Когда повышающий коэффициент налога на землю не применяется?

Земельный налог: применение повышающих коэффициентов

“Финансовая газета. Региональный выпуск”, 2007, N 50

Положение о том, что в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами для осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление земельного налога, а также и авансовых платежей производится с учетом коэффициента 2 в течение 3-летнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости, содержится в настоящее время в ст. 396 НК РФ. При исчислении налога и авансовых платежей по земельным участкам, приобретенным в собственность указанными лицами для осуществления на них жилищного строительства, если период проектирования и строительства превышает 3-летний срок строительства, применяется коэффициент 4.

В отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, применяется коэффициент 2 в течение периода строительства, превышающего 10-летний срок строительства.

Однако период, с которого начинается применение указанных коэффициентов по землям, приобретенным (предоставленным) в собственность для жилищного строительства, НК РФ не установлен. Это касается и земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства.

Как известно, права собственности, постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения на земельные участки удостоверяются документами и подлежат государственной регистрации, которая осуществляется с 31 января 1998 г. в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” (далее – Закон N 122-ФЗ).

Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав. Государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа.

Права на недвижимое имущество, возникшие до 31 января 1998 г., признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Законом N 122-ФЗ. Государственная регистрация прав, проведенная в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях уполномоченными государственными органами и организациями до вступления в силу Закона N 122-ФЗ, является юридически действительной.

Учитывая, что права на земельные участки должны быть зарегистрированы, изменениями, внесенными Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации” в ст. 396 НК РФ, установлено, что в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление налога производится с учетом повышающих коэффициентов начиная с даты государственной регистрации прав на эти земельные участки. Это положение действует с 1 января 2008 г.

Так, в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей) производится с учетом коэффициента 2 в течение 3-летнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность указанными лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего 3-летний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения 3-летнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету или возврату налогоплательщику.

Если земельные участки приобретены (предоставлены) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление налога (авансовых платежей) производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на участки вплоть до государственной регистрации на построенный объект недвижимости.

В соответствии со ст. 25.3 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, если для строительства данного объекта не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый на участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства, являются:

  • документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
  • правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. При этом обязательным приложением к представляемым документам является кадастровый план земельного участка, на котором расположен создаваемый объект недвижимого имущества.

Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется выдача разрешения на строительство) и содержащим описание объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте.

Документами, подтверждающими факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства, и содержащими описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, являются технический паспорт такого объекта индивидуального жилищного строительства и разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта в эксплуатацию. В случае, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, требуется разрешение на строительство. До 1 января 2010 г. технический паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт его создания на указанном земельном участке.

Рассмотрим на примере применение повышающего коэффициента при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных в собственность для жилищного строительства.

Пример 1. Организация приобрела в собственность земельный участок для жилищного строительства. Права на земельный участок зарегистрированы 1 января текущего года. Данная организация получила свидетельство о государственной регистрации прав на земельный участок. Его кадастровая стоимость составляет 3 000 000 руб. Налоговая ставка установлена представительным органом муниципального образования в размере 0,3%.

Сумма земельного налога составит:

3 000 000 руб. x 0,3% x 2 = 18 000 руб.,

где 2 – коэффициент, применяемый в отношении земельных участков, приобретенных в собственность на условиях осуществления на них жилищного строительства в течение 3-летнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данный земельный участок.

В том случае, если органы муниципального образования установили авансовые платежи по земельному налогу, а земельный участок, приобретенный в собственность для жилищного строительства, использовался не весь отчетный период и права на него зарегистрированы не с начала года, то сумма исчисленного авансового платежа за отчетный период рассчитывается как одна четвертая от произведения налоговой базы, налоговой ставки и повышающего коэффициента, учитывающего период строительства объекта недвижимости, и коэффициента, учитывающего период владения земельным участком.

Пример 2. Организация приобрела в собственность 12 сентября 2007 г. земельный участок для жилищного строительства. Права на данный участок зарегистрированы этим же числом. Кадастровая стоимость земельного участка – 4 500 000 руб. Налоговая ставка установлена в размере 0,3%. Организации необходимо заплатить авансовые платежи.

При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составит:

4 500 000 руб. x 0,3% x 0,33 x 2 = 8910 руб.,

где 0,33 – коэффициент, учитывающий период владения участком;

2 – коэффициент, применяемый в период строительства жилого объекта.

Для исчисления суммы авансового платежа, подлежащей уплате в бюджет за III квартал, коэффициент К2 (владения земельным участком) определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находится в пользовании, к числу календарных месяцев в отчетном периоде:

за III квартал: К2 = 1 мес. : 9 мес. = 0,11.

Авансовые платежи по отчетным периодам с учетом применения повышающего коэффициента, учитывающего период строительства объекта на земельном участке, и коэффициента, учитывающего период владения земельным участком, составят:

за III квартал – 0,25 x (4 500 000 руб. x 0,3% x 0,11 x 2) = 743 руб.

Всего в течение налогового периода организация должна уплатить по установленному нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования сроку сумму авансового платежа в размере 743 руб.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, составит: 8910 руб. – 743 руб. = 8167 руб.

Если налогоплательщик приобрел два земельных участка, один из которых предназначен для жилищного строительства, то повышающий коэффициент, учитывающий период строительства объекта недвижимости, применяется только к земельному участку, предназначенному для жилищного строительства.

Пример 3. Организация на земельном участке, предоставленном на праве постоянного (бессрочного) пользования для ведения садоводства, занимается выращиванием садовых и овощных культур. Дополнительный земельный участок приобретен организацией 15 февраля текущего года для жилищного строительства. Кадастровая стоимость земельного участка, предоставленного для садоводства, составляет 1 600 000 руб., налоговая ставка установлена в муниципальном образовании, где находится данный земельный участок, в размере 0,2%.

Сумма налога за земельный участок, предоставленный для садоводства, составит:

1 600 000 руб. x 0,2% = 3200 руб.

Кадастровая стоимость земельного участка, предоставленного для жилищного строительства, – 1 500 000 руб. Налоговая ставка установлена представительным органом муниципального образования в размере 0,3%.

Сумма земельного налога за земельный участок, приобретенный в собственность организацией для жилищного строительства, составит:

1 500 000 руб. x 0,3% x 0,92 x 2 = 8280 руб.,

где 2 – коэффициент, применяемый в отношении земельных участков, приобретенных в собственность на условиях осуществления на них жилищного строительства в течение 3-летнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости;

0,92 – коэффициент правообладания земельным участком (К2), который определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. К2 = 11 мес. : 12 мес. = 0,92.

Финансовая газета.

Коэффициент при покупке земли для жилищного строительства

С 2008 года в российском налоговом законодательстве (п. 15 ст. 396 НК РФ) действует норма, по которой в отношении участков, купленных физлицами или юрлицами в собственность на условии использования их в качестве территории для жилищного строительства (не считая проектов, предполагающих возведение индивидуального жилья), при исчислении земельного налога временно применяется коэффициент 2. А именно в течение 3 лет с момента госрегистрации права собственности на данные участки, но не более чем до того момента, когда завершится строительство объекта недвижимости.

Коэффициент, о котором идет речь, умножается на произведение отмеченных выше переменных — кадастровой стоимости и налоговой ставки, дополняя формулу, действующую по умолчанию.

Кадастровая стоимость — 1 000 000 руб.

Сумма налога рассчитывается умножением 1 000 000 на 0,3% и равна 6 000 руб.

Подробнее о некоторых нюансах использования величины кадастровой стоимости земли при исчислении земельного налога читайте в статье «Как считать земельный налог, если изменилась кадастровая стоимость участка».

Если собственник земельного участка завершит строительство и произведет регистрацию прав собственности на здание до истечения 3-летнего срока строительства, то сумма налога, уплачиваемая за соответствующий период сверх суммы, исчисленной с коэффициентом 1, может быть возвращена плательщику в установленном порядке (п. 15 ст. 396 НК РФ).

Величина налога 12 000 руб.

Разъяснен порядок применения повышающих коэффициентов при исчислении земельного налога

Вопрос: ООО приобрело в 2003 г. земельный участок, категория земель – земли населенных пунктов.

В 2006 г. земельный участок был переведен в категорию земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для многофункционального жилого комплекса и иных объектов культурно-социального назначения.

В 2007 г. в порядке межевания из земельного участка было образовано несколько земельных участков с аналогичной категорией и видом разрешенного использования. Также в 2007 г. ООО выступило фактически инвестором и совместно с владельцем соседнего участка привлекло проектную организацию в целях подготовки проекта перекладки в границах принадлежащих им земельных участков газопровода, сведений о котором в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нет, в связи с чем газопровод отсутствует как объект недвижимости. Указанный газопровод ООО не принадлежит.

В 2010 г. ООО после реорганизации в форме выделения передало права на размежеванные в 2007 г. участки образованным организациям, один из участков остался у ООО.

Договор на проектную документацию на возведение многофункционального жилого комплекса отсутствует.
Необходимо ли было ООО применять повышающий коэффициент при уплате земельного налога в период с изменения категории земель в 2006 г. до межевания земельного участка?

Применяется ли к ООО повышающий коэффициент после межевания земельного участка?

Применяется ли повышающий коэффициент к организациям, образованным путем реорганизации ООО в форме выделения?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 27 августа 2012 г. N 03-05-05-02/87

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о применении повышающих коэффициентов при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, на которых осуществляется жилищное строительство, и сообщает следующее.

Согласно п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом ст. 388 Налогового кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Пунктом 2 ст. 8 Гражданского кодекса установлено, что права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

На основании п. 15 ст. 396 Налогового кодекса (в редакции, действовавшей до 01.01.2008) в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

В отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода проектирования и строительства, превышающего трехлетний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Читайте также:  Как купить квартиру на вторичном рынке в 2020 году: пошаговая инструкция, советы и рекомендации экспертов

При этом п. 3 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 141-ФЗ) установлено, что действие п. 15 ст. 396 Налогового кодекса распространяется на правоотношения по налогообложению земельных участков, приобретенных в собственность физическими или юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства после вступления в силу Федерального закона N 141-ФЗ.
Федеральный закон N 141-ФЗ вступил в силу с 1 января 2005 г.

Учитывая изложенное, повышающие коэффициенты в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами для жилищного строительства, применяются при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, которые были приобретены и права собственности на которые зарегистрированы после 1 января 2005 г.

Одновременно отмечаем, что Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации” были внесены изменения в п. 15 ст. 396 Налогового кодекса, согласно которым применение повышающих коэффициентов при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, осуществляется начиная с даты государственной регистрации прав на эти земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Данные изменения вступили в силу с 1 января 2008 г.

В этой связи обращаем внимание, что положения п. 15 ст. 396 Налогового кодекса о том, что повышающие коэффициенты применяются начиная с даты государственной регистрации прав на земельный участок, применяются при исчислении земельного налога (авансовых платежей по налогу) в отношении земельных участков, которые приобретены (предоставлены) и права собственности на которые зарегистрированы только после 1 января 2008 г.

Кроме того, следует иметь в виду, что положения п. 15 ст. 396 Налогового кодекса (в редакции, действовавшей до 01.01.2008) о применении повышающих коэффициентов с учетом сроков проектирования и строительства применяются при исчислении земельного налога (авансовых платежей по налогу) в отношении земельных участков, которые приобретены и права собственности на которые зарегистрированы в 2005 – 2007 гг.

Также отмечаем, что согласно ст. 57 Гражданского кодекса реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом (п. 4 ст. 58 Гражданского кодекса).

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о применении повышающих коэффициентов при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, на которых осуществляется жилищное строительство, и сообщает следующее.

О применении повышающего коэффициента при исчислении земельного налога в случае разделения земельного участка

Описание ситуации:

ООО является собственником земельных участков, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации прав, датированными 16 ноября 2012 г. Вид разрешенного использования: жилищное строительство. Однако жилищное строительство на данных земельных участках не осуществляется, в связи с чем, начиная с декабря 2012 г. ООО исчисляет земельный налог с применением коэффициента 2 в соответствии с п. 15 ст. 395 НК РФ.

В августе 2013 года собственником – ООО было принято решение о перераспределении данных участков, вследствие чего в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены записи о вновь образованных земельных участках и выданы новые свидетельства о государственной регистрации права, датированные 12.09.2013 г. Вид разрешенного использования: жилищное строительство.

Согласно вышеуказанной норме НК РФ исчисление суммы налога производится с использованием коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, который в свою очередь отсчитывается с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки.

Вопрос:

Просим разъяснить, с какого момента ООО должно начать применять коэффициент 4 при исчислении земельного налога: с декабря 2015 года или с октября 2016 года?

Ответ:

Согласно абз. 2 п. 15 ст. 396 НК РФ, если строительство не завершено после истечения трехлетнего срока с момента предоставления земельного участка для жилищного строительства, то исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

В свою очередь трехлетний срок строительства исчисляется с момента регистрации права собственности на земельный участок, что следует из абз. 1 п. 15 ст. 396 НК РФ.

Иными словами, если налогоплательщик в течение трех лет с момента регистрации права собственности на земельный уч1асток, предоставленный для жилищного строительства, не закончил строительство или вообще его не вел, то после истечения указанного трехлетнего срока налогоплательщик обязан исчислять налог с учетом повышающего коэффициента 4.

Однако налоговым законодательством не разъясняется, как правильно применить повышающий коэффициент 4 и исчислить земельный налог в случае разделения земельного участка, например, когда на земельном участке, выделенном для жилищного строительства, не велось строительство, однако, до истечения трехлетнего срока данный земельный участок был разделен на несколько участков так же предназначенных для жилищного строительства.

На наш взгляд, в такой ситуации необходимо руководствоваться следующим.

Во-первых, порядок образования новых земельных участков путем деления первоначального земельного участка и регистрации права собственности на них подразумевает аннулирование права собственности на первоначальный земельный участок.

Так, на основании п. 1 ст. 11.4 Земельного кодекса РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в п.п. 4 и 6 ст. 11.4 Земельного кодекса РФ, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки (п. 2 ст. 11.4 Земельного кодекса РФ).

Согласно п. 2 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ).

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 22.2 Федерального закона № 122-ФЗ, согласно которому государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе или объединении земельных участков, находящихся в собственности одного лица, осуществляется на основании заявления такого лица при представлении документа, на основании которого в соответствии с настоящим законом и другими законами осуществляется образование земельных участков.

Таким образом, при разделе земельного участка образуются новые земельные участки, на которые за собственником по его заявлению отдельно регистрируется право собственности. Исходный земельный участок прекращает свое существование также с момента государственной регистрации прав на все образуемые из него земельные участки.

Во-вторых, исходя из ст.ст. 388 и 389 НК РФ объектом налогообложения земельным налогом является не просто любой участок, имеющий границы, а земельный участок, право собственности на который зарегистрировано за налогоплательщиком в установленном порядке.

Иными словами, в результате разделения земельного участка и регистрации права собственности на вновь возникшие земельные участки у налогоплательщика возникают новые объекты налогообложения, а первоначальный объект налогообложения (исходный земельный участок) перестает существовать.

В этой связи, по нашему мнению, порядок исчисления земельного налога с учетом повышающего коэффициента должен применяться к каждому отдельно взятому объекту – земельному участку. Указанное означает, что срок, предусмотренный п. 15 ст. 396 НК РФ, должен исчисляться заново после образования новых земельных участков.

Отметим, что аналогичный, на наш взгляд, подход Минфин РФ излагает в своем письме от 14.10.2015 № 03-05-05-02/58871:

«Таким образом, при разделе земельного участка с разрешенным использованием для жилищного строительства образуются новые земельные участки с тем же видом разрешенного использования.

Учитывая изложенное, полагаем, что в отношении вновь образованных земельных участков с разрешенным использованием для жилищного строительства, на которых осуществляется жилищное строительство, исчисление земельного налога организацией – собственником таких земельных участков должно осуществляться с применением повышающих коэффициентов в порядке, предусмотренном п. 15 ст. 396 НК РФ».

Несмотря на то, что четкого вывода в письме не делается, финансовое ведомство указывает, что в результате разделения образуются новые земельные участки, и отсылает налогоплательщиков к п. 15 ст. 396 НК РФ, который предусматривает исчисление всех сроков с целью применения повышающих коэффициентов с даты регистрации прав на земельный участок.

При этом отметим, что каких-либо исключений для ситуаций разделения земельных участков законодатель в п. 15 ст. 396 НК РФ не делает, поэтому формально при разделении земельного участка трехлетний срок строительства прерывается и начинает течь снова с момента регистрации прав на вновь образованный земельный участок.

Как указано в запросе, в результате разделения Обществом исходных земельных участков право собственности на каждый новый участок было зарегистрировано в сентябре 2013 года. Право собственности на исходные земельные участки было аннулировано. Следовательно, после разделения исходных земельных участков у Общества возникли новые объекты налогообложения земельным налогом.

По нашему мнению, поскольку регистрация прав на вновь образованные земельные участки произошла в сентябре 2013 г., следовательно, трехлетний срок на строительство жилья в порядке п. 15 ст. 396 НК РФ должен исчисляться Обществом с указанного периода (с дат регистрации прав собственности на вновь образованные участки, указанные в свидетельствах, т.е. с 19.09.2013).

Таким образом, считаем, что повышающий коэффициент 4 подлежит применению Обществом в целях налогообложения вновь образованных земельных участков с октября 2016 года (т.е. спустя три года, начиная с 19.09.2013).

Согласно абз.

Земельный налог: обязательность использования коэффициента 2

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает, что Положением о Министерстве финансов РФ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по практике применения нормативных правовых актов Министерства финансов РФ, по проведению экспертизы договоров и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Одновременно отмечаем, что на основании пункта 15 статьи 396 Налогового кодекса РФ (далее – Кодекс) в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, исчисление суммы земельного налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится налогоплательщиками-организациями с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства, начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

В соответствии со статьей 390 Кодекса налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

Таким образом, изменение категории земли, к которой принадлежит земельный участок, или изменение вида разрешенного использования земельного участка влечет за собой изменение кадастровой стоимости земельного участка.

При этом отмечаем, что на основании пункта 1 статьи 391 Кодекса налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Из данных норм Кодекса следует, что налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода.

Поэтому если правообладатель земельного участка в налоговом периоде не меняется, то при изменении вида разрешенного использования земельного участка и его кадастровой стоимости в течение налогового периода для целей налогообложения кадастровая стоимость и ставка налога должны применяться исходя из данных государственного земельного кадастра и документов на земельный участок, действующих на 1 января налогового периода.

Учитывая изложенное, повышающий коэффициент, предусмотренный пунктом 15 статьи 396 Кодекса, при изменении вида разрешенного использования земельного участка может применяться к ставке земельного налога, определенной в отношении земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, со следующего налогового периода.

Письмо
Министерства финансов РФ
от 10.10.2012 № 03-05-05-02/104

Суммы земельного налога (авансовых платежей по нему) исчисляются налогоплательщиками (организациями, индивидуальными предпринимателями) с учетом коэффициента 2 в отношении определенных объектов налогообложения. А именно участков земли, приобретенных (предоставленных) в собственность на условиях ведения на них жилищного строительства. Исключение составляет индивидуальное жилищное строительство, осуществляемое физическими лицами.

Такой коэффициент применяется в течение трехлетнего срока возведения зданий. Отсчет ведется с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до госрегистрации прав на построенный объект недвижимости. Это указано в пункте 15 статьи 396 Налогового кодекса РФ.

Разъяснения относительно момента, с которого используется упомянутый коэффициент, при изменении вида разрешенного использования земельного участка приведены в обоих опубликованных письмах. В том числе в письме Минфина России от 10.10.2012 № 03-05-05-02/104 уточнено, может ли организация не применять данный повышающий множитель.

Момент применения

Рассмотрим следующую ситуацию. Организация приобрела земельные участки, которые на момент регистрации права собственности не были предназначены для строительства жилья. Например, на них находились здания промышленного назначения. В связи с этим организация занялась изменением целевого назначения земельных участков. В результате она получила:

  • разрешение на строительство жилого дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями;
  • свидетельство о праве собственности с категорией «земли населенных пунктов, разрешенное использование: участки размещения многоквартирных жилых домов; участки смешанного размещения жилых объектов различного вида; участки смешанного размещения общественно-деловых и жилых объектов».
Читайте также:  Подготовка соглашения о выделении доли в 2020 году: образцы, пошаговая инструкция

Также был снят запрет на проведение жилищного строительства.

С какого момента этой организации следует применить для целей исчисления земельного налога повышающий коэффициент 2, предусмотренный пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса РФ?

Согласно разъяснениям Минфина России в представленных выше письмах при изменении вида разрешенного использования земельного участка коэффициент 2 может применяться к ставке земельного налога, определенной в отношении земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, со следующего налогового периода. Ведь налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода.

Если правообладатель земельного участка в налоговом периоде остается прежним, то при изменении вида разрешенного использования земельного участка и его кадастровой стоимости в течение налогового периода кадастровая стоимость и ставка налога должны применяться исходя из данных государственного земельного кадастра и документов на земельный участок, действующих на 1 января налогового периода.

Аналогичные выводы приведены в письмах Минфина России от 12.02.2009 № 03-05-05-02/05, от 16.08.2007 № 03-05-07-02/81, от 05.09.2006 № 03-06-02-02/120.

Не применять невозможно

Налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в пределах, установленных пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ.

Предположим, земельный налог исчисляется в отношении участка из земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования. Тогда применяется налоговая ставка, установленная в отношении того вида разрешенного использования, которому соответствует установленная для данного участка земли кадастровая стоимость.

По мнению Минфина России в письме от 10.10.2012 № 03-05-05-02/104, если в отношении земельного участка из земель населенных пунктов величина налоговой базы и размер налоговой ставки определены в соответствии с видом разрешенного использования для жилищного строительства, то земельный налог в отношении такого участка земли должен исчисляться с применением коэффициента 2. Аналогичный вывод содержится в письме Минфина России от 25.07.2012 № 03-05-04-02/69.

Таким образом, организация обязана применять коэффициент 2, предусмотренный пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, организация обязана применять коэффициент 2, предусмотренный пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса РФ.

Если землей владеет физическое лицо

Покупка земли для личного строительства – на сегодняшний день этот вид финансовых инвестиций достаточно распространен для рядовых граждан. Семья, располагающая небольшим капиталом, вкладывает его в приобретение участка, на котором впоследствии можно построить жилой дом или дачу. Право собственности, как правило, оформляется на главу семьи (мужа, отца и т.п.). Читайте также статью: → “Земельный налог: база, ставка, налогоплательщики».

При этом в момент приобретения имущественных прав на землю собственник вместе с участком также получает обязательства по уплате налога.

Как говорилось ранее, если Вы как физлицо купили землю для строительства дома или дачи, то ставка налога для Вас составляет максимум 0,3% (если меньшее не предусмотрено региональными властями). При этом, если земля куплена с целью ее использования для индивидуального жилищного строительства, то повышающий коэффициент при расчете налога применять не нужно.

Единственное исключение – ситуации, когда постройка дома или дачи занимает более 10-ти лет. В этом случае повышающий коэффициент 2 следует применять по истечении 10 лет с момента регистрации прав на землю. Что же касается коммерческого или иного строительства (кроме личного жилищного), проводимого физлицами на собственной земле, то в таких ситуациях налог на землю оплачивается так:

  • в течение первых трех лет строительства с момента регистрации земли сумму налога следует увеличивать на коэффициент 2. Если строительство окончено, и объект недвижимости зарегистрирован в течение этого строка, то физлицо вправе подать заявление на перерасчет налога за минусом коэффициента.
  • если по истечении 3-х лет объект не был построен (или зарегистрирован), то с 4-го года владения землей применяется коэффициент 4. Вне зависимости от того, в какой срок будет сдан объект, сумма налога не пересчитывается.

Вышеперечисленные правила использования повышающих коэффициентов применимы как для рядовых граждан, так и для ИП. При этом в обоих случаях расчет налога для собственников осуществляет ФНС. Физлица же в свою очередь обязаны оплачивать налог на основании полученного уведомления.

Так как Комаров имеет статус ветерана, то, как житель Московской области, он может воспользоваться льготой в виде освобождения от уплаты налога.

Сроки уплаты земельного налога

Это может происходить по двум причинам.

Предусмотрены ли повышающие коэффициенты по земельному налогу?

есть земельный участок 800 соток, собственность с 2011 года, земли населенных пунктов, “для жилищного строительства” в свидетельстве

На сайте росреестра ВРИ: “для объектов жилой застройки”, по документу: “для жилищного строительства”

налоговая прислала уведомление с расчетом налога с применением повышающего коэф.4, дома и строений нет, участок не используется, нет ни дороги, ни света, ничего, физически ничего невозможно построить и использовать

налог огромный более 200тр

покупалась как земля для ижс, планировался участок с большим домом, но не получилось

права ли налоговая и что можно сделать, как доказать, что участок для ижс, т.к. что такое “для жилищного строительства” непонятно, т.к. никакой не застройщик, обычный индивидуальный дом, не средне, не многоэтажная застройка

    ижс, земельный налог
  • Поделиться

Ответы юристов ( 1 )

  • 10,0 рейтинг
  • 2462 отзыва эксперт

Здравствуйте, Илья! Вам рассчитали налог в соответствии с п.15 ст. 396 НК РФ:

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

То есть, ВРИ участка явно не ИЖС, потому что к ИЖС такой коэффициент не применяется. Решайте вопрос с ВРИ, без этого размер налога измените вряд ли. Разве что кадастровую стоимость оспорить. Посмотрите свои правоустанавливающие документы: в них есть указание на ИЖС? Запросите в администрации генплан.

в администрации есть проект ПЗЗ от 2016 года, утвержденных нет, по этому проекту земельный участок в зоне Ж1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) Надо понимать, что фактически это сельская местность, никакого крупного города нет за 20км, только дачи и поселки, деревни слово «индивидуального» нигде в документах нет, но и устанавливающего какого-либо другого строительства, например средне/много/блокированного, тоже нет, если это «жилая застройка», то я могу и имею право выбирать любой из видов этой застройки, в.т.ч и многоэтажки? соседние участки разной площади (10-20 соток) имеют тоже разные наименования и как у меня, и «для индивидуальной жилой застройки», но при этом по документу: «для жилищного строительства» как и у меня! что за выборочность, почему при одном и том же наименовании в документах «для жилищного строительства» у одного участка в итоге оказалось в ВРИ слово «индивидуального», у другого «для объектов жилой застройки»? Как оспорить применение коэффициентов от налоговой, ведь фактически и по документам 2011 года это ИЖС, тогда и не было в свидетельства других вариантов ВРИ, слово «индивидуального» там нет, но и ничего, кроме обычного жилого дома там построить нельзя, или можно?

Если предположить, что указанное ВРИ: «для объектов жилой застройки» равно по классификатору ВРИ «Жилая застройка» 2.0, тогда

Жилая застройка 2.0.

Размещение жилых помещений различного вида и обеспечение проживания в них. К жилой застройке относятся здания (помещения в них), предназначенные для проживания человека, за исключением зданий (помещений), используемых: — с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них (гостиницы, дома отдыха); — для проживания с одновременным осуществлением лечения или социального обслуживания населения (санатории, дома ребенка, дома престарелых, больницы); — как способ обеспечения непрерывности производства (вахтовые помещения, служебные жилые помещения на производственных объектах); — как способ обеспечения деятельности режимного учреждения (казармы, караульные помещения, места лишения свободы, содержания под стражей).Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 2.1-2.7

2.1 Малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов)Размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей); выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещение гаражей и подсобных сооружений2.1

получается, если «Жилая застройка» включает в себя содержание ВРИ с кодами 2.1-2.7, то на этом участке действительно можно строить средне и много-этажные дома?

И самое главное, по теме вопроса: включает и 2.1. «малоэтажная жилая застройка (ИЖС)», так?

тогда, если ВРИ моего участка включает в себя в т.ч. и ИЖС, то налоговая неправомерно увеличила сумму налога, применив повешенный коэффициент 4, и должна снизить, до коэф.1?

Есть генеральный план сельского поселения с картой функциональных зон, только не знаю утвержден он или нет, тоже от 2016 года, там указана «Жилая зона» (Ж), уже без цифры (Ж1)

К жилой застройке относятся здания помещения в них , предназначенные для проживания человека, за исключением зданий помещений , используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них гостиницы, дома отдыха ; для проживания с одновременным осуществлением лечения или социального обслуживания населения санатории, дома ребенка, дома престарелых, больницы ; как способ обеспечения непрерывности производства вахтовые помещения, служебные жилые помещения на производственных объектах ; как способ обеспечения деятельности режимного учреждения казармы, караульные помещения, места лишения свободы, содержания под стражей.

Формула расчета

Обратите внимание! С 2015 года физические лица, в том числе предприниматели, не должны рассчитывать налог на землю самостоятельно. Это обязанность возложена на ИФНС. Уплата производится по налоговому уведомлению.

Земельный налог рассчитывается по следующей формуле:

Земельный налог = Кст x Д x Cт x Кв,

Кст – кадастровая стоимость земельного участка (ее можно узнать на официальном сайте Росреестра или при помощи кадастровой карты).

Д – размер доли в праве на земельный участок.

Ст – налоговая ставка (узнать налоговую ставку в вашем регионе можно на этой странице).

Кв – коэффициент владения земельным участком (применяется только в случае владения земельным участком в течение неполного года).

Обратите внимание.

Коэффициенты

Расчет ЗН, в общем случае, производится путем умножения кадастровой стоимости (КС) участка на налоговую ставку (НС), которая установлена в данном районе местными властями.

В федеральном законе введены только ограничения по верхнему пределу этой ставки, которая зависит от целевого использования земли. Эта НС может быть равна 0,3% или 1,5%.

В остальных случаях применяется НС в 1,5 %.

В некоторых случаях при расчете ЗН используются коэффициенты, с помощью которых происходит уменьшение или увеличение величины налога. С этой целью эти коэффициенты добавляются в формулу расчета ЗН как сомножители.

Кл – это отношение числа полных месяцев, в течение которых нет налоговых льгот, к общему числу месяцев в году.

Повышающие коэффициенты в расчете земельного налога

За все участки земли, которые локализуются в пределах муниципальных образований, а также Москвы, Севастополя, Санкт-Петербурга – городов федерального значения, предусматривается налоговым законодательством исчисление земельного налога.

Основным законодательным актом о налогах, в частности о земельном, есть Налоговый Кодекс, который состоит из двух частей (специальной и общей). Он регламентирует общие принципы построения системы налогов, а также взаимоотношения плательщиков земельного налога и государства в главе 31.

Расчет итоговой суммы налога происходит с учетом кадастровой стоимости и налоговой ставки, которая напрямую зависит от целевого использования земельного участка.

Верхний предел ставки – 1,5 % от кадастровой стоимости, минимальная величина – 0,3 %.

При этом, налогоплательщики уплачивают налог по меньшей ставке только в случаях, если земля в собственности или праве пользования отнесена к деятельности сельского хозяйства, занята объектами инженерных инфраструктур жилищных коммунальных комплексов либо предоставлена для жилищного строительства, назначена для садоводства, огородничества, животноводства, подсобного хозяйства или ограничена в обороте, согласно действующему земельному законодательству.

Остальные землевладельцы уплачивают налог по высокой ставке.

Как говорилось ранее, формула определения размера платежа по земельному налогу по умолчанию включает в себя две переменные – кадастровую стоимость земли и налоговую ставку. В большинстве случаев этого достаточно для подведения итоговой суммы путем умножения величин. Однако есть ряд случаев, когда необходимо использовать коэффициенты. С их помощью происходит увеличение или уменьшение земельного налога. В формуле они выступают как сомножители.

налогоплательщику на протяжении налогового периода была назначена либо отменена льгота Кл.

Налог на земле не растет

Платежи по земельному налогу не смогут расти более чем на 10 процентов к сумме, которую человек заплатил за предыдущий год. На практике это будет выглядеть так: если сумма налога за 2018 год превышает сумму налога за 2017-й больше чем на 10 процентов, налог будет равен прошлогоднему платежу плюс 10 процентов.

Ограничитель не будет действовать в одном-единственном случае: если при расчете налога на участок для жилищного строительства был применен повышающий коэффициент в связи с несвоевременной застройкой земли, поясняли в Федеральной налоговой службе.

Мера по ограничению роста платежа 10 процентами к предыдущему году уже действует в отношении налога на недвижимость. В последние годы, когда в России начался поэтапный переход расчета налога на имущество исходя из кадастровой (она ближе к рыночной), а не инвентаризационной стоимости, платежи граждан заметно выросли. Чтобы снизить налоговую нагрузку, и был введен предельный коэффициент роста в 10 процентов. Теперь он распространяется и на земельный налог.

Это не единственное изменение, которое закон вносит в действующую систему налогообложения граждан. В числе других нововведений – право на налоговый вычет по земельному налогу для многодетных родителей, воспитывающих трех и более детей. Речь идет о так называемом вычете “на шесть соток”.

Читайте также:  Как правильно прописать особенности режима рабочего времени в трудовом договоре по образцу?

Многодетные семьи, владеющие землей, смогут уменьшать налоговую базу на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади одного участка. Еще одна льгота, которая появляется у многодетных, касается недвижимости. Налог на нее будет уменьшаться на величину кадастровой стоимости пяти квадратных метров площади квартиры, ее части или комнаты и 7 метров площади жилого дома или его части в расчете на каждого несовершеннолетнего.

Для налогоплательщиков-льготников: пенсионеров, инвалидов I и II групп, детей-инвалидов, инвалидов боевых действий, многодетных, владельцев хозпостроек площадью не более 50 квадратных метров – вводится беззаявительный порядок предоставления льгот при налогообложении недвижимости.

Налог на имущество физлиц для полностью разрушенных объектов капитального строительства с 2019 года не будет исчисляться с первого числа месяца их уничтожения (гибели, разрушения) независимо от даты регистрации прекращения права на них в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

По новому закону с 2020 года приусадебные, садовые и огородные участки, которые используются для предпринимательской деятельности, будут облагаться земельным налогом по ставке “для прочих земель”, не превышающей 1,5 процента от кадастровой стоимости.

Есть новость и для владельцев транспортных средств. Речь идет о тех из них, кто пострадал от действий угонщиков. По новым правилам транспортные средства, разыскиваемые в связи с угоном или кражей, не будут облагаться налогом до месяца их возврата владельцу, а не до даты прекращения розыска в связи с истечением срока его проведения.

Закон также уточняет порядок определения налоговой базы по налогу на доходы физлиц (НДФЛ) в случаях, когда доход от продажи объекта недвижимости меньше 70 процентов его кадастровой стоимости.

Отличие от старой редакции закона в том, что прежде в норме была только общая фраза “кадастровая стоимость объекта на 1 января года, когда был осуществлен переход прав продаваемого имущества”. В новой редакции этот момент уточнили, пояснил “РГ” Вячеслав Шинкарев, эксперт “СКБ Контур”.

Все дело в том, что ЕГРН ведется с 1 января 2017 года, а до него информация по одному и тому же объекту содержалась в ГКН (госкадастр недвижимости), в реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Теперь в ЕГРН входят сведения из кадастра недвижимости (собственно, в этом документе содержится кадастровая стоимость), реестра прав и реестра границ. С учетом того, что ст. 217.1 НК РФ действует по сделкам, осуществленным с 2016 года, терминологию НК РФ привели в соответствие с иными нормами права.

Из редакции, действовавшей ранее, непонятно, где брать кадастровую стоимость. В новой редакции этот момент теперь четко прописан. Тем самым закрыта лазейка для желающих “поиграть” с кадастровой стоимостью для ее снижения.

Общий принцип: при определении налоговой базы и суммы дохода для исчисления НДФЛ при продаже, например, квартиры, находящейся в собственности менее пяти лет, необходимо сравнить две величины – кадастровую стоимость по данным из ЕГРН, умноженную на коэффициент 0,7 (предполагается, что именно в этом диапазоне может колебаться цена недвижимости в зависимости от экономических факторов в стране) и фактическую сумму дохода от продажи квартиры. Если вторая величина меньше первой, то НДФЛ будет считаться от кадастровой стоимости по ЕГРН х 0,7.

При заключении, например, договора долевого строительства и продаже квартиры до момента ее регистрации в ЕГРН (соответственно до определения ее кадастровой стоимости) НДФЛ исчисляется и сегодня, и в новой редакции п. 5 ст. 217.1 НК РФ одинаково – исходя из суммы, указанной в договоре купли-продажи.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере “РГ”

Многодетные семьи, владеющие землей, смогут уменьшать налоговую базу на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади одного участка.

Земельный налог

Налоговые декларации по земельному налогу в налоговые органы больше не представляются, начиная с налогового периода за 2020 год и последующие налоговые периоды.

Изменения порядка перерасчета земельного налога для физических лиц

Независимо от оснований перерасчет земельного налога для физических лиц проводится не будет, если это повлечет увеличение ранее уплаченной суммы налога (п. 2.1 ст. 52 НК РФ). Данные изменения направлены на защиту законных интересов добросовестных налогоплательщиков и стимулирование физлиц своевременно уплачивать имущественные налоги.

Новые правила расчета земельного налога

По общему правилу измененная кадастровая стоимость применяется при расчете земельного налога за будущие годы. С 1 января 2019 года введены случаи, когда возможен пересчет внесенных платежей за все периоды.

Земельный налог можно пересчитать за все периоды, когда применялась прежняя стоимость, если кадастровая стоимость участка согласно ст. 391 НК РФ:

  • изменилась из-за исправления технической ошибки о величине кадастровой стоимости;
  • уменьшилась из-за исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
  • изменилась из-за решения комиссии или суда об установлении рыночной стоимости;
  • уменьшилась из-за решения комиссии или суда, подтвердивших недостоверность сведений.

При изменении характеристик объекта земельный налог считается согласно ст. 391 НК РФ по новой кадастровой стоимости со дня внесения сведений в ЕГРН. Согласно ст. 396 НК РФ, по старой оценке, налог нужно платить за полные месяцы с начала года до изменения стоимости, по новой оценке – с момента изменения и до конца года. Согласно ст. 396 НК РФ месяц считается полным, если право собственности возникло не позднее 15-го числа или прекратилось после 15-го числа календарного месяца.

Впервые будет применяться коэффициент, ограничивающий рост налога не более чем на 10% по сравнению с предшествующим годом. Исключение составят участки для жилищного строительства, при расчете налога, по которым применяется повышающий коэффициент из-за их несвоевременной застройки (пп. 15 — 17 ст. 396 НК РФ).

Новые льготы

С 1 января 2019 года действуют льготы, освобождающие от уплаты земельного налога организации, признаваемые фондами в соответствии с законодательством об инновационных научно-технологических центрах, в отношении земельных участков, входящих в состав территории таких центров (пп. 13 п. 1 ст. 395 НК РФ).

Уменьшение налоговой базы

Налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков физических лиц, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года (пп. 9 п. 5 ст. 391 НК РФ).

С 15 апреля 2019 года уменьшается налоговая база для физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей (пп. 10 п. 5 ст. 391 НК РФ).

уменьшилась из-за решения комиссии или суда, подтвердивших недостоверность сведений.

Налоги и Право

повышение юридических знаний.

Налоговые ставки

Налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются местными нормативно-правовыми актами, которыми земельный налог вводится на территории того или иного муниципального образования (п. 2 ст. 387 НК РФ).

Налоговые ставки для земельного налога, установленные местным законодательством, не могут превышать:

  • 0,3 процента в отношении земель, предоставленных (приобретенных) для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного хозяйства и занятых жилищным фондом и жилищно-коммунальными объектами, сельскохозяйственных земель. Эта ставка применяется также для земель, ограниченных в обороте в связи с использованием для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. При этом порядок подтверждения статуса таких участков определяет Минэкономразвития России. Об этом сказано в письме Минфина России от 29 мая 2014 г. № 03-05-04-02/25629;
  • 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Налоговые ставки могут быть дифференцированы в зависимости от категории земель и вида разрешенного использования земельного участка.

Такие правила предусмотрены статьей 394 Налогового кодекса РФ.

При этом неосвоение земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не является основанием для отказа в применении пониженной ставки земельного налога, предусмотренной пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ (п. 8 постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 54).

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность для жилищного строительства, земельный налог (авансовые платежи по налогу) нужно рассчитать, умножив ставку налога на два. Это необходимо делать в течение первых трех лет строительства вплоть до госрегистрации прав на построенный объект недвижимости. Об этом сказано в пункте 15 статьи 396 Налогового кодекса РФ.

При этом на земельные участки, предоставленные организации на праве постоянного (бессрочного) пользования для жилищного строительства, данное правило не распространяется. То есть применять повышающие коэффициенты при расчете земельного налога не нужно. Об этом сказано в письме Минфина России от 10 мая 2007 г. № 03-05-06-02/40.

Чтобы рассчитать земельный налог по итогам года (в течение первых трех лет строительства), используйте формулу:

Для расчета авансового платежа используйте формулу:

Применять двойную налоговую ставку нужно начиная с даты госрегистрации прав на земельный участок.

Если жилищное строительство на земельном участке продолжается более трех лет, ставку налога необходимо увеличивать в четыре раза. Четырехкратная ставка применяется начиная с периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты госрегистрации прав на построенный объект недвижимости.

Если жилой дом построен (зарегистрирован как собственность) менее чем за три года, земельный налог (авансовые платежи по налогу), уплаченный в двойном размере, пересчитайте исходя из обычной ставки. Излишне уплаченные суммы налога (авансовых платежей) можно вернуть или зачесть в счет будущих платежей.

Такие правила установлены пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса РФ. Они применяются при расчете земельного налога начиная с 2015 года. При налогообложении земельных участков в предыдущих налоговых периодах применялись другие правила .

Ситуация: по какой ставке платить земельный налог с подвала, который находится в жилом доме и является собственностью организации?

Если подвал относится к жилому фонду, то применяйте ставку, установленную в пределах 0,3 процента для земельных участков, занятых жилищным фондом. Если подвал переведен в нежилое помещение, то ставка может достигать 1,5 процента.

Ставка земельного налога должна быть установлена местным законодательством и не может превышать 0,3 или 1,5 процента (ст. 394 НК РФ).

Подвал относится к жилищному фонду, так как является помещением вспомогательного использования в жилом доме (подп. п. 1 п. 2 ст. 19 и п. 2 ст. 16 Жилищного кодекса РФ).

Налоговая ставка, установленная в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом, не может превышать 0,3 процента (абз. 3 подп. п. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).

Если же организация перевела подвальное помещение из жилого в нежилое в соответствии с главой 3 Жилищного кодекса РФ, земельный налог платите по ставке 1,5 процента (если местным законодательством не установлена более низкая ставка) (подп. п. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ).

Ситуация: по какой ставке платить земельный налог с участка сельскохозяйственного назначения? Одну часть участка организация сдает в аренду для сельскохозяйственного производства, вторая часть не используется

К участкам, относящимся к сельскохозяйственным землям и частично используемым по целевому назначению, применяйте ставку не выше 0,3 процента независимо от того, кто использует участок.

Пониженные ставки для земель сельхозназначения (0,3 процента) применяются только к тем земельным участкам, которые одновременно соответствуют двум критериям:

  • относятся к землям сельскохозяйственного назначения (землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах);
  • фактически используются для сельскохозяйственного производства.

Об этом сказано в подпунктах 1–2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ.

Что касается частичного использования земельного участка по целевому назначению, то законодательство не предусматривает применения различных налоговых ставок к разным частям одного и того же участка в зависимости от их фактического использования. Раздельное определение налоговой базы допускается только по тем частям земельного участка, которые расположены на территории разных муниципальных образований или находятся в общей долевой собственности нескольких владельцев. Это следует из пунктов 1–2 статьи 391 Налогового кодекса РФ и подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 22 сентября 2009 г. № А56-39782/2008, от 21 марта 2008 г. № А56-27820/2007).

С учетом этой позиции, а также исходя из письма Минфина России от 12 января 2012 г. № 03-05-04-02/03 организация, использующая в сельскохозяйственном производстве только часть земельного участка, вправе применять пониженную ставку земельного налога ко всему участку в целом.

Для целей налогообложения неважно, кто именно использует участок для сельскохозяйственного производства: собственник или арендатор. Поэтому даже если весь земельный участок организация сдала в аренду сельхозпроизводителю, она вправе платить земельный налог по пониженной ставке. Это следует из писем Минфина России от 14 марта 2008 г. № 03-05-05-02/12, от 26 марта 2007 г. № 03-05-05-02/14, от 8 августа 2006 г. № 03-06-02-04/119 и подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 26 сентября 2007 г. № А56-50713/2006, Московского округа от 12 февраля 2010 г. № КА-А41/553-10).

Зависимость между правом на применение пониженной ставки земельного налога и характером использования земельного участка подтверждается письмами Минфина России от 16 июля 2014 г. № 03-05-04-02/34879 (направлено налоговым инспекциям для использования в работе письмом ФНС России от 30 июля 2014 г. № БС-4-11/14944), от 12 января 2012 г. № 03-05-04-02/03 и арбитражной практикой (см., например, определение ВАС РФ от 9 апреля 2008 г. № 4872/08, постановления ФАС Северо-Западного округа от 22 апреля 2010 г. № А66-10150/2009, от 8 февраля 2008 г. № А56-11088/2007 и от 6 июня 2008 г. № А56-19758/2007). Из этих документов следует, что налоговая ставка 0,3 процента применяется только к тем участкам, которые фактически используются в сельскохозяйственном производстве.

Если организация владеет земельным участком сельскохозяйственного назначения, но не использует его в сельскохозяйственном производстве, она нарушает действующее законодательство. Перечень признаков, по которым определяется состав такого правонарушения, приведен в постановлении Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. № 369. Обнаружив правонарушение, территориальное подразделение Россельхознадзора может вынести решение о признании участка неиспользуемым для сельхозпроизводства. С начала года, в котором это решение было принято, и до начала года, в котором нарушение было устранено, со всей площади участка организация должна рассчитывать земельный налог по ставке 1,5 процента. Об этом сказано в письме Минфина России от 16 июля 2014 г. № 03-05-04-02/34879.

, например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 26 сентября 2007 г.

Добавить комментарий