Таким образом, положениями Закона о контрактной системе предусмотрена возможность снижения цены контракта при исполнении контракта без изменения количества и качества товара (если такая возможность была установлена документацией о закупке) по соглашению сторон.

ЦЕНА КОНТРАКТА ЗАКЛЮЧАЕМОГО С ЕДИНСТВЕННЫМ ПОСТАВЩИКОМ.

2.1 Случаи закупки у единственного поставщика

Закупать товары (работы, услуги) у единственного поставщика нельзя, если такая закупка не указана в перечне случаев, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ. Перечень случаев, в которых закупка может осуществляться у ЕП, установлен в ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. В этом перечне в настоящий момент предусмотрено 55 случаев закупки у единственного поставщика. Перечислять их все в данной статье нет абсолютно никакого смысла, можете перейти по этой ссылке и самостоятельно с ними ознакомиться.

Скажу лишь, что условно все эти случаи можно разделить на следующие группы:

  • Закупки в случае признания конкурентных процедур несостоявшимися;
  • Закупки, связанные со строительством (приобретением, арендой), а также ремонтом и содержанием имущества;
  • Закупки в сфере культуры, спорта, науки и образования;
  • Закупки в сфере медицины и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • Закупки коммунальных услуг, услуг электро- и теплоснабжения;
  • Закупки у субъектов естественных монополий;
  • Закупки в сфере государственного управления и обороны;
  • и иные случаи, в которых закупка может осуществляться у единственного поставщика.

Отдельно можно выделить разовые закупки товаров (работ, услуг) у единственного поставщика по выбору заказчика на сумму не более 300 тыс. руб. Годовой объем таких закупок (за исключением закупок для нужд сельских поселений) не должен превышать 2 млн. рублей или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн. рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).

Также интерес представляют закупки у ЕП на сумму не более 600 тыс. руб. (п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ). Это закупки, проводимые государственными или муниципальными учреждениями культуры, а также иными государственными или муниципальными учреждениями (зоопарки, планетарии, парки культуры и отдыха, заповедники, ботанические сады, музеи, библиотеки, архивы, цирки и т.д.). Здесь также установлены свои ограничения: годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п. 5 ч. 1 ст. 93, не должен превышать 5 млн. рублей или не должен превышать 50% СГОЗ заказчика и не должен составлять более чем 30 млн. рублей.

Также стоит отметить, что в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2018 года № 824-р с 1 июля 2018 г. заказчики вправе осуществлять закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с п. 4, 5 и 28 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ на сайте Единого агрегатора торговли «Березка». Об этой площадке более подробно я рассказал в этой статье. Помимо этого сайта существуют и другие «электронные магазины малых закупок», на которых Заказчики проводят закупки до 300 (600) тыс. рублей. Например, это Портал поставщиков Москвы, ОТС-Маркет, РТС-тендер и другие.

Мини-курс для поставщиков «Как стать единственным поставщиком и забыть про конкуренцию?». Настоящий курс состоит из 9-ти видео уроков, в которых рассказано о том, как стать ЕП и увеличить портфель заказов без участия в конкурентных закупках. Приобрести курс можно здесь.

Но в некоторых случаях такие согласования и уведомления необходимы.

Правительство РФ определило случаи и правила согласования заключения контрактов по результатам несостоявшихся конкурентных процедур закупок с 01.07.2020 г.

03 июля 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации – pravo.gov.ru было размещено постановление Правительства РФ от 30.06.2020 № 961 «Об установлении предельного размера (предельных размеров) начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания конкурса, аукциона или запроса предложений несостоявшимися осуществляется по согласованию с контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, об утверждении Правил согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление Правительства РФ № 961).

В пункте 1 Постановления Правительства РФ № 961 установлены пороговые (предельные) значения начальной (максимальной) цены контракта при проведении конкурса, аукциона, запроса предложений, в случае превышения которых обязательно согласование заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по пункту 24, 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ уполномоченным контрольным органом в сфере закупок в случае признания этих процедур закупок не состоявшимися.

Читайте также:  Клиентская служба Вешкаймского района Ульяновской области

При заключении контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по пункту 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ такое согласование с контрольным органом требуется в следующих случаях:

1) если начальная (максимальная) цена контракта свыше 500 млн. рублей – при проведении несостоявшихся конкурса или аукциона для обеспечения федеральных нужд;

2) если начальная (максимальная) цена контракта свыше 250 млн. рублей – при проведении несостоявшихся конкурса или аукциона для обеспечения региональных или муниципальных нужд;

3) если начальная (максимальная) цена контракта свыше 1 тысячи рублей – при проведении любого несостоявшегося запроса предложений, но только если при его проведении не подано вообще ни одной заявки (примечание: если запрос предложений признаётся несостоявшимся в соответствии с частью 19 статьи 83 или частью 27 статьи 83.1 Закона № 44-ФЗ).

При этом в случае, если запрос предложений признается не состоявшимся в связи с тем, что в на участие в нём подана только одна такая заявка, которая признана соответствующей требованиям документации, то согласование заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с контрольным органом не требуется (примечание: если запрос предложений признаётся несостоявшимся в соответствии с частью 18 статьи 83 или частью 26 статьи 83.1 Закона № 44-ФЗ ).

При заключении контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по пункту 24 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ согласование с контрольным органом требуется при проведении любой несостоявшейся закрытой процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 тыс. рублей.

Постановлением Правительства РФ № 961 также утверждены Правила согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее – Правила) и форма обращения о таком согласовании.

При этом предусматривается обязательное введение электронного документооборота с использованием единой информационной системы для согласования контрактов по результатам несостоявшихся электронных процедур закупок.

Однако, положения Правил о таком электронном документообороте с использованием ЕИС вступят в силу только с 01.07.2021 г. Поэтому до указанной даты, то есть до 01.07.2021 г., использованием ЕИС для согласования заключения контракта не требуется.

Постановление от 30.06.2020 № 961 вступило в силу с 01.07.2020 года, за исключение его положений, касающихся электронного документооборота при согласовании заключения контрактов с контрольными органами, вступающими в силу с 01.07.2021 г.

Более подробно со всеми основными изменениями в законодательство РФ о контрактной системе, вступившими в силу в начале июля 2020 года, можно ознакомиться в материале нашего портала:

Скачать:

P.S.: при использовании cтатьи (полностью или частично) обязательна ссылка на сайт журнала «Государственные и муниципальные закупки» (Информационный портал www.zakupki-portal.ru).

Источник: @Информационный портал закупок zakupkiportal.ru

1 если начальная максимальная цена контракта свыше 500 млн.

Статья 22. Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги

Статья 22. Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги

1. Начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

2. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.

3. При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

4. При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

5. В целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 настоящей статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.

6. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 – 11 настоящей статьи.

7. Нормативный метод заключается в расчете начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг.

8. Тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги.

9. Проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на:

1) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

2) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, на основании согласованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия.

9.1. Проектно-сметный метод может применяться при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.

9.2. Определение начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых являются строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, с использованием проектно-сметного метода осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, исходя из сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, определенной в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

10. Затратный метод применяется в случае невозможности применения иных методов, предусмотренных пунктами 1 – 4 части 1 настоящей статьи, или в дополнение к иным методам. Данный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.

11. Информация об обычной прибыли для определенной сферы деятельности может быть получена заказчиком исходя из анализа контрактов, размещенных в единой информационной системе, других общедоступных источников информации, в том числе информации информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика.

12. В случае невозможности применения для определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методов, указанных в части 1 настоящей статьи, заказчик вправе применить иные методы. В этом случае в обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов.

13. Идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке.

14. Однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения.

15. Однородными работами, услугами признаются работы, услуги, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности работ, услуг учитываются их качество, репутация на рынке, а также вид работ, услуг, их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость.

16. Коммерческие и (или) финансовые условия поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг признаются сопоставимыми, если различия между такими условиями не оказывают существенного влияния на соответствующие результаты или эти различия могут быть учтены с применением соответствующих корректировок таких условий.

17. Определение идентичности и однородности товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями, предусмотренными частью 20 настоящей статьи.

18. К общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которая может быть использована для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), относятся:

1) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами;

2) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц и признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами;

3) информация о котировках на российских биржах и иностранных биржах;

4) информация о котировках на электронных площадках;

5) данные государственной статистической отчетности о ценах товаров, работ, услуг;

6) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в официальных источниках информации уполномоченных государственных органов и муниципальных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций или иных общедоступных изданиях;

7) информация о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, или законодательством иностранных государств;

8) информация информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка, а также результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика, в том числе на основании контракта, при условии раскрытия методологии расчета цен, иные источники информации.

19. Правительство Российской Федерации вправе установить для отдельных видов, групп товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд исчерпывающий перечень источников информации, которые могут быть использованы для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

20. Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

20.1. Высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в дополнение к методическим рекомендациям, предусмотренным частью 20 настоящей статьи, могут быть установлены методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающие рекомендации по обоснованию и применению иных методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги в соответствии с частью 12 настоящей статьи.

21. Особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении включаемых в состав государственного оборонного заказа закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ “О государственном оборонном заказе”.

Читайте также:  Трудовая пенсия: назначается в каком случае? Правила и советы

21.1. Особенности определения цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем, при приобретении жилых помещений, которые соответствуют условиям отнесения к стандартному жилью, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и построены на земельных участках, переданных единым институтом развития в жилищной сфере в безвозмездное пользование или аренду для строительства стандартного жилья, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается в том числе строительство стандартного жилья, либо для строительства в минимально требуемом объеме стандартного жилья, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматриваются в том числе строительство в минимально требуемом объеме стандартного жилья и иное жилищное строительство, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ “О содействии развитию жилищного строительства”, устанавливаются указанным Федеральным законом.

21.2. Особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, устанавливаются федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

22. Правительство Российской Федерации вправе определить сферы деятельности, в которых при осуществлении закупок устанавливается порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги и федеральные органы исполнительной власти, Государственную корпорацию по атомной энергии “Росатом”, Государственную корпорацию по космической деятельности “Роскосмос”, уполномоченные устанавливать такой порядок с учетом положений настоящего Федерального закона.

23. В информации и документах, подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальная цена единицы товара, работы, услуги, начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги, максимальное значение цены контракта (в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить) указываются с использованием единой информационной системы.

24. В случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги. При этом положения настоящего Федерального закона, касающиеся применения начальной (максимальной) цены контракта, в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения.

Документация о проведении закупки и извещение: правила создания и размещения

При проведении закупки у единственного поставщика государственному заказчику необходимо подготовить тщательно все необходимые документы, так как такие закупки очень тщательно проверяются специальными контролирующими органами. К числу основных документов относятся:

  • приказ об осуществлении закупки. Такой приказ необходим для того, чтобы провести необходимые изменения в плане-графике или плане закупок, а также для формирования обоснования проведения такой закупки;
  • расчет начальной максимальной цены контракта, а также формирование обоснования такой установленной цены;
  • отчет о необходимости проведения закупки у единственного поставщика и обоснование невозможности и нецелесообразности проведения такой закупки другими способами, кроме неконкурентных;
  • техническое задание с описанием объекта проводимой закупки, а также всеми необходимыми техническими и функциональными особенностями такого объекта либо с требованиями к оказанию услуг или выполнению работ, которые могут помочь потенциальному исполнителю реализовать взятые на себя обязательства;
  • проект контракта с подробным описанием объекта закупки и всеми необходимыми техническими документами, которые могут помочь при подписании такого контракта.

В такое извещение включаются сведения:

  • основные требования, которые предъявляются к объекту закупки, с расшифровкой, но не подробной, технических и функциональных требований к конкретному объекту закупки;
  • установление требований к участнику закупочной процедуры, а также к его основным действиям в отношении конкретного объекта закупки (например, предоставление описания поставляемого товара или оказываемой услуги), а также к предоставляемым потенциальным исполнителем документам, если таковые были установлены;
  • информация и краткое обоснование начальной максимальной цены контракта;
  • порядок заключения контракта и его оплаты по результатам исполнения, в том числе путем указания порядка внесения денежных средств в качестве оплаты исполненного контракта;
  • если в представленной документации содержатся спорные положения, которые могут потребовать разъяснений, в извещении указываются положения о том, в каком порядке будут осуществляться предоставление ответов на запросы о предоставлении разъяснений;
  • сведения о том, кто и когда будет производить рассмотрение представленных предложений по заключению контракта несмотря на то, что данная закупка является неконкурентной;
  • порядок подписания контракта с тем поставщиком, которого самостоятельно выбрал заказчик на основании проведенной процедуры.

При этом если объект закупки относится к тем видам информации или техническим средствам, которые являются предметами государственной тайны, то оформление извещения не потребуется.

В рамках этой части документации формируется информация о том, на основании каких показателей была сформирована цена контракта, которая является итоговой или начальной для последующей проводимой закупочной процедуры и заключаемого по ее результатам контракта. В обосновании НМЦК приводятся основные показатели, по которым происходит ее расчет.

После того, как контракт был заключен, заказчик обязан разместить в ЕИС информацию о том, когда и с кем было подписано соглашение. Это является уведомлением о заключении контракта.

Однако из-за риска большой растраты бюджетных средств такие контракты подлежат особой проверке со стороны контрольных органов, а также в некоторых случаях требуется предварительное согласование заключаемого контракта.

Кто может заключать прямой договор по 44-ФЗ до 400 тысяч

В п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ приводится перечень организаций, для которых установлена максимальная сумма прямого договора по 44-ФЗ в 400 тыс. руб.:

  • федеральные и муниципальные учреждения культуры, деятельность которых связана с сохранением объектов культурного наследия;
  • зоопарки;
  • планетарии;
  • парки отдыха;
  • цирки;
  • музеи;
  • библиотеки и архивы;
  • научные организации;
  • организации для сирот;
  • физкультурно-спортивные организации и др.

Кроме того, закон вводит дополнительные ограничения на подобные прямые закупки: их общий объем должен быть не более 50 % от годовой суммы закупок или не выше 20 млн руб.

– Участник конкурса по требованию заказчика должен предоставить документы, помимо декларации, доказывающие, что он вправе быть поставщиком или подрядчиком п.

4. Подготовка отчета – обоснования

Чтобы закупить товары, работы, услуги у единственного поставщика, заказчик обязан обосновать в отчете:

  • невозможность или нецелесообразность других способов закупки;
  • цену контракта;
  • другие существенные условия контракта.

Отчет-обоснование формируйте не при всех сделках с едпоставщиком.

Пункты 3, 6, 9, 10–14, 17–18, 22, 23, 30–32, 34, 35, 37–41, 46, 49 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

Отчет-обоснование не нужен

Пункты 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19–21, 24–26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45, 47, 48, 50–54 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

Правила установлены в части 3 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Согласование закупки с контрольным органом.

Как заключить контракт в режиме ЧС. Десять заповедей!

П. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ позволяет осуществить закупку у единственного поставщика определенных товаров, работ, услуг, вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы.

В феврале текущего года наша страна в полной мере столкнулась с проблемой распространения коронавируса под кодовым названием «COVID-19». Практически сразу стало понятно, что для защиты своих граждан государство должно будет осуществить закупки необходимых товаров, работ, услуг в кратчайшие сроки. В стандартной ситуации проблем с закупками лекарственных препаратов и медицинской техники и так хватает, а сейчас еще добавились и обстоятельства, с которыми многие заказчики раньше даже и не сталкивались.

Главный регулятор и контролер в сфере закупок в рамках своих полномочий отреагировали на сложившиеся обстоятельства:

18 марта Федеральная антимонопольная служба России сообщила «закупки, направленные на профилактику, предупреждение и ликвидацию последствий распространения COVID-19, теперь могут осуществляться у единственного поставщика, при условии наличия причинно-следственной связи цели и предмета такой закупки»;

— 19 марта Министерство финансов Российской Федерации подготовило разъяснение и подтвердило следующее: «при введении режима повышенной готовности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV, заказчик вправе осуществить закупку любых товаров, работ, услуг, требуемых в связи с введением режима повышенной готовности, на основании пункта 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, поскольку распространение такой новой коронавирусной инфекции является обстоятельством непреодолимой силы».

Таким образом, у заказчиков появилась возможность не только «ликвидировать последствия», но и «осуществить профилактику».

Напомним, п. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее 44-ФЗ) предусмотрено: «Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях: …

9) закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме, в том числе в случаях, предусмотренных частями 7 и 12 статьи 82 настоящего Федерального закона».

Исходя из нормы статьи, очевидно, что основной фактор возникновения ситуации, при которой возможна закупка у единственного поставщика по данному факту, это его непреодолимость.

Непреодолимую силу в гражданском праве нередко именуют форс-мажором (от лат. vis maior – высшая, природная сила). Из этого определение следует, что форс-мажор – это событие, которое невозможно предотвратить имеющимися в данный момент средствами, даже если его и можно было бы предвидеть, в частности, стихийные бедствия, народные волнения и т.д. Поэтому нельзя, например, считать форс-мажором ежегодный разлив реки или ежегодно выпадающие в виде дождя или снега осадки, если они не отличаются необычным масштабом. Резкое понижение температур наружного воздуха в зимнее время, а также атмосферные осадки в виде снега дождя не относятся к природным явлениям стихийного характера, поскольку являются прогнозируемыми событиями, следовательно, не могут рассматриваться в качестве непреодолимой силы, поскольку не обладают признаками чрезвычайности, исключительности и объективной непредотвратимости.

Второй фактор, на который обращают внимание органы контроля за соблюдением законодательства, заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий непреодолимой ситуации, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме. Т.е. включить в контракт сопутствующие товары, работы, услуги не получится. Такой контракт рискует быть признан заключенным с нарушениями, ответственность за которые предусмотрена в ч. 2 ст. 7.29 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (КоАП РФ).

Предлагаем разобраться, как осуществить закупку у единственного поставщика определенных товаров, работ, услуг, вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, соблюдая при этом требования действующего законодательства:

1. План-график:

Ч. 1 ст. 16 44-ФЗ предусмотрено: «Планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены».

Таким образом, включение закупки у единственного поставщика определенных товаров, работ, услуг, вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, является обязательным.

Закупка у единственного поставщика определенных товаров, работ, услуг, вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, включается в план-график путем внесения в него изменений в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2019 г. № 1279.

В соответствии с нормами, регламентируемыми ч. 3 ст. 93 44-ФЗ, извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется.

2. Наличие причинно-следственной связи цели и предмета закупки:

Данный принцип означает, что предмет закупки, товар, работа или услуга должны соответствовать цели закупки. Т.е., если закупка направлена, к примеру, на ликвидацию последствий урагана, в результате которого разрушена крыша здания, купить одновременно обои, с тем что бы поменять их внутри пострадавшего здания, не получится. Количество и объем, так же должны соответствовать объемам, необходимым для ликвидации последствий непреодолимой ситуации, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме.

3. Непреодолимость:

Данный принцип следует из самой нормы закона «закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы», и соответственно, должен быть объективно подтвержден. Подтверждение, что заказчик не знал, не предполагал и не мог спрогнозировать ситуацию, которая требует устранения/разрешения/предотвращения путем осуществления закупки на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, поможет снять вопросы контролеров. В случае осуществления закупки товаров, работ, услуг, требуемых в связи с введением режима повышенной готовности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV, подтверждением непреодолимости могут послужить уже упоминавшиеся в начале статьи письма ФАС России от 18.03.2020 № ИА/21684/20; Минфина от 19.03.2020 № 24-06-06/21324. В случае необходимости ликвидации последствий урагана, в результате которого разрушена крыша здания, может послужить заключение Гидрометцентра о погоде в привязке к региону, месту нахождения здания, времени, когда произошло разрушение.

4. Обоснование НМЦК:

В соответствии с нормами, регламентируемыми ч. 4 ст. 93 44-ФЗ «При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30 — 32, 34, 35, 37 — 41, 46, 49 части 1 настоящей статьи, заказчик обязан определить и обосновать цену контракта в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных настоящей частью, контракт должен содержать обоснование цены контракта».

Таким образом, обоснование начальной (максимальной) цены контракта, обязанностью заказчика при заключении договора с единственным поставщиком на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. При этом от обычных, планируемых закупок, не отличается. Особенностей для обоснования НМЦК в вышеуказанных целях, законодатель не устанавливает.

Читайте также:  Мошенничество на Авито: популярные схемы, как вернуть деньги, наказание

Методы обоснования НМЦК определены ст. 22 44-ФЗ, методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, определены Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».

5. Срочность:

Данный принцип так же следует из нормы закона, т.к. выбор иного способа закупки может потребовать «затрат времени». Соответственно, принимая во внимание «экстренность, «неотложность» и «чрезвычайность», договор с единственным поставщиком в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ заключается в кратчайшие сроки. Кратчайшие сроки предусматриваются так же и в самом договоре на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг. Иными словами, если крыша разрушена сегодня, договор на ее восстановление заключается в кратчайшие сроки. К ремонту подрядчик приступает незамедлительно. Не соблюдение принципа срочности, может послужить для контролирующих органов основанием признать, что контракт заключен с нарушениями, ответственность за которые предусмотрена ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ, а заказчик мог выбрать иной способ, проведя конкурентную закупку.

6. Обоснование невозможности и нецелесообразности:

Данный документ, его наличие и содержание, законодательно не регламентированы. Однако обосновать закупку у единственного поставщика, невозможность и нецелесообразность проведения конкурентной закупки, значит аргументировать свой выбор проводить закупку неконкурентным способом. Данный документ может содержать подробное описание ситуации, которая требует устранения/разрешения/предотвращения путем осуществления закупки на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Подробное описание последствий, которые могут возникнуть в случае увеличения сроков устранения/разрешения/предотвращения. По сути, данный документ, это краткое описание и ответ на все вопросы, которые могут возникнуть у проверяющих.

7. Обоснование соответствия единственного поставщика требованиям закона:

Ч. 1 ст. 31 44-ФЗ определено: «При осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки». Далее следует перечисление таких требований. При этом, ст. 31 не содержит исключений. Таким образом, любой участник закупки, в том числе закупки у единственного поставщика, должен соответствовать установленным законодателем требованиям. Исходя из смысла данной нормы, при заключении договора с единственным поставщиком на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, заказчик должен руководствоваться вышеуказанной нормой.

8. Контракт:

В соответствии с действующим законодательством договор на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг с единственным поставщиком на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ может быть заключен напрямую, в «бумажной форме», с соблюдением норм, регламентируемых ст. 34 44-ФЗ.

9. Уведомление контролирующего органа:

Ч. 2 ст. 93 44-ФЗ предусмотрено: «При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 6, 9, 34 и 50 части 1 настоящей статьи, заказчик обязан направить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта в контрольный орган в сфере закупок уведомление о такой закупке. Уведомление о такой закупке направляется при ее осуществлении для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта с обоснованием его заключения».

Таким образом, направление уведомления в орган контроля, как и сроки его направления, являются обязанностью заказчика. Обращаем ваше внимание: в соответствии с нормами, регламентируемыми Гражданским кодексом Российской Федерации, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Иными словами, если вы заключили контракт 20.03.2020 в пятницу, срок для направления информации в контролирующий орган – не позднее 23.03.2020, в понедельник.

Не забудьте, что к направляемому контракту, должны быть приложены все вышеуказанные документы, которые и являются обоснованием заключения контракта, в том числе в обязательном порядке «Обоснование невозможности и нецелесообразности проведения конкурентной закупки».

10. Реестр контрактов:

Ч. 1 ст. 103 44-ФЗ предусмотрено: «Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее — реестр контрактов). В реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктами 4, 5, 23, 42, 44, 45, пунктом 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) и пунктом 52 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона».

Таким образом, не попав в состав исключений, направление в Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации информации о заключенном на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ контракте, является для заказчиков обязательным.

Сроки направления информации определены ч. 3 ст. 103 и составляют пять рабочих дней.

Состав направляемых документов и информации определен ч. 2 ст. 103 и не отличается от обычного состава документов и информации, размещаемых заказчиком по контрактам, заключаемых на основании конкурентной процедуры.

Итак, мы обозначили 10 ключевых аспектов или, как мы их условно назвали «заповедей», которые должны в ближайшее время стать памяткой для каждого заказчика, осуществляющего закупки для ликвидации и предупреждения распространения коронавируса.

Читать первоисточник: Цифровые закупки (25.03.2020)

Методы обоснования НМЦК определены ст.

Порядок закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 закона 44-ФЗ

п/п

Показатель

Пункт 4

Пункт 5

Основание закупки у единственного исполнителя

Осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 600 тыс. рублей (сумма повышена с 24.04.2020 г.)

Осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 600 тыс. рублей

Поставка любых товаров, выполнение любых работ, оказание любых услуг. Номенклатура по одноименности отсутствует.

Кто может осуществлять закупки по данному пункту

Филиалы заказчика в случае передачи им полномочий вправе осуществлять закупки самостоятельно. Но ограничения по годовому объему закупок распространяются в целом на заказчика с учетом всех филиалов (письма

Минэкономразвития России от

18.12.2015 № Д28и-3733, от

14.01.2016 N Д28и-142)

Только отдельные категории заказчиков:

  • государственные или муниципальные учреждения культуры, уставными целями деятельности которых являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия,
  • отдельные государственные или муниципальные учреждения (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив, дом

(центр) народного творчества, дом (центр) ремесел),

  • государственные или муниципальные образовательные организации,
  • государственные или муниципальные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор,
  • физкультурно-спортивные организации,
  • государственные или муниципальные научные организации

Максимальная цена одного контракта

600 000 руб. включительно

600 000 руб. включительно

Максимальный годовой объем закупок

2 млн. руб. ИЛИ 10% СГОЗ и не более 50 млн. руб. (с 24.04.2020) Данные ограничения НЕ применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. Фактический годовой объем рассчитывается с учетом исполнения контрактов в течение года, их изменения и расторжения.

5 млн. руб. ИЛИ 50 % СГОЗ и не более 30 млн. руб. (с

Фактический годовой объем рассчитывается с учетом исполнения контрактов в течение года, их изменения и расторжения.

Риски «дробления» закупок.

Такого понятия нет в законодательстве. На практике – это разделение одной крупной закупки, которая должна быть проведена конкурентным способом, на несколько мелких, которые осуществлены без проведения конкурентных процедур.

За превышение годового объема закупок или за «дробление» закупок предусмотрена административная ответственность по ч.1, 2 ст. 7.29 КоАП РФ:

административный штраф на должностное лицо в размере 30 000 – 50 000 руб.

Актуальная судебная практика – дела №А40-208115/2018, №А60-59271/2019

Порядок планирования закупок

  • В упрощенном порядке. Раздел плана «особые закупки».
  • Один ИКЗ для п.4 ч.1 ст.93 на каждый год.
  • В ИКЗ в разрядах ОКПД указываются значения «0».
  • Пока не утверждён планграфик на очередной год, в таком году нельзя заключать контракт.
  • В упрощенном порядке. Раздел плана «особые закупки».
  • Один ИКЗ для п.5 ч.1 ст.93 на каждый год.
  • В ИКЗ в разрядах ОКПД указываются значения «0».
  • Пока не утверждён план-график на очередной год, в таком году нельзя заключать контракт

При заключении контракта ИКЗ уточняется, в разрядах 27-29 указываются значения с 1 до 999. Т.е. нумеруется каждый контракт.

Требования к поставщику (ст.31)

Преференции СМП и СОНО, организациям инвалидов,

п/п

Показатель

Пункт 4

Пункт 5

учреждениям ФСИН (ст.28-

Расчет и обоснование цены контракта (ст. 22)

Форма контракта (ч.15 ст.34)

Любая форма, предусмотренная ГК РФ для совершения сделок:

1) письменная форма:

  • заключение контракта путем оформления одного документа, подписанного сторонами § заключение контракта путем обмена документами (оплата по счету) 2) устная форма:
  • оплата за наличный расчет (кассовый/товарный чек, билет, квитанция и т.п.). ГК РФ для отдельных видов договоров могут быть установлены ограничения на форму заключения контракта (например, ст.609, 633, 651 ГК РФ).

Вид контракта (п.8 ст.3)

  • Государственный заказчик – государственный контракт (ГК).
  • Муниципальный заказчик – муниципальный контракт (МК).
  • Бюджетные учреждения, унитарные предприятия, иные юр. лица в соответствии со ст. 15 Закона 44-ФЗ – договор или гражданско-правовой договор.
  • Заключение «контрактов» Законом 44-ФЗ, ГК РФ, БК РФ не предусмотрено.

Применение типовых контрактов

Можно не применять. Применяются в обязательном порядке – если обязательность их применения в указанном случае (п.4 или п.5 ч.1 ст.93) установлена в информационной карте типового контракта

  • Предмет контракта должен быть определён конкретно. Указано наименование товара, описание объекта закупки, спецификация и т.п. (п.3 ст.455 ГК РФ).
  • Возможна закупка с указанием товарных знаков, торгового наименования, марки, модели, производителя, страны происхождения и пр.
  • Ст.33 Закона 44-ФЗ не применяется.
  • Можно закупать по одному контракту продукцию, не связанную между собой. Требования ст.

17 Закона о защите конкуренции 135-ФЗ не применяются.

Заказчик ОБЯЗАН установить, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта (ч.2 ст.34)

Количество товара, объем работ, услуг

Заказчик ОБЯЗАН установить:

  • количество товара или порядок его определения (например, по заявкам заказчика) (п.3 ст.455, п.1 ст.465 ГК РФ)
  • условие об объеме работ (для ГК/МК) (ст.766 ГК РФ).

Срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг

Заказчик ОБЯЗАН установить:

  • Срок поставки товара (ст.506 ГК РФ)
  • Начальный и конечный сроки выполнения работы (ст.708, 766 ГК РФ)

Срок и порядок оплаты

Заказчик ВПРАВЕ установить:

  • порядок и сроки оплаты товара, работы или услуги (ч.15 ст.34, п.1 ч.13 ст.34). Если соглашением сторон порядок и форма расчетов не определены, то расчеты осуществляются платежными поручениями (п.1 ст.516 ГК РФ).
  • условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа (если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса) (ч.15 ст.34, п.1 ч.13 ст.34)
  • условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юр. лицу или физ. лицу, в том числе зарегистрированному в качестве ИП, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ, связанных с оплатой контракта, если такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы РФ заказчиком (ч.15 ст.34, п.2 ч.13 ст.34).
  • максимальный срок оплаты ДОЛЖЕН БЫТЬ не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке (ч.13.1 ст.34).
  • дата исполнения обязательства заказчика по оплате (по государственному / муниципальному контракту) – это дата списания денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц (п.6 ст.219 ГК РФ).
  • при установлении аванса заказчик ОБЯЗАН учесть условия:

– государственные и муниципальные заказчики, автономные, бюджетные учреждения – смотрим соответствующие правовые акты о бюджете, если установлены ограничения на аванс – соблюдаем эти ограничения (ч.3.11-1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-

ФЗ «Об автономных учреждениях», ч.16.1 ст.30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ) – унитарные предприятия – нет нормативных ограничений

Срок и порядок приемки

Заказчик ВПРАВЕ установить (ч.15 ст.34, п.1 ч.13 ст.34):

  • Порядок приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом (например, этапы приемки, перечень документов, кто осуществляет приемку – приемочная комиссия или уполномоченное лицо и т.п.).
  • Срок осуществления приемки.
  • Порядок оформления результатов приемки (в т.ч. вид документа о приемке – акт поставки товара, акт выполненных работ, акт оказанных услуг и т.п.).
  • Срок оформления результатов приемки.
  • Экспертиза при приемке – силами заказчика. Эксперты, экспертные организации – при необходимости по решению заказчика.

Срок действия контракта

§ Начало действия контракта – с момента его заключения.

Заказчик ОБЯЗАН установить.

Когда нужно согласование

Заказчик, который получает право заключить контракт с единственным поставщиком вследствие несостоявшейся процедуры закупки, освобождается от необходимости размещать извещение в ЕИС, а также от составления отчета о невозможности определения поставщика другими способами.

Однако в ряде случаев будущий контракт придется согласовать с контролирующими органами. Это касается закупок для обеспечения федеральных нужд, потребностей региона или муниципалитета. Согласовать придется не все указанные контракты – это зависит от способа определения исполнителя. Так, если закупка проводилась посредством электронного аукциона или запросом котировок, то согласовывать заключение контракта с единственным поставщиком не потребуется. А вот при проведении конкурса в большинстве случаев контракт придется согласовать. Однако и здесь есть исключения – к ним относятся конкурсы на капвложения в объекты государственной и муниципальной собственности, а также проекты по строительству и реконструкции капитальных объектов, которые проводятся за счет бюджета организациями, не являющимися государственными либо муниципальными предприятиями.

В остальных случаях в течение 10 дней после размещения в ЕИС данных о несостоявшейся конкурентной процедуре следует отправить контракт на утверждение в контролирующий орган. У последнего на согласование есть 10 рабочих дней с даты, когда обращение заказчика было получено.

Заказчик, который получает право заключить контракт с единственным поставщиком вследствие несостоявшейся процедуры закупки, освобождается от необходимости размещать извещение в ЕИС, а также от составления отчета о невозможности определения поставщика другими способами.

Добавить комментарий