Каких иностранных сотрудников можно направлять в командировки и куда

Особенности направления иностранных граждан в командировки

Статью подготовил Уколов Дмитрий, юрист Конфиденс Групп, 29.03.2016

Региональное направление развития бизнеса организаций предполагает постоянное перемещение их сотрудников по территории РФ. У работодателя, направляющего в командировку работника, являющегося гражданином РФ, возникает значительно меньше сложных вопросов, нежели при направлении на работу иностранного гражданина в другой регион РФ.

Как известно из закона 115-ФЗ от 25.07.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (Далее – Закон), разрешение на работу дает право работать только в том субъекте РФ, в котором оно выдано. Но в случае его командировки в соседний регион за иностранным гражданином, естественно, сохраняется статус работника компании. Как же в таком случае поступить работодателю? Как направить иностранного работника в командировку без нарушения законодательства РФ? Есть ли исключения для иностранных работников при передвижении по стране? И какие последствия могут быть при нарушении данного вопроса? Давайте разберемся по порядку.

К сожалению, в Законе не прописан порядок направления иностранных работников в командировки, за исключением следующей информации:

  • иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах РФ на основании разрешительных документов, за исключением военных и других городов и приграничных территорий, на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение (статья 11 Закона);
  • временно пребывающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу;
  • работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта РФ, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и другими федеральными законами-(пункт 4.2 статьи 13 Закона). Вот именно эти исключения, на которые ссылается пункт 4.2 статьи 13 Закона, мы с вами и рассмотрим.

Всех иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ по направлению работодателя, на территории которого им выданы разрешение на работу или патент, можно разделить на 2 типа.

К 1-му типу относятся иностранные граждане, которые на основании Закона могут осуществлять трудовую деятельность на территории РФ без разрешительных документов. К ним относится достаточно большой перечень категорий иностранных граждан, основными из которых являются следующие:

  • постоянно проживающие на территории РФ (ВНЖ);
  • граждане стран участников ЕАЭС;
  • аккредитованные работники представительств иностранных юридических лиц, дипломаты и члены их семей, журналисты и т.д.

Иностранных граждан, относящихся к 1-му типу, работодатель может направлять в командировку в другой субъект РФ без учета каких-либо законодательных исключений, кроме направления иностранных граждан в служебные командировки в закрытые военные и другие города и приграничные территории.

Ко 2-му типу относятся иностранные граждане, которые на основании Закона обязаны получать разрешительные документы для осуществления трудовой деятельности на территории РФ.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.07.2010 № 564н были установлены «Случаи осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином, временно пребывающим (проживающим) в РФ, вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешение на временное проживание)». В соответствии с данным приказом, направление работодателем иностранного сотрудника в другой субъект РФ для осуществления трудовой деятельности, отличный от субъекта, выданного разрешения на работу, должно осуществляться в соответствии со следующими требованиями:

  • Иностранные граждане, временно пребывающие в РФ, вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу, в случае выполнения ими работ по профессиям и должностям, указанным в Приказе, среди них как рядовые работники, такие как машинисты, асфальтобетонщики, артисты, так и руководители высшего руководящего звена. С полным перечнем профессий можно ознакомиться в данном Приказе, при этом:
  1. общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу, не может превышать 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу при направлении в служебную командировку;
  2. общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу, не может превышать 60 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу, если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором.
  • иностранные граждане, временно проживающие на территории РФ, вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого им разрешено временное проживание, в случае выполнения ими работ по профессиям и должностям, указанным в Приказе, среди них как рядовые работники, такие как машинисты, асфальтобетонщики, артисты, так и руководители высшего руководящего звена. С полным перечнем профессий можно ознакомиться в данном Приказе, при этом:
  1. общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, не может превышать 40 календарных дней в течение 12 календарных месяцев при направлении в служебную командировку;
  2. общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, не может превышать 90 календарных дней в течение 12 календарных месяцев, если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором.
  • Иностранные граждане вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу, в случае, если они являются высококвалифицированными специалистами, при этом:
  1. непрерывная продолжительность трудовой деятельности иностранных граждан вне пределов субъекта (субъектов) РФ, на территории которого (которых) им выдано разрешение на работу, не может превышать 30 календарных дней ежегодно в течение периода действия разрешения на работу при направлении в служебную командировку;
  2. общая продолжительность трудовой деятельности иностранных граждан вне пределов субъекта (субъектов) РФ, на территории которого (которых) им выдано разрешение на работу, не ограничивается, если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором.

В завершении рассмотрения ситуации, связанной с направлением иностранного работника в командировку, еще раз отметим:

  • профессия или должность временно пребывающего (проживающего) иностранного работника в разрешении на работу, трудовом договоре, а также во всех командировочных документах была указана абсолютно одинаково;
  • указанная профессия (должность) должна содержаться в Приказе № 564н;
  • разъездной характер работы должен быть прописан в трудовом договоре с иностранным работником.

В случае, если иностранный работник не является высококвалифицированным специалистом, а профессия (должность) иностранного работника, указанная в его разрешении на работу и трудовом договоре, не содержится в упомянутом выше Приказе, направление иностранного работника в командировку является административным правонарушением, предусмотренным ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ. Частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина при отсутствии у него разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом. Санкция данной статьи предусматривает весьма серьезное наказание в виде штрафа до 800 тыс. рублей либо административное приостановление деятельности организации до 90 суток.

Важно подчеркнуть, что по данной статье ответственность несут не только работодатели, но и работники и должностные лица, размер штрафных санкций на которых может составить:

  • на граждан – до 5 тыс. рублей;
  • на должностных лиц – до 50 тыс. рублей.

Обращаем ваше внимание на то, что 100-процентное исполнение условий направления иностранных граждан в командировки, указанных в Приказе № 564н, не гарантирует, что работодателю не будут предъявлены претензии со стороны ФМС и других компетентных органов при проверке правильности осуществления трудовой деятельности иностранных граждан.

Многочисленная судебная практика по данному вопросу, особенно в дальних от Москвы регионах РФ, достаточно сильно разнится, решения принимаются как в пользу работодателей, так и ФМС. Зачастую, компетентные органы, в принципе, не принимают во внимание условия направления иностранных граждан, описанные в Приказе № 564н, оперируя исключительно позициями, описанными в 115-ФЗ от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Тем не менее, вышеуказанный Приказ никто не отменял, и в случае необоснованного предъявления претензий в части нарушения порядка осуществления трудовой деятельности на территории субъектов РФ, отличных от того, который указан в разрешении на работу, работодателю необходимо отстаивать свою правоту в судебном порядке, ссылаясь на выше указанные правовые документы.

Читайте другие публикации “Конфиденс Групп”.

105082, г. Москва, Спартаковская пл., 14, стр.2, офис 2306 Тел/факс: +7 495 748 7762, бесплатные звонки по РФ: 8 800 222 7762

Многочисленная судебная практика по данному вопросу, особенно в дальних от Москвы регионах РФ, достаточно сильно разнится, решения принимаются как в пользу работодателей, так и ФМС.

История

Строительная компания подписала очень выгодный контракт на выполнение работ в соседнем регионе. И когда потребовалось оформить необходимые документы, дело, как обычно, начал тормозить кадровик. Оказалось, ряд работников направить в командировку нельзя вообще, потому что разрешение на работу у них выдано в конкретном субъекте РФ, а должность не включена в специальный перечень. Еще нескольким работникам необходимо было оформить патент для работы в регионе командировки. А двоих он разрешил отпустить не более чем на 40 дней.

— Да вы что, издеваетесь над нами?! – кричал начальник участка. — У нас тут работы почти нет, этот контракт — спасение фирмы, в которой вы получаете зарплату, зарабатываемую, между прочим, руками рабочих!

— Штрафы за нарушение миграционного законодательства значительно превышают суммы, зарабатываемые этими рабочими! И моя задача — уберечь фирму от этих убытков, — кадровик обращалась не к начальнику участка, а непосредственно к директору.

— Сколько составляют штрафы?

— От 400 000 до миллиона рублей за каждого работника. Сейчас под него могут попасть двенадцать человек. Или приостановление деятельности до 90 суток.

— И сколько времени необходимо для получения разрешения на работу или патента?

— В течение 10 дней должны.

— Делайте им новые документы.

2011 Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими проживающими в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу разрешено временное проживание и только при условии, что его должность включена в специальный список п.

Каких иностранных сотрудников можно направлять в командировки и куда

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Правовая энциклопедия ›
  • Основы трудового права ›
  • Особенности труда работников – граждан иностранных государств ›
  • Может ли иностранный работник быть направлен в командировку?

Работодатель или заказчик работ услуг не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта РФ, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии специальности, должности, виду трудовой деятельности , не указанной в разрешении на работу за исключением случаев, предусмотренных Законом N 115-ФЗ и другими федеральными законами.

Иностранные сотрудники: шпаргалка для вашей организации

В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, по сравнению с гражданами РФ, действуют специальные нормы, регулируемые различными законодательными актами. Но и сами по себе иностранцы друг от друга отличаются: порядком въезда в РФ (визовый/безвизовый), правовым статусом, наличием международных соглашений между Россией и страной въезда.

Наглядно представить картину поможет схема 1.

Для каждой категории иностранцев, представленной в схеме 1, при трудоустройстве есть свои особенности, которые сведены в таблицу 1.

Категория

Что нужно для трудоустройства

Срок пребывания в РФ

Миграционный учет

На срок действия вида на жительство с последующим продлением

Самостоятельно регистрируются по месту проживания в РФ. Срок 7 рабочих дней с момента получения ВНЖ

Разрешительные документы не нужны, но работать можно только в том регионе, где разрешено проживание

На срок действия разрешения на временное проживание, не продлевается

Самостоятельно регистрируются по месту проживания в РФ. Срок 7 рабочих дней с момента получения РВП

Разрешение на работу (по ходатайству работодателя). Визовым – приглашение на въезд и рабочая виза.

Работник:

Пройти мед.освидетельствование, подтвердить знание русского языка, основ права и истории РФ, приобрести полис ДМС

Зарплата не менее 167 тыс. в месяц, кроме некоторых категорий у которых меньше

На срок действия разрешения на работу (3года) с последующим продлением

Принимающая сторона ставит на учет по месту проживания или работы в течение 90 дней с даты пересечения границы или в течение 30 дней после прибытия в другой субъект РФ

пройти квотирование, получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников, а также приглашение на въезд, рабочую визу и разрешение на работу.

Работник:

Пройти мед.освидетельствование, подтвердить знание русского языка, основ права и истории РФ, приобрести полис ДМС

Принимающая сторона ставит на учет по месту проживания или работы в течение 7 рабочих дней с даты прибытия

Получить патент, пройти мед.освидетельствование, подтвердить знание русского языка, основ права и истории РФ, приобрести полис ДМС

До получения патента: не более 90 суток суммарно в течение 180 дней с даты въезда в РФ

После получения патента: на период действия патента

Принимающая сторона ставит на учет по месту проживания или работы в течение 7 рабочих дней с даты прибытия

гр-не Таджикистана – 15 дней с даты въезда в РФ

гр-не Украины – 90 дней с даты въезда в РФ

На срок действия трудового или гражданско-правового договора

Принимающая сторона ставит на учет по месту проживания или работы в течение 30 дней с даты прибытия

На период действия статуса с последующим продлением

Регистрируются сами по месту проживания или принимающей стороной в течение 7 рабочих дней

На период действия статуса с последующим продлением

Регистрируются сами по месту проживания или принимающей стороной в течение 7 рабочих дней

Разрешительные документы не нужны, но работать можно только в том регионе, где разрешено проживание.

Каких иностранных сотрудников можно направлять в командировки и куда

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

2 Закона N 109-ФЗ понимаются физические и юридические лица, у которых иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность находится.

Командировки иностранных сотрудников

Публикуем ответы на вопросы участников интернет-брифинга, касающиеся командировок иностранных сотрудников.

Читайте также:  Исковое заявление об обязании исполнить условия соглашения

Эксперт данной темы:
Володин Евгений Владимирович – юрист-консультант по миграционным вопросам, руководитель Отдела правовой поддержки юридических лиц Группы Компаний «ОСТ», член научно-экспертного Совета НП «Международный альянс «Трудовая миграция».

ВОПРОС В соответствии с действующим законодательством иностранный работник (гражданин дальнего зарубежья, временно пребывающий на территории Российской Федерации, не высококвалифицированный специалист, занимающий должность руководителя предприятия или руководитель департамента) может находиться в командировке в других субъектах федерации только 10 дней в год.

Можно ли увеличить этот срок? В ПП № 97 от 17.02.2007 указано, что можно, если у него разъездной характер работы и мы оформляем вместо командировок служебные поездки (и тогда он может проводить в служебных поездках не более 60-и дней календарных дней)? Как правильно это оформить? Относится ли это к субъектам федерации с особым режимом въезда (Мурманск).

Например, если наш работник, который работает в С.-Петербурге поедет в служебную поездку в Мурманск и наоборот? Мандрусова Елена Владимировна, Менеджер по персоналу, г. Москва.

ОТВЕТ: Уважаемая Елена Владимировна! Довожу до Вашего сведения, что Постановление Правительства от 17.02.2007г. № 97, на которое Вы ссылаетесь в своем вопросе утратило силу (см. Постановление Правительства от 13.11.2010г. № 904).

В настоящее время интересующая Вас процедура регламентируется Приказом Минздравсоцразвития от 28.07.2010г. № 564н. Хотя смысл остался тот же:

а) общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, не может превышать 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу при направлении в служебную командировку;

б) общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, не может превышать 60 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу, если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором.

Необходимо принимать во внимание, что указанные преференции – осуществлять трудовую деятельность вне региона, на территории которого иностранному гражданину выдано разрешение на работу, распространяются только на иностранных работников, осуществляющих деятельность по указанным в Приказе профессиям, должностям.

Что касается вопроса о субъектах с особым режимом въезда для иностранных граждан, Вы очевидно имеете в виду территории, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение.

В настоящий момент это в том числе:

1. Территории закрытых административно-территориальных образований (перечень утвержден Постановлением Правительства от 5.07.2001 г. N 508).
2. Территории с регламентированным посещением для иностранных граждан (перечень утвержден Постановлением Правительства от 4.07.1992г. № 470).
3. Территории закрытых военных городков.
4. Пограничная зона.

Рекомендую Вам ознакомиться с текстом следующих документов:

Постановление Правительства от 4.07.1992г. № 470 содержащее перечень территории Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан (у меня с изменениями на 11 июня 2004 г.) под пунктом 8 указаны:

Мурманская область и Республика Карелия – береговая полоса Кольского полуострова шириной 10 километров от мыса Крестовый до р. Воронья, район к западу от р.Воронья, ограниченный с юга и запада автомобильной дорогой Туманный – Кола, железной дорогой Кола – Печенга и линией Печенга – бухта Долгая Щель (за исключением названных населенных пунктов, автомобильной, железной дорог и г.Мурманска с проездом в него по железной дороге, автомобильным транспортом от Колы и транзитом по автомобильной дороге Заполярный – Кола – Мурманск).

Район Кандалакшского залива с прибрежной полосой шириной один километр в границах: с запада – мыс Кочинный – мыс Титов, с востока – мыс Носок – мыс Шарапов.

Постановление Правительства от 5.07.2001 г. N 508
Перечень закрытых административно-территориальных образований и расположенных на их территориях населенных пунктов (утв. постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 508) (у меня с изменениями на 16 июля 2009 г.)
Указаны территории в Мурманской области (собственно Мурманск в перечне отсутствует).

В связи с изложенным, полагаю, что собственно в Мурманск Ваш иностранный работник может быть направлен в командировку без ограничений со стороны органов ФСБ.

На настоящий момент не готов дать ответ на вопрос о разъездном характере работы. Информация у меня имеется на бумажном носителе, необходимо только найти в какой из папок. Если Вам интересно прошу написать в личку.

ВОПРОС Добрый день. Вопрос следующий:
В ЗАО, расположенном в Москве, Генеральный директор – иностранец из дальнего зарубежья. Квота на него оформлена, разрешение получено. У этой компании есть 3 филиала в регионах. Филиалы – с ограниченной степенью самостоятельности, не имеющие своего баланса, расчетного счета и т.п. Управляются из центрального офиса в Москве.

Если в эти филиалы генеральным директором назначается тот же иностранец, нужно ли на него оформлять разрешения на работу в данных регионах (в дополнение к московскому разрешению)? М. Николаева, г. Москва.

ОТВЕТ: Уважаемая г-жа Николаева! В соответствии с п. 4.2 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу.

Однако с учетом особенностей региональных экономических связей уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти может устанавливать случаи осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином, временно пребывающим в Российской Федерации, – вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу.

В настоящее время таким органом исполнительной власти является Минздравсоцразвития РФ, который Приказом от 28.07.2010г. № 564н установил перечень должностей, профессий, обладая которыми иностранные граждане могут работать вне региона получения ими разрешения на работу в случаях:
– нахождения в командировке или если их трудовая деятельность носит разъездной характер, что указано в трудовом договоре.

При этом:
а) общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, не может превышать 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу при направлении в служебную командировку;
б) общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, не может превышать 60 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу, если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором.

В случае, если указанные сроки Вас не устраивают – необходимо оформлять разрешение на работу в каждом названном Вами регионе.

Как выход из ситуации – оформите Генеральному директору разрешение на работу высококвалифицированного специалиста – ВКС (если заработная плата за 365 дней не менее 2 000 000 рублей).

В случае, если в соответствии с трудовым договором будет предполагаться осуществление высококвалифицированным специалистом трудовой деятельности на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, данному высококвалифицированному специалисту выдается разрешение на работу, действующее на территориях этих субъектов Российской Федерации (более подробную информацию Вы можете почерпнуть из моего ответа по теме «высококвалифицированные специалисты» либо напишите мне на личную почту).

Разрешение на работу выдается сроком до 3-х лет в течение 14 рабочих дней с момента подачи документов, что уменьшает Ваши контакты с ФМС минимум в 3 раза.

ВОПРОС: Организация находится в п. Тучково Рузского р-на Московской области. Оформлены разрешения на работу иностранным работникам. Строительный объект находится в г. Лобня Московской области. Иностранные работники должны жить в общежитии в г. Лобня. Договор с общежитием есть. Где оформлять уведомления по УФМС? В п. Тучково или в г. Лобня? Можно ли оформить документы по Рузскому р-ну и оформить командировочные удостоверения в г. Лобня? Андосова Инна Леонидовна, Начальник отдела кадров, г. Руза.

ОТВЕТ: Уважаемая Инна Леонидовна! Попробую ответить, хотя не понял о каких уведомлениях идет речь – полагаю, что уведомления о прибытии иностранных граждан в место пребывания, а не о заключении трудового договора (если ошибаюсь – напишите в личку).

Насколько я усвоил, иностранные работники Вашей организации проживают в общежитии в том же районе, где осуществляют трудовую деятельность. Соответственно, уведомления о прибытии в место пребывания необходимо направлять в местное подразделение миграционного учета в Рузском районе. Такова практика.

В теории в соответствии с п. 20 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 15.01.2007г. № 9 «уведомление о прибытии в место пребывания иностранного гражданина, временно пребывающего в Российской Федерации, подается в территориальный орган Федеральной миграционной службы». Территориальным органом Федеральной миграционной службы является в данном случае УФМС России по Московской области.

Вторая часть вопроса: «Можно ли оформить документы по Рузскому р-ну и оформить командировочные удостоверения в г.Лобня?», мне непонятна.

Можно ли поставить их на миграционный учет в Рузском районе и выписать командировочные удостоверения для работы в г. Лобня?

С точки зрения миграционного законодательства командировочные не нужны, т.к. разрешение на работу действует на территории всей Московской области. И Лобня и Руза находятся в одном регионе. Проблем с миграционной службой не возникнет. В случае, если они прибывают в г. Лобня из Рузы более чем на 3 рабочих дня, необходимо ставить их на миграционный учет (ст.ст. 20, 21 Федерального закона от 18.07.2006г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»

Если я неверно истолковал Ваш вопрос – прошу связаться со мной по личной почте. С уважением, Евгений Володин.

ВОПРОС: Имеем ли мы право использовать привлечённого для работы иностранного специалиста для работы в разных городах страны (командировки) и если можем, то какие дополнительные меры (по регистрации, ещё какие-нибудь. ) мы должны предпринимать, чтобы не нарушать законодательство. Галиуллин Эдуард Радифович, Заместитель директора, г. Екатеринбург.

ОТВЕТ: Уважаемый Эдуард Радифович!

В соответствии с п. 4.2 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу.

Таким образом, в рамках Свердловской области Ваши иностранные работники могут осуществлять трудовую деятельность без ограничений (полагаю, что территория действия разрешения у них указана – Свердловская область).

В случае, если им необходимо работать в других регионах, Вы можете воспользоваться положениями Приказа Минздравсоцразвития от 28.07.2010г. № 564н «Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание).

При этом:
а) общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, не может превышать 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу при направлении в служебную командировку;
б) общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, не может превышать 60 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу, если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором.

Но относится эта преференция только к иностранным гражданам, работающим по должностям, указанным в содержащемся в Приказе Перечне.

Если указанных сроков Вам не хватает – выходов 2:
– Получить разрешение на работу в каждом интересующем Вас регионе.
– Получить для своих иностранных специалистов разрешения на работу «высококвалифицированных специалистов», для которых возможно указание в разрешении на работу нескольких регионов (при этом заработная плата указанных специалистов должна быть не менее 2 000 000 рублей в год).

Район Кандалакшского залива с прибрежной полосой шириной один километр в границах с запада – мыс Кочинный – мыс Титов, с востока – мыс Носок – мыс Шарапов.

Каких иностранных сотрудников можно направлять в командировки и куда

В каком приказе или положении это написано?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Иностранный гражданин, работающий в РФ на основании патента, может быть направлен в командировку так же, как и гражданин РФ. При этом командирование такого работника для работы в другом субъекте РФ, по нашему мнению, может повлечь применение мер административной ответственности в отношении работодателя.

В соответствии с частью пятой ст. 11 ТК РФ на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.

Право работодателя направлять работников для выполнения служебного поручения в командировку предусмотрено ст. 166 ТК РФ. Не могут быть направлены в командировку только некоторые категории работников, перечисленные в ТК РФ: заключившие ученический договор, за исключением случаев, когда командировка связана с ученичеством (ст. 203 ТК РФ), беременные женщины (часть первая ст. 259 ТК РФ), работники в возрасте до 18 лет (ст. 268 ТК РФ). Только с согласия работника и при условии письменного уведомления о возможном с их стороны отказе от командировки могут быть направлены в командировку лица, указанные в части второй ст. 259 и ст. 264 ТК РФ. В отношении остальных категорий работников (в том числе иностранцев) исключений не предусмотрено.

При этом в соответствии с п. 4.2 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” (далее — Закон N 115-ФЗ) временно пребывающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами).

Из этого правила есть определенные исключения: так, согласно приказу Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564 (далее — Приказ N 564) временно пребывающий иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов того субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу, если выполняет работы по профессиям и должностям, перечисленным в п. 1 приложения к данному нормативному акту (далее — Приложение). При этом общая продолжительность трудовой деятельности таких иностранных работников вне пределов субъекта РФ не может превышать: 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу при направлении в служебную командировку и 60 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу, если постоянная работа осуществляется в пути или носит разъездной характер, о чем есть указание в трудовом договоре.

Читайте также:  Может ли работодатель заставить работать сверхурочно и на каком основании

При этом следует учитывать, что с 1 января 2015 года вступил в силу целый ряд поправок в нормативные акты, регулирующие труд иностранцев в России. В частности, если ранее по общему правилу для осуществления трудовой деятельности в РФ иностранцу требовалось получать разрешение на работу, то в настоящее время иностранные граждане, прибывшие в РФ в порядке, не требующем получения визы, и законно находящиеся на ее территории, могут привлекаться к работе работодателем — юридическим лицом при наличии у такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с законом (п. 1 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ). При этом законодатель различает термины “разрешение на работу”*(1) и “патент” (п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ). А поскольку положения приказа N 564 сформулированы вполне однозначно — речь идет о лицах, работающих на основании разрешения на работу, полагаем, что нет достаточных правовых оснований для распространения изложенного в приказе порядка на иностранцев, работающих в РФ на основании патента. Более того в случае расширительного толкования положений приказа, на наш взгляд, достаточно высока вероятность привлечения работодателя к административной ответственности: согласно ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ привлечение иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выдан патент, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Следует признать, что буквальное толкование положений приказа создает несколько абсурдную ситуацию, когда лица, прибывшие в РФ на основании визы (и, соответственно, работающие на основании разрешения на работу), будут пользоваться большей свободой в осуществлении трудовой деятельности и перемещениях по сравнению с “безвизовыми” иностранцами. Однако, поскольку в Приложение не были внесены изменения, позволяющие направлять в командировку в другой субъект РФ работника, осуществляющего трудовую деятельность на основании патента, во избежание возможных последствий, по нашему мнению, следует исходить из буквального толкования Приложения.

Обращаем Ваше внимание, что изложенная позиция является нашим экспертным мнением. Ввиду отсутствия официальных разъяснений и судебной практики по данному вопросу мы рекомендовали бы Вам обратиться с соответствующим запросом в Федеральную миграционную службу (ФМС России), уполномоченную на разъяснение физическим и юридическим лицам государственной политики в сфере миграционного законодательства (п. 7.21 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.07.2012 N 711).

Для направления работника в командировку в местность из числа, указанных в постановлении Правительства РФ от 11.10.2002 N 754, ему необходимо иметь специальное разрешение (п. 1 ст. 11 Закона N 115-ФЗ).

*(1) Разрешение на работу — документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

2 Закона N 115-ФЗ.

Граждане стран-участников ЕАЭС

Речь о гражданах Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана: все эти страны — участники ЕАЭС. У иностранных сотрудников-граждан стран ЕАЭС больше возможностей для трудоустройства, чем у “обычных” иностранцев. Стороны экономического союза максимально облегчили жизнь своим гражданам: для работы в любой стране-участнице ЕАЭС им не нужно получать разрешение на работу или патент.

Сотрудников можно отправлять в командировки по России, независимо от профессии и на любой срок — ограничений нет. Для них действуют те же правила , что и при командировании сотрудников — граждан РФ.

И сотрудника можно будет спокойно отправлять на работу в эти регионы, без оглядки на сроки.

Как должна быть оформлена командировка за границу

Приведём список мероприятий, который необходимо выполнить при направлении сотрудника в загранкомандировку.

Перечень профессий иностранных работников, командировка

Подскажите, где можно найти Перечень профессий иностранных работников, которых можно отправлять в командировку в другой регион, чем указано в патенте. Спасибо

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 июля 2010 г. N 564н “Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)”

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2005, N 2, ст. 162; 2006, N 19, ст. 2080; 2008, N 11 (ч. 1), ст. 1036; N 15, ст. 1555; N 23, ст. 2713; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5618; 2009, N 3, ст. 378; N 2, ст. 244; N 6, ст. 738; N 12, ст. 1427, 1434; N 33, ст. 4083, 4088; N 43, ст. 5064; N 45, ст. 5350; 2010, N 4, ст. 394; N 11, ст. 1225; N 25, ст. 3167), приказываю:
1. Установить случаи осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание) согласно приложению.
2. Признать утратившими силу:
приказ Минздравсоцразвития России от 17 сентября 2007 г. N 607 “Об установлении списков профессий (должностей) и работ, при выполнении которых иностранный гражданин или лицо без гражданства, временно пребывающие (проживающие) в Российской Федерации, в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)” (зарегистрирован Минюстом России 7 декабря 2007 г. N 10655);
приказ Минздравсоцразвития России от 31 января 2008 г. N 44н “О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 сентября 2007 г. N 607 “Об установлении списков профессий (должностей) и работ, при выполнении которых иностранный гражданин или лицо без гражданства, временно пребывающие (проживающие) в Российской Федерации, в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)” (зарегистрирован Минюстом России 18 февраля 2008 г. N 11176).
3. Настоящий приказ вступает в силу со дня признания утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2007 г. N 97 “Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 9, ст. 1088).

Министр Т.А. Голикова

Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 августа 2010 г.
Регистрационный N 18283

Приложение
к приказу Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 28 июля 2010 г. N 564н

Случаи осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)

Информация об изменениях:
Приказом Минздравсоцразвития России от 19 октября 2011 г. N 1195н в пункт 1 настоящего приложения внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
ГАРАНТ:
Решением Верховного Суда РФ от 17 октября 2012 г. N АКПИ12-1154 абзац первый пункта 1 настоящего приложения признан не противоречащим действующему законодательству
1. Иностранный гражданин или лицо без гражданства (далее – иностранный гражданин), временно пребывающие в Российской Федерации, вправе осуществлять трудовую деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу, в случае выполнения ими работ по следующим профессиям и должностям:
профессии рабочих:
асфальтобетонщик;
боцман;
бутафор;
водитель автомобиля;
водитель дрезины;
гример-пастижер;
дневальный;
дорожный рабочий;
драпировщик;
изолировщик;
каменщик;
костюмер;
камбузник;
матрос;
матрос-водолаз;
матрос драги;
машинист автобетононасоса;
машинист автогрейдера;
машинист автогудронатора;
машинист автокомпрессора;
машинист автоямобура;
машинист буровой установки;
машинист бетоносмесительной установки;
машинист бетоноукладчика;
машинист бульдозера;
машинист бурильно-крановой самоходной машины;
машинист катка самоходного;
машинист компрессорных установок;
машинист копра;
машинист крана автомобильного;
машинист крана (крановщик);
машинист маркировочной машины для разметки автодорог;
машинист машины для устройства швов в свежеуложенном бетоне;
при выполнении дорожных работ;
машинист погрузочной машины;
машинист растворонасоса;
машинист смесителя асфальтобетона передвижного;
машинист укладчика асфальтобетона;
машинист установки передвижной автоматизированной непрерывного действия для приготовления бетонных смесей;
машинист экскаватора;
машинист дизель-поезда;
машинист железнодорожно-строительных машин;
машинист локомотива на паромах;
машинист мотовоза;
машинист паровоза;
машинист тепловоза;
машинист тягового агрегата;
машинист установок по обслуживанию подвижного состава;
машинист электровоза;
машинист электропоезда;
машинист котельной установки;
машинист помповой (докерман);
механик по обслуживанию звуковой техники;
механик по обслуживанию съемочной техники;
монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций;
монтер пути;
моторист (машинист);
моторист (машинист) рефрижераторных установок;
осветитель;
оператор специальных устройств земснарядов;
пиротехник;
подшкипер;
помощник машиниста дизель-поезда;
помощник машиниста паровоза;
помощник машиниста тепловоза;
помощник машиниста электровоза;
помощник машиниста электропоезда;
помощник механика;
проводник;
проводник пассажирского вагона;
проводник по сопровождению грузов и спецвагонов;
проводник по сопровождению локомотивов;
постовой (разъездной) рабочий судоходной обстановки;
путевой рабочий тральной бригады;
реквизитор;
рабочий береговой;
рулевой (кормщик);
рыбак кефального хозяйства;
рыбак прибрежного лова;
фотограф;
электрик судовой;
должности служащих:
аккомпаниатор;
артист;
артист ансамбля песни и танца;
артист балета;
артист балета (солист);
артист – буффонадный клоун;
артист, ведущий концерт;
артист – вокалист музыкальной комедии и эстрады;
артист-вокалист (солист);
артист вспомогательного состава;
артист драмы;
артист камерно-инструментального и вокального ансамбля;
артист кино;
артист-конферансье;
артист мимического ансамбля;
артист – музыкальный эксцентрик;
артист оркестра;
артист оркестра духового, народных инструментов, эстрадно-симфонического;
артист разговорного жанра;
артист-сатирик;
артист симфонического (камерного) оркестра;
артист – солист-инструменталист;
артист танцевального и хорового коллектива;
артист (кукловод) театра кукол;
артист – концертный исполнитель (всех жанров);
артист хора;
артист цирка всех жанров;
артист эстрадного оркестра и ансамбля;
артист эстрадно-инструментального ансамбля;
артист эстрадно-спортивного, иллюзионного и других оригинальных эстрадных жанров;
ведущий программы;
геолог;
главный геолог;
инспектор манежа (ведущий представление);
каскадер;
кинооператор;
консультант по экономическим вопросам;
корреспондент;
корреспондент издательства, редакции газет и журналов;
переводчик;
постановщик трюков;
спортсмен-инструктор;
техник по наладке и испытаниям;
тренер;
экспедитор;
экспедитор по перевозке грузов;
должности служащих, относящиеся к следующим подгруппам Общероссийского классификатора занятий:
руководители учреждений, организаций и предприятий;
руководители специализированных производственно-эксплуатационных подразделений (служб);
руководители функциональных и других подразделений и служб;
руководители малых учреждений, организаций и предприятий.
При этом:
ГАРАНТ:
Решением Верховного Суда РФ от 17 октября 2012 г. N АКПИ12-1154 подпункт “а” пункта 1 настоящего приложения признан не противоречащим действующему законодательству
а) общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, не может превышать 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу при направлении в служебную командировку;
ГАРАНТ:
Решением Верховного Суда РФ от 17 октября 2012 г. N АКПИ12-1154 подпункт “б” пункта 1 настоящего приложения признан не противоречащим действующему законодательству
б) общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, не может превышать 60 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу, если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором.
ГАРАНТ:
Решением Верховного Суда РФ от 17 октября 2012 г. N АКПИ12-1154 абзац первый пункта 2 настоящего приложения признан не противоречащим действующему законодательству
2. Иностранные граждане, временно проживающие на территории Российской Федерации, вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им разрешено временное проживание, в случае выполнения ими работ по следующим профессиям и должностям:
профессии рабочих:
асфальтобетонщик;
боцман;
бутафор;
водитель автомобиля;
водитель дрезины;
гример-пастижер;
дневальный;
дорожный рабочий;
драпировщик;
изолировщик;
камбузник;
каменщик;
костюмер;
матрос;
матрос драги;
матрос-водолаз;
машинист автобетононасоса;
машинист автогрейдера;
машинист автогудронатора;
машинист автокомпрессора;
машинист автоямобура;
машинист бетоносмесительной установки;
машинист бетоноукладчика;
машинист бульдозера;
машинист бурильно-крановой самоходной машины;
машинист буровой установки;
машинист дизель-поезда;
машинист железнодорожно-строительных машин;
машинист катка самоходного;
машинист компрессорных установок;
машинист копра;
машинист котельной установки;
машинист крана (крановщик);
машинист крана автомобильного;
машинист локомотива на паромах;
машинист маркировочной машины для разметки автодорог;
машинист машины для устройства швов в свежеуложенном бетоне при выполнении дорожных работ;
машинист мотовоза;
машинист паровоза;
машинист погрузочной машины;
машинист помповой (докерман);
машинист растворонасоса;
машинист смесителя асфальтобетона передвижного;
машинист тепловоза;
машинист тягового агрегата;
машинист укладчика асфальтобетона;
машинист установки передвижной автоматизированной непрерывного действия для приготовления бетонных смесей;
машинист установок по обслуживанию подвижного состава;
машинист экскаватора;
машинист электровоза;
машинист электропоезда;
механик по обслуживанию звуковой техники;
механик по обслуживанию съемочной техники;
монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций;
монтер пути;
моторист (машинист);
моторист (машинист) рефрижераторных установок;
оператор специальных устройств земснарядов;
осветитель;
пиротехник;
подшкипер;
помощник машиниста дизель-поезда;
помощник машиниста паровоза;
помощник машиниста тепловоза;
помощник машиниста электровоза;
помощник машиниста электропоезда;
помощник механика;
постовой (разъездной) рабочий судоходной обстановки;
проводник;
проводник пассажирского вагона;
проводник по сопровождению грузов и спецвагонов;
проводник по сопровождению локомотивов;
путевой рабочий тральной бригады;
рабочий береговой;
реквизитор;
рулевой (кормщик);
рыбак кефального хозяйства;
рыбак прибрежного лова;
фотограф;
электрик судовой;
должности служащих:
аккомпаниатор;
артист;
артист-вокалист (солист);
артист – вокалист музыкальной комедии и эстрады;
артист – концертный исполнитель (всех жанров);
артист – солист-инструменталист;
артист (кукловод) театра кукол;
артист ансамбля песни и танца;
артист балета;
артист балета (солист);
артист вспомогательного состава;
артист драмы;
артист камерно-инструментального и вокального ансамбля;
артист кино;
артист мимического ансамбля;
артист оркестра;
артист оркестра духового, народных инструментов, эстрадно-симфонического;
артист разговорного жанра;
артист симфонического (камерного) оркестра;
артист танцевального и хорового коллектива;
артист хора;
артист цирка всех жанров;
артист эстрадного оркестра и ансамбля;
артист эстрадно-инструментального ансамбля;
артист эстрадно-спортивного, иллюзионного и других оригинальных эстрадных жанров;
артист, ведущий концерт;
артист – буффонадный клоун;
артист-конферансье;
артист – музыкальный эксцентрик;
артист-сатирик;
ведущий программы;
главный тренер;
главный тренер сборной команды;
инженер;
инженер по грузовой и коммерческой работе;
инженер по наладке и испытаниям;
инженер по организации перевозок;
инженер по организации эксплуатации и ремонту;
инженер по подготовке производства;
инженер по ремонту;
инженер по транспорту;
инженер по эксплуатации оборудования;
инженер-механик;
инженер-технолог;
инспектор манежа (ведущий представление);
каскадер;
кинооператор;
консультант по экономическим вопросам;
корреспондент;
корреспондент издательства, редакции газет и журналов;
мастер;
мастер дорожный;
мастер мостовой;
мастер по обработке рыбы;
мастер по ремонту;
мастер по ремонту оборудования (в промышленности);
мастер по ремонту оборудования (на транспорте);
мастер по ремонту технологического оборудования;
мастер по ремонту транспорта;
мастер по ремонту экспедиционного оборудования и снаряжения;
мастер по эксплуатации и ремонту машин и механизмов
мастер погрузочно-разгрузочных работ;
мастер поезда (восстановительного, рельсосварочного);
мастер путевых работ;
мастер ремонтно-строительной группы;
мастер строительных и монтажных работ;
мастер участка;
менеджер (в строительстве);
менеджер (на транспорте, в связи, материально-техническом снабжении и сбыте);
механик;
механик автомобильной колонны;
механик вагона-транспортера;
механик перегрузочных машин (по погрузочно-разгрузочным механизмам);
механик по крановому хозяйству;
механик по подъемным установкам;
механик по ремонту оборудования;
механик по ремонту транспорта;
механик рефрижераторного поезда (секции);
механик рефрижераторных установок;
механик-наладчик;
переводчик;
постановщик трюков;
производитель работ (прораб) в строительстве;
спортсмен-инструктор;
старший тренер – преподаватель по спорту;
старший тренер сборной команды;
техник;
техник по наладке и испытаниям;
техник по подготовке производства;
техник-маркшейдер;
техник-технолог;
топограф;
транспортный экспедитор;
тренер;
тренер команды;
тренер сборной команды;
экспедитор;
экспедитор по перевозке грузов;
должности служащих, относящиеся к следующим подгруппам Общероссийского классификатора занятий:
руководители учреждений, организаций и предприятий;
руководители специализированных (производственно-эксплуатационных) подразделений (служб);
руководители функциональных и других подразделений и служб;
руководители малых учреждений, организаций и предприятий.
При этом:
ГАРАНТ:
Решением Верховного Суда РФ от 17 октября 2012 г. N АКПИ12-1154 подпункт “а” пункта 2 настоящего приложения признан не противоречащим действующему законодательству
а) общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, не может превышать 40 календарных дней в течение 12 календарных месяцев при направлении в служебную командировку;
ГАРАНТ:
Решением Верховного Суда РФ от 17 октября 2012 г. N АКПИ12-1154 подпункт “б” пункта 2 настоящего приложения признан не противоречащим действующему законодательству
б) общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, не может превышать 90 календарных дней в течение 12 календарных месяцев, если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором.
3. Иностранные граждане вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание), в случае, если они являются высококвалифицированными специалистами.
При этом:
а) непрерывная продолжительность трудовой деятельности иностранных граждан вне пределов субъекта (субъектов) Российской Федерации, на территории которого (которых) им выдано разрешение на работу, не может превышать 30 календарных дней ежегодно, в течение периода действия разрешения на работу, при направлении в служебную командировку;
б) общая продолжительность трудовой деятельности иностранных граждан вне пределов субъекта (субъектов) Российской Федерации, на территории которого (которых) им выдано разрешение на работу, не ограничивается, если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором.

N АКПИ12-1154 абзац первый пункта 2 настоящего приложения признан не противоречащим действующему законодательству 2.

Размер суточных в 2019 году

Работодатель выплачивает суточные в размере, установленном локальными нормативными документами организации.

Читайте также:  Что такое добровольное медицинское страхование, стоимость полиса ДМС

Так как суточные не являются доходом работника, НДФЛ они не облагаются. Однако это правило действует в том случае, если суточные фактически не превышают максимальной величины, не облагаемой НДФЛ и страховыми взносами в 2019 году:

  • 700 руб. в день — для поездок по России;
  • 2 500 руб. в день — для поездок за границу.

У компании есть право выдавать суточные больше максимальной величины, но в этом случае подоходным налогом, взносами будет облагаться разница между выплаченными деньгами и обозначенным лимитом.

Для выплаты суточных важно правильно учесть дни командировки. Суточные выплачиваются за каждый день командировки, в том числе выходные, праздники и дни, проведенные в дороге.

Легкий расчет зарплаты и командировочных, быстрое начисление больничных и отпускных

При проезде к месту командировки на личном или служебном транспорте количество дней будет определяться по служебной записке. Этот документ работник предоставляет по возвращении из командировки. К нему прилагаются документы (путевой лист, счета, кавитации, кассовые чеки с АЗС), которые подтверждают маршрут следования автомобиля. Во всех остальные случаях количество дней подтверждается проездными документами.

Обратите внимание на ч. 2 п. 16 Постановления Правительства РФ от 13.10.2008 № 749, в котором говорится, что выплата работнику суточных в иностранной валюте при направлении в командировку за пределы территории РФ «осуществляется в порядке и размерах, которые предусмотрены абз. 2 п. 11 Положения о командировках, с учетом особенностей, предусмотренных п. 19 Положения». То есть в размере, который установлен в локальных нормативных актах.

Если в загранпаспорте нет отметки (командировки в страны СНГ), то подсчет количества дней осуществляется по проездным документам. Во всех остальных случаях — по отметке в загранпаспорте.

Если командировка подразумевает поездки в близко расположенную местность и работник ежедневно возвращается домой после выполнения служебных обязанностей, суточные не выплачиваются.

Чтобы правильно рассчитать командировочные, воспользуйтесь специальной шпаргалкой.

Факт того, что сотрудник работает дистанционно, должен быть зафиксирован в трудовом договоре как место работы ст.

Командировки иностранных работников. Возможности и ограничения

Служебная командировка – поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы [1]. Из определения следует, что служебная командировка может проходить как на территории России, так и за ее пределами (заграничная командировка).

Вместе с тем, в соответствии с положениями части 5 статьи 11 ТК РФ правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.

Например, отношения, возникающие в связи с осуществлением иностранными гражданами на территории Российской Федерации трудовой деятельности, помимо ТК РФ регулируются в том числе Федеральным законом от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон)

Из предмета регулирования Закона следует, что его действие распространяется на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации, из чего, в свою очередь, следует:

1. Какие-либо ограничения, связанные с продолжительностью, характером работы иностранных граждан, направленных в командировку за пределы Российской Федерации (заграничную командировку) отсутствуют.

Далее, особенности осуществления трудовой деятельности иностранных граждан в Российской Федерации регулируются статьей 13 Закона, которая устанавливает ограничения, связанные со служебными командировками, лишь для некоторых категорий иностранных граждан, а именно:

Иностранные граждане не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выданы разрешение на работу или патент [2].

То есть речь идет об иностранцах, которым для работы в России необходимо получать разрешение на работу или патент. Следовательно, на иностранных граждан, которым указанные документы для осуществления трудовой деятельности не требуются, ограничения не распространяются, из чего следует:

2. Какие-либо ограничения, связанные с возможностью служебных командировок, их продолжительностью, характером выполняемой работы отсутствуют для следующих категорий иностранцев (перечислю все из них, несмотря на то, что в реальной жизни столкнуться доведется лишь с некоторыми):

  • получивших вид на жительство
  • сотрудников дипломатических представительств, работников консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудников международных организаций, а также их частных домашних работников;
  • работников иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;
  • журналистов, аккредитованных в Российской Федерации;
  • студентов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;
  • студентов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, работающих в свободное от учебы время в этих образовательных организациях, в хозяйственных обществах или в хозяйственных партнерствах, созданных бюджетными или автономными образовательными организациями высшего образования, в которых они обучаются;
  • приглашенных в Российскую Федерацию в качестве научных или педагогических работников для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования образовательными организациями высшего образования, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами, государственными научными центрами, иными научными организациями, в которых действуют диссертационные советы, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо иными научными организациями и инновационными организациями согласно критериям и (или) перечню, утвержденным Правительством Российской Федерации, либо в качестве педагогических работников для проведения занятий в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия педагогической деятельностью в духовных образовательных организациях;
  • приглашенных в Российскую Федерацию с деловой или гуманитарной целью либо в целях осуществления трудовой деятельности и привлекаемых помимо этого для занятия педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования в научных организациях и образовательных организациях высшего образования, за исключением духовных образовательных организаций;
  • прибывших в Российскую Федерацию не более чем на тридцать дней для осуществления гастрольной деятельности (организации и проведения на основании гражданско-правовых договоров на возмездной основе мероприятий, в ходе которых иностранный гражданин, являющийся творческим работником, осуществляет публичное исполнение произведений литературы, искусства или народного творчества);
  • приглашенных в Российскую Федерацию в качестве медицинских, педагогических или научных работников в случае их приглашения для занятия соответствующей деятельностью на территории международного медицинского кластера;
  • аккредитованных работников аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных юридических лиц (применяется в отношении граждан Южной Кореи);
  • осуществляющих трудовую деятельность в случае и порядке, предусмотренных частью четвертой статьи 63 и статьей 348.8 Трудового кодекса Российской Федерации (в сфере кино, театра, цирка);
  • признанных беженцами на территории Российской Федерации;
  • получивших временное убежище на территории Российской Федерации;
  • граждан государств-участников Договора о Евразийском Экономическом Союзе (то есть граждане Армении, Белоруссии, Казахстана и Кыргызстана).

3. Установленные Законом ограничения распространяются на:

  • иностранных граждан, работающих в России на основании патента;
  • иностранных граждан, работающих в России на основании разрешений на работу;
  • иностранных граждан – высококвалифицированных специалистов;
  • иностранных граждан, обучающихся в Российской Федерации по очной форме и получивших разрешение на работу, на оборотной стороне которого в графе «Особые отметки» указано: «В соответствии со статьей 13.4 Федерального закона № 115-ФЗ» [3];
  • иностранных граждан, получивших разрешение на временное проживание;
  • иностранных граждан, получивших Свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию [4].

При этом ограничения касаются лишь запрета на направление иностранных граждан в служебную командировку за пределы субъекта Российской Федерации, на территории которого им выданы патент, разрешение на работу или разрешено временное проживание. Командировка в пределах региона выдачи разрешительного документа не запрещена.

4. Из установленных Законом ограничений есть исключения. Они установлены для тех иностранцев, кто:

  • работает в России на основании разрешения на работу (но не для тех, кто получил разрешение на работу, на оборотной стороне которого в графе «Особые отметки» указано: «В соответствии со статьей 13.4 Федерального закона № 115-ФЗ»);
  • получил разрешение на временное проживание в Российской Федерации;
  • работает в России на основании разрешения на работу высококвалифицированного специалиста.

Условия, при наступлении которых перечисленные выше иностранные граждане вправе работать (в том числе находясь в служебной командировке) за пределами региона выдачи разрешительного документа, перечислены в Приказе Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 № 564н “Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)”. Вкратце поясню, что в отношении тех, кто перечислен в пунктах 1 и 2 Приложения к Приказу, установлена возможность работы за пределам региона выдачи разрешительного документа в течение определенного количества времени лишь по профессиям, должностям, которые перечислены в Приложении как «разъездные».

Для тех, кто работает в России, на основании патента, возможность быть направленным в командировку в регион отличный от указанного в патенте как “территория действия”, появляется при получении патента в регионе, куда работник был командирован [5], но это уже из мира фантастики, да и экономически не выгодно, поскольку работнику-иностранцу придется уплачивать фиксированный авансовый платеж за право пользования патентом по количеству полученных им патентов.

[1] Часть 1 статьи 166 ТК РФ

[2] Пункт 4.2 статьи 13 Закона

[3] пункт 20 статьи 13.4 Закона

[4] Пункты 17-18, 47-49 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637, Постановление Московского Городского Суда от 15.08.2016г. по делу № 4а-2869/2016

[5] Абзацы 3 и 4 пункта 16 статьи 13.3 Закона

Следовательно, на иностранных граждан, которым указанные документы для осуществления трудовой деятельности не требуются, ограничения не распространяются, из чего следует.

Личный опыт: работать по всему миру

Моя должность внутренний аудитор в международной компании.

3. Составление заявления на выплату аванса

Следующим шагом сотрудник должен написать заявление на перечисление авансовых средств, чтобы он мог купить билеты и забронировать гостиницу. Сумма рассчитывается исходя из примерной стоимости аренды жилья и транспортных расходов. Кроме того, в авансовый платеж включаются суточные. Не забудьте свериться с положением о командировках — не стоит бронировать люкс в пятизвездочном отеле, если лимит на гостиницу составляет 2000 рублей в сутки.

Пример заявления на выплату аванса:

Следующим шагом сотрудник должен написать заявление на перечисление авансовых средств, чтобы он мог купить билеты и забронировать гостиницу.

Документы, подтверждают командировочные расходы работника

Все расходы на командировку работник должен указать в авансовом отчете. К нему надо приложить документы, подтверждающие эти расходы (п. 26 Положения о командировках).

Расходы на проезд подтверждаются (п. п. 12, 22 Положения о командировках):

если на поезде – железнодорожным билетом или маршрут-квитанцией (контрольным купоном) электронного билета (Письмо Минфина от 14.04.2014 N 03-03-07/16777);

если на самолете – авиабилетом или маршрут-квитанцией (контрольным купоном) электронного билета и посадочным талоном (Письма Минфина от 01.09.2016 N 03-03-07/50992, от 19.06.2015 N 03-03-07/35548).

Расходы на проживание подтверждаются счетом гостиницы.

При этом документ, подтверждающий расходы на проживание, выданный зарубежным отелем, необходимо построчно перевести на русский язык.

Факт траты суточных подтверждать документами не нужно.

18, 19 Положения о командировках.

Добавить комментарий