Как заказчику по Закону N 223-ФЗ организовать работу отдела закупок

Можно ли пожаловаться в ФАС

Поставщики, органы исполнительной власти субъектов РФ и Корпорация развития малого и среднего предпринимательства могут обратиться в ФАС (ч. 10 ст. 3), чтобы подать жалобу по 223-ФЗ на действия заказчика, если:

  1. Нарушены правила размещения положения о закупке в ЕИС.
  2. От поставщиков требуют документы, не предусмотренные тендерной документацией.
  3. Продукция приобретается без действующего положения и без применения положений закона № 44.
  4. Опубликована недостоверная или вообще отсутствует информация в ЕИС о годовых объемах закупки у субъектов МСП.

В целом алгоритм подачи жалобы будет аналогичен нормам закона № 44.

Проектом устанавливается административная ответственность в закупках по 223-ФЗ, в том числе и за задержку оплаты.

На кого распространяется закон 223-ФЗ

Если упростить положения пункта 2 статьи 1 закона 223-ФЗ и изложить их доступным языком, то всех заказчиков можно разделить на три группы:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

  1. Государственные компании и корпорации, субъекты естественных монополий. Доля участия государства в таких организациях – более 50%.
  2. Дочерние компании указанных в пункте 1 организаций, в которых доля государственного родителя составляет более 50%. А также дочки самих дочерних компаний на тех же условиях.
  3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия и бюджетные учреждения — в части закупок на собственные доходы либо полученные гранты, а также в случаях, когда они сами являются исполнителями контрактов и привлекают по договору третьих лиц.

Он состоит из нескольких шагов.

Энциклопедия решений. Организация закупок заказчиком по Закону N 223-ФЗ

Организация закупок по Закону N 223-ФЗ

Закон N 223-ФЗ, в отличие от Закона N 44-ФЗ, не регулирует вопросы организации закупок, не требует от заказчика создания контрактной службы или назначения контрактного управляющего, формирования комиссий по осуществлению закупки, вопросов централизации закупок и совместного проведения торгов, привлечения третьих лиц к организации определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей (далее – контрагент). Согласно общему принципу большая часть регулирования закупочной деятельности, осуществляемой в соответствии с Законом N 223-ФЗ, относится на усмотрение самого заказчика, принимающего соответствующие локальные нормативные акты, в первую очередь – положение о закупках (письмо Минэкономразвития России от 17.09.2014 N Д28и-1782).

При этом, по нашему мнению, следует исходить, прежде всего, из того, что, из п. 3 ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, п. 3 ч. 1 ст. 1, ч.ч. 2, 2.1, 3 ст. 15 Закона N 44-ФЗ следует, что сферы действия этих Законов не пересекаются. Таким образом, заказчики осуществляют закупки в соответствии либо с одним из этих законов, либо с другим. Соответственно, если бюджетное учреждение в соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 15 Закона N 44-ФЗ утверждает положение о закупке и проводит закупки за счет внебюджетных источников финансирования в соответствии с Законом N 223-ФЗ, то на такие закупки распространяется только требования Закона N 223-ФЗ, требования же Закона N 44-ФЗ, в том числе связанные с организацией закупок, не применяются. То же относится и к обратной ситуации, то есть к организациям, руководствующимся по общему правилу Законом N 223-ФЗ, но применяющим одновременно нормы Закона N 44-ФЗ в отношении закупок, указанных в ч.ч. 4 – 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ.

Вместе с тем необходимо учитывать следующее.

Во-первых, представляется, что заказчикам, которые применяют одновременно Закон N 223-ФЗ и Закон N 44-ФЗ логично использовать, например, органы, которые в любом случае должны быть созданы в соответствии с Законом N 44-ФЗ, – контрактную службу (контрактного управляющего), комиссии по осуществлению закупок в аналогичных целях и с аналогичными функциями для закупок, осуществляемых в соответствии с Законом N 223-ФЗ.

Во-вторых, в том случае, если заказчики, руководствующиеся Законом N 223-ФЗ, исходя из собственных интересов, желают применить практики и институты, аналогичные применяемым при закупках по Закону N 44-ФЗ, они вполне могут ориентироваться на нормы Закона N 44-ФЗ, разумеется, с учетом специфики отношений, регулируемых Законом N 223-ФЗ. Аналогичное мнение высказано в письме Минэкономразвития России от 09.01.2017 N Д28и-16.

Формирование контрактной службы или назначение контрактного управляющего может быть признано целесообразным, например, для определения лиц, ответственных за соблюдение при проведении закупок требований закона и локальных нормативных актов, прежде всего – положения о закупке. В связи с этим отметим, что лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. 7.32.3, ч. 7.2 ст. 19.5, ст. 19.7.2-1 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица (см. Примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).

Из приведенного выше Примечания к ст. 2.4 КоАП РФ можно также сделать вывод, что создание комиссий по осуществлению закупок при закупках по Закону N 223-ФЗ предполагается. Это можно заключить также из п. 4 ст. 447 ГК РФ, которая может быть применена к торгам, проводимым по Закону N 223-ФЗ, по аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ) на основании п. 6 ст. 447 ГК РФ, и ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции” (см. также письмо Минэкономразвития России от 16.01.2015 N Д28и-54). И хотя строго формально отказ от формирования таких комиссий (единой комиссии) не будет являться нарушением законодательства, их (ее) формирование также может быть признано целесообразным.

Что касается возможности проведения централизации закупок, проведения совместных торгов, привлечения специализированной организации, то Законом N 223-ФЗ это не предусмотрено, но и не запрещено. В качестве правового основания для применения в рамках закупок по Закону N 223-ФЗ этих институтов можно рассматривать указание п. 2 ст. 447 ГК РФ, что в качестве организатора торгов могут выступать собственник вещи, обладатель иного имущественного права на нее, другое лицо, имеющее интерес в заключении договора с тем, кто выиграет торги, а также лицо, действующее на основании договора с указанными лицами и выступающее от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом (нотариус, специализированная организация и др.). Данная норма также может быть применена к торгам, проводимым по Закону N 223-ФЗ, по аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ) на основании п. 6 ст. 447 ГК РФ.

Соответственно, поскольку Законом N 223-ФЗ иного не предусмотрено, любой заказчик, руководствующийся этим законом, может привлечь специализированную организацию в качестве организатора торгов, а несколько заказчиков могут заключить соглашение о проведении совместных торгов, организатором которых может выступить один из них или иное лицо, привлекаемое к заключению указанного соглашения именно в качестве организатора (специализированная организация). При этом законодательство не устанавливает каких-либо требований к специализированной организации, а потому этой роли может выступать практически любое юридическое лицо (что является синонимом “организации” – см. п. 1 ст. 48, ст. 50 ГК РФ).

Несколько сложнее обстоит дело с централизацией закупок по Закону N 223-ФЗ. В Законе N 44-ФЗ под централизованными закупками понимаются закупки в интересах нескольких заказчиком, полномочия по проведению которых полностью или частично передаются одному заказчику – уполномоченному заказчику на основании нормативного правового акта (ст. 26 Закона N 44-ФЗ). Очевидно, что такая централизация может осуществляться только в отношении субъектов, отношения которых основаны, помимо прочего, на административном подчинении, и не может иметь места в отношениях, регулируемых Законом N 223-ФЗ. Вместе с тем лицо, которое фактически может определять решения заказчиков, руководствующихся Законом N 223-ФЗ (например, материнская организация, владеющая контрольными пакетами акций (большей частью долей) других организаций), вполне может определить некоторых из них в качестве уполномоченных на закупки тех или иных (или всех) товаров, работ, услуг для нужд нескольких из них или создать для этого новое юридическое лицо. Однако с учетом того, что, как было сказано выше, формально в данном случае отсутствуют отношения подчинения, отношения описанных выше уполномоченных заказчиков с прочими заказчиками в любом случае должны основываться на договорах (соглашениях). Соответственно, если брать аналогии с Законом N 44-ФЗ, то такая схема будет более схожа – в зависимости от выбранного варианта оформления отношений – на проведение совместных торгов или на привлечение специализированной организации (в роли каковой, как было сказано выше, может выступать любое юридическое лицо) для организации проведения торгов.

Соответственно, заказчик может урегулировать эти вопросы самостоятельно в положении о закупке или оставить их неурегулированными, принимая решение в зависимости от конкретной ситуации.

При решении вопросов организации закупочной деятельности заказчик может ориентироваться на положения Стандарта осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц, разработанного Федеральной антимонопольной службой РФ, носящий рекомендательный характер (см. Преамбулу указанного Стандарта), в частности, раздела IV “Централизация закупочной деятельности заказчиков, осуществление консолидированных (совместных) закупок”.

Во-вторых, в том случае, если заказчики, руководствующиеся Законом N 223-ФЗ, исходя из собственных интересов, желают применить практики и институты, аналогичные применяемым при закупках по Закону N 44-ФЗ, они вполне могут ориентироваться на нормы Закона N 44-ФЗ, разумеется, с учетом специфики отношений, регулируемых Законом N 223-ФЗ.

223-ФЗ и 44-ФЗ: таблица основных отличий

Перед вами таблица основных отличий 223-ФЗ от 44-ФЗ. Наверное, самое главное отличие в том, что правила проведения закупок определяет не закон, а заказчик в своем главном документе — Положении о закупке. Но и требования закона нужно знать и выполнять, тем более, что они становятся жестче.

44-ФЗ223-ФЗ
Процедурный закон — правила и сроки регламентированы 44-ФЗРамочный закон — процедуры закупок, сроки и пр. заказчик устанавливает самостоятельно в Положении о закупках. Одна и та же процедура у разных заказчиков может быть прописана по-разному
Единые правила для всех заказчиковУ каждого заказчика свои правила
Закрытый перечень способов закупокКаждый заказчик может применять любые способы закупок*
На ЭТП проводится только аукционНа ЭТП могут проводиться любые закупки
Ограниченный перечень случаев закупки у единственного поставщика (ЕП)Перечень случаев закупки у ЕП заказчик определяет самостоятельно
Заказчик обязан заключить договор с победителемЗаказчик не всегда обязан заключать договор с победителем

заказчик устанавливает самостоятельно в Положении о закупках.

Крупнейшие госзаказчики

Мы собрали в таблицу топ-10 крупнейших заказчиков по 223-ФЗ в 2019 году.

Наименование закупщикаСумма заключенных договоров (млрд руб.)
ПАО «Т Плюс»553
ООО «Газпром Экспорт»489
АО «Федеральная пассажирская компания»320
ОАО «РЖД»283
ПАО «Газпром»200
ПАО «НК «Роснефть»182
ПАО «Ростелеком»181
АО «ТД РЖД»121
ПАО «Аэрофлот-Российские авиалинии»119
ПАО «Сбербанк России»89

Наименование закупщика Сумма заключенных договоров млрд руб.

Десять актуальных ответов о Законе N 223-ФЗ

После публикации статьи «В новый год с новым порядком закупки», посвященной Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон N 223-ФЗ), многие читатели-специалисты стали задаваться вопросами по поводу применения Закона N 223-ФЗ.

На наиболее популярные вопросы отвечают ведущие эксперты Центра налогового и правового консультирования Группы компаний «ИРБиС» Лебедева Екатерина и Локтионова Олеся.

1. На какие организации и с какой даты распространяется Закон N 223-ФЗ?

Согласно ст. 8 Закона N 223-ФЗ сроки, по наступлению которых положения данного Закона становятся обязательными для предусмотренных в нем юридических лиц, различаются в зависимости от типа этих юридических лиц.

Так, с 1 января 2013 года положения Закона N 223-ФЗ применяют следующие организации, указанные в ч. 7 ст. 8: – предприятия, осуществляющие виды деятельности, относящиеся к сфере деятельности естественных монополий, и (или) регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, у которых общая выручка от указанных видов деятельности составляет не более чем 10% общей суммы выручки за 2011 год от всех видов осуществляемой такими организациями деятельности;

– дочерние хозяйственные общества, более 50% уставного капитала которых в совокупности принадлежит государственным корпорациям, государственным компаниям, субъектам естественных монополий, организациям, государственным унитарным предприятиям, государственным автономным учреждениям, хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ превышает 50%, дочерним хозяйственным обществам этих дочерних хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля этих дочерних хозяйственных обществ в совокупности превышает 50%.

С 1 января 2014 года (если более ранний срок не будет предусмотрен представительным органом муниципального образования) положения Закона N 223-ФЗ применяют (ч. 8 ст. 8): – муниципальные унитарные предприятия;

– автономные учреждения, созданные муниципальными образованиями;

– хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия муниципального образования в совокупности превышает 50%;

– дочерние хозяйственные общества, более 50% уставного капитала которых в совокупности принадлежит муниципальным унитарным предприятиям, хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия муниципального образования в совокупности превышает 50%;

– дочерние хозйственные общества указанных дочерних хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия указанных дочерних хозяйственных обществ в совокупности превышает 50%.

Все остальные юридические лица должны руководствоваться положениями Закона N 223-ФЗ, начиная с 1 января 2012 года. К таким организациям относятся: – государственные корпорации;

– государственные унитарные предприятия;

– государственные автономные учреждения.

2. Какие документы должны разработать организации, чтобы соответствовать положениям Закона N 223-ФЗ?

Прежде всего, организации должны разработать и утвердить положение о закупках. Этот важный документ регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров.

Кроме того, по аналогии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее также – Закон N 94-ФЗ), заказчики также должны разработать извещение о закупке, пакет документации, сопровождающей закупочную деятельность (по каждому из способов закупок), проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, протоколы, составляемые в ходе закупки. Содержание извещения и документации о закупке должно соответствовать требованиям ч.ч. 9-11 ст. 4 Закона N 223.

Этими документами организации будут руководствоваться при осуществлении закупок, а потому очень важно, чтобы они соответствовали действующему законодательству РФ и учитывали интересы заказчика.

3. Какие способы закупок можно применять?

Закон N 223-ФЗ предусматривает два основных способа осуществления закупок: аукцион и конкурс. Возможно осуществление закупки и в электронной форме, в этом случае перечень таких товаров, работ и услуг устанавливается Правительством РФ (ч. 4 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).

При этом хотим отметить, что Закон N 223-ФЗ не содержит закрытого перечня способов закупки. Так, согласно ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ в положении о закупке могут быть предусмотрены иные способы закупки. Это может быть, к примеру, запрос ценовых предложений, конкурентные переговоры, закупка путем участия в процедурах, организованных продавцами продукции, и т.д.

Заказчик должен установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки и условия их применения, а также порядок заключения договоров.

4. Кто будет контролировать деятельность по закупкам?

Статья 6 Закона N 223-ФЗ предусматривает, что контроль за соблюдением требований данного Закона осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ. Согласно ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ и п. 1 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 N 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд» функция по обжалованию действия или бездействия Заказчика возложена на Федеральную антимонопольную службу.

5. Как организации обезопасить себя от недобросовестных поставщиков?

На основании ч. 7 ст. 3 Закона N 223-ФЗ заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном ст. 5 Закона N 223-ФЗ и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Законом N 94-ФЗ.

Реестр недобросовестных поставщиков ведется ФАС России на официальном сайте «www.zakupki.gov.ru» (ч. 1 ст. 5 Закона N 223-ФЗ и пп. 5.3. п. 5 разд. II Положения о Федеральной антимонопольной службе, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331).

Согласно ч. 2 ст. 5 Закона N 223-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об исполнителях: – которые уклонились от заключения договоров;

– с которыми договоры расторгнуты по решению суда в связи с существенным нарушением условий данных договоров.

Перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений в ФАС, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра содержатся в Положении о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков, утв. постановлением Правительства РФ от 15.05.2007 N 292.

Сведения, содержащиеся в реестре недобросовестных поставщиков, должны быть доступны для ознакомления на официальном сайте без взимания платы. По истечении двух лет со дня их внесения в реестр недобросовестных поставщиков они исключаются из реестра (ч. 5 ст.ст. 4-5 Закона N 223-ФЗ).

В соответствии с ч. 6 ст. 5 Закона N 223-ФЗ включение сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, о поставщике (исполнителе, подрядчике), с которым договор расторгнут в связи с существенным нарушением им договора, в реестр недобросовестных поставщиков или содержание таких сведений в реестре недобросовестных поставщиков может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.

6. Будет ли считаться нарушением Закона N 223-ФЗ заключение договоров посредником (агентом) по поручению заказчика (принципала), подпадающего под действие Закона N 223-ФЗ, на основании агентского договора без проведения торгов с 01.01.2012?

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики, указанные в ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, обязаны руководствоваться непосредственно нормами этого закона, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также положениями о закупке, утверждаемыми самими заказчиками.

Закон N 223-ФЗ не определяет сам порядок закупки, а лишь дает указание заказчикам разработать и утвердить положение о закупках. Именно этот документ и будет регламентировать их закупочную деятельность.

Соответственно, заказчик имеет право определить в положении о закупке порядок проведения закупки, в том числе у единственного контрагента, услуг агента, который сам не будет обязан руководствоваться положениями Закона N 223-ФЗ.

В рассматриваемой ситуации на действия агента при заключении договоров от его имени, но в интересах заказчика (ст.105 ГК РФ) не будет распространяться действие Закона N 223-ФЗ.

7. Вправе ли юридическое лицо, подпадающее под регулирование Закона N 223-ФЗ, с 1 января 2012 года до момента утверждения и размещения в установленном порядке положения о закупке проводить закупки, руководствуясь имеющимся положением о закупке?

Закон N 223-ФЗ вступает в силу с 1 января 2012 года, за исключением ч. 3 ст. 4, вступающей в силу с 1 января 2015 года (ч.ч. 1, 2 ст. 8 Закона N 223-ФЗ).

Некоторые категории заказчиков, указанные в ч.ч. 5-8 ст. 8 Закона N 223-ФЗ, применяют положения данного Закона с более поздних дат, но если ваша организация к числу таких не относится, то по общему правилу (ч. 4 ст. 8 Закона N 223-ФЗ), заказчик должен разместить утвержденное положение о закупке в течение трех месяцев со дня вступления данного Закона в силу.

Иначе с 1 апреля 2012 года и до дня размещения утвержденного положения о закупке заказчику придется руководствоваться положениями Закона N 94-ФЗ.

Таким образом, Закон N 223-ФЗ не дает указаний о том, что до 1 апреля 2012 года заказчик обязан руководствоваться какими-либо иными документами. Закон N 223-ФЗ требует от заказчиков утверждения положений о закупке, но ничего не говорит о возможности применения ранее утвержденных положений.

В связи с изложенным считаем, что до 1 апреля 2012 года заказчик вправе осуществлять закупки на основании ранее существовавшего положения.

Кроме того, полагаем, что утверждение нового положения о закупке, которое, по сути, может дублировать уже действующее, является излишним. Заказчик должен проверить его на соответствие Закону N 223-ФЗ, указать, что оно принято в соответствии с названным законом и разместить его на своем сайте (ч. 3 ст. 8 Закона N 223-ФЗ).

8. Какая ответственность грозит юридическому лицу за нарушения сроков размещения положения о закупках, а также при заключении договоров на закупку товаров, работ, услуг без проведения соответствующих торгов, аукционов и прочих процедур?

Обращаем ваше внимание, что закупку товаров (работ, услуг) с учетом требований Закона N 223-ФЗ должны осуществлять только организации, перечисленные в ч. 2 ст. 1 указанного закона.

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ положение о закупках должно регулировать порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения. По смыслу ч. 5 ст. 8 Закона N 223-ФЗ в случае, если заказчик не утвердит положение о закупках до 1 апреля 2012 года, он должен будет применять нормы Закона N 94-ФЗ.

На заказчиков, которые перейдут на Закон N 94-ФЗ распространяется и ответственность за нарушение установленных указанным законом способов размещения.

Что касается ответственности заказчика, подпадающего под регулирование Закона N 223-ФЗ, при заключении договоров на закупку товаров, работ, услуг без проведения соответствующих торгов, а также в отсутствие положения о закупках, то необходимо указать следующее.

Любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган и в судебном порядке осуществление заказчиком закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Закона N 94-ФЗ (ч.ч. 9, 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).

Важно знать, что в соответствии с ч. 5 ст. 3 Закона N 223-ФЗ участником закупки признается любое физическое или юридическое лицо. В связи с этим принятие заказчиком положения о закупке позволит сузить круг потенциальных участников заказа до лиц, соответствующих требованиям, установленным заказчиком в своем положении.

Обращаем внимание, что в соответствии с ч.ч. 5, 15, 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ размещению подлежит информация о любой закупке, превышающей определенную сумму (100 000 или 500 000 рублей в зависимости от выручки), не относящейся к государственной тайне и не определенной Правительством РФ к той, сведения о которой не размещаются.

За нарушение требований Закона N 223-ФЗ и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов РФ виновные лица несут ответственность по законодательству РФ (ст. 7 Закона N 223-ФЗ).

Отметим, что пока административной или иной ответственности за осуществление закупок способом, не соответствующим утвержденному организацией положению о закупках, законом не установлено, однако, полагаем, что в скором времени указанная ответственность будет предусмотрена путем внесения изменений в законодательство РФ по аналогии с Законом N 94-ФЗ.

9. Вправе ли заказчик проводить закупки в период до утверждения и размещения в установленном порядке положения о закупке, предусмотренного Законом N 223-ФЗ?

Закон N 223-ФЗ не содержит указания на конкретную дату, с которой заказчики обязаны осуществлять закупки на основе положения о закупке. Однако из буквального прочтения норм Закона можно сделать вывод, что закупка товаров, работ, услуг уже с 1 января 2012 года должна осуществляться в соответствии с положениями о закупке, разрабатываемыми и утверждаемыми самими заказчиками.

Как мы уже писали выше, в силу ч. 4 ст. 8 Закона N 223-ФЗ, если до 1 апреля 2012 года заказчик не разместит на сайте утвержденное положение о закупке, то закупку он обязан будет осуществлять в порядке, предусмотренном Законом N 94-ФЗ, до дня размещения утвержденного положения о закупке.

Чем следует руководствоваться при проведении закупок до 1 апреля 2012 года, если положение еще не утверждено и не размещено на сайте, законом не установлено.

На основании изложенного, можно сделать вывод, что Закон N 223-ФЗ не запрещает осуществление закупок в отсутствие положения о закупке и без применения Закона N 94-ФЗ до 1 апреля 2012 года. Соответственно, в период с 1 января 2012 года и до указанной даты закупки при отсутствии утвержденного положения о закупке могут осуществляться в прежнем порядке.Однако официальных разъяснений по этому поводу в настоящий момент нет.

10. В соответствии с положениями Закона N 223-ФЗ ФГУП обязано до 01.04.2012 разработать положение о закупках. Данное положение о закупке составляется в части приобретения товаров (работ, услуг) за счет собственных средств или только в отношении приобретения товаров (работ, услуг) за счет бюджетного финансирования?

Закон N 223-ФЗ не содержит каких-либо указаний на этот счет, а лишь устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг некоторыми видами юридических лиц, в том числе государственными унитарными предприятиями (п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ).

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ закупочную деятельность заказчика регламентирует принятое в соответствии с нормативными актами Российской Федерации и утвержденное в установленном указанным законом порядке положение о закупке.

Часть 4 ст.1 Закона N 223-ФЗ содержит ряд сфер деятельности, на которые Закон N 223-ФЗ не распространяется, поскольку они регулируются другими законами. Однако ограничений применения Закона N 223-ФЗ в зависимости от источников финансирования закупки Закон не содержит, равно как и в отношении содержания положения о закупке.

Более того, Минэкономразвития России в своем Письме от 02.09.2011 N Д28-317 разъяснил, что в целях применения Закона N 223-ФЗ не имеет значения цель закупки.

Следовательно, положение о закупке, утверждаемое государственным унитарным предприятием, должно регулировать любые закупки, кроме осуществляемых в сферах, указанных в ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ.

В заключение хотелось бы отметить, что Закон N 223-ФЗ в сравнении с Законом N 94-ФЗ более либерален, поскольку не содержит таких жестких ограничений: при желании заказчик может разработать положение о закупке и работать в соответствии с ним, а при отсутствии такого желания – ничего не разрабатывать и работать по Закону N 94-ФЗ.

С другой стороны, именно из-за общих фраз, содержащихся в Законе N 223-ФЗ, у заказчиков на практике возникает множество вопросов относительно его применения и организации процесса закупочной деятельности.

Обеспокоенность заказчиков понятна, однако, важно помнить, что Закон N 223-ФЗ дает исключительно рамочное регулирование процедур закупок и предоставляет заказчикам высокий уровень самостоятельности в принятии решений о порядке осуществления закупок.

Многие организации, скорее всего, будут ориентироваться на нормы Закона N 94-ФЗ, однако у заказчиков имеется возможность разработать индивидуальные процедуры, которые будут наиболее удобны именно им, а также смогут учитывать отраслевую специфику их деятельности.

Соответственно, заказчик имеет право определить в положении о закупке порядок проведения закупки, в том числе у единственного контрагента, услуг агента, который сам не будет обязан руководствоваться положениями Закона N 223-ФЗ.

Особенности некоторых закупок

Осуществление закупок юридическими лицами с целью реализации включённых в реестр инвестиционных проектов с государственной поддержкой в установленном Правительством объёме на сумму не свыше 500.000.000 рублей производится при обязательном формировании заказчиком перечней с информацией о продукции машиностроения, необходимой для выполнения инвестиционных проектов сроком не менее, чем на пять лет, либо на весь срок. При необходимости также должны быть заранее сформированы и изменения, подлежащие внесению в указанные перечни.

До представления указанных перечней не могут осуществляться закупки в сфере машиностроения для реализации инвестиционных проектов, если стоимость единицы продукции превышает определённую Правительством величину.

Данные особенности не применяются к закупкам по 44-ФЗ, а также в отношении инвестиционных закупок, реализуемых за пределами РФ, либо осуществляемым заказчиками с долей государственного участия в уставном капитале свыше 50%.

Правительство может установить НМЦК закупок определённого перечня ТРУ, в том числе различных видов аренды, свыше которой госзаказчики с долей участия РФ в уставном капитале свыше 50% для реализации контракта заказчику потребуется согласование своих действий с Координационным органом Правительства. Эти особенности также применяются только в отношении закупок по 223-ФЗ.

Если заказчиком осуществляются закупки в сфере создания произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства и (или) разработки на его основе проектной документации объектов капитального строительства, договор на осуществление соответствующих работ должен содержать сведения об исключительном праве заказчика на использование результата работ. Также обязательно условие многоразового использования заказчиком готовой проектной документации. Это же относится и к закупке услуг по выполнению научно-исследовательских и изыскательных работ.

Исполнитель не вправе требовать от заказчика заключения такого договора неконкурентным способом.

Результатом выполнения научно-исследовательских и изыскательных работ по 223-ФЗ является проектная документация.

СМП и СОНКО предоставлены некоторые преимущества в соответствии с 223-ФЗ. Так, госзаказчики, осуществляющие закупки в соответствии с настоящим законом, обязаны не менее 20% от СГОЗ проводить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

При проведении закупок только среди СМСП предельная начальная цена договоров составляет 400.000.000 рублей. А также Правительством утверждён перечень, по которому некоторые заказчики обязаны закупать высокотехнологичную и инновационную продукцию у СМП и СОНКО.

Особенность осуществления закупок у данных субъектов заключается в наличии для них этапа предварительного отбора, на котором, при несоответствии заявки поставщика одинаковым установленным для всех требованиям, он отстраняется от дальнейшего участия в торгах.

Стоит учитывать, что конкурентная закупка с участием СМП и СОНКО проводится только в электронной форме.

Также не менее чем за год заказчик обязан разместить в ЕИС план закупки ТРУ.

223-ФЗ для начинающих. Как быстро и просто изучить 223-ФЗ?

Статья представляет собой пошаговую инструкцию для начинающих (в т.ч. для чайников) по работе согласно Федеральному закону №223-ФЗ. Здесь представлены основные положения, которые можно использовать в качестве шпаргалки по работе с 223-ФЗ.

Правовая основа закупки товаров, работ, услуг ст.

По какому закону о закупках обязан работать заказчик

По какому закону о закупках обязан работать заказчик? Чем отличается закон № 44-ФЗ от закона № 223-ФЗ? На что влияет источник финансирования закупки? На эти и другие вопросы отвечают эксперты B2B-Center в сфере регулируемых закупок.

Дмитрий Казанцев, к.ю.н., начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center:

— Законы № 223-ФЗ и № 44-ФЗ являются двумя специальными законами, посвящёнными регулированию закупок в России. Важно не запутаться в их соотношении в сферах действия каждого из них.

Начать нужно с того, что закупки в России могут проходить и вовсе без учета этих законов. Чисто коммерческая организация может проводить полноценную современную закупку, опираясь лишь на требования Гражданского кодекса и Закона «О защите конкуренции». И Закон № 223-ФЗ, и Закон «О контрактной системе» описывают лишь отдельные, частные случаи проведения закупок.

Наталья Патрунина, эксперт по регулируемым закупкам:

— Эти частные случаи касаются ситуаций, когда статус заказчика диктует повышенный государственный или общественный интерес к его закупкам. Например, специальное регулирование касается закупок органов государственной власти, компаний в госсобственности, субъектов естественных монополий и организаций коммунального хозяйства. Ключевое отличие их закупок заключается в том, что информация о таких закупках должна публиковаться в Единой информационной системе.

При этом заказчики, работающие по Закону «О контактной системе», ограничены в выборе способа закупки. В большинстве случаев они как и раньше выбирают открытый электронный аукцион. Кроме того, каждый шаг их закупочной работы описан в законе и подзаконных актах. Их работа ориентирована прежде всего на правильное заполнение форм отчётности о планировании, объявлении закупок, сборе заявок, выборе победителя, акта выполненных работ и т.п. Эффективность их работы сводится к правильно высчитанной разнице между начальной ценой и ценой контракта.

Дмитрий Казанцев:

— Закон № 223-ФЗ ориентирован на более сложные методы работы и позволяет уделять внимание не только экономии от закупки, но и качеству поставленной продукции. Отчётность заказчиков, работающих по этому Закону, облегчена, а инструменты закупочной работы заказчики могут определить для себя самостоятельно в корпоративном положении о закупках. При этом с них не снимается ни обязанность по соблюдению конкуренции, ни обязанность по проведению своих закупок в публичном режиме.

По Закону «О контрактной системе» работают

  1. Федеральные органы власти;
  2. Региональные органы власти;
  3. Органы местного самоуправления;
  4. Казённые учреждения;
  5. Бюджетные учреждения;
  6. Внебюджетные фонды;
  7. Госкорпорации «Росатом» и «Роскосмос»;
  8. В 2017 году к субъектам этого Закона были отнесены также государственные и муниципальные предприятия. Однако ещё за несколько часов до наступления нового года наиболее важные федеральные государственные унитарные предприятия получили подарок: им разрешили проводить закупки по правилам Закона № 223-ФЗ. В настоящее время возвращение унитарных предприятий в сферу действия Закона № 223-ФЗ продолжается.

По Закону № 223-ФЗ также работают:

  1. Государственные корпорации, государственные и публично-правовые компании – их можно определить по официальному наименованию, в котором указана организационно-правовая форма.
  2. Естественные монополии – все они включены в реестр субъектов естественных монополий, который ведёт Антимонопольная служба России.
  3. Организации в государственной и муниципальной собственности – структура собственности видна, например, в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц.
  4. Организации коммунального хозяйства. Если такая деятельность записана в качестве уставной, то они по умолчанию считаются субъектами Закона № 223-ФЗ. Если от такой деятельности в предыдущем году они получили менее 10% выручки, то они могут опубликовать соответствующий отчёт в Единой информационной системе. После этого до конца года такие организации могут проводить закупки без учёта требований Законов № 223-ФЗ и № 44-ФЗ. Аналогичное право есть и у субъектов естественных монополий.
  5. Автономные и бюджетные учреждения также являются субъектами Закона № 223-ФЗ. Их легко определить по организационно-правовой форме, отражённой в полном официальном названии. Однако бюджетные учреждения могут тратить по Закону № 223-ФЗ лишь самостоятельно заработанные средства и лишь при условии, что они опубликовали на год вперёд корпоративное положение о закупках.

Дмитрий Казанцев:

— На концептуальном уровне границей между двумя специальными законами служит источник финансирования закупок. Если деньги на закупки поступают заказчику из государственного или муниципального бюджета, то и тратить их он обязан по правилам Закона «О контрактной системе». Заработанные собственной коммерческой деятельностью деньги до изменений, связанных с ГУПами и МУПами, этот Закон не затрагивал. Однако если деятельность заказчика имеет особое социальное значение и затрагивает обеспечение инфраструктуры для неопределённого круга лиц, то даже самостоятельно заработанные деньги заказчик должен тратить в публичном режиме по правилам Закона № 223-ФЗ.

Наталья Патрунина:

— Большинство заказчиков, знакомых с обоими законами, стремится работать по Закону № 223-ФЗ. Однако даже у субъектов этого Закона есть легальная возможность при желании работать и по правилам контрактной системы. Для этого достаточно просто не публиковать корпоративное положение о закупках в Единой информационной системе. Если положение не опубликовано, то заказчик обязан работать по Закону № 44-ФЗ, который фактически и будет заменять ему положение о закупках. Кроме того, если субъект Закона № 223-ФЗ, обязанный оказывать поддержку малому бизнесу, не оказал в прошлом году такую поддержку или неправильно о ней отчитался, то 11 месяцев этого года он обязан проводить закупки по правилам Закона № 44-ФЗ.

С даты перехода одного закона на другой заказчик обязан выбирать поставщиков по правилам нового закона. Однако договоры, подписанные до этой даты, продолжают действовать и исполняться по старым правилам.

В любом случае важно помнить, что нормы Закона № 223-ФЗ и Закона № 44-ФЗ не смешиваются и не применяются по аналогии. В отдельных экзотических случаях возможно использование обоих законов в деятельности одной компании. Но никогда нормы двух законов не применяются одновременно при регулировании одной закупки.

По любым вопросам, связанным с проведением закупок или участием в них, вы можете обратиться к специалистам по сопровождению торгов.

Аналогичное право есть и у субъектов естественных монополий.

Как заказчику по Закону N 223-ФЗ организовать работу отдела закупок

Под действие 223-ФЗ попадают следующие организации:
− государственные корпорации, государственные компании, публично-правовые компании,
− субъекты естественных монополий,
− организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов,
− автономные учреждения (не путать с автономными некоммерческими организациями!),
− хозяйственные общества (т.е. АО и ООО), в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%;
− дочерние хозяйственные общества (АО и ООО), в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным в предыдущих пунктах юридическим лицам;
− дочерние хозяйственные общества (АО и ООО), в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным в предыдущем пункте дочерним хозяйственным обществам;

NB: Следует помнить, что у вновь созданной организации есть 3 месяца, чтобы утвердить и разместить в ЕИС Положение о закупке. Только после этого закупка товаров, работ, услуг по 223 ФЗ станет возможной и легитимной. Первые 3 месяца после создания организация может осуществлять закупки в соответствии с ГК РФ. Если по истечении 3 месяцев не будет утверждено и надлежащим образом размещено Положение о закупках, заказчику следует руководствоваться нормами Закона 44-ФЗ до момента размещения Положения о закупке. При невыполнении данных требований организации и ее должностному лицу грозят штрафные санкции.

− бюджетные учреждения при наличии корректно утвержденного и размещенного до начала года в ЕИС Положения о закупке при осуществлении в соответствующем году закупок:
а) за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования (благотворительного пожертвования), по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
б) в качестве исполнителя по контракту (т.е. по договору, заключенному в соответствии с Законом 44-ФЗ) в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств;
в) за счет средств, полученных при осуществлении иной приносящей доход деятельности от физических и юридических лиц (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС);

− государственные и муниципальные унитарные предприятия при наличии корректно утвержденного и размещенного до начала года в ЕИС Положения о закупке при осуществлении в соответствующем году закупок:
а) за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования, по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
б) в качестве исполнителя по контракту (т.е. по договору, заключенному в соответствии с Законом 44-ФЗ) в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ;
в) без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ (т.е. за счет собственных средств);

NB: Бюджетным учреждениям и унитарным предприятиям следует помнить, что они по умолчанию являются заказчиками по Закону 44-ФЗ, и только в случае надлежащего и своевременного размещения в ЕИС Положения о закупках они вправе проводить оговоренные в законе закупки в соответствии с 223 ФЗ.

− ФГУПы, имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан РФ, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством РФ по согласованию с Администрацией Президента РФ, за исключением случаев осуществления такими предприятиями закупок за счет субсидий, предоставленных из федерального бюджета на осуществление на территории РФ капитальных вложений в объекты капитального строительства РФ объектов недвижимого имущества в государственную собственность РФ;

− юридические лица, реализующие инвестиционные проекты с государственной поддержкой в объеме, установленном Правительством РФ, стоимость которых превышает 500 млн. рублей, при условии включения таких проектов в реестр инвестиционных проектов.

Не должны проводить закупки по 223-ФЗ юридические лица, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности не превышает 50%, их дочерние хозяйственные общества и дочерние хозяйственные общества последних, а именно:

1) субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, если общая выручка соответственно таких субъектов, организаций от деятельности, относящейся к сфере деятельности естественных монополий, и от указанных видов деятельности составляет не более чем 10% общей суммы выручки соответственно от всех видов осуществляемой ими деятельности за предшествующий календарный год;

2) дочерние хозяйственные общества субъектов естественных монополий, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, если выручка от закупки товаров, работ, услуг основными хозяйственными обществами и их иными дочерними хозяйственными обществами составляет не более чем 5% суммы выручки за предыдущие 4 квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности;

3) дочерние хозяйственные общества указанных в пункте 2 дочерних хозяйственных обществ, если выручка от закупки товаров, работ, услуг основными хозяйственными обществами (в том числе иными дочерними хозяйственными обществами основных хозяйственных обществ) основных хозяйственных обществ указанных дочерних хозяйственных обществ составляет не более чем 5% суммы выручки за предыдущие 4 квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности.

NB: При этом важно помнить, что право освобождения проводить закупки по 223-ФЗ возникает у данных организаций только после размещения информации о соответствующем объеме выручки в ЕИС.

Специалисты компании «Корпорация Закупок» всегда готовы проконсультировать вас по всем вопросам, связанным с осуществлением закупочной деятельности согласно 223-ФЗ: должна ли ваша организация работать по 223 ФЗ, какую информацию следует подготовить и разместить в ЕИС, а также оказать содействие в подготовке и размещении всех документов, необходимых для корректного осуществления закупок по 223-ФЗ.

ФГУПы, имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан РФ, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством РФ по согласованию с Администрацией Президента РФ, за исключением случаев осуществления такими предприятиями закупок за счет субсидий, предоставленных из федерального бюджета на осуществление на территории РФ капитальных вложений в объекты капитального строительства РФ объектов недвижимого имущества в государственную собственность РФ;.

Дробление закупки по 223-ФЗ: судебная практика

Рассмотрим примеры из судебной практики:

  • Поставщик требовал расчета за предоставленные услуги, но получил отказ от судебных органов, в том числе от Верховного Суда. Дело в том, что исполнителю не полагается оплата, если стороны не заключили договор – в данном случае услуги закрывались по актам. Суммы каждого контракта находились в пределах 100 000 рублей, поэтому ситуация могла быть приравнена к закупке у единого поставщика. Однако акты были подписаны одновременно, а идентичные услуги относились к одному мероприятию. Заказчик не смог привести основания, ставшие причиной для отказа от проведения конкурса (из Определения ВС № 305-ЭС19-6610).
  • Согласно решению суда, покупатель не имел права на дробление закупки по 223-ФЗ. Он заключил с поставщиком восемь сделок, чтобы разбить договор по 44-ФЗ на части, не превышающие 100 тысяч рублей. Той же датой продавец выполнил свои обязательства по договорам. Арбитражный суд Волго-Вятского округа установил: таким образом были нарушены законы 44-ФЗ, 135-ФЗ. Согласно постановлению по делу № А38-7831/2017 от 17.04.2018 г., все договоры являлись составляющими единой сделки, которая была искусственно раздроблена. Заказчику не стоило использовать данный подход, так как у него было время, необходимое для осуществления конкурса. В результате у одного исполнителя оказалось преимущество перед другими потенциальными продавцами.
  • Суд посчитал лишенным юридической силы решение ФАС о нарушении 223-ФЗ заказчиком, решившим искусственно разделить договор на два для осуществления оценки технического состояния аттракционов. Дело в том, что в рамках административного дела ведомство не привело правовых норм, по которым нельзя заключать два соглашения с одним поставщиком. Кроме того, не было доказательств искусственного разделения договоров.

Отметим, что случаи дробления соглашений с одним исполнителем не так часто становятся предметом изучения контролирующих инстанций. Ведь в этом случае недовольные поставщики редко подают жалобы, чего не скажешь о конкурентном формате.

Ведь в этом случае недовольные поставщики редко подают жалобы, чего не скажешь о конкурентном формате.

Когда к закупкам применяются нормы закона № 223-ФЗ

Рассмотрим, какие закупочные мероприятия подпадают под действие закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее — закон № 223-ФЗ). Прежде всего, следует отличать государственные закупки – закон № 223-ФЗ к ним не применяется.

Так, законом «О контрактной системе в сфере закупок . » от 05.04.2013 № 44-ФЗ, регулирующим собственно госзакупки, руководствуемся, если в качестве заказчика выступают:

  • госорган;
  • муниципалитет;
  • Росатом или Роскосмос;
  • внебюджетный фонд;
  • казенное учреждение (хотя и не во всех случаях).

Применение закона № 223-ФЗ также ставится в зависимость от статуса заказчика. На кого он распространяется, продемонстрируем в таблице 1:

Виды закупок.

Какие требования предъявляются к участникам закупок по Федеральному закону 223-ФЗ?

Федеральный закон 223-ФЗ от 18 июля 2011 года “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” регулирует проведение закупок организациями, имеющими повышенный контроль со стороны государства в связи с государственным участием в них либо спецификой их деятельности.

Перечень участников закупок определен в части 5 статьи 3 вышеуказанного закона, на основании которой участниками могут стать любые юридические лица любой организационно-правовой формы и собственности вне зависимости от места нахождения организации и места происхождения, а также участниками закупки могут стать физические лица и индивидуальные предприниматели.

Закупки, проводимые для заказчика агентом, регулируются Законом N 223-ФЗ

resistin 20 июн 2016, 15 41.

О допустимости предъявления требования об опыте аналогичной деятельности участника закупок по 223-ФЗ

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках (Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”) установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Вместе с тем, Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее – заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также – закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Таким образом, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта с которым будет в наибольшей степени отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращая злоупотребление в сфере закупок.

По общему правилу указание заказчиком в документации особых характеристик услуги, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такой услуги, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Опыт аналогичной деятельности участника позволяет судить о его способности выполнить объем услуг, предусмотренный закупочной документацией, в связи с чем использование названных критериев допуска к участию в закупке является обоснованным.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Установленные заказчиком требования, связанные с положительным опытом оказания аналогичных услуг, в равной мере применяются ко всем участникам закупки и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика. Дополнительные требования к участникам закупки, свидетельствующие об опыте работы на рынке, направленные на потенциальную предсказуемость надлежащей выполнимости закупки, не нарушают принцип равенства, установленный пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, поскольку эти критерии в равном степени применимы ко всем участникам закупки. Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Таким образом, поскольку требования, установленные заказчиком в целях исключения риска неисполнения договора, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений Закона о закупках отсутствуют.

Сказанное следует из определений Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2017 N 304-КГ16-17592 (вошло в Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017), от 20.07.2017 N 305-КГ17-3423 (вошло в Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017, далее – Обзор N 5 (2017)), от 31.07.2017 N 305-КГ17-2243, от 02.10.2017 N 309-КГ17-7502 (вошло в Обзор N 5 (2017)), от 13.10.2017 N 305-КГ17-8138, а также пункта 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018.

См. также пункт 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), пункт 4 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018), Определение Верховного Суда РФ от 31.07.2017 N 305-КГ17-2243 по делу N А40-3315/2016, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22.09.2016 N Ф09-8071/16 по делу N А76-20879/2015, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.06.2018 N Ф04-1843/2018 по делу N А75-9004/2017 и др.

2011 N 223-ФЗ О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Читайте также:  Как начисляется и рассчитывается плата за ЖКХ в 2020 году?
Добавить комментарий