Нарушен срок возврата налога — инспекция вернет с процентами

Как рассчитать проценты за просрочку возврата налога

78 НК РФ читайте в статье.

Если переплата подтверждена решением суда, трехлетний срок на ее возврат отсчитывается именно с него

Основанием для доначисления послужил вывод инспекторов о неверной переоценке основных средств, проведенной обществом по состоянию на 01.01.2010, в результате которой стоимость имущества общества была занижена. Доначисление налога суд признал законным в 2016 году.

Так как на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ суммы налога на имущество относятся к расходам, учитываемым при исчислении налога на прибыль, общество скорректировало отчетность по прибыли за 2012 и 2013 годы. Уточненные отчеты были приняты и зарегистрированы инспекцией, но в карточку расчетов с бюджетом в системе электронной обработки данных не попали из-за истечения срока давности. Поэтому согласно акту сверки по состоянию на 01.01.2016:

  • по данным налогоплательщика – переплата по налогу на прибыль организации составила 5,8 млн рублей;
  • по данным налогового органа – переплата по налогу на прибыль организации составила 0,56 копейки.

С заявлением о возврате налога на прибыль общество обратилось в ИФНС 19.04.2017, а в суд 26.07.2017.

Суд, удовлетворяя требования налогоплательщика, указал, что до момента принятия судом решения в 2016 году у общества не имелось оснований считать, что им неверно определен налог на имущество. Налогоплательщик добросовестно заблуждался, учитывая для расчета налога неверные данные переоценки основных средств. В момент уплаты налога на прибыль в течение 2012, 2013 годов и при сдаче первоначальной налоговой декларации общество не могло знать о его излишней уплате. Поэтому именно принятие судебного акта в 2016 году является тем моментом, с которого начинает течь трехлетний срок для возврата переплаты по налогу.

Все три инстанции общество поддержали.

Возникновение права на компенсацию от ИФНС

Сумма излишне уплаченного/взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. Общий порядок возврата налогов и страховых взносов, а также сроки возврата установлены ст. 78 и 79 НК РФ. Наряду с возвратом переплаченных налогов налоговики обязаны начислить и выплатить проценты, которые представляют собой денежную компенсацию за неправомерное использование денежных средств плательщиков.

Право на получение процентов на сумму излишне уплаченных/взысканных налогов возникает:

  • по факту излишнего взыскания налогов по решению ИФНС
  • при нарушении налоговиками сроков на возврат добровольно переплаченных сумм.

Момент, с которого начинают начисляться проценты, зависит от основания возникновения переплаты. Если переплата произошла по ошибке самого плательщика, проценты начисляются со дня нарушения ИФНС месячного срока на возврат налога.

Если переплаченный по вине самого плательщика налог был возвращен ИФНС самостоятельно (до того, как плательщик опомнился и написал заявление), проценты на сумму переплаты не начисляется (п. 2 ст. 78 НК РФ).

Если же переплата возникла вследствие взыскания налогов по решению (требованию) налоговиков, проценты начисляются со дня взыскания налогов (п. 5 ст. 79 НК РФ).

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период нарушения срока возврата п.

Как получить проценты за несвоевременный возврат налогов

возврат налоговCтатьями 78, 79, 176 и 203 Налогового кодекса РФ предусмотрены основания для начисления и уплаты налогоплательщику процентов на сумму излишне уплаченного и не возвращенного в установленный срок или излишне взысканного налога. Проценты выплачиваются за счет бюджета, в пользу которого произошла переплата. Правила о начислении и уплате процентов применяются также в отношении сумм несвоевременно возвращенных (излишне взысканных) авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков. Но налоговики редко добровольно идут на возврат процентов. Рассказываем о том, как заставить их это сделать.

В каких случаях налогоплательщик вправе требовать от инспекции уплаты процентов за несвоевременный возврат налогов и какие проблемы могут при этом возникнуть?

Налогоплательщик вправе требовать от инспекции уплаты процентов в четырех ситуациях. Первая — за нарушение налоговым органом установленного п. 6 ст. 78 НК РФ срока возврата суммы излишне уплаченного налога — за каждый календарный день нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78 НК РФ).

Вторая — за излишнее взыскание налоговым органом налога — осуществляется за период со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата (п. 5 ст. 79 НК РФ).

Третья — за нарушение срока возврата (возмещения) суммы НДС — считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы НДС (п. 10 ст. 176 НК РФ). Проценты также начисляются в случае незаконного отказа в возмещении НДС или бездействия, выразившегося в непринятии соответствующего решения.

Четвертая — за нарушение сроков возврата акцизов за каждый день просрочки (п. 3 и 4 ст. 203 НК РФ).

Уплата процентов по своей правовой природе является компенсацией вреда налогоплательщику, причиненного действиями/бездействием налогового органа по удержанию излишне уплаченного или необоснованно взысканного в виде налога имущества налогоплательщика.

Поскольку по сумме процентов, которые выплачиваются налогоплательщику, можно судить о качестве работы налоговых органов, последние редко производят начисление и выплату процентов в добровольном порядке.

Можно выделить ряд наиболее часто встречающихся нарушений со стороны налоговых органов, препятствующих налогоплательщику реализовать свое право на получение процентов. В первую очередь это бездействие, выраженное в нерассмотрении заявлений налогоплательщиков по начислению и уплате процентов. Налоговики также могут отрицать наличие излишне уплаченного (взысканного) налога, отказывать в признании факта просрочки возврата (возмещения) излишне уплаченного налога, заявлять о нарушении налогоплательщиком установленных сроков для предъявления требования о начислении и уплате процентов. Кроме того, налоговый орган может применять неправильную методику (формулу) при начислении процентов.

Налогоплательщик рискует получить отказ при обращении в суд с требованием о начислении процентов, если у него отсутствуют документы, подтверждающие обстоятельства, которые являются основанием для начисления процентов, а также в случае пропуска установленных законодательством процессуальных сроков.

Как оформить и в какие сроки подать заявление в налоговую инспекцию о взыскании процентов? Когда стоит идти в суд?

НК РФ не содержит порядка подачи заявлений о начислении процентов. Налогоплательщик может самостоятельно принять решение: обращаться в налоговый орган или сразу в суд.

Налогоплательщик не лишен возможности обратиться и в налоговый орган, и в суд одновременно, поскольку ст. 79 НК РФ не предусмотрено обязательного обращения в налоговый орган с заявлением о начислении процентов за излишне взысканные суммы налога в случае обращения налогоплательщика в суд с аналогичным заявлением. Так, в постановлении ФАС Московского округа от 11.11.2009 № КА-А40/11750-09 по делу № А40-24509/09-4-125 суд отклонил довод инспекции о несоблюдении налогоплательщиком досудебного порядка урегулирования спора. Суд указал, что подача какого-либо заявления о начислении и выплате процентов на излишне взысканные суммы в Налоговом кодексе РФ не предусмотрена. Налоговый орган обязан произвести такое начисление самостоятельно. Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС Московского округа от 01.09.2009 № КА-А40/7698-09 по делу № А40-9363/09-129-17 и от 15.07.2008 № КА-А40/6172-08 по делу № А40-62091/07-20-381.

Заявление в налоговый орган подается в простой письменной форме. Для наиболее быстрого рассмотрения заявления рекомендуется подробно указать обстоятельства, связанные с начислением процентов, подробный расчет процентов. В случае последующего обращения в суд указанное заявление с доказательством его получения налоговым органом следует приложить к иску (заявлению).

НК РФ не устанавливает срок, в течение которого налогоплательщик может требовать начисления и уплаты процентов через суд (срок исковой давности). Исходя из сложившейся судебной практики этот срок составляет три года, начиная со дня, когда налогоплательщик узнал, или должен был узнать о фактах, служащих основаниями для начисления процентов. То есть требование об обязании налогового органа начислить и выплатить налогоплательщику проценты относится не к требованиям об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, а к требованиям имущественного характера, в отношении которых действует общий срок исковой давности — три года, установленный ст. 196 Гражданского кодекса РФ.

С требованием о взыскании процентов можно обратиться в суд в течение трех лет с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о возврате излишне взысканной суммы без процентов. Это вытекает из того, что налоговый орган должен самостоятельно начислять и уплачивать проценты.

В постановлениях от 23.12.2010 № КА-А40/16185-10 по делу № А40-136395/09-99-1093 и от 19.09.2011 по делу № А40-119108/10-116-461 ФАС Московского округа не принял доводы инспекции о том, что срок на обращение в суд за взысканием процентов должен исчисляться с момента вынесения решения и требования, на основании которых был взыскан налог, или со дня вступления в силу решения суда о незаконности ненормативного акта инспекции, на основании которого было произведено излишнее взыскание. Суд в обоих случаях указал, что налогоплательщик мог узнать о нарушении своего права на получение процентов в тот момент, когда инспекция произвела возврат без соответствующих процентов. Поэтому трехлетний срок для обращения в суд исчисляется с момента возврата сумм излишне взысканного налога, пеней, штрафа.

Полагаем, что аналогичный подход должен применяться и к спорам о взыскании процентов на основании ст. 78, 176 и 203 НК РФ.

Налогоплательщик из соображений экономии на государственной пошлине может предпочесть заявление «нематериального характера», например, о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в непринятии решения о начислении процентов. В этом случае подлежит применению сокращенный срок исковой давности, установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ: три месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о нарушении его прав и законных интересов. Порядок подачи и рассмотрения такого заявления регулируется главой 24 АПК РФ.

Как показывает практика, взыскивать проценты в судебном порядке гораздо эффективнее. Большинство заявлений, подаваемых налогоплательщиками в налоговые органы, остаются без удовлетворения.

Например, на практике налоговые органы достаточно часто пользуются разъяснениями Минфина России и ФНС России, которые не соответствуют НК РФ. Нередко заявления налогоплательщиков «теряются», или необоснованно долго рассматриваются должностными лицами налоговых органов.

Итак, налоговики должны самостоятельно рассчитать проценты за просрочку возврата налогов, каким образом они это делают? Что говорят ФНС России и Минфин России о порядке взыскания процентов?

Из пункта 5 ст. 78 и п. 5 ст. 79 НК РФ однозначно следует, что налоговый орган самостоятельно начисляет проценты. Положения п. 10 ст. 176, п. 3 и 4 ст. 203 НК РФ не столь однозначны, однако, учитывая сформировавшуюся судебную практику, налоговые органы и в этом случае обязаны самостоятельно рассчитать проценты за просрочку возврата налогов.

Проценты рассчитывают исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни «неправомерного» пользования денежными средствами налогоплательщика.

Ставка Банка России — годовая. Поэтому, чтобы рассчитать сумму процентов, нужно определить, как будет рассчитываться «ежедневная» процентная ставка: делением ставки на реальное количество дней в году (365 дней или 366 дней, если год високосный) либо делением этой ставки на 360 дней (как при расчете процентов за пользование чужими деньгами).

В пунктах 3 и 4 ст. 203 НК РФ указано, что проценты начисляются исходя из 1/360 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.

В остальных случаях, когда налогоплательщик вправе получить проценты, Кодекс не содержит столь же ясных указаний.

Читайте также:  Могут ли ребенку-инвалиду назначить пенсию по случаю потери кормильца?

Позиция налоговых органов однозначная: проценты за просрочку возврата излишне уплаченного (взысканного) налога нужно рассчитывать исходя из 365 (366, если год високосный) календарных дней в году. Формула расчета процентов за несвоевременный возврат переплаты приведена в приказе ФНС России от 25.12.2008 № ММ-3-1/683@ «О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам».

Однако суды, включая ВАС РФ, стоят на позиции, что для расчета процентов число дней в году принимается за 360.

В итоге формула для расчета процентов должна выглядеть так:

Сумма процентов = (Несвоевременно возвращенная сумма x Ставка рефинансирования ЦБ РФ, действовавшая в дни просрочки возврата x Количество дней просрочки) : 360

Минфин России в письмах от 03.07.2009 № 03-02-08/59 и от 05.06.2009 № 03-02-07/1-294 разъяснил, что если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением установленного срока, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты. Они должны быть выплачены налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока возврата. Если проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает на основании п. 12 ст. 78 НК РФ решение о возврате оставшейся суммы процентов.

Согласно письму ФНС России от 21.09.2011 № СА-4-7/15431 для начисления процентов не имеет значения, в какой форме произведен возврат излишне взысканного налога — путем возврата на банковский счет налогоплательщика либо путем зачета. Обязанность инспекции возвратить сумму излишне взысканного налога предполагает начисление процентов при использовании любого способа восстановления прав налогоплательщика, в том числе и при зачете.

В чем заключаются особенности возмещения процентов за нарушение срока возврата НДС?

При нарушении сроков возврата НДС считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 10 ст. 176 НК РФ).

Из анализа указанной нормы следует, что проценты за несвоевременный возврат НДС (возмещение НДС) начисляются начиная с 12-го дня после истечения трех месяцев, установленных НК РФ для проведения камеральной налоговой проверки со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации. Это означает, что проценты подлежат начислению вне зависимости от того, принял, или нет по результатам проведения камеральной проверки налоговый орган решение о возмещении (возврате) НДС. При этом принципиальное значение будет иметь правомерность заявленного к возмещению НДС.

В соответствии с постановлением Президиума ВАС РФ от 20.03.2012 № 13678/11 по делу № А27-15478/2010 в случае неправомерного отказа налогового органа в возмещении НДС проценты начисляются на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, с того момента, когда она должна быть возвращена в силу закона, если бы налоговый орган своевременно принял надлежащее решение.

Суды указывают, что единственным основанием для начисления процентов является нарушение сроков возврата НДС, установленных ст. 176 НК РФ. При этом причины пропуска срока и наличие вины инспекции значения не имеют.

В постановлении ФАС Московского округа от 10.01.2008 № КА-А41/13842-07 по делу № А41-К2-4259/07 суд отклонил довод инспекции о неправомерном начислении процентов по причине затруднений, возникших при документообороте между налоговыми органами. Суд указал, что порядок возмещения НДС установлен нормами ст. 176 НК РФ, где за несвое­временный возврат налога уплачиваются проценты за просрочку исполнения обязательства.

В постановлении ФАС Московского округа от 19.08.2011 № КА-А40/9377-11 по делу № А40-120910/10-76-685 суд уточнил, что начисление процентов за несвоевременный возврат НДС не зависит от причин пропуска сроков.

Поскольку возможны два способа возмещения НДС, следует обратить внимание на необходимость подачи заявления именно о возврате (а не о зачете) НДС. Только при наличии такого заявления налогоплательщик вправе требовать начисления процентов на основании п. 10 ст. 176 НК РФ. Согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 28.11.2006 № 9355/06 по делу № А73-7639/2005-18 возврат подлежащего возмещению НДС возможен при наличии письменного заявления плательщика о возврате налога. До получения такого заявления у налогового органа нет обязанности возвращать налог, подлежащий возмещению, и проценты за просрочку его возврата не начисляются.

О чем всегда следует помнить налогоплательщикам при взыскании процентов с налогового органа?

Во-первых, о наличии (сохранности) первичных документов, подтверждающих несвоевременный возврат суммы излишне уплаченного, излишнее взыскание или несвоевременное возмещение налога путем возврата.

Во-вторых, о сроке, в пределах которого налогоплательщик может обратиться с соответствующим заявлением о начислении процентов (пропуск установленного законом срока является самостоятельным основанием для отказа в иске).

В-третьих, о том, что иски о взыскании процентов с налоговых органов носят имущественный характер. Поэтому при их подаче в суд необходимо уплачивать госпошлину, которая рассчитывается от суммы заявленных требований (в отличие от заявлений о признании недействительным ненормативного акта, действия/бездействия государственного органа, по которым уплачивается фиксированная сумма).

Поэтому, чтобы рассчитать сумму процентов, нужно определить, как будет рассчитываться ежедневная процентная ставка делением ставки на реальное количество дней в году 365 дней или 366 дней, если год високосный либо делением этой ставки на 360 дней как при расчете процентов за пользование чужими деньгами.

Помним об особенностях НДФЛ и НДС

Следовательно, к моменту получения уведомления от ИФНС срок на возврат налога уже был пропущен.

Шаг 2. Проверяем причину отказа

Есть ситуации заведомо проигрышные, в которых не поможет даже Верховный суд РФ, что видно из его определений:

  • от 19.03.2019 № 304-ЭС19-1659, от 27.02.2019 N 305-ЭС19-264, от 09.11.2018 № 307-КГ18-17764, от 30.08.2018 № 307-КГ18-12491, от 07.06.2018 № 305-КГ18-6745, от 11.05.2018 № 305-КГ18-4965 – пропуск трехлетнего срока с момента образования переплаты;
  • от 12.07.2018 № 305-КГ18-8930 – пропуск трехлетнего срока с момента образования переплаты; от 12.07.2018 № 305-КГ18-8930 – подача уточненной декларации в период рассмотрения заявления о возврате (его можно подавать только после окончания камеральной проверки);
  • от 11.07.2018 № 305-КГ18-8696 – требование возврата на основании подачи уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль после принятия решения налоговым органом по результатам выездной налоговой проверки и оспаривания его в суде.

Таким образом, самая распространенная причина – пропуск срока. Дело в том, что суды отсчитывают три года не с момента, когда налогоплательщик узнал о переплате, а с даты ее образования. По этой причине так важен доскональный учет и регулярные сверки с налоговой.

2018 305-КГ18-8696 требование возврата на основании подачи уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль после принятия решения налоговым органом по результатам выездной налоговой проверки и оспаривания его в суде.

Нет выплаты 13% налога более 4 месяца.

Подала документы на возврат налога 07.02.15 г. Сегодня 16.06.15 — деньги еще не перечислили. В течение месяца звонила в ИФНС № 3 г. Усмани, дозвонилась только сегодня, но не до нужного отдела. По одному номеру сказали, что нет моего заявления, по другому номеру сказали, что заявление зарегистрировали 22.05.15, камеральную проверку мои документы прошли… В итоге, мне никто толком не сказал, куда делось мое заявление и почему оно не дошло до отдела недоимки. Пытались переключить до нужного сотрудника, но там сначала не брали трубку, потом, после когда я перезванивала, просто сбрасывали…. Куда мне обратиться с жалобой и еогда мне вернут деньги?

До настоящего времени никакого решения по моей декларации о возврате налога или об отказе в этом ИФНС России ХХ по г.

Проблемы взыскания процентов по требованиям о возврате налогов: судебная практика

Александр Здоровенко, старший консультант
АКГ «Интерком-Аудит»

Опубликовано в журнале “Налоговые споры: теория и практика” №2, 2009

В течение последних двух лет судебная практика выявила ряд проблем, возникающих в ходе применения новой редакции правил возврата из бюджета излишне уплаченных и излишне взысканных сумм налогов. В статье рассматриваются проблемы, связанные с расчетом процентов, которые должна выплатить налоговая инспекция за нарушение срока возврата.

Налоговый кодекс РФ предусматривает меры, обеспечивающие своевременное исполнение обязанностей по уплате денежных сумм в рамках налоговых правоотношений. Так, налогоплательщик, нарушивший срок уплаты налога, должен не только погасить задолженность, но и заплатить пени в возмещение ущерба, понесенного бюджетом (ст. 75 НК РФ). В то же время налогоплательщику предоставлено право на своевременный возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов (подп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ). Если налоговый орган нарушит сроки по возврату налога из бюджета, налогоплательщик имеет право требовать от инспекции уплаты процентов за несвоевременный возврат налога.

Налоговый кодекс РФ предписывает начислять проценты в следующих случаях:

1) за каждый календарный день нарушения срока возврата излишне уплаченного налога (п. 10 ст. 78);

2) за период со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата в случае излишнего взыскания налогов (п. 5 ст. 79);

3) за каждый календарный день нарушения срока возврата суммы НДС, подлежащей возмещению (п. 10 ст. 176).

Изменения, действующие с 2007 года с 01.01.2007 ст. 78, 79 и 176 НК РФ действуют в новой редакции.

Установленные в них правила стали более четкими и во многом более выгодными налогоплательщику. Например, срок, в течение которого инспекция должна сообщить налогоплательщику о факте излишней уплаты (излишнего взыскания) налога, сократился с одного месяца до 10 рабочих дней. Установлена обязанность инспекции в течение пяти рабочих дней сообщить в письменном виде налогоплательщику о принятом решении, о возврате или об отказе в осуществлении возврата. Все эти сообщения налоговые органы должны вручать под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

В случае излишне уплаченного налога проценты подлежат начислению, только если налоговый орган нарушит срок на возврат налога — один месяц со дня получения заявления на возврат.

Если же речь идет об излишне взысканных суммах, то налогоплательщик имеет право на получение процентов за пе­риод со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата (т. е. за весь период, когда права налогоплательщика были нарушены). Отдельно отметим изменения, коснувшиеся порядка возмещения НДС. Установлен единый порядок возврата сумм налога для операций, облагаемых по обычной и по нулевой ставке. Решение о возврате денежных сумм из бюджета должно быть принято одновременно с вынесением ре­шения о возмещении суммы НДС. Инспекция обязана в течение пяти рабочих дней в письменном виде сообщить налогоплательщику о принятом решении о возврате или об отказе в осуществлении возврата. Срок возврата сократился до 12 рабочих дней со дня окончания камеральной налоговой проверки декларации. Наконец, изменена формулировка о порядке расчета суммы процентов. Вместо «одной трехсот шестидесятой ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки» говорится просто о «ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения срока возмещения».

Выявленные проблемы

Два года применения описанных вы­ше правил выявили проблемы, которые законодатель не предвидел при разработке изменений в НК РФ. Рассмотрим спорные ситуации, возникающие при расчете процентов (как по общим правилам ст. 78 и 79 НК РФ, так и по особым правилам, установленным для возмещения НДС).

Общие правила

Налогоплательщик может подать в инспекцию заявление на возврат налога в течение трех лет со дня перечисления излишне уплаченного налога (п. 7 ст. 78 НК РФ) и в течение одного месяца со дня, когда ему стало известно о факте излиш­него взыскания налога (абз. 1 п. 3 ст. 79 НК РФ).

Читайте также:  Пенсионный фонд в Холмске - адрес, телефон, режим работы отделения

Налоговый кодекс РФ прямо предусматривает возможность подачи искового заявления в суд только для случая излишне взысканного налога. Заявление может быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне взысканного с него налога (абз. 2 п. 3 ст. 79 НК РФ). Однако практика исходит из того, что в судебном порядке можно вернуть и суммы излишне уплаченного налога. Если налогоплательщик пропустил срок, установленный в п. 7 ст. 78 НК РФ, он может обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. В этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности, установленные п. 1 ст. 200 ГК РФ, — со дня, когда лицо узна­ло или должно было узнать о нарушении своего права. Срок исковой давности прерывается, если налоговый орган признал наличие переплаты (например, путем подписания с налогоплательщиком акта сверки по налогам На основании ст. 203 ГК РФ с этого момента исчисление срока начинается сначала. К такому выводу пришел Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 04.04.2008 по делу № А56-18323/20073.

Налоговому органу отводится 10 рабо­чих дней для принятия решения о возврате суммы излишне уплаченного (излишне взысканного) налога и месяц на возврат указанных сумм налога (со дня получения соответствующих заявлений).

Для случая излишне взысканного на­лога дата получения инспекцией заявления о возврате принципиальной роли не играет. Как было отмечено выше, проценты на такие суммы подлежат начислению со дня, следующего за днем взыскания. Однако для случая излишней уплаты налога указанная дата имеет существенное значение. Ведь только при нарушении месячного срока на возврат указанного налога начинают начисляться проценты.

Может возникнуть следующая спорная ситуация. Налогоплательщик подает в инспекцию декларацию, в которой заявлена сумма налога к уменьшению, и одновременно с ней (или в течение трех месяцев после подачи такой декларации) — заявле­ние о возврате суммы излишне уплаченного налога. С какого момента начинать отсчитывать срок для возврата налога? Ведь инспекция на дату подачи такого заявления еще не может обнаружить фактов, подтверждающих излишнюю уплату налога, так как еще не успеет закончить камеральную проверку представленной декларации. Получается, что инспекция не сможет выполнить требование п. 6 ст. 78 НК РФ о возврате налога в течение месяца со дня получения заявления налого­плательщика.

Представляется, что в такой ситуа­ции по-прежнему применимы разъяснения, которые Президиум ВАС РФ дал при толковании правил, действовавших до 01.01.2007. А именно: срок на возврат суммы излишне уплаченного налога начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате налога, но не ранее чем с момента завершения камеральной на­логовой проверки либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам ст. 88 НК РФ4.

Еще один спорный вопрос заключается в том, является ли обязательным условием для принятия решения о возврате факт подачи налогоплательщиком заявления о возврате налога? По мнению автора, обязательность подачи такого заявления прямо вытекает из положений ст. 78 и 79 НК РФ. Эти статьи предоставляют налоговому органу право самостоятельно производить только зачет налога в счет имеющейся недоимки. Кроме того, при излишней уплате налога у налогоплательщика есть право выбора между возвратом и зачетом налога в счет предстоящих платежей. Сделать такой выбор за него налоговый орган не вправе. Процедура возврата налога и отсчет сроков его осуществления начинаются со дня получения налоговым органом заявления налогоплатель­щика. До получения такого заявления нельзя говорить, что налогоплательщик воспользовался своим правом на своевременный возврат излишне уплачен­ного или взысканного налога. Поэтому не возникает и обязанность налогового органа принять решение о возврате налога (подп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Иначе следует решать вопрос о том, необходимо ли подавать заявление о взыскании процентов с налогового органа. Проценты начисляются и подлежат уплате в случае нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78 НК РФ). Суммы излишне взысканного налога подлежат возврату с уже начисленными процентами (п. 5 ст. 79 НК РФ). Таким образом, законодательством о налогах и сборах не предусмотрена подача налогоплательщиком заявления на начисление и последующую уплату ему процентов.

Этот вопрос был предметом судебного рассмотрения ФАС Московского округа в постановлении от 15.07.2008 № КА-А40/6172-08. Суд указал, что буквальное толкование п. 8 ст. 79 НК РФ определяет достаточным основанием для выплаты процентов возврат излишне взысканного налога. Следовательно, в отличие от заявления о возврате налога необходимость подачи заявления о взыскании процентов у налогоплательщика отсутствует.

Таким образом, налоговый орган должен самостоятельно рассчитать суммы процентов, подлежащих уплате налогоплательщику. При этом следует иметь в виду, что для расчета этой суммы за каждый календарный день налоговый орган должен исходить из 1/365 ставки рефинансирования ЦБ РФ (если год високосный, то из 1/366 ставки рефинансирования ЦБ РФ). Такой порядок с 03.07.2007 предусмотрен п. 3.2.7 и 3.3.6 Приказа ФНС России от 15.09.2005 № САЭ-3-19/446. Очевидно, что данные изменения связаны с тем, что из ст. 176 НК РФ с 01.01.2007 было исключено предписание начислять проценты, исходя из 1/360 ставки рефинан­сирования ЦБ РФ.

Статьи 78, 79 Н К РФ вообще не содержат указания, какое число календарных дней необходимо брать за базу при начис­лении процентов. Поэтому отдельные суды в целях необходимости единообразного толкования и применения действующего законодательства о налогах и сборах применяли положения ст. 176 НК РФ5.

В то же время общий порядок расчета подлежащих уплате годовых процентов за пользование чужими денежными средствами, исходя из 1/360 ставки рефинансирования, ЦБ РФ определен в Постановлении Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 08.10.98 № 13/14. Поэтому ряд судов ссылался на данные разъяснения и подтверждал правомерность начисления процентов, исходя из указанной доли ставки.

Применение налоговыми органами для расчетов процентов 1/365 (1/366) ставки рефинансирования ЦБ РФ ведет к начислению меньшей суммы процентов, поэтому может повлечь за собой судебные разбирательства в случае несогласия налогоплательщиков с суммой начисленных процентов. И, несмотря на исключение из положений ст. 176 НК РФ упоминания об 1/360 ставки рефинансирования ЦБ РФ, можно ожидать, что позиция судов

останется неизменной. Подтверждение тому будет приведено ниже.

Возмещение НДС

В отличие от общих правил возврата налога неурегулированным остается вопрос о подаче заявления о возврате суммы НДС, подлежащей возмещению.

Конкретного срока для подачи такого заявления ст. 176 НК РФ не предусматривает.

Вместе с тем налоговый орган должен принять решение о возврате НДС одновременно с вынесением решения о возмещении суммы НДС (п. 7 ст. 176 НК РФ) и уже на следующий день направить поручение на возврат НДС в территориальный орган Федерального казначейства. Такой возврат осуществляется по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет. Следовательно, налогоплательщик может подать заявление в течение всего периода проведения камеральной налоговой проверки и срока для принятия решения, т. е. в течение трех месяцев и семи рабочих дней. Срок для возврата налога будет отсчитываться от даты завершения камеральной налоговой проверки (абз. 1 п. 10 ст. 176 НК РФ). То есть проценты за нарушение срока возврата будут начислены, начиная с 12-го рабочего дня после завершения камеральной налоговой проверки.

Если налогоплательщик пропустит ука­занный выше срок, это не лишает его права подать заявление на возврат НДС позже. На это указал Девятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 26.02.2008 по делу № 09АП-1057/2008-АК.

В то же время само наличие заявления о возврате является обязательным условием для принятия решения о таком возврате. Поэтому, если заявление было подано за пределами срока для принятия соответствующего решения, в целях определения начального момента для начисления процентов за просрочку возврата налога необходимо также применять п. 10 ст. 176 НК РФ. Единственным отличием будет то, что точкой отсчета срока станет момент получения налоговым органом заявления налогоплательщика на возврат НДС.

На необходимость наличия заявления на возврат НДС для принятия налоговым органом решения о возврате указано также в постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2007 по делу № А71-3174/07-А18. Налоговый орган обязан принять реше­ние о возврате налогоплательщику из бюджета суммы НДС при наличии:

– поступившей от налогоплательщика соответствующей декларации по НДС;

– заявления о возврате подлежащей возмещению из бюджета суммы НДС на расчетный счет налогоплательщика;

– суммы НДС, которая не была зачтена.

До получения заявления налогоплательщика, в котором содержится явно выраженная воля на возврат ему сумм НДС, у налогового органа нет обязанности возвращать НДС, подлежащий возмещению. Поэтому проценты за просрочку возврата НДС начислению не подлежат. К такому выводу пришел ФАС Поволжского округа в постановлении от 18.10.2007 по делу № А57-5186/06. Определением ВАС РФ от 21.02.2008 № 1655/08 отказано в пе­редаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.

Таким образом, в интересах самого налогоплательщика своевременно подать заявление на возврат суммы НДС, подлежащей возмещению. В этом случае сам возврат произойдет быстрее. Кроме того, если этот срок все же будет нарушен, то налогоплательщик получит проценты за более продолжительный период.

На первый взгляд может показать­ся, что несколько претерпел изменения порядок расчетов суммы процентов. Однако рассмотренные выше доводы о необходимости применения 1/360 ставки рефинансирования ЦБ РФ будут справедливы и для этой ситуации. Уже есть первые судебные решения, поддерживающие такой подход. ФАС Московского округа в постановлении от 27.03.2008 № КА-А40/2311-08 признал необоснованным довод налогового органа о том, что проценты должны рассчитываться исходя из 1/365 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Таким образом, расчет процентов за просрочку возмещения и после 01.01.2007 ведется по прежней схеме.

Переходные положения

Закон № 137-ФЗ, внесший изменения в порядок возврата налогов в случае их излишней уплаты или излишнего взыскания, установил переходные положения: возврат сумм налога, излишне уплаченных (взысканных) до 01.01.2007, должен проходить по правилам, действовавшим до 2007 г. (п. 9 ст. 7). Суды применяют эти указания на практике (постановления ФАС Дальневосточного округа от 1703.2008 № Ф03-А16/08-2/605, ФАС Московского округа от 13.10.2008 № КА-А40/9680-08).

При этом для налогоплательщиков есть один положительный момент. Минфин Рос­сии, разъясняя порядок возврата указанных сумм налога, пришел к выводу, что нормы п. 12 ст. 78 и п. 7 ст. 79 НК РФ гарантируют дополнительную защиту прав налогоплательщиков. Следовательно, эти нормы на основании п. 3 ст. 5 НК РФ имеют обратную силу и применяются в отношении сумм, которые были излишне уплачены (взысканы) до 01.01.2007. При возврате налогоплательщику таких сумм налоговый орган также обязан самостоятельно принять решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанных по день фактического возврата (Письмо Минфина России от 21.03.2007 № 03-02-07/2-54).

Остальные изменения будут применяться только в том случае, если сумма налога, подлежащая возврату, была уплачена (взыскана) уже после 31.12.2006.

Аналогичное правило установлено и для возмещения НДС. Новый порядок применяется в отношении налоговых деклараций, в которых заявлено право на возмещение НДС, представляемых в налоговые органы после 31.12.2006 (п. 17 ст. 7 Закона № 137-ФЗ). Суды под­тверждают необходимость выполнения этого правила.

2007 по делу А57-5186 06.

Возврат излишне уплаченного налога

Возврат излишне уплаченных налогов регулируется ст. 78 Налогового кодекса РФ (НК РФ, часть первая). Для правильного правоприменения этой нормы необходимо учитывать письма (разъяснения) Минфина и ФНС, а также практику разрешения споров арбитражными судами и центральным аппаратом ФНС. Формы документов, используемых в рамках процедуры возврата (зачета) излишне уплаченного налога, установлены Приказом ФНС России от 14.02.2017 г. № ММВ-7-8/[email protected]

Возврат излишне уплаченного налога.

Возмещение НДС после камеральной проверки

Сбор на добавленную цену относится к косвенным платежам, является формой изъятия части от стоимости продукции или работы. Плательщиками этого налога являются фирмы и индивидуальные предприниматели. Некоторые компании не признаются плательщиками этого налога при выполнении ряда условий.

Читайте также:  Выдача молока за вредные условия труда: норма, выплата деньгами

Не признаются объектом обложения операции, которые не считаются реализацией, передача продукции на безвозмездной основе и т.д. С 2019 года были внесены некоторые изменения в значения ставок. Основной тариф составляет 20%. Для ряда социально значимых товаров действует сниженный процент – 10% и 0%. Налогоплательщикам рекомендуется ознакомиться с нюансами возмещения НДС, сроками возврата.

Существуют разные варианты оформления возврата.

Порядок возврата налогового вычета

Существует 2 способа стать счастливым обладателем налогового бонуса:

  • через обращение в налоговые органы;
  • по месту основной работы.

Возврат налога через работодателя можно оформить на протяжении календарного года, не дожидаясь окончания налогового периода, приходящегося на 31 декабря. При предоставлении необходимых бумаг работодатель не будет удерживать 13% с заработной платы работника по найму до тех пор, пока не будет выплачена одобренная сумма. Однако решение о выплате принимает не работодатель, а налоговый инспектор, поэтому подавать налоговую декларацию следует в любом случае.

Приведем пример. При заработной плате в 10 000 рублей работодатель должен вычесть в счет государства 13%, что составит 1 300 рублей, соответственно, сотрудник получит 8 700 рублей. Если был одобрен налоговый вычет, например, в размере 6 000 рублей, то бухгалтерия должна будет удержать НДФЛ не с 10 000 рублей, а с 4 000 рублей (10 000 – 6 000). В этом случае сумма подоходного налога равняется 520 рублям, а на руки работник получит 9 480 рублей (10 000-520).

Крупные возвраты лучше проводить через налоговую единоразовым переводом на счет

Для оформления вычета необходимо подать заявление и заполненную декларацию. Отказать налогоплательщику в приеме документов, оформленных надлежащим образом, инспектор не может.

Законодательством предусмотрена следующая процедура начисления налогового вычета:

  1. Предоставление заявления в ФНС по месту регистрации заявителя вместе с подтверждающими документами в виде чеков, договоров на медицинское обслуживание, обучение или льготные удостоверения, например.
  2. Проведение камеральной проверки на протяжении 3 месяцев.
  3. Заполнение компетентным сотрудником уведомления, содержащего информацию о принятом заключении по налоговому вычету, которое отправляется по почте на адрес регистрации налогоплательщика. Если решение было принято не в пользу заявителя, инспектор должен отправить объяснительное письмо с указанием причины отказа.
  4. Перечисление денег осуществляется спустя 30 дней с момента получения налогоплательщиком подтверждающего письма. Уведомление считается доставленным, если прошло 6 дней после его отправки.

При наличии этого документа можно требовать выплату процентов в случае, если со дня подачи заявления истек прописанной налоговым кодексом срок возврата налогового вычета.

Нарушен срок возврата налога — инспекция вернет с процентами

Компания обратилась в суд, поскольку налоговая инспекция, как и в большинстве подобных случаев, вернула излишне взысканный с налогоплательщика налог без процентов, которые должны были быть начислены и возращены за весь период нахождения излишне взысканного налога в бюджете. Подобную ситуацию можно считать вполне распространенной, когда налогоплательщик, получив по результатам выездной налоговой проверки требование об уплате доначисленных налогов, полностью их уплачивает, после чего обращается в суд и успешно оспаривает решение налогового органа. Соответственно, в “выигранной” части организация закономерно просит возвратить уплаченное ранее, но дальше ситуация может развиваться по-разному. По общему правилу налоговый орган возвращает только ранее уплаченный налог, делая вид, что вообще не в курсе каких-либо процентов, которые должны начисляться в подобных случаях. Хотя в п. 5 ст. 79 Налогового кодекса РФ недвусмысленно указано, что “сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами”.

Так и случилось в рассматриваемом деле. Поскольку инспекция вернула излишне доначисленные налоги, пени и штрафы без уплаты процентов, компания обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании 8 453 045,51 руб. процентов, исчисленных по каждому факту перечисления денежных средств со дня, следующего за днем уплаты, по день фактического возврата. Инспекция тут же уплатила 8 434 622,4 руб. процентов, отказавшись уплачивать проценты за день фактического возврата налога. Тогда налогоплательщик уменьшил размер исковых требований до 18 423,11 руб. – то есть процентов за тот самый пресловутый один день.

Однако суды трех инстанций не поддержали компанию и согласились с инспекцией, указав, что проценты подлежат начислению за период, начиная со дня, следующего за днем оплаты начисленных сумм налогов, пеней и штрафа, по день, предшествующий дню фактического возврата денежных средств. В заявлении, поданном в ВАС РФ, компания поставила вопрос о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции, постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций как принятых с нарушением п. 5 ст. 79 НК РФ, поскольку там указано “по день”, что не означает “по день, предшествующий” возврату. Судебная коллегия согласилась с этим доводом, и дело было передано в Президиум ВАС. Постановление Президиума ВАС еще не готово, но по его резолютивной части ясно, что доводы компании услышаны и поддержаны высшей инстанцией. Из видеозаписи заседания, выложенной на сайте ВАС, следует, что принятие такого решения судьям далось непросто, так как и у налогового органа были интересные аргументы в пользу своей позиции. В частности, представители налогоплательщика говорили, что п. 5 ст. 79 НК РФ содержит указание, что проценты подлежат начислению по день фактического возврата, при этом не сказано, что в этом случае подразумевается день, предшествующий дню фактического возврата средств на счет компании. Более того, о том, что деньги были возвращены, налогоплательщик узнает, как правило, на следующий день из банковской выписки, в связи с чем нет оснований не считать проценты за тот день, когда денежные средства были возращены. Представители же налогового органа утверждали, что в п. 5 ст. 79 нет прямого указания на включение при расчете процентов дня фактического возврата излишне взысканной суммы налога. А учитывая, что согласно п. 10 ст. 78 НК РФ проценты начисляются за каждый календарный день нарушения срока возврата, проценты начисляются на сумму излишне уплаченного или излишне взысканного налога за те дни, когда налогоплательщик не имел возможности распоряжаться этими деньгами. Поэтому проценты подлежат начислению по день, предшествующий дате фактического перечисления казначейством соответствующих сумм организации. Также налоговый орган ссылался на толковые словари Ожегова и Даля, где “по день” толкуется как “до” события этого дня.

Тем не менее позиция налогоплательщика показалась судьям более справедливой, что абсолютно верно хотя бы исходя из того, что “все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика” (п. 7 ст. 3 НК РФ).

Решение судей справедливо еще и потому, что согласно законодательству начисление и возврат процентов налогоплательщику за излишнее взыскание налога должно происходить “естественным путем”, то есть сразу и автоматически. Но на практике такого сознательного поведения налоговых органов еще не наблюдалось. Складывается даже впечатление, что наверняка есть какая-нибудь инструкция “для служебного пользования”, в которой четко прописан такой запрет на возврат процентов автоматически вместе с суммой налога. Иначе трудно объяснить подобное систематическое грубое нарушение норм НК РФ.

Налогоплательщиков же, которые требуют либо не требуют начислить и возвратить проценты по п. 5 ст. 79 НК РФ, можно условно разделить на сознательных и, соответственно, несознательных. Сознательные налогоплательщики знают свои права и знают, что им полагается. А именно: даже не столько сами проценты, сколько сам факт того, что налоговый орган и так должен был возвратить излишне взысканную сумму налога с начисленными на нее процентами. Почему в рассматриваемых ситуациях можно говорить о такой категории налогоплательщиков, как несознательные, так это исключительно потому, что именно на таких налогоплательщиков и рассчитывают налоговые органы. Они не знают, что им полагаются проценты, а если даже знают, то все равно этим не воспользуются, так как боятся испортить отношения с налоговым органом. А боятся именно потому, что не знают своих прав. И пока они боятся, налоговые органы будут увиливать от исполнения своих обязанностей.

Налогоплательщиков же, которые требуют либо не требуют начислить и возвратить проценты по п.

Что необходимо, чтобы вернуть подоходный налог?

Гражданин, понесший социальные расходы.

Когда можно вернуть 13 процентов и подавать декларацию?

Возмещение затрат при покупке недвижимости в ипотеку осуществляется в установленной налоговым законодательством последовательности:

  1. возмещение от фактической стоимости квартиры. Сумма выплат не превышает размера подоходного налога, перечисленного за отчетный год Вашим работодателем.
  2. Возмещение 13 % от расходов по ипотеке. Оформляется после того, как Вы полностью выберете сумму компенсации от стоимости недвижимости.

К примеру, первые 3 года Вам выплачивают компенсацию от стоимости квартиры, и только потом оформляется возврат с ипотечных процентов.

Подавать декларацию на возмещение (форма 3-НДФЛ) можно после окончания календарного периода.

Прием документов в ФНС по месту жительства начинается после окончания январских праздников и длится весь первый квартал.

Если Вы не успели подать заявление в этот период, воспользоваться льготой Вы сможете только в следующем году. Кроме формы 3-НДФЛ необходимо подготовить заявление и пакет документов.

Сумма выплат не превышает размера подоходного налога, перечисленного за отчетный год Вашим работодателем.

Возврат налогов

Чтобы вернуть переплату по налогу на расчетный (лицевой) счет организации, в налоговую инспекцию нужно подать заявление (п. 6 ст. 78 НК РФ). Форма его утверждена приказом ФНС России от 3 марта 2015 г. № ММВ-7-8/90.

Заявление можно передать в инспекцию на бумажном носителе или в электронном виде (с усиленной квалифицированной подписью по телекоммуникационным каналам).

Подать заявление можно в течение трех лет с момента уплаты излишней суммы налога (п. 6 и 7 ст. 78 НК РФ).

Ситуация: может ли налоговая инспекция отказать в возврате ЕНВД (единого налога при упрощенке)? Отказ мотивирован тем, что действие статьи 78 Налогового кодекса РФ не распространяется на спецрежимы .

Единые налоги, которые платят организации, применяющие специальные налоговые режимы, являются федеральными (п. 7 ст. 12 НК РФ). Поэтому возвращать возникающую по ним переплату налоговая инспекция должна на общих основаниях.

Перед тем как вернуть сумму переплаты, инспекция направит ее на погашение недоимок (если они есть) по другим налогам (пеням, штрафам) (п. 6 ст. 78 НК РФ). Предварительно по инициативе инспекции или организации может быть проведена сверка расчетов с бюджетом .

Правомерность такого подхода подтверждается постановлениями Президиума ВАС РФ от 24 декабря 2013 г.

Добавить комментарий