Особенности несостоятельности банкротства кредитных организаций по нормам 127-ФЗ

Понятие, виды и признаки банкротства

Основными критериями определения факта несостоятельности являются неплатежеспособность и неоплатность. Неоплатность возникает в том случае, когда пассивы предприятия превышают стоимость его активов. В качестве активов выступают оборотные средства, имущество, долгосрочные вложения и так далее. Пассивами же являются привлечённые средства и задолженности по кредитам. Понятие и признаки экономической несостоятельности (банкротства). 6.2. Основание подачи заявления о признании должника экономически несостоятельным…

Любопытно, что уже в раннем законодательстве о несостоятельности вводилась очередность удовлетворения требований кредиторов. Первым по очереди был князь, за ним — иностранные и иногородние купцы, а последними — местные кредиторы.

Экономический кризис, длящийся на протяжении нескольких лет в стране, многие предприятия привел к банкротству.

Стоимость публикации 10 000 рублей.

Правовые нормы

Признание кредитной организации финансово несостоятельной регулируется положениями 127-ФЗ «О несостоятельности» в параграфе 4.1.

Основными изменениями в процедуре банкротства кредитных учреждений, вступившими в силу в 2014 году, выступают:

  1. Установлены более жесткие требования к деловой репутации руководства кредитной организации, его заместителю, главному бухгалтеру и лицам, у которых доля акций составляет не менее 10% от общего капитала. Деловая репутация оценивается как удовлетворительная, если у указанных лиц отсутствует субсидиарная ответственность в виде взыскания в счет погашения убытков в пользу кредитного учреждения.
  2. Центробанку предоставили право на отзыв лицензии у банка, если значение нормативов достаточности собственных средств у такого банка достигло уровня менее 2%. Это может считаться рискованной кредитной политикой, и деятельность банка должна быть прекращена или приостановлена.
  3. Новые правки ужесточили обязательства кредитных учреждений в части предоставления ЦБ планов по восстановлению финансовой устойчивости.
  4. Новое законодательное положение предоставляет возможность должникам с отозванной лицензией выполнять свои долговые обязательства, передавать имущественные права вплоть до получения статуса банкрота по решению арбитражного суда.

Особенность банкротства кредитных учреждений состоит в том, что оно имеет серьезный общественный резонанс и затрагивает интересы вкладчиков и заемщиков. Потому важное значение придается недопущению банкротства и внедрению реабилитирующих мероприятий.

Недостаточность активов может сформироваться из-за недостижения оптимального баланса между собственными активами и выданными кредитами.

Банкротство кредитных организаций: понятие и признаки

К банкротству кредитных организаций, если кратко — относится неспособность удовлетворения юридическим лицом денежных обязательств перед заимодавцем. В современное время множество разных кредитных компаний предлагают свои услуги на рынке России. Это могут быть крупные банковские организации и мелкие МФО, которые ведут деятельность онлайн.

Абсолютно любая компания, предприятие или организация может обанкротиться. Единственное различие — у разной формы собственности этот процесс проходит по-разному. Сегодня в статье и рассмотрим все нюансы и понятие несостоятельности организаций, что предоставляют займ.

Все кредитные компании контролируются Центральным банком.

Структура и текст ФЗ-127 в последней редакции

Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве) состоит из 12 глав. В соответствии с ГК РФ и АПК, он устанавливает основания для признания должника несостоятельным, регулирует порядок и условия проведения процедуры банкротства, прописывает меры по предупреждению несостоятельности. Действие закона с последними изменениями распространяется на юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей и иностранных инвесторов.

Главы, в свою очередь, состоят из статей, которых в законе 233. Они поделены на пункты. Для их обозначения используются арабские цифры. Пункты состоят из абзацев. Они не обозначаются ни цифрами, ни буквами. Главы IX, X, XI поделены еще на параграфы. Например, параграф 7 главы IX называется «Банкротство застройщиков» и включает в себя 24 статьи.

Главы закона №127-ФЗ посвящены разным нюансам процедуры банкротства:

  • Глава I «Общие положения». В статьях данной главы представлены основные понятия, используемые в тексте закона №127-ФЗ. Они регламентируют права и обязанности участников процедуры банкротства, правомочность контролирующих лиц и организаций.
  • Глава II «Предупреждение банкротства». Описывает меры, способствующие предупреждению несостоятельности.
  • Глава III «Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде». Регламентирует порядок инициирования дела о банкротстве, хода его рассмотрения, приостановления и окончания, а также процедуру принятия документов, полномочия участников и т. п.
  • Глава IV «Наблюдение». Положения раздела ФЗ о банкротстве «Наблюдение» раскрывают права и обязанности должника и лица, временно исполняющего обязанности руководителя. В статьях этой главы описывается также порядок оспаривания договоров и сделок, заключенных должником.
  • Глава V «Финансовое оздоровление». В статьях главы раскрывается порядок введения реабилитационных мер, графика погашения долгов, процедуры их преждевременного возврата.
  • Глава VI «Внешнее управление». Представлена информация, касающаяся порядка, последствий, мер регулирования внешнего управления. В статьях главы отмечены также права и обязанности внешнего руководителя и план проведения мероприятий по выплате долгов.
  • Глава VII «Конкурсное производство». Данный раздел раскрывает очередность удовлетворения претензий кредиторов, выбор управляющего, его полномочия (статья 127). Деятельность конкурсного управляющего контролируется собранием (комитетом) кредиторов. Кроме того, он несет субсидиарную ответственность за доведение до банкротства (статья 143 ФЗ-127 и статья 196 УК РФ).
  • Глава VIII «Мировое соглашение». Предоставляет информацию о порядке оформления мирового соглашения, условиях его признания арбитражным судом, а также обжалования и расторжения.
  • Глава IX «Особенности банкротства отдельных категорий должников – юридических лиц». Определяет нюансы, когда может быть применена статья о банкротстве различных организаций: градообразующих и сельскохозяйственных предприятий, финансовых и кредитных учреждений, застройщиков, клиринговых организаций и пр. До октября 2015 года каждой категории юридических лиц был посвящен отдельный закон. Теперь все они объединены в одну главу ФЗ-127.
  • Глава X «Банкротство гражданина». Регулирует порядок признания несостоятельными частных лиц. Закон о банкротстве гражданина вступил в силу в октябре 2015 года. В его положениях рассматриваются также особенности процедуры банкротства в случае смерти должника.
  • Глава XI «Упрощенные процедуры, применяемые в деле о банкротстве». Утверждает порядок признания несостоятельности ликвидируемых организаций и отсутствующих должников.
  • Глава XII «Заключительные и переходные положения». В нее входят итоговые положения ФЗ-127, а также перечень статей и нормативных актов, переставших действовать.

Закон №127-ФЗ за годы своего существования претерпел немало изменений. Их большая часть, однозначно, была только на пользу должникам. Например, на основе закона стало возможно банкротство физических лиц. Статья 213.1 описывает регулирование отношений, связанных с этой процедурой, а в статье 213.2 представлены пошаговые инструкции ее проведения. В ней прописан принцип изменения структуры капитала, порядок реализации имущества должника и заключения мирового соглашения. Все последствия признания несостоятельности граждан перечислены в статье 213.30.

Вследствие поправок, внесенных в закон №127-ФЗ, изменился размер госпошлины за проведение процедуры банкротства. Первоначально должнику надо было вносить 6000 рублей. С 1 января 2017 года ее уменьшили в 20 раз, и теперь она составляет 300 рублей, но только в том случае, если инициатором процедуры выступает должник.

Было внесено много изменений, направленных на актуализацию положений правового акта в соответствии с текущими реалиями. В частности, был решен вопрос о минимальной задолженности физлица, равной 0,5 млн рублей. Раньше суды просто отказывались принимать заявление на банкротство от граждан с меньшими суммами долга. Сегодня можно объявить себя несостоятельным и при выплате небольшого кредита. Главное – доказать отсутствие возможности исправно исполнять долговые обязательства.

не сможет 5 лет повторно обращаться в суд за признанием банкротства.

На следующем этапе необходимо опубликовать объявление в СМИ

Законодательная база в этом вопросе требует обязательной публикации соответствующего объявления в газетах. С начала 2015 года, если инициатором являются кредиторы, то именно они должны совершать данную процедуру уведомления.

Вся информация о ходе процедуры публикуется:

  • на сервисе Единого Федерального реестра сведений о банкротстве;
  • в газетах “Коммерсантъ” и “ Русская газета”.

Ключевыми сообщениями в этом понимании являются уведомления о начале процедуры наблюдения и конкурсного производства. Это необходимо для формирования всех требований кредиторов.

Отличительной особенностью кредитных организаций является тот факт, что процедура восстановления платежеспособности осуществляется вне судебного производства, при этом тщательно контролируется ведомственными организациями.

Ведомственная организация назначает временную администрацию, которая полностью отвечает за все публикации в СМИ и контролирует весь рабочий процесс кредитной компании.

Читайте также:  ПФР Москва, Щукинская ул., 12: официальный сайт, адрес, телефоны, часы работы

Все важные уведомления передаются в Центральный банк для быстрого изменения в реестре сведений о банкротстве кредитных организаций.

Все принятые решения арбитражным судом необходимо в обязательном порядке публиковать в местных газетах, по адресу, где зарегистрирована организация.

Единственная процедура в банкротстве — конкурсное производство. На том этапе принимается решение о назначении торгов по продаже имущества организации, конечная цель которых – полный расчет по действующим обязательствам.

Исходя из этого, процедура банкротства кредитной организации состоит из таких этапов:

На этапе наблюдения контролирующее ведомство вводит внешнюю администрацию, которая контролирует финансовую деятельность и запрещает без предупреждения осуществлять платежные операции.

На этапе конкурсного производства происходят торги, после которых осуществляет расчет с клиентами организации, а также кредиторами.

Исходя из этого, процедура банкротства кредитной организации состоит из таких этапов.

Как предупредить банкротство финансовых организаций?

На стадии констатации признаков несостоятельности предупредительными мерами являются:

  • финансовая помощь (санация) от участников или иных лиц;
  • реализация неэффективных активов по ст.183.3 Закона № 127-ФЗ, оптимизация структуры активов, пассивов;
  • реорганизация путем присоединения, слияния;
  • изменение организационной структуры (ст.183.4 Закона № 127-ФЗ);
  • увеличение уставного капитала.

Основания для предупредительных мер:

  • отказ от удовлетворения денежных требований кредиторов или обязательных платежей в течение месяца. Отказ – это невозможность оплаты долга в течение 10 рабочих дней со дня, когда данное обязательство должно быть исполнено;
  • недостаточность денег для исполнения обязательств по оплате задолженности, срок уплаты которой наступил.

Важно! Финансовая организация при наличии одного из оснований для предупредительных мер обязана в течение 15 дней с даты их возникновения уведомить об этом контрольный орган и приложить план о восстановлении платежеспособности.

Анализ плана контрольным органом проводится в течение 30 рабочих дней. Возможно проведение выездной проверки, результатом которой может быть назначение временной администрации. Обнаружение признаков банкротства финансовой организации может стать поводом для подачи контрольным органом заявления о банкротстве в судебный орган.

Логика законодателя такова если предупредительные меры, применяемые Банком России, не принесли положительных результатов, то финансовое оздоровление, внешнее управление, наблюдение, мировое соглашение уже не помогут улучшить платежеспособность.

Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 17.02.2019 2019-02-17

Статья просмотрена: 768 раз

Однако не всегда процедура санации может быть эффективной, поэтому с целью обеспечения более надежной государственной защиты средств вкладчиков в ч.

О банкротстве кредитных организаций: особенности признания несостоятельности

В случае появления проблем финансового характера у банка или другого кредитного учреждения ему грозит отзыв лицензии или банкротство. В статье рассмотрен порядок данной процедуры, а также ее особенности.

  1. Основные характеристики
  2. Виды кредитных организаций
  3. Признание банкротства
  4. Конкурсное производство
  5. Окончание процесса
  6. Восстановление ликвидности
  7. Начало применения мер
  8. Способы повышения ликвидности
  9. Последствия банкротства
  10. Для заемщика
  11. Для вкладчиков
  12. Для кредиторов
  13. Порядок составления реестра кредиторов
  14. Очередность погашения долгов
  15. Заключение
  16. Задайте вопрос юристу бесплатно
  17. Видео-инструкция «О банкротстве кредитных организаций»

Кредитными организациями считаются такие юридические лица, которые для получения прибыли уполномочены проводить банковские операции, действуя на основании полученной лицензии. В связи с их особой правоспособностью имеется необходимость отдельного регулирования процедуры признания подобных компаний банкротами.

Особенно важно это и по той причине, что несостоятельность таких предприятий была и остается распространенным явлением. В статье рассмотрим, как осуществляется процедура признания банкротства в 2019 году, что она из себя представляет и каковы особенности банкротства кредитных организаций.

кредитные кооперативы;.

Особенности несостоятельности банкротства кредитных организаций по нормам 127-ФЗ

При рассмотрении дела о банкротстве осуществляются следующие процедуры:

  • Наблюдение – начальная стадия. В это время осуществляется сбор всей требуемой документации, оповещаются все заинтересованные лица. В отличие от иных стадий, наблюдение – необязательная процедура. При финансовом оздоровлении юридическое лицо сразу начинает выплачивать имеющиеся задолженности.
  • Процедура внешнего управления также необязательна. Она заключается в сохранении деятельности фирмы. В организации происходят незначительные изменения, назначается временный руководитель, который будет отвечать за выдачу гарантий, кредитов, займов и т.д.
  • Конкурсное производство – завещающий этап банкротства. Требования кредиторов при этом удовлетворяются соразмерно.
  • Мировое соглашение – процедура, проводимая на любом этапе банкротства. На этом этапе требуется заключить договоренность между должником и кредитором.

В отличие от иных стадий, наблюдение необязательная процедура.

Изменения закона о банкротстве юридических лиц в 2019 году

В процедуру банкротства регулярно вносятся коррективы на законодательном уровне. 2019 год не стал исключением. Главные изменения, внесенные в закон о банкротстве юридических лиц 2019, состоят в следующем:

  • иск о банкротстве организации теперь имеют право подавать уволившиеся граждане (раньше такими полномочиями наделялись кредиторы, должник, надзорные органы);
  • при рассмотрении дела о банкротстве застройщиков процедура начинается с конкурсного производства, минуя предыдущие этапы;
  • разработана схема защиты прав дольщиков с участием государства, что исключает вероятность преднамеренного банкротства;
  • расширились обязанности арбитражного управляющего — с 2019 года он обязан разрабатывать план финансовой санации, а также представлять собранию кредиторов отчет обо всех сделках, сумма которых превышает 500 тыс. рублей;
  • компенсационный фонд СРО арбитражных управляющих увеличился до 50 млн рублей.

Главные изменения, внесенные в закон о банкротстве юридических лиц 2019, состоят в следующем.

Особенности банкротства кредитной организации

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом обладают.

Основные признаки несостоятельности кредитной организации

Для регулирования процессов признания несостоятельной кредитной организации используется параграф 4.1 ФЗ № 127 «О банкротстве», а также нормы ФЗ «О банках и банковской деятельности».

Причиной начать производство в деле о неплатежеспособности финансовой организации может послужить один из следующих признаков:

  • юрлицо не может выполнить ни одно возложенное на него обязательство на протяжении двух недель после согласованной ранее даты их окончательного погашения;
  • стоимости всех активов, принадлежащих банку, недостаточно для покрытия всех его долгов перед кредиторами, а также обслуживания обязательных платежей.

Дела о несостоятельности финансовых учреждений, как и всех остальных юрлиц занятых в других сферах экономики, рассматривает арбитражный суд.

Для регулирования процессов признания несостоятельной кредитной организации используется параграф 4.

Банкротство кредитора: особенности банкротства банка и кредитной организации, понятие и признаки

Сегодня множество крупных банков и мелких МФО предлагают свои услуги на рынке кредитования и привлечения свободных денежных средств, многие из которых ведут свою деятельность онлайн. При этом любая из этих организаций в какой-то момент может стать несостоятельной и обанкротиться. К банкротству кредитных организаций относится их неспособность удовлетворять денежные обязательства перед своими кредиторами. В Российской Федерации банкротство кредитора признается только судом в арбитражном порядке. У различных финансово-кредитных организаций процесс банкротства проходит по-разному. В этой статье будут детально рассмотрены особенности банкротства банка и кредитной организации, их понятие и признаки.

10 монополистическая деятельность злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия бездействие , признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью;.

Особенности банкротства финансовых организаций

Общие положения, а также особенности несостоятельности (банкротства) финансовых организаций определяются п араграфом 4 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”.

Под финансовыми организациями понимаются ст. 180 ФЗ):

  1. кредитные организации;
  2. страховые организации;
  3. профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  4. негосударственные пенсионные фонды;
  5. управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  6. клиринговые организации;
  7. организаторы торговли;
  8. кредитные потребительские кооперативы (далее – кредитные кооперативы);
  9. микрофинансовые организации.

К отношениям, связанным с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, применяются положения параграфа 4.1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”.

Контрольные функции, предусмотренные параграфом 4 ” Банкротство финансовых организаций” Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”, в отношении финансовых организаций осуществляются Банком России (далее – контрольный орган).

Государственная корпорация “Агентство по страхованию вкладов” исполняет полномочия

  1. ликвидатора финансовых организаций, а также
  2. конкурсного управляющего при несостоятельности (банкротстве) финансовых организаций.

В случае возбуждения дела о банкротстве финансовой организации по заявлению временной администрации в связи с установленной временной администрацией невозможностью восстановления платежеспособности финансовой организации предусмотренное настоящим Федеральным законом наблюдение не применяется.

Особенности рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций

Меркушева О.В., помощник судьи Ленинградского областного суда.

Читайте также:  Льготы инвалидам 1 группы в 2020 году: мед и соцпомощь, выплаты

В статье на основе результатов исследования теории и действующего законодательства автором рассматриваются вопросы подведомственности и подсудности дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций, а также раскрываются особенности рассмотрения арбитражными судами этой категории дел.

Ключевые слова: банкротство, несостоятельность, кредитные организации, подведомственность, подсудность дел о банкротстве.

On the basis of the results of the study of theory and current legislation the author addresses issues of jurisdiction and the jurisdiction of insolvency (bankruptcy) of credit institutions, as well as the features disclosed consideration by courts of arbitration in this category of cases.

Особенности рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций проявляются уже в подведомственности и подсудности этих дел. Подведомственность – свойство дел, обусловленное преимущественно факторами объективного порядка: взаимным положением и спецификой субъектов отношений; сферой, в которой складываются отношения . В соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дела о несостоятельности (банкротстве) выделены в отдельную категорию дел (ст. 33 АПК РФ).

См.: Попондопуло В.Ф., Слепченко Е.В. Производство по делам о банкротстве в арбитражном суде. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. С. 116.
См.: Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3012 (с послед. изм.).

В научной литературе нет единого мнения по поводу относимости дел о несостоятельности (банкротстве) к особому производству или к отдельному виду судопроизводства. В.Ф. Попондопуло считает, что дела о несостоятельности (банкротстве) относятся к группе дел особого производства . А.Н. Синякина придерживается мнения, что дела о несостоятельности (банкротстве) нельзя отнести ни к исковому, ни к особому производству, ни к производству, возникающему из публично-правовых отношений. По мнению автора, в делах о несостоятельности решение является только основанием для дальнейшего развития процесса, а в обычном процессе разрешение и рассмотрение дела заканчивается вынесением судом решения. В своих выводах А.М. Синякина приходит к тому, что к отдельному самостоятельному виду судопроизводства можно отнести только сам порядок рассмотрения и разрешения дела до вынесения решения арбитражным судом . В.В. Ярков и некоторые другие авторы придерживаются мнения, что дела о несостоятельности (банкротстве) относятся в отдельному виду судопроизводства в связи со специфическим порядком их рассмотрения .

См.: Попондопуло В.Ф., Слепченко Е.В. Производство по делам о банкротстве в арбитражном суде. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. С. 49 – 57.
См.: Синякина А.М. Процессуальные особенности рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) арбитражными судами Российской Федерации: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.ю.н.: Спец. 12.00.15. М.: Моск. Гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, 2004. С. 11.
См.: Арбитражный процесс: Учебник / Под ред. д.ю.н., профессора В.В. Яркова. 2-е изд. перераб. и доп. М., 2004.
См.: Арбитражный процесс. Учебник / Под ред. М.К. Треушникова. М.: ОАО “Издательский дом “Городец”, 2007.

Среди российских ученых-юристов нет единства взглядов по вопросу о подведомственности дел о банкротстве. Так, по мнению А.П. Вершинина, в будущем арбитражные суды следовало бы объединить с судами общей юрисдикции, так как они рассматривают единые по своей природе споры. Существенным упрощением, полагает он, было бы введение специальных палат по рассмотрению экономических дел в судах общей юрисдикции. В.Ф. Попондопуло и Е.В. Слепченко не исключают возможности создания специальных судов по банкротству , такой же точки зрения придерживается и И.В. Зуева .

См.: Попондопуло В.Ф., Слепченко Е.В. Производство по делам о банкротстве в арбитражном суде. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. С. 118.
См.: Зуева И.В. Судопроизводство по делам о несостоятельности (банкротстве) // Вестник Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа. 2005. N 2. С. 35.

В п. 1 ст. 223 АПК РФ содержится важный принцип рассмотрения дел о банкротстве – дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы банкротства. Данный принцип также закреплен в ст. 50.1 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций” (далее по тексту – Закон о банкротстве кредитных организаций) .

См.: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций” (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1097 (с послед. изм.).

Дела о несостоятельности (банкротстве) подсудны только арбитражным судам субъектов Российской Федерации. В ст. 224 АПК РФ, в п. 4 ст. 38 АПК РФ “Исключительная подсудность” закреплено правило о том, что заявление о признании должника банкротом подается в арбитражный суд по месту нахождения должника. Аналогичная норма закреплена в ст. 33 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” (далее по тексту – Закон о банкротстве) . Применительно к юридическим лицам это означает, что если задолженность образовалась у структурного подразделения (филиала), то дело подлежит рассмотрению по месту нахождения собственно юридического лица . Место нахождения должника определяется для юридического лица местом его государственной регистрации. Дела о несостоятельности – исключительная компетенция арбитражного суда; даже по соглашению сторон такое дело не может быть передано на рассмотрение третейского суда (п. 3 ст. 33 Закона о банкротстве).

См.: Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190 (с послед. изм.).
См.: Пулова Л.В. Порядок судопроизводства дел о банкротстве. Подведомственность и подсудность дел о банкротстве // Право и экономика. 2004. N 2; СПС “КонсультантПлюс”.

В соответствии с информационным письмом Президиума ВАС РФ от 13.10.2005 , арбитражные суды обязаны отказывать в принятии заявления от юридических лиц в случае получения информации о том, что другой арбитражный суд уже признал должника банкротом.

См.: информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 октября 2005 г. N 95 “О процессуальных последствиях смены места нахождения должника – юридического лица при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве)” // СПС “КонсультантПлюс”.

В ч. 2 ст. 223 АПК РФ предусмотрена общая норма о коллегиальном составе судей для рассмотрения дел о банкротстве, если иное не установлено Законом о банкротстве.

При отсутствии оснований для оставления заявления о признании кредитной организации банкротом без движения (ст. 50.8 Закона о банкротстве кредитной организации, ст. 128 АПК РФ) или возвращения (ст. 50.9 Закона о банкротстве кредитной организации, ст. 129 АПК РФ) арбитражный суд выносит определение о его принятии, которым возбуждается производство по делу о банкротстве кредитной организации.

Одно из указанных определений должно быть вынесено в течение пяти дней с даты поступления в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом (ст. 127 АПК РФ). С момента вынесения определения о принятии заявления возбуждается производство по арбитражному делу о банкротстве кредитной организации, что влечет правовые последствия как для арбитражного суда (проведение подготовки дела к судебному разбирательству, проведение самого судебного разбирательства и т.д.), так и для участников арбитражного процесса (например, с момента возбуждения производства по делу должник вправе предъявить отзыв должника на заявление о признании должника банкротом).

Особенностями судебного разбирательства по делам о банкротстве кредитных организаций являются отсутствие предварительного судебного заседания, предусмотренного АПК РФ, а также специальные правила в отношении сроков рассмотрения дел о банкротстве кредитных организаций.

Пункт 1 ст. 50.10 Закона о банкротстве кредитных организаций установил, что дела о банкротстве кредитных организаций рассматриваются арбитражным судом в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия арбитражным судом заявления о признании кредитной организации банкротом, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

Читайте также:  Протокол общего собрания собственников многоквартирного дома образец 2020 года - оформление решения

Эти обстоятельства оказывают влияние на содержание определения арбитражного суда о принятии заявления о признании кредитной организации банкротом. В соответствии с п. 3 ст. 50.7 Закона о банкротстве кредитных организаций в определении арбитражного суда о принятии заявления о признании кредитной организации банкротом указывается день рассмотрения дела о банкротстве, а также могут содержаться указания на поручение арбитражного суда Банку России о направлении заключения о наличии оснований для признания кредитной организации банкротом, на совершение лицами, участвующими в деле о банкротстве, иных действий, направленных на обеспечение правильного и своевременного рассмотрения дела о банкротстве, и сроки совершения этих действий.

В целях обеспечения реализации принципа состязательности сторон копии определения арбитражного суда о принятии заявления к производству арбитражного суда направляются лицам, участвующим в деле (заявителю, кредитной организации, Банку России, агентству по страхованию вкладов (в случае банкротства кредитных организаций, имевших лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады)), не позднее следующего дня после дня его вынесения (п. 5 ст. 127 АПК РФ).

Производство по делу о банкротстве кредитной организации возбуждается на основании первого из принятых заявлений. Каждый последующий заявитель, заявление которого принято арбитражным судом до рассмотрения обоснованности первого из них, также рассматривается как лицо, участвующее в деле, и наделяется соответствующими правами, включая право заявления ходатайства о применении обеспечительных мер.

В случае возбуждения производства по делу о банкротстве по заявлению самой кредитной организации, либо конкурсных кредиторов, включая физических лиц, имеющих право требования к кредитной организации по договору банковского вклада и (или) договору банковского счета, либо уполномоченных органов приказ Банка России об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций был издан по основаниям, не связанным с наличием у кредитной организации признаков несостоятельности (банкротства), Банк России в срок не позднее 10 дней со дня получения копии определения арбитражного суда о принятии заявления о признании кредитной организации банкротом и возбуждении производства по делу о банкротстве направляет в арбитражный суд заключение о наличии или об отсутствии оснований для признания кредитной организации банкротом.

Разбирательство дела производится в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте разбирательства.

Проверка обоснованности требований лица, обратившегося с заявлением о признании кредитной организации банкротом, проводится в том же заседании, что и рассмотрение дела о ее банкротстве.

По результатам рассмотрения по существу вопроса о признании кредитной организации банкротом арбитражным судом коллегиально принимается одно из следующих решений:

  • о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • об отказе в признании должника банкротом;
  • о прекращении производства по делу о банкротстве.

Решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принимается, если установлены признаки банкротства, предусмотренные ст. 2 Закона о банкротстве кредитных организаций. В решении о признании кредитной организации банкротом должно содержаться указание на: 1) открытие конкурсного производства. Конкурсное производство вводится сроком на один год. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве, не более чем на шесть месяцев. Открытие процедуры конкурсного производства влечет наступление последствий, предусмотренных ст. 50.19 Закона о банкротстве кредитных организаций, в частности, полномочия руководителя кредитной организации и органов управления кредитной организации прекращаются (п. 2 ст. 50.19), а конкурсный управляющий приступает к выполнению своих функций по осуществлению процедуры конкурсного производства (п. 4 ст. 50.11); 2) признание требования заявителя обоснованным и включение его в реестр требований кредиторов; 3) утверждение конкурсного управляющего. Конкурсным управляющим при банкротстве кредитной организации может быть утверждено агентство либо арбитражные управляющие, соответствующие требованиям, установленным Законом о банкротстве, и аккредитованные при Банке России в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций. Порядок утверждения конкурсного управляющего установлен ст. 50.11 Закона о банкротстве кредитных организаций. Задачей, стоящей перед конкурсным управляющим, является формирование из имущества должника конкурсной массы и удовлетворение из нее требований кредиторов; 4) размер ежемесячного вознаграждения, которое выплачивается конкурсному управляющему, аккредитованному при Банке России, в период со дня открытия конкурсного производства до дня определения размера вознаграждения конкурсного управляющего собранием кредиторов или комитетом кредиторов.

Решение арбитражного суда об отказе в признании должника банкротом принимается в случаях, установленных ст. 50.12 Закона о банкротстве кредитных организаций: отсутствия признаков банкротства, предусмотренных ст. 2 Закона о банкротстве кредитных организаций; установления фиктивного банкротства, если заявление о признании банкротом подано самой кредитной организацией – должником.

Оспаривание в судебном порядке приказа Банка России об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций не препятствует принятию арбитражным судом заявления о признании этой кредитной организации несостоятельной (банкротом) и не служит основанием для приостановления производства по такому делу, если оно уже возбуждено. Если решение о признании недействительным приказа Банка России об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций вступило в законную силу после принятия арбитражным судом заявления о признании кредитной организации банкротом, то его наличие не препятствует рассмотрению дела о банкротстве по существу; если такое решение вступило в законную силу после открытия конкурсного производства, то это обстоятельство не является основанием для отмены решения о признании кредитной организации банкротом и пересмотра указанного решения по вновь открывшимся обстоятельствам.

Решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства подлежит немедленному исполнению, если иное не установлено арбитражным судом. Это обстоятельство не исключает возможности обжалования такого решения в суд апелляционной и кассационной инстанций, соответственно в месячный и двухмесячный срок, в установленном АПК РФ порядке (п. 4 ст. 53 Закона о банкротстве).

Объявление о решении арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства публикуется конкурсным управляющим в следующих печатных изданиях: в “Вестнике Банка России”; в официальном издании, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Законом о банкротстве; в периодическом печатном издании по месту нахождения кредитной организации за счет средств кредитной организации – должника, а при отсутствии у нее средств – за счет средств лица, обратившегося в арбитражный суд с заявлением о возбуждении в отношении кредитной организации дела о банкротстве (ст. 50.17 Закона о банкротстве кредитных организаций).

Для обеспечения государственного контроля за проведением ликвидации кредитной организации на арбитражный суд возлагается обязанность направить решение о признании кредитной организации банкротом в Банк России и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Кроме того, эта норма определяет основание для внесения в ЕГРЮЛ записи о нахождении кредитной организации в процессе ликвидации. После регистрации юридического лица как находящегося в процессе ликвидации его деятельность должна ограничиваться юридическими действиями, обеспечивающими проведение ликвидации, органы лишаются своих уставных полномочий и не вправе выступать от имени ликвидируемого юридического лица. Все полномочия по управлению делами должника переходят к конкурсному управляющему, в т.ч. полномочия по представлению документов и соответствующего заявления в регистрирующий орган. В учредительные документы юридического лица “в ликвидации” не могут быть внесены какие-либо изменения, и регистрирующему органу не разрешено осуществлять государственную регистрацию таких изменений. Ликвидируемое юридическое лицо не вправе выступать учредителем других юридических лиц или участвовать в реорганизации.

Процедура конкурсного производства завершается после рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего (п. 1 ст. 50.44 Закона о банкротстве кредитных организаций). После завершения конкурсного производства конкурсный управляющий выполняет обязанности по подготовке документов для государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией и представлению их в Банк России.

С внесением в ЕГРЮЛ записи о ликвидации кредитной организации согласно п. 8 ст. 63 ГК РФ определяется момент прекращения существования юридического лица.

Ликвидируемое юридическое лицо не вправе выступать учредителем других юридических лиц или участвовать в реорганизации.

Добавить комментарий