Экспертиза качества оказания медицинской помощи: как провести

Ответственность за ненадлежащее исполнение

В случае ненадлежащего оказания помощи врач пренебрегает своим долгом: не назначает анализы, не проводит обследования с помощью оборудования; ставит диагноз, не имея достаточной информации.

Законодатель не делает особой разницы между ненадлежащим выполнением обязанностей и их неисполнением. Врач будет нести ответственность за свои действия в зависимости от наступивших последствий.

Больница как юридическое лицо обязана компенсировать вред, причиненный ее работником. Наложенные страховщиком и Росздравнадзором штрафы не снимают обязанности с доктора или учреждения возмещать причиненный пациенту вред.

Работа врача в этом случае будет оплачиваться Фондом медицинского страхования.

Экспертная процедура по определению качества оказанной медпомощи

экспертизу для исследования случаев неоказания медицинских услуг либо оказание таковых в ненадлежащем качестве постановляют суды, органы дознания и следствия.

На основании официального постановления эксперт определяет задачи и цели конкретного исследования. Формулируются вопросы для решения в процессе экспертного исследования.

Следующий этап предусматривает ознакомление эксперта с материалами дела в полном объеме. Предоставляется вся медицинская документация и следственные данные. После тщательного изучения документации, производятся дополнительные исследования, а также оформляется экспертное заключение.

Официальное заключение является главным аргументом в суде. Эксперт персонально ответственный за содержание выводов и данных в заключении. Документ содержит подробное описание всех без исключения выполненных специалистом в ходе исследования действий, перечень изученных документов, компетентные выводы. Суд может вызвать эксперта непосредственно на рассмотрение дела для дачи показаний и объяснения выполненных действий, а также аргументации экспертных выводов.

устанавливается факт совершения врачебной ошибки; 2.

Экспертиза качестве медицинской помощи, оказанной по программе ОМС

Порядок проверки строго регламентирован.

Основными документами, которые используются при проверке, являются:

  • договор о предоставлении организацией услуг медицинского характера;
  • клинические протоколы и рекомендации. В протоколах подробно описан порядок действий медиков при различных заболеваниях;
  • нормативные документы.

Образцы заявлений о необходимости проведения проверки можно найти в Интернете.

Как проводится ЭКМП по ОМС.

Где проводится судебно-медицинская экспертиза?

Судебно-медицинская экспертиза в Российской Федерации входит в государственную систему органов здравоохранения и проводится в областных, краевых и республиканских бюро судебно-медицинской экспертизы, а также в их районных, межрайонных и городских отделениях. В структуру бюро СМЭ входят различные отделы (танатологический, организационно-методический, сложных экспертиз и др.), которые включают в себя отделения.

Отличие судебно-медицинской экспертизы от экспертизы качества медицинской помощи.

Целевая экспертная проверка

Целевую экспертизу КМП проводят на протяжении месяца после вручения финансовых счетов на оплату предоставленной врачебной помощи физлицу-страхователю ОМС. Подобную проверку проводят в таких ситуациях:

  • При получении возражений от физлица-страхователя ОМС на общедоступность и уровень предоставления услуг в медицинском учреждении;
  • При смерти больного в конкретной больнице;
  • При занесении инфекции и осложнении недуга у больного в условиях стационара;
  • При первичном получении группы инвалидности трудоспособным пациентом больницы или ребенком до 18 лет;
  • При повторной жалобе пациента медицинского учреждения по поводу 1 недуга.

Причем проверку КМП проводят на протяжении 15 суток, если застрахованному физлицу оказана некачественная амбулаторная помощь в поликлинике, на протяжении 30 суток — при вторичной госпитализации. Если с момента вызова врача прошло 24 часа и больному стало хуже, то экспертизу проводят при вторичном вызове скорой помощи.

При повторной жалобе пациента медицинского учреждения по поводу 1 недуга.

Процедура осуществления экспертизы при неоказании медицинской помощи, определения качества и объема медицинской помощи

Судебно-медицинская экспертиза при неоказании медицинской помощи, определения качества и объема медицинской помощи производится по постановлению судебных органов, а также органов следствия и дознания. При получении соответствующего постановления эксперт определяет цели и задачи предстоящего исследования. Также составляется перечень вопросов, на которые должен ответить эксперт в процессе осуществления исследования.

На следующем этапе эксперт знакомится со всеми имеющимися материалами дела. Для проведения данной экспертизы специалисту представляют всю медицинскую документацию, а также – при необходимости – следственные данные. Эксперт тщательно изучает документы, проводит ряд дополнительных исследований, после чего переходит к составлению экспертного заключения.

Экспертное заключение – главный документ, который подписывается экспертом и имеет доказательную силу в суде. Эксперт несет персональную ответственность за содержащиеся в заключении данные. В данный документ заносится подробное описание всех выполненных специалистом действий, список изученных документов и все экспертные выводы. Впоследствии эксперт может быть вызван в суд для дачи показаний с целью объяснения выполненных им действий и обоснования сделанных выводов.

Судебно-медицинская экспертиза при неоказании медицинской помощи, определения качества и объема медицинской помощи производится по постановлению судебных органов, а также органов следствия и дознания.

Экспертиза качества оказания медицинской помощи

Экспертиза качества оказания медицинских услуг являются важнейшим аспектом получения населением надлежащей медицинской помощи.Дефекты оказания медицинской помощи могут стать основанием для привлечения медицинского работников к различным видам юридической ответственности: уголовной, гражданско-правовой, административной и дисциплинарной. Любой врач должен четко знать не только свои права и обязанности, но и права пациента при оказании ему медицинской помощи, а также иметь представление о той ответственности, которую он несет за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих профессиональных обязанностей.

В нашей стране длительное время отсутствовала правовая регламентация деятельности медицинских работников. Определенные изменения в обществе, прогресс медицины, появление наряду с государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, ставят на более высокую ступень потребность совершенствования и других, связанных с медицинской деятельностью отраслей общественных отношений, в том числе и права.

Дефекты оказания медицинской помощи могут стать основанием для привлечения медицинского работников к различным видам юридической ответственности: уголовной, гражданско-правовой, административной и дисциплинарной. Любой врач должен четко знать не только свои права и обязанности, но и права пациента при оказании ему медицинской помощи, а также иметь представление о той ответственности, которую он несет за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих профессиональных обязанностей.

Экспертиза качества оказания медицинских услуг являются одной из наиболее сложных и ответственных среди других видов судебно-медицинских экспертиз. Наибольшие трудности возникают при анализе дефектов оказания медицинской помощи и установлении степени их влияния на неблагоприятный исход болезни. Компетентное заключение судебно-медицинской экспертизы позволяет следствию и суду дать правовую оценку действиям медицинского работника, определить степень ответственности и, при наличии вины, меру ответственности наказания.

Дефекты ведения первичной медицинской документации

Поскольку первичная медицинская документация является основным документом экспертной оценки наличия или отсутствия дефектов оказания медицинской услуги, то выявление дефектов ее ведения не является самоцелью. Характер и степень выявленных дефектов ведения медицинской документации является кардинальным моментом в решении вопроса о возможности оценки дефектности оказания самой медицинской услуги.

В случае, когда дефекты ведения первичной медицинской документации отсутствуют или они имеют ограниченный, несущественный характер, не возникает препятствий к объективной оценке качества оказания медицинской помощи. Когда же дефекты существенны, то объективная оценка, какого-либо из этапов оказания медицинской помощи или оказания ее в целом становится затруднительной или практически невозможной. В этих случаях первичная медицинская документация утрачивает одну из своих главных составляющих – юридическую.

Требование надлежащего ведения первичной медицинской документации регламентировано как соответствующим приказом и инструкциями, функциональными обязанностями медицинских работников и, наконец, обычаями и традициями делового оборота, сложившегося в области медицинской науки и клинической практики. Дефекты ведения медицинской документации всегда свидетельствует о недобросовестном, небрежном, т. е. ненадлежащем отношении медицинского персонала к своим служебным обязанностям, о пренебрежении реальной возможности оформить медицинский документ надлежащим образом.

В случаях, когда грубые дефекты ведения первичной медицинской документации не позволяют оценить качество оказания самой медицинской услуги, в виду утраты доказательной базы возможного правонарушения, это влечет существенное нарушение прав и законных интересов пациента. В этом случае может и должна наступать уголовная ответственность по статье 293 УК РФ – халатность.

Конечно, имеется существенная разница при экспертной оценке ведения первичной медицинской документации, в зависимости от имеющих место дефектов. Неполнота заполнения паспортной части документации, к примеру, отсутствие указаний на место проживания больного, естественно, не вызывает положительных человеческих эмоций у проверяющих. Кстати, в системе обязательного страхования даже такие дефекты влекут за собой штрафные санкции со стороны страховщика – страховой медицинской организации /Письмо ФОМС России от 28. 06. 1994 N 3-1354/. Вместе с тем, надлежащее ведение медицинской документации может явиться достаточной доказательной базой для экспертного заключения об отсутствии дефектов при оказании медицинской помощи и тем самым способствовать защите чести и достоинства медицинского работника при необоснованных претензиях, жалобах и исках.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДЕФЕКТОВ ОКАЗАНИЯ

МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

В связи с введением в ГК новационной дефиниции «услуга», суть которой состоит в совершении определенных действий или осуществлении определенной деятельности, возникает вопрос о возможности и характере применения к услуге таких понятий и норм, как надлежащее качество, явные и скрытые недостатки, существенные недостатки, сроки их обнаружения и устранения, сроки исковой давности и тому подобное.

Основные потребительские требования к качеству услуг предусмотрены в государственных стандартах РФ. Однако эти требования имеют различную юридическую силу. Предоставляемые услуги должны удовлетворять требованиям безопасности. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 1. 0-92 определяет безопасность как «… отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба». Требование по безопасности услуг является обязательным для всех исполнителей. Другие характеристики и нормы качества услуг носят рекомендательный характер и не имеют обязательной юридической силы.

Всемирная Организация Здравоохранения дает следующее определение качественной медицинской помощи: «Каждый пациент должен получать такой комплекс диагностической и терапевтической помощи, который бы привел к оптимальным для здоровья пациента результатам в соответствии с уровнем медицинской науки и такими биологическими факторами, как его возраст, заболевания, сопутствующий вторичный диагноз, реакция на возможное лечение и другие родственные факторы; при этом для достижения такого результата должны быть привлечены минимальные средства, риск дополнительного травмирования или нетрудоспособности, должен быть минимальным; пациент должен получать максимальное удовлетворение от процесса оказания медицинской помощи, оптимальным должно быть и взаимодействие пациента с системой медицинской помощи, а также полученные результаты».

Читайте также:  Можно ли получить или поменять паспорт в МФЦ без прописки

Государственная Дума РФ в своем постановлении от 27 января 1999 года так определяет качество медицинской помощи: «Совокупность свойств, характеризующих медицинские технологии и результаты их применения, соответствие медицинской помощи современному уровню медицинской науки, стандартам качества медицинской помощи, установленными федеральным органом исполнительной власти в области и здравоохранения, и потребностям пациента».

Таким образом, главным критерием качества является надлежащее исполнение медицинской услуги, что и должно являться предметом выяснения. Ненадлежащим образом оказанная медицинская услуга является всегда некачественной.

Следует согласиться с А. В. Тихомировым /1998/, что при оценке качества оказания медицинской помощи следует руководствоваться обычаями медицинской практики, то есть проверенными практикой непреложными истинами медицинской профессии, общепризнанными и общепринятыми правилами медицины, либо передаваемыми устно или наглядно между коллегами по профессии, либо изложенными в источниках информации. Источниками информации могут быть специальные правила, инструкции, акты профессиональных объединений носителей медицинских специальностей, ссылка на которые может содержаться в законе, и, наконец, в стандартах оказания медицинской помощи.

Такие стандарты разрабатываются Министерством здравоохранения РФ, комитетами по здравоохранению субъектов Федерации, а также некоторыми крупными лечебно-профилактическими учреждениями России. В последние годы стандарты оказания медицинской помощи созданы как для отдельных носителей медицинской специальности – акушеров-гинекологов /Приказ Минздрава России 5. 11. 98 г. № 323 «Об отраслевых стандартах объемов акушерско-гинекологической помощи»/, хирургов /Приказ Комитета здравоохранения администрации СПб № 26-п от 25. 01. 2001г. “0 единой хирургической тактике и диагностике и лечения острых заболеваний брюшной полости”/, так и для оказания стационарной медицинской помощи в целом. Так Центральной Медико-Санитарной Частью – 122 М3 РФ в 1999 году разработаны «Стандарты оказания стационарной медицинской помощи». В них дается перечень обязательных диагностических исследований /лабораторных, инструментально-диагностических/, их кратности, перечень обязательных лечебных процедур и воздействий, а также необходимых консультаций специалистов. В «Стандартах» указывается, что обязательный перечень диагностических и лечебных процедур и воздействий является минимальным объемом медицинской помощи, что не исключает применение дополнительных исследований для дифференциального диагноза.

Детализация медицинских стандартов позволяет формировать более конкретный уровень медицинских услуг и требований к результатам лечения, сопоставить полученный результат с качеством оказания медицинской помощи.

Дефект оказания медицинской помощи – это нарушение лечебно-диагностического процесса, организационно-технических мероприятий, санитарно-противоэпидемического режима, лекарственного обеспечения на одном или нескольких этапах оказания медицинской помощи /достационарный, стационарный и постстационарный/, выражающееся в невыполнении установленных норм, правил, обычаев и традиций делового оборота, принятого в медицинской практике, несоблюдении медицинских технологий, стандартов или результатов их выполнения, повлекшие или не повлекшие за собой причинения вреда пациенту.

Классификация дефектов оказания медицинской помощи на любом из её этапов может выглядеть следующим образом:

  1. Дефекты медицинской тактики:
    • Необоснованный отказ в госпитализации;
    • Позднее направление на стационарное лечение;
    • Преждевременная выписка больного;
    • Эвакуация не по назначению, связанная с неадекватным выбором этапа оказания квалифицированной или специализированной медицинской помощи;
    • Неадекватный выбор сил и средств эвакуации;
    • Неправильно выбранный метод диагностики, лечения или их последовательности;
    • Прочие дефекты.
  • Неправильная транспортировка больного или раненного;
  • Прочие дефекты.
  • Непроведение показанных в данном конкретном случае минимально необходимых обязательных диагностических исследований;
  • Непроведение показанных в случае дифференциальной диагностики необходимых дополнительных диагностических исследований;
  • Неправильная интерпретация результатов диагностических исследований /физикальных, лабораторных, инструментальных/ и как возможный результат этого:

а/ нераспознавание основного /всех или одного из конкурирующих,

сочетанных, фоновых/ заболевания;

б/ нераспознание ведущего /в случае летального исхода – смертельного/ осложнения;

в/ поздняя диагностика основного заболевания или ведущего осложнения

г/ неправильная оценка тяжести состояния больного;

д/ гипердиагностика заболеваний;

– технические дефекты при проведении диагностических исследований;

4. Дефекты лечения:

  • Несвоевременное или не в полном объеме проведенное медикаментозное лечение;
  • Проведение противопоказанного медикаментозного лечения;
  • Неправильная методика проведения медикаментозного лечения /неадекватность типа и дозы воздействия, путей и порядка введения, недоучета возможности побочных реакций, несовместимости препаратов/;
  • Проведение противопоказанного хирургического лечения;
  • Необоснованность показаний к хирургическому вмешательству;
  • Технические дефекты на этапе подготовки к операции /неадекватное анестезиологическое пособие/, самого оперативного вмешательства н в период послеоперационного лечения /неправильно производимые перевязки и другие хирургические манипуляции/;
  • Прочие дефекты.

По сложившейся традиции оценку дефектов оказания медицинской помощи проводит судебно-медицинская экспертиза. Если правоприменителя интересуют факты и обстоятельства, для установления которых на основе специальных знаний необходимо провести исследование, то назначается экспертиза.

В уголовном судопроизводстве эксперт – лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве и ремесле, которому органы расследования и суд поручают исследование определенных обстоятельств дела на основе его специальных познаний. В случае назначения судебно-медицинской экспертизы, эксперт должен обладать специальными познаниями в области судебной медицины.

Объектом такой экспертизы является установление размера причиненного вреда здоровья при оказании медицинской помощи, равно как установление или отсутствие вреда, здоровью пациента.

Задачами такого рода экспертиз являются: установление механизма происхождения неблагоприятного последствия оказания медицинской помощи, выявление дефектов ее оказания, причинных связей последствий и дефектов оказания медицинской помощи, соответствие действий медицинских работников обстоятельствам, в которых они совершаются.

Осложнения, возникшие при производстве операций или применении сложных современных методик диагностики квалифицируются как вред здоровью, если они явились следствием дефектов указанных врачебных вмешательств. В этих случаях тяжесть вреда здоровью, обусловленную такими осложнениями, определяет в соответствии с положениями настоящих Правил /п. 20/.

Установление дефектов медицинских вмешательств при этом осуществляют комиссионно /п. 20 Правил/.

Осложнения операций или примененных сложных методов диагностики при отсутствии дефектов их выполнения, являющиеся следствием других причин /тяжесть состояния больного, непредвиденные особенности реакций больного и др. /, не подлежат судебно-медицинской оценке тяжести вреда здоровью /п. 2О Правил/.

Фактические данные, полученного путем экспертного исследования, отражаются в процессуальном документе – заключении эксперта.

Суммируя всё выше сказанное, выводы экспертизы должны быть пригодными для последующей юридической квалификации и в самом общем виде их можно представить следующим образом:

  1. Дефектов оказания медицинской помощи не выявлено, Имеющиеся у больного неблагоприятные последствия /указать какие/ не связаны с дефектами оказания медицинской помощи, а обусловлены /указать причины их развития/. Медицинская помощь оказана качественно.
  2. Выявлены дефекты оказания медицинской помощи /указать конкретно какие, их вид, этап медицинской помощи/. Однако, эти дефекты в причинной связи с неблагоприятными последствиями для больного не находятся. Эти последствия обусловлены другими причинами /указать какими/. Медицинская помощь условно некачественная.
  3. Выявлены дефекты оказания медицинской помощи, но объективно /указать причины/ установить их причинную связь с неблагоприятными последствиями не представлялось возможным. Выявленные дефекты оказали влияние на исход /указать степень влияния, объективно обосновав её/. Медицинская помощь условно/безусловно оказана некачественно.
  4. Выявлены дефекты оказания медицинской помощи /указать конкретно какие, их вид, этап медицинской помощи/. Эти дефекты находятся в прямой причинной связи с неблагоприятными последствиями для больного. Медицинская помощь безусловно некачественная.
  5. Выявлены дефекты оказания медицинской помощи /указать конкретно какие, их вид, этап медицинской помощи/. Вследствие дефектов медицинской помощи пациенту причинен вред здоровью /указать степень вреда и квалифицирующий признак в соответствии с «Правилами»/.
  6. Выявить дефекты оказания медицинской помощи и установить их связь с неблагоприятным последствием для больного не представилось возможным в связи с дефектами ведения предоставленной экспертам медицинской документации /указать дефекты ведения медицинской документации, не позволяющие объективно оценить качество оказания медицинской помощи и ответить на поставленные вопросы/.

Вопрос наличия или отсутствия дефектов оказания медицинской помощи и их связи с неблагоприятными последствиями для пациента наиболее часто ставятся перед судебно-медицинскими экспертными комиссиями органами следствия и судом. Решение этих вопросов во многом предопределяет дальнейшую юридическую оценку действий /бездействий/ медицинских работников.

Об актуальности решения указанных задач говорит рост количества судебно-медицинских экспертиз по «врачебным делам» за последние годы во многих экспертных учреждениях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Право человека на здоровье фактически есть право на получение надлежащей медицинской помощи. Это право гарантируется статьей 41 Конституции Российской Федерации, а также Основами законодательства об охране здоровья граждан в РФ.

Пациент России обладает достаточно широким спектром прав при получении медицинской помощи. К сожалению, мы зачастую видим попрание этих прав в нашей стране. Сфера здравоохранения в последние годы быстро коммерциализируется, снижается качество и объем гарантированной бесплатной медицинской помощи. Этот факт приводит к постоянному росту числа жалоб, исков пациентов, связанных с ненадлежащим выполнением медицинской услуги.

Таким образом, экспертиза качества оказания медицинских услуг являются важнейшим аспектом получения населением надлежащей медицинской помощи.

Несвоевременное или не в полном объеме проведенное медикаментозное лечение;.

Как провести экспертизу качества оказанных медицинских услуг в ОМС

Здравствуйте! Мой сын был осужден по ч.4 ст111УК РФ. Моргу ли я обратится в компанию ОМС с целью проведения экспертизы качества оказанных медицинских услуг потерпевшей, которая скончалась в реанимационном отделении. Потерпевшая на протяжении последних 17 лет вела асоциальный образ жизни. Постоянно пила. В 2005 году – ЗЧМТ, субдуральная гематома слева, трепанация черепа. В отделение поступила в коматозном состоянии, из повреждений имеется в параорбитальной области слева небольших размеров кровоподтек. Во время анестезии (из записи анетезиолога) у больной развилось массивное кровотечение. После на фоне тяжелого геморрагического шока и церебральной недостаточности у больной остановка кровообращения. В ходе реанимационных действий проведены последовательно 3 разряда электрической дефрибилляции с увеличивающейся мощностью разряда 200-300-360 ДЖ. Диагноз посмертный ЧМТ, ушиб головного мозга тяжелой степени тяжести со сдавлением острой субдуральной гематомой левой лобной, височной, теменной и затылочной областей с переходом на основание вСЧЯ и ЗЧЯ, разрыв левого сигмовидного синуса ТМО. Дислокационный синдром. Отек головного мозга. Вклинение ствола мозга в большое затылочное отверстие. Ознакомившись с медицинской картой стационарного больного, с протоколом экспертизы трупа, а так же осмотром трупа (работаю в судмедэкспертизе медицинской сестрой) на трупе нет свежих повреждений . кровоподтек в углу левого глаза размерами 2х2,5 см по гистологическим данным имеет срок от 2х суток, так же на трупе нет следов разряда электрической дефрибилляции. Ранее все трупы из реанимации поступали на экспертизу со следами ожога. Поселение небольшое, живу более 50 лет. 42 года мед.стажа. Сын действительно заходил в квартиру, т.к. соседи и там постоянные пьянки и драки , потерпевшая лежала на диване и пила полулежа с подружкой спирт. После ухода через час хозяин квартиры зашел в комнату потерпевшая спала и храпела (со слов хозяина). стал будить не просыпается, вызвал скорую. На следующий день хозяин и подружка под давлением оперативных работников и следователя дали показания, что мой сын пнул в глаз потерпевшую, которая яко бы сидела на полу. После суда оба мне признались, что действовали под давлением и ни кто не кого не пинал. . Поэтому я хочу знать могу ли я рассчитывать на проведения экспертизы качества оказанных медицинских услуг потерпевшей, не имея с ней родственных отношений. имею только осужденного сына, которому три месяца перед судом была проведена операция по поводу реконструкции аортального, митрального и трикуспидального клапанов. Пинать уж точно не мог. А если нул- что бы было размер обуви 45, рост 1902 см, вес 96 кг. заранее спасибо.

    медицинская карта, медицинские услуги
  • Поделиться
Читайте также:  Депремирование сотрудников: порядок, приказ, служебная записка

Ответы юристов ( 5 )

  • 3856 ответов
  • 1336 отзывов

Здравствуйте! В рамках уголовного дела должны были уже провести судебную медицинскую экспертизу трупа с целью установления причин смерти. В апелляции можно ходатайствовать о проведении повторной СМЭ, в которой и поставить вопросы о качестве оказанной медицинской помощи.

Есть возможность выложить копию приговора? Нужно понять, как устанавливается причинно-следственная связь, и какие доказательства, говорящие о вине Вашего сына, имеются. Приговор нужно обжаловать. «Свидетели» готовы давать правдивые показания?

  • 844 ответа
  • 417 отзывов

Добрый день, Софья Валентиновна

согласно п. 25 Приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 1 декабря 2010 г. N 230«Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию»

25. Целевая экспертиза качества медицинской помощи проводится в случаях:

а) получения жалоб от застрахованного лица или его представителя на доступность и качество медицинской помощи в медицинской организации;

к данным лицам Вы не отноститесь

в) летальных исходов;

г) внутрибольничного инфицирования и осложнения заболевания;

д) первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста и детей;

е) повторного обоснованного обращения по поводу одного и того же заболевания: в течение 15 дней — при оказании амбулаторно-поликлинической помощи, в течение 30 дней — при повторной госпитализации; в течение 24 часов от момента предшествующего вызова — при повторном вызове скорой медицинской помощи;

Однако полагаю, Вам надо решать проблему иным путем, в порядке уголовно-процессуального кодекса, пытаясь обжаловать приговор суда

  • 9,5 рейтинг
  • 7164 отзыва эксперт

Здравствуйте Софья Валентиновна.

Организация и проведение контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, осуществляется согласно соответствующему ведомственному приказу.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

от 1 декабря 2010 года N 230

Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию

1. Настоящий Порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию
3. К контролю объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее — контроль) относятся мероприятия по проверке соответствия предоставленной застрахованному лицу медицинской помощи условиям договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, реализовываемые посредством медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи.
6. Контроль осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи.

V. Экспертиза качества медицинской помощи

20. В соответствии с частью 6 статьи 40 Федерального закона экспертиза качества медицинской помощи — выявление нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценка своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.
21. Экспертиза качества медицинской помощи проводится путем проверки (в том числе с использованием автоматизированной системы) соответствия предоставленной застрахованному лицу медицинской помощи договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, порядкам оказания медицинской помощи и стандартам медицинской помощи, клиническим рекомендациям (протоколам лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, сложившейся клинической практике.
22. Экспертиза качества медицинской помощи проводится экспертом качества медицинской помощи, включенным в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи (пункт 81 раздела XIII настоящего Порядка) по поручению территориального фонда обязательного медицинского страхования или страховой медицинской организации.
23. Экспертиза качества медицинской помощи осуществляется в виде:
а) целевой экспертизы качества медицинской помощи;
б) плановой экспертизы качества медицинской помощи.
24. Целевая экспертиза качества медицинской помощи проводится в течение месяца после предоставления реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи за оказанную медицинскую помощь застрахованным лицам, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации, и случаев, указанных в подпункте «д» пункта 25 настоящего раздела.
В случае необходимости получения результатов патологоанатомического вскрытия при летальном случае, результатов расследования Роспотребнадзора при внутрибольничном инфицировании и иных случаях в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, срок проведения экспертизы качества медицинской помощи продлевается.
Организационные экспертные мероприятия (например, запрос материалов, необходимых для проведения экспертизы качества медицинской помощи и их анализ, переговоры с экспертом качества необходимой специальности) осуществляются в течение месяца после предоставления реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи за оказанную медицинскую помощь застрахованным лицам.
25. Целевая экспертиза качества медицинской помощи проводится в случаях:
в) летальных исходов;
При проведении целевой экспертизы качества медицинской помощи оценке подлежат все этапы и уровни оказания медицинской помощи.
http://docs.cntd.ru/document/9.

При этом также, согласно разъяснениям Центра изучения проблем здравоохранения и образования по организации контроля качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования:

К контролю объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС относятся мероприятия по проверке соответствия предоставленной застрахованному лицу медицинской помощи условиям договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, реализуемые посредством медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи.Порядок контроля качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) утвержден приказом Федерального фонда ОМС от 01.12.2010 N 230*.

Данный документ определяет правила и процедуру организации и проведения страховыми медицинскими организациями (СМО) и фондами ОМС контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи лечебно-профилактическими учреждениями (ЛПУ) в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой ОМС и договором на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС. Основной целью контроля является защита прав застрахованных лиц на получение бесплатной медицинской помощи надлежащего качества и установленного объема в ЛПУ, участвующих в реализации программ ОМС, а также повышение медико-экономической и социальной эффективности медицинского обслуживания населения.______________* Полный текст приказа был опубликован в N 4/2011 нашего журнала.

Экспертиза КМП является одним из основных видов контроля в лечебных учреждениях. В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» экспертиза КМП — это процесс выявления нарушений в оказании медицинской помощи, в том числе оценка правильности выбора медицинской технологии, степени достижения запланированного результата и установление причинно-следственных связей выявленных дефектов в оказании медицинской помощи. Как видно из определения, экспертиза ориентирована, в первую очередь, на выявление нарушений уже оказанной медицинской помощи и может рассматриваться как важнейшая часть заключительного контроля*.______________*

Напоминаем читателям, что в управлении выделяют три основных вида контроля: предварительный, текущий и заключительный, а сам процесс контроля должен носить непрерывный характер. — Прим. ред.

Контроль КМП разделяется на ведомственный и вневедомственный.

Ведомственную экспертизу КМП проводят органы управления и учреждения системы здравоохранения.

При вневедомственной экспертизе КМП ее инициаторами и организаторами являются СМО, фонды ОМС, профессиональные медицинские ассоциации, органы Росздравнадзора и ряд других организаций в соответствии с их полномочиями.______________*

Экспертиза КМП может проводиться по отдельным случаям оказания помощи (целевая экспертиза КМП) и по совокупности случаев (тематическая экспертиза КМП).Приказ Федерального фонда ОМС от 01.12.2010 N 230 «Об утверждении порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС» разделяет экспертизу КМП на целевую и плановую.

При такой классификации тематическая экспертиза КМП, как правило, относится к плановой.Контроль качества включает в себя не только оценку результата, но и процессов и структуры оказания медицинской помощи на всех ее этапах. Хотя экспертиза КМП формально относится к заключительному этапу контроля, не следует забывать о предварительном и текущем контроле.

Читайте также:  Статья 276 ГПК РФ. Официальный текст и комментарии кодекса

При ведомственной экспертизе КМП целесообразно осуществлять контроль не только постфактум, но и в процессе оказания медицинских услуг.

Цели контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС

К контролю объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС относятся мероприятия по проверке соответствия предоставленной застрахованному лицу медицинской помощи условиям договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, реализуемые посредством медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи.

Объектом контроля является организация и оказание медицинской помощи по ОМС.

Субъектами контроля являются территориальные фонды ОМС, СМО, ЛПУ, имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС.

Целям контроля качества в системе ОМС являются:

— обеспечение бесплатного предоставления застрахованному лицу медицинской помощи в объеме и на условиях, установленных территориальной программой ОМС;

— защита прав застрахованного лица на получение бесплатной медицинской помощи в объеме и на условиях, установленных территориальной программой ОМС, надлежащего качества в медицинских организациях, участвующих в реализации программ ОМС, в соответствии с договорами на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС;

— предупреждение дефектов медицинской помощи, являющихся результатом несоответствия оказанной медицинской помощи состоянию здоровья застрахованного лица; невыполнения и/или неправильного выполнения порядков оказания медицинской помощи и/или стандартов медицинской помощи, медицинских технологий путем анализа наиболее распространенных нарушений по результатам контроля и принятие мер уполномоченными органами;

— проверка исполнения СМО и медицинскими организациями обязательств по оплате и бесплатному оказанию застрахованным лицам медицинской помощи по программам ОМС;

— проверка исполнения СМО обязательств по изучению удовлетворенности застрахованных лиц объемом, доступностью и качеством медицинской помощи;

— оптимизация расходов по оплате медицинской помощи при наступлении страхового случая и снижение страховых рисков в обязательном медицинском страховании.

Контроль осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи.

Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи N 11, 2011 год

Александров М.А.

Центр изучения проблем здравоохранения и образования

Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи N 11, 2011 год.

Процессуальные виды экспертиз качества медицинской помощи:

Также как и другие виды медицинских экспертиз, экспертиза качества оказанной медицинской помощи, процессуально, может быть:

  • досудебной (внесудебная), т.е. проводится на основании запроса физических и юридических лиц либо адвокатов, с последующим составлением заключения специалиста (досудебная экспертиза медицинской помощи; внесудебная экспертиза медицинской помощи; независимая экспертиза медицинской помощи);
  • судебной , т.е. проводится по определению суда, постановлению следователя либо дознавателя, с последующим составлением заключения эксперта (экспертиза качества медицинской помощи для суда, судебная экспертиза медицинской помощи).

Кроме того, в зависмости от порядка назначения, экспертиза качества медицинской помощи может быть: первичной, дополнительной, повторной, комплексной (т.е. с привлечением экспертов обладающих немедицинскими знаниями, например, медтехники, криминалисты, экономисты и другие).

Стоимость экспертизы качества медицинской помощи указана ниже

Вопросы экспертизы качества медицинской помощи представлены в конце раздела

определение причинно-следственной связи между проведенным лечением и наступлением неблагоприятных последствий, в том числе и смерти пациента.

Можно ли провести экспертизу качества оказания медицинской помощи

Граждане вправе обращаться за проведением независимой медицинской экспертизы качества оказания медицинской помощи в случаях и порядке, предусмотренных Правительством РФ (п. 6 ч. 2, ч. 3 ст. 58, ч. 5 ст. 101 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).

Среди наиболее частых оснований для проведения экспертизы можно выделить следующие:

  • смерть пациента;
  • ятрогенные заболевания, то есть болезни, вызванные неправильным лечением, выполнением медицинских процедур;
  • заражение внутрибольничными инфекциями;
  • внеплановые операции, которые были выполнены пациентам, поступавшим на плановые вмешательства;
  • осложнения после лечения, реабилитации, а равно и диагностических процедур;
  • повторные госпитализации, которые совершались по поводу одного и того же заболевания в течение одного года;
  • жалобы, поступившие от пациентов и их законных представителей и в органы надзора (Росздравнадзор), территориальные отделы Минздрава, в прокуратуру, территориальные подразделения ФОМС т.п.

В структуру экспертизы качества оказания медицинской помощи входит (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 мая 2017 г. № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи»):

  • оценка качества медицинской помощи на амбулаторном этапе;
  • оценка качества медицинской помощи в стационаре круглосуточного и дневного пребывания.

осложнения после лечения, реабилитации, а равно и диагностических процедур;.

Правила и порядок проведения экспертизы качества медпомощи

Сразу скажем, что по состоянию на сентябрь 2018 года отдельных утвержденных нормативно-правовых актов, устанавливающих правила и порядок проведения независимой медицинской экспертизы по инициативе граждан, не существует.

Еще в 2016 году Минздравом России разработан проект Постановления Правительства РФ «О независимой медицинской экспертизе». Но этот документ до сих пор находится в статусе проекта.

Указанным проектом предусматривается утверждение двух регулирующих документов, которыми должны являться:

  1. Правила предварительного рассмотрения документов для включения в государственный реестр медицинских организаций, осуществляющих независимую медицинскую экспертизу;
  2. Положение о проведении независимой медицинской экспертизы медицинскими организациями.

Будущим Положением предусмотрено, что:

  • независимая медицинская экспертиза качества помощи должна проводиться российскими экспертными организациями, на основании обращений заинтересованных в проведении экспертизы лиц либо по запросам правоохранительных и контролирующих органов РФ;
  • подбор экспертов, утверждение состава и порядка их деятельности будет осуществляться руководителем экспертной организации;
  • для проведения экспертизы могут образовываться группы экспертов по отдельным направлениям экспертизы;
  • по окончании проведения экспертизы будет составляться письменное заключение, в котором должны быть сделаны соответствующие выводы;
  • эксперт дает заключение о качестве медпомощи от своего имени на основании проведенных исследований в соответствии со своими специальными познаниями и несет за данное им заключение персональную ответственность;
  • при проведении экспертизы несколькими экспертами они до составления заключения могут совещаться между собой;
  • заключение будет подписываться всеми экспертами, имеющими одинаковую специальность, если они придут к общему мнению;
  • заключение будет утверждаться руководителем экспертизы и удостоверяться печатью экспертной организации;
  • срок проведения экспертизы будет устанавливаться экспертом (экспертной организацией) по согласованию с заказчиком экспертизы, исходя из трудоемкости предстоящих работ и с учетом объема предоставляемых для исследования материалов;
  • оплата стоимости услуг эксперта (экспертной организации), а также возмещение иных расходов, понесенных ею в связи с проведением экспертизы, будут производиться за счет заказчика экспертизы в соответствии с заключенным с экспертом (экспертной организацией) договором.

Несмотря на то, что отдельных регламентирующих документов нет, граждане могут обращаться за проведением независимой экспертизы качества оказания медицинской помощи.

В настоящее время граждане могут инициировать проверку (контроль) объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования (ОМС) и договором на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.

В частности, контроль качества предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения экспертизы качества, которая предусматривает выявление нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценку своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.

при проведении экспертизы несколькими экспертами они до составления заключения могут совещаться между собой;.

Экспертиза помощи, предоставленной по ОМС

Порядок действий в этом случае строго регламентирован. В связи с этим проблемные ситуации возникают крайне редко.

Порядок проведения экспертизы качества медицинской помощи в ОМС заключается в проверке соответствия предоставленных услуг следующим документам:

  • Договору.
  • Клиническим рекомендациям. Другими словами, это протоколы лечения тех или иных патологий. В данных документах указаны и особенности терапии в различных условиях.
  • Нормативной документации.

Патологии или группе заболеваний.

Кто проводит

Проводить медицинские проверки качества оказания услуг могут только специализированные медучреждения, которые имеют на такие экспертизы лицензии. При этом одной лицензии мало – у экспертов так же должно быть оборудование, а так же квалифицированные специалисты с разрешениями. При этом медучреждение должно быть признано независимым, для чего ему потребуется набрать определенный стаж работы и пройти ряд сложных проверок.

Как правило, даже в небольших городах таких учреждений достаточно много. Но какое выбрать – решать только вам. Мы же рекомендуем обращаться в профильные центры – там вы сможете более подробно изучить конкретно ваш случай и получить консультацию от нескольких врачей.

Узнайте, может ли он помочь вам с экспертизой, сколько будет стоить оценка и как её нужно будет проходить;.

Почему так важна независимость во время экспертизы медицинской деятельности и лечения?

Основное условие процедуры – она должна проводиться в независимом формате. Для этого сотрудникам необходимо:

  1. Опираться только на информацию по ситуации.
  2. Не иметь заинтересованности в получении конкретных результатов.
  3. Быть объективными.

Почему нужно обеспечить независимость исследования?

  1. Только в этом случае можно получить информацию, которая соответствует действительности.
  2. В дальнейшем не возникнет проблем с утверждением заключения.
  3. Документы смогут полноценно использоваться в суде и выступят в качестве одного из доказательств.

Только в этом случае можно получить информацию, которая соответствует действительности.

Вопросы экспертизы качества медицинской помощи

Экспертиза качества медицинской помощи в медицинской организации может отвечать на следующие вопросы:

  1. Наличие нарушений в действиях врачей и сестринского персонала;
  2. Влияние выявленных нарушений на состояние больного, его заболевание и выздоровление;
  3. Причинно-следственная связь между действиями персонала лечебного заведения и итогом протекания болезни;
  4. Рациональное или нерациональное использование медикаментов и других ресурсов больницы, поликлиники.

Перечень вопросов не полный. Стороны могут дополнительно указывать и другие, ответы на которые их интересуют для разрешения возникшего спора, конфликта.

из лечебного учреждения;.

Добавить комментарий