Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в 2020 году – что это такое

Что такое инклюзивное образование, какие у него особенности?

Под инклюзией понимают обеспечение всем обучающимся равного доступа к образованию с учетом их индивидуальных возможностей и образовательных потребностей. Проще говоря, при таком подходе здоровые дети и дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которым нужны специальные условия для получения образования, учатся вместе.

Принципы инклюзии базируются на гарантированном Конституцией праве любого гражданина РФ на образование и на других государственных и международных документах. В их число входят:

  • статья № 28 Конвенции ООН о правах детей;
  • статья № 43 Конституции РФ;
  • Федеральный закон № 273 «Об образовании» от 29 декабря 2012 года;
  • статья 19 Федерального закона № 181 «О соцзащите инвалидов РФ» от 24 ноября 1995 года.

статья 43 Конституции РФ;.

Домашнее

Имеются среди детей инвалидов те слои населения, которые не в состоянии посещать общеобразовательное учреждение. В рамках помощи для таких граждан создана домашняя форма обучения.

На практике она реализуется педагогом, который занимается выездом к ученику на дом и подробной работой с ним в каждой отдельной дисциплине. Как правило, с такими учениками учителя работают по специально разработанной форме обучения.

Предоставляется подробный материал, который педагог помогает лучше усвоить учащемуся. Также в домашних условиях проводятся проверочные работы, опросы, на основании которых учитель выставляет оценки за успеваемость.

Дополнительно следует учитывать тот факт, что в ряде случаев домашняя программа обучения ничем не отличается от общего образования, за исключением того, что ребенок получает информацию и демонстрирует свои знания в домашних условиях.

Дополнительно следует учитывать тот факт, что в ряде случаев домашняя программа обучения ничем не отличается от общего образования, за исключением того, что ребенок получает информацию и демонстрирует свои знания в домашних условиях.

Инклюзивные образовательные учреждения и СанПиН

Для инклюзивных школ разработаны особые санитарно-эпидемиологические требования, определяющие условия инклюзивного образования. Требования эти прописаны в Постановлении № 26. Вот некоторые из них:

  • расстояние от учреждения до остановки должно быть до 0,5 км;
  • в темное время суток на территории заведения искусственная освещенность на уровне земли не должна быть меньше 10 люксов, для детей со слабым зрением — 40 люксов;
  • специально для автомобилей, подвозящих детей с ОВЗ, должна быть парковка;
  • в самом учебном заведении должны быть ограждающие конструкции, перила, лифты и пандусы, специально оборудованные санузлы и одноуровневые полы;
  • в гардеробе для слепых либо слабовидящих детей на полках для обуви и шкафчиках для одежды должны находиться таблички, выполненные рельефно-выпуклым и рельефно-точечным шрифтами;
  • расстановка классной мебели должна проходить с учетом характера заболеваний учеников;
  • для тех, кто страдает светобоязнью, предусмотрена отдельная группа светильников, которую можно включать раздельно;
  • площадь столовой должна составлять 2,3 метра на одного ученика с ДЦП, на остальных — 1,6 метра.

Кроме того, учебные заведения должны быть оснащены:

  • специальными программами и учебными наборами для детей с нарушением зрительной, слуховой и опорно-двигательной функций;
  • необходимым оборудованием для занятий с логопедом и дефектологом;
  • кабинетом педагога-психолога;
  • кабинетом логопеда либо дефектолога (по возможности);
  • цифровыми модульными системами для работы с текстами;
  • сенсорными комнатами (по возможности);
  • универсальными цифровыми устройствами с синтезом речи для воспроизведения и записи звуковой информации.

На сегодняшний день существует ряд программ для инклюзивных образовательных учреждений, разработанных на основе принятых ФГОС.

Как формируются классы

Наполняемость смешанных классов будет регулироваться санитарными нормами и правилами. Здесь предполагается, что при средней численности класса в 25 человек, здесь могут находиться 2 ученика с ограниченными возможностями. Если детей с ОВЗ больше, снижается общая наполняемость класса.

Программа обучения подстраивается индивидуально под ребенка с психофизическими отклонениями, однако она не является обособленной и понятна остальным ученикам класса. Кроме этого, она полностью адаптирована к общеобразовательной системе, мало отличаясь от обычной манеры проведения занятий.

Вполне естественно, что ребёнок-инвалид не будет вливаться в коллектив без подготовки, поэтому инклюзивная методика образования требует привлечения:

  • педагогов-психологов;
  • дефектологов;
  • тьюторов;
  • работников социальной сферы;
  • педиатров;
  • логопедов;
  • ассистентов педагога.

Кроме этого, в процесс вовлекается весь персонал школы (включая сотрудников службы безопасности) и дети. Такие программы имеют огромное значение для обычных учеников, которые смогут лучше понимать и терпимее относиться к людям с ограниченными возможностями.

Все общеобразовательные и дошкольные учреждения, где будут вводиться инклюзивные программы обучения, будут ориентироваться на государственные стандарты образования, и принимая их за базис, разрабатывать собственные методики.

Обучающиеся, нуждающиеся в длительном лечении

Федеральный закон № 273-ФЗ (части 5, 6 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ) регламентирует организацию образования обучающихся, нуждающихся в длительном лечении при одновременном проведении необходимых лечебных и реабилитационных мероприятий. Вместе с тем законодательно категория обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, не определена.

Законопроектом предлагается согласованное с Минздравом России определение указанной категории обучающихся как осваивающей основные общеобразовательные программы, которой по заключению медицинской организации проводятся диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия продолжительностью 21 день и более в медицинской организации.

Выбор формы обучения, в соответствии с законом, остается за родителями с учетом мнения самого обучающегося. В то же время действующая версия Федерального закона ‎№ 273-ФЗ регламентирует выбор формы обучения педагогическими работниками. Для устранения существующего противоречия документ предлагает исключить норму о выборе формы обучения педагогическими работниками.

Законопроект предлагает разрешить центрам вести образовательную деятельность по программам начального общего и основного общего образования и дать им полномочия осущестлять функции ПМПК посредством расширения структуры и создания соответствующих подразделений.

Правила оформления статуса

Родители, желающие закрепить особое положение своего чада официально, должны понимать, что данный процесс состоит из конкретных шагов:

– наличие законных оснований для установления статуса;

– обследование ребёнка у врача и выявление состояний, подпадающих под ОВЗ;

– прохождение комиссии и получение справки;

– оповещение школьного руководства об установлении их ученику ограничений.

При соблюдении последовательности процедура оформления пройдёт быстро. Кроме того, можно рассчитывать на профессиональную реакцию со стороны образовательного учреждения.

4 аномалии статодинамического характера.

Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья

Зайцева Юлия Последние изменения: июнь, 2020 51

Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает создание общей образовательной среды для учащихся с инвалидностью и без отклонений в развитии. Идея инклюзии призвана сориентировать систему образования под индивидуальные потребности ребенка.

Понятие инклюзивного или совместного образования было введено в 1994 году Саламанкской Декларацией лиц с особыми потребностями. Термин «инклюзия» используется в Декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии 2001 года. Оба эти документа отражают общественное принятие различий между людьми, осознание ценности каждого индивида.

    • В чем суть инклюзивного подхода, что он может дать детям с ОВЗ?
    • Инклюзивное образование в России
    • Проблемы инклюзивного образования в России
    • Заключение

    Понятие инклюзивного или совместного образования было введено в 1994 году Саламанкской Декларацией лиц с особыми потребностями.

    Всё включено: что такое инклюзивное образование

    Закон гарантирует одинаковые права на образование всем детям без исключения. Но в случае с инвалидами, особенно ментальными, на практике реализация этого права не всегда складывается просто. Нередко в интернатах и школах к таким детям лепят ярлык «необучаемых» и не делают попыток объяснить им хотя бы основы арифметики, чтения и письма. В итоге во взрослую жизнь выходят люди не только без предметных знаний, но и часто без элементарных навыков самообслуживания. Как же устроена система образования для детей с нарушениями умственного развития, разбирались «Известия».

    Долгое время основными образовательными учреждениями для детей с особенностями развития были коррекционные школы и интернаты.

    Где готовят специалистов для работы в инклюзивном образовании?

    Любому педагогу, который планирует работать в системе инклюзивного образования, нужно пройти курсы повышения квалификации для знакомства с правилами организации совместного обучения детей с ОВЗ и здоровых учеников.

    В АНО ДПО «ВГАППССС» можно пройти обучение на дистанционных* программах по темам, связанным с инклюзией:

    • общим вопросам инклюзивного и интегрированного образования;
    • организации инклюзивного образования с учетом требований ФГОС ДО, ФГОС НО, ФГОС ООО;
    • особенностям включения в образовательный процесс детей с разными ОВЗ: умственной отсталостью и другими нарушениями интеллекта, нарушениями зрения и слуха, расстройствами аутического спектра;
    • тьюторскому сопровождению детей с ОВЗ в школе и семье;
    • инновационным технологиям в инклюзивном образовании и т. д.

    Курсы проходят в полностью дистанционном* формате, что позволяет не отрываться от работы и сразу применять полученные знания на практике. По окончании обучения вы пройдете итоговую аттестацию (онлайн-тест) и получите удостоверение установленного образца.

    Если у вас есть потребность в более системных и глубоких знаниях по работе с детьми с ОВЗ, вы можете окончить курсы профессиональной переподготовки, например, по теме:

    Россия находится в стадии перехода к инклюзивной модели образования. И чтобы облегчить и ускорить этот процесс, педагоги и родители здоровых детей и детей с ОВЗ должны интересоваться темой совместного обучения школьников с разными образовательными потребностями, получать информацию об инклюзии всеми доступными способами, в том числе и с помощью программ дополнительного профессионального образования.

    *Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

    И чтобы облегчить и ускорить этот процесс, педагоги и родители здоровых детей и детей с ОВЗ должны интересоваться темой совместного обучения школьников с разными образовательными потребностями, получать информацию об инклюзии всеми доступными способами, в том числе и с помощью программ дополнительного профессионального образования.

    Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья

    Ольга Сигаева
    Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья

    Сегодня в нашей стране около двух миллионов детей, которым требуется особый педагогический подход. Из-за особенностей психофизического развития они не мо-гут наравне со своими обычными сверстниками осваивать школьную программу. И, к сожалению,прогнозы врачей неутешительны: с каждым годом число ребят с огра-ниченными возможностями здоровья растет на 4 %. Еще недавно такие дети воспи-тывались и учились в специализированных коррекционных школах и школах-интернатах. В последнее время в образовании стали проводиться реформы, при-званные помочь особым детям влиться в общество, обучаться вместе со своими здо-ровыми ровесниками и стать со временем полноценными членами социума. На это же направлена и программа «Доступная среда», цель которой приспособить условия окружающего мира под потребности людей с ограниченными возможностями.

    Инклюзия означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты школьной жизни, в которых с удовольствием и радостью участвуют также все остальные дети. Это требует реальной адаптации школьного пространства к то-му, чтобы встретить нужды и потребности всех детей без исключения, ценить и уважать различия. Это не означает, что инклюзия не требует оказания детям с раз-личными возможностями специальной помощи и поддержки на уроках или обуче-ния за пределами класса, если это требуется. Но это всё является разнообразными возможными вариантами, и, честно говоря, периодически бывает необходимым бу-квально для всех учеников в классе.

    Для детей с особенностями отсутствует необходимость в какой-либо специальной адаптации, поскольку они с самого начала являются частью образовательной сис-темы. Одна из целей инклюзии состоит в том, чтобы любая образовательная орга-низация могла быть готовой в будущем принять детей с различными возможностя-ми. Это может повлечь не только изменения в структуре и работе, но и изменения во взглядах педагогов общего и специального образования, привыкших рассматри-вать свою работу как обучение только определённых групп детей.

    Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного дос-тупа к получению того или иного вида образования и создание необходимых усло-вий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного язы-ка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и фи-зических возможностей.

    К основным элементам инклюзии можно отнести:

    включение всех детей с различными возможностями в такую образовательную ор-ганизацию, которую они могли бы посещать, если бы у них не было инвалидности;

    количество детей с различными возможностями, обучающихся, находится в есте-ственной пропорции в отношении всей детской популяции этого округа в целом;

    отсутствие «сортировки» и отбраковывания детей, обучение в смешанных группах;

    дети с особенностями находятся в классах, соответствующих их возрасту;

    ситуационно обусловленное взаимодействие и координация ресурсов и методов обучения;

    эффективность как стиль работы школы, децентрализованные модели обучения.

    Выделяют восемь принципов инклюзивного образования:

    ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

    каждый человек способен чувствовать и думать;

    каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

    все люди нуждаются друг в друге;

    подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаи-моотношений;

    все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

    для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они мо-гут делать, чем в том, что не могут;

    Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

    Барьеры общения у детей с ограниченными возможностями здоровья и их преодоление К сожалению, в жизни многих детей с ограниченными возможностями складывается такая ситуация, когда они, достигнув того или иного возраста,.

    Доступная среда к инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья Доступная среда к инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Accessible environment for inclusive education.

    Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья Овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания – важная составляющая часть культуры поведения. Привитые в детстве.

    Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Маркова Е. В., воспитатель высшей категории МАДОУ№5.

    Игровые приемы в коррекции звукопроизношения у детей с ограниченными возможностями здоровья Сообщение на тему: «Игровые приемы в коррекции звукопроизношения у детей с ограниченными возможностями здоровья» Своевременное овладение.

    ИКТ в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской.

    Картотека подвижных игр для детей с ограниченными возможностями здоровья Подвижные игры для слабовидящих или слепых детей «Узнай фигуру» Цель: развитие тактильной чувствительности, обучение навыкам узнавания формы.

    Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья Дети с ограниченными возможностями -это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения.

    Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО По закону «Об образовании в РФ» и ФГОС ДО каждый ребенок имеет равные возможности в получении образования, возможности быть готовым к школьному.

    Советы родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья • Важно сосредоточивать внимание на самом ребенке, а не на его болезни. Если проявлять беспокойство по каждому поводу, ограничивать самостоятельность.

    Одна из целей инклюзии состоит в том , чтобы любая образовательная орга-низация могла быть готовой в будущем принять детей с различными возможностя-ми.

    В чем суть инклюзивного образовательного подхода?

    Обучение согласно принципам «инклюзии» — это создание общей системы образования для всех детей. Предполагается, что ученики с разным уровнем интеллекта, психическими, физическими особенностями, языковыми, культурными и этническими различиями смогут обучаться в одной школе по месту жительства.

    Понятие инклюзивного или совместного образования было введено в 1994 году Саламанкской Декларацией лиц с особыми потребностями. Термин «инклюзия» используется в Декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии 2001 года. Оба эти документа отражают общественное принятие различий между людьми, осознание ценности каждого индивида.

    Инклюзивный подход в образовании напрямую связан с изменением взглядов на инвалидность – это переход от «медицинских» представлений к «социальной» модели.

    1. С точки зрения «медицинского» взгляда, инвалидность – это нарушение здоровья, ребенку с ОВЗ требуется защита и особая среда.
    2. «Социальная» модель предлагает увидеть «проблему» не в человеке с инвалидностью, а в самой среде, которая создает барьеры для его развития.

    Следовательно, для успешной инклюзии учащихся с инвалидностью необходимо изменить саму образовательную систему. Школа нового типа должна учитывать индивидуальные образовательные потребности каждого. Ученикам будет оказываться специальная поддержка без пренебрежения. Для реализации нового подхода потребуются более гибкие методики, а не стандартизированное преподавание.

    В совместных школах детям с ОВЗ и «здоровым» детям будут предоставлены равные возможности. Школьники с инвалидностью смогут принимать полноценное участие во всех сферах школьной и внешкольной жизни. Общество избавится от предрассудков в отношении детской инвалидности, преодолеет эгоизм.

    Общество избавится от предрассудков в отношении детской инвалидности, преодолеет эгоизм.

    Что дает инклюзивное образование

    Почему ребенку с ограниченными возможностями так важно учиться в одном коллективе со здоровыми детьми? Ученые доказали, что среда, созданная специально для инвалидов, изолирует от общества, ограничивает, задерживает развитие.

    Здоровым ученикам также полезно общение со своими «особенными» сверстниками. Так человек учится сочувствию, сопереживанию и понимаю другого. Ребята становятся общительнее, терпимее. Это сложно переоценить, особенно в обществе с крайне низким уровнем толерантности, характерным для современной России.

    Одна из основных задач инклюзивного образования – специальная подготовка директоров школ и педагогов, психологов и прочих специалистов, задействованных в учебно-воспитательном процессе.

    Что дает инклюзивное образование.

    Актуальные проблемы обучения английскому языку детей с нарушениями речи 2020

    Дети со структурными нарушениями речи требуют особого подхода в школе, а в особенности – при обучении иностранному языку. Большинство детей с небольшими отклонениями в развитии или с нарушениями речи посещают обычные уроки в обычных общеобразовательных школах, но к сожалению, школьная программа не учитывает их особенностей. Такому диагнозу, как «фонематическое нарушение слуха», вообще уделяется крайне мало внимания.

    Такому диагнозу, как фонематическое нарушение слуха , вообще уделяется крайне мало внимания.

    Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в 2020 году – что это такое

    Все люди разные, у каждого есть право отличаться от других, быть не таким, как все. Современное общество должно быть готово к этому. Одним из самых ярких социальных нововведений является инклюзивное образование, позволяющее детям-инвалидам учиться в обычных классах наравне со всеми. Сегодня образование не только приобрело вид свободного блага, но и стало подстраиваться под определённые категории людей.

    Юридическая сторона

    Инклюзивное образование (фр. inclusif – включающий в себя, лат. includere – заключать, включать) – это особый подход к построению общего образования, который подразумевает доступность (возможность) образования для каждого, независимо от его особых нужд и потребностей.

    Пункт 16 статьи 2 Федерального закона об образовании определяет, кого можно относить к категории учеников с ограниченными возможностями:

    Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

    В школах обучается множество детей с какими-либо отклонениями и нарушениями здоровья, но статус ребёнка с ограниченными возможностями присваивается только человеку, который не может усваивать программу наравне со всеми и взаимодействовать в коллективе без посторонней помощи. Такого рода статус позволяет требовать специально созданных условий за счёт средств государственного финансирования.

    «Сегодня образование не только приобрело вид свободного блага, но и стало подстраиваться под определённые категории людей»

    Роль учителя

    В свою очередь педагог обязан:

    … учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.[1]

    Школы инклюзивного типа в какой-то степени деформируют роль учителя, раскрывая её с другой стороны. Педагог вынужден вступать в более близкие взаимодействия с ребёнком-инвалидом в классе, чтобы найти к нему особый подход и помочь освоиться в коллективе.

    Учителя, уже имеющие опыт работы с детьми-инвалидами в классе, выработали некоторые правила, позволяющие грамотно организовать процесс обучения:

    1) принимать учеников с инвалидностью «как любых других детей в классе»,

    2) включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи,

    3) вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач,

    4) использовать и другие стратегии коллективного участия (игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т.д.)

    Совместность – главный принцип инклюзии. В замкнутом пространстве взаимодействуют абсолютно разные дети, из разной социальной среды, с разными возможностями и потребностями. Хотя в массовых школах уже довольно часто можно встретить детей с ограниченными возможностями и инвалидов, это явление всё ещё остаётся тем, в ответ на что может возникнуть агрессия. Негативные эмоции могут исходить как от членов класса и учителей, так и от родителей остальных учеников. Проблема совместности и терпимости требует особого внимания, так как она не решается дополнительными вложениями средств правительства – это что-то другое, человеческое. Процесс становления взаимоотношений между членами образовательного коллектива требует от них внимательности и вежливости. Люди должны уметь толерантно воспринимать других для комфортного сосуществования с ними в одной группе.

    «Совместность – главный принцип инклюзии»

    Исследователи выделяют восемь принципов инклюзивного образования,[2] которые детально характеризуют особенности этого феномена:

    • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
    • Каждый человек способен чувствовать и думать.
    • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
    • Все люди нуждаются друг в друге.
    • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
    • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
    • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
    • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

    Кажется, что эти пункты вполне очевидны и просты, они будут импонировать любому педагогу. Однако на практике сложно обеспечить их совместную реализацию. Стоит сделать акцент на роли учителя в организации учебного процесса таким образом, чтобы каждый ребёнок в классе чувствовал себя комфортно и успешно усваивал учебный материал независимо от его личностных особенностей. Очень важно уметь создать внутри класса тёплую доверительную обстановку, чтобы никто не чувствовал себя ущемлённо. Класс – то место, где дети могут раскрыться, попробовать себя в разных ролях, проявить свои таланты.

    Адаптированные образовательные программы

    Сегодня в сфере образования активно употребляются термины «ИУП» (индивидуальный учебный план), «адаптированная программа». Согласно статье 79 Федерального Закона РФ об образовании,[3] условия организации обучения детей с ограниченными возможностями должны определяться специально разработанной адаптивной программой, подстроенной под особенности каждого ребёнка. Особенность такой программы в том, что она не вынуждает ребенка следовать упрощённому варианту обучения или же частично проходить учебный материал, она лишь предполагает индивидуализацию методов усваивания информации. Таким образом, ученик получает такое же образование, как и его одноклассники, но при этом овладеть необходимыми навыками ему помогают специальными методами. Адаптированные образовательные программы – явление пока ещё новое в России, тем не менее, в российских образовательных учреждениях уже можно наблюдать тенденцию индивидуализации подходов к обучающимся.

    Инклюзивное образование – новая тенденция, только развивающаяся и распространяющаяся в обществе. Как любое социальное явление, инклюзия имеет ряд положительных и отрицательных последствий, некоторые из которых будут рассмотрены ниже.

    «Очень важно уметь создать внутри класса тёплую доверительную обстановку, чтобы никто не чувствовал себя ущемлённо»

    Преимущества инклюзивного образования

    1. Ребёнок в коллективе получает важный социальный опыт, взаимодействуя с одноклассниками. Чувствуя такое же отношение к себе, как и ко всем остальным, он не ощущает своих недостатков и не воспринимает себя исключённым, аутсайдером. К нему предъявляют такие же требования, как и ко всем, вследствие чего развитие ребёнка с особенностями мало чем отличается от развития ребёнка без особенностей.

    «Первая цель внедрения такого образования — ребёнок с особенностями развития должен иметь возможность получить образование», — говорит член международной ассоциации «Autism. Europe», руководитель Центра реабилитации инвалидов «Наш солнечный мир» и Советник Ректора МГППУ по вопросам помощи детям с расстройствами аутистического спектра Игорь Шпицберг.

    2. Непростые, на первый взгляд, задачи, вынуждающие ученика приспосабливаться к базовой программе, позволяют актуализировать его внутренние комплексы и проблемы. Появляющиеся у ребенка трудности в процессе обучения заставляют его как-то с ними справляться, внутренние ресурсы ребёнка включаются и помогают ему подстраиваться под окружающую его среду.

    3. Воспитательный потенциал инклюзивного образования проявляется и в отношении «обычных» детей. В классе появляется ребёнок с ограниченными возможностями, он отличается от остальных, он не такой, особенный. Остальные члены коллектива должны так или иначе определить свое отношение к этому ребенку. Происходит самоопределение, в голове возникает множество вопросов: Как относиться к инвалиду? Можно ли считать его таким же человеком? Заслуживает ли он уважения?

    Успешное самоопределение очень важно для формирующейся личности: в процессе она осознаёт, что человека нужно воспринимать таким, какой он есть, что все люди разные. Ребёнок начинает понимать, что внешние физические недостатки не определяют сути человека.

    «.. здорово, когда в классе учится «особый» ребёнок. Это невероятно полезно и важно для обычных детей, они учатся милосердию, вниманию к каждому человеку. Общество, в котором инвалиды не отделены с детства, растет гораздо более гуманным и благородным», утверждает Игорь Шпицберг.

    «Ребёнок начинает понимать, что внешние физические недостатки не определяют сути человека»

    Отрицательные черты инклюзивного образования

    1.Первые два плюса могут обернуться психологической травмой, если ребёнок не будет способен адекватно существовать в создавшихся обстоятельствах.

    Ученик с ограниченными возможностями может выступать в роли «посмешища» в коллективе. Другие дети – ещё не совсем сформировавшиеся и созревшие личности, они могут неадекватно воспринимать инвалида, обзывать его, выражать признаки агрессии. Избежать этого можно. Пример правильного отношения к «особенным» детям может продемонстрировать учитель, важно, чтобы он помогал остальным детям контактировать с инвалидами.

    «Дети в силу своей юности и отсутствия опыта могут быть жестокими, но это все во власти учителей, которые их воспитывают. Если педагоги ведут себя правильно, дети привыкают к тому, что для инвалидов тоже есть место в мире», — говорит психотерапевт Ирина Логинова.

    2. Третий плюс также может быть обращен в минус. «Обычные» дети могут страдать от присутствия в классе инвалидов. У педагога появляется вдвое больше бумажной работы, за которую он не получает вознаграждение, вследствие чего его мотивация к работе не увеличивается. Учителя необходимо дополнительно подготавливать к работе с инклюзивными классами для того, чтобы он мог качественно работать в новых условиях.

    «Особые» дети будут сильно тормозить остальной класс, расхолаживать его, нарушать учебный процесс. Будет снижаться качество образования для обычных детей», — убеждена педагог, вице-президент Фонда социальной и психологической помощи семье и ребёнку Татьяна Шишова.

    Аргумент вполне весомый, однако негативные последствия обратимы.

    «Я знаю школы, которые много лет используют инклюзивные подходы, и никаких проблем с качеством обучения детей нет. Специально разработаны федеральные государственные образовательные стандарты для обучающихся с ограниченными физическими возможностями. Каждому ребёнку должны быть обеспечены те условия, которые ему требуются для реализации своих возможностей. Для этого мы проводим масштабные обучающие мероприятия для педагогов, заранее апробируем стандарты. Это позволяет выявить наряду с положительными моментами и те трудности, которые возникают у педагогов, детей, родителей», — утверждает замминистра образования Каганов В.Ш.

    3. Не все школы имеют возможность финансово создать необходимые условия для инвалидов. Государство выделяет недостаточно средств для создания безбарьерной среды, то есть школы, в которой ребёнок с ограниченными возможностями будет чувствовать себя комфортно.

    «Мы обеспокоены тем, что только 20% школ имеют фрагменты безбарьерной среды», — говорит заведующая сектором специального образования Министерства образования Ставропольского края Наталья Тимошенко.

    «Пример правильного отношения к «особенным» детям может продемонстрировать учитель: важно, чтобы он помогал остальным детям контактировать с инвалидами»

    Инклюзия на практике

    Мотивация сторонников и противников обучения детей-инвалидов в общеобразовательных школах понятна. Интерес представляет, какое отражение она находит в реальности и как в российских школах реализуется концепция инклюзивного образования.

    Летом 2014 года в школе №232 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга родители настояли на введении инклюзивного образования, и директор школы предприняла все меры для того, чтобы дать возможность детям-инвалидам учиться в обычном классе. Преподаватели прошли специализированные курсы, в школе был создан «подготовительный» класс, где дети с аутизмом могли проходить подготовку к обучению в обычном классе, состав педагогов пополнился дефектологами – школа была полностью подготовлена к принятию «особенных» учеников. Что вышло на практике, рассказывает директор Наталья Прокофьева: «Одна из девочек, которая учится у нас, три дня назад заглядывала в школу и ходила по коридорам уже не с мамой за ручку, а сама. Для детей с её диагнозом это огромный прогресс». На первый взгляд, инвалидам предоставили возможность учиться наравне со всеми, предоставили специальные возможности, тьюторов, врачей – разве может это вызвать негативные последствия?

    Директор Нижневартовской общеобразовательной санаторной школы Мухамат Ишбаев заявляет, что школы могут быть неправильно подготовлены к принятию детей с ограниченными возможностями: «Если в эту школу придёт слепой ребенок, также необходимо провести подготовительную работу: закупить учебники со шрифтом Брайля, клавиатуры на компьютеры с аналогичным шрифтом, для слабовидящих детей также нужны приспособления, которые увеличивают текст». Может возникнут ситуация, когда инвалида-колясочника приняли в учебное учреждение (так как это является обязательством школ по закону), а в реальности окажется, что в школе отсутствуют пандусы и широкие дверные проёмы. Избежать такой ситуации можно, если каждая школа будет заранее осведомлена, какие дети будут в ней учиться. Выходом может стать распределение детей по категории ограниченных возможностей и качественная подготовка школ к конкретному типу инвалидов.

    Современное общество готово к инклюзии, оно способно предоставить детям-инвалидам возможность учиться в обычных массовых школах. Несомненно, на сегодняшний день созданы далеко не все условия для воплощения идеи в реальность, и существует много преград, однако уже сейчас видна положительная динамика. «Несмотря на все сложности, власти избрали верное решение, внедряя стандарт инклюзивного образования. Я считаю, в будущем благодаря ему уровень толерантности, приятия друг друга в обществе значительно увеличится. Например, у нас в школе уже нет деления на нормально развивающихся и отстающих детей, и это только начало» – говорит директор нижневартовской общеобразовательной школы.

    Инклюзия в образовательной сфере важна не только сама по себе, она является первым шагом на пути к открытому обществу. Принимая детей с ограниченными возможностями в класс, мы принимаем их в общество, так как в процессе образования человек получает доступ к дальнейшей реализации в жизни. Феномен инклюзивного образования лежит в основе новой культуры, формирующейся в мире, культуры, готовой принять каждого человека с его особенностями.

    Автор: Кристина Папкова

    Фото обложки: https://daily.afisha.ru/

    [1] Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по состоянию на 2017 год. – М: Эксмо, 2017. – с. 77. Статья 48, ч.1, п.6

    [2] Пугачёв А.С. Инклюзивное образование // Молодой ученый. — 2012. — №10. — с. 374-377.

    [3] Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по состоянию на 2017 год. – М: Эксмо, 2017. – с. 77. Статья 48, ч.1, п.6

    На первый взгляд, инвалидам предоставили возможность учиться наравне со всеми, предоставили специальные возможности, тьюторов, врачей разве может это вызвать негативные последствия.

    К 2020 году 5 тысяч детей с ОВЗ смогут учиться в обычных школах

    Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) совместно с Министерством образования Азербайджанской Республики при финансовой поддержке Европейского союза (ЕС) запустили двухлетний проект, который позволит обеспечить детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) доступ к качественному образованию.

    Как передает Media.Az, главная цель проекта – создать детям с ограниченными возможностями условия для интеграции в общество, получить доступ к образованию наравне со своими ровесниками в обычных общеобразовательных школах.

    Выступивший на мероприятии министр образования Азербайджанской Республики Джейхун Байрамов отметил, что за последние пять лет, а точнее с момента принятия Государственной стратегии, наблюдается положительная динамика в развитии образования в Азербайджанской Республике. Он подчеркнул, что в результате проведенных реформ повысилось качество образования.

    Министр отметил и роль Фонда Гейдара Алиева в развитии инклюзивного образования в Республике. По его словам, принятие 24 октября 2013 года распоряжением президента Азербайджана Ильхама Алиева «Государственной стратегии по развитию образования в Азербайджанской Республике» создало новые возможности для развития в стране инклюзивного образования. В частности, подготовки программ по инклюзивному обучению детей с ограниченными возможностями, созданию инклюзивной методологии обучения и т.д.

    Он напомнил, что в 2015-2016 годах началась реализация проекта «Применение инклюзивного образования на уровне начального образования» с целью привлечения детей с ограниченными возможностями к совместному обучению с другими детьми в общеобразовательных учебных заведениях страны. Для этого в рамках пилотного проекта в четырех школах ( №202 в Наримановском районе, №220 в Низаминском районе, №138 в Хатаинском районе и школе-лицее №252 в Сабунчинском районе) были открыты по два инклюзивных класса.

    Министр также напомнил, что 14 декабря 2017 года президент Азербайджана подписал распоряжение «Об утверждении Государственной программы по развитию в Азербайджане инклюзивного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья в 2018-2024 годах». В документе отмечена необходимость обеспечения образования лиц с ограниченными возможностями здоровья равным доступом к образованию.

    В свою очередь, руководитель представительства Европейского Союза в нашей стране Кестутис Янкаускас отметил, что новая ветка сотрудничества между Азербайджаном и Европейским союзом позволит детям с ограниченными возможностями получить доступ к образованию. Ведь, по его словам, ЕС не просто спонсирует данный проект, но и собирается поделиться всеми знаниями и опытом.

    Представитель UNICEF в Азербайджане Эдвард Карвардин также подтвердил необходимость привлечения детей с ограниченными возможностями к получению качественного образования.

    «Такой подход позитивно сказывается на их развитии, и в будущем позволит свести на нет любые доводы о том, что такие дети не в состоянии сыграть активную роль в общественной жизни. Мы выступаем за создания необходимых условий и обеспечения полного доступа к образованию каждому ребенку. Поэтому мы рады совместному сотрудничеству в этой сфере с Министерством образования Азербайджанской Республики и Европейским союзом», – сказал он.

    По его словам, в начальных и средних общеобразовательных школах сегодня учиться довольно небольшое количество детей с инвалидностью. Официальные данные свидетельствуют о том, что из 14 638 детей – 9 355 учатся на дому, 2 558 в специальных школах, а примерно 2 725 в школах-интернатах. По данным UNICEF , в Азербайджане из зарегистрированных 72 000 детей с инвалидностью 54 000 находятся именно в школьном возрасте. Получается, что сегодня в школах обучаются всего 20% детей с инвалидностью, хотя по конвенции ООН “О правах инвалидов” право на обучение каждого ребенка должно быть полностью обеспечено.

    В заключении руководитель образовательной программы Юнисеф Лейла Гасанова рассказала, что такое инклюзивное образование и почему оно настолько важно.

    “Инклюзивное образование дает возможность детям с ограниченными возможностями учиться в школах наравне с другими ребятами. Поэтому программа инклюзивного образования подразумевает ряд целей. В частности, внедрение ряда изменений в действующее законодательство для обеспечения доступа к инклюзивному образованию. Проект также направлен на подготовку кадров, вовлеченных в инклюзивное образование. Для повышения информированности населения, поддержки социальной интеграции детей с ограниченными возможностями созданы центры поддержки инклюзивному образованию в семи городах страны: в Баку, Сумгайыте, Гяндже, Губе, Шеки, Агджабеди и Газахе. В связи с этим более 10 000 школьных учителей и директоров получат возможность пройти программу повышения квалификации по вопросам организации инклюзивного образования. Таким образом, школы будут обставлены соответствующими вспомогательными технологиями. Кроме того, будет продолжена работа по сбору статистических данных с целью контроля количества детей с ограниченными возможностями и предприняты другие необходимые шаги. Самое важное – добиться того, чтобы как здоровые, так и дети с ограниченными возможностями могли учиться в одной и той же среде”, – пояснила она.

    Отметим, что конечная цель проекта состоит в том, чтобы к 2020 году 5000 детей с ограниченными возможностями смогли получить среднее образование в общеобразовательных школах страны.

    В заключении руководитель образовательной программы Юнисеф Лейла Гасанова рассказала, что такое инклюзивное образование и почему оно настолько важно.

    Читайте также:  Белая Холуница - адреса и контакты отделений пенсионного фонда на сегодня
Добавить комментарий