Какие права предусмотрены для несовершеннолетних детей Семейным кодексом и другими законодательными актами РФ

Какие права и обязанности имеют усыновленные дети?

Ребенок в приемной семье обладает равными правами наряду с другими малолетними, гарантированными законом. Важный нюанс в правах усыновленных малышей составляет их законную возможность на общение с биологическими мамой и папой. Общение с родными по крови мамой и папой возможно, если опекуны предоставят свое разрешение. Когда новые отец и мать против общения своего ребенка с его кровными родственниками, то несовершеннолетний вправе обратиться в учреждение по опеке и попечительству.

По законодательству, усыновленное дитя вправе:

  • выражать собственное мнение;
  • получать защиту и поддержку от государства;
  • рассчитывать на выдачу пособий и на предоставление льгот от государства;
  • хранить личную собственность и обладать ею. К примеру, фотографии родных по крови мамы и папы, памятные игрушки и иное;
  • обладать частью имущественной собственности, где он проживает официально;
  • получить достоверную информацию о биологических родителях и знать, что он приемный;
  • выбирать самостоятельно с кем дружить и общаться;
  • отказаться проживать в приемной семье, в связи с недопониманием, с негативным психологическим воздействием и др.

Усыновленное дитя, по закону, наделено массой обязательств. В качестве обязательств выступают:

  • выполнение установленных ему обязанностей по дому, если они не противоречат семейному законодательству;
  • исполнять на совесть порученные функции от приемных родителей;
  • следовать правилам гигиены, которые соответствуют требованиям новоиспеченной семьи;
  • оказывать подобающее поведение.

Усыновленные несовершеннолетние граждане должны прислушиваться к наказам приемных пап и мам, уважать мнение иных старших членов семьи (например, старшей сестры). Оказывать бережное отношение к вещам, предоставляемых ему в пользование. И всячески заботиться о членах принявшей его семьи, в случае необходимости.

Защита прав несовершеннолетних детей главным образом возложена на государственные органы власти на организации, осуществляющие областное самоуправление.

Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию

Рассматриваемая статья касается детских прав, обязанностей личного характера. Согласно ей, несовершеннолетний регистрируется только с ФИО. Мать и отец должны прийти по данному вопросу к обоюдному согласию.

А вот с отчеством имеются некоторые особенности. Если семья малыша полная, то отчество ему присваивается по имени отца. Но в Российской Федерации в последние годы многие пары предпочитают сожительствовать без регистрации своих отношений, в так называемом гражданском браке. Кроме того, немало женщин растят своих детей самостоятельно, имея статус «матери-одиночки». Тогда в документе о рождении имя отца может записываться только со слов матери (то есть без предъявления документов со стороны отца). В этих случаях имя, которое указывают матери, далеко не в каждом случае совпадает с реальными сведениями о биологическом папе.

Ребенок получает ту же фамилию, что имеется у мамы с папой. Если они разные, родители должны договориться, какую станет носить ребенок.

Но данное имущество перейдет по наследству.

Когда у ребенка появляются права?

Права у каждого человека появляются с момента его рождения. Но вот способность их реализовывать в полной мере возможна только с 18 лет или обретения дееспособности.

Рассмотрим основные статьи Семейного кодекса РФ, посвященные этой теме.

Ответственность за нарушение.

Статья по правам ребенка

В правовом статусе ребенка его права и обязанности представляют собой элемент особой важности. Значение прав, свобод и обязанностей ребенка как элемента его право вого статуса состоит в том, что через их совокупность можно определить, рассмотреть весь спектр отношений в сфере дет ства и установить степень их правовой урегулированности.

В соответствии с п. 2 ст. 17 Конституции Российской Фе дерации основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Используемые Консти туцией Российской Федерации термины «все», «каждый», «гражданин», разумеется, относятся и к детям. Имеется и другое косвенное подтверждение того, что Основной закон стоит на страже прав и законных интересов ребенка, – преамбула Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» гласит о том, что эти права и законные интересы предусмотрены Конституцией Россий ской Федерации.

В Российской федерации основными нормативно-правовыми документами по правам ребёнка являются:

  • Конституция Российской Федерации.
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».
  • Семейный кодекс Российской Федерации (далее СК РФ).
  • Уголовный кодекс Российской Федерации (далее УК РФ).
  • Нормативные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.
  • Уставы дошкольного образовательного учреждения, школы.

Наряду с национальными законодательными актами действуют международные документы, которым, к слову, должны соответствовать нормы российского права. Среди них самыми значимыми являются:

  • Всеобщая декларация прав человека (1949 год)
  • Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1959).
  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

Первым документом, регулирующим права детей, явилась Декларация о правах ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный документ действовал в течение 36 лет.
Приняв в 1959 г. краткую Декларацию прав ребенка, ООН поставила цель: разработать документ о правах детей, который имел бы обязательную силу для государств, согласившихся его подписать. Именно таким документом и стала Конвенция о правах ребенка (1989г.).

Конвенция ООН о правах ребенка – это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.)

Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», устанавливающий основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Основные права детей

Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

Основные права человека (ребенка) указаны в Конституции РФ. Права человека, как и права ребенка, начинаются с права на жизнь. Жизнь – это первое и главное, что дано человеку. Она уникальна, свята, неприкосновенна.

Кроме Конституции права ребенка перечисляются в Семейном кодексе РФ:

Право жить и воспитываться в семье (ст.54 СК РФ). Право ребенка на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие предполагает предоставление каждому ребенку в семье возможности расти физически и духовно здоровым, способным к полноценной самостоятельной жизни. Ребенок имеет право на совместное проживание со своими родителями (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам).

Право на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ). Право ребенка знать своих родителей. Происхождение детей от конкретных родителей является основанием для возникновения правовых отношений между родителями и детьми независимо от того, состоят ли родители в браке или нет, проживают ли они совместно или раздельно.

Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 СК РФ).

Право ребенка выражать свое мнение. Закрепление этого права подчеркивает, что и в семье ребенок является личностью, с которой следует считаться, особенно при решении тех вопросов, которые непосредственно затрагивают его интересы (Статья 12 Конвенции ООН о правах ребенка и статья 57 СК).

Право ребенка на имя (ст. 58 СК РФ). Оно включает в себя имя, данное ребенку при рождении (собственное имя), отчество (родовое имя), фамилию, переходящую к потомкам.

Изменение имени и фамилии ребенка. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства, исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя (ст. 59 СК РФ).

Имущественные права ребенка. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V Семейного кодекса РФ (ст. 60 СК РФ). Ребенок является собственником принадлежащего ему имущества и приносимых им доходов.

Читайте также:  Сортавала - адреса и контакты отделений пенсионного фонда на сегодня

А вот как описаны права ребенка в Конвенции ООН о правах ребенка :
«Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону , и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры» (ст. 3).
«Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы» (ст. 18).
Кроме того, Декларация прав ребенка , провозглашенная Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН 20.11.1959, установила 10 принципов, следовать которым призывались все желающие обеспечить детям счастливое детство.

Принцип 1

Ребенку должны принадлежать все указанные в Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Принцип 2

Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Принцип 3

Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Принцип 4

Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие. С этой целью специальный уход и охрана здоровья должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Принцип 5

Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

Принцип 6

Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности. Малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7

Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение. Эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием. Общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Принцип 8

Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Принцип 9

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме. Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума. Ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10

Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

В развитие этих принципов 20 ноября 1989 г. и была принята Конвенция о правах ребенка .

Конвенция о правах ребенка примечательна во многих смыслах. Этот международный акт является основным закрепившим права ребенка – человеческого существа в возрасте до 18 лет, – на самом высоком уровне. Конвенция ратифицирована всеми странами – членами ООН (за исключением США и Сомали).

20 ноября – день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции , – ежегодно отмечается как День прав ребенка. Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей. Она детализирует индивидуальные права каждого ребенка на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других злоупотреблений. Дано определение понятия «ребенок» и установлен приоритет его интересов перед интересами общества. Провозглашены такие важнейшие права ребенка, как:

право на жизнь и здоровое развитие;

право на гражданство;

право знать своих родителей;

право на заботу родителей и совместное с ними проживание;

права и обязанности родителей по отношению к детям.

Установлены права детей на выражение своих взглядов или убеждений, на свободу ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации.

Закреплена ответственность государства в деле защиты прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.

Согласно ст. 8 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

В соответствии со ст. 14 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка ( ст. 13 Конвенции).

На основании ст. 19 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения – как со стороны родителей, так и опекунов или вообще любого лица, заботящегося о ребенке.

Статьей 20 Конвенции установлено, что ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

В соответствии со ст. 27 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества ( ст. 23 Конвенции).

Ребенок имеет право на здравоохранение ( ст. 24 Конвенции) и социальное обеспечение, включая социальное страхование ( ст. 26 Конвенции).

Согласно ст. 29 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.

По ст. 30 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.

Статьей 31 Конвенции о правах ребенка провозглашается его право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

Читайте также:  Юридическая консультация по гражданству в Москве бесплатно

На основании ст. 32 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения ( ст. 34 Конвенции).

Государства – участники Конвенции о правах ребенка обеспечивают, чтобы:

ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания;

ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом;

каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.

Государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Государства-участники обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства-участники принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.

Таким образом, признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности.

Указанные законодательные акты определяют в качестве приоритетной задачи государственной политики соблюдение прав ребенка, закрепленных Конституцией Российской Федерации, а также защиту детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Современное семейное законодательство, в отличие от прежнего, преимущественно диспозитивно регулирует отношения, возникающие в семье, и исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав ( ст. 1 СК РФ).

«Ваш ребенок и его права: закон и мораль» (Тарасенкова А.Н.) (“Библиотечка “Российской газеты”, 2012);

Статья Михаила Красильникова с сайта http://www.ya-roditel.ru ;

«Конституционные права ребенка в Российской Федерации: научно-практическое пособие» Бондаренко, О. А.

Статья: Защита прав несовершеннолетних в семейных правоотношениях (Хомякова М.Е.) (“Судья”, 2015, N 7)

Изменение имени и фамилии ребенка.

Какими правами обладают родители

О том, какие существуют права родителей несовершеннолетнего ребенка, говорится в Главе 12 СК РФ. Основной принцип – это равенство прав и отца, и матери (ч. 1 ст. 61).

  1. на воспитание детей и их развитие (ч. 1 ст. 63) преимущественно перед третьими лицами;
  2. на выбор образовательной организации для своего ребенка, на выбор формы обучения;
  3. на защиту интересов своего несовершеннолетнего без доверенности во всех органах государственной, муниципальной и судебной власти;
  4. на получение содействия от органов социальной защиты, образовательных, медицинских и прочих организаций – при осуществлении родителями их родительских прав (ч. 4 ст. 65);
  5. на общение с малолетним и его воспитание – это правомочие имеет родитель, проживающий отдельно от своего несовершеннолетнего (ч. 1 ст. 66 СК);
  6. на выдвижение требования о возврате ребенка от любых лиц, незаконно удерживающих его у себя (ч. 1 ст. 68);
  7. на восстановление в родительских правомочиях – если ранее родитель был лишен их (ч. 1 ст. 72).

Также родители несовершеннолетних детей имеют право:

  • заключить соглашение между собой о порядке и условиях предоставления денежного содержания своим детям (аб. 2 ч. 1 ст. 80);
  • получать от государства социальные выплаты и пособия, положенные гражданам, имеющим детей (см., например, ФЗ № 81 от 19-го мая 1995-го “О государственных…”, 256-ФЗ от 29-го декабря 2006-го “О дополнительных…” и др.).

63 преимущественно перед третьими лицами;.

Основной перечень

Не смотря на это, они обладают широким кругом прав, гарантирующих им возможность нормально расти и развиваться, общаться с родственниками и обладать собственным имуществом.

Все права ребенка можно разделить на несколько групп:

  • гарантирующих им право на жизнь и возможность общения с семьей и родственниками;
  • получение образования;
  • на защиту здоровья, отдых и труд (регламентация и условия трудоустройства несовершеннолетних);
  • на личную свободу и самоопределение: право высказывать свое мнение, на перемену и выбор имени, отстаивание собственных прав, в том числе и в суде с определенного возраста;
  • экономические и имущественные;
  • на защиту от негативной информации.

Только семейное воспитание гарантирует гармоничное нравственное, физическое и интеллектуальное развитие личности.

Статья 60 СК РФ. Имущественные права ребенка

1. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V настоящего Кодекса.

2. Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.

Суд по требованию родителя, обязанного уплачивать алименты на несовершеннолетних детей, вправе вынести решение о перечислении не более пятидесяти процентов сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банках.

3. Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (статья 37 Гражданского кодекса Российской Федерации).

4. Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.

5. В случае возникновения права общей собственности родителей и детей их права на владение, пользование и распоряжение общим имуществом определяются гражданским законодательством.

27 Конвенции о правах ребенка, каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития, что требует соответствующих материальных затрат.

Право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК)

Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случаях их проживания в разных государствах (ст. 10 Конвенции ООН о правах ребенка).

Право на общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников охраняется законом. В случае отказа родителей (одного из них) от предоставления близким родственникам ребенка возможности общаться с ним орган опеки и попечительства может обязать родителей (одного из них) не препятствовать этому общению. Если родители (один из них) не подчиняются решению органа опеки и попечительства, близкие родственники ребенка либо орган опеки и попечительства вправе обратиться в суд с иском об устранении препятствий к общению с ребенком. Суд разрешает спор исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения (ст. 67 СК).

Право на общение со своими родителями и другими родственниками имеет также ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и т. п.). Осуществляется это право в порядке, определенном законом, т. е. в соответствии с теми законами, которые устанавливают порядок деятельности соответствующих учреждений. Так, УИК предусматривает возможность и устанавливает порядок свиданий осужденных несовершеннолетних со своими родителями и с другими близкими родственниками (родными братьями и сестрами, дедушкой и бабушкой).

, а также граждане, которым стало известно об угрозе жизни и здоровью ребенка в семье, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этих фактах в орган опеки и попечительства по местонахождению ребенка.

СК РФ, Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье

1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Читайте также:  Нужна ли справка из наркологического/психоневрологического диспансера при продаже квартиры

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

Выпуск XLVI.

Права и обязанности детей и родителей в Семейном кодексе

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Личные права детей

1. Право ребенка на имя, отчество и фамилию . Имя ребенка дается по соглаше­нию родителей. Но если они не могут до­стичь согласия в этом вопросе, то спор ре­шается органом опеки и попечительства (су­ществует при отделах образования местных администраций). Отчество дается ребенку по имени отца, а если отец не установлен, то по указанию матери. Фамилия ребенку дается по фамилии родителей. При разных фамилиях родителей фамилия дается по со­глашению между родителями. Если при этом возникает спор, то его разрешает опять-таки орган опеки и попечительства.

Семья на прогулке

2. Право ребенка знать своих родителей, проживать совместно с ними . Исключение здесь одно: если совместное проживание противоречит интересам ре­бенка, то орган опеки может определить ребенку другое место жительства (напри­мер, детский дом или приемную семью). Возможно, что родители, страдающие ал­коголизмом, искренне любят и желают добра своему ребенку, но они в силу сво­ей болезни не способны на деле создать приемлемые условия для его воспита­ния.

3. Право ребенка на заботу и воспитание . Забота родителей о ребенке должна касаться прежде всего сохранения им здоровья. Помочь ребенку встать на ноги в жизни призвано воспитание. Вос­питание — это передача ребенку соци­ального опыта, т. е. того, что достигну­то человечеством. Родители должны осуществлять:

а) физическое воспитание (разъяснять ребенку важность физической культуры, показывать на собственном примере способы укрепления здоровья, по возможности определить ребенка в спортивную секцию, группу и т. д.);

б) умственное (интеллектуальное) воспитание (помогать ребенку освоить
учебную программу школы, разрешать конкретные жизненные ситуации и т. д.);

в) правовое воспитание (ребенок должен четко знать, что можно делать, а за что закон карает);

г) нравственное воспитание (помогать ребенку наладить взаимоотношения со сверстниками, научить его с ними общаться, помогать другим, и в первую очередь младшим и пожилым, не лгать, не нарушать интересов других лиц и т. д.);

д) эстетическое воспитание (по возможности помочь ребенку овладеть основами искусства: музыкального, художественного, танцевального и др.);

е) этическое воспитание (обучить своего ребенка общепринятым правилам общения между людьми).

Одним словом, воспитание ребенка— это целый комплекс действий родителей, направленных на то, чтобы ребенок орга­нично вписался в современную жизнь, а общение с ним было комфортным.

4. Право ребенка на общение с обо­ими родителями, дедушками и бабушка­ми, братьями и сестрами, другими род­ственниками . Расторжение брака меж­ду родителями, проживание их в разных государствах, раздельное проживание с родственниками не влияют на права ре­бенка.

5. Право ребенка выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интере­сы. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исклю­чением случаев, когда это противоре­чит его интересам.

6. Право ребенка на уважение его человеческого достоинства . Это каса­ется не только взрослых детей и подро­стков, но и всех детей независимо от возраста. Малолетний ребенок, выпра­шивающий у родителей очередную иг­рушку, должен получить разъяснение, почему ему эту игрушку не могут при­обрести. Тем более запрещается жесто­кое обращение с детьми.

7. Право ребенка на защиту своих прав и законных интересов . Обеспечить эту защиту обязаны родители, посколь­ку они являются законными представи­телями ребенка. Так, если причинен вред здоровью ребенка, то родители обя­заны подать заявление о возбуждении уголовного дела или, если вред носит имущественный характер, — иск в суд. Новый Семейный кодекс установил пра­во ребенка независимо от возраста са­мостоятельно обращаться за защитой своих интересов в орган опеки и по­печительства, а по достижении возра­ста 14 лет — в суд.

Как видим, ребенок имеет доволь­но широкий перечень прав. Указанные правомочия ребенка составляют основ­ной костяк права ребенка на счастли­вое детство, закрепленного в междуна­родно-правовых документах.

Возможно, имущественные права не являются са мыми важными в жизни ребенка, но они составляют базу его личных прав.

Права несовершеннолетних детей в семье

Самой большой ценностью в жизни человека являются его дети, права которых так же, как и права родителей, защищены законом.
В истории российского семейного законодательства права несовершеннолетних детей установлены Семейным Кодексом РФ, рассматривающим детей как независимых участников отношений в семье, а не как объект «родительской власти». Данный аспект семейного права приведен в соответствие с Конвенцией ООН о правах ребенка, участником которой Россия является начиная с 1990 года. Конвенция, исходя из общеизвестного постулата: будущее любой страны зависит от ее молодых граждан, – рассматривает ребенка как личностью, за которой сохраняется неограниченное право на умственное, физическое и социальное развитие и право свободного выражения личного мнения.

Семейный Кодекс РФ признает таковым лицо, не достигшее совершеннолетия. Согласно Семейному Кодексу в РФ установлены следующие основные права несовершеннолетних детей в семье, реализация которых способствует их нормальному развитию и надлежащему воспитанию.

Самой большой ценностью в жизни человека являются его дети, права которых так же, как и права родителей, защищены законом.

Право на персональные данные

У каждого малолетнего с рождения есть персональные данные. Они присваиваются по следующей схеме:

СитуацияИмяОтчествоФамилия
Полный классический бракПо договоренности родителейПо отцуОбщая
Мать-одиночкаПо своему усмотрениюПо данным, внесенным в свидетельство о рожденииПо маме
У мамы и папы разные фамилии (или гражданский брак)По договоренностиПо отцуПо взаимному согласию любая

Подсказка: если мама и папа не могут договориться по поводу присвоения отпрыску фамилии, то должны обратиться в опеку за решением.

  • психологической травмы;
  • неблагозвучия фамилии.

Мама и папа Сережи Иванова развелись, когда ему исполнился год. Мать заключила второй (счастливый) брак и родила еще двоих детей. Росли малолетние в одном дружном семействе. Сергей считал супруга матери папой. Но в школе и во дворе ему приходилось постоянно слышать вопросы по поводу разных фамилий с братом и сестрой.

Супруги обратились в опеку по поводу смены персональных данных Сергея. Объяснили свое желание стрессовой ситуацией и ощущением дискомфорта, которые тот испытывал. При этом мнение биологического отца учтено не было.

Таковые отчисления производятся вплоть до достижения ими полной дееспособности.

Семейный кодекс Росссии 2020

Семейный кодекс РФ — это первый в истории страны федеральный закон, который целиком и полностью посвящён семье, факторам ей формирования, сохранения и поддержания.

Существовавший с советских времён Кодекс о браке и семье действовал только в рамках союзных республик, где закон принимался в соответствии с региональной спецификой. В Российской Федерации сложилась иная практика. Необходимость формирования пакета юридических документов, имевших единое действие по всей стране, заставила законодателей принять в 1995 году кодифицированный закон федерального уровня, посвящённый проблемам регулирования института семьи.

процедуры регистрации и расторжения брака, а так же признания его недействительным;.

Содержание

  • 1 Глава 11. ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ
    • 1.1 Статья 54. Право ребёнка жить и воспитываться в семье
    • 1.2 Статья 55. Право ребёнка на общение с родителями и другими родственниками
    • 1.3 Статья 56. Право ребёнка на защиту
    • 1.4 Статья 57. Право ребёнка выражать своё мнение
    • 1.5 Статья 58. Право ребёнка на имя, отчество и фамилию
    • 1.6 Статья 59. Изменение имени и фамилии ребёнка
    • 1.7 Статья 60. Имущественные права ребёнка

Ребёнком признаётся лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет совершеннолетия.

Добавить комментарий