Сроки и порядок обжалования постановлений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов

Решение по жалобе, поданной в порядке подчиненности
  1. Решение должностного лица службы судебных приставов по жалобе принимается в форме постановления, в котором должны быть указаны:
    1. должность, фамилия и инициалы должностного лица, принявшего решение по жалобе;
    2. фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации;
    3. краткое изложение жалобы по существу;
    4. обоснование принятого решения;
    5. принятое по жалобе решение;
    6. сведения о порядке обжалования принятого решения.
  2. По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо службы судебных приставов признает постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий правомерными и отказывает в удовлетворении жалобы или признает жалобу обоснованной полностью или частично.
  3. В случае признания жалобы обоснованной полностью или частично должностное лицо принимает одно из следующих решений:
    1. отменить полностью или частично вынесенное постановление;
    2. отменить принятое постановление и обязать должностное лицо принять новое решение в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    3. отменить принятое постановление и принять новое решение;
    4. признать действия (бездействие), отказ в совершении действий неправомерными и определить меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений.
  4. Постановление, принятое по результатам рассмотрения жалобы, подлежит исполнению в течение десяти дней со дня его поступления к должностному лицу службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжаловались, если в постановлении не указан иной срок его исполнения.
  5. Должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее жалобу, вправе принять меры по привлечению должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого признаны неправомерными, к дисциплинарной и иной ответственности.
  6. Копия постановления, принятого по результатам рассмотрения жалобы, направляется лицу, обратившемуся с жалобой, не позднее трех дней со дня принятия указанного постановления.

исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, указанных в пунктах 5 и 6 части 1 статьи 12 Федерального закона Об исполнительном производстве , в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;.

Жалоба в порядке подчиненности

В порядке подчиненности, это значит вышестоящему руководству. Обычно такие жалобы рассматривает старший судебный пристав – начальник районного ОСП. Но если обжалуемое постановление было вынесено либо утверждено им, в таком случае жалобу нужно подавать заместителю или главному приставу субъекта РФ. Жалобу можно подать как непосредственно лицу, которое будет ее рассматривать, так и через пристава, чье постановление обжалуется – он обязан передать ее в порядке подчиненности (ст. 123 ФЗ № 229).

Действовать нужно в следующем порядке:

  1. Ознакамливаемся с материалами исполнительного производства , делаем копии. Находим основания для обжалования постановления.
  2. Готовим жалобу на постановление судебного пристава. Она составляется в письменной свободной форме, с учетом требований ст. 124 ФЗ № 229. Потому в ней обязательно должны быть указаны:
  • должность и ФИО пристава;
  • реквизиты обжалуемого постановления;
  • ФИО и адрес заявителя;
  • основания, по которым обжалуется постановление;
  • требования лица, подавшего жалобу.

Пример удачно составленной жалобы смотрите здесь. К жалобе не обязательно прикладывать документы, ее обосновывающие. Если они имеют значение и не находятся в распоряжении пристава, тот вправе запросить их дополнительно (п. 3 ст. 124 ФЗ № 229).

  1. Направляем жалобу . Подать ее можно как лично в ФССП, так и направить по почте. Еще есть электронная приемная ФССП, через которую также принимаются жалобы. Но так как в законе указано, что обязательная ее форма – письменная, есть риск, что в ее рассмотрении могут отказать.
  2. Ждем рассмотрения . Ответственное должностное лицо обязано рассмотреть жалобу на постановление судебных приставов в срок до 10 дней с момента ее поступления (ст. 126 ФЗ № 229).
  3. Ждем копию постановления . Если жалоба частично или полностью удовлетворена, ответственное лицо выносит об этом постановление, которым отменяет частично или полностью постановление пристава. Затем, в 3-дневный срок с момента его вынесения, оно направляет копию такого постановления заявителю (ст. 127 ФЗ № 229).

К нему необходимо приложить комплект документов, включающий.

Глава 18. СРОКИ И ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

1. Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя или заместителя старшего судебного пристава, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, на их действия (бездействие) подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель или заместитель старшего судебного пристава.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 225-ФЗ)

2. Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава, заместителя главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу субъекта (главному судебному приставу субъектов) Российской Федерации, в подчинении которого они находятся.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 425-ФЗ)

2.1. Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя подразделения Федеральной службы судебных приставов, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава указанного подразделения, на их действия (бездействие) подается заместителю главного судебного пристава Российской Федерации.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 03.12.2011 N 389-ФЗ)

3. Жалоба на постановление главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации или заместителя главного судебного пристава Российской Федерации, на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 225-ФЗ, от 30.12.2015 N 425-ФЗ)

4. Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) может быть подана как непосредственно вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов, так и через должностное лицо службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие) которого обжалуются.

5. Должностные лица службы судебных приставов, постановления, действия (бездействие) которых обжалуются, направляют жалобу вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов в трехдневный срок со дня ее поступления.

6. В случаях, когда должностное лицо службы судебных приставов, получившее жалобу на постановление, действия (бездействие), не правомочно ее рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить жалобу должностному лицу службы судебных приставов, правомочному ее рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее жалобу.

7. Лицо, подавшее жалобу, может отозвать ее до принятия по ней решения.

1. Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в письменной форме. Указанная жалоба должна быть подписана лицом, обратившимся с ней, или его представителем. К жалобе, подписанной представителем, должны прилагаться доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя.

2. В жалобе должны быть указаны:

1) должность, фамилия, инициалы должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжалуются;

2) фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации;

3) основания, по которым обжалуется постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие), отказ в совершении действий;

4) требования лица, подавшего жалобу.

3. Лицо, подавшее жалобу, может не представлять документы, которые подтверждают обстоятельства, указанные в жалобе. Если представление таких документов имеет значение для рассмотрения жалобы, то должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее указанную жалобу, вправе запросить их. В этом случае срок рассмотрения жалобы приостанавливается до представления запрошенных документов, но не более чем на десять дней.

1. Должностное лицо службы судебных приставов отказывает в рассмотрении по существу жалобы на постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий, если:

1) обжалуется постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 225-ФЗ)

1.1) обжалуются результаты оценки имущества, произведенной оценщиком;

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 34-ФЗ)

2) не соблюдены установленные сроки обжалования и лицо, подавшее жалобу, не заявило ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обжалования либо такое ходатайство отклонено;

3) не соблюдены требования, установленные частями 1 и 2 статьи 124 настоящего Федерального закона;

4) по жалобе аналогичного содержания судом принято решение;

5) предметом указанной жалобы являются решение, действия (бездействие) лица, не являющегося должностным лицом службы судебных приставов.

2. Постановление об отказе в рассмотрении жалобы по существу выносится не позднее трех дней со дня поступления жалобы.

3. Постановление об отказе в рассмотрении жалобы по существу может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу или оспорено в суде.

1. Жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение десяти дней со дня ее поступления.

2. Принятие судом к рассмотрению заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов приостанавливает рассмотрение жалобы, поданной в порядке подчиненности.

1. Решение должностного лица службы судебных приставов по жалобе принимается в форме постановления, в котором должны быть указаны:

1) должность, фамилия и инициалы должностного лица, принявшего решение по жалобе;

2) фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации;

3) краткое изложение жалобы по существу;

4) обоснование принятого решения;

5) принятое по жалобе решение;

6) сведения о порядке обжалования принятого решения.

2. По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо службы судебных приставов признает постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий правомерными и отказывает в удовлетворении жалобы или признает жалобу обоснованной полностью или частично.

3. В случае признания жалобы обоснованной полностью или частично должностное лицо принимает одно из следующих решений:

1) отменить полностью или частично вынесенное постановление;

2) отменить принятое постановление и обязать должностное лицо принять новое решение в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) отменить принятое постановление и принять новое решение;

4) признать действия (бездействие), отказ в совершении действий неправомерными и определить меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений.

4. Постановление, принятое по результатам рассмотрения жалобы, подлежит исполнению в течение десяти дней со дня его поступления к должностному лицу службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжаловались, если в постановлении не указан иной срок его исполнения.

5. Должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее жалобу, вправе принять меры по привлечению должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого признаны неправомерными, к дисциплинарной и иной ответственности.

6. Копия постановления, принятого по результатам рассмотрения жалобы, направляется лицу, обратившемуся с жалобой, не позднее трех дней со дня принятия указанного постановления.

1. Постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 425-ФЗ)

2. Заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в случаях:

1) исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом;

2) исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, указанных в пунктах 5 и 6 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

3) исполнения постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в соответствии с частью 6 статьи 30 настоящего Федерального закона, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью;

4) в иных случаях, установленных арбитражно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

3. В случаях, не указанных в части 2 настоящей статьи, заявление подается в суд общей юрисдикции.

4. Рассмотрение заявления судом производится в десятидневный срок по правилам, установленным процессуальным законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя подразделения Федеральной службы судебных приставов, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава указанного подразделения, на их действия бездействие подается заместителю главного судебного пристава Российской Федерации.

Статья 124. Форма и содержание жалобы, поданной в порядке подчиненности

1. Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в письменной форме. Указанная жалоба должна быть подписана лицом, обратившимся с ней, или его представителем. К жалобе, подписанной представителем, должны прилагаться доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя.

Читайте также:  Межевание земельного участка: споры с соседями. Инструкция по межеванию земельного участка, советы юристов

1 1 . Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов или его действия (бездействие) может быть подана через единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. В жалобе должны быть указаны:

1) должность, фамилия, инициалы должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжалуются;

2) фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации;

3) основания, по которым обжалуется постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие), отказ в совершении действий;

4) требования лица, подавшего жалобу.

3. Лицо, подавшее жалобу, может не представлять документы, которые подтверждают обстоятельства, указанные в жалобе. Если представление таких документов имеет значение для рассмотрения жалобы, то должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее указанную жалобу, вправе запросить их. В этом случае срок рассмотрения жалобы приостанавливается до представления запрошенных документов, но не более чем на десять дней.

4 по жалобе аналогичного содержания судом принято решение;.

Как обжалуется постановление

Порядок обжалования будет зависеть от выбранного способа. Есть два стандартных варианта:

  1. Подача заявления в вышестоящий орган.
  2. Передача жалобы в суд.

В соответствии со статьёй 121 № 229-ФЗ, некоторые типы постановлений не могут быть обжалованы через вышестоящий орган. Обязательно потребуется обращение в суд. Так, постановление о взыскании исполнительского сбора может быть отменено только в судебном порядке, так же как и постановление главного судебного пристава.

Нажмите для увеличения изображения

Статья 122 № 229-ФЗ определяет срок, в течение которого жалоба должна быть подана. Так, по общему правилу, срок исчисляется с момента вынесения постановления и составляет 10 суток. Если лицо, чьё право нарушено, не знало и не могло знать о вынесении документа, то срок исчисляется с момента его уведомления.

Нажмите для увеличения изображения

Нажмите для увеличения изображения.

Алгоритм действий

Обжалование действий судебного пристава-исполнителя возможно путём подачи искового заявления или обращения к вышестоящему руководству. В первом случае гражданину придётся оплатить госпошлину, готовить документ в соответствии с требованиями, установленными ГПК РФ.

При направлении жалобы в порядке подчинённости установлены более лояльные требования. Например, гражданину не нужно прилагать документы, подтверждающие обоснованность требований. Оспаривание проходит заочно – нет необходимости посещать заседания.

Также человек может передать своё обращение самому приставу, действия которого обжалуются. Должностное лицо направляет документ лицу, которое будет непосредственно заниматься рассмотрением жалобы.

Ещё один вариант – заявление в прокуратуру. Этот орган создан для надзора за соблюдением законодательства всеми государственными органами.

Гражданин самостоятельно выбирает, как обжаловать действия пристава. Если сначала обращение было направлено руководству судебного исполнителя, а потом человек подал иск в суд, то рассмотрение первого документа приостанавливается (ст. 126 Закона № 229-ФЗ).

На подачу обращения у заинтересованного лица есть 10 дней (ст. 122 № 229-ФЗ). Если указанный срок пропущен, то решения пристава не могут быть оспорены. Исключение – существуют объективные обстоятельства, помешавшие гражданину вовремя узнать о нарушении его прав или подать документы. Тогда гражданин должен заявить ходатайство о восстановлении срока. Просьба рассматривается вместе с направленной жалобой.

Срок считается с определённых событий:

  1. Дата вынесения незаконного постановления.
  2. День выявления факта бездействия пристава. Например, гражданин обратился к приставу за информацией об произведённых для исполнения решения суда действиях. Когда был получен
  3. Дата совершения действия, нарушающего права заявителя.
  4. День, когда гражданину должно было стать известно о нарушении его прав. Например, человек передал имущество в пользование должнику, а ФССП наложила на собственность арест.

Если срок подачи обращения пропущен, гражданин не лишается права подавать жалобы в прокуратуру. Этот государственный орган имеет право в любое время выдать предписание об устранении нарушений законодательства.

Когда был получен.

Оспаривание постановлений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей

Для защиты нарушенных гражданских прав и свобод необходимо не только принятие судом судебного постановления, вступление его в законную силу, но и надлежащее исполнение судебного акта. В силу ст. 5 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и нормами главы 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. К должностным лицам, решения и действия (бездействие) которых могут быть оспорены, следует относить должностных лиц службы судебных приставов, исполняющих судебные постановления или постановления иных органов, а также должностных лиц службы судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов.

В соответствии с ч. 2 ст. 441 ГПК РФ, ст. 122 Федерального закона «Об исполнительном производстве» жалоба на постановление, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя подается в суд в течение 10 дней со дня вынесения постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Допускается исчисление этого срока со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействия) судебным приставом-исполнителем. Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Однако при недоказанности уважительности причин пропуска данное обстоятельство может быть основанием к отказу в удовлетворении заявления.

В силу ч. 1, 8 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя в 3-дневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа, если исполнительный документ соответствует требованиям ст. 13 данного Закона и предъявлен в срок, предусмотренный ст. 21.

Дела об оспаривании действий судебных приставов по возбуждению исполнительного производства – одна из самых распространенных категорий, удовлетворение подобного рода заявлений имеет значимые правовые последствия, поскольку все последующие действия судебного пристава-исполнителя являются незаконными.

Основаниями требований о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя по возбуждению исполнительного производства являются несогласие должника с исполнительным документом, а также несогласие с постановлением о возбуждении исполнительного производства (в частности, возбуждение исполнительного производства по исполнительному документу, срок предъявления которого к исполнению истек, возбуждение исполнительного производства по исполнительному документу, не соответствующему предъявляемым к нему требованиям).

В качестве оснований для признания действий судебного пристава-исполнителя по возбуждению исполнительного производства незаконными указывались также нарушение сроков возбуждения исполнительного производства по заявлению взыскателя; не направление либо несвоевременное направление сторонам исполнительного производства копий постановления о возбуждении исполнительного производства; несоответствие постановления судебного пристава-исполнителя требованиям, предъявляемым ст. 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве»; технические и иные ошибки, допущенные при вынесении постановлений о возбуждении исполнительного производства. Однако в подавляющем большинстве случаев требования заявителей по данной категории дел признаются судами необоснованными, а действия судебных.

Анализ причин, побудивших заявителей обратиться в суд за защитой своих прав, нарушенных, по их мнению, в результате окончания исполнительного производства, свидетельствует, что их значительную долю составляет непринятие судебными приставами-исполнителями всех мер, направленных на полное и правильное исполнение требований исполнительных документов.

Можно выделить основные причины, по которым суды отказывают в удовлетворении заявленных требований, а постановления судебных приставов-исполнителей об окончании исполнительного производства признаны законными и обоснованными:

пропуск заявителями, установленного ст. 441 ГПК РФ десятидневного срока для обжалования постановления судебного пристава-исполнителя;

отсутствие предмета спора в связи с добровольной отменой судебным приставом-исполнителем обжалуемого постановления. Суды, установив, что обжалуемое постановление отменено как незаконное (необоснованное), предмет обжалования отсутствует, отказывали в удовлетворении требований по указанному основанию. При этом, рассматривая заявления по существу, исследуется вопрос о том, были ли устранены в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод заявителей, о чем указано в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».

отсутствие правовых оснований для признания незаконным обжалуемого постановления ввиду его соответствия требованиям Федерального закона «Об исполнительном производстве»;

обжалование действий судебного пристава-исполнителя лицом, не являющимся стороной исполнительного производства, не заинтересованным лицом.

Одной из актуальных на сегодняшний день категорий жалоб, подаваемых должниками по исполнительному производству, являются жалобы об оспаривании постановлений о взыскании исполнительского сбора.

Статья 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусматривает установление судебным приставом-исполнителем в постановлении о возбуждении исполнительного производства срока для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, который не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства. При неисполнении должником требований исполнительного документа в течение пяти дней со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель имеет право вынести постановление о взыскании исполнительского сбора.

Статьей 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлены размер, сроки и условия взыскания исполнительского сбора с должника по исполнительному производству. В соответствии с указанной нормой исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Заявления об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей по взысканию исполнительского сбора во всех случаях сводятся исключительно к оспариванию постановлений о взыскании исполнительского сбора по существу, то есть к требованиям о признании постановления незаконным в целом или в части. Требования об уменьшении размера исполнительского сбора, освобождении от его уплаты, о рассрочке, отсрочке его уплаты, заинтересованными лицами как правило, не заявляются.

В обоснование заявленных требований можно указать либо на несвоевременное получение или неполучение постановления о возбуждении исполнительного производства, либо на уважительность причин неисполнения требований исполнительного документа в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства срок. В первом случае доказательствами правомерности действий судебного пристава-исполнителя является соблюдение им порядка и сроков направления постановления о возбуждении исполнительного производства (документальное подтверждение либо не подтверждение указанного факта), во втором – наличие оснований для взыскания исполнительного сбора.

Основными причинами неисполнения требований исполнительного документа являются обжалование судебного или иного акта, на основании которого выдан исполнительный документ в вышестоящую инстанцию, отсутствие возможности (тяжелое материальное положение) исполнить требование. Во всех случаях ссылка заявителей на обжалование судебного акта или исполнительного документа не принимается судами в качестве доказательства обоснованности требований, поскольку в данном случае должник может одновременно обратиться с заявлением о приостановлении исполнительного производства.

Помимо указанных выше причин для отказа в удовлетворении требований об оспаривании решений и действий (бездействий) судебного пристава-исполнителя, можно также указать на вынесение судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора по истечении срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа при наличии реальной возможности исполнить требования исполнительного документа и отсутствии обстоятельств, свидетельствующих об уважительных причинах неисполнения требований.

В процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, перечисленные в ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве», а также применять меры принудительного исполнения, предусмотренные ст. 68 Закона.

Наиболее часто заявителями обжалуются такие действия судебных приставов-исполнителей, как обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства, наложение ареста на имущество должника, запрет регистрационных действий, временное ограничение на выезд должника из Российской Федерации. В некоторых случаях действия судебного пристава-исполнителя признавались судами незаконными в связи с преждевременным применением тех или иных мер принудительного исполнения.

Правомерность применения мер принудительного исполнения в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу, является основанием для отказа в эффективном оспаривании действий и решений судебного пристава-исполнителя.

Читайте также:  Сортавала - адреса и контакты отделений пенсионного фонда на сегодня

Однако чаще всего взыскателями оспаривается бездействие судебных приставов-исполнителей, допускаемое при исполнении решений суда.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» основными задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Бездействие может быть вызвано как причинами, не зависящими от судебного пристава-исполнителя, так и субъективными, связанными с ненадлежащим исполнением им должностных обязанностей. Тем не менее, своевременное информирование взыскателя о ходе исполнительного производства во многих случаях может повлиять на снижение количества поданных жалоб.

Основаниями удовлетворения судами заявлений данной категории явились непринятие судебными приставами-исполнителями предусмотренных законодательством об исполнительном производстве мер для своевременного, полного и правильного исполнения судебного решения: непринятие мер по направлению необходимых запросов; несвоевременное совершение исполнительных действий; непринятие мер по направлению сторонам исполнительного производства постановлений, принимаемых судебным приставом-исполнителем.

При рассмотрении заявлений об обжаловании бездействия судебного пристава-исполнителя суд устанавливает факт нарушения прав заявителя. В случаях, когда судом в ходе рассмотрения дела было установлено, что судебным приставом-исполнителем принимаются необходимые меры к исполнению исполнительного документа, что подтверждалось соответствующими доказательствами, в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным бездействия суды отказывают.

Выход за пределы двухмесячного срока совершения исполнительных действий, предусмотренного ст.36 Федерального закона «Об исполнительном производстве», не может расцениваться в качестве безусловного основания для признания незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, поскольку превышение срока исполнения исполнительного документа было обусловлено особенностями ведения исполнительного производства, связанными с необходимостью розыска имущества должника в целях исполнения требований исполнительного документа, отсутствием у должника имущества, на которое возможно обратить взыскание, а также установленной возможностью исполнения только путем обращения взыскания на периодические выплаты должнику из его заработной платы.

Основными причинами неисполнения требований исполнительного документа являются обжалование судебного или иного акта, на основании которого выдан исполнительный документ в вышестоящую инстанцию, отсутствие возможности тяжелое материальное положение исполнить требование.

Жалоба на бездействие судебного пристава

Задачами исполнительного производства согласно ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Доверие к судебной системе невозможно без эффективного механизма исполнения судебных решений, в противном случае лицо, чьи права были нарушены, несмотря на положительное решение суда, может так и не добиться его исполнения в реальности.Исполнение судебных актов может осуществляться как с привлечением судебного пристава-исполнителя, так и без него в некоторых случаях.

Например, если вы получили решение суда о взыскании с юридического лица денежной суммы, то вам, конечно, проще в соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предъявить исполнительный лист непосредственно в банк, где у должника имеется открытый счет. А если вы не знаете, в каком банке открыт счет, то вы на основании нотариально заверенной копии исполнительного листа, можете по месту регистрации юридического лица узнать об открытых счетах компании.

Но бывают случаи, когда без обращения к судебному приставу, не обойтись. Например, если ваш должник – физическое лицо, и вы не знаете его банковских счетов, вам потребуется обратиться к приставу для розыска счетов, или если вам необходимо арестовать какое-то имущество (не денежные средства), то также потребуется обращаться к приставу.

Недовольство в связи с неэффективной работой судебных приставов-исполнителей стало уже привычным. Обжаловать действия или бездействие приставов можно в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О судебных приставах» в административном порядке, т.е. в порядке подчиненности, или в судебном порядке. При том обращение с жалобой к вышестоящему должностному лицу не является препятствием для обращения в суд.
Дополнительно можно обратиться с жалобой в прокуратуру, которая осуществляет надзор за исполнением законов судебными приставами.

Прежде чем писать жалобу на бездействие пристава необходимо выяснить, а действительно ли уже прошли сроки, установленные законом для совершения приставом тех или иных действий. Соответственно, если уже прошли, то можно писать жалобу. Жалобу лучше подавать в письменном виде с указанием всех имеющих значение обстоятельств и ссылкой на положение закона, из которого следует, что пристав нарушил закон, а также с указанием должности, фамилии, инициалов должностного лица службы судебных приставов, постановления, действия (бездействия), отказ в совершении которых обжалуются.

Подробно порядок обжалования бездействия судебного пристава – исполнителя указан в Главе 18 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Так в ст. 122 указанного закона указывается, что жалоба подается в течение 10 дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Какому конкретно приставу при обжаловании в порядке подчиненности следует подавать жалобу указано в ст. 123 указанного Федерального закона, а случаи, когда нельзя обжаловать в порядке подчиненности – в ст. 125 указанного Федерального закона.

Жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение десяти дней со дня ее поступления. По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо службы судебных приставов признает постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий правомерными и отказывает в удовлетворении жалобы или признает жалобу обоснованной полностью или частично.

При обжаловании бездействия судебного пристава в суд, обязательно посмотрите ст. 128 Федерального закона «Об исполнительном производстве». В ней указано, в какой суд (арбитражный суд или суд общей юрисдикции) подается жалоба. Порядок обжалования бездействия в арбитражном суде указан в Главе 24 и разделе VII Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а в случае обжалования в суд общей юрисдикции – в соответствии со ст. 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава – исполнителя подается в арбитражный суд по месту нахождения судебного пристава – исполнителя (ст. 38 АПК РФ). Дела об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов рассматриваются в срок, не превышающий десяти дней со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу. Указанные правила аналогичны тем, что действуют при обжаловании бездействия пристава в суде общей юрисдикции.

Прежде чем писать жалобу на бездействие пристава необходимо выяснить, а действительно ли уже прошли сроки, установленные законом для совершения приставом тех или иных действий.

Нюансы составления жалобы на бездействие

Нередко происходит не только обжалование действий судебного пристава-исполнителя, но и его бездействия. При составлении такого заявления непременно прописываются сведения:

  • описывается возникшая ситуация;
  • указывается, какие действия не были выполнены исполнителем, хотя они являются его непосредственными должностными обязанностями;
  • перечисляются все права и интересы заявителя, которые были нарушены таким поведением пристава;
  • приводятся требования, на основании которых исполнитель должен выполнять те или иные действия.

В заявлении непременно оставляются контактные данные заявителя, так как только с помощью этой информации дается ответ на обращение.

перечисляются все права и интересы заявителя, которые были нарушены таким поведением пристава;.

Срок рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности

  1. Жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение десяти дней со дня ее поступления.
  2. Принятие судом к рассмотрению заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов приостанавливает рассмотрение жалобы, поданной в порядке подчиненности.

Заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий бездействия подается в арбитражный суд в случаях исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом; исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, указанных в пунктах 5 и 6 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;.

Приложение. Методические рекомендации об организации работы по рассмотрению жалоб на постановления, действия (бездействие) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, поданных в порядке подчиненности

Директор Федеральной службы

главный судебный пристав

Методические рекомендации об организации работы по рассмотрению жалоб на постановления, действия (бездействие) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, поданных в порядке подчиненности

1997 N 118-ФЗ О судебных приставах Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Энциклопедия ипотеки
  • Кодексы
  • Законы
  • Формы документов
  • Бесплатная консультация
  • Правовая энциклопедия
  • Новости
  • О проекте

Бесплатная консультация.

Сроки и порядок обжалования постановлений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов

  • Главная
  • Поиск
  • О проекте
  • Связь

Статья 121. Оспаривание постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия)

Комментарий к статье 121

1. При совершении исполнительных действий у сторон исполнительного производства могут возникать сомнения в правильности совершаемых судебным приставом-исполнителем действий и принимаемых им мер исполнения, указанные сомнения могут быть устранены путем проверки законности отдельных постановлений, совершенных фактических действий или допущенного бездействия, отказа в совершении действий и т.п. Обжалование (оспаривание) действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя – самый распространенный и быстрый способ защиты прав участников исполнительного производства. В комментируемом Законе указанному способу защиты прав посвящена гл. 18.
Настоящий Закон четко разграничивает два порядка обжалования действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя: 1) административный порядок (путем подачи жалобы вышестоящему должностному лицу) и 2) судебный порядок (путем подачи заявления в соответствующий суд или арбитражный суд).
По терминологии комментируемого Закона при административной защите прав участников исполнительного производства способ защиты именуется “обжалование”, если же заявитель обращается в суд, то используется термин “оспаривание”.
В силу положений ст. 46 Конституции РФ лицо, избравшее административный порядок обжалования действий судебного пристава-исполнителя, не лишается возможности обратиться в суд в случае, если решение, принятое вышестоящим органом, по-прежнему оставляет сомнения в правильности действий судебного пристава-исполнителя.
Комментируемый Закон также четко предусматривает, что обжалованы могут быть действия не только непосредственно самого судебного пристава-исполнителя, но и иных должностных лиц службы судебных приставов, например старшего судебного пристава, главного судебного пристава субъекта РФ и т.п. Указанные действия могут быть также оспорены в суде.
2. Административный порядок обжалования постановлений и действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов предусматривает подачу жалобы вышестоящему должностному лицу или органу, который осуществляет проверку доводов жалобы и оценивает правильность действий судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица. Комментируемый Закон предоставляет вышестоящему должностному лицу в порядке подчиненности широкие полномочия: указанное лицо может констатировать факт неправомерности действий судебного пристава-исполнителя и даже отменить соответствующее постановление.
Административный порядок обжалования не является обязательным и не является досудебным порядком урегулирования спора. Несоблюдение указанного порядка не является основанием для отказа в принятии заявления или для возвращения заявления, поданного в суд.
В административном порядке могут быть обжалованы практически любые постановления, действия, отказ в совершении действий и бездействие судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц службы судебных приставов. Исключение составляют постановления, действия (бездействие) главного судебного пристава РФ, которые могут быть оспорены только в суде (поскольку не имеется вышестоящего должностного лица). Также только в судебном порядке обжалуется постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Федеральной службой судебных приставов разработаны Методические рекомендации об организации работы по рассмотрению жалоб на постановления, действия (бездействие) должностных лиц ФССП России, поданных в порядке подчиненности (утв. директором ФССП России 29 сентября 2011 г.), в которых не только раскрыты организационные вопросы деятельности по рассмотрению жалоб, но и содержатся рекомендации по некоторым проблемным вопросам.
3. Наличие административного порядка обжалования действий судебного пристава-исполнителя неизбежно приводит к возникновению вопросов об исчислении срока на подачу заявления в суд, поскольку и для того, и для иного порядка установлен единый срок – 10 дней (ст. 122 комментируемого Закона).
Если постановление, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя были обжалованы в порядке подчиненности, то судам общей юрисдикции следует учитывать положения ч. 6 ст. 219 КАС о том, что несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.
Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд являются основанием для отказа в удовлетворении заявления (ч. 8 ст. 219 КАС).
Арбитражным судам при рассмотрении указанных выше вопросов надлежит применять положения ч. ч. 6 и 8 ст. 219 КАС по аналогии закона (ч. 5 ст. 3 АПК) .
——————————–
См. п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 17 ноября 2015 г. N 50.

Читайте также:  Больничный лист в табеле учета рабочего времени: как отметить в 2020 году

Кроме того, административный порядок обжалования вызывает вопрос: чьи действия подлежат оспариванию в суде: судебного пристава или вышестоящего должностного лица?
Полагаем, что если вышестоящее должностное лицо ФССП по результатам рассмотрения жалобы на действия (постановление, бездействие) судебного пристава-исполнителя выносит постановление о признании обжалуемых действий (бездействия) незаконными и отменяет обжалуемое постановление, то другая сторона исполнительного производства, иное лицо вправе оспорить в суде постановление вышестоящего должностного лица. Заинтересованным лицом, призываемым к ответу по заявленному требованию, в таком случае надлежит считать соответствующее вышестоящее должностное лицо (старшего судебного пристава, главного судебного пристава субъекта РФ, главного судебного пристава РФ, их заместителей).
В случае если вышестоящее лицо отказывает в удовлетворении жалобы на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя, представляется, что в суде могут быть оспорены одновременно и действия судебного пристава, и решение вышестоящего должностного лица, вынесенное по жалобе, либо только действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя. В таком случае заинтересованным лицом, призываемым к ответу по заявленному требованию, будет не только судебный пристав-исполнитель, но и соответствующее вышестоящее должностное лицо (старший судебный пристав, главный судебный пристав субъекта РФ, главный судебный пристав РФ, их заместители).
Представляется неверным оспаривание в судебном порядке только решения вышестоящего должностного лица, принятого по жалобе на действия судебного пристава-исполнителя. В таком случае постановление или действие, которое непосредственно привело к нарушению прав заявителя, остается вне судебного контроля, цель судебной защиты не может быть достигнута. В подобных случаях суду на стадии подготовки дела к судебному разбирательству целесообразно предложить заявителю уточнить заявленные требования.

При совершении исполнительных действий у сторон исполнительного производства могут возникать сомнения в правильности совершаемых судебным приставом-исполнителем действий и принимаемых им мер исполнения, указанные сомнения могут быть устранены путем проверки законности отдельных постановлений, совершенных фактических действий или допущенного бездействия, отказа в совершении действий и т.

Сроки и порядок обжалования постановлений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Публикации и практика
  • Главная
  • Статья 121 ФЗ № 229-ФЗ. Оспаривание постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия)

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”:

Статья 121 ФЗ № 229-ФЗ. Оспаривание постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия)

1. Постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

2. Постановление, действия (бездействие) главного судебного пристава Российской Федерации могут быть оспорены в суде.

3. Отказ в отводе судебного пристава-исполнителя может быть обжалован только лицом, заявлявшим отвод. Удовлетворение отвода судебного пристава-исполнителя обжаловано быть не может.

4. Постановление о взыскании исполнительского сбора может быть оспорено в суде.

Вернуться к оглавлению документа: Закон об исполнительном производстве N 229-ФЗ

Вернуться к оглавлению документа Закон об исполнительном производстве N 229-ФЗ.

Оспаривание (обжалование) постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий(бездействия)

Постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительных документов могут быть обжалованы взыскателем, должником и иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием) (ч.

Обжалование постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) является одним из способов защиты прав участников исполнительного производства.

Субъектами обжалования могут быть стороны исполнительного производства, а также иные лица, чьи права и интересы нарушены действием (бездействием) должностных лиц службы судебных приставов.

Закон об исполнительном производстве устанавливает два порядка оспаривания (обжалования) постановлений и действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов:

• административный (в порядке подчиненности).

Право на избрание механизма защиты своих прав и интересов принадлежит лицу, чьи права нарушены в процессе исполнительного производства. Из этого правила Закон об исполнительном производстве устанавливает одно исключение — постановление, действия (бездействие) главного судебного пристава РФ могут быть оспорены только в суде (ч. 2 ст. 121). Это обусловлено положением этого должностного лица в системе должностных лиц службы судебных приставов.

Обжалование постановлений судебного пристава-исполнителя, его действий (бездействия) в порядке подчиненности. Механизм обжалования постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействие) в административном порядке (порядке подчиненности) регламентируется гл. 18 Закона об исполнительном производстве.

Жалобы на постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) подаются в 10-дневный срок со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершения действия (бездействия). Датой подачи жалобы считается дата регистрации ее в соответствующем подразделении судебных приставов, территориальном органе службы судебных приставов или в центральном аппарате Федеральной службы судебных приставов. В том случае, если жалоба направлена заявителем почтой, соответствующий штемпель, поставленный на конверте, будет являться подтверждением соблюдения срока подачи жалобы.

Если срок подачи жалобы пропущен по уважительной причине, то должностное лицо службы судебных приставов, на рассмотрение которому поступила жалоба, может его восстановить по ходатайству лица, обратившегося с жалобой. При этом специального постановления выносить не требуется. Однако решение об отказе в удовлетворении заявленного ходатайства о восстановлении срока обжалования оформляется в виде постановления соответствующего должностного лица службы судебных приставов.

Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) подается на имя старшего судебного пристава, в подчинении которого находится этот судебный пристав-исполнитель (ст. 123 Закона об исполнительном производстве).

Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставов, постановление старшего судебного пристава, его заместителя, а также на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу субъекта РФ, в подчинении которого находится старший судебный пристав.

Жалоба на постановление заместителя главного судебного пристава РФ, главного судебного пристава субъекта РФ, его заместителя, а также на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу Российской Федерации.

Заявитель вправе подать жалобу как непосредственно вышестоящему должностному лицу ФССП России (далее — Службы), так и через должностное лицо Службы, постановление, действия (бездействие) которого обжалуются. Если жалоба подается через должностное лицо Службы, постановление, действия (бездействие) которого обжалуются, последний обязан направить эту жалобу вышестоящему должностному лицу в трехдневный срок со дня её поступления.

Закон об исполнительном производстве устанавливает определенные требования к форме и содержанию жалобы, поданной в порядке подчиненности (ст. 124). Жалоба подается в письменной форме и должна быть подписана заявителем. Если жалоба подписана представителем заявителя, к ней прилагается доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя.

В жалобе должны быть указаны:

1) должность, фамилия, инициалы должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжалуются;

2) фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо место нахождения организации;

3) основания, по которым обжалуется постановление должностного лица Службы, его действия (бездействие), отказ в совершении действий;

4) требования лица, подавшего жалобу.

При поступлении указанной жалобы должностное лицо Службы должно проверить, нет ли обстоятельств, препятствующих для её рассмотрения по существу.

Жалоба не может быть рассмотрена по существу, если:

• обжалуется постановление пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора или наложения штрафа. Такие постановления судебного пристава-исполнителя оспариваются в суде (ч. 4 ст. 121 Закона об исполнительном производстве);

• лицо, подавшее жалобу, нарушило установленные сроки обжалования и не заявило ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обжалования, либо лицу отказано в удовлетворении такого ходатайства;

• жалоба, поданная в порядке подчиненности, по своей форме и содержанию не соответствует требованиям ч. 1 и 2 ст. 124 Закона об исполнительном производстве;

• по жалобе аналогичного содержания судом принято решение;

• предметом указанной жалобы являются решения и действия (бездействие) лица, не являющегося должностным лицом Службы.

При наличии таких оснований должностное лицо службы судебных приставов выносит постановление об отказе в рассмотрении жалобы по существу. Это постановление может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу Службы либо оспорено в суде.

Если препятствия для рассмотрения жалобы по существу отсутствуют, то она должна быть рассмотрена должностным лицом Службы, правомочным рассматривать указанную жалобу в течение 10 дней со дня ее поступления (ст. 126 Закона об исполнительном производстве).

Срок рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности, может быть приостановлен должностным лицом Службы в связи с необходимостью запроса документов, подтверждающих изложенные в жалобе обстоятельства и имеющих существенное значение для принятия решения или принятия судом к рассмотрению

заявления об спаривания постановления, действия (бездействия) должностного лица Службы. Как представляется, решение о приостановлении рассмотрения жалобы в соответствии должно оформляться путем вынесения соответствующего постановления. О принятом решении извещается лицо, подавшее жалобу (ст. 14 Закона об исполнительном производстве.

Рассмотрение жалобы, поданной в порядке подчиненности, приостанавливается до даты получения запрашиваемых документов или до принятия решения суда по заявлению об оспаривании постановления, действия (бездействия) должностного лица службы судебных приставов.

Если по результатам рассмотрения жалобы соответствующее должностное лицо Службы признает постановление, действия (бездействие) правомерными, то выносит постановление об отказе в удовлетворении жалобы.

В случае признания жалобы обоснованной полностью или частично должностное лицо Службы принимает одно из следующих решений:

1) отменяет полностью или частично вынесенное постановление;

2)отменяет принятое постановление и обязывает должностное лицо принять новое решение в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3)отменяет принятое постановление и принимает новое решение;

4)признает действия (бездействие), отказ в совершении действий неправомерными и определяет меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений.

Решение должностного лица Службы по жалобе, поданной в порядке подчиненности, принимается в форме постановления. Копия этого постановления направляется лицу, обратившемуся с жалобой, не позднее трех дней со дня принятия указанного постановления.

Оспаривание постановлений должностных лиц ФССП России, их действий (бездействия) в судебном порядке регламентируется

ст. 128 Закона об исполнительном производстве, а также гл. 23 и 25 ГПК РФ и гл. 24 АПК РФ.

Постановление должностного лица Службы может быть оспорено в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности(ст. 128 Закона об исполнительном производстве).

Заявления об оспаривании постановления должностного лица Службы, его действия (бездействие) подаются с учетом подведомственности дел.

К подведомственности арбитражных судов относится рассмотрение дел по заявлениям об оспаривании постановлений должностных лиц Службы, их действий (бездействие) в случаях:

• исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом;

• исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, указанных в п. 5 и 6 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве (акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств и акты органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях), в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

• исполнения постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнительного производства, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью.

• иных случаях, когда эти решения или действия (бездействие) затрагивают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (см. ст. 27, 29, 198 АПК РФ).

Во всех других случаях заявления об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) подаются в суд общей юрисдикции (ст. 22 ГПК РФ).

Дела об оспаривании постановлений должностных лиц Службы, их действия (бездействия) рассматриваются арбитражными судами в порядке административного судопроизводства гл. 23 и 25 ГПК РФ.

Заявления об оспаривании постановления должностного лица Службы, его действия бездействие подаются с учетом подведомственности дел.

Добавить комментарий