Что такое возвратный лизинг и когда применяется – 2020 год

Возвратный лизинг

Возвратный лизинг — один из видов финансовой аренды. Специфика этого вида лизинга заключается в том что, продавец выступает в качестве лизингополучателя в рамках одной сделки. Форма контракта укладывается в законодательные рамки, однако механизм договора может быть расценен как попытка уклонения от уплаты налогов. Поэтому на сделку может быть наложено дополнительное налоговое обременение. В начале двухтысячных годов в судебной практике было рассмотрено множество исков от налоговой службы по сделкам возвратного лизинга. Попытка признать подобные соглашения, не отвечающими требованиям законодательства, редко увенчивались успехом, суды выступали на стороне компаний. Риск такого типа сделок считается низким.

Гражданским кодексом утверждены правовые основы лизинговых сделок, описанные в шестом параграфе 34 главы. Также отсутствует ограничение на возможность совпадения двух ролей (продавца и лизингополучателя) в рамках одного договора. Подобная возможность предусмотрена законом, что делает возвратный лизинг совершенно легальной операцией.

В связи с отменой налога на движимое имущество (после 2013 года) договоры возвратного лизинга стали пользоваться особым спросом.

Предметом возвратного лизинга может выступать имущество недвижимое — земля, нежилые помещения, здания; движимое — автомобили.

Возможные варианты соглашений:

  • Покупка лизинговой компанией собственности у юридического лица;
  • Передача лизинговой организацией в финансовую аренду (лизинг) предмета лизинга клиенту, при этом по завершении срока лизинга право собственности на предмет лизинга передается лизингополучателю;
  • Покупка лизинговой организацией, предмета лизинга у клиента при этом по завершении срока лизинга право собственности на предмет лизинга не передается лизингополучателю.

Риск такого типа сделок считается низким.

Возвратный лизинг и история Уинстона Черчилля

Модель возвратного лизинга появилась еще до появления самого термина. Так, в 1922 году будущий премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль купил за 5 тысяч фунтов стерлингов дом с землей. Уже после Второй мировой Черчилль решил продать дом, а его старый друг лорд Кэмроуз предложил оригинальную финансовую схему.

В схеме задействованы 10 больниц, сумма сделки 700 млн.

Принцип обратного лизинга

Возвратный или обратный лизинг представляет собой финансовую аренду предмета лицом, которому ранее принадлежал предмет. Иными словами, лизингополучателем выступает продавец имущества (например, оборудования, объекта недвижимости или автомобиля).

Возникает вопрос по поводу целесообразности подобной сделки: зачем брать в аренду предмет, которым можно было пользоваться самому и бесплатно? Ведь услуга лизинга всегда подразумевает возмездность?

Ситуация, кажущаяся странной, на деле бывает экономически вполне осмысленной. Лизингополучатель, отказываясь от прав собственности на имущество, соглашается на выплату суммы погашения и приобретает ряд преимуществ:

  • остается фактическим владельцем предмета и пользуется им, как прежде;
  • получает сумму выручки за реализацию объекта, которую можно инвестировать в заведомо (предположительно) более выгодный проект или закрыть ею «финансовые дыры»;
  • значительно снижает фискальную нагрузку (налоги на прибыль, имущество и добавленную стоимость);
  • после завершения срока договора возможен возврат права собственности на предмет.

На эти доводы можно возразить, что есть и другие способы получения необходимых оборотных средств помимо реализации объекта – например, банковский кредит. Это так, но проценты по нему в ряде случаев превышают лизинговые платежи.

комиссии за услугу лизинга по годовой ставке 7 ;.

Налоговые риски

Риски:

  1. Суды по причине совершения нелегальных сделок. Например, незаконное уменьшение налоговой базы, либо образования задолженности по выплатам сборов за счет увеличения прибыли предприятия.
  2. Лишение лицензии лизинговой компании, либо временное приостановление её действительности.
  3. Расчеты не деньгами, а иными формами эквивалентов.
  4. Заниженная стоимость автотранспортного средства.

Рисками по налоговым обязательным сборам служат те факторы, о которых уже упоминалось в пункте недостатков возвратного лизинга. Налоговые инстанции очень внимательно наблюдают за деятельностью лизинговых организаций.

Устраивает проверки, сверяет платежи, изучает отчеты, расходные накладные и прочее.

Способы возмещения ущерба причиненного предмету лизингового контракта.

Таким образом, при помощи возвратного лизинга лизингополучатель пополняет свои оборотные средства, при этом продолжает пользоваться имуществом, получает все налоговые преференции, свойственные лизингу, а после выплаты лизинговых платежей лизингополучатель вновь становится собственником своего имущества.

Мы поможем выбрать оптимальный вариант оформления всех документов, который позволит добиться уменьшения налоговых платежей и получения оборудования, необходимого для развития бизнеса.

Условия оформления возвратного лизинга

Процентные ставки при возвратном лизинге практически такие же, как и по обычной сделке лизинга и напрямую зависят от стоимости лизингового имущества, финансовой ситуации лизингополучателя и срока, на который заключается договор лизинга.

Условия оформления возвратного лизинга.

Что лучше и выгоднее возвратный лизинг или кредит?

Основное назначение ВЛ получение денежных средств для исправления финансового положения. Такой лизинг можно сравнить с банковским кредитом. В обоих вариантах владелец имущества получает нужную сумму. В случае с ВЛ это происходит за счет временной его продажи, а при пользовании услугой банка – за счет его залога.

Особенно это заметно по сделкам с недвижимостью и ТС.

Требования к получателям

Возвратный лизинг именно автомобилей для физических лиц практикуется нечасто. Обычно предлагается финансовая аренда на новые машины. Но если такая услуга все же оказывается, то требования к клиентам вполне стандартные:

  • подтверждающий личность документ;
  • наличие прописки;
  • справка о доходах;
  • определенный возраст (обычно от 18 до 70 лет).

Однако по сравнению с финансовым лизингом, могут быть:

  • более высокий процент удорожания;
  • до 50% первоначальный взнос;
  • небольшой срок договора;
  • необходим залог.

Для юридических лиц возвратный лизинг автомобилей применяется более широко. В этом случае необходимо предъявить:

  • учредительные бумаги;
  • документы руководителя организации (паспорт, приказ о назначении);
  • ИНН предприятия;
  • баланс, финансовый отчет;
  • информацию о счетах.

При этом условия для юридических лиц обычно более мягкие, чем для граждан:

  • срок договора зависит от типа и стоимости транспортного средства;
  • небольшой процент удорожания;
  • возможность оформления без первоначального взноса.

В обоих случаях требуется подтверждение права собственности на транспорт и отсутствие залоговых обязательств.

Лизинг для ИП, как правило, предусматривает те же выгоды, что и для юридических лиц.

Для юридических лиц возвратный лизинг автомобилей применяется более широко.

Особенности налогообложения при проведении сделки

Многие компании прибегают к обратному лизингу с целью оптимизировать систему налогообложения и снизить объем выплат в бюджет. Многие лизинговые компании в первую очередь привлекают внимание своих клиентов к этому преимуществу.

  • В первую очередь это связано с отсутствием необходимости уплаты налога на имущество. После подписания документов предмет договора становится собственностью покупателя, а значит лизингополучатель может не платить данный сбор.

Налог при лизинге

  • Во-вторых, все платежи можно относит к категории «Расходы», что соответственно уменьшает налогооблагаемую базу и снижает финансовую нагрузку.
  • В-третьих, при выборе обратного лизинга применяется ускоренная амортизация. Это происходит из-за того, что объект сделки должен полностью амортизироваться до конца срока договора аренды. Эта особенность становится преимуществом и для лизинговой компании, так как размер сбора на имущество, необходимость внесения которого ложится на его плечи, также снижается.

Однако стоит отметить, что такая схема подойдет только тем клиентам, для кого подобные способы учета налогов являются применимыми.

Полученные средства, направленные на нейтрализацию последствий неверных управленческих решений, позволят укрепить финансовое положение компании и со временем выкупить имущество.

Ты — мне, я — тебе: что такое возвратный лизинг

Представьте: вашей компании срочно нужны деньги на покупку оборудования, но банк отказал в кредите. Что теперь? Работать на старом оборудовании, терять время и деньги? Закрыть фирму и найти себе другое занятие? Объявить в Одноклассниках благотворительный сбор? Конечно, нет. Можно заключить договор возвратного лизинга.

Читайте также:  Рефинансирование кредита без страховки в 2020 г: банки и условия

У Маши есть автомобиль, но нет свободных денег. У Коли есть свободные деньги, но нет автомобиля. Маша не может обходиться без автомобиля, отказаться от автомобиля для Маши — не вариант. Что же делать Маше?

Маша продает автомобиль Коле, а потом берет этот же автомобиль у Коли в аренду. Через пять лет Маша хочет выкупить у Коли автомобиль по минимальной остаточной стоимости.

Что в итоге получилось? У Маши есть деньги и право пользоваться автомобилем. Коля вложил свободные средства в покупку и ежемесячно получает арендную плату.

Описанная ситуация — это и есть в общих чертах возвратный лизинг.

Объявить в Одноклассниках благотворительный сбор.

Наиболее вероятные объекты

Компания, собирающаяся пополнить оборотные активы с помощью возвратного лизинга, должна реально оценивать перспективы проекта, поскольку данная финансовая услуга приемлема далеко не для всех предприятий, имеющих в собственности основные фонды. Возвратный лизинг применим только к наиболее ликвидной части основных средств, которая не подвержена значительному физическому и тем более моральному износу. Практика показывает, что лизинговые компании редко рассматривают сделки с оборудованием, с момента ввода в эксплуатацию которого (или даже года выпуска) прошло более года.

Большое значение имеет и психологический аспект. Некоторым директорам не нравится возвратный лизинг именно потому, что они видят в нем некую завуалированную «распродажу» или даже «национализацию» своих предприятий, когда участником сделки (лизингодателем, кредитором) параллельно выступает государственная компания.

Размер дисконта будет увеличиваться пропорционально снижению уровня ликвидности оборудования.

Что это такое лизинг

Лизинг – это определенная форма кредитования потребителей, позволяющая получить какое-либо имущество во временное пользование за определенную плату (лизинговый платеж). Основное отличие лизинговой сделки от обычной аренды заключается в возможности последующего выкупа имущества, причем стоимость сделки определяется с учетом внесенных ранее лизинговых платежей.

Лизинговые соглашения регламентируются:

    Главой 34 Гражданского Кодекса РФ Федеральным законом №164 (закон «О лизинге»)

Сторонами лизингового соглашения являются:

    лизингодатель – компания или частное лицо, специализирующееся на инвестировании и предоставляющее денежные средства для приобретения лизингового имущества лизингополучатель – получатель лизингового имущества во временное пользование поставщик имущества, переедаемогов лизинг – дилер, производитель и так далее страхователь – страховая компания, в которой застраховано лизинговое имущество от порчи и иных несчастных случаев (по договоренности между лизингодателем и лизингополучателем)

Объектом лизинговой сделки может выступать любое имущество, имеющее определенные признаки:

    здания и сооружения различного назначения автомобильный транспорт сельскохозяйственная, дорожная и иная специальная техника станки и другое оборудование для изготовления каких-либо изделий предприятия иное имущество, необходимое лизингополучателю для получения прибыли или ведения коммерческой деятельности

Исключением являются:

    земельные участки любого назначения различные природные объекты предметы, оборот которых в РФ запрещен или ограничен действующим законодательством

В настоящее время широкое распространение получили три основных вида лизинга:

  • финансовый
  • операционный
  • возвратный

Финансовый лизинг — это форма сделки, при которой лизинговое имущество по истечению срока соглашения выкупается лизингополучателем по остаточной, как правило, минимальной стоимости. На финансовом лизинге специализируется большинство крупных компаний: Сбербанк Лизинг, ВТБ Лизинг и так далее.

Операционный лизинг представляет собой сделку, по истечении срока которой лизинговое имущество возвращается лизингодателю. Такая форма инвестирования используется копаниями, имеющими большой автопарк, так как позволяет постоянно обновлять движимое имущество.

Возвратный лизинг – это сделка, в которой продавцом лизингового имущества и лизингополучателем является одно лицо. Финансовый инструмент позволяет привлекать большое количество инвестиций и снижать налог на прибыль за счет использования налоговых льгот.

Лизинговые сделки так же можно классифицировать:

  • по срокам сделки. Различают:

— краткосрочный лизинг, при котором соглашение об аренде заключается на срок менее 12 месяцев
— среднесрочный лизинг (12 – 36 месяцев)
— долгосрочный лизинг (более 3 лет)

  • по участникам сделки:

— внутренний лизинг. В сделке участвуют только резиденты Российской Федерации
— международный лизинг, при котором хотя бы одна из сторон соглашения не является резидентом РФ

  • по степени защищенности сделки:

— необеспеченный лизинг (отсутствуют страхование объекта лизинга и иные гарантии)
— частично обеспеченный лизинг (объект договора лизинга застрахован)
— обеспеченный лизинг (лизинговое имущество застраховано. Иные риски сделки распределены между сторонами соглашения)

На финансовом лизинге специализируется большинство крупных компаний Сбербанк Лизинг, ВТБ Лизинг и так далее.

Суть понятия

В общем понимании считается, что сторонами выступают разные субъекты: лизинговая компания (дилер), клиент, продавец. Это верно для финансового и операционного лизинга. Помимо них существует еще одна разновидность сделок – возвратный лизинг, он представляет собой соглашение, в котором продавец (поставщик) и клиент – одно и то же юридическое лицо.

Сущность мероприятия в том, что клиент продает свое имущество компании, после чего заключает с ней сделку, на основании которой принимает это же имущество в аренду с последующим выкупом. Такое развитие событий позволяет получить выручку за имущество и продолжать пользоваться им, несмотря на то, что юридическим его владельцем является третье лицо.

Возвратный лизинг применяется фирмами в отношении собственных основных средств с длительным сроком амортизации и движимого имущества, которое предназначено для эксплуатации в течение более, чем 10 лет.

Договора обратного лизинга заключаются и между государствами для отчуждения и аренды собственных территорий. Например, сделка между Северной Америкой и Аргентиной, когда США продали, а затем на 99 лет арендовали у юга Фолклендские острова.

Целесообразность возвратного лизинга для юридических лиц объясняется финансово-экономическим аспектами и освобождением от налогового бремени.

Пока сделка в силе оно принадлежит лизинговой компании, которая сама несет денежную повинность перед государством.

Новые правила льготного лизинга?

В 2020 году должен вступить в действие новый механизм единого льготного лизинга. Требования к лизингодателям и самой технике обещали стать жёстче. Но в январе в правительстве России решили отложить ввод нововведений, их будут пересматривать. Пока сроки окончания доработки неизвестны, но известно, что поменять могут схему конкурсного отбора лизинговых компаний, сроки выплаты субсидий и условия по газомоторной технике. А мы тем временем, вместе с экспертами за виртуальным круглым столом попробуем разобраться, как новый механизм повлияет на рынок и на производителей.

— Достаточно ли в России востребованных моделей спецтехники и коммерческого транспорта, соответствующих требованиям 719 постановления о локализации и набирающих не менее 1500 баллов?

«Практически все модели спецтехники и коммерческого транспорта российского производства набирают 1500 баллов, с этим трудностей нет. Более того, большинство производителей дорожно-строительной техники ещё не перешли на бальную систему оценки локализации, так что с номенклатурой продукции проблем нет.

Как по мне, по результатам 2018 и 2019 года, видно ярко выраженное влияние программ субсидирование на рынок сбыта. Влияние позитивное для конечного потребителя, получающего реальную экономию, и негативное для лизинговой компании и производителей. Лизинговые компании зачастую сталкиваются с большими трудностями при возмещении субсидии и, как и производители, со спадом продаж в период отсутствия данного механизма».

Читайте также:  Пенсия за выслугу лет — государственным и муниципальным гражданским служащим, космонавтам в 2020 году, назначение, право

Директор по маркетингу ООО «ЧЕТРА» Денис Куваев

«Если говорить о спецтехнике, в частности о бульдозерной технике, то новые требования 719 постановления в виде бальной системы на момент подготовки настоящих комментариев в действие не вступили. Однако, логично, что новые требования и ограничения по минимальному количеству баллов должны защищать действующие в России предприятия с полным технологическим циклом (как, например, «Промтрактор» и ЧТЗ) и стимулировать развитие других предприятий, направленное на углубление процессов локализации. Иными словами, российское предприятие должно производить технику, а не заниматься её сборкой из зарубежных комплектующих».

«Основной акцент программы субсидирования лизинга в этом году делается на поддержку производителей с высоким уровнем локализации производства и значительным объёмом НИОКР. Каждая единица техники имеет свой балл, а в программу субсидирования попадает техника не ниже определенного балла. Государство, конечно, стремится поддерживать развитие именно такой техники, и все говорит о том, что этот тренд сохранится и в будущем».

Директор департамента региональной сети АО «Сбербанк Лизинг» Ольга Кириллова

«По спецтехнике в прошлых редакциях не было требования о минимальных баллах.

По колёсной технике лидеры рынка набирают необходимое количество баллов».

«Практически по каждому из видов спецтехники можно найти хотя бы одного российского или зарубежного производителя, подпадающего под требования 719 Постановления о локализации и набирающего не менее 1500 баллов. Тем не менее, игроков, соответствующих всем требованиям, пока немного. Думаю, что в течение года их количество может увеличиться, но необходимо понимать, что оперативно расширить производственную базу не так просто. Это потребует внушительных инвестиций.

Впрочем, изучая стратегию локализации производства легковых автомобилей, ключевые игроки примут новые правила игры. Российский рынок достаточно привлекателен для иностранцев, а строительная отрасль остается одним из локомотивов экономики».

— Выгодно ли лизинговым компаниям соревноваться в передаче как можно большего количества техники в расчёте на 1 рубль субсидии или возможные штрафы нивелируют эту выгоду?

Директор программ электрооборудования автотракторной техники ООО «НПП «Итэлма» Татьяна Донченко

«Мы считаем, что лизинговые компании будут стремиться максимально использовать механизм субсидий в своей деятельности в ближайшей перспективе, и конкуренция среди рыночных игроков будет достаточно высокая. Кроме вышеперечисленных причин, существуют еще ряд факторов, которые позволяют нам делать такие прогнозы.

Во-первых, планируемая сумма субсидий на 2020 год в размере 9,8 млрд рублей является не очень существенной цифрой для рынка лизинга России, который, по данным «Эксперт РА» за 9 месяцев 2019 год, составил около 1,031 трлн рублей (здесь и далее).

Во-вторых, рынок лизинга активно растёт в тех сегментах, где потенциально очень высок запрос на механизм субсидий. Это, в первую очередь, такие направления как: лизинг грузового автотранспорта, с ростом в прошлом году в 21,7%, и лизинг строительной и дорожно-строительной техники, с ростом в 37,7%.

В-третьих, несколько предыдущих лет, когда механизм субсидий лизинга существовал на рынке, спрос на эту форму поддержки со стороны лизинговых компаний был чрезвычайно высок.

Безусловно, существуют и сложности, которые несколько затрудняют работу с этим инструментом. В частности, формы и процедуры предоставления субсидий изменяются каждый год, что влечёт за собой достаточно длительный процесс согласования путей взаимодействия всех участников. Появляются новые требования, например, фиксация стоимости техники на период действия субсидий, которые не всегда должным образом отражают и учитывают сложившуюся на лизинговом рынке практику работы.

Ещё одним некомфортным фактором является ограниченный срок, в течение которого лизинговая субсидия может быть использована. На практике это может привести к тому, что участники рынка смогут реально работать с субсидиями около полугода, учитывая заложенные процедуры и сроки. Этот срок небольшой сам по себе, а, кроме того, прогнозируемо будут возникать сложности субсидирования лизинга оборудования с длительными сроками изготовления и поставки.

Также отмечу, что на 2020 год определён недостаточный уровень лимитов на оборудование и спецтехнику — на имущество, которое по итогам исследования «Эксперт РА» за 9 месяцев 2019 года, показало существенный рост.

Все эти нюансы в настоящее время активно прорабатывают участники рынка и государственные структуры, участвующие в программе субсидирования, так что мы надеемся на оптимизацию работы всей системы поддержки лизинга».

«Само участие лизинговой компании
в программах субсидирования является её несомненным конкурентным преимуществом. Наличие же потенциальных штрафов вынуждает лизинговые компании более ответственно подходить к планированию своего присутствия в том или ином сегменте рынка. Предложенный механизм ранжирования в определённой степени является компромиссом, т. к. раньше, в первую очередь, субсидировались те лизинговые компании, которые первыми подали заявление на получение субсидии. Несомненный плюс введения ранжирования — возможность «зарезервировать» лимит за компанией и в дальнейшем подходить к его расходованию более рационально. А минус в том, что спрос на продукцию определяется исключительно рынком. И при отсутствии спроса именно лизинговая компания будет вынуждена платить штраф. Для нас и наших клиентов плюсы от участия в программе перевешивают минусы в виде потенциальных штрафов».

ООО «ИМЗ Автокран» Артур Гаспарян

«Лизинговым компаниям выгодно не соревноваться в объёмах между собой, а трезво оценить свои возможности и рассчитать целевые объёмы на год. Практически у всех ЛК есть своя собственная статистика и доступ к аналитическим материалам, трезво оценив свои возможности возможно избежать любых штрафов.

К сожалению, на рынке мы видим тенденцию завышения лизинговых ставок при субсидировании предметов лизинга. Этому способствует несколько факторов, но основной, это непонимание ЛК о сроках возмещения предоставленной скидки от МПТ. В итоге, хотели как лучше, получилось, как всегда».

— Как могут новые правила повлиять на расклад сил производителей техники и коммерческого транспорта? Дайте, пожалуйста, свой прогноз.

TECH-RENT Михаил Иванов

«Инициатива Правительства направлена, в первую очередь, на формирование преференций для российских производителей спецтехники. Также она вынуждает зарубежные компании расширять производство в РФ, или организовывать СП с российскими партнёрами, тем самым создавая новые рабочие места. Добавлю, что дополнительное давление создаёт ограничение госзакупок – в тендерах сможет участвовать только та техника, которая соответствует требованиям Постановления №719. В связи с этим, доля рынка зарубежных производителей, не имеющих заводов внутри РФ, в ближайшие пару лет снизится, а отечественных компаний, и компаний, подтянувших уровень локализации до новых требований, наоборот, возрастет».

ООО «Техноспецсталь-Лизинг» Татьяна Донченко

«На наш взгляд, такие ограничения не скажутся существенным образом ни на выборке лимитов субсидирования со стороны лизинговых компаний, ни на деятельности компаний производителей. Причины видятся в следующем.

Во-первых, объём субсидий не настолько велик, чтобы оказать существенное влияние на рынок в целом.

Во-вторых, фактическая льгота, которая формируется при использовании субсидии для лизингополучателя, не будет существенной, так как лизинговые компании будут значительно ограничены в размере предоставляемой льготной суммы.

Ну и, в-третьих, многие позиции по технике, которая попадает или, наоборот, не попадает под действие программы, не являются конкурентными. Другими словами, не попавшая под программу субсидирования техника пользуется спросом и будет достаточно успешно предоставляться в лизинг и на обычных условиях».

— Как могут новые правила повлиять на расклад сил производителей техники и коммерческого транспорта? Дайте, пожалуйста, свой прогноз.

Читайте также:  Статус беженца в США в 2020 году: как получить, кто может получить, основания

«С сожалением вынуждены констатировать, что новое постановление, касающееся субсидирования лизинга № 1908 от 27.12.19, по сути, лишает отечественных производителей дорожно-строительной техники такого эффективного инструмента как лизинг: на всех производителей «специализированной техники и оборудования» (краны, экскаваторы, бульдозеры, погрузчики, автогрейдеры, катки, самосвалы, цистерны, прицепы и полуприцепы и т. п.) выделено всего 23,5 млн рублей на весь 2020 год — это 0,24% объёма бюджетных ассигнований. Основной объём государственной поддержки по постановлению пришелся на продукцию автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения — 79,1%, а также на продукцию сельскохозяйственного машиностроения — 10,2%. Такая ситуация недопустима поскольку, с одной стороны, противоречит декларируемой государством «поддержке отечественного машиностроения» (а ведь ни для кого не секрет, что зарубежные поставщики предлагают более выгодные лизинговые условия, чем «стандартный» отечественный лизинг без государственной поддержки), с другой стороны, на лицо явный дисбаланс между отраслями с акцентом на автопром».

ООО «ИМЗ Автокран» Артур Гаспарян

«При нынешнем объёме субсидии на дорожно-строительную технику и на коммерческий транспорт, конечно, виден явный перекос в пользу последнего. Но, в планах правительства увеличить сумму субсидии на ДСТ до 3 млрд рублей. При таком раскладе, доли ДСТ и КТ в лизинговых компаниях, скорее всего, останутся на прежних значениях. Не уверен, что в этом году будет какой-то явный перекос в какую-либо одну их сторон».

АО «Сбербанк Лизинг» Ольга Кириллова

«Льготный лизинг поддерживает только отечественных производителей с необходимой долей локализации. Как следствие, в продажах возрастает доля техники отечественного производства. Иностранные производители увеличивают (или планируют увеличить) локализацию производства, чтобы их техника подпадала под механизмы льготного лизинга».

— Насколько вообще популярен льготный лизинг у потребителей? Или его доля сравнима с обычными продажами в лизинг?

АО «Сбербанк Лизинг» Ольга Кириллова

«Льготный лизинг — очень востребованный инструмент, который позволяет увеличить спрос на отечественную продукцию. Его доля ограничена только объемом выделенных средств».

ООО «ИМЗ Автокран» Артур Гаспарян

«Популярность льготного лизинга растет, зачастую компании отказываются от покупки в лизинг в ожидании запуска льготных программ. Думаю, в 2020 году, предполагаемая сумма в 9,8 млрд рублей на единую лизинговую субсидию будет освоена к концу 3-го квартала и перед правительством снова встанет вопрос о дополнительном финансировании».

ООО «Техноспецсталь-Лизинг» Татьяна Донченко

«Государственные субсидии лизинга являются, по сути, механизмом софинансирования лизинговых сделок, и, практически, любая лизинговая компания заинтересована в привлечении дополнительных средств в свои проекты. Кроме того, субсидия снижает стоимость услуги лизинга. Это выгодно как лизингополучателю — ввиду снижения издержек на лизинговые платежи, так и лизингодателю — для повышения привлекательности лизинга для клиентов.

В нашей компании интерес клиентов к субсидиям стабильно высокий. «ТСС-Лизинг» активно участвует в программах субсидирования уже несколько лет и в 2019 году вошла в ограниченное количество лизинговых компаний, с кем было подписано соглашение. За последние три года в нашем портфеле объем сделок с использованием субсидий вырос более чем в 6 раз. Мы собираемся и дальше активно использовать данный механизм в работе».

— Насколько вообще популярен льготный лизинг у потребителей? Или его доля сравнима с обычными продажами в лизинг?

ООО «ЧЕТРА» Денис Куваев

«Как показала наша практика в 2018 и 2019 годах, льготный лизинг оказался очень востребован у потребителей бульдозерной техники, и изначально эта мера государственной поддержки оказала значительное влияние на рост спроса на дорожно-строительную технику отечественного производства.

По оценке компании «ЧЕТРА», в 2018 году прирост отгрузки крупнейших трех отечественных производителей бульдозеров на российский рынок составил плюс 15% к результатам 2017 года. Продажи бульдозеров ЧЕТРА по итогам 2018 года, с учётом использования мер господдержки, выросли на 63%. При этом, в 2018 году 25% контрактов компании «ЧЕТРА» были заключены с использованием программы субсидирования лизинга. В 2019 году, при условии своевременной пролонгации программы субсидирования лизинга, доля контрактов нашей компании с использованием программы смогла бы вырасти с 25% до 68% от объёма продаж, однако позднее принятие постановления Правительства РФ (оно было подписано только 14 июня 2019 г.), регулирующего льготный лизинг техники на 2019 год, недостаточный объем средств федерального бюджета, предусмотренный на эти цели, а также расширение списка субсидируемой техники (в частности на сельскохозяйственные машины) не позволили осуществить эти планы. Если говорить о прогнозе на 2020 год, то без корректировки либо условий программы, либо бюджетных лимитов можно смело утверждать, что если и будет прирост объемов реализации специализированной техники и оборудования, то он никоим образом не будет связан с льготным лизингом».

TECH-RENT Михаил Иванов

«В 2020 году Правительство РФ утвердило размер выделяемых субсидий на поддержку лизинга спецтехники. Сумма субсидий для обеспечения льготного лизинга грузовых автомобилей, дорожно-строительной и коммунальной техники на 2020 году составила 4,9 млрд. При этом количество заявок на субсидии превышает выделяемые из бюджета средства. Как правило, выделенный бюджет исчерпывается в первые два квартала, что свидетельствует о том, что спрос на льготный лизинг в сегменте спецтехники превышает предложение практически в 2 раза. Эффективность этого механизма неоспорима, по итогам 2019 года объём лизинговых сделок по приобретению спецтехники вырос практически в 4 раза во многом за счёт субсидирования. Поскольку под требования нового механизма льготного лизинга подпадают только производители спецтехники с высоким уровнем локализации, отмечу, что российская сборка пока ещё уступает по качеству европейской и американской. Для серьёзных компаний вопрос качества приобретаемой техники остается наиболее приоритетным. Можно сэкономить на этапе покупке, но затем потратить значительно больше на ремонт. При выборе погрузчиков и экскаваторов наша компания предпочитает JCB английской сборки, несмотря на её высокую стоимость. В этом случае мы получаем 100% уверенность в длительном сроке службы, и уменьшаем вероятность выхода нашей спецтехники из строя.

В случае с более простой техникой, такой как автокраны, актуальны и российские марки. Например, автокран «Клинцы» мы приобрели по субсидии».

ООО ИМЗ Автокран Артур Гаспарян.

Прием лизингового имущества

Поставка предмета сделки происходит в соответствии с условиями договора. Вместе с предметом лизинга передается и вся необходимая документация. Расходы, которые связаны с приемкой объектов, на себя берет лизингополучатель. Все риски к лизингополучателю переходят с момента подписания акта или с момента передачи предмета сделки. Если в момент приемки предмета лизинга или ввода его в эксплуатацию выявляются дефекты, их необходимо зафиксировать в соответствующем акте. В этом случае продавец в установленные сроки должен их устранить. С того момента, как будут устранены дефекты и происходит начало отсчета срока аренды.

Если лизингополучатель отказывается вводить в эксплуатацию предмет лизинга из-за дефектов, он должен сообщить об этом в письменном виде лизингодателю. В этом случае в обязательном порядке необходимо предоставить доказательную базу.

Важно! Факт приема предмета лизинга и запуска его в эксплуатацию подтверждается актом в течение 10 дней с момента получения данного имущества. Если в установленный срок акт не будет подписан, а отказа от приемки нет, то считается, что сделка заключена.

Такая необходимость может возникнуть, в случае продажи компании или при заключении сделок, связанных с поглощением или слиянием.

Добавить комментарий