ФАС России: задачи, функции, полномочия и поиск решений Федеральной антимонопольной службы

Каковы основания для мер воздействия

Для того чтобы реализовать одну из перечисленных мер воздействия на участников рынка, у Федеральной антимонопольной службы должны быть достаточные основания, к числу которых относятся:

  • поступление жалобы на действия государственного или муниципального заказчика (если речь идет о таковых участниках) при условии, что такая жалоба поступила от участников закупочных мероприятий;
  • в отношении Федеральной антимонопольной службы поступила информация о том, что было нарушение действующего законодательства в тех сферах, которые контролирует указанный государственный орган;
  • у ранее вынесенного предписания истек срок его исполнения, и возникла необходимость провести проверку исполнения такого предписания.

Исключение в отношении проведения проверок применяется только в том случае, если речь идет о таких мероприятиях по применению действующего законодательства, которые затрагивают государственную тайну либо может повредить безопасности государства.

Исключение в отношении проведения проверок применяется только в том случае, если речь идет о таких мероприятиях по применению действующего законодательства, которые затрагивают государственную тайну либо может повредить безопасности государства.

Правовой статус, цели и задачи Федеральной антимонопольной службы

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 31.05.2018 2018-05-31

Статья просмотрена: 1497 раз

2018 Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе Российская газета , N 162, 31.

Общая информация

Что это за служба? ФАС можно охарактеризовать и с помощью короткой справки:

  • Служба основана 9 марта 2004-го.
  • Ее предшественниками выступали: Госкомитет РСФСР по антимонопольной деятельности и поддержке новых экономических образований, Государственный антимонопольный комитет РФ, Министерство по антимонопольной деятельности и поддержке предпринимателей.
  • Деятельность антимонопольной службы подведомственна российскому Правительству. Подчиняется непосредственно его Председателю. Службой представляются ежегодные отчеты по итогам своей деятельности.
  • Вышестоящим над ФАС ведомством также является Правительство РФ.
  • Штаб-квартира российской антимонопольной службы находится в Москве, по адресу: улица Садовая-Кудринская, дом 11.
  • На сегодняшний день в центральном аппарате ФАС трудится порядка 860 сотрудников. В территориальных подразделениях службы – более 2500.
  • Руководитель управления антимонопольной службы РФ – Игорь Юрьевич Артемьев (с марта 2004 года).
  • Государственное учреждение имеет собственный официальный сайт.

Рассмотрим ее самые главные задачи в РФ.

Федеральная антимонопольная служба России (ФАС): описание, история, функции

Рынок – это весьма устойчивая и самодостаточная система, которая легко подстраивается под новые условия и успешно справляется с кризисами. Однако есть у него и ахиллесова пята – монополии.

Конкуренция – одно из важнейших условий для нормального функционирования рыночной экономики. Монополии наносят огромный вред государству. В 2011 году группа известных ученых подсчитала, что из-за недостаточной конкуренции Россия ежегодно теряет около 1,3 трлн рублей. Не меньшие издержки от картелей несут и обычные потребители.

На Западе давно поняли, насколько опасны монополии, и прикладывают немало усилий для нейтрализации этого негативного явления. В нашей стране главным борцом против недобросовестной конкуренции является Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Эффективность отечественной политики в данной сфере – тема ожесточенных дискуссий, которые продолжаются уже не один год. Ведь она может не только обеспечивать честную конкуренцию на рынке, но и служить инструментом в рыночных войнах, порождая коррупцию и нарушая права собственности. Российские борцы с монополиями возбуждают дел больше, чем все их зарубежные коллеги вместе взятые. Причем от их действий чаще всего страдает средний и мелкий бизнес.

Что же это за организация ФАС РФ? Какие она имеет полномочия, и чем занимается ФАС? За что чаще всего критикуют российскую антимонопольную службу?

Федеральная антимонопольная служба это орган центральной исполнительной власти, который занимается улучшением правовых норм антимонопольного законодательства, а также осуществляет контроль его соблюдения.

ФАС: создание, основные документы

Обратите внимание! Антимонопольная служба — это особое ведомство, основными задачами которого являются защита конкуренции и недопущение формирования монопольной власти на современном рынке. Учреждено это ведомство на основании указа Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 № 314.

Ключевыми документами, которые устанавливают порядок его работы, являются:

  1. Положение о Федеральной антимонопольной службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331.
  2. Закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее — ФЗ № 135).
  3. Постановление Правительства РФ «Вопросы Федеральной антимонопольной службы» от 07.04.2004 № 189.
  4. Прочие нормативные акты, содержащие ссылки на необходимость использования антимонопольного законодательства в таких сферах, как:
    • реклама;
    • естественные монополии;
    • заключение контрактов на проведение работ для государственных нужд;
    • торговая деятельность;
    • инвестирование.

7 закона О естественных монополиях от 17.

Функции службы

ФАС РФ в сфере закупок является основным контрольным органом. Понятие о контролере в сфере закупок приведено в п. 13 ст. 3 ФЗ-44. Контрольная инстанция наделена правами осуществления деятельности на разных уровнях власти: региональном, федеральном и местном.

В Постановлении Правительства №1489 от 2014 года детально прописан функционал, которым наделена ФАС. Это выполнение контрольно-надзорных мероприятий в части исполнения закона:

  1. О конкуренции на товарных и финансовых рынках.
  2. О рекламе.
  3. О гособоронзаказе.
  4. В сфере закупок.
  5. О естественных монополиях.

Помимо государственного контроля со стороны ФАС, сфера госзакупок и закупок отдельными видами юрлиц контролируется со стороны уполномоченного ведомства или общественности.

Они проводятся не чаще раза в полгода.

ФАС России: задачи, функции, полномочия и поиск решений Федеральной антимонопольной службы

Содержание

Федеральная антимонопольная служба и её функции. 3

Полномочия Федеральной антимонопольной службы………………………. 5

Список использованных источников. 9

Введение

Конкуренция – это основа поступательного движения страны, она обеспечивает постоянное совершенствование и динамичное внедрение в экономику инновационных технологий. Именно она – главный движущий фактор эволюционного развития общества, который рождает инновации, эффективность, разнообразие. И, конечно, ее защитой и развитием должны заниматься все общественные и государственные структуры, но пока таким защитником конкуренции является Федеральная антимонопольная служба России.

Федеральная антимонопольная служба и её функции

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Федеральная антимонопольная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная антимонопольная служба создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 30 июня 2004 г. ФАС России – федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации.

В настоящее время антимонопольный контроль в регионах Российской Федерации осуществляют 84 территориальных подразделения Федеральной антимонопольной службы. Численность работников службы в регионах составляет 2315 человек. Представительства ФАС России за рубежом, а также подведомственные ей органы государственной власти отсутствуют. Численность работников центрального аппарата составляет 1189 человек. Основная часть руководителей управлений и отделов ФАС России – люди в возрасте от 27 до 35 лет.

ФАС России сертифицирована на соответствие требованиям международного стандарта менеджмента качества ISO 9001. 17 января 2012 года ведомством получен первый сертификат, удостоверяющий соответствие стандарту ISO 9001:2008.

На протяжении последующих лет Федеральная антимонопольная служба неоднократно подтверждала своё соответствие стандарту качества, актуализируя свою деятельность в соответствии с лучшими мировыми практиками.

Таким образом, 18 января 2018 года после успешного прохождения ведомством очередного сертификационного аудита, ФАС России получила сертификат соответствия новейшему стандарту ISO 9001:2015.

Полномочия Федеральной антимонопольной службы

Федеральная антимонопольная служба осуществляет следующие полномочия:

1. вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к сфере ведения Службы, а также проект ежегодного плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы;

2. самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности;

3. осуществляет следующие полномочия по определению цен (тарифов) и контролю в установленной сфере деятельности:

3.1. осуществляет контроль;

3.2. выдает (направляет):

3.2.1. различные заключения;

3.2.2. различные предписания;

3.2.3. предложения в Центральный банк Российской Федерации о приведении в соответствие с антимонопольным законодательством принятых им актов и (или) прекращении действий, в случае если такие акты и (или) действия нарушают антимонопольное законодательство;

Читайте также:  Ст. 60 СК РФ с комментариями 2020 года: имущественные права и обязанности несовершеннолетнего ребенка, защита

3.2.4. предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в случаях, указанных в Федеральном законе “О защите конкуренции”;

3.2.5. предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства должностным лицам хозяйствующих субъектов, публично заявляющим о планируемом поведении на товарном рынке, если такое поведение может привести к нарушению антимонопольного законодательства;

3.3. осуществляет согласование:

3.3.1. создания, слияния и присоединения коммерческих организаций в случаях, установленных антимонопольным законодательством;

3.3.2. сделок с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций и правами в отношении коммерческих организаций, с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций в случаях, установленных антимонопольным законодательством;

3.3.3. применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3.3.4. возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок Т,Р,У для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

3.3.5. решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения и о введении регулирования тарифов в сфере теплоснабжения после их отмены;

3.3.6. правил (стандартов) профессиональной деятельности профессиональных объединений страховщиков в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

3.3.7. устава общества взаимного страхования застройщиков, а также вносимых в него изменений;

3.3.8. ведет в порядке, установленном Правительством РФ, реестры недобросовестных поставщиков и единственных поставщиков российских вооружения и военной техники;

3.3.9. устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией;

3.3.10. проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства, законодательства о государственном оборонном заказе, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий и государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) ;

3.3.11. осуществляет в случаях и порядке, установленных законодательством РФ, плановые и внеплановые проверки;

3.3.12. рассматривает жалобы на действия (бездействие) заказчика;

3.3.13. возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе;

3.3.14. вносит в лицензирующие органы предложения об аннулировании, отзыве лицензий на осуществление хозяйствующими субъектами, нарушающими антимонопольное законодательство, отдельных видов деятельности или о приостановлении действия таких лицензий;

3.4. обобщает и анализирует практику применения законодательства РФ в установленной сфере деятельности, разрабатывает рекомендации по применению антимонопольного законодательства;

3.5. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на Службу функций;

3.6. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством РФ срок;

3.7. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

3.8. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы;

3.9. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

3.10. осуществляет в соответствии с законодательством РФ работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;

3.11. осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ

3.12. осуществляет в пределах своих полномочий производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством РФ.

Заключение

Таким образом, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.

ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.

ФАС России выполняет функции Федеральной службы по оборонному заказу по контролю в сфере государственного оборонного заказа и функции в сфере тарифного регулирования.

осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на Службу функций;.

Федеральная антимонопольная служба России, её функции (стр. 3 из 4)

Основные направления деятельности ФАС России

На основании Доклада о результатах и основных направлениях деятельности ФАС России на 2008-2010 годы, представленного ФАС России в Правительство Российской Федерации, стратегической задачей ФАС России является обеспечение свободы конкуренции и ограничение монополистической деятельности в рамках единого экономического пространства Российской Федерации. Исходя из данной задачи, ФАС России определены 3 основных цели своей деятельности:

1. Создание условий для развития конкуренции в сферах деятельности хозяйствующих субъектов, не относящихся к естественным монополиям.

2. Предотвращение и пресечение антиконкурентного вмешательства органов государственной власти и местного самоуправления в функционирование рынков, снижение коррупционных рисков при размещении государственного и муниципального заказа.

3. Обеспечение равного доступа потребителей к товарам, работам, услугам, реализуемым субъектами естественных монополий, и развитие конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности субъектов естественных монополий.

Деятельность ФАС России в рамках достижения первой из указанных целей направлена на пресечение антиконкурентного поведения отдельных хозяйствующих субъектов на товарных и финансовых рынках, в том числе на снижение уровня недобросовестной конкуренции, предупреждение и пресечение злоупотреблений доминирующим положением, соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию (так называемых «картельных сговоров»), повышение качества проводимых исследований состояния конкурентной среды на товарных рынках. Большое значение ФАС России также уделяется направлению контроля за органами власти всех уровней в целях предотвращения создания административных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности. В рамках контроля органов власти выделяются три основных направления: контроль процедур размещения государственного и муниципального заказа; контроль предоставления государственных и муниципальных преференций отдельным участникам рынков; пресечение ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий органов государственной власти и местного самоуправления с отдельными хозяйствующими субъектами.

Консультативные органы при ФАС России

При ФАС России действует Общественно-консультативный совет, в который входят представители некоммерческих организаций, объединений предпринимателей. Совет проводит мониторинг деятельности ФАС России, вырабатывает рекомендации по совершенствованию антимонопольного законодательства и практики пресечения его нарушений. Аналогичные советы действуют в территориальных управлениях ФАС России. При ФАС России также действуют экспертные советы по отдельным направлениям деятельности службы, в частности:

1. Экспертный совет по рекламе

2. Экспертный совет по недобросовестной конкуренции

3. Экспертный совет по защите конкуренции на рынке финансовых услуг

4. Экспертный совет по электроэнергетике

5. Экспертный совет по вопросам связи

6. Экспертный совет по агропромышленному комплексу

7. Экспертный совет по развитию конкуренции в сфере ЖКХ

8. Экспертный совет по поддержке малого и среднего предпринимательства.

В состав Экспертных советов входят участники рынков, представители некоммерческих организаций и контролирующих органов власти.

Государственный контроль за концентрацией капитала на рынке финансовых услуг

Порядок получения предварительного согласия федерального антимонопольного органа на совершение сделок по приобретению активов или акций (долей в уставном капитале) финансовых организаций

Государственный контроль за приобретением активов или акций (долей в уставном капитале) финансовых организаций осуществляется в случаях:

1. создания финансовой организации и изменения уставного капитала финансовой организации;

2. слияния, присоединения финансовых организаций

3. приобретения в результате одной или нескольких сделок юридическим или физическим лицом (группой лиц) более 20 процентов акций (долей в уставном капитале) финансовой организации;

4. приобретения в результате одной или нескольких сделок, связанных с уступкой прав требований юридическим или физическим лицом (группой лиц) активов финансовой организации, величина которых превышает величину активов финансовой организации, установленную Правительством Российской Федерации;

5. приобретения юридическим или физическим лицом (группой лиц), в том числе на основании договора о доверительном управлении, договора о совместной деятельности или договора поручения либо иных сделок, прав, позволяющих определять условия осуществления финансовой организацией ее предпринимательской деятельности либо осуществлять функции ее исполнительного органа;

Предварительное согласие требуется, если размер уставного капитала финансовой организации, активы или акции (доли в уставном капитале) которой приобретаются, превышает:

160 млн. рублей — в отношении кредитной организации;

10 млн. рублей — в отношении страховой организации;

5 млн. рублей — в отношении иных финансовых организаций

При этом в случаях слияния, присоединения финансовых организаций указанные требования исполняются, когда этим требованиям соответствует вновь образуемая в результате слияния, присоединения финансовая организация либо хотя бы один из участников указанного слияния, присоединения.

Для получения предварительного согласия на совершение сделок, участники сделок представляют в федеральный антимонопольный орган помимо документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию, ходатайство о получении указанного предварительного согласия, сведения об основных видах деятельности и обороте по основным видам деятельности, финансово-экономическую отчетность, представляемую в Центральный банк Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие регулирование на рынке финансовых услуг, сведения о владении на любых основаниях акциями (долями в уставном капитале) коммерческих организаций и сведения о членстве в некоммерческих организациях, а также сведения о владении их активами.

Читайте также:  Розыск наследников – как это осуществляется, и кто этим должен заниматься?

Федеральный антимонопольный орган не вправе запрашивать у финансовых организаций представления иных документов и информации.

Федеральный антимонопольный орган в течение 30 дней со дня получения документов сообщает в письменной форме участникам сделок о принятом решении, о предварительном согласии на совершение сделок.

В случае необходимости указанный срок может быть продлен федеральным антимонопольным органом, но не более чем на 15 дней.

Федеральный антимонопольный орган вправе отклонить ходатайство о получении предварительного согласия на совершение сделок, если его удовлетворение может привести к возникновению либо усилению доминирующего положения участников сделок и ограничению конкуренции на рынке финансовых услуг. При этом указанное ходатайство может быть удовлетворено в случае исполнения требований, направленных на обеспечение конкуренции на рынке финансовых услуг.

При этом указанные требования, а также сроки их исполнения должны содержаться в решении федерального антимонопольного органа о предварительном согласии на совершение сделок.

Ходатайство о получении предварительного согласия на совершение сделок, не может быть удовлетворено в случае непредставления достоверных документов и информации, имеющих значение для принятия указанного выше решения.

В случаях отказа федерального антимонопольного органа и Центрального банка Российской Федерации дать согласие на совершение сделок, а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, участники сделок обязаны в трехмесячный срок со дня принятия федеральным антимонопольным органом указанного решения передать свои права на участие в управлении финансовой организацией либо активы или акции (доли в уставном капитале) финансовой организации третьим лицам, не входящим в группу лиц участников сделки, а также исполнить иные требования федерального антимонопольного органа по восстановлению необходимых условий конкуренции на рынке финансовых услуг.

Федеральный антимонопольный орган может удовлетворить ходатайство о получении предварительного согласия на совершение сделок в следующих случаях:

1. если участники сделок при возможности ограничения конкуренции на рынке финансовых услуг докажут, что положительный эффект от этих сделок, включая социально-экономический эффект, превысит негативные последствия для рынка финансовых услуг;

2. если участники сделок докажут, что владение акциями (долями в уставном капитале) финансовой организации связано исключительно с получением дохода по ним. В этом случае допускаются владение этими акциями (долями в уставном капитале) только в течение одного года с момента их приобретения и осуществление прав по ним, связанных только с их продажей.

Согласно Приказу № 33 от 30.01.2004 г. Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства обращение в ФАС в связи с увеличением уставного капитала в настоящее время необходимо в следующих случаях:

рублей в отношении страховой организации;.

Каковы полномочия ФАС России – основные полномочия, а также меры воздействия

Федеральная служба любой страны имеет предопределенную для нее структуру, функции и цели. Существуют также меры, что ограничивают произвол исполнительной власти. В статье рассмотрим полномочия ФАС России, проанализируем нормативную базу.

В статье рассмотрим полномочия ФАС России, проанализируем нормативную базу.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС)

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) осуществляет мероприятия с целью пресечь монополию на рынке для защиты прав общества, поскольку монополия нивелирует конкуренцию. При отсутствии конкуренции велик риск повышения стоимости отдельно взятых товаров, а также есть вероятность снижения качества. Поэтому государственная поддержка конкурентоспособности предприятий является, на сегодняшний день, одним из ведущих направлений социально-экономической политики.

Поэтому государственная поддержка конкурентоспособности предприятий является, на сегодняшний день, одним из ведущих направлений социально-экономической политики.

История антимонопольного регулирования в России

Предшественник Федеральной антимонопольной службы – Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в соответствии с Законом Российской Советской Социалистической Федеративной Республики от 14 июля 1990 “О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР”. Председателем Комитета был назначен Валерий Петрович Черногородский.
В 1992 году в целях обеспечения развития рыночных отношений и конкуренции в Российской Федерации утверждено новое Положение о Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (добавлены задачи и функции), а численность работников центрального аппарата увеличена. В ноябре 1992 года Председателем Комитета назначен Леонид Арнольдович Бочин.
В марте 1997 года Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур преобразован в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации. В августе 1997 года Председателем Комитета назначена Наталья Евгеньевна Фонарева.
22 сентября 1998 года Указом Президента Российской Федерации были упразднены ряд комитетов и служб, занятых антимонопольным регулированием, на их месте образовано Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России). Министром назначен Геннадий Максимович Ходырев. В мае 1999 года министром стал Илья Артурович Южанов.
9 марта 2004 года Министерство было упразднено, а его полномочия переданы другим ведомствам. Принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе являющейся сегодня главным антимонопольным органом.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС)
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) — федеральный орган исполнительной власти , осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, естественных монополий, рекламе , размещении государственных заказов , а также изданию в пределах своей компетенции нормативных и индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности.
Руководитель ФАС России – Игорь Юрьевич Артемьев.
Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются:
а) надзор и контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг (Федеральный закон «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26 июля 2006 года);
б) надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях (Федеральный закон «О естественных монополиях» №147-ФЗ от 17 августа 1995 года, Федеральный закон «Об электроэнергетике» №35-ФЗ от 26 марта 2003 года);
в) надзор и контроль за соблюдением законодательства об иностранных инвестициях в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» № 57-ФЗ от 29 апреля 2008 года) ;
г) надзор и контроль за соблюдением законодательства в сфере государственных закупок заказа (Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» №94-ФЗ от 21 июля 2005 года) ;
д) надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе (Федеральный закон «О рекламе» №38-ФЗ от 13 марта 2006 года).
С 01 февраля 2010 года ФАС России также осуществляет контроль за соблюдением антимонопольных требований, установленных Федеральным законом «О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации» №381-ФЗ от 28 декабря 2009 года.
ФАС России подведомственна Правительству Российской Федерации (подчиняется непосредственно премьер-министру Российской Федерации). Служба представляет в Правительство Российской Федерации ежегодный доклад о результатах своей деятельности.
В структуре антимонопольного ведомства находятся территориальные управления ФАС России и центральный аппарат службы, состоящий из отраслевых управлений. По состоянию на 01 марта 2010 года в структуру ФАС России входит 82 территориальных управления. Штатная численность работников службы в регионах составляет 2 647 человек. Численность работников центрального аппарата составляет 630 человек.
Центральный аппарат управления ФАС включает в себя следующие управления:
– управление контроля топливно-энергетического комплекса; – управление контроля транспорта и связи; – управление контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов; – управление контроля промышленности и оборонно-промышленного комплекса; – управление контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса; – управление контроля финансовых рисков; – управление контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; – правовое управление; – аналитическое управление; – управление информационных технологий; – финансовое управление; – управление государственной службы; – управление административной реформы и контроля платных государственных услуг; – административное управление; – управление делами; – управление контроля размещения государственного заказа; – управление контроля социальной сферы и торговли; – управление международного экономического сотрудничества.
Ключевыми законодательными актами, которыми в своей работе руководствуется ФАС России, являются Федеральные законы «О защите конкуренции», «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» и «О рекламе».
ФАС России создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004 года . Служба восприняла большую часть функций ликвидированного Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (за исключением функций по контролю соблюдения законодательства в сфере защиты прав потребителей, переданных Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – Роспотребнадзор).

Решение и предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в судебном порядке.

ФАС России: задачи, функции, полномочия и поиск решений Федеральной антимонопольной службы

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) создана по Указу Президента России №314 от 9.03.2004. Свои полномочия ФАС России осуществляет в соответствии с “Положением о Федеральной антимонопольной службе”, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. №331 (далее – Положение).

Читайте также:  Список отделов ПФР Фурмановский район, Ивановская область. Адреса, телефоны, официальный сайт, время приёма

Федеральная антимонопольная служба. является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий. (ст.1 Положения).

Согласно ст.5.2 Положения, Федеральная антимонопольная служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе самостоятельно определяет:
– порядок проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации, поднадзорной Центральному банку Российской Федерации) и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции;
– формы актов, принимаемых комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства;
– правила передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган;
– форма акта, составляемого при воспрепятствовании доступу должностных лиц антимонопольного органа, проводящих проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица, и порядок составления таких актов;
– форма протокола о результатах осуществления осмотра территорий, помещений, документов и предметов лица, проверяемого в отношении соблюдения антимонопольного законодательства;
– форма требования о представлении документов и информации, необходимых для проведения проверки соблюдения антимонопольного законодательства;
– форма акта о результатах проверки соблюдения антимонопольного законодательства;
– порядок объединения в одно производство 2 и более дел о нарушении антимонопольного законодательства, а также выделения в отдельное производство одного или несколько дел;
– порядок выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в случаях, указанных в Федеральном законе “О защите конкуренции”, и его форма;
– порядок пересмотра предписания, выданного в случаях, установленных статьей 33 Федерального закона “О защите конкуренции”;
– форма и содержание заявления о пересмотре принятого антимонопольным органом решения и (или) выданного на его основании предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства.

Согласно ст.5.3.1 Положения, Федеральная антимонопольная служба осуществляет контроль, в том числе:
– за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями. антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе..;
– за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и результатом которых может являться ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование, либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка;
– за соблюдением установленных законодательством о естественных монополиях требований об обязательности заключения договоров субъектами естественных монополий;
– за действиями субъектов оптового и розничного рынков электроэнергии, занимающих исключительное положение на указанных рынках..;
– за действиями субъектов оптового и розничных рынков электрической энергии (мощности) в части установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию (мощность) на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности);
– за соблюдением организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, требований о заключении и исполнении договора об установке, замене, эксплуатации указанных приборов, порядка его заключения, а также требований о предоставлении предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно ст.5.3.2 Положения, Федеральная антимонопольная служба выдает (направляет), в том числе:
– предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством, законодательством о рекламе и законодательством о естественных монополиях;
– предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в случаях, указанных в Федеральном законе “О защите конкуренции”;
– предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства должностным лицам хозяйствующих субъектов, публично заявляющим о планируемом поведении на товарном рынке, если такое поведение может привести к нарушению антимонопольного законодательства.

Согласно ст.5.3.5 Положения, Федеральная антимонопольная служба устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией.

В соответствии со ст.5.3.6 Положения, Федеральная антимонопольная служба проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами и физическими лицами, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, обращается в установленном законодательством Российской Федерации порядке в органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-разыскных мероприятий.

В соответствии со ст.5.6 Положения, Федеральная антимонопольная служба организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок.

Федеральная антимонопольная служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право (ст.6 Положения):
– запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
– давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
– применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;
– издавать индивидуальные правовые акты по отнесенным к компетенции Службы вопросам, в том числе приказы, определения, постановления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством, законодательством о естественных монополиях и законодательством о рекламе.

Как видим, полномочия ФАС и ее территориальных органов достаточно широки. При этом, порядок возбуждения и ведения дел, порядок принятия решений по делам и других актов ФАС устанавливает сама, в отличие от, например, суда, который в своей работе руководствуется Гражданским процессуальным кодексом.

6 Положения , Федеральная антимонопольная служба организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок.

Антимонопольная политика государства

Подобные документы.

Инструкция по работе с базой решений ФАС по жалобам

База решений ФАС России — это электронный ресурс, позволяющий получить документ Антимонопольной службы и ознакомиться с ним без обращения в саму службу. Сервис доступен не только на сайте ведомства, но и через портал госзакупок.

с помощью ресурса организации собирают информацию друг о друге, например, потенциальный участник закупки проверяет историю жалоб того или иного заказчика и решает, имеет ли смысл участвовать в его тендере;.

Руководство

Руководство ФАС РФ:

  • Руководитель — Артемьев Игорь (занимает с марта 2004 года должность).
  • Статс-секретарь — заместитель руководителя — Цариковский Андрей (курирует контроль размещения государственного заказа, контроль на ЖКХ рынке, природных ресурсов и строительства, управление контроля промышленности). Занимает с 2004 года должность.
  • Заместитель руководителя — Голомолзин Анатолий (контроль на ТЭК рынках, транспорта и связи, энергетики). С 2000 является заместителем Министра РФ по антимонопольной политике и поддержанию предпринимательства, назначен с 2004 заместителем руководителя ФАС].
  • Заместитель руководителя — Кашеваров Андрей (курирует контроль торговли и социальной сферы, рекламы и финансовых рынков). С 2001 года является заместителем Министра РФ по антимонопольной политике и поддержанию предпринимательства, с 2004 года назначили заместителем Руководителя ФАС.
  • Заместитель руководителя — Кинёв Александр (курирует управление делами и управление по борьбе с картелями). Занимает должность с 2013 года.
  • Заместитель руководителя — Цыганов Андрей (курирует контроль химической промышленности и агропромышленного комплекса, контроль зарубежных инвестиций, экономическое международное сотрудничество). Заместитель председателя Государственного антимонопольного комитета РФ с 1997 года , заместитель руководителя ФАС с 2004.
  • Заместитель руководителя — Доценко Алексей (курирует контроль органов власти и контроль в области информационных технологий, управление государственной службы и финансы). На должности с 2013 года.
  • Заместитель руководителя – Овчинников Максим (курирует контроль оборонного государственного заказа, контроль морского и сухопутного вооружения, военной техники связи). Должность занимает с 2015.
  • Заместитель руководителя – Даниил Валерьевич Фесюк (курирует контроль атомной, авиационной, ракетно-космической промышленности, контроль капитального строительства и тылового обеспечения в области оборонного государственного заказа). Должность занимает с 2015.

проведение контроля на товарных рынках экономической концентрации, согласование сделок с долями акциями и имуществом коммерческих организаций в ситуациях, которые предусматриваются антимонопольным законодательством;.

Добавить комментарий