Своевременное представление РСВ, но по старой форме, не влечет штраф

Когда РСВ считается несвоевременно сданным

Для расчета по страховым взносам в п. 7 ст. 431 НК РФ установлена крайняя отчетная дата — 30-е число месяца, следующего за расчетным или отчетным периодом. Если представить расчет в ИФНС позже этого срока хотя бы на 1 день, он будет считаться несвоевременно сданным.

Плательщикам страховых взносов время от времени выпадает законная возможность сдать РСВ на день-два позднее крайней отчетной даты и при этом не быть оштрафованными. Такую возможность предоставляет п. 7 ст. 6.1 НК РФ, нормы которого предусматривают перенос отчетной даты на ближайший рабочий день при ее совпадении с выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

В 2020 году все крайние отчетные даты по РСВ выпадают на рабочие дни, поэтому любая задержка с отправкой расчета в инспекцию чревата штрафом. О его размере расскажем далее.

Читайте также о других штрафах для компаний и физлиц при нарушении установленных законом сроков:

Законодатель установил ограничения, за пределы которых сумма штрафа выходить не может не менее 1000 руб.

РСВ за первое полугодие 2020 года. Особенности заполнения по льготным тарифам

Мне, как эксперту, в последнее время бухгалтеры задают очень много вопросов по заполнению РСВ за первое полугодие 2020 года:

  • Как заполнить приложение 1 по новому тарифу для субъектов малого и среднего предпринимательства
  • Как оформить РСВ, если организация относится к пострадавшей отрасли, а ФНС не принимает отчёт
  • Как заполнить РСВ в случае, если организация применяла код тарифа 11, а теперь применяет 21 код
  • Как сдать отчёт, если организация попала под 0%. Нужна помощь в сдаче

Эти и другие вопросы рассмотрим в этой статье, которая поможет разобраться с заполнением расчёта по страховым взносам.

Для оказания помощи малому и среднему бизнесу Правительство России во втором квартале ввело новые тарифы страховых взносов. Эти изменения вошли в пакет мер по поддержке предпринимателей.

Применять новые тарифы имеют право следующие страхователи:

  • Организации и индивидуальные предприниматели, работники которых получают зарплату более 12 130 руб. Такие предприниматели могут применять тариф 15% для начисления страховых взносов на сумму выше уровня минимальной заработной платы по каждому работнику, а это в два раза меньше от действовавшего до 01.04.2020 года размера тарифа. Основание – (ст. 5, 6, п. 6 ст. 7 Закона от 01.04.2020 N 102-ФЗ)
  • Субъекты малого и среднего предпринимательства, которые ведут деятельность в пострадавших отраслях от коронавируса и основной ОКВЭД у таких предпринимателей соответствует Постановлениям Правительства. Эти организации и предприниматели при расчете страховых взносов за апрель – июнь 2020 года имеют право применять нулевой тариф. Основание – ст. 3 Закона от 08.06.2020 № 172-ФЗ.

Все ожидали, что ФНС примет новую форму РСВ уже ко 2 кварталу 2020 г. Но нет, РСВ за полугодие 2020 г. сдается по старой форме, утв. Приказом ФНС от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470@. Новый РСВ нужно будет подавать по итогам 2020 г. – к этому моменту ФНС обещала утвердить новую форму с учётом всех изменений.

Как сдать отчёт, если организация попала под 0.

Чем грозят нарушения в отчетности по взносам и персучету

Автор: Ольга Толоконникова, бухгалтер-консультант Линии консультаций компании «ГЭНДАЛЬФ»

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», декабрь 2018 г.

Отчетность по страховым взносам и персонифицированному учету является обязательной для сдачи в ИФНС и государственные внебюджетные фонды, а значит, несвоевременная сдача или вовсе непредставленная отчетность, а также обнаруженные ошибки и неточности служат основанием для контролирующих органов для применения штрафных санкций.

По общему правилу несвоевременная сдача или непредставление 4-ФСС предусматривает санкции в размере 5 от начисленной суммы взносов к уплате за квартал, полугодие, 9 месяцев или год, но не свыше 30 от нее.

Ответственность за несдачу РСВ

После передачи администрирования страховых взносов налоговым органам ответственность нарушения в этой области регламентируются налоговым законодательством. Штраф за непредоставление РСВ установлен статьей 119 НК РФ. Она предусматривает наложение штрафных санкций на провинившуюся компанию в размере 5% от неуплаченной суммы соцвзносов, исчисленной к уплате в просроченном отчете. Если компания все оплатила вовремя, но предоставила РСВ в ИФНС с опозданием, то ей придется заплатить минимальный штраф за несвоевременную сдачу РСВ — 1000 руб. (п. 2 ст. 119 НК РФ).

Кроме того, если плательщик обязан предоставлять отчет в электронном виде, а сдал его на бумаге, то его оштрафуют на 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ). В 2020 году порог, при котором организация вправе предоставить отчет, снижен до 10 человек. Все предприятия с большей численностью обязаны сдавать отчетность в электронном виде.

Если компания все оплатила вовремя, но предоставила РСВ в ИФНС с опозданием, то ей придется заплатить минимальный штраф за несвоевременную сдачу РСВ 1000 руб.

Подать уточненку надо, соблюдая сроки

Расчет по страховым взносам положено сдать до 30-го числа месяца, следующего после окончания квартала. Уточненка, поданная раньше этой даты, будет означать, что расчет сдан на дату уточнения, то есть своевременно (п. 2 ст. 81 НК РФ). Исправления после отчетной даты могут привести к начислению пеней и штрафу, если сумма взносов увеличилась. Чтобы вас не оштрафовали, надо перечислить недоимку и пени раньше, чем подавать уточненный расчет. Как и в случае с налогами, сделать это следует до того, как ошибку обнаружат сами контролеры или же будет назначена выездная проверка за данный период.

Если исправления требуются в разделе 3 расчета, который затрагивает персонифицированный учет, нужно соблюдать прописанные сроки. Ведь такие ошибки делают расчет непредставленным (о чем говорилось выше).

После получения расчета с ошибками контролеры направят уведомление. Для внесения правок отводится 5 дней. Считать нужно с даты отправки уведомления в электронном виде. Если оно было на бумаге, тогда срок для уточнения составит 10 дней (п. 7 ст. 431 НК РФ). Дни, как обычно, рабочие.

Соблюдение этих сроков избавляет от санкций за несвоевременную подачу расчета. Датой сдачи отчетности будет день подачи первоначального варианта. В противном случае последуют штраф от 1 000 руб. до 30% от суммы взносов по данным расчета (п. 1 ст. 119 НК РФ) и ставшая возможной блокировка счета.

Больше о сроках подачи обязательного уточнения и их последствиях читайте здесь.

Как и в случае с налогами, сделать это следует до того, как ошибку обнаружат сами контролеры или же будет назначена выездная проверка за данный период.

О порядке применения штрафов при несвоевременном представлении плательщиками взносов расчета РСВ-1 ПФР

Департамент развития социального страхования совместно с департаментом пенсионного обеспечения по вопросу о порядке применения штрафных санкций при несвоевременном представлении плательщиками страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и сведений индивидуального персонифицированного учета, объединенных в одну форму отчетности – РСВ-1 ПФР, сообщает следующее.

Согласно пункту 1 части 9 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ) плательщики страховых взносов ежеквартально, не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своего учета расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее – ПФР) и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС). Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Плательщики страховых взносов, начиная с представления отчетности в ПФР за I квартал 2014 года, представляют вышеупомянутые расчеты по форме, утвержденной постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 № 2п «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и порядка ее заполнения».

Одновременно Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда” были внесены изменения, в частности, в пункт 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ), согласно которым сведения индивидуального (персонифицированного) учета страхователь представляет в составе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ. Данная норма вступила в силу с 1 января 2014 года.

Следовательно, с 1 января 2014 года сведения индивидуального (персонифицированного) учета является неотъемлемой частью расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона № 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Вместе с тем, статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ предусмотрено также, что за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в ПФР за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах. Взыскание указанной суммы производится органами ПФР в судебном порядке.

По нашему мнению, учитывая принцип однократности привлечения лица к ответственности за совершение конкретного правонарушения, недопустимо дважды привлекать плательщика страховых взносов к ответственности за совершение одного и того же правонарушения, а именно за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в установленный Федеральным законом № 212-ФЗ срок.

В связи с этим, за несвоевременное представление объединенной отчетности в ПФР, начиная с I квартала 2014 года, к плательщикам страховых взносов применяются только санкции, предусмотренные статьей 46 Федерального закона № 212-ФЗ.

Что касается упомянутых в статье 17 Федерального закона № 27-ФЗ штрафных санкций к плательщикам страховых взносов, то, по нашему мнению, такие санкции применяются за представление с нарушением установленных сроков сведений индивидуального (персонифицированного) учета за прошлые отчетные периоды, то есть за периоды до 2014 года, когда такие сведения являлись отдельной отчетностью, представляемой в ПФР.

Вместе с тем в случае представления плательщиками неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах в составе новой объединенной формы РСВ-1 ПФР нормы статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ применяются в полном объеме. При этом взыскание суммы штрафа, а также определение неполноты и (или) недостоверности указанных сведений производится в судебном порядке.

Получайте свежие нормативные акты в удобном формате!
Загрузите бесплатное приложение «Нормативные акты для бухгалтера» для Windows!

Плательщики страховых взносов, начиная с представления отчетности в ПФР за I квартал 2014 года, представляют вышеупомянутые расчеты по форме, утвержденной постановлением Правления ПФР от 16.

СЗВ-М: куда сдавать в 2020 и кому платить штрафы?

Вопрос бухгалтера: с 2020 года вся отчетность подается в ФНС, туда же подавать и форму СЗВ-М?

Ответ: Нет, такая форма персонифицированного учета сотрудников за каждый месяц и в 2020 году подается исключительно в органы Пенсионного фонда.

Да, на органы Пенсионного фонда по-прежнему возложены обязанности по контролю за персонализацией данных сотрудников предприятия.

В данный орган необходимо: (нажмите для раскрытия)

  1. Каждый месяц подавать отчетность по форме СЗВ-М о количестве сотрудников, работающих на предприятии. Важно: отчет в 2017 году можно сдавать до 15 числа следующего месяца, а не до 10, как это было в предыдущие месяцы;
  2. Раз в год подавать годовую отчетность о страховом стаже каждого работника. Такой отчет подается до 1 марта, следующего за отчетным периодом года.

Размер штрафа составляет 500 рублей за каждого сотрудника, за которого не было подана отчетность.

Пример: ООО «Инвест» подало в ПФ форму СЗВ-М за сентябрь 20 октября. На предприятии работает 30 человек.

Расчет: Штраф будет начислен, поскольку отчетность должна быть подана 15 октября. Размер штрафа 500*30=15000 рублей.

Проводка будет аналогичной проводке, которая отражает уплату штрафа по социальным взносам:

  1. Начислен штраф за несвоевременную подачу отчетности за социальные взносы:
  1. Начисленный штраф уплачен

Важно: теперь форма СЗВ-М подается ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным месяцем. Подается по-прежнему в ПФ, а не в ФНС. Отчет в ФНС в отличии от отчета по социальным взносам принят не будет.

Расчет Штраф будет начислен, поскольку отчетность должна быть подана 15 октября.

За что штрафует ПФР

Кроме наказаний со стороны ФНС за просрочки и ошибки предусмотрен штраф за несвоевременную сдачу отчетности в ПФР: речь идет о таких отчетах, как СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ. Штраф за СЗВ-СТАЖ составляет 500 рублей за каждого застрахованного. Ошибки в документе или внесение не всех сотрудников тоже будут стоить по 500 рублей за каждого работника. Предоставление документа в бумажном виде вместо электронного обойдется в 1000 рублей.

Что касается СЗВ-М, то штраф за несвоевременную сдачу отчета в ПФР составляет 500 рублей за каждого сотрудника. Непредоставление сведений о застрахованном лице или подача недостоверных данных карается такой же суммой. Штраф за несданный отчет в ПФР тоже составляет 500 рублей за каждого работника. Об этом говорит статья 17 Федерального закона 01.04.1996 № 27-ФЗ.

ОМС 5,1 30 1000 руб.

Опоздали со сдачей СЗВ-М? Узнайте, как избежать штрафа

СЗВ-М — ежемесячная форма отчетности в ПФР. Сдавать ее нужно до 15 числа месяца, следующего за отчетным. Если этот срок упущен, грозит штраф. Однако в некоторых случаях его удается избежать полностью или частично. Когда это возможно? Приведем примеры из судебной практики.

Однако в некоторых случаях его удается избежать полностью или частично.

Персонифицированный учет: какова цена ошибки?

Каждый бухгалтер знает, насколько кропотлива работа по подготовке сведений по персонифицированному учету в Пенсионный фонд. Ведь в них необходимо отразить информацию по каждому работнику организации. Немудрено, что в такую отчетность закрадываются ошибки. Мы расскажем, за какие огрехи ревизоры из ПФР привлекают компании к ответственности и как добиться отмены или снижения санкций.

Читайте также:  Как принимать на обучение ребенка с ограниченными возможностями? Пособия, льготы, субсидии в 2020 году - консультации экспертов

Штраф можно снизить в разы

Если специалисты Пенсионного фонда в ходе проверки выявят ошибки в сданных сведениях персонифицированного учета, будьте уверены — от ответственности вам уйти не удастся. Но прежде чем платить штраф, нужно проверить, правильно ли он рассчитан. Дело в том, что, как показывает практика, иногда ревизоры из ПФР рассчитывают размер санкции от суммы страховых взносов, начисленных на доходы всех работников организаций. А это неверно.

Ответственность за представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального учета в системе государственного пенсионного страхования, а также недостоверных сведений предусмотрена ст. 17 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон № 27-ФЗ). Размер штрафа составляет 10% причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд.

Как видите, из приведенной формулировки ст. 17 Закона № 27-ФЗ непонятно, о каких платежах идет речь: о сумме страховых взносов, начисленных в отношении работников организации, или же только в отношении тех работников, по которым были представлены недостоверные сведения.

Разъяснения по этому поводу содержатся в п. 16 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 № 79. В нем сказано, что размер штрафа, подлежащего взысканию за представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, следует определять от суммы платежей только в отношении тех работников, о которых представлены неполные сведения. Указанное письмо Пенсионный фонд довел до своих территориальных органов для использования в работе (письмо от 31.08.2004 № АК-09-25/9488). А в письме от 28.06.2006 № КА-09-26/6784 Пенсионный фонд рекомендовал своим подчиненным обращаться с исками к работодателям о взыскании штрафных санкций за неполное представление сведений персонифицированного учета, рассчитанных исходя из размера 10% причитающихся за отчетный год платежей в ПФР только в отношении тех работников, за которых сведения были сданы с ошибками.

Однако судебная практика показывает, что инспекторы ПФР на местах не всегда следуют рекомендациям Пенсионного фонда. Примером может служить постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.09.2013 № А27-893/2013. Проведя камеральную проверку сведений персонифицированного учета, специалисты Пенсионного фонда нашли ошибку — по одному работнику организация неверно соотнесла взносы в зависимос­ти от даты рождения застрахованного лица. За это организацию привлекли к ответственности. Размер санкции был рассчитан исходя из суммы начисленных страховых взносов по всем работникам организации и составил более 140 000 руб.

Организация сочла действия специа­лис­тов Пенсионного фонда неправомерными и отказалась платить штраф. Ревизоры решили взыскать санкции в судебном порядке. Однако три судебные инстанции встали на сторону компании и снизили штраф до 8,64 руб.

Арбитры отметили следующее. Если расчет штрафа производится исходя из общей суммы страховых взносов, уплачиваемых организацией, размер ответственности фактически зависит не от тяжести совершаемого правонарушения, а от численности работников. А это не согласуется с правовой позицией ВАС РФ, изложенной в информационном письме от 11.08.2004 № 79.

Таким образом, в случае расчета штрафных санкций с суммы страховых взносов всех работников компании неправомерность такого подхода можно легко доказать в суде. Арбитры в этом вопросе всегда поддерживают плательщиков страховых взносов (постановления ФАС Поволжского округа от 13.09.2012 № А65-5196/2012, Уральского округа от 21.08.2012 № Ф09-7273/12, Центрального округа от 21.06.2012 № А36-2846/2011, Северо-Западного округа от 23.04.2010 № А56-79743/2009).

Обратите внимание: аналогичный подход к расчету штрафных санкций применяется и в том случае, когда организацию привлекают к ответственности за не сданные в срок сведения персонифицированного учета.

Ошибка ошибке рознь

Преследуя фискальные интересы, ревизоры из Пенсионного фонда находят любой повод для привлечения организаций к ответственности. Так, они считают недостоверными сведения, в которых компания допустила техническую ошибку.

Лишнее тире в номере СНИЛС

В деле, ставшем предметом судебного разбирательства в ФАС Волго-Вятского округа, инспекторы ПФР начислили организации штраф по ст. 17 Закона № 27-ФЗ за представление недостоверной персонифицированной отчетнос­ти — в сданных сведениях был указан номер СНИЛС с лишним тире (постановление от 13.02.2013 № А28-6183/2012).

По мнению специалистов территориального управления ПФР, из-за такой ошибки не были своевременного разнесены страховые суммы на лицевые счета всех работников компании, тем самым нарушены их права на своевременное и полное обязательное страховое обеспечение за счет средств ПФР. По­этому данные действия организации образуют состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 17 Закона № 27-ФЗ.

Однако арбитры не поддержали Пенсионный фонд и пришли к выводу, что в рассматриваемой ситуации отсутствует вменяемый компании состав правонарушения. Судьи указали, что недостоверность сведений предполагает существенные нарушения, влияющие на правильность исчисления страховых взносов. Организацией допущена техническая ошибка только в указании страхового номера работника. Другие сведения, позволяющие идентифицировать застрахованное лицо, были указаны верно. Поэтому допущенная опечатка не привела к неверным расчетам страховых взносов.

Арбитры отметили, что при таких обстоятельствах Пенсионный фонд мог принять решение о корректировке этих сведений. Тем более что по другим сотрудникам дефис в указанном месте номера СНИЛС отсутствует.

Опечатка в фамилии работника

Еще одна распространенная ошибка — при подготовке сведений бухгалтер допустил опечатку в фамилии работника. По мнению контролеров из ПФР, такая ошибка подпадает под ответственность, предусмотренную ст. 17 Закона № 27-ФЗ.

Аналогичная проблема была рассмот­рена в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 22.10.2012 № А28-2360/2012. В суд обратилось управление ПФР с требованием взыскать с компании штрафные санкции за представление недостоверных сведений персонифицированного учета. Основанием для этого послужил тот факт, что в сданных сведениях организация допустила ошибку в фамилии работника. Пенсионный фонд решил, что представленные сведения не соответствуют действительности (бухгалтерским документам, документам по учету кадров).

Однако три судебные инстанции отклонили доводы Пенсионного фонда. Арбит­ры указали, что наличие в представленных компанией сведениях опис­ки не может быть расценено как представление недостоверных сведений. Ведь иные сведения о работнике были указаны верно. Поэтому в удовлетворении заявленного требования Пенсионному фонду было отказано из-за отсутствия состава вмененного организации правонарушения.

«А форма-то устарела»

К сожалению, бухгалтерам не всегда удается вовремя отследить изменения форм отчетности. В итоге сведения сдаются по старым формам. Специалис­ты Пенсионного фонда считают, что и за эту оплошность на компанию должен быть наложен штраф за представление недостоверных сведений.

Однако арбитры не согласны с таким подходом. Так, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 26.10.2012 № А27-6665/2012 была рассмотрена аналогичная ситуация. Специалисты Пенсионного фонда привлекли компанию к ответственности за представление недостоверных сведений. Организация сдала персонифицированную отчетность за 2010 г. по формам, которые действовали в 2009 г. По мнению контролеров, организация должна была сдавать сведения по новым формам в соответствии с утвержденной инструкцией. Представление сведений по устаревшим формам приравнивается к сдаче недостоверных сведений, а за это полагается штраф.

Но с таким решением не согласился суд. Принимая решение в пользу компании, арбитры сослались на письмо Пенсионного фонда от 14.12.2004 № КА-09-25/13379 «О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ». В нем сказано, что обязательным условием для применения штрафной санкции по ст. 17 Закона № 27-ФЗ является наличие события правонарушения. То есть привлечь компанию к ответственности можно только в двух случаях. Первый — организация не сдала сведения в установленный срок. Второй — были представлены недостоверные сведения. При этом недопустим формальный подход к наложению штрафа при наличии ошибок в формах отчетности, представляе­мых страхователями. Любая санкция должна применяться с учетом принципов винов­ности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.

Судьи отметили, что вывод Пенсионного фонда о недостоверности персонифицированных сведений основан только на несоответствии представленной формы документа, тогда как проверка указанных сведений должна производиться на основании ст. 11 Закона № 27-ФЗ. Контролеры из ПФР не представили в суде доказательств того, что организацией были сданы иные недостоверные сведения, за исключением несоответствия отчетнос­ти установленным формам. Кроме того, несоответствие форм отчетности не отразилось каким-либо образом на достоверности исчисленных страховых взносов, точности в сведениях о стаже и не повлекло за собой занижение базы для начисления страховых взносов.

Корректировка сведений

Статья 17 Закона № 27-ФЗ предусматривает еще один вид ответственности — штраф за нарушение срока представления сведений персонифицированного учета. Размер санкций точно такой же, как и за сдачу недостоверных сведений, то есть 10% причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд. Напомним, персонифицированные сведения сдаются в ПФР ежеквартально, не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (ч. 2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ). В то же время в случаях обнаружения ошибок или же несоответствия между представленными сведениями и результатами проверки страхователю предоставляется возможность в двухнедельный срок устранить недочеты (п. 34 и 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н, далее — Инструкция).

Возникает вопрос: можно ли привлечь компанию к ответственности за несвое­временную сдачу персонифицированной отчетности, если она была представлена в установленный срок, но с недочетами, впоследствии отправлена на доработку и исправлена организацией?

Конечно же специалисты Пенсионного фонда находят в этом состав правонарушения, предусмотренного ст. 17 Закона № 27-ФЗ. Это подтверждает судебная практика. Приведем спор, который был рассмотрен в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.01.2013 № А19-6590/2012. Сразу скажем, что арбитры поддержали организацию и не приняли доводы Пенсионного фонда.

Организация сдала в установленный срок сведения персонифицированного учета по телекоммуникационным каналам связи. Однако некоторые файлы не прошли формально-логический контроль, в связи с чем Пенсионный фонд отправил компании уведомление о внесении в двухнедельный срок исправлений в представленные сведения.

Компания внесла исправления в ранее сданные сведения. Правда, сделала это через три месяца после окончания установленного срока для сдачи персонифицированной отчетности. В связи с этим организация была привлечена к ответственности по ст. 17 Закона № 27-ФЗ. С таким решением плательщик страховых взносов не согласился и обратился в суд.

Три судебные инстанции поддержали организацию. Арбитры указали, что сведения, необходимые для осуществления персонифицированного учета, организация пусть и с ошибками, но сдала в установленный срок. Этот факт контролеры из ПФР не оспаривали. Впоследствии компания исправила ошибки и представила правильные сведения персонифицированного учета.

По мнению арбитров, в рассматриваемой ситуации непринятие Пенсионным фондом первоначально представленных сведений не может быть основанием для привлечения организации к ответственности за нарушение сроков сдачи отчетности. А сдача компанией корректирующих сведений персонифицированного учета позже установленного срока не образует состава правонарушения, предусмотренного ст. 17 Закона № 27-ФЗ.

Судьи отметили, что действующее законодательство не дает Пенсионному фонду права отказать в принятии сведений, в которых содержатся ошибки, либо считать, что такие отчеты являются непредставленными. За представление сведений, в которых имеются недочеты, ошибки, опечатки, которые не являются недостоверными сведениями, Законом № 27-ФЗ ответственность не предусмот­рена. В таком случае ошибки подлежат исправлению в установленном порядке.

Если компания в двухнедельный срок не устранит недочеты, Пенсионный фонд имеет право принять решение о корректировке сведений (п. 41 Инструкции). Более того, ст. 17 Закона № 27-ФЗ не предусмат­ривает ответственности за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных.

Специалисты Пенсионного фонда не согласились с решением кассационной инстанции и попытались оспорить его в Президиуме ВАС РФ. Однако коллегия судей не нашла оснований для передачи рассматриваемого дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора (Определение ВАС РФ от 27.06.2013 № ВАС-7518/13).

Как видите, начисление штрафных санкций неправомерно, даже если организация внесла исправления в сведения персонифицированного учета по истечении отведенного на корректировку двухнедельного срока. Аналогичный вывод содержится в постановлениях ФАС Уральского округа от 30.11.2012 № Ф09-11807/12, Волго-Вятского округа от 22.10.2012 № А28-2360/2012, Дальневосточного округа от 01.11.2010 № Ф03-7020/2010.

Разные формы — разные данные: будет ли штраф?

Кроме сведений персонифицированного учета, плательщики страховых взносов обязаны в те же сроки представить в органы ПФР и расчет страховых взносов по форме РСВ-1 ПФР (утверждена приказом Минтруда России от 28.12.2012 № 639н). В этой форме также указываются начисленные и уплаченные суммы страховых взносов в Пенсионный фонд, но в отличие от персонифицированных сведений в ней отражаются данные по организации в целом, то есть без разбивки суммы взносов, приходящейся на каждого работника.

Как видите, сведения в обоих вариантах отчетности идентичны. Поэтому итоговые показатели должны совпадать. Если же специалисты ПФР в ходе камеральной проверки обнаружат расхождения, то компанию могут привлечь к ответственности за представление недостоверных сведений персонифицированного учета. Но ревизорам не удается в судах доказать правомерность начисления штрафных санкций.

Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 12.11.2012 № А56-10287/2012 арбитры сочли начисление штрафных санкций за представление недостоверной отчетности неправомерным. Вот в чем заключалась суть дела.

Читайте также:  Что делать при угоне автомобиля: рекомендации к первым действиям

При проведении камеральной проверки Пенсионный фонд установил, что суммы начисленных и уплаченных страховых взносов, указанные в описи АДВ-6-2, не соответствуют суммам начисленных и уплаченных страховых взносов, которые отражены в форме РСВ-1 ПФР. За это компанию привлекли к ответственности по ст. 17 Закона № 27-ФЗ.

Организация отказалась уплачивать штраф. Поэтому Пенсионный фонд решил взыскать санкции через суд. Но контролеры нашли поддержку только в суде первой инстанции. Апелляция и кассация встали на сторону компании, и с таким решением согласился ВАС РФ (Определением ВАС РФ от 18.03.2013 № ВАС-2766/13 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).

Арбитры указали, что ни в акте проверки, ни в решении о привлечении компании к ответственности не изложены обстоятельства совершения правонарушения, предусмотренного ст. 17 Закона № 27-ФЗ. А именно не указано, в чем выразилась недостоверность представленных сведений. В решении был отмечен только факт сдачи недостоверных сведений по форме АДВ-6-2. А вот ссылок на то, что в представленных сведениях персонифицированного учета были выявлены ошибки, не было.

Кроме того, Пенсионный фонд в ходе камеральной проверки не установил суммы фактически уплаченных страховых взносов согласно данным ПФР и соотношение данных сумм с показателями, указанными в формах ­АДВ-6-2, РСВ-1 ПФР.

Судьи отметили, что вывод Пенсионного фонда о недостоверности сведений основан только на сравнении размера начисленных страховых взносов, указанных в формах АДВ-6-2 и РСВ-1 ПФР, в то время как такие расхождения сами по себе не являются свидетельством недостоверности представленной организацией информации. Проверка же сведений персонифицированного учета должна осуществляться на основании документов, указанных в ст. 11 Закона № 27-ФЗ.

Учитывая, что Пенсионным фондом такая проверка не проводилась, суды сделали вывод об отсутствии в действиях организации состава вменяемого правонарушения.

Аналогичная позиция содержится и в постановлении ФАС Уральского округа от 03.07.2012 № А60-50871/2011.

Таким образом, чтобы предъявить компании претензии, Пенсионный фонд сначала должен выявить, в чем именно состояла недостоверность данных, и отразить это в своих решениях о привлечении организации к ответственности.

При проведении камеральной проверки Пенсионный фонд установил, что суммы начисленных и уплаченных страховых взносов, указанные в описи АДВ-6-2, не соответствуют суммам начисленных и уплаченных страховых взносов, которые отражены в форме РСВ-1 ПФР.

РСВ-1 не прошёл проверку? В этих случаях штрафа не будет

В случае сдачи РСВ-1 ПФР после срока, компания будет оштрафована на сумму в размере 5 от страховых взносов, что должны быть уплачены за отчётный квартал Закон 212-ФЗ, ч.

Штрафы и ответственность за несвоевременную сдачу РСВ-1 в 2020 году

По итогам отчётного года каждая организация или индивидуальный предприниматель должны предоставить в территориальное подразделение ПФР соответствующую документацию по форме РСВ-1. Стоит отметить, что с начала 2020 года все бланки по взносам передаются в налоговые инспекции и по другой форме. Однако, данное правило не распространяется на отчётность за 2020 год.

Рассматриваемый бланк не претерпел никаких изменений. Каждое заинтересованное лицо может загрузить образец оформления с официального сайта Пенсионного Фонда РФ. Для этого требуется перейти в справочно-правовой раздел.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Для понимания того, какие предусматриваются штрафы за несвоевременную сдачу РСВ-1 в 2020 году, необходимо тщательно ознакомиться с перечнем лиц и компаний, предоставляющих документ, с ключевыми нюансами оформления, с регламентируемыми сроками сдачи отчетности, с законодательной ответственностью за нарушения и так далее.

Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален.

Штраф за несдачу отчетности РСВ-1 в налоговую

С 01.01.2019 года закон о страховых взносах от 24.07.2009 № 212-ФЗ утратил силу. Все положения, касающиеся взносов, в том числе, порядок исчисления штрафа за непредставление расчета по взносам, «переехали» в НК. Конституционный суд разъяснил, по каким правилам должен назначаться штраф за непредставление отчетности за периоды до 2019 года.

Так, установлено, что после 01.01.2019 года штрафовать плательщиков взносов за опоздание со сдачей РСВ-1 за периоды до 2019 года по ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, сотрудники ПФР теоретически могут. Но лишь при условии, что сумма такого штрафа будет меньше или равна той, что рассчитана в соответствии со статьей 119 НК.

  • Компания сдала декларацию с незначительной просрочкой в один-три дня.
  • Компания сама исправила ошибку в декларации без принуждения инспекторов.
  • Раньше компания не допускала нарушений за все время работы.
  • Бюджет от ошибки не пострадал.
  • Компанию финансирует бюджет или она ведет социально значимую деятельность.
  • Тяжелое финансовое положение. Компании грозит банкротство, если она заплатит весь штраф.
  • Главбух или директор заболел.
  • Размер штрафа не соответствует тяжести нарушения.

Штраф нужно распределить между фондами. Если платите взносы по льготному тарифу, распределяйте штраф между КБК, на которые перечисляете платежи. Например, на упрощенке с льготной деятельностью можно платить 20 % на пенсионное страхование. Штраф оплатите по КБК для пенсионных взносов.

Оформление отчетности о ведении бухгалтерских отчетных документов для налоговой должно происходить в соответствии с действующим законодательством. При любом нарушении установленных правил, для руководителей организаций предусматривается предупреждение или наложение штрафа. В зависимости от степени нарушения законодательства, штраф за несвоевременную сдачу отчетности может существенно различаться.

Кроме этого, действующий закон регулирует ответственность налоговых органов в соответствии со статьей 35 «Налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей (в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)».

В соответствии с «Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н, если ведение учета и отчетности передано сторонней бухгалтерской фирме, бухгалтерская отчетность организации в этом случае подписывается как руководителем организации, так и руководителем бухгалтерской фирмы.

Нужно учесть, что если организация не ведет деятельность, у нее нет движения денежных средств по расчетному счету и кассе организации, она может представлять единую упрощенную декларацию, снизив таким образом количество «нулевых» отчетов и размеры возможных санкций в случаях, когда отчетность по каким-либо причинам не будет сдана.

  • суммирует неуплаченные в срок суммы взносов по каждому виду обязательного страхования;
  • рассчитает штраф как пять процентов от неуплаченной суммы взносов по каждому виду страхования за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления расчета, но не более 30 процентов от неуплаченной суммы взносов.

* Правило о блокировке счета не распространяется на случаи несдачи расчетов по взносам, в том числе с нулевыми показателями, так как эти расчеты не тождественны налоговым декларациям (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ, письма Минфина России от 24.03.2019 № 03-15-07/17273, от 12.01.2019 № 03-02-07/1/556, ФНС России от 10.05.2019 № АС-4-15/8659, от 03.04.2019 № БС-4-11/6174).

Налоговики разъяснили, что если для одного вида внебюджетного фонда действуют сразу несколько КБК, их нужно объединить в один. Как мы выяснили в службе, оговорка касается пенсионных взносов. Компании платят их по общему тарифу 22 % и дополнительному — за сотрудников, которые вправе досрочно выйти на пенсию. Штрафы за просрочку из дополнительных и общих пенсионных взносов нужно объединить в один и перечислить по КБК 182 1 02 02010 06 3010 160.

Если предприятие оформляет нулевую отчетность, то нужно проставить прочерк в графе со сведениями о числе застрахованных лиц. Зачастую рассматриваемый отчет подается только теми компаниями, у которых в штате числится только директор. В разделе о среднесписочном числе работников нужно проставить единицу. Если это не будет сделано, то инспекторы также наложат административный штраф.

Срок сдачи отчётности по форме РСВ-1 напрямую зависит от того, в каком виде он подается. По состоянию на 2019 год предусматривается два варианта оформления – в бумажном или электронном формате. Важно учитывать то, что отчётность в электронном виде подается только теми организациями, штат сотрудников которых включает в себя более 25 человек.

Если страхователь сдает в ПФР нулевой РСВ-1, то сумма взносов по такому расчету равна нулю. Как тогда будет считать по нему штраф? В такой ситуации территориальное подразделение ПФР просто назначит минимальный штраф – 1000 рублей.

С 2017 года расчет и уплату страховых взносов контролируют налоговые инспекции (гл. 34 НК РФ). Поэтому с отчетности за I квартал 2017 года расчет по страховым взносам на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование сдается в ИФНС. См. «Сроки сдачи расчета по страховым взносам в 2017 году».

Одним из крупных и важных отчетов, предоставляемых в ИФНС, является Расчет по страховым взносам. Это ежеквартальная форма сдачи отчетности, организациям необходимо отчитаться по ней не позже 30 числа месяца, следующего за расчетным или отчетным периодом (в соответствии с п. 7 ст. 431 НК РФ). Однако если по каким-либо причинам организация не предоставляет вовремя Расчет, налоговая инспекция вправе наложить штраф в размере 5% неуплаченной в установленный срок суммы страховых взносов, подлежащих уплате или доплате на основании Расчета по страховым взносам, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и в минимальном размере 1000 руб. (ст. 119 НК РФ).

Также в случае непредставления Расчета налогоплательщикам нужно обратить внимание на то, что ИФНС с 30 августа 2018 г. вправе принять решение о приостановлении операций по расчетному счету налогоплательщиков в течение 10 дней по истечении установленного срока сдачи отчетности (Федеральный закон от 29.07.

В отношении отчета 4-ФСС штрафные санкции за несвоевременную сдачу отчета указаны в п. 1 ст. 26.30 Закона № 125-ФЗ. Они также составят минимум 1000 руб., однако фонд напоминает, что, как и в ситуации с Расчетом по страховым взносам, опоздания со сдачей нулевого отчета попадут под штраф. По общему правилу несвоевременная сдача или непредставление 4-ФСС предусматривает санкции в размере 5% от начисленной суммы взносов к уплате за квартал, полугодие, 9 месяцев или год, но не свыше 30% от нее.

Что касается порядка ведения персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах, то Минфин внес поправки в правила, по которым нужно исправлять ошибки в представленных сведениях по форме СЗВ-М, чтобы избежать штрафных санкций за представление в отчете неполных или недостоверных данных. Данные поправки внесены Приказом от 14.06.

2018 № 385 и уточняют Инструкцию о порядке ведения персонифицированного учета от 21.12.2016 № 766н. Согласно нововведениям после того, как организация направит и сдаст СЗВ-М в ПФР, фонд передает квитанцию о принятии отчета, после чего не позднее рабочего дня, который следует за днем представления отчета, направит также протокол контроля сведений.

Несоблюдение порядка представления сведений по форме СЗВ-М в электронной форме начисляется штрафом в размере 1000 руб. (ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ). В приложении к постановлению Правления ПФ РФ от 07.12.2016 № 1077п установлен формат сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, без учета которого ПФР не примет электронный отчет по форме СЗВ-М, а соответственно, могут возникнуть основания для наложения штрафа.

Ошибками являются неправильная структура электронного файла, недостоверная или некорректная электронная подпись, неверная запись регистрационного номера страхователя как плательщика страховых взносов в ПФР или ИНН страхователя, предоставление за один отчетный период несколько СЗВ-М с типом формы «исходная».

В случае обнаружения организацией отсутствия сотрудника в исходной форме отчета, то исправить ситуацию дополняющим СЗВ-М и тем самым избежать штрафа как было возможно до октября 2018 г., не получится. После внесенных поправок в Инструкцию о порядке ведения персонифицированного учета от 21.12.2016 № 766н избежать штраф возможно если исправляемые ошибки допущены в отношении физлиц, включенных в исходную СЗВ-М и ошибки должны быть обнаружены и исправлены самостоятельно в течение пяти рабочих дней с даты получения уведомления от фонда об их устранении (приказ от 14.06.2018 № 385н).

В такой ситуации территориальное подразделение ПФР просто назначит минимальный штраф 1000 рублей.

30.01.2013 ШТРАФЫ ЗА НЕДОСТОВЕРНЫЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПФР-СВЕДЕНИЯ: КОГДА ГРОЗЯТ И В КАКОМ РАЗМЕРЕ

За ошибки в индивидуальных сведениях (ИС) о застрахованных лицах Фонд может оштрафовать . Штраф составляет 10% от причитающихся в ПФР платежей за отчетный (расчетный) период по работнику, в ИС которого была допущена ошибка . Причем наложение штрафа не зависит от того, уплачены ли взносы. Посмотрим, за что конкретно привлекают к ответственности. Ведь предупрежден – значит вооружен.

Внимание! Взыскать со страхователя штраф по Закону N 27-ФЗ ПФР может только через суд .

Отчетность -> уведомление об ошибках -> штраф

Итак, вы направили ИС и РСВ-1 в ПФР, а через некоторое время вам пришло уведомление из Фонда об ошибках. В нем указан срок на их исправление – 2 недели. Почему именно такой срок?

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРЫГОВА ОЛЬГА ИГОРЕВНА – Заместитель управляющего Отделением Пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области

“Если вам пришло от ПФР извещение о непринятии отчетности (отрицательный протокол), в котором должны быть перечислены ошибки, это значит, что отчетность, представленная в текущую отчетную кампанию, не принята и указанные в ней взносы не могут быть включены в лицевые счета. Не принятые ПФР отчеты с ошибками подлежат исправлению в рамках отчетной кампании. Поэтому при получении такого уведомления страхователь должен направить исправленные сведения в указанный в нем 2-недельный срок , не дожидаясь окончания текущего отчетного периода.

Читайте также:  Приказ об изменении режима рабочего времени: скачать образец на 2020 год

Если страхователь сам обнаружил ошибку в успешно сданной отчетности, то сдать корректирующие формы он может с очередной текущей отчетностью”.

Кем выявлена ошибка – это важно. Как-то раз ПФР решил привлечь организацию к ответственности за недостоверность сведений, притом что некорректные данные обнаружила сама компания и представила корректировки вместе с текущей отчетностью. Суд предсказуемо отказал Фонду во взыскании штрафа, поскольку вины за страхователем не увидел .

Итак, вы получили требование об устранении ошибок. Далее все зависит от того, уложитесь ли вы с исправлением в 2 недели либо нет.

ВАРИАНТ 1. Исправленные сведения представлены в течение указанных 2 недель. Тогда штрафовать вашу организацию не за что. Соблюдение этого срока исключает ее вину . И у вас однозначно будет больше шансов доказать неправомерность штрафа в суде, если его все-таки предъявят .

ВАРИАНТ 2. Исправленные сведения представлены позже чем через 2 недели. Тогда, как показывает судебная практика, ПФР может вменить вашей организации одно из трех нарушений.

НАРУШЕНИЕ 1. Несвоевременное представление корректировок. Однажды в такой ситуации суд поддержал ПФР . Но было и такое, что судья не удовлетворил требование о взыскании штрафа, обосновав это тем, что первоначальный вариант отчетности, пусть и с ошибками, был представлен вовремя .

НАРУШЕНИЕ 2. Непредставление сведений в срок. ПФР считает, что подачу некорректных данных представлением отчетности признать нельзя. Поэтому датой представления отчетности считается день, когда страхователь направил в Фонд достоверные сведения.

В большинстве своем суды не соглашаются и с такими претензиями Фонда, указывая, что:

– если первоначально сведения были представлены вовремя, то штрафа быть не должно. Поскольку ошибки в отчетности и их неоднократное исправление не имеют значения для привлечения к ответственности за нарушение срока представления ИС. А несвоевременность представления и недостоверность сведений – два самостоятельных нарушения .

Хотя однажды суд встал на сторону Фонда в ситуации, когда вовремя была представлена отчетность с неполными сведениями ;

– сдача корректировок по требованию Фонда позже срока, установленного для представления отчетности, – это не нарушение. А то, что ПФР принимает отчетность только с исправленными сведениями, не доказывает просрочку со сдачей ИС .

НАРУШЕНИЕ 3. Представление недостоверных сведений. По мнению ПФР, именно их изначально представил страхователь. Суды не поддерживают такую позицию Фонда и отмечают, что:

– уточнять и дополнять ИС по согласованию с Фондом страхователь имеет право и если недочеты и ошибки были исправлены, то недостоверными сведения признать уже нельзя ;

– штраф за недостоверность неприменим, если, несмотря на ошибки в представленной информации, можно понять, какие сведения относятся к конкретному застрахованному лицу .

Отчетность -> сразу требование об уплате штрафа

Случается и такое, что после сдачи отчетности никакие уведомления об ошибках и требования об их исправлении не приходят. Зато спустя какое- то время вы получаете “предложение” от ПФР добровольно уплатить штраф. Например, специалисты Фонда нашли расхождения в формах РСВ-1 и АДВ-6-2 или расхождения между сведениями в отчетности и данными самого Фонда о страхователе, к примеру, по платежам. Вот они и приходят к выводу, что организация представила недостоверные сведения.

Суды отмечали, что штраф за недостоверность неприменим, если:

– страхователь не исправил свою отчетность, потому что от него этого не требовали. При этом сотрудники Фонда вправе сами скорректировать сведения и постфактум уведомить об этом организацию ;

– расхождения в суммах уплаченных взносов возникли из-за ошибок в ИНН и КПП получателя при заполнении платежного поручения .

В другом деле ПФР решил привлечь организацию к ответственности потому, что та несколько раз направляла сведения за один и тот же период и последний вариант отчетности с корректными данными был принят Фондом по истечении срока для ее сдачи . Не выставляя ей никакого требования об исправлении ошибок, отделение ПФР сразу выписало штраф за несвоевременное представление ИС. Суд поддержал страхователя, отметив, что отчетность с ошибками была направлена в ПФР в срок, а за недостоверность данных общество не привлекалось.

Примечание. Ошибки в сданной отчетности могут всплыть не только благодаря внимательности ПФР или страхователя. Однажды суд поддержал Фонд при наложении штрафа на страхователя за неверное указание в ИС периода работы . Тогда о некорректных сведениях стало известно из жалобы работника, чьи права в сфере пенсионного обеспечения оказались ущемлены.

Ошибки в ИС + занижение базы = два штрафа

Если вы не только исказили ИС, но и занизили базу для начисления взносов (что можно выявить только при выездной проверке) и, как следствие, их недоплатили, то организацию могут привлечь к ответственности еще и по Закону N 212-ФЗ . То есть ПФР может взыскать со страхователя два штрафа . А штраф по Закону N 212-ФЗ варьируется от 20 до 40% от неуплаченной суммы взносов .

Но если вас пытались уличить в занижении базы по страховым взносам, а вы доказали, что занижения не было, то никакие штрафы на вас накладывать не имеют права, в том числе и за недостоверность сведений по Закону N 27-ФЗ. Потому что вы не обязаны представлять в ПФР сведения о выплатах работников, которые не облагаются страховыми взносами .

Расхождения в РСВ-1 и персонифицированной отчетности еще не означают недостоверность сведений . А если ПФР не доказал недостоверность сведений, то не было и нарушения, а значит, не может быть и штрафа.

ст. 17 Закона от 01.04.96 N 27-ФЗ

п. 16 Информационного письма Президиума ВАС от 11.08.2004 N 79; Письмо ПФР от 28.06.2006 N КА-09-26/6784

п. 41 Инструкции, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 14.12.2009 N 987н

Постановление ФАС ЗСО от 14.12.2011 N А27-6335/2011

Письмо ПФР от 14.12.2004 N КА-09-25/13379

Постановление ФАС СКО от 02.08.2012 N А63-8401/2011

Постановление ФАС СЗО от 20.07.2012 N А56-45585/2011

Постановление ФАС ВСО от 18.01.2012 N А19-13314/2011

Постановление ФАС ЦО от 17.09.2012 N А23-193/2012

Постановление ФАС ЗСО от 25.07.2012 N А46-13544/2011

Постановления ФАС ЦО от 14.02.2012 N А08-2656/2011; ФАС УО от 09.07.2012 N Ф09-4963/12; ФАС ВСО от 18.09.2012 N А19-266/2012

ст. 15 Закона от 01.04.96 N 27-ФЗ; Постановления ФАС УО от 17.01.2012 N Ф09-9077/11, от 21.08.2012 N Ф09-7273/12, от 28.12.2011 N Ф09- 8597/11

Постановление ФАС ВВО от 22.10.2012 N А28-2360/2012

п. 41 Инструкции, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 14.12.2009 N 987н; Постановление ФАС ЗСО от 13.07.2012 N А27-14147/2011

Постановление ФАС СЗО от 02.05.2012 N А56-49298/2011

Постановление ФАС МО от 26.07.2012 N А41-40734/11

Постановление ФАС ЗСО от 10.10.2011 N А27-15044/2010

ст. 47 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ

Постановления ФАС ПО от 06.03.2012 N А12-10291/2011; ФАС УО от 09.08.2012 N Ф09-5966/12

Постановления Президиума ВАС от 02.10.2012 N 7828/12; ФАС ЗСО от 05.10.2012 N А27-241/2012

Постановления ФАС УО от 03.07.2012 N Ф09-5462/12, от 26.06.2012 N Ф09-5207/12

Постановление ФАС ЗСО от 10.

УПФР В г. ИЖЕВСКЕ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (МЕЖРАЙОННОЕ)

Непредставление сведений в установленные сроки

К страхователям-нарушителям применяются штрафные санкции в виде взыскания 10% платежей, причитающихся в Пенсионный фонд соответственно за отчетный период и за истекший календарный год.

Пример. Организация представила в территориальный орган Пенсионного фонда сведения индивидуального (персонифицированного) учета за полугодие 2013 г. с нарушением срока. Вместо 15 августа сведения были поданы 25 августа 2013 г. По результатам проверки Пенсионный фонд принял решение о привлечении организации к ответственности, предусмотренной абз. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ, в виде взыскания штрафа. Какой размер штрафа Пенсионный фонд укажет в требовании о его уплате, если известно, что сумма платежей страхователя, причитающихся в ПФР за полугодие 2013 г., составила 543 210 руб.?

Решение. В требовании об уплате штрафа в Пенсионный фонд за просрочку представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета за полугодие 2013 г. будет указана сумма 54 321 руб. (543 210 руб. x 10%). При наличии смягчающих обстоятельств размер штрафа может быть снижен, если организация обратится в суд и суд примет такое решение.

Примечание. Если по результатам проверки территориальный орган ПФР составил акт о непредставлении организацией индивидуальных сведений и вынес решение о привлечении ее к ответственности в виде штрафа, корректировать впоследствии ни акт, ни решение он не вправе. Положения ст. ст. 38 и 39 Закона N 212-ФЗ и Закона N 27-ФЗ этого не предусматривают.

Штраф за представление неполных и недостоверных сведений

Размер штрафа за представление неполных сведений Пенсионный фонд определяет исходя из суммы платежей только в отношении тех застрахованных лиц, о которых представлены неполные сведения. Такой порядок следует из п. 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 N 79.

Пример. Общее количество застрахованных лиц в организации составляет 856 человек. До 15 ноября 2012 г. страхователь представил по ним в Пенсионный фонд сведения индивидуального (персонифицированного) учета за III квартал 2012 г. В феврале 2013 г. в ходе плановой проверки ПФР установил, что в отношении 10 застрахованных лиц страхователем были представлены неполные сведения. Необходимо определить размер штрафа, подлежащего взысканию со страхователя, если известно, что за отчетный период страхователем были уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за всех застрахованных лиц в сумме 4 451 200 руб., за 10 человек – 52 000 руб.

Решение. Размер штрафа территориальный орган ПФР исчислит не с суммы платежей в ПФР за всех застрахованных лиц, причитающихся за отчетный год, а с сумм платежей за тех застрахованных лиц, в отношении которых были представлены неполные сведения индивидуального (персонифицированного) учета. Сумма штрафа будет равна 10% суммы страховых взносов, подлежащих уплате за этих лиц, а именно 5200 руб. (52 000 руб. x 10%).

Штраф за представление недостоверных сведений

Какие сведения индивидуального (персонифицированного) учета считать недостоверными, законодательством РФ не определено.

Судьи считают, что сведения не могут быть признаны недостоверными только на основании того, что:

– есть расхождения в представленных формах.

Территориальный орган ПФР сравнивал размер начисленных страховых взносов, указанных в ведомости уплаты по форме АДВ-6-2, с размером взносов, указанным в форме РСВ-1 ПФР за спорный период, в файле учреждения и базе данных Пенсионного фонда (Постановление ФАС Уральского округа от 03.07.2012 N Ф09-5462/12 по делу N А60-50871/2011).

Судьи правомерно указали, что вывод о недостоверности указанных сведений неверен, так как основан только на сравнении расхождений, а расхождения сами по себе не являются свидетельством недостоверности представленной организацией информации;

– сведения сданы по старой форме.

Страхователь сдал индивидуальные сведения по старым формам (СЗВ-4-2), в то время как действовали измененные и дополненные новые формы (СЗВ-6-1 и СЗВ-6-2).

При этом несоответствие представленных в Пенсионный фонд форм персонифицированной отчетности никак не отразилось на достоверности исчисленных страховых взносов, неточности в сведениях о стаже не повлекли за собой занижения базы для начисления страховых взносов и исчисленных с нее страховых пенсионных взносов. К такому выводу пришли судьи ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 26.10.2012 по делу N А27-6665/2012.

Если в представленных сведениях обнаружены ошибки

Законодательством не предусмотрена ответственность за представление сведений, в которых имеются недочеты, ошибки, опечатки, не влекущие за собой занижение суммы платежей ( Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.08.2012 по делу N А27-19503/2011).

Порядок исправления ошибок будет зависеть от того, кем они обнаружены.

Если ошибку обнаружил страхователь

В этом случае страхователь должен:

– в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представить исправленные формы документов в территориальный орган ПФР;

– выдать застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.

Такой порядок установлен в п. 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (далее – Инструкция).

Если ошибку обнаружил территориальный орган ПФР

Если несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки обнаружил Пенсионный фонд, он направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений ( п. 41 Инструкции).

Страхователю на их устранение отводится двухнедельный срок после получения уведомления.

Если за это время он не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган ПФР примет решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее семи дней со дня принятия такого решения сообщит об этом страхователю и застрахованным лицам.

В случае пропуска двухнедельного срока страхователь не может быть привлечен к ответственности в виде штрафа за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Такой вывод сделали судьи ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 22.10.2012 по делу N А28-2360/2012.

В рассматриваемом деле представленные сведения содержали ошибку в фамилии застрахованного лица (вместо Оберемченко было указано Обремченко).

Территориальный орган ПФР направил страхователю уведомление о представлении недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В уведомлении было предложено внести исправления и представить полные и достоверные сведения.

Указанные сведения организация представила позже двухнедельного срока, за что была привлечена к ответственности в виде штрафа в размере 10% причитающихся за отчетный год платежей в ПФР (330,43 руб.).

Изучив обстоятельства дела, арбитры пришли к выводу, что привлечение организации к ответственности в виде штрафа неправомерно, так как:

– наличие в представленных сведениях описки не может быть расценено как представление недостоверных сведений, поскольку иные сведения, позволяющие идентифицировать застрахованное лицо, указаны верно;

– довод Пенсионного фонда о том, что организация должна быть привлечена к ответственности, так как представила скорректированные сведения с нарушением установленного двухнедельного срока, подлежит отклонению как основанный на неверном толковании закона.

Примечание. Штраф за подразделение взыскивается с головной организации

Структурные подразделения, исполняющие обязанности организаций по представлению сведений о застрахованных лицах, об уплачиваемых страховых взносах в отношении данных лиц, работающих в обособленном подразделении, не рассматриваются в качестве самостоятельных участников правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.

Ответственность за неисполнение указанных обязанностей несет организация, в состав которой входит обособленное подразделение, а не само это подразделение (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.01.2011 N 12902/10 по делу N А40-55861/09-122-331).

Порядок исправления ошибок будет зависеть от того, кем они обнаружены.

Добавить комментарий