Компания вправе заниматься деятельностью, не указанной при регистрации

Об арбитражной практике

Однако в арбитражных судах преобладает иной подход. Так, в Постановлении ФАС МО от 08.09.2010 № КА-А40/10174-10 по делу № А40-138850/09-20-1110 судьи указали, что гл. 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения» не предусматривает, что применение УСНО зависит от кодов ОКВЭД, указанных в ЕГРИП.

Единственным и достаточным критерием, освобождающим предпринимателя, применяющего УСНО, от уплаты НДФЛ, является получение дохода от предпринимательской деятельности.

В соответствии с правовой позицией КС РФ, изложенной в Определении от 16.10.2007 № 667-О-О, УСНО применяется налогоплательщиком в отношении всех видов осуществляемой им деятельности. Отсутствие в перечне видов экономической деятельности заявителя, указанных в ЕГРИП, например реализации недвижимого имущества, не означает запрета на фактическое осуществление предпринимателем подобной деятельности (Постановление ФАС СЗО от 24.12.2012 по делу № А66-4622/2012).

После регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя он в рамках своей предпринимательской деятельности может осуществлять любые не запрещенные законодательством виды экономической деятельности, даже если в ЕГРИП соответствующий вид деятельности вообще отсутствует (Постановление АС СКО от 27.06.2018 № Ф08-4527/2018 по делу № А63-6551/2017). С другой стороны, и включение в ЕГРИП сведений о некоторых видах деятельности не означает фактическое осуществление этой предпринимательской деятельности (Постановление АС ПО от 17.09.2014 по делу № А12-943/2014).

По нашему мнению, обоснованность такой позиции судов не должна вызывать сомнений. Однако встречаются и иные решения. В Постановлении АС СКО от 22.01.2016 № Ф08-9920/2015 по делу № А32-46885/2014 судьи согласились с ИФНС. Они признали, что доходы от деятельности, подпадающей под вид деятельности, указанный ИП при регистрации, признаются доходами, полученными от предпринимательской деятельности, и в отношении них применяется УСНО. Если предприниматель на УСНО осуществляет деятельность вне рамок видов деятельности, указанных при регистрации, и договоры (в данном случае – о продаже недвижимого имущества) заключены им как физическим лицом, а не как ИП, то доходы, полученные им от такой деятельности, подлежат обложению НДФЛ согласно гл. 23 НК РФ.

Суд сослался на п. 5 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ, которым установлена обязанность индивидуального предпринимателя в течение трех рабочих дней сообщать в регистрирующий орган по месту своего учета об изменении заявленных при регистрации кодов ОКВЭД.

Отсутствие в перечне видов экономической деятельности заявителя, указанных в ЕГРИП, например реализации недвижимого имущества, не означает запрета на фактическое осуществление предпринимателем подобной деятельности Постановление ФАС СЗО от 24.

Вправе ли ООО заниматься деятельностью не указанной в уставе?

Мы занимаемся продажей спортивного снаряжения. Имеем несколько магазинов в Москве. Сейчас хотим расширить вид хозяйственной деятельности. Мы планируем открыть спортивный центр (с предоставлением персональных уроков), пока один. Спортивный центр будет находится в здании нашего магазина. Когда появятся желающие, будем выезжать за город, проводить там занятия. В нашем уставе написано, что мы имеем право заниматься только розничной торговлей. Можем ли мы начать дополнительный вид деятельности, не изменяя устава и не сообщая в налоговую инспекцию? Слышала, что многие подают 14 форму и вносят изменения в учредительные, в устав для регистрации ооо.

    устав ООО, ооо
  • Поделиться

Ответы юристов ( 5 )

  • 610 ответов
  • 184 отзыва

Посмотрите устав. Как правило, после перечисления видов деятельности идет фраза “иные виды деятельности, не запрещенные законодательством” или ей подобная. Исходя из текста закона, если подобной фразы нет, т.е. перечень видов исчерпывающий, ООО не вправе заниматься деятельностью, не прописанной в уставе.

Далее вам надо, добавить дополнительный вид деятельности заполнив соответсвующую форму.

  • 452 ответа
  • 145 отзывов

Положения Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” (далее – Закон)

Статья 2
Общество может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определенно ограниченным уставом общества.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996
“О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации”

18. При разрешении споров необходимо учитывать, что коммерческие организации могут осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законом, если в учредительных документах таких коммерческих организаций не содержится исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься.

Часть 2 статьи 12 Закона не предусматривает обязательного указания в уставе видов деятельности общества, но там же указанно, что Устав общества может также содержать иные положения, не противоречащие настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам.

Исходя из указанных выше положений следует, что виды деятельности организации не должны обязательно указываться в уставе, но если в уставе содержится исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься, то для осуществления вида деятельности не входящей в этот перечень, необходимо вносить изменения в устав.

Согласно части 4 статьи 12 Закона изменения в устав общества вносятся по решению общего собрания участников общества.

Изменения, внесенные в устав общества, подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьей 13 настоящего Федерального закона для регистрации общества.

Порядок государственной регистрации изменений вносимых в устав общества предусмотрен статьями 17, 18, 19 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”.

  • 5917 ответов
  • 2289 отзывов эксперт

1. В соответствии п. 1 ст. 5 ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” коды ОКВЭД отнесены к сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц ЕГРЮЛ.
Пункт 5 ст. 5 данного закона обязывает юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения ряда сведений, указанных в п. 1 этой статьи, включая и сведения о кодах по ОКВЭД, сообщить об этом в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, (регистрирующий орган) по месту своего нахождения.
Нарушение данной обязанности может явиться основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ (см. приложение к ответу).
Для внесения кодов ОКВЭД в ЕГРЮЛ необходимо представить в налоговый орган заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (форма N Р14001 – в приложении к ответу), с указанием соответствующих кодов ОКВЭД. Прикладывать к этому заявлению какие-либо дополнительные документы не требуется.

2. Согласно ст. 49 ГК РФ, а также п. 2 ст. 2 ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” общество может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определенно ограниченным уставом общества.
Перечень сведений, которые обязательно должны содержаться в уставе ООО, предусмотрен п. 2 ст. 12 данного закона. Виды деятельности общества в составе таких обязательных сведений не указаны. В этом же пункте сказано, что устав может содержать и иные сведения, положения, не противоречащие законодательству. Законодательством не предусмотрено обязательное указание в уставе общества видов осуществляемой деятельности.

3. Рекомендую все же оформить данный вид деятельности с изменением устава и внесением изменений в регистрационные данные, т.к. не известно где и на что можно будет наткнуться (например при получении кредита в банке, или особо дотошного клиента).

  • 886 ответов
  • 147 отзывов

В соответствии с Законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью»: общество может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определенно ограниченным Уставом общества. Для осуществления дополнительных видов деятельности не внесенных в ЕГРЮЛ и не указанных в Уставе, Вам необходимо добавить их, совершив определенные регистрационные действия. Т.е. в Уставе у Вас должен быть пункт содержащий примерно такие слова: «Общество может осуществлять иные виды деятельности не указанные в Уставе, но при этом не противоречащие законодательству РФ».

  • 7,1 рейтинг
  • 988 отзывов

– Вправе ли ООО заниматься деятельностью, не указанной в уставе?

ООО вправе заниматься деятельностью, не указанной в уставе, если в уставе нет прямо предусмотренного ограничения, либо есть оговорка об осуществлении любых видов деятельности, не запрещенным законодательством.

В соответствии со ст. 52 Гражданского кодекса РФ в предусмотренных законом случаях в уставах коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.
Статьей 2 ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” предусматривается, что общество может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определенно ограниченным уставом общества.

Т.е. уставом может быть ограничены виды деятельности общества.
На практике, как правило, в уставах предусматривается, что общество может осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством.
В случае если в уставе указан закрытый перечень видов деятельности, которые осуществляет общество, и при этом нет оговорок об осуществлении любых иных видов деятельности, то общество не вправе осуществлять виды деятельности, отличные от указанных в уставе.
Статья 173 ГК РФ нам указывает о последствиях осуществления деятельности, не предусмотренной уставом: сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в его учредительных документах, либо юридическим лицом, не имеющим лицензию на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску этого юридического лица, его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности.
В уставе определенно ограничивается деятельность в некоторых случаях, определенных законом, например, в уставе банка не может быть иной деятельности, кроме банковской или связанной с ней.

При осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию, требуется обязательное указание такого вида деятельности, а в некоторых случаях указание такого вида деятельности как исключительного.

Деятельность по представлению услуг в области спорта, за исключением образовательной, лицензированию не подлежит.

– Можем ли мы начать дополнительный вид деятельности, не изменяя устава и не сообщая в налоговую инспекцию?

Вы можете начать дополнительный вид деятельности, не изменяя устава и не сообщая в налоговую инспекцию (если соблюдается условие, указанное мной выше).

Но лучше все-таки внести сведения о дополнительных видах деятельности в ЕГРЮЛ.

В соответствии со ст. 5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в ЕГРЮЛ содержатся сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности. Юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения таких сведений обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.

На практике, никто не отслеживает, какие виды деятельности юридическое лицо осуществляет фактически и какие указаны в ЕГРЮЛ.

Дополнительные виды деятельности вносятся в ЕГРЮЛ путем подачи в регистрирующий орган, т.е. для Вас это МИ ФНС №46 по г. Москве, нотариально заверенного заявления по форме №Р14001 с соответствующими приложениями. Можете его даже почтой направить, свидетельство о внесенных изменениях придет также почтой на адрес компании.

Дополнительными видами деятельности для Вашей компании будут:

Согласно ст.

Отказ в вычетах по НДС

Если организация закупает продукты или инструменты для своего бизнеса, она может подать документы на налоговый вычет. Но если налоговой покажется, что предметы сделки не нужны для бизнеса, в вычете она может отказать. Как правило, такое происходит именно из-за неправильных ОКВЭД. К примеру, организация закупает фуры, хотя по кодам вроде бы не должна ни использовать, ни продавать этот транспорт.

Обычно справедливость удается восстановить в суде, и вычет все-таки делают, но это лишняя трата времени и сил — проще заранее внести коды в реестр.

После этого достаточно будет просто отдать заявление в налоговую лично или отправить по почте, заверив квалифицированной электронной подписью.

Индивидуальный предприниматель не зарегистрировал вид деятельности в госреестре…

Физические лица при регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей планируют заниматься определенными видами деятельности, и именно эти виды деятельности вносятся в заявление о государственной регистрации и в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГРИП). Однако в процессе ведения бизнеса предприниматели часто расширяют сферу деятельности и начинают осуществлять виды деятельности, которые в свое время не были ими заявлены при государственной регистрации.

Какие неблагоприятные последствия могут возникнуть у предпринимателя, осуществляющего виды деятельности, не включенные в ЕГРИП?

Читайте также:  Скачать шаблон документа "Заявление о привлечении к ответственности службы безопасности".

Предприниматель вправе осуществлять любой вид экономической деятельности, не запрещенный законом. Данный вывод основывается на положениях Гражданского кодекса РФ.

Так, предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ).

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 23 ГК РФ).

А к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила Гражданского кодекса РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями (п. 3 ст. 23 ГК РФ).

Коммерческие организации в свою очередь могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Для осуществления отдельных видов деятельности необходимо получить соответствующую лицензию (п. 1 ст. 49 ГК РФ).

Таким образом, коммерческие организации вправе заниматься любыми видами экономической деятельности, не запрещенными законом. Соответственно в силу п. 3 ст. 23 ГК РФ это правило распространяется и на индивидуальных предпринимателей.

РЕГИСТРАЦИЯ ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЕГРИП

В соответствии с действующим в настоящее время законодательством индивидуальные предприниматели при государственной регистрации подают в налоговые органы заявление, в котором указываются виды экономической деятельности, которыми предприниматель будет заниматься. И по этим видам деятельности в ЕГРИП вносится информация в виде кодов по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.

В соответствии с п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” индивидуальный предприниматель в течение трех дней с момента изменения сведений, содержащихся в ЕГРИП, обязан сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего жительства. За нарушение этой обязанности предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере 50 МРОТ (5000 руб.).

Обратите внимание! Закон о госрегистрации устанавливает обязанность предпринимателя сообщать обо всех изменениях сведений, содержащихся в Госреестре, за исключением ряда сведений, среди которых этот Закон называет и коды по ОКВЭД.

Таким образом, у предпринимателя отсутствует обязанность по сообщению в регистрирующий орган об изменении осуществляемых им видов экономической деятельности. Следовательно, за несообщение таких сведений он не может быть привлечен к административной ответственности.

Аналогичного мнения придерживаются и московские налоговики (см. письмо УФНС России по г. Москве от 31.08.2006 N 18-11/3/76627@).

А ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ЛИ ЭТО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?

Налоговые органы и Минфин России считают, что в том случае, если вид деятельности, осуществляемой предпринимателем, не внесен в Госсрестр, эта деятельность не относится к предпринимательской (см. письма ФНС России от 07.11.2006 N 04-2-02/667@, от 24.04.2006 N 04-2-02/333@, Минфина России от 17.05.2006 N 03-11-04/2/109).

С практической точки зрения это может повлиять на размер налоговых обязательств предпринимателя в случае, если, например, предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения и осуществляет несколько видов деятельности и при этом не все виды деятельности внесены в ЕГРИП.

Следуя логике налоговых органов и Минфина России, предприниматель в отношении видов деятельности, внесенных в Госсрестр, уплачивает единый налог при применении УСН, а в отношении видов деятельности, в Госреестр не внесенных, предприниматель обязан будет уплачивать НДФЛ. Это объясняется тем, что упрощенная система налогообложения применяется только в отношении предпринимательской деятельности.

Вряд ли можно утверждать, что данная позиция соответствует действующему законодательству.

Зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя, физическое лицо приобретает двойной статус: становится субъектом предпринимательской деятельности (индивидуальным предпринимателем) и одновременно с этим он продолжает оставаться физическим лицом.

Однако пройдя процедуру государственной регистрации, физическое лицо приобретает статус индивидуального предпринимателя в целом, а не на определенные виды экономической деятельности.

Это означает, что виды экономической деятельности, осуществляемые предпринимателем после государственной регистрации, необходимо рассматривать в качестве предпринимательской деятельности.

И, значит, независимо от того, внесены эти виды деятельности в госсрестр или нет, они будут представлять собой предпринимательскую деятельность.

Следует иметь в виду, что ни Минфин России, ни налоговые органы с данной позицией не согласны. Поэтому, если предприниматель будет придерживаться этого мнения и по данному вопросу у него возникнут разногласия с налоговыми органами, ему, скорее всего, придется отстаивать свою позицию в суде.

При этом считаем нужным предупредить, что в правовых базах нам не удалось обнаружить судебных дел по данному вопросу.

Если же вы хотите избежать конфликтов, рекомендуем внести коды ОКВЭД по всем видам осуществляемой деятельности в ЕГРИП. Несмотря на то что Закон о госрегистрации не предусматривает обязанность предпринимателей по уведомлению регистрирующих органов об изменении видов осуществляемой деятельности, сделать это можно в добровольном порядке, представив в регистрирующий (налоговый) орган заявление о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в ЕГРИП, по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439.

Это означает, что виды экономической деятельности, осуществляемые предпринимателем после государственной регистрации, необходимо рассматривать в качестве предпринимательской деятельности.

Предприниматель вправе заниматься деятельностью, не заявленной при регистрации

Поэтому спорный доход гражданин получил не как предприниматель, а как физлицо.

Компания вправе заниматься деятельностью, не указанной при регистрации

  • Главная
  • Поиск
  • О проекте
  • Связь

Вопрос: Каковы правовые последствия осуществления организацией деятельности, не указанной в ЕГРЮЛ при регистрации?

Ответ: Организация вправе осуществлять деятельность, не указанную в ЕГРЮЛ при регистрации, но обязана сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения в течение трех рабочих дней для внесения изменений в сведения о кодах Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (далее – ОКВЭД2) в ЕГРЮЛ. В противном случае организация может быть привлечена к административной ответственности за нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Кроме того, существует вероятность возникновения претензий со стороны контролирующих органов при проверке обоснованности применяемых организацией возможных налоговых преференций, которые напрямую зависят от осуществляемого хозяйствующим субъектом вида деятельности.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
В то же время коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Видам экономической деятельности хозяйствующих субъектов присваиваются коды в соответствии с ОКВЭД2, сведения о которых содержатся в ЕГРЮЛ (пп. “п” п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (далее – Закон N 129-ФЗ)).
Сведения о видах экономической деятельности, которые предположительно будет осуществлять организация, указываются в листе И заявления по форме N Р11001 и представляются в регистрирующий орган при государственной регистрации юридического лица.
Организация вправе осуществлять любые не запрещенные законом виды деятельности, но содержащиеся в учредительных документах юридического лица. Присвоение организации какого-либо кода по ОКВЭД2 не лишает ее права на осуществление иных видов деятельности (см., например, Постановление ФАС Поволжского округа от 26.04.2012 по делу N А49-1563/2011).
Вместе с тем из п. 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ следует, что, если иное не установлено указанным Законом, юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения сведений о кодах ОКВЭД2 обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.
Таким образом, в случае фактического осуществления организацией иной деятельности, ранее не заявленной при регистрации юридического лица, соответствующей иному коду ОКВЭД2, у организации возникает обязанность по уведомлению регистрирующего органа для внесения изменений в содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения.
Следует отметить, что ч. 3 ст. 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несвоевременное представление сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом (к таким случаям, как уже отмечалось выше, относится в том числе представление сведений о кодах ОКВЭД2) в виде предупреждения или административного штрафа (для должностных лиц) в размере 5 000 руб. Непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в регистрирующий орган влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 руб. (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ).
Кроме того, в действующем законодательстве о налогах и сборах предусмотрены преференции, осуществляемые в различных формах (льготы, освобождение от налогообложения и пр.) и применяемые в отношении хозяйствующих субъектов в том числе в зависимости от вида осуществляемой деятельности. Например, пониженные тарифы страховых взносов могут использовать организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся на УСН, если их основной вид деятельности соответствует определенному виду деятельности по коду ОКВЭД2, например 32.3 – производство спортивных товаров (пп. 5 п. 1 ст. 427 Налогового кодекса РФ).
Соответственно, неуказание в ЕГРЮЛ осуществляемого вида деятельности может вызвать затруднения при взаимоотношениях с контролирующими органами, например при проверке обоснованности применения пониженных тарифов страховых взносов, применения налоговых льгот, специальных налоговых режимов и пр.
В связи с чем, во избежание возможных претензий со стороны контролирующих органов и привлечения к административной ответственности, в целях отражения в ЕГРЮЛ достоверных сведений об организации следует своевременно уведомлять регистрирующий орган о начале осуществления иной деятельности в порядке и сроки, предусмотренные Законом N 129-ФЗ.

А.Ю. Васильев
Советник государственной
гражданской службы РФ
3 класса
18.05.2018

Обоснование В соответствии с п.

Кто такие ИП

Индивидуальный предприниматель является гражданином, оформившим статус ИП, зарегистрировавшимся в налоговой и получившим право осуществлять предпринимательство. Законом прямо не указано, каким видом деятельности может заниматься ИП, но ограничения следуют из статуса самого предпринимателя. Для регистрации ИП нет необходимости создавать юридическое лицо, формировать уставной капитал, но по долгам ИП отвечает всем имуществом (при этом есть исключения, как и для любого другого физического лица).

Виды предпринимательства для ИП.

Виды деятельности ООО

Перед началом процедуры регистрации ООО необходимо определиться с видом деятельности будущего предприятия. На первый взгляд, все просто, если вы точно знаете, с какой целью и для чего создаете общество с ограниченной ответственностью. С другой стороны, практика показывает, что у начинающих предпринимателей возникают некоторые трудности при определении кодов, шифрующих вид деятельности, а также требуется ответы на множество вопросов. Сегодня разберем, какие виды деятельности разрешены для ООО, а какие ограничены или вовсе запрещены, как правильно выбирать код ОКВЭД, и на что он влияет при осуществлении деятельности.

Итак, ОКВЭД – общий классификатор видов экономической деятельности и именно на его основе выбирается и отображается вид деятельности ООО, которым предполагает заниматься организация.

Почему эти коды необходимо правильно определить заранее? Потому что их придется указывать в заявлении на регистрацию ООО, в уставе и в договоре об учреждении.

Потому что их придется указывать в заявлении на регистрацию ООО, в уставе и в договоре об учреждении.

Статья 23 ГК РФ. Предпринимательская деятельность гражданина (действующая редакция)

1. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта.

Читайте также:  Пенсионный фонд в Вельске - адрес, телефон, режим работы отделения

В отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

2. Утратил силу с 1 марта 2013 года. – Федеральный закон от 30.12.2012 N 302-ФЗ.

3. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

4. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 настоящей статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

5. Граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

2012 N 302-ФЗ.

Компании столкнулись с отказами в господдержке по формальным причинам

Большинство объявленных президентом и правительством мер поддержки касаются только отраслей, которые правительство определило в качестве наиболее пострадавших. То есть льготы распространяются только на юрлиц и индивидуальных предпринимателей, у которых указанный в едином государственном реестре (ЕГРЮЛ) основной код вида деятельности (ОКВЭД) входит в правительственный список таких отраслей.

Однако многие предприниматели жалуются, что выбор ОКВЭД в качестве критерия для господдержки не дает возможности реально пострадавшему бизнесу получить необходимую помощь по формальным основаниям. Это связано как с несовпадением ОКВЭД с фактическими видами деятельности у конкретных компаний, так и с ограниченным подбором властями кодов для списка. О многочисленных жалобах бизнеса на эту проблему РБК рассказали представители «Опоры России» и Общероссийского народного фронта (ОНФ).

Подробнее о том, что предпринять компаниям, чтобы получить антикризисную поддержку от государства, читайте в материале «РБК Pro».

ОНФ направил в Минэкономразвития письмо (есть у РБК) с просьбой разобраться в ситуации. По мнению организации, объективный перечень наиболее пострадавших отраслей может быть сформирован только после получения полной и достоверной информации о падении доходов и выручки конкретной компании по разным видам деятельности за несколько месяцев.

В список пострадавших отраслей правительство изначально внесло девять направлений, в том числе туризм, авиаперевозки, общепит, гостиницы, дополнительное образование. 13 апреля список дополнили стоматологической практикой и демонстрацией фильмов. Кроме того, в список по решению президента включат непродовольственный ретейл. Четыре крупнейших российских бизнес-объединения сочли список правительства недостаточным и попросили поддержать все отрасли экономики.

Какой бизнес столкнулся с проблемой

Заявленные в реестре коды ОКВЭД достаточно часто не совпадают с фактическими видами деятельности: либо они изначально указаны неверно, либо впоследствии предприятие изменило вид деятельности; некоторые виды деятельности являются смешанными или «пограничными», рассказали РБК эксперты.

Например, гостиницы обнаружили, что их основной ОКВЭД в ЕГРЮЛ — 68.3 «Операции с недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе», а в списке правительства для гостиничного бизнеса указан другой код — 55 «Деятельность по предоставлению мест для временного проживания», рассказала РБК адвокат и партнер практики налоговых споров МЭФ PKF Александра Амбрасовская.

С аналогичной проблемой столкнулись стоматологические клиники. Эта сфера вошла в правительственный список с кодом 86.23 «Стоматологическая практика». По нему работает примерно треть клиник, сообщил РБК результаты мониторинга президент «Опоры России» Александр Калинин. Еще треть работает с кодом 86.21 «Общая врачебная практика», остальные — по коду 86.22 «Специальная врачебная практика». «Получая коды, предприниматели не задумывались о различиях, а теперь оказались без господдержки, хотя работают в наиболее пострадавших отраслях», — рассказал Калинин.

Не могут получить льготы и частные образовательные организации дошкольного образования. В правительственный список вошли два кода: 85.41 «Образование дополнительное детей и взрослых» и 88.91 «Предоставление услуг по дневному уходу за детьми». Тогда как в основном частные детские развивающие центры работают с кодом 85.11 «Образование дошкольное», потому что только с таким кодом возможно получить лицензию на образовательную деятельность, отмечается в обращении предпринимателей в «Опору России» (есть в РБК).

Перечень составлен субъективно, подытожила Амбрасовская: «Например, деятельность в области искусства и организации развлечений с кодом 90 включена, а деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры с кодом 91 — нет».

Как можно решить проблему

Проблема может быть решена, только если правительство откажется от детализации кодов и изменит постановления или же существенно расширит список, считает Александр Калинин.

Меры поддержки не должны распределяться только на основе ОКВЭД, сходятся во мнении эксперты. Ранее, когда какие-либо условия или преференции зависели от вида деятельности, обычно требовалось представить сведения о выручке в разрезе вида деятельности, отмечает Амбрасовская.

Было бы правильно, если бы дополнительно налоговые органы оценивали претендующие на господдержку компании и выдавали справки о фактическом виде деятельности компаний, считает глава совета Торгово-промышленной палаты по финансовой политике и инвестиционной деятельности Владимир Гамза.

По мнению экспертов ОНФ, нужно дополнительно учитывать данные о потере дохода, снижении выручки, снижении среднего чека. Организация направила министру экономического развития Максиму Решетникову письмо с просьбой дополнить перечень на основе ОКВЭД информацией о финансовых показателях по каждому виду деятельности за март—апрель 2020 года.

С аналогичной проблемой столкнулись стоматологические клиники.

Осуществление образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем

Главная > Консультации > Правовое обеспечение > Осуществление образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем

Законодательство Российской Федерации не запрещает гражданам заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью, в том числе и предоставлением образовательных услуг. В данной публикации рассмотрим вопросы образовательной деятельности, которая осуществляется индивидуальным предпринимателем непосредственно (т. е. лично) без привлечения иных педагогических работников.

Для того, чтобы начать заниматься предпринимательской деятельностью, в т. ч. в сфере образования, гражданин РФ должен знать, что он «вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя». Данная норма зафиксирована в Гражданском кодексе РФ (п.1 ст. 23 «Предпринимательская деятельность гражданина»). Порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя определен ст. 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Мы не будем останавливаться на рассмотрении Порядка регистрации индивидуальных предпринимателей, отметим лишь одну особенность: Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» закреплена норма (ч. 2 ст.32), что «уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (его территориальный орган), в порядке и в сроки, которые установлены законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уведомляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные ему полномочия Российской Федерации в сфере образования, о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, видом экономической деятельности которого является образовательная деятельность».

Необходимо знать, что образовательная деятельность на территории Российской Федерации подлежит лицензированию и аккредитации (программы дошкольного образования аккредитации не подлежат). Исключение составляет образовательная деятельность, которая осуществляется индивидуальным предпринимателем непосредственно (т. е. лично). На данное исключение указывает ч.5 ст.32 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» — при осуществлении индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности с привлечением педагогических работников им также предоставляется информация о лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Таким образом, если Вы решили заняться индивидуальной предпринимательской деятельностью по оказанию образовательных услуг, которые будете оказывать лично (непосредственно), то Вам достаточно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. В данном случае лицензии на ведение образовательной деятельности не требуется.

Теперь рассмотрим образовательные программы, по которым могут быть оказаны образовательные услуги индивидуальным предпринимателем. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (ч.3 ст.32) указывает, что «индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения». Обратите внимание, что реализация дополнительных профессиональных программ реализация дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации, программ профессиональной переподготовки) индивидуальными предпринимателями запрещена. Об этом также отдельно указано в письме Министерства образования и науки РФ от 09.10.2013 г. № 06–735 «О дополнительном профессиональном образовании». Таким образом, исчерпывающий список образовательных программ, по которым индивидуальным предпринимателем могут оказываться образовательные услуги:

— начального общего образования;

— основного общего образования;

— среднего общего образования;

— дополнительные общеобразовательные программы (дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы);

— программы профессионального обучения (программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих).

В ч.3 ст. 32 комментируемого закона сказано, что «физические лица, которые в соответствии с трудовым законодательством не допускаются к педагогической деятельности или отстраняются от работы, не вправе осуществлять образовательную деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей».

В части 2 статьи 331 Трудового кодекса РФ такие лица указаны:

— лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии со вступившим в законную силу приговором суда;

— лица, имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности. Исключение составляют лица, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям. Они могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности;

— лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абз. 3 ч. 2 ст. 331 ТК РФ;

— лица, признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

— лица, имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Возникает закономерный вопрос — как устанавливается факт наличия судимости при регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя? Для установления факта судимости или уголовного преследования с документами, представляемыми физическим для государственной регистрации индивидуального предпринимателя, прилагается справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданная физическому лицу, регистрируемому в качестве индивидуального предпринимателя. Указанный документ представляется по межведомственному запросу регистрирующего органа федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1092 «О порядке представления в регистрирующий орган иными государственными органами сведений в электронной форме, необходимых для осуществления государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также для ведения единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Какую информацию должен предоставить индивидуальный предприниматель до начала оказания платных образовательных услуг их заказчику? Ответ на этот вопрос указан непосредственно в ч.4 ст.32 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», где отмечено, что «индивидуальный предприниматель до начала оказания платных образовательных услуг предоставляет обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося информацию о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, об уровне своего профессионального образования, общем стаже педагогической работы и о стаже занятия индивидуальной педагогической деятельностью и в случае привлечения им для осуществления образовательной деятельности педагогических работников информацию об их уровне профессионального образования и общем стаже педагогической работы».

Читайте также:  Можно ли взять отпуск на работе сразу после декретного отпуска?

Оказываемые платные образовательные услуги должны быть оформлены надлежащим образом, т. е. между индивидуальным предпринимателем и заказчиком услуг заключается договор. Обязательность заключения договора зафиксирована не только в законе «Об образовании в Российской Федерации», но и в Постановлении Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг». При этом заказчиком может быть физическое и (или) юридическое лицо, имеющее намерение заказать либо заказывающее платные образовательные услуги для себя или иных лиц на основании договора. Подробно вопрос оказания платных образовательных услуг был рассмотрен в публикации от 01.03.2016 г. (указана вся нормативная база, требования к содержанию договора и прочее).

Если физическое лицо оказывает образовательные услуги, но не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, то данное физическое лицо может быть привлечено как к административной, так и к уголовной ответственности. При этом к административной ответственности физическое лицо может быть привлечено на основании Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 14.1), в которой указано, что осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 2000 рублей. Привлечь к уголовной ответственности можно на основании Уголовного кодекса Российской Федерации (статья 171), согласно которой осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам (крупным размером, крупным ущербом признаются стоимость, ущерб в сумме, превышающей 1500000 руб.), организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается:

— штрафом в размере до 30000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет;

— обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов;

— арестом на срок до шести месяцев.

Очень часто возникают вопросы, которые связаны и исчислением педагогического стажа. Индивидуальный предприниматель, который оказывает образовательные услуги, юридически не признается педагогическим работником, т. к. данная норма (исчисление педагогического стажа) распространяется только на образовательные организации и организации, которые занимаются образовательной деятельностью (в этом случае организации имеют лицензию на ведение образовательной деятельности). Индивидуальные предприниматели осуществляющие образовательную деятельность, также лишены права на выдачу документов об образовании — диплома, свидетельства государственного образца. Документ об образовании выдаётся исключительно организацией, получившей лицензию в установленном законом порядке.

В публикации изначально не предусматривалось рассмотрение вопросов, связанных с особенностями предоставления платных образовательных услуг индивидуальными предпринимателями с привлечением педагогических работников.

В данном случае лицензии на ведение образовательной деятельности не требуется.

Каковы правовые последствия осуществления организацией деятельности, не указанной в ЕГРЮЛ при регистрации?

Ответ: Организация вправе осуществлять деятельность, не указанную в ЕГРЮЛ при регистрации, но обязана сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения в течение трех рабочих дней для внесения изменений в сведения о кодах Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (далее – ОКВЭД2) в ЕГРЮЛ. В противном случае организация может быть привлечена к административной ответственности за нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Кроме того, существует вероятность возникновения претензий со стороны контролирующих органов при проверке обоснованности применяемых организацией возможных налоговых преференций, которые напрямую зависят от осуществляемого хозяйствующим субъектом вида деятельности.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

В то же время коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Видам экономической деятельности хозяйствующих субъектов присваиваются коды в соответствии с ОКВЭД2 , сведения о которых содержатся в ЕГРЮЛ ( пп. “п” п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (далее – Закон N 129-ФЗ)).

Сведения о видах экономической деятельности, которые предположительно будет осуществлять организация, указываются в листе И заявления по форме N Р11001 и представляются в регистрирующий орган при государственной регистрации юридического лица.

Организация вправе осуществлять любые не запрещенные законом виды деятельности, но содержащиеся в учредительных документах юридического лица. Присвоение организации какого-либо кода по ОКВЭД2 не лишает ее права на осуществление иных видов деятельности (см., например, Постановление ФАС Поволжского округа от 26.04.2012 по делу N А49-1563/2011).

Вместе с тем из п. 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ следует, что, если иное не установлено указанным Законом, юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения сведений о кодах ОКВЭД2 обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.

Таким образом, в случае фактического осуществления организацией иной деятельности, ранее не заявленной при регистрации юридического лица, соответствующей иному коду ОКВЭД2 , у организации возникает обязанность по уведомлению регистрирующего органа для внесения изменений в содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения.

Следует отметить, что ч. 3 ст. 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несвоевременное представление сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом (к таким случаям, как уже отмечалось выше, относится в том числе представление сведений о кодах ОКВЭД2 ) в виде предупреждения или административного штрафа (для должностных лиц) в размере 5 000 руб. Непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в регистрирующий орган влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 руб. ( ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ).

Кроме того, в действующем законодательстве о налогах и сборах предусмотрены преференции, осуществляемые в различных формах (льготы, освобождение от налогообложения и пр.) и применяемые в отношении хозяйствующих субъектов в том числе в зависимости от вида осуществляемой деятельности. Например, пониженные тарифы страховых взносов могут использовать организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся на УСН, если их основной вид деятельности соответствует определенному виду деятельности по коду ОКВЭД2, например 32.3 – производство спортивных товаров ( пп. 5 п. 1 ст. 427 Налогового кодекса РФ).

Соответственно, неуказание в ЕГРЮЛ осуществляемого вида деятельности может вызвать затруднения при взаимоотношениях с контролирующими органами, например при проверке обоснованности применения пониженных тарифов страховых взносов, применения налоговых льгот, специальных налоговых режимов и пр.

В связи с чем, во избежание возможных претензий со стороны контролирующих органов и привлечения к административной ответственности, в целях отражения в ЕГРЮЛ достоверных сведений об организации следует своевременно уведомлять регистрирующий орган о начале осуществления иной деятельности в порядке и сроки, предусмотренные Законом N 129-ФЗ.

В то же время коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Административная ответственность

Административная ответственность за нарушение регистрационных правил предусмотрена Статьей 14.1. «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016) КоАП РФ:

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица –
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), –
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), –
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 408-ФЗ)
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 27.07.2010 N 239-ФЗ)

4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), –
влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 408-ФЗ)

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.

Какими типами деятельности можно заниматься

В первую очередь тип предпринимательства должен отвечать целям создания организации. Учреждение имеет возможность заниматься одним или несколькими видами деятельности, не запрещенными российским законодательством и предусмотренными учредительными бумагами фирмы.

Если работа требует разрешения от государственных органов, значит, НКО обязана получить лицензию в установленном порядке, затем только приступать к ведению предпринимательства.

В первую очередь тип предпринимательства должен отвечать целям создания организации.

Основания привлечения образовательной организации к ответственности

В районный суд поступил административный материал в отношении бюджетного учреждения ОДО «Омская станция юных натуралистов».

Учреждение в сентябре 2015 года оформило бессрочную лицензию, чтобы иметь возможность обучать детей и взрослых по дополнительным образовательным программам. В приложении к ней имелся перечень из шести адресов, по которым такая деятельность велась.

В сентябре 2018 года при проверке Общества было обнаружено следующее:

  • организация обучает детей в здании, адрес которого не указан в лицензии на ведение образовательной деятельности;
  • у юридического лица не было документов, подтверждающих законность нахождения ее педагогов в помещениях, где велись занятия;
  • кабинеты по указанному адресу не прошли проверку на соответствие требованиям пожарной безопасности.

Инспектор квалифицировал данные нарушения по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ. Согласно данному пункту, ответственность налагается на некоммерческие организации, которые ведут свою деятельность при отсутствии разрешения, если законом на них возлагается обязанность по его получению.

Представитель Общества пояснил, что по месту проведения занятий находится школа-интернат. В данной школе обучаются дети с ограниченными возможностями, и они нуждались в проведении с ними занятий. Общество признало свою вину и пояснило, что занятия приостановлены до получения необходимой лицензии.

Дело передано на рассмотрение районному суду.

Так как Учреждение обучало детей не по указанному в приложении к лицензии адресу, тем самым им допущено нарушение условий, содержащихся в разрешительном документе.

Добавить комментарий