Правонарушения и преступления против государства и власти: инструкции, правовые нормы и наказания, характеристики

ГИА по обществознанию

Административное правонарушение – противоправное, виновное деяние действие или бездействие физического или юридического лица, за которое будет установлена административная ответственность.

Глава XVII. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Всегда ли поведение, противоречащее нормам права, является правонарушением.

Преступления против государственной безопасности

Одной из разновидностей противоправных деяний являются преступления против государственной власти. Этим деяниям посвящена отдельная 30 Глава Уголовного кодекса.

В качестве такового выступает деятельность госвласти или органов местного самоуправления, в результате незаконного использования своих полномочий в этом органе лицо причиняет ущерб его работе, а также широкому кругу лиц.

26.3 Виды правонарушений, причины их совершения

Виды правонарушений, причины их совершения

В теории государства и права применяется главным образом отраслевая классификация правонарушений. В зависимости от степени социальной опасности (вредности) правонарушения подразделяются на преступления и иные правонарушения (проступки) — административные, гражданские, дисциплинарные, процессуальные и др.

Преступления отличаются максимальной степенью общественной опасности, поскольку посягают на наиболее важные общественные отношения и ценности. Понятие «преступление» сформулировано в ст. 14 УК РФ, где в качестве признаков преступления названы общественная опасность, виновность, запрещенность уголовным законом (противоправность) и наказуемость. В Уголовном кодексе закрепляются виды (категории) преступлений в зависимости от тяжести возможного наказания в виде лишения свободы в его верхних пределах и от формы вины. Соответственно преступления различаются небольшой, средней тяжести, а также тяжкие и особо тяжкие. Квалифицировать правонарушение в качестве преступления вправе только суд, и он же назначает наказание.

Административные правонарушения посягают на права и свободы человека и гражданина, его здоровье, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, общественную нравственность, установленный порядок осуществления государственной власти, общественный порядок и общественную безопасность, собственность, законные экономические интересы физических и юридических лиц, общества и государства. Административное правонарушение представляет собой противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или соответствующими законами субъектов Федерации установлена административная ответственность (ст. 2.1). Особенность административных правонарушений состоит в том, что правонарушитель не находится в трудовых или служебных отношениях с органами или должностными лицами, обладающими правом наложения административных наказаний. Административные правонарушения отличаются от преступлений нередко только степенью общественной опасности. Меры административного наказания вправе применять специально на то уполномоченные органы и должностные лица и в особом порядке (административное производство).

Гражданские правонарушения (деликты) совершаются в сфере имущественных и неимущественных отношений и представляют собой действия, нарушающие нормы гражданского законодательства, условия договора, обычаи делового оборота и причиняющие вред личности или ее имуществу. При этом под вредом понимается умаление личного или имущественного блага. Гражданские правонарушения возможны и без одного из главных условий любого правонарушения — вины, например ответственность должника без вины, т. е. «за случай» (п. 3 ст. 401 ГК РФ). В ранее действовавшем гражданском законодательстве предусматривалась ответственность без вины за вред, причиненный источником повышенной опасности. Сейчас же расширяется сфера действия этого принципа на многие нарушения договорных обязательств при осуществлении предпринимательской деятельности.

Непременное условие гражданско-правовых деликтов — требование возмещения убытков и иных имущественных потерь для потерпевшего, восстановление нарушенного права, исполнение невыполненной обязанности, отмена незаконных сделок и т. д. Таким образом, санкции за гражданские деликты носят правовосстановительный, компенсационный характер.

Гражданские правонарушения могут возникать из договора, т. е. они связаны с нарушением обязательств одной из сторон договора или могут быть обусловлены внедоговорными фактами, например в связи с нарушением гражданско-правовых норм.

Дисциплинарные проступки состоят в нарушении норм трудового законодательства, например неисполнение рабочим или служащим возложенных на него трудовых обязанностей, нарушение трудовой дисциплины (прогул, опоздание на работу, невыполнение распоряжений представителей администрации организации). Дисциплинарные проступки, как правило, нарушают внутренний распорядок организации, учебную, служебную и иные виды дисциплины. Санкции за совершение дисциплинарных проступков устанавливаются Трудовым кодексом РФ, правилами внутреннего трудового распорядка, ведомственными уставами, положениями, инструкциями и другими локальными актами.

Процессуальные правонарушения обусловлены нарушением установленной законом юридической процедуры при рассмотрении различного характера споров в суде, при осуществлении конституционного правосудия, регламентации уголовно-процессуальной процедуры, производства в арбитраже, административного производства. Процессуальные вопросы в действующем законодательстве во многом не урегулированы, процессуальные кодексы по ряду отраслей права не приняты или не соответствуют новым кодексам. Вместе с тем процессуальным вопросам уделяется важное внимание как юридической наукой, так и практикой, поскольку от соблюдения процессуальных норм во многом зависят законность и обоснованность принимаемых юридических решений. К процессуальным правонарушениям можно отнести неявку в суд свидетеля, подсудимого, эксперта, нарушение сроков рассмотрения жалоб граждан в административных органах, несоблюдение порядка подачи иска в суд и др. Санкции за такого рода правонарушения разнообразны: от штрафа до признания принятого в результате нарушения процедуры акта недействительным (например, аннулирование актов записи о регистрации брака).

Международные правонарушения характеризуются противоправностью деяния, причинением ущерба защищаемым международным правом интересам других государств или всему международному сообществу. Что касается вины, то хотя она в международных документах прямо не указывается, однако считается, что государство при любых обстоятельствах проявляет свою волю. Следовательно, при международном правонарушении проявление воли носит неправомерный характер, т. е. предполагается наличие вины.

Различают международные преступления и простые (ординарные) правонарушения.

К международным преступлениям относятся международный терроризм, пиратство, работорговля, наркобизнес, геноцид и др. Их совершение вызывает вмешательство мирового сообщества в лице создаваемых международных трибуналов. Международные преступления не имеют сроков давности.

Ординарные международно-противоправные деяния выражаются чаще всего в непринятии мер по пресечению противоправных действий в отношении дипломатических представителей, в нарушении торговых обязательств и т. д. Они, как правило, не требуют реагирования всего мирового сообщества и разрешаются (регулируются) различными мерами внутригосударственного характера или взаимными примирительными процедурами.

Причины и условия совершения правонарушений — сложнейшая проблема, которая до конца не решена ни юридической наукой, ни другими общественными науками.

В юридической науке, в частности, дискутируется вопрос о социальных и биологических причинах правонарушений. Некоторые ученые отдают предпочтение социальным причинам, однако все чаще признается необходимость учета психофизических и биологических особенностей индивидов, влияющих на формирование правовых установок и поведение в целом. Однако было бы правильным при объяснении причин правонарушений исходить из единства социального и биологического начал в поведении человека, в том числе и в выборе варианта поведения.

В последние годы возрастает правонарушаемость вообще, в том числе преступность, которая все больше носит организованный характер, с распределением ролей среди участников преступной группировки, со специализацией на конкретных видах преступлений, а подчас перерастает границы одного государства. Появились новые, не известные ранее преступления, например преднамеренное банкротство, коммерческий подкуп, лжепредпринимательство, похищение человека, заражение ВИЧ-инфекцией, в сфере компьютерной информации и др. Все это диктует необходимость тщательно изучать причины и условия как отдельных видов преступлений, так и правонарушений в целом, правильно определять политику государства по борьбе с ними.

Следует различать причины и условия совершения правонарушений. Как указывается в юридической литературе, причина находится в прямой, закономерной связи со следствием, непосредственно вызывая его, а условие в сочетании с другими обстоятельствами способствует формированию следствия, усиливая или ослабляя действие причины, не вызывая с необходимостью данное следствие.

В литературе среди условий, вызывающих причины совершения правонарушений, обычно называют:

а) низкий уровень материальной жизни населения;

б) невысокий уровень общей культуры и правовой культуры;

в) несовершенство законодательства;

г) неэффективную работу правоохранительных органов;

д) несовпадение интересов и целей, закрепленных в норме права и преследуемых лицом-правонарушителем;

е) деформации в образе жизни отдельных категорий людей, например алкоголизм и наркомания, распространенные в молодежной среде, и т. д.

В различные периоды возникают и другие причины и условия, вызывающие правонарушения, поэтому для их пресечения нужны разнообразные меры экономического, правового и организационного характера.

Помимо указанного, выделяют поводы совершения правонарушения, которые представляют собой отрицательные обстоятельства ситуативного характера, возникающие в определенных условиях и выступающие толчком, побудительным фактором для действия причины. Это могут быть обида, ревность, психотравмирующая ситуация, чувство глубокого унижения достоинства и др.

В последнее время ученые пришли к выводу об объективной неизбежности правонарушений, утопичности задачи полной ликвидации преступности и правонарушений в целом. Речь может идти о снижении уровня правонарушаемости до определенных пределов, когда она не будет представлять угрозу безопасности общества. Здесь большое место отводится профилактической, воспитательной работе, правовому просвещению и правовой информированности общества.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Санкции за такого рода правонарушения разнообразны от штрафа до признания принятого в результате нарушения процедуры акта недействительным например, аннулирование актов записи о регистрации брака.

Право. 10 класс

Принципами законности выступают следующие требования.

Дисциплинарная ответственность

Проступок дисциплинарный возникает при нарушении должностных обязанностей, воинского устава, трудовой дисциплины, рабочего распорядка. В этом случае дисциплинарная юридическая ответственность наступает уже с 16 лет.

Администрация предприятия, на котором совершён проступок, выносит приказ о наказании провинившегося. Наказанием за дисциплинарный проступок выступает замечание, выговор, увольнение.

Дисциплинарные правонарушения и соответствующие им наказания закреплены в ТК РФ (Трудовой кодекс).

Как выглядит дисциплинарное правонарушение? Примеры следующие:

  • Опоздание на работу. Наказание: впервые – устное замечание, при повторном – письменный выговор. При систематических опозданиях и наличии трёх письменных выговоров – увольнение.
  • Отлучение караульного с поста без предупреждения. Наказание: устное замечание, при повторе – рапорт с выговором, при систематическом нарушении воинского устава – заключение на гауптвахте.

Угон транспортного средства.

Понятие и система норм преступлений против государственной власти

Одной из новелл действующего Уголовного кодекса РФ, как уже отмечалось, является объединение ряда глав по признаку родового объекта в разделы. Раздел Х “Преступления против государственной власти” содержит 4 главы. Это: гл. 29 “Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства”, гл. 30 “Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления”, гл. 31 “Преступления против правосудия” и гл. 32 “Преступления против порядка управления”.

Аналогичные главы имелись и в Уголовном кодексе 1960 г. Однако в действующем Кодексе они подверглись значительным изменениям, дополнениям и уточнениям.

Прежде всего изменилось расположение глав в системе особенной части, что обусловлено развитием демократических начал уголовного права и переоценкой в связи с этим приоритетов – на первое место уголовно-правовой охраны были поставлены интересы личности, а не государства, как это имело место в Кодексе 1960 г.

Читайте также:  Неконкурентные способы и закупки у субъектов малого предпринимательства по 223-ФЗ

Кроме того, изменились заголовки некоторых глав, входящих в данный раздел. Они сформулированы с учетом видового объекта: “Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства” (гл. 29) вместо “Государственные преступления”; “Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления” (гл. 30) вместо “Должностные преступления”.

Некоторые преступления в Уголовном кодексе 1996 г. декриминализированы. Например, террористический акт против представителя иностранного государства (ст. 67 УК 1960 г.); вредительство (ст. 174.1 УК РСФСР); злостное неповиновение администрации исправительно-трудового учреждения (ст. 1883 УК 1960 г.); недонесение о преступлениях (ст. 190 УК 1960 г.); оскорбление работника милиции или народного дружинника (ст. 1921 УК 1960 г.); неоказание помощи при столкновении судов или несообщение названия судна (ст. 204 УК 1960 г.).

Вместе с тем Кодекс 1996 г. криминализировал такие опасные деяния, как вооруженный мятеж (ст. 279); отказ в предоставлении информации Федеральному собранию Российской Федерации или Счетной палате РФ (ст. 287); провокация взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304); противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации (ст. 323) и др.

Большинство известных Кодексу 1960 г. статей об ответственности за преступления против государственной власти были изменены, уточнены и дополнены*(1).

Эти изменения явились результатом значительной работы, проделанной учеными и практическими работниками в плане совершенствования уголовного законодательства, несмотря на те экономические, финансовые, социальные и прочие трудности, с которыми наша страна столкнулась на современном этапе.

Указанные выше главы (29-32) объединены в единый раздел X по признаку родового объекта. Им являются общественные отношения, обеспечивающие охрану интересов, и нормальное, в соответствии с законом, функционирование государственной власти*(2). В ст. 10 Конституции говорится: “Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”. Вместе с тем, учитывая то, что в разд. X УК содержатся 4 главы, различающиеся по видовому объекту, целесообразно определить и составные части этого родового объекта. К ним относятся: 1) основы конституционного строя и безопасности государства; 2) правильное функционирование органов государственной власти, государственной службы и органов местного самоуправления; 3) независимость и правильное функционирование судебных, а равно и иных правоприменительных органов, в том числе и органов, исполняющих наказания; 4) правильное функционирование органов исполнительной власти в сфере управленческой деятельности.

Каждая из составных частей представляет собой видовой объект группы преступлений, предусмотренных соответственно гл. 29, 30, 31, 32 УК.

Наиболее опасными среди этих групп преступлений являются преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, так как ставят под угрозу не только деятельность органов государственной власти, но и государство в целом.

Учитывая изложенное, преступления против государственной власти можно определить как общественно опасные деяния, посягающие на закрепленные в гл. 1 Конституции РФ основы конституционного строя и на нормальное функционирование государственной власти в лице ее законодательных, исполнительных и судебных органов.

Нормы о преступлениях против государственной власти законодатель классифицировал в зависимости от видового объекта посягательства, выделяя в разд. X Кодекса четыре главы:

Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства (ст. 275-284).

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. 285-293).

Преступления против правосудия (ст. 294-316).

Преступления против порядка управления (ст. 317-330).

В рамках каждой из глав в зависимости от непосредственного объекта посягательства может быть проведена дополнительная классификация. О классификации в доктрине уголовного права высказываются разные точки зрения. Говоря о преступлениях, посягающих на основы конституционного строя, одни ученые выделяют пять групп, другие – три, третьи – две. Данную проблему целесообразно рассмотреть в следующей главе.

В статистических сборниках “Преступность и правонарушения” данные о преступлениях, ответственность за которые предусмотрена в четырех главах X раздела Кодекса, излагаются крайне скупо и лишь в отношении отдельных преступлений. Так, в сборнике о преступлениях, совершенных в 1998 г., приведены сведения о числе зарегистрированных фактов взяточничества в России, дана характеристика лиц, совершивших эти преступления, названо число осужденных за взяточничество*(3). В аналогичном сборнике за 1999 г. данные о преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления составляют всего 10,7%. Возможно, что отдельные преступления против государственной власти вошли в рубрику “прочие” (15%)*(4).

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Понятие и система норм преступлений против государственной власти

Понятие и система норм преступлений против государственной власти

Понятие и система норм преступлений против государственной власти

30 вместо Должностные преступления.

Понятие и виды преступлений против правосудия

Преступления против правосудия представляют собой один из вариантов общественно-опасных посягательств. Данный вид деяния носит специфический характер, поскольку устанавливается конкретный состав и касается исключительного вида отношений уголовной сферы. Каждое преступление против правосудия регулирует глава 31 УК РФ, включающая в себя варианты посягательств, а также меры ответственности, устанавливаемые с учётом тяжести совершаемого опасного проступка.

  1. Общие положения
  2. Виды
  3. Объективные признаки
  4. Субъективные признаки
  5. Меры принуждения

Общие положения.

1. Понятие и система норм преступлений против государственной власти

Одной из новелл действующего Уголовного кодекса РФ, как уже отмечалось, является объединение ряда глав по признаку родового объекта в разделы. Раздел Х “Преступления против государственной власти” содержит 4 главы. Это: гл. 29 “Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства”, гл. 30 “Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления”, гл. 31 “Преступления против правосудия” и гл. 32 “Преступления против порядка управления”.

Аналогичные главы имелись и в Уголовном кодексе 1960 г.

Прежде всего изменилось расположение глав в системе особенной части, что обусловлено развитием демократических начал уголовного права и переоценкой в связи с этим приоритетов – на первое место уголовно-правовой охраны были поставлены интересы личности, а не государства, как это имело место в Кодексе 1960 г.

Кроме того, изменились заголовки некоторых глав, входящих в данный раздел. Они сформулированы с учетом видового объекта: “Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства” (гл. 29) вместо “Государственные преступления”; “Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления” (гл. 30) вместо “Должностные преступления”.

Некоторые преступления в Уголовном кодексе 1996 г. декриминализированы. Например, террористический акт против представителя иностранного государства (ст. 67 УК 1960 г.); вредительство (ст. 174.1 УК РСФСР); злостное неповиновение администрации исправительно-трудового учреждения (ст. 1883 УК 1960 г.); недонесение о преступлениях (ст. 190 УК 1960 г.); оскорбление работника милиции или народного дружинника (ст. 1921 УК 1960 г.); неоказание помощи при столкновении судов или несообщение названия судна (ст. 204 УК 1960 г.).

Вместе с тем Кодекс 1996 г. криминализировал такие опасные деяния, как вооруженный мятеж (ст. 279); отказ в предоставлении информации Федеральному собранию Российской Федерации или Счетной палате РФ (ст. 287); провокация взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304); противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации (ст. 323) и др.

Большинство известных Кодексу 1960 г. статей об ответственности за преступления против государственной власти были изменены, уточнены и дополнены*(1).

Эти изменения явились результатом значительной работы, проделанной учеными и практическими работниками в плане совершенствования уголовного законодательства, несмотря на те экономические, финансовые, социальные и прочие трудности, с которыми наша страна столкнулась на современном этапе.

Указанные выше главы (29-32) объединены в единый раздел X по признаку родового объекта. Им являются общественные отношения, обеспечивающие охрану интересов, и нормальное, в соответствии с законом, функционирование государственной власти*(2). В ст. 10 Конституции говорится: “Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”. Вместе с тем, учитывая то, что в разд. X УК содержатся 4 главы, различающиеся по видовому объекту, целесообразно определить и составные части этого родового объекта.

Каждая из составных частей представляет собой видовой объект группы преступлений, предусмотренных соответственно гл. 29, 30, 31, 32 УК.

Наиболее опасными среди этих групп преступлений являются преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, так как ставят под угрозу не только деятельность органов государственной власти, но и государство в целом.

Учитывая изложенное, преступления против государственной власти можно определить как общественно опасные деяния, посягающие на закрепленные в гл. 1 Конституции РФ основы конституционного строя и на нормальное функционирование государственной власти в лице ее законодательных, исполнительных и судебных органов.

Нормы о преступлениях против государственной власти законодатель классифицировал в зависимости от видового объекта посягательства, выделяя в разд. X Кодекса четыре главы:

Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства (ст. 275-284).

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. 285-293).

Преступления против правосудия (ст. 294-316).

Преступления против порядка управления (ст. 317-330).

В рамках каждой из глав в зависимости от непосредственного объекта посягательства может быть проведена дополнительная классификация. О классификации в доктрине уголовного права высказываются разные точки зрения. Говоря о преступлениях, посягающих на основы конституционного строя, одни ученые выделяют пять групп, другие – три, третьи – две. Данную проблему целесообразно рассмотреть в следующей главе.

В статистических сборниках “Преступность и правонарушения” данные о преступлениях, ответственность за которые предусмотрена в четырех главах X раздела Кодекса, излагаются крайне скупо и лишь в отношении отдельных преступлений. Так, в сборнике о преступлениях, совершенных в 1998 г., приведены сведения о числе зарегистрированных фактов взяточничества в России, дана характеристика лиц, совершивших эти преступления, названо число осужденных за взяточничество*(3). В аналогичном сборнике за 1999 г. данные о преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления составляют всего 10,7%. Возможно, что отдельные преступления против государственной власти вошли в рубрику “прочие” (15%)*(4).

1921 УК 1960 г.

Понятие и виды преступлений против правосудия

Преступления против правосудия представляют собой один из вариантов общественно-опасных посягательств. Данный вид деяния носит специфический характер, поскольку устанавливается конкретный состав и касается исключительного вида отношений уголовной сферы. Каждое преступление против правосудия регулирует глава 31 УК РФ, включающая в себя варианты посягательств, а также меры ответственности, устанавливаемые с учётом тяжести совершаемого опасного проступка.

  1. Общие положения
  2. Виды
  3. Объективные признаки
  4. Субъективные признаки
  5. Меры принуждения

Понятие и виды преступлений против правосудия также подробно освещаются не только в национальных и международных правовых актах, но различных конспектах, монографиях, комментариях, презентациях, судебных практиках, в частности Постановления Пленума ВС РФ кратко разъясняются необходимые аспекты.

Понятие преступлений против правосудия

Согласно Конституции РФ (ст. 10) в Российской Федерации действует принцип разделения государственной власти на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, уголовного и административного судопроизводства.

Читайте также:  Кто такой временный управляющий при банкротстве, какие у него права и обязанности, какие документы он составляет?

В соответствии с ч. 1 ст. 118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. К органам судебной власти относятся: Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, Верховный Суд РФ, иные федеральные суды общей юрисдикции, мировые судьи, Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

Правосудие — одна из форм государственной деятельности, заключающаяся в рассмотрении и разрешении судами общей юрисдикции, а также арбитражными судами дел в порядке гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства. Для осуществления правосудия помощь и содействие суду оказывают другие государственные органы: прокуратура, органы дознания и предварительного следствия, учреждения, исполняющие вступившие в законную силу приговоры, решения и иные судебные акты.

Нормами главы о преступлениях против правосудия охраняется деятельность не только судов, но и перечисленных органов, без деятельности которых выполнение судом функции правосудия было бы затруднительно или даже невозможно. Уголовным законом охраняются не все виды деятельности этих органов. Только их специфическая деятельность по решению задач правосудия, направленная на обнаружение, изобличение и наказание виновных в совершении преступлений лиц, разрешение гражданских, арбитражных и административных дел, исполнение судебных решений, находится под охраной уголовно-правовых норм о преступлениях против правосудия.

Подавляющее большинство диспозиций в статьях данной главы носит бланкетный характер, т.е. для правильного применения норм уголовного закона необходимо использовать нормы Конституции РФ и иные нормативные акты, регламентирующие деятельность в сфере правосудия.

Формально-материальный состав имеют преступления, предусмотренные в ч.

Особенности наказаний за совершение преступлений против правосудия

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 15.10.2018 2018-10-15

Статья просмотрена: 314 раз

особо тяжкие преступления 2 или 1 преступление.

Правонарушения и преступления против государства и власти: инструкции, правовые нормы и наказания, характеристики

Подробное решение параграф § 20 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015

Может ли бездействие стать правонарушением?

Не любое бездействие является преступным и наказуемым. Лицо должно быть обязано совершить такое действие в силу прямого указания закона, иного нормативного акта, родственных и иных взаимоотношений, служебных, профессиональных и договорных обязанностей, либо в силу того, что само создало угрозу причинения вреда.

Как правило, обязанность помогать ближнему не является правовой и носит моральный характер. Уголовная ответственность за бездействие может наступать лишь в случаях, если на лицо в силу каких-то обстоятельств была возложена обязанность действовать определённым образом.

Сколько шагов отделяет проступок от преступления?

Как преступление, так и проступок являются с точки зрения криминальной логики нарушением законодательства – разница состоит только в степени тяжести, так сказать. В первом случае имеется в виду более или менее серьезное нарушение закона и общественных норм. За ним всегда следует наказание в той или иной форме, будь то тюремное заключение или крупный штраф.

Проступок – это действие, имеющее намного меньшую опасность для социума. Наказания за них имеют значительно меньшие масштабы, а порой даже ограничиваются вынесением предупреждения.

Как защитить свои права?

Согласно статье 33 Конституции, граждане “имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные или коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления”. Это предполагает, что гражданин может подать жалобу на действие должностного лица или государственного органа в вышестоящий орган.

Суд – это основной механизм защиты прав человека. Судьи независимы в своей деятельности и подчиняются только закону. Никто не вправе осуществлять воздействие на судей в какой бы то ни было форме.

Также защита прав человека осуществляется через институт Уполномоченного по правам человека, Комиссии по правам человека, общественные организации.

К административным формам защиты прав человека также относится надзор за соблюдением законов всеми органами исполнительной власти со стороны Прокуратуры. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является особым видом прокурорского надзора.

Прокурорский надзор в России может являться весьма действенным способом защиты прав граждан от нарушений со стороны властей. Органы прокуратуры обязаны проводить проверку и принимать меры по жалобам граждан, содержащим сведения о нарушении законов и прав человека.

Судебную систему России составляют: конституционные суды во главе с Конституционным судом Российской Федерации, арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и суды общей юрисдикции во главе с Верховным Судом Российской Федерации. Обязанность рассматривать обращения граждан возложена на каждый суд, входящий в судебную систему страны, кроме арбитражных судов, поскольку они разрешают только дела с участием юридических лиц (предприятий, государственных органов и т.д.).

Институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмена) был закреплен Конституцией России в 1993 году. В классическом виде омбудсмен – это независимое должностное лицо, которое получает жалобы о действиях государственных чиновников, проверяет их и после проверки дает рекомендации, не имеющие обязательной силы. Однако, благодаря влиятельности и авторитетности института омбудсмена, эти рекомендации, в большинстве случаев, выполняются. Институт омбудсмена является важным инструментом укрепления уважения к правам человека и закону в демократическом государстве.

Вопросы и задания к документу

1. В чём вы видите основной смысл текста?

Человек обладает широким кругом возможностей по защите своих прав.

2. В какие органы правовой защиты может обращаться гражданин?

Каждый вправе обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Такими наиболее известными международными органами являются: Комиссия ООН по правам человека, Комитет по правам человека, Комитет по ликвидации расовой дискриминации и Комитет против пыток.

3. Назовите виды судебной защиты, доступные в наше время российскому гражданину.

Виды судебной защиты: Мировой суд (гражданские дела, суд общей юрисдикции); арбитражный суд (разбирает дела, связанные с экономическими преступлениями); конституционный суд (разбирает дела, связанные с нарушением конституционных прав человека; Европейский суд по правам человека.

4. При каких условиях гражданин может обращаться в межгосударственные органы защиты?

Каждый вправе обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

5. Сделайте вывод: о чём свидетельствует наличие различных видов судебной защиты, доступных для граждан России?

Это свидетельствует о предпосылках правового государства и демократическом режиме в стране. Разные виды судебной защиты, способствуют контролю и соблюдению прав человека и гражданина во всех сферах жизни.

1. Раскройте важнейшие признаки правоотношения.

Правоотношение — это прежде всего общественное отношение, т. е. отношение между людьми. Не может быть правоотношения между человеком и вещью, между человеком и животным. Правоотношения могут возникнуть только по поводу этих объектов.

Правоотношения существуют в неразрывной связи с юридическими нормами. Только нормы права могут стать основой возникновения правоотношений.

Участники правоотношения связаны взаимными юридическими правами и обязанностями. Не случайно их называют субъектами права — лицами, за которыми закон признаёт способность иметь права и юридические обязанности.

Правоотношение — это охраняемое государством и урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого имеют взаимные юридические права и обязанности.

2. В чём особенности правонарушения?

Прежде всего правонарушение — это всегда деяние. В переводе со строгого языка юристов это слово означает действие, т. е. активное поведение — драку, кражу, угон, взятку и т. д., а также бездействие, т. е. пассивное поведение, состоящее в невыполнении того действия, которое человек обязан был совершить: врач не оказал помощь больному, полицейский проявил пассивность в ситуации совершения преступления, пассажир не взял билет, граж¬данин не уплатил налог, работник совершил прогул и т. д.

Следующий признак правонарушения — противоправность. Имеется в виду деяние, которое нарушает закон, нормы права. Правонарушение всегда причиняет вред обществу. Общественно опасным признаётся всё то, что ущемляет права и интересы участников правоотношения. Общественная опасность также является признаком правонарушения.

Ещё одним признаком правонарушения считается наличие вины. Вина на юридическом языке — это особое отношение лица к своему противоправному поведению. Лицо должно осознавать, что оно действует противоправно. Если же оно не осознаёт общественной опасности своих поступков (в силу малолетства, невменяемости), не будет и правонарушения. Лицо признаётся виновным только в том случае, если будет доказано, что в момент совершения противоправного деяния у него был выбор: совершать его или воздержаться. Именно наличие выбора свидетельствует о том, что лицо осознанно совершило правонарушение, т. е. в момент выбора разумно руководило своими действиями и осознанно пошло на правонарушение.

Правонарушение влечёт за собой применение к нарушителю мер государственного принуждения — юридической ответственности.

3. Объясните различия между проступком и преступлением.

Преступление считается самым опасным видом правонарушения. Преступлением признаётся виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое настоящим Кодексом под угрозой наказания.

Проступки тоже относятся к правонарушениям, но не считаются преступлением. Потому что проступки характеризуются меньшей степенью общественной опасности.

Отличие преступления от проступка заключается в следующем:

Степень общественной опасности. Преступление – это серьёзное деяние, которое связано с посягательством на чужую жизнь, здоровье, имущество, права и законные интересы. Проступок малозначителен: опасность представляет лишь большое количество аналогичных правонарушений.

Читайте также:  Чтобы учесть убытки прошлых периодов при налогообложении прибыли, их нужно подтвердить

Наказание. За доказанное преступление на лицо накладывается серьёзная санкция: лишение или ограничение свободы, штраф, исправительные или общественные работы, запрет на занятие определённой деятельностью, иные формы ответственности. За проступок наказание значительно меньше: это может быть предупреждение, штраф, или, в крайнем случае – непродолжительный арест.

Состав. У преступления всегда присутствуют объективная и субъективная часть, объект и субъект. Для проступка наличие субъективной части в отдельных случаях необязательно. Так, к административной ответственности могут привлекаться родители детей, совершивших правонарушение, к гражданской – лица, которые не совершали проступок (владельцы собак и иных источников повышенной опасности).

Сроки привлечения к ответственности. Особо тяжкие составы преступлений не имеют сроков давности, остальные – определены годами. Для привлечения к административной ответственности даётся всего несколько месяцев (зависит от конкретного проступка), после чего лицо полностью освобождается от наказания.

Лицо, привлекаемое к ответственности. За преступление осуждается физическое лицо старше 14 лет (по отдельным составам – старше 16 лет). К административной ответственности привлекаются лица старше 16 лет, к дисциплинарной и гражданской – старше 18 лет. К административной и гражданской ответственности могут привлекаться юридические лица.

4. Каковы главные черты юридической ответственности и её основные виды?

Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершённое правонарушение.

В приведённом определении следует отметить ряд важных признаков юридической ответственности, которая возлагается: 1) только за правонарушение, т. е. за виновно совершённое деяние; 2) только от имени государства; 3) обязательно предполагает применение мер государственного принуждения, которое выражается в несении правонарушителем определённых неблагоприятных последствий.

Виды юридической ответственности классифицируются по отраслевой принадлежности: административная, уголовная, гражданская и др. Самый суровый вид ответственности — уголовная. Она наступает за совершённое преступление, остальные — за проступок.

5. Что представляет собой система судов нашей страны? В какой из судов обычно обращается основная масса граждан?

Система судов нашей страны имеет три ветви.

Первая — конституционные суды — состоит из Конституционного Суда РФ и конституционных судов в республиках РФ. Их главная задача — проверять на соответствие требованиям Конституции РФ те нормативные акты, которые принимают органы государственной власти.

Вторая — обычные суды, или суды общей юрисдикции, которые несут основную нагрузку по защите прав и свобод граждан, рассматривая уголовные, гражданские и административные дела. Эти суды образуют единую систему, в которую входят: а) районные (городские) и мировые суды, представляющие нижнее и вместе с тем массовое звено системы, именно сюда обращаются большинство граждан; б) суды субъектов РФ — среднее звено системы; в) Верховный Суд Российской Федерации, возглавляющий всю систему обычных судов.

Третья — арбитражные суды. Они решают споры, возникающие в сфере экономики и управления, дела о банкротстве, о защите чести, достоинства и деловой репутации. В систему арбитражных судов входят: а) суды субъектов РФ (нижнее звено); б) федеральные арбитражные суды (среднее звено) и, наконец, в) Высший Арбитражный Суд РФ. Все суды этой ветви — в пределах своей компетенции — призваны защищать права и интересы различных организаций и граждан-предпринимателей.

6. Объясните, в чём состоит основная цель деятельности судебной системы.

Судебная система России – это система специализированных органов государственной власти, осуществляющих правосудие на территории Российской Федерации. Т.е. главной задачей судебной системы является наказание преступников в соответствии с законом и/или оправдание невиновных.

7. Охарактеризуйте важнейшие этапы развития права в современной России.

Главным событием в развитии права в современной России считается принятие в 1993 г. Конституции РФ. Основное значение Конституции состояло в том, что вместе с ней в жизнь общества вошли новые правовые ценности и ориентиры: права и свободы человека, демократическое, социальное, федеративное, правовое государство и гражданское общество с различными формами собственности, свободой экономической деятельности, идеологическим многообразием, многопартийностью и др.

Прежде всего следует сказать о разработке Гражданского кодекса РФ (ГК РФ). В условиях развития рыночных отношений этот законодательный акт стал правовой базой регулирования всех имущественных и связанных с ними неимущественных отношений, основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

К числу важнейших отнесём и другой правовой шаг — принятие Уголовного кодекса РФ (УК РФ). В число основных задач УК РФ включается необходимость охраны прав человека и гражданина, собственности, общественного порядка, общественной безопасности, окружающей среды.

К важнейшим правовым шагам следует отнести также целый ряд принятых в последнее время законов — Налогового кодекса РФ (НК РФ), Семейного кодекса РФ (СК РФ), Трудового кодекса РФ (ТК РФ), Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) и т. д.

И наконец, об одной из самых трудных правовых задач — реформировании судебной системы. В цепочке законов, реформирующих судебную систему, следует прежде всего указать на Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», который закрепил единство судебной системы нашей страны; Закон РФ «О статусе судей», закрепивший положение о том, что судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной власти. Важен и Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде РФ» (1994). Деятельность этого суда оказывает заметное влияние на формирование независимой судебной власти в России.

1. Один из основоположников криминологии (науки о причинах преступности и способах борьбы с нею) Чезаре Ломброзо в 1876 г. опубликовал книгу «Преступный человек», в которой утверждал, что существуют прирождённые преступники. Он даже описывал специфические черты внешности преступного человека: низкий лоб, большие оттопыренные уши, массивная нижняя челюсть, косоглазие и др. Можно ли считать рассуждения о биологической обусловленности преступлений опасными, или, напротив, они являются серьёзным предупреждением для криминалистов, проявлением гуманной заботы о гражданах и правопорядке?

Я считаю, что предрасположенность человеческой особи к криминалу и преступлениям не обуславливается внешними чертами. Если углубиться, то убийства, насилие, кражи происходят в своей основе на почве нервных отклонений и это никак не связано с их внешностью.

2. В своих исследованиях правоведы называют множество раз-личных причин правонарушений, которые типичны для современного российского общества. В их числе: поляризация социальных интересов, низкий уровень материальной жизни населения, кризис власти, различные виды отклоняющегося поведения, несовершенство законов, низкий уровень правовой культуры граждан, недостаточно эффективная работа правоохранительных органов, кризис морали и др. Причины взаимосвязаны. И всё же какие из них можно отнести к причинам личностного характера, а какие — общественного? Какие ещё причины можно указать?

Причины личностного характера: различные виды отклоняющегося поведения, кризис морали, низкий уровень правовой культуры граждан.

Причины общественного характера: поляризация социальных интересов; низкий уровень материальной жизни населения, кризис власти, несовершенство законов, недостаточно эффективная работа правоохранительных органов.

3. Когда государство привлекает правонарушителя к юридической ответственности, оно преследует несколько целей. Обычно подчёркивается, что целью юридической ответственности является стремление покарать правонарушителя. Отмечается и необходимость его перевоспитать. Кроме того, юридическая ответственность налагается не только с карательной целью, но и в назидание. Подумайте, какова ещё одна важнейшая цель юридической ответственности.

Также важной целью наложения юридической ответственности является предотвращении совершения новых правонарушений со стороны наказанного лица и избежание совершения правонарушений со стороны других лиц (этим власти предостерегают потенциальных правонарушителей о последствиях такой деятельности).

4. В тексте Конституции РФ прочтите и проанализируйте статьи 118, 125—127.

А) Объясните, каким путём (посредством чего) осуществляется судебная власть в РФ.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Б) Составьте схему «Судебная система РФ».

Ответьте на вопросы:

1) Какой из судов осуществляет надзор за деятельностью судов общей юрисдикции?

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, отнесенным к компетенции судов общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

2) Какие дела рассматриваются Верховным Судом РФ и какие — Высшим Арбитражным Судом РФ?

Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

3) Какой из судов осуществляет проверку по жалобам на нарушения прав и конституционных свобод граждан?

Основное значение Конституции состояло в том, что вместе с ней в жизнь общества вошли новые правовые ценности и ориентиры права и свободы человека, демократическое, социальное, федеративное, правовое государство и гражданское общество с различными формами собственности, свободой экономической деятельности, идеологическим многообразием, многопартийностью и др.

Задание по теме “Уголовное право РФ”
тест по праву (10, 11 класс)

получила взятку в размере 5000 рублей за выдачу фиктивного листка временной нетрудоспособности гражданину А.

Ситуация первая

Гражданка А ложно донесла о совершении лицом Б тяжкого преступления.

Обстоятельства: находясь в отделе полиции, умышленно, для внесения помех нормальному функционированию органа внутренних дел и из мести к невиновному Б, написала заявление о якобы хищении у неё золотых вещей с применением насилия — ст. 161, ч. 2.

Такая кража относится к категории тяжких преступлений, что и было зафиксировано в отделении полиции. По заявлению наряд сделал проверку, факт хищения не подтвердился.

Гражданка А признана виновной в правонарушении по ст. 306 ч. 2, ей установлено наказание с учётом положений ст. 64 УК — штраф 15 тысяч рублей в госбюджет. Кассация на приговор не подавалась.

Наказание определено в виде штрафа 5 тысяч рублей по ст.

Добавить комментарий