Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

Комментарий к Статье 27.1 КоАП РФ

1. Комментируемая статья закрепляет общий перечень мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Цели, основания и процедура применения каждой из них конкретизируются в отдельных статьях главы 27 КоАП. В целом целями применения указанных мер являются: 1) пресечение административного правонарушения; 2) установление личности нарушителя; 3) составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения; 4) обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении; 5) исполнение принятого по делу постановления.

Важно отметить, что меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяются только в связи с административным правонарушением и только специально уполномоченными на это лицами. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении являются разновидностью мер административного принуждения. Поэтому при их применении следует помнить, что в соответствии с ч. 3 ст. 1.6 КоАП при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

Отметим, что с 1 июля 2008 г. часть 1 статьи 27.1 будет дополнена пунктом 5.1, согласно которому к мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении будет добавлено освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.

2. В соответствии с п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях” (с изменениями от 25 мая 2006 г.) требования о возмещении материального и морального вреда, причиненного незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (часть 2 статьи 27.1 КоАП) и незаконным привлечением к административной ответственности, подлежат рассмотрению в соответствии с гражданским законодательством в порядке гражданского судопроизводства. В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

О применении мер пресечения обязательным является составление протокола.

Статья 27.1 КоАП РФ. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (действующая редакция)

1. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

2) административное задержание;

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

4) изъятие вещей и документов;

5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

7) задержание транспортного средства;

8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

10) временный запрет деятельности;

11) залог за арестованное судно;

12) помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”;

13) арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 настоящего Кодекса.

2. Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

1 данной статьи применение мер пресечения предшествует последующим процессуальным действиям, определенным КоАП возбуждению дел об административном правонарушении, подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, рассмотрению дела, вынесению постановления, определения по делу.

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях– вид мер административного принуждения, применяемых уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке для достижения целей производства по делам об административных правонарушениях.

Такими мерами считают доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, досмотр транспортного средства, осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, медицинское освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации, арест товаров, транспортных средств и иных вещей, привод, временный запрет деятельности.

Цели применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях:

• установление личности нарушителя;

• составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения;

• обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении;

• исполнение принятого решения по делу об административном правонарушении.

Доставление – принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.

Административное задержание – кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Сроки административного задержания:

1) до трех часов (общий срок);

2) до 48 часов по делам об административных правонарушениях, посягающих на установленный режим Государственной границы РФ и порядок пребывания на территории Российской Федерации, за административные правонарушения, совершенные во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости, или для выяснения обстоятельств административного правонарушения;

3) до 48 часов за административные правонарушения, влекущие в качестве одной из мер административного наказания административный арест.

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, т. е. обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случаях необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Досмотр транспортного средства, т. е. обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в случаях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства, осуществляется лицами, полномочными осуществлять доставление, административное задержание, составлять протокол об административном правонарушении.

Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов, осуществляется лицами, полномочными составлять протокол об административном правонарушении.

Отстранение от управления транспортным средством применяется к лицу, которое управляет транспортным средством, при наличии определенных оснований до устранения причин задержания.

Основания отстранения от управления транспортным средством определенного вида:

• имеются достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения;

• управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством в составе автопоезда;

• управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством.

Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения применяется в отношении лица, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласия указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние опьянения указанное лицо подлежит направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Медицинское освидетельствование на состояние опьянения применяется к лицу, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения.

Задержание транспортного средства, т. е. помещение транспортного средства соответствующего вида на стоянку, хранение до устранения причин задержания при нарушении правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством при наличии определенных оснований.

Основания задержания транспортного средства:

• управление судном (в том числе маломерным) судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения, а равно передача управления судна лицу, находящемуся в состоянии опьянения;

• уклонение судоводителя или иного лица, управляющего судном, от прохождения в соответствии с установленным порядком медицинского освидетельствования на состояние опьянения;

• управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им транспортным средством в отсутствие его владельца;

• управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда);

• управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды);

• управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством;

• управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения;

• нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле;

• невыполнение законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, заключается в составлении описи указанных товаров, транспортных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю о запрете распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими, и применяется в случае, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно и (или) сохранность может быть обеспечена без изъятия.

Привод примененяется к физическому лицу или представителю юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законному представителю несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетелю в определенных случаях.

Привод осуществляется тогда, когда рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, установленных КоАП, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом.

Временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Временный запрет деятельности может применяться только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно.

Читайте также:  Как отдать ребенка в интернат без лишения родительских прав

Временный запрет деятельности устанавливается на срок, не превышающий пяти суток. Срок временного запрета деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

3 до 48 часов за административные правонарушения, влекущие в качестве одной из мер административного наказания административный арест.

Статья 27.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

СТ 27.1 КоАП РФ

1. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

2) административное задержание;

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

4) изъятие вещей и документов;

5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

7) задержание транспортного средства;

8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

10) временный запрет деятельности;

11) залог за арестованное судно;

12) помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”;

13) арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 настоящего Кодекса.

2. Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

1 комментируемой статьи.

Статья 27.1. КоАП РФ. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

Ст 27.1 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года

1. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

  • 1) доставление;
  • 2) административное задержание;
  • 3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;
  • 4) изъятие вещей и документов;
  • 5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;
  • 5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;
  • 6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
  • 7) задержание транспортного средства;
  • 8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;
  • 9) привод;
  • 10) временный запрет деятельности;
  • 11) залог за арестованное судно;
  • 12) помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”;
  • 13) арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 настоящего Кодекса.

2. Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

13 арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.

Статья 27.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

1. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

2) административное задержание;

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

4) изъятие вещей и документов;

5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

10) временный запрет деятельности;

11) залог за арестованное судно;

12) помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

13) арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 настоящего Кодекса.

2. Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Вместе с тем цели и основания применения каждой меры обеспечения производства по делу не идентичны и закреплены конкретными статьями гл.

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

Система мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Меры обеспечения производства органично входят в систему мер административного пресечения и поэтому обладают всеми основными признаками этого вида административного принуждения. Но эта группа имеет ряд специфических признаков, совокупность которых и предопределяет их место в системе мер административного пресечения.

Так, обеспечительные меры применяются в рамках ведущегося в связи с правонарушением производства.

Основания применения процессуальных средств принуждения имеют свою специфику. Правонарушение – это лишь необходимая предпосылка для осуществления процессуального принуждения. Необходимы еще дополнительные основания :

невыполнение правонарушителем процессуальных обязанностей;

продолжение противоправного деяния;

реальная возможность совершения новых правонарушений;

невозможность составления протокола на месте выявления административного правонарушения.

Кроме того, установлен порядок реализации мер обеспечения (составление протокола, присутствие понятых, разъяснение прав и обязанностей, уведомление родственников и т. д.).

КоАП РФ закрепляет следующую систему мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях:

медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

досмотр документов, вещей, транспортных средств;

изъятие вещей и документов;

отстранение от управления транспортным средством;

освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;

арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

временный запрет деятельности.

В статье 27.1 КоАП РФ эти меры обеспечения названы в иной последовательности. И непонятно, почему доставление лица открывает перечень, а привод лица, временный запрет деятельности его замыкают.

Одни меры обеспечения производства применяются только к физическим лицам (привод, доставление, например). Другие применяются только к юридическим лицам (временный запрет деятельности, например). А третья группа – меры обеспечения, которые могут применяться и к физическим, и к юридическим лицам (изъятие вещей, например).

Исходя из целей и содержания обеспечительных мер, их следует разделить на две большие группы:

меры, ограничивающие свободу и физическую неприкосновенность граждан;

меры, ограничивающие имущественные права физических и юридических лиц.

Меры, ограничивающие свободу и физическую неприкосновенность граждан. К ним необходимо отнести доставление, привод, административное задержание, личный досмотр, медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Доставление – это принудительное препровождение физического лица в служебное помещение органа внутренних дел (иного органа) с целью составления протокола об административном правонарушении.

Доставление осуществляется широким кругом уполномоченных субъектов, однако чаще всего должностными лицами органов внутренних дел (милиции).

Срок доставления не определен. По КоАП РФ «доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок». Позиция законодателя логична, так как срок доставления зависит от пространственно‑временных факторов, состояния и вида используемых для доставления транспортных средств и т. д.

Доставление оформляется протоколом, или соответствующая запись делается в протоколе об административном правонарушении (в протоколе об административном задержании).

Привод – принудительное доставление физического лица, несовершеннолетнего, в отношении которого ведется производство, а также свидетеля с целью проведения процессуальных действий, когда его присутствие признается обязательным.

Например, в соответствии с ч. 3 ст. 29.4 КоАП РФ привод осуществляется, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительных причин вышеуказанных лиц, а их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом. Судья (орган, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении) выносит определение, которое осуществляет ОВД. Порядок привода регулируется приказом МВД России от 21 июня 2003 г. № 438, которым утверждена Инструкция о порядке осуществления привода. Положения Инструкции распространяются одновременно как на уголовно‑процессуальные, так и на административно‑процессуальные отношения.

К сожалению, законодатель не определил никаких сроков, связанных с приводом. Представляется, что с целью обеспечения прав и законных интересов лица, подвергнутого приводу, было бы целесообразно закрепить в КоАП РФ, что привод лица осуществляется на срок, необходимый для проведения процессуальных действий, ради которых и произведен привод.

Административное задержание – кратковременное лишение свободы физического лица, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Право на административное задержание предоставлено должностным лицам ОВД, военнослужащим внутренних войск, органов и войск пограничной службы, военнослужащим и сотрудникам органов уголовно‑исполнительной системы и иным лицам, названным в ст.27.3 КоАП РФ.

Об административном задержании составляется протокол. По просьбе задержанного о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются его родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник. О задержании несовершеннолетнего его родители или иные законные представители уведомляются обязательно.

ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Рассматривая жалобу гр. Г., Верховный Суд РФ указал: «Административное задержание является принудительной мерой, ограничивающей свободу лица, и согласно ст. 27.3 КоАП РФ может быть применено для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении и в связи с исполнением постановления по делу об административном правонарушении.

Сам по себе факт составления в отношении лица протокола об административном правонарушении, за которое может быть назначено наказание в виде административного ареста, не может служить основанием для административного задержания лица.

Мотивы задержания должны быть указаны в протоколе об административном задержании (часть 1 статьи 27.4 КоАП РФ).

В нарушение этого требования закона в протоколе об административном задержании Г. такие мотивы не приведены.

Доводы оперативного дежурного РОВД в ходе судебного заседания о том, что задержание обусловлено необходимостью обеспечить присутствие Г. при рассмотрении дела мировым судьей, нельзя признать обоснованными. Гр‑н Г. имеет постоянное место жительства в г. Иваново, семью. Данных о его намерении уклониться от явки в суд по делу не имеется»[79]

Общий срок административного задержания не должен превышать трех часов с момента доставления в соответствующее служебное помещение. Лица, находящиеся в состоянии опьянения, считаются задержанными со времени вытрезвления. Специальный срок административного задержания без санкции судьи не может превышать 48 часов.

Читайте также:  Что делать если снег упал на крышу автомобиля в 2020 году?

Место содержания задержанных лиц зависит от того, в связи с каким правонарушением и кто из уполномоченных лиц применяет эту меру: служебные помещения ОВД, ведомственной охраны, подразделений воинской части и др.

Правительство РФ 15 октября 2003 г. № 627 утвердило Положение об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке их медицинского обслуживания.

Раздельно размещаются мужчины и женщины, несовершеннолетние и совершеннолетние, лица, имеющие признаки инфекционных заболеваний. Запрещено размещать в специальных помещениях (при наличии объективных данных):

лиц с заболеваниями (травмами), состояние которых определяется как «состояние средней тяжести» или «тяжелое»;

лиц, страдающих сахарным диабетом (в средней или тяжелой степени);

взрослых, имеющих при себе детей в возрасте до 14 лет, при невозможности передачи их родственникам или иным законным представителям.

Личный досмотр и медицинское освидетельствование также посягают на физическую неприкосновенность гражданина. Проверка водителей автомототранспорта на состояние опьянения осуществляется путем медицинского освидетельствования. Оно проводится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включающей работы и услуги по медицинскому (наркологическому) освидетельствованию. Оно осуществляется как непосредственно в медицинских организациях, так и в специально оборудованных для этой цели передвижных пунктах (автомобилях), соответствующих установленным правилам.

Освидетельствование проводится на основании протокола о направлении на освидетельствование, подписанного уполномоченным должностным лицом и водителем транспортного средства, в отношении которого применяется данная мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Оно проводится врачом (в сельской местности при невозможности проведения освидетельствования врачом‑фельдшером), прошедшим на базе наркологического учреждения подготовку по вопросам проведения медицинского освидетельствования.

По результатам освидетельствования составляется в двух экземплярах акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения. В акте описывается внешний вид освидетельствуемого, его поведение, эмоциональный фон, особенности речи, вегетососудистые реакции, состояние двигательной сферы, жалобы на свое состояние, отмечается наличие или отсутствие запаха алкоголя изо рта.

При освидетельствовании могут использоваться зарегистрированные изделия медицинского назначения индикации и измерения и медицинские технологии, разрешенные к применению.

Средство (вещество), вызвавшее опьянение, за исключением алкоголя, определяется по результатам химико‑токсикологического исследования биологического объекта, проводимого на средство (вещество) или его метаболиты, в установленном порядке. Во всех случаях осуществляется исследование выдыхаемого воздуха на алкоголь.

При наличии клинических признаков опьянения и отрицательном результате определения алкоголя в выдыхаемом воздухе отбирается проба биологического объекта (крови, слюны, мочи) для направления на химико‑токсикологическое исследование с целью определения средств, вызвавших опьянение.

В случае отказа освидетельствуемого от освидетельствования в журнале делается запись «от освидетельствования отказался». В случае отказа освидетельствуемого от того или иного предусмотренного вида исследования в рамках проводимого освидетельствования оно прекращается, акт не заполняется, в протоколе о направлении на освидетельствование и в журнале указывается «от освидетельствования отказался».

Если проведение освидетельствования в полном объеме не представляется возможным из‑за состояния освидетельствуемого, в акте указываются причины, по которым не было выполнено то или иное исследование.

При оказании неотложной помощи в медицинских организациях лицам, пострадавшим в дорожно‑транспортных происшествиях и находящимся в тяжелом состоянии, вне зависимости от наличия или отсутствия протокола о направлении на освидетельствование, заключение о наличии опьянения выносится по результатам исследования биологического объекта (кровь или моча).

В случае наличия клинических признаков опьянения, отрицательных результатов исследования на наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе и невозможности лабораторным химико‑токсикологическим исследованием установить наличие в организме освидетельствуемого наркотического средства, психотропного или иного, вызывающего опьянение вещества выносится заключение о наличии опьянения неустановленным веществом.

На основании результатов освидетельствования выносится заключение о состоянии освидетельствуемого на момент освидетельствования:

состояние опьянения не установлено;

состояние опьянения установлено.

По завершении оформления акта его первый экземпляр выдается (высылается) соответствующему должностному лицу, второй экземпляр остается в медицинской организации и хранится в течение трех лет.

Личный досмотр осуществляется с целью обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. Применение данной меры связано с ограничением конституционного права граждан на личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22 Конституции РФ). Содержание ст. 27.7 КоАП РФ направлено на обеспечение гарантий законности при их применении. Законом установлено:

досмотр производится только в связи с правонарушением;

досмотру предшествует предложение добровольно предъявить документы, вещи, иные предметы;

личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола. В исключительных случаях, указанных в ч. 4 ст. 27.7 КоАП РФ, личный досмотр может производиться без понятых;

производство личного досмотра подлежит процессуальному оформлению.

ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Дело о еще одном виде досмотра было рассмотрено по жалобе группы граждан Верховным Судом РФ. Положение о медицинском вытрезвителе при ОВД было утверждено Министерством внутренних дел СССР 30 мая 1985 г. № 278 и действует до сих пор. Согласно нормам данного Положения доставленному в вытрезвитель лицу предлагают снять с себя верхнюю одежду до нательного белья для медицинского осмотра. При отказе выполнить это требование самостоятельно раздевание проводится принудительно.

Заявители обратились в Верховный Суд РФ с требованием о признании недействующими этих норм. По их мнению, оспариваемые нормы нарушают права и охраняемые законом интересы граждан – в частности, право не подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Суд не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований. Нормы о принудительном раздевании не предполагают возможности применения пыток и не могут рассматриваться как насилие, жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение. Лицо, доставленное в медицинский вытрезвитель, подвергается медицинскому осмотру для выявления противопоказаний к помещению на вытрезвление и определению степени алкогольного опьянения. Одежда и другие вещи доставленных досматриваются в целях выявления оружия, документов, ценностей и др. Это является необходимым и не преследует цели унижения доставленных в вытрезвитель лиц.

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, ограничивающие имущественные права физических и юридических лиц. К ним относятся: досмотр, изъятие, арест вещей и транспортных средств, отстранение от управления транспортными средствами и их задержание, временный запрет деятельности.

Изъятие вещей и документов производится с целью принудительного ограничения возможности правонарушителя пользоваться и распоряжаться ими. Эта мера осуществляется в присутствии двух понятых. В случае необходимости при изъятии применяются фото– и киносъемка, видеозапись и иные способы вещественных доказательств.

Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении (осмотра места совершения административного правонарушения или об административном задержании).

Изъятые вещи и документы доставляются в официальное помещение, где хранятся до вступления в силу постановления по делу, в котором должен быть решен вопрос, конфисковать, уничтожить или вернуть их владельцу.

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей применяется, когда товары, транспортные средства и иные вещи явились орудиями совершения или предметами административного правонарушения и при этом их невозможно изъять и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия.

Суть ареста в том, что составляется опись вещей и запрещается лицу, которое обвиняется в правонарушении, или его законному представителю распоряжаться, а иногда и пользоваться ими.

Задержание автомототранспортных средств осуществляется в случаях:

1) управления им водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство, документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым транспортным средством в отсутствие его владельца;

2) управления транспортным средством водителем, не имеющим или лишенным права на управление транспортным средством;

3) управления транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, или невыполнения водителем законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения;

4) управления транспортным средством с заведомо неисправной тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством в составе поезда. То есть в указанных случаях задержание производится по той причине, что водитель не вправе управлять транспортным средством;

5) нарушения правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшего создание препятствий для движения других транспортных средств, а также в случае остановки или стоянки транспортного средства в тоннеле.

В этом случае транспортное средство сильно мешает движению.

Транспортное средство задерживается до устранения причины задержания . Его задержание – это временное принудительное прекращение права использования, включающее (в случае невозможности устранения причины задержания на месте выявления нарушения) эвакуацию и помещение его на специализированную стоянку.

Плата за перемещение транспортного средства, за первые сутки его хранения на спецстоянке и за блокировку не взимается, но виновный должен оплатить за последущее время пребывания на стоянке. Задержание транспортного средства, его возврат, оплата расходов за хранение осуществляется по Правилам задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, а также запрещения эксплуатации, утвержденным постановлением Правительства России 18 декабря 2003 г. № 759.

Дата добавления: 2018-10-25 ; просмотров: 1431 ;

состояние опьянения не установлено;.

Статья 27.1 КОАП РФ. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

1. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

2) административное задержание;

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

4) изъятие вещей и документов;

5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

7) задержание транспортного средства;

8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

10) временный запрет деятельности;

11) залог за арестованное судно;

12) помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”;

13) арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 настоящего Кодекса.

2. Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

1. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

2) административное задержание;

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

4) изъятие вещей и документов;

5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

7) задержание транспортного средства;

8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

10) временный запрет деятельности;

11) залог за арестованное судно;

12) помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”;

Читайте также:  Как облагаются НДФЛ и страховыми взносами различные компенсации за работу во вредных условиях труда

13) арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 настоящего Кодекса.

2. Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Административное право России

Привод осуществляется органом внутренних дел милицией на основании определения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, в порядке, установленном Инструкцией о порядке осуществления привода утв.

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях это предусмотренные законом (гл. 27 КоАП РФ) средства принудительного характера, основанием для применения которых является совершение административного правонарушения, а само применение которых обусловлено необходимостью пресечения административного правонарушения и обеспечения условий для нормального хода производства по делу об административном правонарушении, в силу чего эти меры еще именуются как меры административно-процессуального обеспечения. Таковых мер всего десять:

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

4) изъятие вещей и документов;

6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения; освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий . В. В. Степанюк . 2010 .

  • Меры административного пресечения (административно-пре-секательные меры)
  • Местное общественное объединение

Правовые системы стран мира.

Статья 27.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

Статья 27.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

1. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

2) административное задержание;

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

4) изъятие вещей и документов;

5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

7) задержание транспортного средства;

8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

10) временный запрет деятельности;

11) залог за арестованное судно;

12) помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”;

13) арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 настоящего Кодекса.

2. Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Теллин оспаривает конституционность статей 25.

Понятие, цели и виды мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях – это предусмотренные законом (главой 27 КоАП РФ) средства принудительного характера, основанием для применения которых является совершение административного правонарушения, а само применение которых обусловлено необходимостью пресечения административного правонарушения и обеспечения условий для нормального хода производства по делу об административном правонарушении, в силу чего эти меры еще именуются как меры административно-процессуального обеспечения.

Основными целями применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях являются:

а) пресечение административного правонарушения;

б) установление личности правонарушителя;

в) составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения;

г) обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении;

д) обеспечение своевременного и правильного исполнения принятого по делу постановления.

Меры административно-процессуального обеспечения применяются только в связи с административным правонарушением, только по отношению к лицу, подозреваемому в совершении данного правонарушения, реализуются в строгих процессуальных формах и предшествуют последующим процессуальным действиям – возбуждению производства по делу об административном правонарушении, его рассмотрению, вынесению постановления по делу и исполнению вынесенного постановления.

Статья 27.1 КоАП РФ предусматривает возможность применения следующих мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

2) административное задержание;

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

4) изъятие вещей и документов;

5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

7) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;

8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

10) временный запрет деятельности.

По содержанию принудительного воздействия среди мер административно-процессуального обеспечения можно выделить меры ограничения личных неимущественных прав (это доставление, административное задержание, привод, медицинское освидетельствование и личный досмотр), а также меры ограничения имущественного характера (это досмотр вещей, досмотр транспортного средства, изъятие вещей и документов, задержание транспортного средства и др.). Кроме того, эти меры можно классифицировать также и в зависимости от субъекта их применения. По этому критерию среди них выделяют меры, применяемые в отношении физических лиц (таковых большинство, например, доставление, административное задержание и др.), и меры, применяемые в отношении юридических лиц (например, осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, а также временный запрет деятельности).

Как уже выше было отмечено, применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях должно реализоваться в строгих процессуальных формах с обязательным составлением соответствующего протокола и только специально уполномоченными на это КоАП РФ должностными лицами в пределах их компетенции. Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Лекция 1.10. Законность и дисциплина в сфере государственного управления

1. Понятие законности и дисциплины в сфере государственного управления, способы их обеспечения

2. Контроль в сфере государственного управления и краткая характеристика его видов

3. Надзор в сфере государственного управления и краткая характеристика его видов

1. Понятие законности и дисциплины в сфере государственного управления, способы их обеспечения

Законность в сфере государственного управления – это режим должного функционирования системы государственного управления, состоящий в точном и неуклонном соблюдении исполнении норм Конституции РФ, норм международного права, законов и иных нормативных правовых актов всеми субъектами управленческих общественных отношений. При этом все издаваемые субъектами государственного управления нормативные правовые акты должны в полной мере соответствовать действующему законодательству.

Принцип законности является конституционным: ст. 15 Конституции РФ предусматривает, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать конституцию РФ и законы. В полной мере это относится и к сфере государственного управления.

Характерными чертами (сутью) принципа законности в сфере государственного управления является следующее:

1) требование общеобязательности законов для всех без какого-либо исключения граждан, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц; органы исполнительной власти и их должностные лица должны действовать в строгом соответствии с предписаниями закона; никто, несмотря на занимаемое должностное положение, не вправе нарушать закон, не выполнять установленные им правила поведения и обязанности;

2) единство законности, обеспечивающее единообразное понимание и применение законов на всей территории Российской Федерации;

3) недопустимость противопоставления законности и целесообразности, т. е. издания каких-либо правовых актов и совершение действий по их реализации вопреки требованиям закона и под предлогом их целесообразности (законность есть высшая форма целесообразности);

4) уровень законности во многом определяется уровнем правовой культуры населения: с одной стороны, внедрение и строгое соблюдение законности неизбежно повышает уровень правовой культуры населения, а с другой стороны, само наличие определенного уровня правовой культуры в обществе составляет необходимую предпосылку соблюдения законности;

5) законность в правоприменительной деятельности субъектов государственного управления должна основываться на справедливом принятии ими управленческих решений, а отсутствие справедливости перечеркивает и саму суть законности, даже если управленческое решение было принято в рамках закона;

6) любое нарушение субъектами управленческих общественных отношений требований законов и иных нормативных правовых актов требует адекватного реагирование со стороны государства, т. е. законность в государственном управлении торжествует только в том случае, если ее нарушение влечет неизбежность ответственности или другой реакции государства на противоправное поведение.

Государственная дисциплина означает сознательное повиновение порядкам и правилам, установленным полномочными органами государства, основанным на законах, а также согласованность в действиях по выполнению государственными служащими распоряжений вышестоящих должностных лиц и своих должностных обязанностей.

Одним из требований дисциплины является строгое исполнение законов и других нормативных правовых актов, что свидетельствует о неразрывной связи законности и дисциплины: законность служит основой дисциплины, тогда как без соблюдения дисциплины строгая законность попросту невозможна.

Государство юридически закрепляет и специальные средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении, позволяющие постоянно следить за их соблюдением всеми органами исполнительной власти и каждым служащим этих органов. Эти средства получили наименование способов обеспечения законности и дисциплины в сфере государственного управления. К числу важнейших способов обеспечения законности в сфере государственного управления относятся контроль, надзор, а также обжалование (реализация права жалобы).

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; Нарушение авторского права страницы

Надзор в сфере государственного управления и краткая характеристика его видов.

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях — это процессуальные действия, которые осуществляются уполномоченными лицами в процессе возбуждения и дальнейшего рассмотрения дел об административных нарушениях.

Меры обеспечения производства применяются для:

  • установления личности правонарушителя;
  • пресечения правонарушения;
  • составления протокола о административном правонарушении (если его было невозможно составить на месте административного правонарушения);
  • обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дел о правонарушении, исполнения постановления, принятого по делу.

Меры обеспечения производства фактически служат выявлению, закреплению и применению по данному делу доказательств. Доказательства — это единство содержания и процессуальной формы, где отображены все сведения о фактах. Меры обеспечения производства по делам о правонарушениях всегда помещены в определенные процессуальные рамки и выступают процессуальными действиями. Порядок осуществления этих мер указан в статьях гл. 27 КоАП.

Любые действия, облеченные в процессуальную форму, осуществляемые в процессе или после совершения правонарушения, способствуют обнаружению, выявлению и закреплению имеющихся доказательств.

Для чего нужны меры обеспечения

Основные цели использования данных видов официального принуждения определяет гл. 27 КоАП. В соответствии с этой нормой их применяют для того, чтобы:

  • пресечь правонарушение;
  • установить личность виновного;
  • составить протокол, если сделать это на месте невозможно;
  • гарантировать своевременное и объективное изучение дела;
  • обеспечить выполнение принятого по нему решения.

Меры административного пресечения.

Добавить комментарий