Требования к обеспечению заявки на участие в закупке по 44-ФЗ

Обеспечение заявки в электронном аукционе в 2020 году

Обеспечение заявки на электронный аукцион по 44-ФЗ — это механизм защиты от недобросовестных участников тендера, которые несут ответственность перед заказчиком в денежной форме или путем оформления гарантии в банке.

1 Постановления 439.

Обеспечение заявок по 44-ФЗ: когда устанавливать, а когда нет?

Прошло больше полугода с тех пор, как Законом о контрактной системе был установлен предел Н(М)ЦК, при котором установление обеспечение заявок на участие в конкурсах и аукционах становится обязательным.

Закон гласит, что обязанность устанавливать обеспечение заявок появляется у заказчиков только в случае если Н(М)ЦК превышает 5 млн. руб. Но как всегда, чтобы жизнь заказчикам не казалась «малиной», законотворцы внесли оговорку о том, что Правительство Российской Федерации может установить «иной» лимит. И Правительство РФ, конечно, не удержалось и опустило планку до 1 млн. руб., тем самым вызвав у заказчиков ряд вопросов…

Но как всегда, чтобы жизнь заказчикам не казалась малиной , законотворцы внесли оговорку о том, что Правительство Российской Федерации может установить иной лимит.

Обеспечение заявок по 44-ФЗ

В настоящей статье мы рассмотрим вопрос об обеспечении тендерных заявок на участие в закупочных процедурах, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Так что же такое обеспечение тендерных заявок, в каких случаях оно необходимо, а когда можно без него обойтись. Попробуем ответить на эти вопросы.

Обеспечение заявки – это предоставляемый при подаче заявки задаток, который служит для заказчика гарантией добросовестности участия поставщика в закупке и его заинтересованности в заключении контракта.

Для получения более подробной информации обратимся к статье 44 Федерального закона № 44-ФЗ. О чем же говориться в указанной статье?

Прежде всего, о том, что при проведении конкурсов и аукционов заказчик ОБЯЗАН установить требование к обеспечению заявок в случаях, если начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) превышает 5 млн. рублей. Но только в том случае, если Правительством РФ не установлено иное. Однако Постановление Правительства от 12.04.2018г. № 439 устанавливает значение НТЦК, при превышении которого заказчик ОБЯЗАН установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах, в размере 1 млн. рублей.

А как быть, если НМЦК меньше 1 млн. рублей? В этом случае установление требования об обеспечении заявок ЯВЛЯЕТСЯ ПРАВОМ, а не обязанностью поставщика. Такие разъяснения дало Министерство финансов в письме от 02.10.2018г. № 24-06-08/70718.

Обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор конкретного способа за участником закупки.

Необходимо учитывать, что в настоящее время обеспечение заявок на участие в конкурсах или аукционах, проводимых в электронной форме, может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств. Но уже с 1 июля 2019 года вступают в силу изменения в закон 44-ФЗ, отменяющие это положение.

Конкретный размер обеспечения заявки и условия банковской гарантии (если такой вид обеспечения применим), указываются в конкурсной документации. При этом банковская гарантия для целей обеспечения заявки должна соответствовать требованиям статьи 45 закона 44-ФЗ. Срок действия банковской гарантии должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок.

Законом установлено, что требования об обеспечении заявки на участие не распространяются на государственные и муниципальные учреждения, которые такое обеспечение предоставлять не обязаны.

Участники закупок должны учитывать, что денежные средства, вносимые в качестве обеспечения заявки, должны поступить на указанный заказчиком счет до даты рассмотрения и оценки заявок. В противном случае участник будет признан не представившим обеспечение, его заявка рассматриваться не будет.

Это положение не относится к аукционам и конкурсам, проводимым в электронной форме. Для них установлен особый порядок обеспечения заявок в виде блокировки денежных средств на специальном счете.

При проведении конкурсов или аукционов в электронной форме денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые в уполномоченных банках. Перечень банков определяет Правительство РФ. Оно же устанавливает требования к этим банкам.

По состоянию на апрель 2019 года в Перечень банков для открытия спецсчетов включена 21 кредитная организация. Первоначально распоряжением Правительства РФ № 1451-р от 13 июля 2018 года был утвержден Перечень из 18 банков для открытия спецсчетов по закону 44-ФЗ. Однако 13.02.2019 года распоряжениями Правительства РФ № 213-р и № 214-р в этот список были внесены изменения – были добавлены еще 4 банка (СМП, Возрождение, Тинькофф банк, АК БАРС), а РосЕвроБанк был исключен из списка в связи с объединением этого банка с Совкомбанком.

1. Публичное акционерное общество «Сбербанк России»;

2. Банк ВТБ (публичное акционерное общество);

3. «Газпромбанк» (Акционерное общество);

4. Акционерное общество «Российский Сельскохозяйственный банк»;

5. АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «АЛЬФА-БАНК»;

6. «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК» (публичное акционерное общество);

7. Публичное акционерное общество Банк «Финансовая Корпорация Открытие»;

8. Акционерное общество «Райффайзенбанк»;

9. Публичное акционерное общество РОСБАНК;

10. Акционерное общество «Всероссийский банк развития регионов»;

11. Публичное акционерное общество «Промсвязьбанк»;

12. Акционерное общество «Акционерный Банк «РОССИЯ»;

13. ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «БАНК «САНКТПЕТЕРБУРГ»;

14. Публичное акционерное общество «Совкомбанк»;

15. РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК (публичное акционерное общество);

16. Акционерное общество «ОТП Банк»;

17. Акционерное общество «ЮниКредит Банк»;

18. Акционерное общество Банк “Северный морской путь”;

19. Публичное акционерное общество Банк “Возрождение”;

20. Акционерное общество “Тинькофф Банк”;

21. Акционерный коммерческий банк “АК БАРС”.

Обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе, проводимых в электронной форме, производится путем блокирования денежных средств на специальном счете участника закупки при наличии необходимой суммы незаблокированных денежных средств в размере, определенном документацией о закупке. Банк производит блокирование средств в течение одного часа с даты и времени окончания срока подачи заявок на основании информации, полученной от оператора электронной площадки. Если же на специальном счете участника недостаточно свободных денежных средств для обеспечения заявки, блокирование не производится. Заявка возвращается подавшему ее участнику оператором электронной площадки в течение 1 часа с даты и времени окончания срока подачи заявок.

Денежные средства, которые находятся на специальном счете участника закупки, могут использоваться для целей обеспечения заявок только данного участника закупок. Блокирование средств на специальном счете в качестве обеспечения участия в закупках третьих лиц не допускается.

Банки обязаны начислять проценты за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, в том числе в период их блокирования в целях обеспечения заявки. Размер процентов определяется договором специального банковского счета, заключаемым банком с участниками. На практике, размер процентной ставки, начисляемой банками на остаток денежных средств на специальном счете, крайне незначителен. В большинстве банков он составляет от 0,01 до 0,1 процентов годовых и не может рассматриваться как дополнительный источник дохода.

Законом предусмотрены штрафные санкции в отношении неаккуратных и недобросовестных участников закупок. Если в течение одного квартала вторые части заявок одного и того же участника на участие в конкурсах или аукционах, проводимых в электронной форме, трижды отклонялись конкурсной комиссией по причине несоответствия заявок предъявляемым требованиям или в связи с предоставлением недостоверной информации, в бюджет РФ удерживаются денежные средства, заблокированные на специальном счете в качестве обеспечения последней заявки.

Закон «О контрактной системе в сфере закупок» № 44-ФЗ (ч. 16 ст. 44) устанавливает следующий размер обеспечения заявок на участие в конкурсе или аукционе:

0,5 – 1,0 процент от НМЦК, если размер НМЦК составляет от 5 до 20 млн. рублей;

0,5 – 5,0 процентов от НМЦК, при НМЦК более 20 млн. рублей.

А как же быть, если размер НМЦК составляет до 5 млн. рублей. Как мы уже писали выше, Правительство обязало устанавливать обеспечение заявок для закупок с НМЦК от 1 до 5 млн. рублей. Ответ прост. В этом случае размер обеспечения должен составлять от 0,5 до 1,0 процента от размера НМЦК. Основание – указание Министерства финансов от 23.05.2018г. № 24-02-05/34911. При НМЦК менее 1 млн. рублей, как мы уже говорили, заказчик не обязан устанавливать обеспечение заявки.

Читайте также:  Пенсионный фонд в Татарске - адрес, телефон, режим работы отделения

Законом предусмотрены льготы для организаций уголовно-исправительной системы (УИС) и инвалидов (ОИ): если НМЦК превышает 20 млн. рублей, то размер обеспечения не может превышать 2 % от НМЦК. Но при этом в закупке должны быть заявлены преимущества для УИС и ОИ. В то же время, в действующей редакции закона отменены льготы по обеспечению заявок для субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).

А сейчас поговорим о том, что же происходит с денежными средствами, внесенными в качестве обеспечения. Все достаточно просто. Денежные средства возвращаются на счет участника закупки в течение 5 рабочих дней. При проведении конкурсов или аукционов в электронной форме прекращается блокирование денежных средств участника закупки на специальном счете в течение 1 рабочего дня. Возврат средств или их разблокирование на спецсчете происходят при наступлении одного из следующих случаев:

1. Подведены итоги закупки, и участник не признан победителем.

2. Отменено определение победителя закупки.

3. Заявка участника отклонена.

4. Заявка участника отозвана до окончания срока подачи заявок.

5. Заявка на участие получена после окончания срока подачи заявок.

6. Участник отстранен от участия в закупки или заказчик отказался от заключения контракта с победителем закупки на основании ч. 9 статьи 31 (участник не соответствует требованиям или предоставил недостоверную информацию) или ч. 10 статьи 31 (при закупке лекарств поставщиком не зарегистрирована предельная отпускная цена или цена превышает предельно допустимую цену, определенную государством) закона 44-ФЗ.

7. Заказчик получил решение контрольного органа об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком.

А в каких случаях обеспечение не возвращается участнику? На этот вопрос дает ответ п. 15 статьи 44 закона «О контрактной системе». Согласно действующей редакции закона возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, не осуществляется, либо предъявляется требование об уплате денежных сумм по банковской гарантии или осуществляется перечисление заблокированных на специальном счете денежных средств на счет заказчика в случае включения информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). На все эти процедуры законом установлен срок в 1 рабочий день со дня включения поставщика в РНП. Перечень оснований для включения в РНП приведен статье 104 закона 44-ФЗ. Наиболее распространенная причина – уклонение участника закупки от заключения контракта.

А теперь попробуем дать ответ еще на один важный вопрос – как правильно спланировать свое участие в закупочных процедурах. Специалисты Кредитно-Страхового агентства советуют использовать банковские гарантии для обеспечения заявок в тех случаях, когда это допускается законом и тендерной документацией. Это несомненно обойдется Вам гораздо дешевле, чем обеспечение денежными средствами, ведь стоимость заемных средств в несколько раз выше, чем комиссия банка за выдачу банковской гарантии. При этом в большинстве случаев банковские гарантии выдаются без имущественного обеспечения и без открытия расчетного счета.

Если же речь идет об электронных процедурах, то пока возможно вносить обеспечение заявок только денежными средствами. Можно использовать заемные средства – тендерный кредит от банка или тендерный заем от микрофинансовой компании. Привлечение заемных средств на короткий период в 1,5 -2 месяца не станет тяжким бременем для Вашей компании. К тому же, рассматривая вопрос о банковской гарантии или кредите на обеспечение заявки, банк одновременно будет рассматривать возможность предоставления банковской гарантии для обеспечения исполнения контракта, которая понадобится в случае Вашей победы в тендере. И при положительном решении, у Вас уже не будет болеть голова о том, как обеспечить исполнение контракта.

Блокирование средств на специальном счете в качестве обеспечения участия в закупках третьих лиц не допускается.

Обеспечение заявки на конкурс по 44-ФЗ денежными средствами

При подаче документов прикладывается оригинал платежного поручения о перечислении денежных средств на расчетный счет заказчика, указанной в документации. Документ должен быть подписан, иметь дату и отметку банка об исполнении.

При вскрытии конвертов комиссия проверяет наличие платежного документа, подтверждающего внесение обеспечения заявки и оглашает факт наличия такого обеспечения. Денежные средства должны поступить на расчетный счет заказчика до даты рассмотрения и оценки заявок. Иначе считается, что участник не предоставил обеспечение заявки по 44-ФЗ.

Возврат денежного обеспечения заявки осуществляется в течение пяти рабочих дней.

Получение банковской гарантии требует затрат в размере 3-5 от суммы обеспечения заявки по 44-ФЗ.

Где проводят госзакупки

Все закупки по 44-ФЗ проводят в электронной форме. Они проходят на восьми федеральных электронных торговых площадках (ЭТП): ЕЭТП, РТС-тендер, Сбербанк-АСТ, ЗаказРФ, НЭП, Российский аукционный дом, ЭТП ГПБ, ТЭК-Торг.

Чтобы участвовать в торгах по 44-ФЗ, нужно зарегистрироваться в ЕИС. Она дает доступ к госзакупкам на восьми федеральных ЭТП, а также к закупкам по капремонту по 615-ПП и торгам по 223-ФЗ для субъектов малого и среднего бизнеса. Регистрация в ЕИС бесплатная и действует три года.

Поскольку закупки проводятся в электронной форме, то для участия в них необходимо наличие усиленной квалифицированной подписи. Она понадобится для регистрации в ЕИС, отправки заявки, участия в аукционе и подписания контракта.

Она понадобится для регистрации в ЕИС, отправки заявки, участия в аукционе и подписания контракта.

Основные правила и требования к заполнению

При подаче заявок на участие нужно соблюдать установленные правила:

  1. Заявка должна быть подана в установленные сроки. Для разных способов закупки могут быть предусмотрены различные сроки для подачи заявок.
  2. При внесении изменений заказчиком в закупочную документацию нужно проверить соответствие заявки новым требованиям. При необходимости участник торгов может отозвать ранее поданную заявку и подать новую.
  3. При планировании участия в закупке нужно заранее учитывать временные затраты на подготовку дополнительных документов для участия в закупке.
  4. До подачи заявки на участие должно быть внесено обеспечение на участие в торгах.
  5. При заполнении заявки желательно придерживаться инструкции по заполнению, которая была разработана заказчиком (если такая имеется).
  6. При заполнении заявки стоит придерживаться общепринятых обозначений и наименований.
  7. Участнику стоит избегать формулировок с неоднозначной трактовкой. По возможности следует придерживаться формулировки по ГОСТу.
  8. Особое внимание следует уделить заполнению всех деклараций и заявлений в составе заявки.
  9. При заполнении заявки нужно внимательно изучить техническое задание. Если не включить в заявку важные технические параметры, то ее могут отклонить, или если не учесть все требования контракта, то исполнитель может получить убытки при работе с госзаказом.

Если придерживаться установленных правил, то можно снизить вероятность отклонения заявки.

Стоит отметить, что следующие ошибки и несоответствия не могут стать основанием для отклонения заявки:

  1. Если сведения из выписки из ЕГРЮЛ не соответствуют данным учредительных документов (они могут поменяться).
  2. Выписка из ЕГРЮЛ не содержит сведений о лицензиях компании, но участник предоставил копию действующей лицензии.
  3. ИНН в заявке указан с ошибкой, хотя в выписке предоставлены корректные данные.
  4. Заказчики запрашивают документы или сведения о компании, которые не прописаны в 44-ФЗ.
  5. В документации по закупке не обосновано отсутствие ссылок на ГОСТы, которым должен соответствовать товар.
  6. Требования к товарам или поставщикам являются уникальными и на практике ограничивают количество участников закупки или перечень товаров к закупке.
  7. Заказчики требуют указать какой-либо диапазон значений, хотя закупаемый товар обладает собственным уникальным значением по рассматриваемой характеристике.

Участнику не следует забывать о его праве на получение разъяснений от заказчика по конкурсной документации и обжалование его действий при необходимости. Такие запросы подаются до окончания срока для подачи заявок, а при отсутствии ответа на запрос от заказчика участник может обратиться в ФАС.

Звоните на телефон горячей линии 8 800 350-34-85.

Возврат обеспечения не происходит в следующих случаях:

Если у вас остались какие-либо вопросы по получению и внесению обеспечения для участия, вы можете оставить заявку на нашем сайте, и специалисты компании РусТендер проконсультируют по всем возникшим вопросам.

Требования к банковской гарантии

Порядок участия в электронных торгах предусматривает, что банковская гарантия, предоставляемая в качестве обеспечения заявки, выдается под конкретную закупку. Срок действия документа должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок (ст. 45 44-ФЗ).

Читайте также:  Когда необходима временная опека над ребенком, и положено ли денежное пособие опекуну?

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 45 44-ФЗ, банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать несколько обязательных реквизитов:

  • Сумму банковской гарантии;
  • Обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
  • Обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
  • Условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет заказчика;
  • Предельный срок действия банковской гарантии;
  • Перечень документов, установленный Правительством РФ, которые заказчик должен предоставить банку одновременно с требованием уплатить денежную сумму по банковской гарантии;
  • Условие о бесспорном списании денежных средств со счетов банка-гаранта.

В соответствии с ч. 8 ст. 45 44-ФЗ, банковская гарантия, предоставляемая в качестве обеспечения заявки, должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе (в настоящий момент — на www.zakupki.gov.ru).

Как получить банковскую гарантию.

1. Обеспечение заявки по 44-ФЗ

Вопросы обеспечения заявки в рамках 44-ФЗ регулируются статьями 44 и 45.

Согласно ч.1 ст. 44 44-ФЗ заказчик ОБЯЗАН установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что НМЦК превышает 5 млн. рублей , если Правительством Российской Федерации не установлено иное.

А вот Постановлением Правительства РФ № 439 от 12.04.2018 г. утверждено значение НМЦК, при превышении которого заказчик ОБЯЗАН установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах, в размере 1 млн. рублей.

Таким образом в закупках до 1 млн. рублей требование к обеспечению заявок заказчиками не устанавливается.

Обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств (свои средства, тендерный кредит, тендерный займ) или банковской гарантии . Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется самим участником закупок. До 1 июля 2019 года участники электронных конкурсов и аукционов могут обеспечить свои заявки только деньгами.

Более подробно о банковской гарантии по 44-ФЗ рассказано здесь .

Согласно ч. 10 ст. 44 44-ФЗ при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета ( Примечание: этот порядок заработает с 1 октября 2018 года), открытые ими в банках, перечень которых утвержден Распоряжением Правительства РФ № 1451-р от 13.07.2018 года. По состоянию на 06.08.2018 года в этот перечень вошло всего 18 банков.

Если вам необходим кредит на обеспечение заявки для участия в торгах, то можете оставить свою заявку здесь.

При проведении запросов котировок и запросов котировок в электронном виде обеспечение заявок не требуется. При проведении запроса предложений требование к обеспечению заявки устанавливается только в том случае, если данный способ закупки используется вместо несостоявшегося повторного конкурса ( п. 1 ч. 4 ст. 83 44-ФЗ ). А вот при проведении запроса предложений в электронной форме требование к обеспечению заявки устанавливается только в том случае, если данный способ закупки используется вместо несостоявшихся электронных конкурсов и аукционов (п. 2 ч. 4 ст. 83.1 44-ФЗ).

Требование об обеспечении заявки в равной мере относится ко всем участникам закупки, за исключением казенных учреждений, которые не предоставляют обеспечение подаваемых ими заявок на участие в закупках.

Важно: В случае, если участником закупки в составе заявки представлены документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, и до даты рассмотрения и оценки заявок денежные средства не поступили на счет, указанный заказчиком в документации о закупке, такой участник признается не предоставившим обеспечение заявки . Это правило не применяется при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме и электронного аукциона.

До 1 июля 2019 года участники электронных конкурсов и аукционов могут обеспечить свои заявки только деньгами.

Размер обеспечения заявки по Закону № 44-ФЗ

Размер обеспечения заявки зависит от цены контракта. В соответствии с Законом о контрактной системе (часть 9 статьи 86) и Законом о внесении изменений в ФЗ о контрактной системе (ст. 1 о внесении изменений в часть 16 статьи 44) размер денежных средств или сумма банковской гарантии устанавливается заказчиком в требованиях к обеспечению заявок и может составлять от 0,5% до 1% максимальной цены контракта при сумме контракта 5–20 млн руб., и от 0,5% до 5% при сумме контракта от 20 млн руб. Но если заказ не превышает 5 млн рублей, то обеспечение заявки не является необходимым.

Однако существуют и исключения из общего правила. Так, если участником закупки является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы либо организация инвалидов и начальная (максимальная) цена контракта превышает 20 млн руб., размер обеспечения заявки не может быть более 2% начальной (максимальной) цены контракта.

Например, если заказчик объявляет конкурс на закупку расходных материалов для оргтехники на сумму 700 тыс. рублей, то обеспечение заявки не требуется.

При закупке самой оргтехники сумма контракта может превышать пять миллионов рублей. Например, региональный орган власти объявляет о закупке ноутбуков. Начальная (максимальная) цена контракта — пять с половиной миллионов рублей. В этом случае максимальная величина обеспечения заявки составит 1% или 55 тысяч рублей.

При закупке самой оргтехники сумма контракта может превышать пять миллионов рублей.

Правила и учет обеспечения заявок и исполнения контракта

Согласно п. 1 ст. 44 Федерального закона № 44‑ФЗ [1] при проведении конкурсов и аукционов заказчик в обязательном порядке устанавливает требование к обеспечению заявок. Кроме того, заказчик может установить требование обеспечения исполнения контракта (ст. 96 Федерального закона № 44‑ФЗ). Участники закупки, с которыми заключаются (планируется заключить) контракты, в свою очередь, обязаны предоставить установленное заказчиком обеспечение. О способах обеспечения заявок (исполнения контракта), размерах обеспечения и правилах учета заказчиком поступивших сумм обеспечения расскажем в данной статье.

Требования об обеспечении заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в равной мере относятся ко всем участникам закупки. Требования об обеспечении исполнения контракта, установленные заказчиком в документации о закупке, также должны выполняться всеми участниками закупки (в том числе бюджетными и автономными учреждениями), за исключением казенных учреждений, на которых такое требование не распространяется на основании пп. 1 п. 8 ст. 96 Федерального закона № 44‑ФЗ (Письмо Минэкономразвития РФ от 14.05.2014 № Д28и-801).

Обеспечение заявок на участие в конкурсе (аукционе) и обеспечение исполнения контракта может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно, за исключением случаев, для которых Федеральным законом № 44‑ФЗ установлен только один способ обеспечения (п. 1 ст. 44,п. 3 ст. 96 Федерального закона № 44‑ФЗ).

отмены определения поставщика подрядчика, исполнителя ;.

Основные изменения в законе

Пункт 1 статьи 44 44-ФЗ гласит, что заказчик обязан устанавливать в закупочной документации требование о передаче обеспечения предложения участника, когда НМЦК договора превосходит 5000000 рублей. Однако постановление Правительства № 439 вносит коррективы в это правило и определяет НМЦК на отметке в 1 миллион рублей.

Чтобы не нарушить закон заказчики должны требовать от потенциальных поставщиков передачи обеспечения предложения при всех закупках с НМКЦ выше 1000000 рублей. Такое требование обязательно указывается в закупочной документации. Прописывается размер обеспечения, а также правила его передачи заказчику.

Требование о передаче обеспечения согласно пункту 6 статьи 44 44-ФЗ распространяется в одинаковой степени на всех участников закупки. Не выплачивать его имеют право лишь казенные учреждения.

Что делать, если НМЦК не доходит до 1 миллиона рублей

Напрямую в 44-ФЗ не прописан запрет на требование обеспечения предложения, если НМЦК контракта не доходит до 1 000 000 рублей. Однако, некоторые специалисты исходя из норм закона и постановления Правительства №439, предполагают, что в такой ситуации обеспечение устанавливаться не должно.

Читайте также:  Материнский капитал и детские пособия в Чите и Забайкальском крае

Антимонопольная служба также не может прийти к единому выводу о законности установления обеспечения при НМЦК меньше 1 миллиона рублей. Количество решений, вынесенных за и против такого требования примерно одинаково. По мнению большинства аналитиков, трактовать новые требования закона стоит все же, как запрет требовать обеспечения при небольших закупках.

Что делать, если НМЦК не доходит до 1 миллиона рублей.

Требования к обеспечению заявки на участие в закупке по 44-ФЗ

Ответить наташа 405
Ответ написан 16.07.2019 в 01:36

Добрый день! заказчик по 44-ФЗ.

Подскажите, пожалуйста, вот такой вопрос: 16.07.2019 буду размещать извещения о аукционах. Не могу понять изменения закона в части обеспечения заявок на участие в аукционе:

ч.1. ст.44 Закона -Заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок если НМЦК превышает 5 млн.руб., если Правительством Российской Федерации не установлено иное.

Во всех статьях сайтов и журналов пишут , что теперь с вводом новшевства с 01.07.19 обеспечение заявки надо устанавливать для НМЦК, которое ниже 1 млн. руб.

Постановление Медведева 439 от 12.04.2018 уже во внимание не берется редакторами статей.

Планирую размещать закупки на 10 500 руб, 197 200руб., 5 900руб., 127 700руб. -теперь к ним мне надо устанавливать требование о обеспечении заявки?

Заранее спасибо за помощь!

Оценка ответа: 0

Ответить Борисов Дмитрий Юрьевич Эксперт 5160
Ответ написан 16.07.2019 в 06:21

Добрый день! заказчик по 44-ФЗ.

Подскажите, пожалуйста, вот такой вопрос: 16.07.2019 буду размещать извещения о аукционах. Не могу понять изменения закона в части обеспечения заявок на участие в аукционе:

ч.1. ст.44 Закона -Заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок если НМЦК превышает 5 млн.руб., если Правительством Российской Федерации не установлено иное.

Во всех статьях сайтов и журналов пишут , что теперь с вводом новшевства с 01.07.19 обеспечение заявки надо устанавливать для НМЦК, которое ниже 1 млн. руб.

Постановление Медведева 439 от 12.04.2018 уже во внимание не берется редакторами статей.

Планирую размещать закупки на 10 500 руб, 197 200руб., 5 900руб., 127 700руб. -теперь к ним мне надо устанавливать требование о обеспечении заявки?

Заранее спасибо за помощь!

Приведите хоть один пример такой статьи. Просто скопируйте текст, где указано, что заказчики обязаны устанавливать обеспечение заявки при НМЦК менее 1 млн. рублей.

Корректировки внесенные Законом №71-ФЗ в части размера обеспечения заявки для закупок менее 1 млн. рублей лишь узаконили сложившуюся практику, когда заказчики по своему усмотрению устанавливают требование об обеспечении заявки.

Оценка ответа: 5

Ответить наташа 405
Ответ написан 16.07.2019 в 09:13

Борисов Дмитрий Юрьевич

Приведите хоть один пример такой статьи. Просто скопируйте текст, где указано, что заказчики обязаны устанавливать обеспечение заявки при НМЦК менее 1 млн. рублей.

Корректировки внесенные Законом №71-ФЗ в части размера обеспечения заявки для закупок менее 1 млн. рублей лишь узаконили сложившуюся практику, когда заказчики по своему усмотрению устанавливают требование об обеспечении заявки.

Дмитрий Юрьевич, спасибо Вам! Значит обеспечение заявки при НМЦК до 1 млн. руб не нужно устанавливать?

Читала статью от 01.07.2019 «Обеспечение заявки по 44-ФЗ с 1 июля 2019 года: комментарии к изменениям ст.44» на сайте ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ

После прочтения которой у меня и возник вопрос – при НМЦК до 1 млн. надо устанавливать обеспечение заявки?

Привожу выдержку статьи (выделали красным цветом утверждения, которые не поняла) :

В эту статью ФЗ-71 внес целый ряд новшеств, большая часть которых не вносит каких-либо значимых изменений в работу заказчика и его контрагентов. Однако одно из изменений интересно и его отметить стоит. Это изменения в п. 1 ч. 16.

Сейчас в ней указывается, что обеспечение заявки устанавливается в размере от 0,5 до 1% НМЦК при закупках с НМЦК в размере 5 – 20 млн. руб. В середине прошлого года Правительство снизило начальный предел, при котором заказчик должен установить обеспечение заявки, с 5 до 1 млн. руб. Однако в Закон о КС соответствующие изменения внесены не были, и не было понятно стоит ли устанавливать обеспечение заявки заказчику при НМЦК менее 1 млн. руб.

Теперь данную норму из одной крайности кинули в другую. Из п. 1 ч. 16 нижний порог в 5 млн. руб. исключили, указав, что размер обеспечения заявки составляет 0,5 – 1% и устанавливается в конкурсах и аукционах при НМЦК до 20 млн. руб.

Однако теперь перед заказчиком встает вопрос: обязан ли он устанавливать обеспечение заявки при НМЦК менее 1 млн. руб. Ведь в ПП РФ № 439 указано, что обязанность появляется только с 1 млн. руб. Сейчас (до 1 июля 2019 года) заказчикам не рекомендуется устанавливать обеспечение заявки в конкурсах и аукционах с НМЦК до 1 млн. руб., так как законодательно этот вопрос не урегулирован, а практика ФАС по этому вопросу неоднозначна и есть риск нарваться на штраф за требования, непредусмотренные Законом. Но что делать после 1 июля?

Решение ситуации видится следующим:

ч. 2 ст. 11 ГПК РФ говорит о том, что если один НПА не соответствует другому, имеющему большую юридическую силу, применять необходимо тот, что обладает большей юридической силой;

ст. 120 Конституции РФ также говорит, что при несоответствии акта госоргана закону суды должны принимать решение так, как установлено законом.

Таким образом, исходить нужно из того, какой из НПА имеет высшую юридическую силу и руководствоваться им. Безусловно, ФЗ-44 обладает большей юридической силой нежели ПП РФ 439. Соответственно, заказчику необходимо исходить из норм ФЗ-44 и устанавливать обеспечение заявки даже при НМЦК менее 1 млн. руб.

Комментарии к изменениям

Изменения с 1 июля 2019 года в части обеспечения заявок сводятся к следующим:

1. Согласно ч. 2 ст. 44 ФЗ-44 участник закупки сам выбирает, как ему обеспечивать заявку – деньгами или банковской гарантией. Однако это право у него ограничивается ч. 52 ст. 112 ФЗ-44, по которой по 30 июня 2019 года в качестве обеспечения заявок могут приниматься только денежные средства. Соответственно, с 1 июля участники смогут предоставлять БГ.

2. Заказчик обязан устанавливать обеспечение заявки на участие в аукционе или конкурсе даже если НМЦК менее 1 млн. руб., как это велит измененный п. 1 ч. 16 ст. 44 ФЗ-44.”

Теперь данную норму из одной крайности кинули в другую.

Обеспечение заявок по 44-ФЗ

Порядок предоставления обеспечения, процесс возврата денег, условия, при которых обеспечение не возвращают, рассматривает 44 статья Федерального закона о закупках.

ВИДЫ ЗАКУПОК:

Запрос котировок (цен) — Статья 72-79, 82.1-82.6
НМЦК не превышает 500 тыс.рублей, годовой объем закупок не должен превышать 10% СГОЗ и не должен составлять более чем 100 млн.руб.

Проведение запроса предложений — Статья 83
Заказчик вправе осуществлять закупку путем запроса предложений только в случаях, указанных в статье 83 федерального закона №44-ФЗ.

Совместные конкурсы и аукционы — Статья 25
Организатором выступает уполномоченный орган (ст.26) либо один из заказчиков. Закупка осуществляется на основании соглашения.

Аукцион в электронной форме (электронный аукцион) — Статья 59-71

Открытый конкурс — Статья 48-55
Особенности проведения конкурса с ограниченным участием — Статья 56
Особенности проведения двухэтапного конкурса — Статья 57

Закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя — Статья 93

  • Особые закупки, которые отражаются одной строчкой:
    П.4 ст.93 осуществление закупки на сумму, не превышающую 600 тыс.руб. Годовой объем закупок не должен превышать 2 млн.руб. или не должен превышать 5% СГОЗ, не должен составлять более 50 млн.руб.
    П.5 ст.93 закупка учреждением культуры, образовательной организацией, научной организацией, организацией для детей-сирот, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую 600 тыс. руб. Годовой объем закупок не должен превышать 5 млн.руб. или 50% СГОЗ, и не более 30 млн.руб.
  • Коммунальные услуги:
    П.8 — оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению
    П.29 – заключения контракта по энергоснабжению или купли-продажи электрической энергии.

Закупка осуществляется на основании соглашения.

Добавить комментарий