Оскорбление военнослужащего: законодательное регулирование административной и уголовной ответственности, сбор доказательств

Куда обращаться, чтобы призвать к ответу злоумышленника?

Написать заявление об оскорблении военнослужащего можно в любом полицейском участке. Однако оно будет перенаправлено в военную прокуратуру. Дела по статье 336 УК РФ рассматривают военные суды. Поэтому потерпевший может сразу подать заявление в военно-следственный отдел или самостоятельно инициировать рассмотрение дела в военном суде.

К ним могут относиться:

  • Показания свидетелей.
  • Аудио или видеозаписи устных высказываний.
  • Документы, подтверждающие оскорбления, нанесённые в письменной форме.
  • Иные доказательства, которые помогут следствию установить факт совершения преступления.

Ограничение на несение военной службы до 12 мес.

Дисциплинарная, административная, материальная и уголовная ответственность военнослужащих за правонарушения

Согласно ст. 28 Федерального закона 1998 г. № 76-ФЗ “О статусе военнослужащих” военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в зависимости от характера и тяжести совершенного им правонарушения привлекается к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в соответствии с указанным Федеральным законом и другими федеральными законами.
Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, имеет право давать объяснения, представлять доказательства, пользоваться юридической помощью защитника с момента принятия судьей гарнизонного военного суда решения о назначении судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке, а в случае задержания в связи с совершением грубого дисциплинарного проступка – с момента задержания, знакомиться по окончании разбирательства со всеми материалами о дисциплинарном проступке, обжаловать действия и решения командира, осуществляющего привлечение его к дисциплинарной ответственности. Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в отношении которого ведется производство по материалам о грубом дисциплинарном проступке, также имеет право участвовать в судебном рассмотрении указанных материалов.

Следует учитывать, что согласно п. 8 ст. 28.2. Федерального закона 1998 г. № 76-ФЗ “О статусе военнослужащих” военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по истечении одного года со дня совершения дисциплинарного проступка (срок давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности), в том числе в случае отказа в возбуждении в отношении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, уголовного дела или прекращения в отношении его уголовного дела, но при наличии в его действии (бездействии) признаков дисциплинарного проступка. Согласно этой же статье привлечению военнослужащего к дисциплинарной ответственности должно предшествовать разбирательство. Срок разбирательства не должен превышать 10 суток с момента, когда командиру стало известно о совершении военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, дисциплинарного проступка. Таким образом, течение указанного срока давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности должно исчисляться со дня, когда соответствующему командиру (начальнику) стало известно о совершенном подчиненным проступке (нарушении).

В соответствии со ст. 2.5. Кодекса об административных правонарушениях за административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 указанной статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность. За административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.1 – 5.26, 5.45 – 5.52, 5.56, 6.3, 7.29 – 7.32, 7.32.1, главой 8, статьей 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главой 12, статьей 14.9, частью 3 статьи 14.32, главами 15 и 16, статьями 17.3, 17.7 – 17.9, частями 1 и 3 статьи 17.14, статьями 17.15, 18.1 – 18.4, частями 2.1, 2.6 статьи 19.5, статьями 19.5.7, 19.7.2, частью 5 статьи 19.8, статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) и частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, лица, указанные в части 1 настоящей статьи, несут административную ответственность на общих основаниях.

Таким образом, в случае нарушения Правил дорожного движения военнослужащие привлекаются к административной ответственности наравне с другими гражданами, то есть на общих основаниях, однако следует помнить, что дела о таких правонарушениях рассматриваются военными судами. В этой связи представляет интерес позиция Президиума ВС РФ сформулированная в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за I квартал 2007 года (см. Постановление по делу № 45-АФ07-49) согласно которой, “сокрытие информации о прохождении военной службы при составлении протокола об административном правонарушении не является в последующем основанием для признания решения суда о привлечении к административной ответственности, вынесенным с нарушением правил подсудности) (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации № 10 октябрь 2007 г. С. 21). Таким образом, не стоит скрывать перед судом или лицом, составляющим протокол о совершении правонарушения, что Вы являетесь военнослужащим, в надежде, что вынесенное постановление будет считаться незаконным. Напротив, согласно Постановлению судьи Верховного Суда РФ от 25.12.2015 г. № 13-АД15-8 решение по делу об административном правонарушении, совершенном военнослужащим, вынесенное не военным судом, если суду было известно о том, что предполагаемый нарушитель является военнослужащим, подлежит отмене, а производство по делу – прекращению, поскольку истек срок давности привлечения к административной ответственности. (Кстати, если Вы попали в ДТП, Вам не платит страховая компания, не выплатила страховое возмещение в полном объеме или тянет с выплатой страхового возмещения, Вы можете пройти по ссылке и почерпнуть много полезной информации по этому вопросу.).

Во всех остальных случаях, кроме тех, что указаны в ч. 2 ст. 2.5 Кодекса об административных правонарушениях военнослужащие совершившие административные правонарушения, привлекаются к ответственности в соответствии с Дисциплинарным Уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, также как и в случае совершения ими дисциплинарного проступка.

К гражданско-правовой ответственности военнослужащий привлекается в общем порядке, без каких-либо особенностей, в случаях, порядке и размерах, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, когда им, например, не при исполнении обязанностей военной службы причинен материальный ущерб (например, при ДТП) или моральный вред третьим лицам, не исполнены какие-либо обязательства, принятые на себя по договору (сделке), либо им без правовых оснований приобретено (сохранено) имущество, включая деньги.

Федеральным законом от 12.07.1999 N 161-ФЗ “О материальной ответственности военнослужащих” установлено, что военнослужащие, причинившие ущерб при исполнении обязанностей военной службы, несут материальную ответственность, по общему правилу, в ограниченном размере. Это означает, что в большинстве случаев военнослужащему, виновному в причинении ущерба, не придется в полном объеме возмещать причиненный им ущерб, размер материальной ответственности военнослужащего, как правило, ограничен 1, 2, 3 окладами месячного денежного содержания и надбавками за выслугу лет. Военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен:
– военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей;
– действиями (бездействием) военнослужащего, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;
– в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;
– умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в медицинских организациях военнослужащих, пострадавших в результате этих действий;
– военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние опьянения.
Военнослужащие, причинившие ущерб не при исполнении обязанностей военной службы, несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

К уголовной ответственности военнослужащие привлекаются как в случаях совершения ими преступлений, за которые Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность для всех остальных граждан, так и в случае совершения ими преступлений, за которые привлекаются к уголовной ответственности только военнослужащие.

Так, например, согласно ст. 337 УК РФ признается уголовным преступлением самовольное оставление военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или медицинской организации продолжительностью свыше двух суток, а военнослужащим, проходящим военную службу по контракту – продолжительностью свыше десяти суток.

Если у Вас есть вопросы к военному юристу, касающиеся привлечения военнослужащего к дисциплинарной, административной или материальной ответственности, обращайтесь к нам.

Нужна помощь военного юриста?

Нужна профессиональная юридическая консультация на человеческом языке?

Нужен образец заявления, иска в суд?

Звоните: +7-925-055-82-55 (Мегафон Москва), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва)

Мы будем признательны, если Вы окажете помощь в развитии нашего сайта:

9, частью 3 статьи 14.

Оскорбление военнослужащего при исполнении им служебных обязанностей

За умышленное унижение чести и достоинства одного военнослужащего другим военнослужащим во время исполнения обязанностей по военной службе, виновное лицо подпадает под ответственность согласно пункту 1 статьи 336 УК РФ.

Виновный может понести такое наказание:

  • ограничение по военной службе сроком до полугода;
  • содержание осужденного в дисциплинарной воинской части сроком до 6 месяцев.

ограничение по военной службе сроком до 12 месяцев;.

Статья 336. Оскорбление военнослужащего

1. Оскорбление одним военнослужащим другого во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы –
наказывается ограничением по военной службе на срок до шести месяцев или содержанием в дисциплинарной воинской части на тот же срок.

2. Оскорбление подчиненным начальника, а равно начальником подчиненного во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы –
наказывается ограничением по военной службе на срок до одного года или содержанием в дисциплинарной воинской части на тот же срок.

Если военнослужащий в процессе оскорбления причиняет другому военнослужащему вред здоровью любой степени тяжести, содеянное перерастает в более тяжкое преступление и квалифицируется по соответствующей специальной норме.

Правовая основа

Вводя ответственность за оскорбления, законодатель руководствовался принципом верховенства гражданских прав над «казарменным» порядком. Закрепление уважения чести и достоинства военнослужащих происходит в нормах статьи 16 Устава ВС РФ:

дорожить воинской честью и боевой славой Вооруженных Сил, своей воинской части, честью своего воинского звания и войсковым товариществом, с достоинством нести высокое звание защитника народа Российской Федерации.

Уставом четко регламентируется форма обращения, порядок взаимодействия служащих ВС РФ во избежание недопонимания. Дополнительно разъясняются принципы уважения чести в статье 19 Устава ВС РФ:

Военнослужащий обязан уважать честь и достоинство других военнослужащих, выручать их из опасности, помогать им словом и делом, удерживать от недостойных поступков, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательства, содействовать командирам (начальникам) и старшим в поддержании порядка и дисциплины. Он должен соблюдать правила воинской вежливости, поведения, выполнения воинского приветствия, ношения военной формы одежды и знаков различия.

При нарушении регламентированного порядка поведения, если военнослужащий оскорбил сослуживца или начальника, то он несёт уголовную ответственность.

Читайте также:  Как пенсионеру МВД получить путевку в санаторий бесплатно в 2020 году

ВАЖНО! Для того чтобы поступок был квалифицирован как преступление, необходимо, чтобы событие произошло в ходе выполнения воинской обязанности. При оскорблении вне службы деяние должно быть квалифицировано как дисциплинарный проступок, тогда оскорбивший понесёт дисциплинарное наказание.

В гражданских взаимоотношениях.

Особенности правонарушения

Уголовное дело можно возбудить, если сам потерпевший сочтет себя оскорбленным. Нарушитель будет наказан, если суд сделает вывод, что повод для обращения является достаточно серьезным.

Важно! Честь и достоинство офицера оскорбить можно только действием – унижение, плевок, пощечина – в форме бездействия оно не выражается. Под статью УК РФ попадают особо унизительные оценки потерпевшего, т.е. действия, нарушающие нормы поведения, устоявшиеся в обществе.

Судья оценивает, имеется ли оскорбление на основании личного восприятия военного, и выносит свой вердикт. Нельзя исключить, что военный может преувеличивать вред, причиненный его чести и достоинству. Реакция зависит от характера человека: кто-то может воспринять насмешки как шутку, а другой – оскорбиться и подать заявление в суд. Вывод о том, будет применяться статья 336 УК РФ или нет, зависит от того, какие нормы морали являются приоритетными в обществе. Например, в словах «дурак» или «нахал» судьи признаков уголовно наказуемого деяния не усматривают.

действия, нарушающие нормы поведения, устоявшиеся в обществе.

Ответственность военнослужащих за преступления против военной службы

ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятия по общественно-государственной подготовке с военнослужащими войсковой части

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Изъятие имущества у осужденных

Приказ Министра обороны РФ №680 «Об утверждении Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими» регулирует наличие имущества у лица и процедуру его изъятия.

Прибывая в дисциплинарную часть, уполномоченное лицо должно составить опись вещей, находящихся с собой у военнослужащего. Данная опись составляется в трех экземплярах для:

  • Дисциплинарной части.
  • Части, откуда он прибыл.
  • Военной полиции.

После все вещи сдаются начальником конвоя в штаб части, где они хранятся в опечатанном сейфе.

Какие вещи можно иметь при себе.

Особенности административной ответственности военнослужащих

А.В. Кудашкин, доктор юридических наук, профессор, профессор Военного университета.

Административная ответственность военнослужащих установлена ст. 2.5 КоАП РФ “Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания” (в редакции Федерального закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих” от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ), а также рядом иных статей КоАП РФ.

Административная ответственность по общему правилу наступает за административные правонарушения.

Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные КоАП РФ, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности.

Особенность ответственности военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы, за административные правонарушения заключается в том, что по общему правилу за них военнослужащие несут дисциплинарную ответственность, и только в порядке исключения за административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, для военнослужащих наступает административная ответственность.

Административная ответственность военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы, на общих основаниях согласно КоАП РФ наступает за следующие правонарушения:

  • административные правонарушения, посягающие на отдельные права граждан (ст. ст. 5.1 – 5.26);
  • за нарушение законодательства о выборах и референдумах (ст. ст. 5.45 – 5.52, 5.56);
  • за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3);
  • за административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8);
  • за нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (ст. 11.16 – в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов, поскольку в ином случае наступает дисциплинарная ответственность);
  • за административные правонарушения в области дорожного движения (гл. 12);
  • за административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15);
  • за административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (гл. 16);
  • за невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7);
  • за некоторые административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации (ст. ст. 18.1 – 18.4);
  • за нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4 – в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов, поскольку в ином случае наступает дисциплинарная ответственность).

В случае, когда административное правонарушение совершено военнослужащим или лицом, призванным на военные сборы, за исключением вышеперечисленных случаев, когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности (ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ).

В указанном случае постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении со всеми материалами дела в течение суток с момента вынесения постановления направляется в воинскую часть, орган или учреждение по месту военной службы (службы) или месту прохождения военных сборов лица, совершившего административное правонарушение, для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности (ч. 2 ст. 28.9 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ). В остальных случаях военнослужащий может быть привлечен к административной ответственности, но без применения к нему административного ареста (ст. 3.9 КоАП РФ).

Освобождение от административной ответственности. Не подлежит административной ответственности лицо, хотя и совершившее административное правонарушение, за которое предусмотрена административная ответственность, но действовавшее в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, угрожавшей государственному или общественному порядку, собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный.

Не подлежит административной ответственности лицо, хотя и совершившее административное правонарушение, за которое предусмотрена административная ответственность, но действовавшее в состоянии необходимой обороны, т.е. при защите государственного или общественного порядка, собственности, прав и свобод граждан, установленного порядка управления от противоправного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.

Также не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие хронического либо временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

При малозначительности совершенного административного правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 КоАП РФ). Военнослужащие в таком случае не привлекаются и к дисциплинарной ответственности.

За совершенное правонарушение лицо, его совершившее, может быть подвергнуто административному взысканию.

Административное взыскание является мерой ответственности и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов, уважения к правилам общежития, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

При установлении в действиях гражданина признаков административного правонарушения компетентными представителями государственных органов составляется протокол об административном правонарушении с указанием в нем даты и места его составления, должности, фамилии, имени и отчества лица, составившего протокол, сведений о личности нарушителя, места, времени совершения и существа административного правонарушения, нормативного акта, предусматривающего ответственность за это правонарушение, фамилий и адресов свидетелей, объяснений нарушителя, а при необходимости и иных сведений.

Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение; при наличии свидетелей протокол может быть подписан также и этими лицами. В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола в нем делается запись об этом.

Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания, которые прилагаются к протоколу. При составлении протокола нарушителю должно быть разъяснено, что он вправе: знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката, выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство, обжаловать постановление по делу.

Протокол об административном правонарушении направляется органу или должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административном правонарушении.

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие виды административных наказаний (ст. 3.2 КоАП РФ):

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • дисквалификация.

В ранее действовавшей редакции ст. 2.5 КоАП РФ к военнослужащим и гражданам, проходившим военные сборы, не могли быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.

С 1 января 2007 г. с принятием Федерального закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих” от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ действуют следующие ограничения по применению административных взысканий:

  • административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (ст. 3.5 КоАП РФ). Указанное исключение не касается офицеров, призванных на военную службу, а также лиц, призванных на военные сборы;
  • административный арест не может быть применен ко всем категориям военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы (ст. 3.9 КоАП РФ). В то же время к ним в этом случае может быть применен дисциплинарный арест;
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим – иностранным гражданам (ст. 3.10 КоАП РФ).
Читайте также:  Список отделов ПФР городской округ Оренбург, Оренбургская область. Адреса, телефоны, официальный сайт, время приёма

Лишение военнослужащих права управления транспортными средствами является лишением физического лица специального права (ст. 3.2 КоАП РФ), которое назначается судьей (ст. 3.8 КоАП РФ).

В то же время в отдельных случаях у военнослужащих может быть изъято водительское удостоверение на месте совершения административного правонарушения, т.е. до назначения судом указанного наказания.

Согласно ст. 27.10 (ч. 3) КоАП РФ при совершении административного правонарушения, влекущего лишение права управления транспортным средством соответствующего вида, у водителя, судоводителя, пилота изымается до вынесения постановления по делу об административном правонарушении водительское удостоверение, удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), удостоверение судоводителя, удостоверение пилота и выдается временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующего вида до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное выдворение могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий; другие административные взыскания могут применяться только в качестве основных.

За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание.

Предупреждение как мера административного взыскания выносится в письменной форме. В предусмотренных законодательством случаях предупреждение оформляется иным установленным способом.

Штраф есть денежное взыскание, налагаемое за административные правонарушения в случаях и пределах, предусмотренных законом, выражающееся в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному законодательством Российской Федерации на момент окончания или пресечения правонарушения, а также в величине, кратной стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества либо размеру незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения. Штраф устанавливается в пределах от 1/10 до 10000 минимальных размеров оплаты труда (ст. 3.5 КоАП РФ).

Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным предметом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательными актами. Конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов, других орудий охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Сроки. Лишение специального права, предоставленного гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты), применяется на срок до двух лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Срок лишения такого права не может быть менее одного месяца.

Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении – двух месяцев со дня его обнаружения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

Если лицо, подвергнутое административному взысканию, в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, то это лицо считается не подвергавшимся административному взысканию.

Пределы привлечения к административной ответственности. Взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение. При наложении взыскания учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:

  • раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  • предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
  • совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
  • совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:

  • продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
  • повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ;
  • вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
  • совершение административного правонарушения группой лиц;
  • совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  • совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать указанные выше обстоятельства отягчающими.

Перечисленные обстоятельства не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.

Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности.

Ответственность военнослужащих за совершение коррупционных правонарушений

Опубликовано 13.03.2015 10:08:13

В современной юридической науке под правонарушением понимается деяние (действие либо бездействие) лиц, нарушающие конкретные нормы права. Правонарушения обладают рядом общих признаков, к которым относят общественную опасность (общественную вредность) и противоправность.

Любое нарушение имеет четко определенный состав, отсутствие которого исключает возможность производства по любой категории дел и привлечение субъекта правонарушения к юридической ответственности.

Под коррупционными правонарушениями на военной службе понимаются противоправные виновные деяния (действия или бездействия), связанные с правомерным или не правомерным использованием военнослужащими предоставленных им должностных полномочий в целях получения выгоды (денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иные имущественные права для себя или для третьих лиц), вопреки законным интересам общества и государства.

Военнослужащие, как и любые должностные лица, за коррупционные правонарушения несут уголовную, гражданско-правовую, административную и дисциплинарную ответственность. Одним из определяющих элементов этой классификации является степень общественной опасности, которая позволяет разграничить юридическую ответственность на виды и определить соответствующие санкции.

К коррупционным преступлениям можно отнести виновно совершенные общественно опасные деяния, запрещенные уголовным законом под угрозой наказания, связанные с использованием военнослужащими предоставленных им должностных полномочий в целях получения выгоды.

Ключевым моментом в совершении военнослужащим коррупционного преступления являются его корыстные побуждения вопреки интересам общества и государства, связанные с использованием этим военнослужащим своих должностных полномочий.

К примеру, в 2006-2012 годах начальник жилищной группы отделения морской инженерной службы при посредничестве военнослужащего одной из воинских частей с использованием должностных полномочий получил взятки от значительного числа военнослужащих гарнизона за содействие в получении служебного жилья. Приговором суда виновным лицом назначено наказание в виде лишения свободы и штрафа.

Административным коррупционным правонарушением считается противоправное, виновное действие (бездействие), за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность и которое неразрывно связано с использованием военнослужащим предоставленных ему законом полномочий в целях получения противоправной выгоды.

В отличии от уголовного законодательства такие правонарушения характеризуются меньшей степенью общественной опасности, не содержат признаков преступления, но также характеризуются заинтересованностью военнослужащего в совершении правонарушения в целях собственной выгоды.

К таким правонарушениям можно отнести мелкое хищение чужого имущества путем мошенничества, присвоения или растраты, несоблюдения порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд, заключения контрактов, нецелевое использование бюджетных средств, невыполнение законного предписания (постановления, представления, решения) осуществляющего государственный надзор (контроль) органа (должностного лица), незаконное вознаграждение и другие.

Так, участковый лесничий Хвойного лесничества Минобороны России, используя свое должностное положение, в целях получения личной материальной выгоды без оформления каких-либо документов предоставил в пользование стороннему лицу нежилое помещение хранилища. По результатам рассмотрения возбужденного военным прокурором дела административном правонарушении за нарушение порядка распоряжения находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда лесничий судом привлечен к административной ответственности в виде штрафа.

Под коррупционным дисциплинарным проступком понимаются действия военнослужащего, нарушающего воинскую дисциплину в корыстных целях, то есть в целях собственной выгоды, при этом не влекущие за собой уголовной или административной ответственности.

Особого внимания в данном случае заслуживают актуальные нововведения в законодательство о военной службе, предусматривающие такие основания увольнения военнослужащих, как утрата доверия и нарушение запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы.

В г. Северодвинске выявлены двоя военнослужащих, которое в нарушение установленных законодательством ограничений и запретов в 2012-2014 годах оказывали неопределенному кругу лиц услуги по мойке автомобилей. В результате принятых мер реагирования за совершение коррупционного правонарушения «предприниматели в погонах» представлены к увольнению.

К коррупционным правонарушениям, влекущим гражданско-правовую ответственность военнослужащих, относятся нарушение правил дарения, а также нарушения порядка предоставления услуг. Также гражданско-правовая ответственность за коррупционные правонарушения может возникать из гражданско-правовых договоров, таких как государственные контракты, договоры подряда со сторонними организациями и другие.

При исполнении государственного контракта должностные лица корабля подписали фиктивные акты о выполнении работ по замене энергетического оборудования. Помимо привлечения виновных лиц к уголовной ответственности причиненный в сумме более 10 млн. руб. материальный ущерб подлежит возмещению в порядке гражданского судопроизводства.

Читайте также:  Исковое заявление о признании недействительным свидетельства о праве на наследство. Скачать образец иска. Актуальность 2020 год

По всем выявленным коррупционным правонарушениям осуществлено прокурорское реагирование. Виновные лица привлечены к ответственности.

материальный ущерб подлежит возмещению в порядке гражданского судопроизводства.

Административное правонарушение военнослужащего

Здравствуйте, я курсант совершил административное правонарушение. Что мне может грозить? И как можно избежать чтобы ничего не узнали в учебном заведении

    административное правонарушение, военнослужащий
  • Поделиться

Ответы юристов ( 2 )

  • 9,9 рейтинг
  • 6109 отзывов эксперт

Если Вы не сообщали о том, что являетесь военнослужащим, то можете быть привлечены к административной ответственности на общих основаниях.

У полиции нет обязанности сообщать в Министерство обороны обо всех правонарушениях граждан.

Иногда командование запрашивает сведения на военнослужащих о привлечении к административной ответственности. Поэтому, могут узнать по прошествии времени.

С уважением! Г.А. Кураев

То есть если я курсант, а уже даже военнослужащий по контракту, то мне просто выпишут с суде штраф и в военное учреждение ничего не поступит?

  • 2188 ответов
  • 745 отзывов

Необходимо отметить, что КоАП РФ не содержит законодательных возможностей для привлечения военнослужащих к административной ответственности за нарушение законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

За административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом ВС РФ, за исключением административных правонарушений, за которые они несут ответственность на общих основаниях.

При этом к военнослужащим не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, обязательных работ, а к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, курсантам военных профессиональных образовательных организаций, военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы — в виде административного штрафа.
К материальной ответственности военнослужащие привлекаются за материальный ущерб, причиненный по их вине государству при исполнении обязанностей военной службы, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, административная ответственность военнослужащих наступает не за все совершенные ими административные правонарушения и в ряде случаев является ограниченной.

Ст. 2.5 КоАП РФ Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания

1. За административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.

2. За административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.1 — 5.26, 5.45 — 5.52, 5.56, 6.3, 7.29 — 7.32, 7.32.1, главой 8, статьей 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главой 12, статьей 14.9, частью 3 статьи 14.32, главами 15 и 16, статьями 17.3, 17.7 — 17.9, частями 1 и 3 статьи 17.14, статьями 17.15, 18.1 — 18.4, частями 2.1, 2.6 статьи 19.5, статьями 19.5.7, 19.7.2, частью 5 статьи 19.8, статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) и частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, лица, указанные в части 1 настоящей статьи, несут административную ответственность на общих основаниях.

Иногда командование запрашивает сведения на военнослужащих о привлечении к административной ответственности.

Статья 28.6. Обстоятельства, подлежащие выяснению при привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности. Доказательства и их оценка

Ст. 28.6 Закон о статусе военнослужащих в последней действующей редакции от 4 февраля 2014 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность, и обстоятельства, отягчающие дисциплинарную ответственность;.

Дисциплинарная и административная ответственность

Если нормы УК РФ действуют в отношении военных, то Кодекс об административных правонарушениях РФ применяется к военнослужащим частично. Основой для привлечения к дисциплинарной и административной ответственности является Дисциплинарный кодекс ВС РФ. КоАП РФ распространяет действие только за нарушения вне места службы.

Дисциплинарная ответственность наступает, когда происходит нарушение дисциплины и правопорядка. Административная ответственность возлагается за совершение правонарушений, которые характеризуются меньшей по сравнению с преступлениями общественной опасностью.

Отличительными особенностями привлечения служащих в армии лиц к ответственности можно назвать следующие:

  1. Слияние двух видов — административной и дисциплинарной, наказание назначается в соответствии с Дисциплинарным уставом.
  2. За один и тот же проступок возможно применение дисциплинарного взыскания и уголовного наказания одновременно., а также меры материального воздействия.
  3. Военным назначается не все виды наказаний, предусмотренные законом для обычных граждан.
  4. Соблюдение субординации – различие взысканий для рядового и офицерского состава, лиц, призванных в ряды вооруженных сил.

Общие положения ДС ВС РФ предусматривают полный перечень взысканий.

Что такое неуважение к власти

Закон о неуважении к власти вводит запрет на распространение информации, оскорбляющей человеческое достоинство, нормы нравственности и морали или выражающей неуважение к государству, его органам и символам, а также к народу.

Закон о неуважении к власти от 2019 года на самом деле не отдельный нормативно-правовой акт: он внес изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) и дополнил его новой ч. 3 ст. 20.1 КоАП. Указанная норма включена в раздел о мелком хулиганстве.

Хотя по Конституции власть в РФ принадлежит народу, закон от 2019 года трактует власть имущих несколько иначе. Первое лицо, которое защищено от оскорблений в интернете, это Президент. Большая часть возбужденных дел была связана именно с оскорблением Президента, второй по популярности причиной стало оскорбление судей.

Также по методике МВД к власти в России причислена Госдума, Совет Федерации, Правительство и суды. Муниципальные и региональные органы и лидеры под действие закона не подпадают, что отдельно подчеркивали в Госдуме. Также суды на практике отказывали в назначении наказания за оскорбления в адрес политической партии, а не отдельного депутата.

Президент В. Путин в своих разъяснениях подчеркнул, что закон в первую очередь направлен на защиту государственной символики, а не конкретных политиков. И по нему не будут привлекать к ответственности за критику власти, за чем он пообещал пристально следить.

Запрещены оскорбления и в адрес госсимволики. К таковой относится, например, Конституция, флаг, герб или гимн. Уже есть прецедент привлечения к ответственности россиянина, порвавшего Конституцию в знак протеста.

Субъектом преступления по ст. 20.1 КоАП может стать только гражданин в возрасте от 16 лет. На юрлиц ее положения не распространяются.

Публичное оскорбление представителя власти преследуется не только по КоАП, но и по ст. 319 Уголовного кодекса (УК). По этой статье наказать могут лицо, оскорбившее представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей. Данная норма не действует на случаи оскорбления в адрес судей и прокуроров. К уголовной ответственности могут привлечь исключительно физлицо, а потерпевшим может быть только сам представитель власти.

Также на основании ФЗ-149 от 2006 года «Об информации, информационных технологиях и защите информации» информация, которая содержит неприличные выражения, оскорбления достоинства и нравственности, может быть заблокирована, и доступ к ней может быть ограничен.

По этой статье наказать могут лицо, оскорбившее представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей.

Ответственность военнослужащих за коррупционные правонарушения

Что такое преступление с юридической точки зрения? Речь идет о действии или бездействии, приведшем к нарушению норм права. Как правило, правонарушение рассматривается, если действие гражданина наносит общественный вред, опасность и противоправность.

В данной статье мы рассмотрим такой юридический вопрос, как ответственность военнослужащих за преступления коррупционной направленности. Речь идет о действии или бездействии военного, которое в итоге приносит определенную ему выгоду посредством должностных полномочий, то есть, переходя за рамки законных интересов общества и государства в целом. О какой выгоде идет речь:

  • деньги;
  • ценности;
  • движимое и недвижимое имущество;
  • определенные услуги;
  • имущественные права для себя или для других граждан.

Военнослужащий – лицо должностное, потому будет нести ответственность за преступление коррупционного характера. Ответственность может быть уголовной, административной, гражданско-правовой или дисциплинарной. Наказание назначается, исходя из степени опасности, которую несет правонарушение со стороны военного человека. Далее уже рассматриваются определенные санкции.

Как мы уже говорили, военный совершает коррупционное преступление для собственной выгоды, и тем самым нарушает интересы граждан и государства при этом он использует свои должностные полномочия, которых у военнослужащего действительно хватает.

Как пример, довольно распространенное преступление. Военнослужащий, базирующийся в воинской части, сговаривается с начальником жилищной группы. Вместе они берут взятки с военных гарнизона, которым необходимо получить в обозримом будущем служебное жилье. Такое уже случалось неоднократно, да и вообще, хороший бизнес, да вот только опасный. За такой тип коррупционного преступления, военнослужащий будет лишен свободы и должен будет выплатить штраф.

Что касается административного преступления коррупционного характера, то здесь речь идет о противоправном действии или бездействии военнослужащего, приведшей к противоправной выгоде. Этот вид рассматривается в Кодексе РФ, как административное правонарушение со стороны военнослужащего, воспользовавшегося своим служебным положением ради собственной выгоды.

Но в этом случае преступление не несет такую серьезную опасность обществу и государству, потому его классифицируют, как административное. За него срок не дадут, но штраф, естественно, придется заплатить.

Административное преступление коррупционной направленности в большинстве случаев рассматривается, если военнослужащий совершил мелкое хищение чужого имущества, проводил какие-то махинации, мошенничество, присваивал, растрачивал и так далее. Сюда же относится и несоблюдение порядка закупок товара, работ и всего прочего.

Существует и такое понятие, как коррупционная дисциплинарная ответственность за проступок со стороны военнослужащего. Этот вопрос рассматривается, когда военный нарушает дисциплину, тем самым получает выгоду, но при этом этот проступок не рассматривается, как административный или тем более уголовный.

За дисциплинарный проступок максимум военнообязанный гражданин уволят по статье. И мотивацией послужит то, что лицу теперь нет доверия, ввиду нарушения определенных запретов, обязанностей или ограничений по военной дисциплине.

Гражданско-правовая ответственность наступает при совершении коррупционного нарушения со стороны военнослужащего, когда тот нарушает ряд определенных правил и теряет доверие со стороны сослуживцев. Военный может быть наказан по этой ситуации за составление договоров и государственных контрактов с иными конторами.

Каждый военнослужащий несет ответственность за преступления коррупционной направленности. За этим следит военная прокуратура, и она же назначает наказание нарушителю.

Как пример, довольно распространенное преступление.

Добавить комментарий