Урегулирование налоговых споров, досудебное и судебное решение

Урегулирование налоговых споров, досудебное и судебное решение

Порядок досудебного урегулирования налоговых споров предусмотрен в гл. 19, 20 Налогового кодекса Российской Федерации.

Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Обратите внимание! Под актом ненормативного характера понимается документ, поименованный в Налоговом кодексе Российской Федерации и касающийся конкретного налогоплательщика (например, требование об уплате налогов, решение о взыскании налогов, решение об отказе полностью или частично в возмещении налога на добавленную стоимость и т.д.).

Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.

Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по результатам проведения камеральной или выездной налоговой проверки, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.

Пример. Наиболее типичные претензии о нарушений прав лица, рассматриваемые в жалобах:

– нарушение сроков исчисления имущественного налога;

– неправомерное выставление требования об уплате налогов;

– отказ в предоставлении налоговых вычетов;

– вынесение решения о приостановлении операций по банковским счетам;

– отказ в возврате налога.

Решение налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения принимается налоговым органом в двух случаях:

1. В результате проведения камеральной или выездной налоговой проверки лица (группы налогоплательщиков).

В связи с тем что принятое по результатам налоговой проверки лица решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение, срок на подачу апелляционной жалобы составляет один месяц.

2. В результате обнаружения фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена Налоговым кодексом Российской Федерации.

Принятое налоговым органом решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение вступает в силу с момента его вручения лицу (его представителю), в отношении которого оно принято.

Апелляционная жалоба в отношении не вступившего в силу решения о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения лица (группы налогоплательщиков) может быть подана в течение одного месяца со дня вручения соответствующего решения лицу (его представителю), в отношении которого оно было вынесено.

Закон и порядок. Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается до момента вступления в силу обжалуемого решения.

Обратите внимание! Возможность восстановления вышестоящим налоговым органом срока подачи апелляционной жалобы, пропущенного по тем или иным причинам лицом, в отношении которого вынесено решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена.

Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Жалоба на иные акты налогового органа, а также действия или бездействие его должностных лиц подается в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Принятое вышестоящим налоговым органом по жалобе (апелляционной жалобе) решение или иной акт ненормативного характера могут быть, в свою очередь, обжалованы в Федеральную налоговую службу в течение 3 месяцев со дня принятия такого решения или иного акта ненормативного характера.

Обратите внимание! В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.

Налоговым законодательством закреплен обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров, в соответствии с которым решения налоговых органов, вынесенные по результатам камеральных и выездных налоговых проверок, могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган.

С 1 января 2014 г. обязательный досудебный порядок обжалования применяется ко всем налоговым спорам, в том числе в отношении обжалования иных актов налоговых органов ненормативного характера, а также действий или бездействия их должностных лиц.

Налогоплательщикам в целях соблюдения обязательного порядка досудебного обжалования достаточно в установленные Налоговым кодексом сроки обратиться с апелляционной жалобой на не вступившее в законную силу решение по результатам камеральной или выездной налоговой проверки либо с жалобой на вступившее в законную силу решение или иной акт ненормативного характера либо подать жалобу на действия или бездействие должностных лиц налогового органа.

Решения вышестоящего налогового органа или иной акт ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), могут быть обжалованы как в Федеральную налоговую службу, так и в суд.

Решения или иные акты ненормативного характера, вынесенные Федеральной налоговой службой, действия или бездействие ее должностных лиц обжалуются в судебном порядке.

Жалоба (апелляционная жалоба) подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются.

С учетом того что апелляционная жалоба подается до вступления обжалуемого решения в силу, обжалованное в апелляционном порядке решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по данной жалобе.

Если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, отменит решение нижестоящего налогового органа и (или) примет новое решение, то решение вышестоящего органа вступит в силу со дня его принятия.

Если вышестоящий налоговый орган примет решение об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, но не ранее истечения срока на подачу апелляционной жалобы.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение, вступившее в силу, не приостанавливает исполнение обжалуемого решения.

Жалоба (апелляционная жалоба) подается в налоговый орган в письменной форме и подписывается лицом, которое заявляет о нарушении его прав, или его представителем, полномочия которого должны быть документально подтверждены.

Закон и порядок. Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Законными представителями физического лица признаются лица, выступающие в качестве его законного представителя в соответствии с нормами гражданского и семейного законодательства (родители, усыновители, опекуны, попечители).

Уполномоченным представителем организации (физического лица) может быть другое юридическое или физическое лицо, наделенное этой организацией (физическим лицом) соответствующими полномочиями на основании доверенности.

Доверенность, выданная уполномоченному представителю организации, должна быть подписана ее руководителем или иным лицом, уполномоченным на это учредительными документами, и заверена печатью данной организации.

Полномочия представителя физического лица или индивидуального предпринимателя должны быть подтверждены нотариально удостоверенной доверенностью или доверенностью, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством.

Жалоба (апелляционная жалоба) может быть подана в налоговый орган:

– лично, а также через законного или уполномоченного представителя в канцелярию налогового органа или окно приема документов, получив при этом отметку о принятии на втором экземпляре жалобы;

– по почте (например, ценным письмом с описью вложения, в которой фиксируются перечень отправленных документов и дата направления корреспонденции).

Обратите внимание! Законодательством не предусмотрена уплата государственной пошлины при обжаловании решений налогового органа в досудебном порядке.

В жалобе (апелляционной жалобе) указываются:

1) фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;

2) обжалуемый акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;

3) наименование налогового органа, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;

4) основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;

5) требования лица, подающего жалобу.

К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подающего жалобу.

Закон и порядок. В случае подачи жалобы (апелляционной жалобы) уполномоченным представителем лица, обжалующего акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, к жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия этого представителя (п. 4 ст. 139.2 Налогового кодекса).

Обратите внимание! Образцы жалобы (апелляционной жалобы) на решения налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения представлены на страницах 18 и 19 брошюры, образец жалобы на иные акты налогового органа, а также действия или бездействие его должностных лиц – на странице 20.

Вышестоящий налоговый орган может оставить жалобу (апелляционную жалобу) без рассмотрения полностью или в части по следующим основаниям:

1) жалоба (апелляционная жалоба) не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены документы, подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;

2) жалоба (апелляционная жалоба) подана после истечения срока для ее подачи и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;

3) до принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе) от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы (апелляционной жалобы) полностью или в части;

4) ранее подавалась жалоба (апелляционная жалоба) по тем же основаниям.

Налоговый орган, рассматривающий жалобу (апелляционную жалобу), принимает решение об оставлении жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения полностью или в части в течение пяти рабочих дней со дня получения жалобы или заявления об отзыве жалобы полностью или в части.

О принятом решении в течение трех рабочих дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу).

Обратите внимание! Оставление жалобы без рассмотрения не препятствует повторному обращению лица с жалобой (апелляционной жалобой) в сроки, установленные налоговым законодательством для ее подачи, за исключением случаев, когда жалоба уже подавалась по тем же основаниям или заявитель отзывал жалобу полностью или в части.

Порядок подачи и рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) включает в себя следующие этапы:

Этап 1. Подготовка и подача жалобы (апелляционной жалобы).

Жалоба (апелляционная жалоба) оформляется в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации.

Обратите внимание! Лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу) до принятия по ней решения, может отозвать ее полностью или в части на основании письменного заявления в налоговый орган, рассматривающий соответствующую жалобу. При этом отзыв лишает лицо права на повторное обращение с жалобой (апелляционной жалобой) по тем же основаниям.

Апелляционная жалоба на не вступившее в силу решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается в течение одного месяца со дня вручения решения лицу (его представителю), в отношении которого оно было вынесено.

Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения.

Жалоба на иные акты налогового органа, а также действия или бездействие его должностных лиц подается в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Жалоба на решение или иной акт ненормативного характера, принятые вышестоящим налоговым органом по итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), подается в Федеральную налоговую службу в течение 3 месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе).

Этап 2. Передача налоговым органом жалобы (апелляционной жалобы) в вышестоящий налоговый орган.

Жалоба (апелляционная жалоба) подается через налоговый орган, чьи документы, действия или бездействие обжалуются, который в течение 3 дней со дня поступления такой жалобы (апелляционной жалобы) направляет ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Этап 3. Рассмотрение жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящим налоговым органом.

Жалоба (апелляционная жалоба) на решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное по результатам проведения налоговой проверки, рассматривается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения такой жалобы (апелляционной жалобы). Указанный срок может быть продлен не более чем на один месяц.

Жалоба на иные решения налогового органа, а также действия и бездействие рассматривается вышестоящим налоговым органом в течение 15 рабочих дней со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен не более чем на 15 рабочих дней.

Читайте также:  Пенсионный фонд в Северо-Енисейском - адрес, телефон, режим работы отделения

Обратите внимание! Жалобу (апелляционную жалобу) и документы, представленные вместе с жалобой или в процессе ее рассмотрения, вышестоящий налоговый орган рассматривает без участия лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу).

Решение налогового органа о продлении срока рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

Закон и порядок. Сроки рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) могут быть продлены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), или при представлении дополнительных документов лицом, ее подавшим.

По итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган принимает одно из следующих решений:

– оставляет жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;

– отменяет акт налогового органа ненормативного характера;

– отменяет решение налогового органа полностью или в части;

– отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение;

– признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.

Этап 4. Уведомление лица о принятом вышестоящим налоговым органом решении по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы).

Решение налогового органа по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

Этап 5. Исполнение или обжалование принятого вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе).

Принятое вышестоящим налоговым органом решение по жалобе (апелляционной жалобе) вступает в силу со дня его принятия и подлежит исполнению.

Принятое вышестоящим налоговым органом решение по жалобе (апелляционной жалобе) или иной акт ненормативного характера могут быть, в свою очередь, обжалованы в Федеральную налоговую службу в течение 3 месяцев со дня принятия такого решения и (или) в суд в соответствии с процессуальным законодательством.

При этом отзыв лишает лицо права на повторное обращение с жалобой апелляционной жалобой по тем же основаниям.

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

Одним из них является обращение в судебный орган с заявлением об оспаривании незаконных действий и решений, другой же предполагает досудебное урегулирование спорных вопросов в форме направления соответствующей жалобы в орган ФНС, являющийся вышестоящим по отношению к тому, чьи решения обжалуются.

Виды досудебного решения налоговых споров

Досудебное рассмотрение налоговых споров регламентируется налоговым законодательством РФ. Как было отмечено ранее, базовым источником законодательных норм о рассматриваемом здесь явлении считается Налоговый Кодекс. Так как регулирование досудебного решения налоговых конфликтов прямо или косвенно осуществляется во многих статьях данного акта, делать упор на рассмотрение конкретных статей будет неправильно. При желании разобраться в досудебном порядке относительно решения подобных споров придется изучать весь кодекс целиком.

Обобщая положения Налогового кодекса РФ, следует отметить – в России реализуемы два основных вида решения налоговых споров вне стен суда. Оба они сводятся к тому, что недовольный налогоплательщик или его представители должны подать заявление в вышестоящие налоговые структуры, однако в зависимости от индивидуальных особенностей конкретно взятого случая реализация процедуры обжалования различна. В соответствии с действующими законами РФ, характер рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке может быть двух видов:

  1. Апелляционный, применяется относительно тех решений и действий налоговых органов, которые еще не вступили в законную силу. Для его реализации составляется и подается в вышестоящие налоговые органы апелляционная жалоба, предметом которой может являться исключительно невступивший в законную силу ненормативный акт, выданный налоговиками. Сроки для подачи апелляции ограничены. Если говорить точно, то прибегнуть к апелляционному досудебному порядку представляется возможным в течение не более одного месяца со дня вручения соответствующего акта недовольному налогоплательщику или его представителю. Стоит отметить, что восстановление данного срока законодательством РФ не предусмотрено, поэтому при его пропуске потребуется обжаловать уже вступившие в законную силу акты. С точки зрения всех юридических аспектов, подобный исход событий неблагоприятен именно для налогоплательщика, поэтому сроки возможной подачи апелляции лучше не пропускать, полностью реализуя законные права на апелляционное обжалование решений налоговых органов.
  2. Общий порядок обжалования, реализуемый при обжаловании вступивших в законную силу решений налоговиков. В этом случае для решения налогового спора в досудебном порядке также требуется составление и направление обращения (как правило, жалобы) в вышестоящие налоговые структуры. Однако следует отметить, что сроки для обжалования подобного рода больше и составляют целый год с того дня, когда налогоплательщик узнал о нарушении своих законных интересов или должен был это сделать. Следует отметить, что при общем порядке сроки подачи соответствующих документов могут быть восстановлены. Для этого лицу пропустившему срок обжалования необходимо приложить к подаваемой жалобе заявление с просьбой восстановления сроков и указанием причины их просрочки (естественно, она должна быть уважительной, иначе восстанавливать никто и никому ничего не станет).

В какие госструктуры поддаются досудебные жалобы.

Алгоритм действия налогоплательщика заключается в следующем

В какие строки должна быть составлена жалоба апелляционная жалоба.

Налоговые споры и их причины

Результатом предпринимательской и других форм экономической деятельности является получение прибыли и приобретение имущественных прав, что автоматически влечет за собой налоговые обязательства. Отдельные трудовые и семейные правоотношения (например, в случае раздела имущества при разводе) также приводят к налоговым начислениям, которые требуют оплаты.

Компания может ошибочно применить неверный режим налогообложения, а частное лицо — упустить из виду сроки или в принципе не подозревать о необходимости оплачивать налоги и госпошлины. В таком случае уведомление из налоговой и тем более предупреждение о грозящем судебном иске могут стать крайне неприятным сюрпризом.

Фактически в налоговом споре сталкиваются интересы фискального органа, собирающего налоги в пользу государства и требующего выплат в максимальном объеме, и налогоплательщика, который заинтересован в обратном: чем меньше налогооблагаемая база, тем больше денежных средств остается на его счетах после выплаты всех налогов.

В то же время при возникновении споров участники налоговых правоотношений изначально не равны между собой: государство, требующее уплаты налогов, находится в заведомо более выигрышном положении, чем физическое или юридическое лицо, к которому эти требования адресованы.

В самом общем виде налоговый спор возникает, когда плательщик не согласен с мнением налогового органа относительно выписанного «бремени» — взыскания, штрафа, пени. Зачастую подобные споры возникают в ходе камеральной или выездной налоговой проверки.

Понятие налогового спора в действующем законодательстве РФ не прописано. Теоретики преимущественно трактуют термин «налоговый спор» как спор юридического или экономического характера. Чаще всего приводится определение, данное С. В. Овсянниковым, — «юридический спор (спор о субъективном праве) между государством с одной стороны и иными участниками налогового правоотношения с другой, связанный с исчислением и уплатой налогов» [1] .

Главным признаком налогового спора, который может получить рассмотрение в арбитраже, помимо наличия субъектов спора, является неразрешенность конфликта из-за различий в решении налогового органа и налогоплательщика по поводу объема прав и обязанностей последнего.

В числе основных причин, порождающих налоговые споры, можно выделить те, которые вызваны действиями налогового органа и ошибками, допущенными налогоплательщиком.

К первому виду причин относятся:

  • необоснованное применение к налогоплательщику санкций в виде штрафов, пени за просрочку и так далее;
  • спорное списание денежных средств со счета организации по требованию ФНС;
  • приостановка или блокировка операций по расчетному счету организации, ИП или физлица;
  • отказ в возврате НДС и других отчислений, которые затребованы налогоплательщиком на законных основаниях, и прочее.

Основанием для налогового спора также могут явиться ошибки, допущенные налогоплательщиком при заполнении документов или оплате налоговых платежей.

Фактически обе стороны налогового конфликта заинтересованы в разрешении спора в досудебном порядке. ФНС отслеживает динамику поступления жалоб по налоговым спорам и стремится минимизировать их объемы. По статистике, представленной ведомством за 2018 год, количество жалоб по налоговым спорам сократилось на 16% по сравнению с 2017 годом [2] . Решение в пользу налогоплательщиков было принято в 30% случаев (против 35% за 2017 год). Количество обращений в суд после досудебного рассмотрения жалоб внутри ФНС снизилось на 8%.

Бывший глава ФНС Михаил Мишустин, озвучивая итоги работы за первое полугодие 2019 года, отметил, что в суды поступает все меньше подобных обращений (на 11,4% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года). На 23% меньше дел дошло до суда по результатам выездных налоговых проверок, что, возможно, связано с возросшим качеством работы ведомства и выработкой единых правовых подходов при рассмотрении жалоб.

ФНС отслеживает динамику поступления жалоб по налоговым спорам и стремится минимизировать их объемы.

Рассмотрение налоговых споров

  • досудебное урегулирование (рассмотрение материалов дела в налоговой инспекции, обжалование решения в соответствующих органах);
  • рассмотрение спора в арбитражном суде.

рассмотрение спора в арбитражном суде.

PRE-JUDICIAL SETTLEMENT OF TAX DISPUTES

Improvement of the tax law, development of Russian Federation tax system promotes increase of tax administration and control efficiency. But at the same time even more often there are disagreements between supervisory authorities and taxpayers. One of the mechanisms giving the chance in shorter terms to solve tax disputes is pre-judicial settlement .

Удельный вес удовлетворённых требований по ВНП, 2,62 5,32 2,85 0,23.

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

  • Обязательное досудебное урегулирование налоговых споров
  • Случаи, когда досудебное урегулирование не требуется
  • Чем грозит несоблюдение порядка досудебного обжалования
  • Налоговая медиация

организаций и граждан, занимающихся предпринимательством, если фискальный орган упустил возможность списания в бесспорном порядке ст.

Досудебное урегулирование налоговых споров

  • Основные сведения налоговых споров
  • Функции соответствующим отделом
  • Порядок досудебного урегулирования
  • Эффективность решения споров
  • Преимущества досудебных урегулирований
  • Недостатки досудебного урегулирования

Как же происходит досудебное урегулирование налоговых споров в 2020 году. Что же это такое «налоговый спор» и как возможно избежать судебных разбирательств. Всегда было и будет огромное количество конфликтов в сфере налогообложения. Эти споры между сторонами редко решаются мирным путем, поэтому приходиться обращаться в суд.

Преимущества досудебных урегулирований.

Понятие налогового спора

Налоговые споры между инспекцией и налогоплательщиком выделяют в отдельную особую категорию. Отметим основные квалифицирующие характерные черты налогового спора:

предметом разбирательства всегда выступают права или обязанности налогоплательщика, возникающие в связи с исчислением и уплатой им налогов, сборов;

участниками выступают налоговый орган (или в отдельных случаях таможенный орган) и налогоплательщик (юр. лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо);

налоговые споры рассматриваются с соблюдением строго определенных законом требований (как на досудебной, так и на судебной стадии). Это правило обусловлено неравным положением участников спора (частное лицо выступает против государственного органа).

С учетом вышеизложенного, налоговый спор — это столкновение противоречащих друг другу точек зрения налогового органа (таможенного органа) и налогоплательщика на исчисление и уплату налогов и сборов в конкретной ситуации, рассматриваемое строго в соответствии требованиями закона.

Теоретики налогового права классифицируют налоговые споры следующим образом:

по субъектному составу споры делят на те, которые инициировал налогоплательщик и которые возникли по инициативе налогового органа. Налогоплательщик инициирует спор, если нарушены его права при реализации налоговых правоотношений или ему вменены излишние обязанности. Налоговый орган начинает спор, чтобы побудить налогоплательщика выполнить свои налоговые обязательства, тем самым защищая интересы бюджета;

по основаниям возникновения выделяют споры, направленные на признание неправомерными ненормативных правовых актов (решений) налогового органа, или признание незаконными действий налогового органа (как правило, преследующих цель взыскать налог или штрафные санкции), или оспаривание бездействия инспекции (например, невозмещение налога, невынесение решения в установленный срок). Инспекция инициирует спор в большинстве случаев тогда, когда выявлено невыполнение налогоплательщиком надлежащим образом и в срок своих обязательств по уплате налога в бюджет;

исходя из стадии рассмотрения, выделяют досудебные споры и судебные споры.

В современном мире от налогового спора не застрахован ни один бизнес. При этом официальная статистика показывает, что в 80% судебных споров побеждают налоговые органы. Причиной этого является как «пробюджетный» настрой судебной системы, так и улучшение качества проводимых налоговиками контрольных мероприятий, изменение подхода к функционированию механизма досудебного урегулирования споров в сторону более внимательного рассмотрения поступивших жалоб.

Кроме того, в настоящее время фискальные органы стремятся к сокращению количества выездных проверок и одновременно к повышению их эффективности с точки зрения поступлений в бюджет. Также значительное внимание уделяется досудебной стадии урегулирования спора с целью снижения количества дел, переходящих на стадию судебного разбирательства.

Как отметила ФНС России, за 1-ое полугодие 2018 года на 6,9% по сравнению с 2017 годом сократилось количество решений, принятых судами по искам налогоплательщиков, по тем спорам, которые прошли через досудебное урегулирование.

Налогоплательщику также следует учитывать указанные тенденции в своей деятельности. Во-первых, внимательно анализировать каждую хозяйственную операцию с позиции потенциальных налоговых рисков. Во-вторых, при проведении контрольных мероприятий грамотно взаимодействовать с инспекцией, помогая ей установить добросовестность вашего бизнеса и корректность налогового учета. В-третьих, если налоговый спор всё же возник, грамотно отстаивать свои интересы на досудебной стадии урегулирования спора.

На каждой стадии предотвратить налоговый спор, снизить риск предъявления претензий, построить эффективную стратегию преодоления разногласий помогут налоговые юристы «Правовест Аудит». Ниже рассмотрим порядок рассмотрения споров, предусмотренный законодательством.

в месячный срок со дня получения его налогоплательщиком;.

Преимущества досудебного урегулирования

Если досудебные налоговые споры урегулируются без последующего обращения в судебные органы, то в такой ситуации можно выделить множество плюсов:

  • экономия времени – все же судебное разбирательство, связанное с решением налогового спора занимает много времени;
  • экономия денежных средств – если дело рассматривается судом, то одной из сторон придется компенсировать судебные издержки, а их сумма бывает немалой;
  • наличие возможности спокойно разобраться в ситуации, не обостряя ее.
Читайте также:  Пенсионный фонд Электросталь - отделение ПФР, адрес, телефон, обратная связь, режим работы, сайт, когда дают пенсию

Таким образом, преимущества досудебного урегулирования налоговых споров очевидны.

Нужно отметить следующее: не всегда сторонам налогового спора удается договориться о мирном урегулировании конфликта. В таком случае актуально судебное урегулирование налоговых споров, которое осуществляется в арбитражном суде.

Сложность лишь в том, что само налоговое законодательство объемное и, местами, противоречивое.

Досудебное урегулирование налоговых споров

Что и куда можно обжаловать?

В соответствии с частью первой статьи 137 НК РФ каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению налогоплательщика или налогового агента такие акты, действия или бездействие нарушают их права. Следует обратить внимание, что обжалованию подлежат не только какие-либо положительные действия (например, решение или отказ в чем-либо), но и бездействие налогового органа, когда по закону на нем лежит обязанность совершить в пользу налогоплательщика или налогового агента какие-либо действия.

Например, в соответствии с пунктом 4 статьи 78 НК РФ после подачи налогоплательщиком письменного заявления о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налоговый орган в течение пяти дней должен принять решение о таком зачете. По истечении этих пяти дней, если налоговым органом ни будет принято решение (не поступит ни положительного, ни отрицательного ответа, и излишне уплаченный налог не будет зачтен в счет предстоящих платежей), налогоплательщик вправе обжаловать бездействие налогового органа.

Важно также помнить, что под актом, который подлежит обжалованию, необходимо понимать не указанный в статье 100 НК РФ акт, составленный по результатам выездной налоговой проверки, а любой документ, исходящий от налогового органа и затрагивающий права и обязанности налогоплательщика (налогового агента). Высший Арбитражный Суд РФ разъяснил, что под актом ненормативного характера, подлежащим обжалованию, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика. Суд подчеркнул также, что по общему правилу налогоплательщик вправе обжаловать требование об уплате налога, пеней и требование об уплате налоговой санкции независимо от того, было ли им оспорено решение налогового органа, на основании которого вынесено соответствующее требование (п. 48 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.01 ? 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ»).

Обжаловать в досудебном порядке действия налогового органа можно в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 138 НК РФ). Это означает, в частности, что, например, в Москве несогласное с решением проверяющего органа лицо может обжаловать его в УМНС по г. Москве.

Кто подает жалобу?

От имени организации-налогоплательщика жалоба может быть подана лицом, у которого есть такие полномочия. Таким лицом всегда является ее руководитель (чаще всего генеральный директор). Другие же лица вправе выступать от имени организации-налогоплательщика, если их полномочия вытекают из подписанной руководителем доверенности либо из иных документов. На это обратило внимание своих территориальных органов и МНС России. Оно разъяснило (см., например, письмо от 05.04.01 ? ВП-6-18/274), что орган, в который поступила жалоба налогоплательщика на нижестоящий орган, оставляет ее без рассмотрения в случае, если она подана лицом, не имеющим полномочий выступать от имени налогоплательщика. Поэтому жалоба, поданная в вышестоящий налоговый орган, должна быть подписана руководителем организации-налогоплательщика, либо, если она подписывается иным лицом, к ней необходимо приложить доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия этого лица.

Какие документы приложить?

В соответствии с пунктом 2 статьи 139 НК РФ к жалобе, поданной в вышестоящий налоговый орган, могут быть приложены обосновывающие ее документы. Такие документы целесообразно прикладывать к жалобе, поскольку они облегчают вышестоящему налоговому органу уяснение существа жалобы. Во многих случаях без таких документов жалоба представляет собой лишь голословные утверждения, что не позволит соответствующему органу вынести объективное решение по ней. В случае с обжалованием бездействия налогового органа в связи с непринятием им решения о зачете излишне уплаченных сумм налога в счет предстоящих платежей, такими документами, в частности, могут являться бухгалтерская отчетность за соответствующий период и платежные поручения, подтверждающие фактическую уплату сумм налога.

Какой срок подачи жалобы?

В соответствии с тем же пунктом 2 статьи 139 Налогового кодекса РФ жалоба в вышестоящий налоговый орган подается, по общему правилу, в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав (например, со дня получения решения налогового органа, с которым он не согласен). В случае, если налогоплательщик не доволен бездействием налогового органа, такая жалоба может быть подана в течение трех месяцев с момента, когда истек установленный законом срок для совершения соответствующего действия (например, для вынесения решения). В упомянутом выше письме МНС России разъяснено, что в случае пропуска срока подачи жалобы, она оставляется без рассмотрения. Необходимо, однако, иметь в виду, что в соответствии с частью второй пункта 2 статьи 139 НК РФ в случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы, этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом. Это означает, что одновременно с подачей жалобы, может быть подано заявление, с просьбой рассмотреть ее, несмотря на пропуск соответствующего срока, с объяснением причин такого пропуска. К такому заявлению могут быть приложены доказательства невозможности подачи жалобы в более ранний срок.

Споры по выездным проверкам

Особенно часто между налогоплательщиком и налоговым органом возникают споры, связанные с проведением выездных налоговых проверок. Поэтому стоит более подробно рассмотреть некоторые особенности процедуры обжалования актов налогового органа, принимаемых в связи с проведением этих проверок.

Моментом окончания выездной налоговой проверки является составление проверяющими должностными лицами справки о проведении проверки (ст. 89 НК РФ). С этого момента у налогового органа есть два месяца на составление акта налоговой проверки. Именно в этом акте и должны содержаться выводы проверяющих о правомерности действий налогоплательщика (налогового агента) по уплате налогов. Именно на основании этого акта и принимается решение о привлечении (или, что реже, не привлечении) налогоплательщика к ответственности. Особенно часто на практике возникает вопрос, стоит ли должностным лицам проверяемой организации подписывать этот акт.

В соответствии с пунктом 5 статьи 100 НК РФ, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, налогоплательщик вправе представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки. Из этих положений следует, что мотивы отказа подписать акт и возражения по этому акту не совпадают по содержанию. Налогоплательщик может не иметь мотивов отказываться от подписания акта, имея при этом возражения по акту. Поэтому, подписывая акт, налогоплательщик еще не соглашается с актом в целом. Подписание налогоплательщиком акта проверки не препятствует ни представлению налогоплательщиком возражений по акту, ни, тем более, дальнейшему обжалованию вынесенного в последствии решения.

От подписания акта следует отличать расписку в его получении. По смыслу пунктов 2 и 5 статьи 100 НК РФ, отказ представителей организации расписаться в получении акта расценивается как уклонение в его получении, что влечет за собой направление акта по почте. Это может лишить налогоплательщика возможности своевременно ознакомиться с актом, поскольку в таком случае акт считается врученным организации по истечении шести дней со дня его направления по почте, независимо от действительного его получения организацией.

Свои возражения по акту налогоплательщик вправе представить в налоговый орган в течение двух недель со дня получения акта, либо с момента, когда акт считается полученным. Иногда налоговые органы преподносят это право налогоплательщика как его обязанность, что полностью противоречит смыслу пункта 5 статьи 100 НК РФ. Следует также отметить, что возражения представляются именно в орган, составивший акт, а не в вышестоящий орган. В этой связи, в упомянутом выше письме МНС также разъяснено, что в случае, если в вышестоящий орган подаются возражения по акту налоговой проверки, они оставляются без рассмотрения.

По итогам рассмотрения материалов проверки и представленных налогоплательщиком материалов, налоговый орган может вынести одно из перечисленных в пункте 2 статьи 101 НК РФ решений, и, в частности, решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Что это за мероприятия, могут ли они как-либо затянуть сроки проведения выездной налоговой проверки, как они могут повлиять на результаты проверки, и какие права и обязанности могут возникнуть у налогоплательщика при их проведении?

Для ответа на эти вопросы необходимо проанализировать ряд статей НК РФ. В соответствии с пунктом 1 статьи 82 НК РФ налоговый контроль проводится не только посредством налоговых проверок, но и посредством получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, посредством проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

В соответствии с частью первой статьи 89 НК РФ выездная налоговая проверка, по общему правилу, не может продолжаться более двух месяцев. При этом срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика. Так как решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля принимается уже после рассмотрения налоговым органом материалов проверки, эти мероприятия в любом случае не могут повлиять на увеличение сроков выездной налоговой проверки, поскольку они могут быть проведены только после ее окончания. Кроме того, любое решение, принятое уже после истечения срока на рассмотрение налоговым органом материалов проверки, будет считаться принятым с нарушением установленных законом правил и может быть отменено вышестоящим налоговым органом или судом. Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 28.02.01 ? 5, нарушение должностными лицами порядка вынесения решения не влечет безусловного признания судом недействительным этого решения. В данном случае суд должен будет оценить характер допущенных нарушений и их влияние на законность и обоснованность вынесенного налоговым органом решения. В полной мере этими же правилами должен руководствоваться и вышестоящий налоговый орган при рассмотрении жалобы налогоплательщика на решение нижестоящего органа.

После вынесения налоговым органом решения по материалам проверки налогоплательщик может обжаловать его в вышестоящий орган, в суд, либо одновременно в оба эти органа.

Следует обратить внимание, что именно это решение может быть обжаловано налогоплательщиком, а не акт налоговой проверки, который сам по себе не возлагает на налогоплательщика ни каких обязанностей и не лишает его ни каких прав.

Регламент рассмотрения споров

В конце лета МНС России издало Регламент рассмотрения споров в досудебном порядке (утв. приказом МНС России от 17.08.01 ? БГ-3-14/290). Изначально этот документ был предназначен для более детального расписывания положений НК РФ, и само собой разумеется, при возникновении противоречий будут применяться нормы НК. Советуем вам обратить внимание на некоторые положения этого Регламента, которые конкретизируют положения кодекса.

Итак, момент подачи жалобы. Жаловаться можно вышестоящему должностному лицу или вышестоящему должностному органу. НК РФ не дает указаний, к кому обращаться в зависимости от того, на кого жалуетесь – на нижестоящее лицо или на нижестоящий орган. Регламент же гласит, что при обжаловании ненормативных актов, действий (бездействия) налогового органа следует обращаться в вышестоящий налоговый орган. Если же налогоплательщик обжалует действия (бездействие) должностного лица налогового органа, ему следует обращаться к вышестоящему должностному лицу.

Теперь – основания для нерассмотрения жалобы. НК РФ их не называет (он не предусматривает права налоговых органов оставлять жалобу без рассмотрения), но в Регламенте они есть. Жалоба не подлежит рассмотрению в следующих случаях:

– пропуска срока подачи жалобы, в соответствии со статьей 139 НК РФ;

– отсутствие указаний на предмет обжалования и обоснования заявляемых требований;

– подачи жалобы лицом, не имеющим полномочий выступать от имени налогоплательщика (ст. 26, 27, 28 и 29 НК РФ);

– при наличии документально подтвержденной информации о принятии жалобы к рассмотрению вышестоящим налоговым органом (должностным лицом);

– п олучения налоговым органом информации о вступлении в законную силу решения суда по вопросам, изложенным в жалобе.

Рассмотрим процедурный вопрос. Тут можно, прежде всего, выделить следующие моменты:

– все поступающие в соответствующие налоговые органы жалобы направляются в юридические (правовые) подразделения, на которые возлагается обязанность по рассмотрению жалоб и подготовке решений;

Читайте также:  Защита прав работников в случае наложения на них взысканий

– жалоба подлежит направлению в нижестоящий налоговый орган на заключение;

– при рассмотрении и подготовке решений по жалобам юридические (правовые) подразделения запрашивают мнение соответствующих методологических подразделений;

– окончательное рассмотрение жалоб будет происходить на Комиссии по рассмотрению жалоб налогоплательщиков.

Что за комиссия? Пока неизвестно – ни откуда она взялась, ни кто ее будет образовывать. Но Регламент частично отвечает на эти вопросы. Вот, например, состав комиссии:

  • руководитель или заместитель, осуществляющий оперативное руководство юридическим (правовым) подразделением (глава комиссии);
  • руководство юридического (правового) подразделения, специалисты, принимающие непосредственное участие в подготовке рассмотрения жалобы;
  • иные специалисты юридических (правовых) подразделений, обладающие знаниями по рассматриваемому вопросу (кто это, не совсем понятно: только сотрудники налоговых органов или еще и независимые эксперты?).

У налогоплательщика будет возможность поприсутствовать на заседании комиссии только в том случае, если будут достаточные основания полагать, что обжалуемый акт, действие или бездействие не соответствуют законодательству РФ. О времени и месте рассмотрения налогоплательщик извещается заблаговременно. Правда, если он не явится, не страшно – жалобу рассмотрят без него.

Регламент говорит о том, что решение, принятое на комиссии, в этой инстанции будет окончательным. Но отчаиваться не стоит. Во‑первых, всегда можно пойти дальше по вышестоящим органам. Во‑вторых, право на судебную защиту не зависит от того, рассматривается ли ваша жалоба или «бродит» по канцеляриям.

И еще. По общему правилу, закрепленному в статье 141 НК РФ, подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия. Но если рассматривающий жалобу будет иметь достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству РФ, их исполнение может быть приостановлено полностью или частично. Решение о приостановлении исполнения акта (действия) принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом.

В данном случае суд должен будет оценить характер допущенных нарушений и их влияние на законность и обоснованность вынесенного налоговым органом решения.

Преимущества и недостатки досудебного урегулирования

К преимуществам досудебного урегулирования налоговых споров можно отнести следующие:

  • на рассмотрение жалоб обычно уходит не более одного месяца;
  • процедура обращения в вышестоящий орган с жалобой на налоговый орган является бесплатной услугой, а в случае решения вопроса в судебном порядке часто требуется участие юриста и обязательная оплата госпошлины;
  • при рассмотрении спора сохраняется конфиденциальность, а значит налогоплательщику можно не волноваться за свою репутацию;
  • ухудшение положения налогоплательщика в случае рассмотрения жалобы уже не произойдет;
  • порядок досудебного решения спора не потребует соблюдения налогоплательщиком особых требований;

Важно! Узнать о том, на какой стадии рассмотрения в настоящее время находится жалоба, можно как путем письменного запроса, так и через специальный сервис на сайте налоговой – «Узнать о жалобе».

Среди недостатков досудебного способа урегулирования споров можно выделить следующие:

  • отсутствие достаточного количества информации по данному вопросу, что приводит к подаче большого числа заявлений в суды;
  • отсутствие доверия со стороны налогоплательщиков к налоговым органам (многие считают, что данный способ приводит только к потере времени, а лучше проблему решить через суд.

Несмотря на то, что налогоплательщики вправе самостоятельно подать жалобу на налоговую и проводить досудебное урегулирование вопроса самостоятельно, нелишним будет обратиться за помощью профессионального юриста. Он поможет грамотно составить жалобу и подготовить доказательную базу. А это позволит решить проблему в короткие сроки без дополнительного обращения в будущем в суд.

Ответ Срок для подачи жалобы на действия налогового органа устанавливается действующим законодательством.

Досудебное урегулирование налоговых споров

Татьяна Алексеевна ЕКИМОВА, руководитель УФНС России по Новгородской области, государственный советник РФ класса: одним из важных направлений работы налоговых органов РФ является снижение конфликтности между гражданами и государством, урегулирование налоговых споров внутри налоговой системы и соответственно сокращение числа судебных дел по налоговым правоотношениям. Для эффективной реализации данного направления с 2006 года в налоговых органах, в том числе и в Новгородской области, был введен институт досудебного урегулирования налоговых споров. Были созданы отделы, в функции которых входит рассмотрение возражений и жалоб налогоплательщиков и налаживание эффективного взаимодействия между налогоплательщиком и налоговым органом. Именно эти отделы призваны создать сбалансированную систему урегулирования налоговых споров, разгрузить арбитражные суды.

Жалоб стало меньше

Одним из важнейших показателей эффективности досудебного урегулирования налоговых споров является снижение количества жалоб налогоплательщиков. В Новгородской области количество таких жалоб за последние три года сократилось на 34%. Если в 2009 году в управление поступило 274 жалобы, 2010 году — 203, 2011 году — 194, то в 2012 году было 180 жалоб.

Ранее

В текущем году данная тенденция сохраняется, что произошло прежде всего благодаря систематической и активной работе по досудебному урегулированию, которая заключается в следующем:

• при проведении налоговых проверок должностные лица во главу угла ставят углубленное и объективное рассмотрение материалов, неформальный подход, обобщение вменяемых налогоплательщикам нарушений и всестороннее изучение складывающейся судебной практики;

• сотрудники налоговых органов ориентируют налогоплательщиков на урегулирование спорных вопросов прежде всего в налоговом органе, с доначислениями либо действиями (бездействием) которого они не согласны. Проводятся семинары, дни открытых дверей, организуются выступления в СМИ. Постоянно делается акцент на готовности налоговиков к диалогу с налогоплательщиком, на том, что его возражения будут объективно рассмотрены. Так, многие недочеты в работе, например неправильное исчисление имущественных налогов, урегулируются самой инспекцией при устном обращении налогоплательщика, без подачи с его стороны жалоб:

• по каждому случаю удовлетворения жалобы налогоплательщика управление проводит в инспекциях совещание с участием руководителя, его заместителей, которые курируют сотрудников отраслевых отделов и самих сотрудников отделов, представителей досудебного аудита и юристов. На данных совещаниях подробно рассматриваются основания удовлетворения жалоб, причины, по которым жалоба удовлетворена, нарушения, допущенные инспекцией. В результате разрабатываются меры, направленные на недопущение подобных ситуаций в дальнейшем;

• в случае если нижестоящим налоговым органом допущены существенные нарушения законодательства, которые привели к удовлетворению жалобы налогоплательщика, проводятся служебные проверки в отношении виновных должностных лиц.

Главный принцип, которого мы придерживаемся при осуществлении досудебного урегулирования налоговых споров, — объективность и беспристрастность рассмотрения материалов по результатам налоговых проверок и жалоб налогоплательщиков на основании действующего законодательства и правоприменительной практики, исключение формального подхода при вынесении решений.

Преимущества для налогоплательщика

Досудебное обжалование ненормативно-правовых актов, действий (бездействия) налоговых органов имеет ряд преимуществ перед судебным порядком обжалования. Это простота процедуры, позволяющая налогоплательщику самостоятельно защищать свои права, не пользуясь услугами юриста; рассмотрение жалобы заочно, без присутствия лица, подавшего жалобу, а соответственно отсутствие транспортных расходов на проезд к месту ее рассмотрения; быстрое рассмотрение жалобы; отсутствие необходимости уплаты государственной пошлины. Кроме того, обжалование даже с отрицательным для налогоплательщика результатом позволяет ему лучше уяснить точку зрения налогового органа, что дает налогоплательщику возможность более тщательно подготовиться к защите своей позиции при обращении в суд.

Для эффективной реализации задач, поставленных перед налоговыми органами по вопросам досудебного урегулирования налоговых споров, необходимо было прежде всего изменить существовавшие процедуры рассмотрения возражений и жалоб налогоплательщиков, а также более полно регламентировать данную процедуру путем внесения изменений в налоговое законодательство Российской Федерации. В июле 2013 года были приняты законы, которые внесли существенные изменения в порядок досудебного урегулирования налоговых споров. Это законы от 2 июля 2013 г. № «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» и от 23 июля 2013 г. № «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Одно из самых значимых изменений, внесенных Законом № введение с 1 января 2014 года обязательного досудебного порядка обжалования всех ненормативно-правовых актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц в случае несогласия с данным актом либо действием (бездействием) должностных лиц (п. 2 ст. 138 НК РФ). С 2009 года действует обязательный порядок досудебного урегулирования споров, который распространяется только на решения, вынесенные по результатам камеральных и выездных налоговых проверок, тогда как иные ненормативно-правовые акты (требования, решения о взыскании, отказ в предоставлении какой-либо информации и т. д.) могут быть обжалованы сразу в судебном порядке. Согласно введенной норме с 1 января 2014 года налогоплательщик обязан до обращения в суд обжаловать документ либо действия (бездействие) должностных лиц в вышестоящий налоговый орган.

Данные изменения налогового законодательства не стоит воспринимать как ущемление прав налогоплательщиков, их ограничение либо попытку законодателя затянуть сроки восстановления нарушенных прав. Обязательность прохождения стадии досудебного урегулирования споров будет стимулировать налогоплательщиков к разрешению возникших конфликтов в сфере налогообложения внутри системы налоговых органов, позволит существенно уменьшить количество рассматриваемых споров в судах и расширит возможности налогоплательщиков в реализации их прав и законных интересов. Так, после введения с 2009 года обязательного досудебного порядка обжалования решений по результатам налоговых проверок количество судебных споров, связанных с применением налогового законодательства, уменьшилось почти наполовину. Использование механизма досудебного урегулирования также позволяет снизить как материальные, так и временные затраты налогоплательщиков при несогласии с актами либо действиями (бездействием) налоговых органов.

Кроме того, обязательное досудебное обжалование в налоговой сфере — мировая тенденция. По рекомендациям ОЭСР административный порядок должен обязательно предшествовать судебному, то есть сначала налогоплательщику необходимо предпринять попытку восстановить свои права в административном порядке и только потом идти в суд.

Применение такого подхода позволит налоговым органам доводить до суда лишь дела по методологическим вопросам (различное толкование норм НК РФ) и дела, связанные с выявлением схем ухода от налогообложения. Иные категории жалоб будут отсеиваться на стадии обжалования в вышестоящем налоговом органе.

Отказ в рассмотрении жалобы.

Еще одно важное изменение законодательства, которое введено Законом № заключается в том, что в НК РФ включена статья 139.3, в которой предусмотрено право вышестоящего налогового органа на оставление жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения и оговорены основания для этого. Ранее по данному вопросу у налоговых органов зачастую возникали разногласия с налогоплательщиками. Так, по мнению заявителей, поскольку в НК РФ не было предусмотрено право налогового органа на отказ в рассмотрении жалобы, он обязан рассмотреть ее по существу. Налоговые органы придерживались позиции, согласно которой для рассмотрения жалоба должна быть оформлена с соблюдением требований действующего законодательства. В Новгородской области налоговики отказывали в рассмотрении жалобы, если она была подписана доверенным лицом налогоплательщика, а в приложениях к жалобе отсутствовала надлежаще оформленная доверенность на представление интересов налогоплательщика. К примеру, в доверенности отсутствовали печать организации и подпись лица, уполномоченного на заверение документов, при представлении интересов физических лиц и индивидуальных предпринимателей доверенность не была заверена нотариально, отсутствовала дата выдачи доверенности. В Новгородской области судебная арбитражная практика по данному вопросу складывалась в пользу налоговых органов, но в других регионах РФ зарегистрированы случаи, когда суды становились на сторону налогоплательщиков. С введением статьи 139.3 Налогового кодекса эта проблема разрешилась, что позволило снизить количество судебных споров по данному основанию.

. и другие изменения в Налоговом кодексе

В статье 140 НК РФ закреплено право вышестоящего налогового органа выносить новое решение в случае установления нарушений процедуры рассмотрения материалов проверки, допущенных нижестоящим налоговым органом, а также право на отказ в рассмотрении документов, не представленных в ходе проведения налоговой проверки без уважительных причин. Это ограничит возможности налогоплательщиков злоупотреблять правом на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки и представления возражений (пояснений), а также правом на представление документов на любой стадии обжалования. Увеличение срока на подачу жалоб (апелляционных жалоб), закрепленное в статьях 138 и 139 НК РФ, до одного года по жалобам, до одного месяца по апелляционным жалобам позволит налогоплательщикам более эффективно и грамотно подготовиться к защите своих интересов, компетентно изложить в жалобе собственную позицию, успеть проконсультироваться со специалистами. Сокращение срока рассмотрения вышестоящим налоговым органом жалоб на действия (бездействие), а также на ненормативно-правовые акты, за исключением решений по результатам налоговых проверок, с одного месяца до 15 дней позволит в кратчайшие сроки восстановить права заявителя при их нарушении и повысить оперативность взаимодействия между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Изменения, внесенные в Налоговый кодекс, являются итогом многолетней работы и призваны урегулировать ранее спорные вопросы, более четко определить права и обязанности как налогоплательщиков, так и налоговых органов и приблизить существующую систему досудебного урегулирования к процессуальным нормам, закрепленным в соответствующих кодексах.

в случае если нижестоящим налоговым органом допущены существенные нарушения законодательства, которые привели к удовлетворению жалобы налогоплательщика, проводятся служебные проверки в отношении виновных должностных лиц.

Перечень услуг налогового юриста от нашего агентства

Мы поможем с досудебным и судебным урегулированием любых вопросов проконсультируем, подготовим документы и жалобы, представим интересы в суде.

Добавить комментарий