Неконкурентные способы и закупки у субъектов малого предпринимательства по 223-ФЗ

Перечень товаров у СМП

Заказчики утверждают перечень товаров, работ и услуг, которые можно приобрести через тендеры, где могут участвовать только поставщики-СМП. Причем ТРУ из списка можно закупать и у других категорий участников только в исключительных случаях, которые указаны в п.21 ПП № 1352.

На основании ОКПД 2 в Перечень включают следующую информацию о товарах, работах или услугах:

  1. Название.
  2. Код, в том числе разделы, классы, группы и т.д.
  3. Категории и подкатегории.

Опубликовать документ необходимо в ЕИС и на сайте заказчика.

Если предметом сделки является продукция из Перечня, а НМЦК не превышает 200 млн. руб., то проведение тендера среди СМП — обязанность заказчика. В аналогичной ситуации при начальной цене от 200 млн. до 400 млн. руб. это лишь его право.

Средства зачисляют на специальный счет, который поставщик должен открыть в банке из перечня, утвержденного Правительством РФ.

Закупки у СМиСП и планирование

В рамках 223-ФЗ действует два плана закупок: на текущий финансовый год и план закупки инновационной высокотехнологичной продукции. В обе формы плана закупка включен раздел об участии субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках заказчика (форма плана закупки товаров (работ, услуг)). Новый раздел выглядит так:

Если заказчик не обязан закупаться у СМП, то он в отчетности ставит нули, новый раздел не заполняет. Если заказчик применяет Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, то он вносит в план конкретные закупки, которые планирует проводить в 2016 году, участниками которых являются только субъекты СМП.

Статус подтверждается через декларирование.

Положение о закупках и неконкурентные процедуры

Федеральный закон №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» устанавливает требование для заказчика о необходимости создания специального Положения о закупках, которое будет регламентировать все проводимые закупочные процедуры.

Положение о закупках утверждается заказчиком при организации системы закупок в рамках своего юридического лица, проводящего такие закупки. Такое Положение может быть принято один раз в тот момент, когда формируется служба, которая будет заниматься закупками, либо может изменяться каждый год по решению руководителя самого заказчика в том случае, если это предусмотрено производственной необходимостью либо изменением особенностей функционирования конкретной организации.

В Положении о закупках должны быть отражены все те закупки, которые будет проводить заказчик для заключения контрактов и договоров, которые направлены на удовлетворение его нужд.

В рамках Федерального закона №223-ФЗ в качестве таковых признается только закупка у единственного поставщика. Однако следует понимать, что данный вид закупок не регламентирован в рамках действующего законодательства для закупок отдельными видами юридических лиц. Именно по этой причине необходимо, чтобы данный вид закупок был очень тщательно проработан в рамках создаваемого Положения о проведении закупок в рамках функционирования конкретного государственного или муниципального заказчика.

Кроме того, в рамках действующего законодательства о закупках некоторыми видами юридических лиц возможно проведение закупок малого объема путем проведения прямых торгов. Проведение такого типа неконкурентных закупок также должно быть отражено в Положении о проведении закупок. При этом в рамках данного документа необходимо указать, каким образом будут проводиться прямые торги. Такие закупки в соответствии с положениями Федерального закона №223-ФЗ могут быть реализованы только в отношении тех закупок, начальная максимальная цена договора для которых не превышает пятисот тысяч рублей (так как прямые торги в случае, если начальная максимальная цена договора не превышает ста тысяч рублей, могут не отражаться в плане закупок).

Проведение неконкурентных закупок с помощью использования 223-ФЗ осуществляется на основании принятого и утвержденного плана закупок.

Как заключить договор в результате тендера среди СМП

Договор подписывают только в электронной форме на электронной площадке. Представители покупателя и победителя подписывают его усиленной квалифицированной электронной подписью. Если возникли споры по отдельным положениям договора, участник направляет заказчику протокол разногласий на электронной площадке. Когда заказчик рассмотрел замечания, он высылает поставщику доработанный с учетом разногласий проект договора или мотивировано отказывается вносить правки.

Договор заключают на основании:

  1. Извещения (приглашения).
  2. Документации.
  3. Предложения участника.
  4. Проекта договора.

кредитные организации, величина активов которых за прошлый год больше 500 млн рублей;.

Единственные и неповторимые: закупки по 223-ФЗ идут на неконкурентной основе

Министерство экономического развития представило итоги мониторинга применения 223-ФЗ в первом полугодии этого года. Статистика для поставщиков печальная: госкомпании по-прежнему отдают предпочтение неконкурентным процедурам. Тем более что закон оставляет огромное поле для закупочных маневров.

За полгода 2016-го заказчики разместили в ЕИС 597 507 извещений о закупках. Общий объем по ним превысил 8,7 трлн рублей. Это на 12% больше, чем за аналогичный период 2015 года (570 372 извещения на 7,7 трлн).

39% (3,8 трлн рублей) от общего объема заключенных договоров пришлось на долю 5 крупнейших заказчиков: «Роснефть» (2,1 трлн рублей). ЗАО «РН-Транс» (507 млрд), АО «ФГК» (461 млрд), «Аэрофлот» (407 млрд), «Газпром» (383 млрд).

Колоссальное число закупок, а именно 96% от общего количества, прошло на неконкурентной основе: 51% – у единственного поставщика, 45% – «иными способами», так горячо любимыми госкомпаниями (их количество увеличилось на 7,2% по сравнению с 1 полугодием года прошлого). И только 4,7% закупок (капля в море!) заказчики провели посредством конкурсов и аукционов.

В рамках 223-ФЗ заказчикам есть, где развернуться: МЭР насчитало 3800 (!) способов определения поставщика. Тут и «наш любимый способ закупки», и «закупка на основе устойчивых хозяйственных связей», и «единственный источник», и «архивный способ», и даже «иной не запрещенный законом способ». Все перечисленное – маскировка закупок у единственного поставщика.

Чиновники признают: «Многообразие способов закупок негативным образом отражается на обеспечении прозрачности закупок и добросовестной конкуренции между участниками закупок, поскольку затрудняет подготовку к процедуре закупки, создает предпосылки для сговора недобросовестных заказчиков с поставщиками (подрядчиками, исполнителями)». Для поставщиков подобные выводы – давно не новость.

Разнообразие закупок в Минэкономразвития объясняют отсутствием в законе четких требований к их способам. «Самые эпохальные изменения, которые ждут 223-ФЗ, – это внедрение исчерпывающего перечня способов закупок и установление жестких требований к заключению договора», – говорил в мае этого года директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития Максим Чемерисов.

«223-ФЗ должен четко регламентировать способы закупок, – соглашается с чиновником тендерный специалист ГК BiCo Екатерина Дементьева. – Сами заказчики не должны их изобретать, как происходит сейчас. Нужно, например, сформировать перечень способов закупок, а госкомпании уже будут выбирать из него подходящие для них, прописывать их в своих положениях о закупках».

Пока обещанные чиновниками «эпохальные» поправки не приняты Госдумой: большинство глобальных изменений 223-ФЗ после весенней сессии так и осталось проектом.

Малые, да удалые

По статистике Минэкономразвития, в 2016 году с субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП) заключено 9,5% от общего объема договоров (по данным отчетов заказчиков, размещенных в ЕИС; по реестру договоров еще меньше – 6,5%). Напомним, в рамках 223-ФЗ госкомпании в 2016 году должны отдавать малому бизнесу по прямым договорам 10% от общего объема.

Средняя стоимость контракта с МСП в первом полугодии составила 7 млн рублей. Вместе с тем МЭР опубликовало случаи заключения договоров с малым бизнесом, стоимость которых значительно выше размеров предельной выручки компаний (малые предприятия – 800 млн рублей, средние – 2 млрд рублей). Так, самым крупным договором, заключенным с субъектом МСП, стал контракт от «Газпрома» на 50,3 млрд рублей с ООО «НИПИ НГ Петон». «Данная практика может рассматриваться как формальное выполнение квоты закупок у субъектов МСП», – пишут чиновники в докладе.

Еще один яркий пример формализма – контракт все того же «Газпрома» с ООО «СГМ» (обозначен как субъект МСП). Сумма договора составила 6,2 млрд рублей. Для несведущих: ООО «СГМ» – это сокращенное название компании «Стройгазмонтаж», которой владеет Аркадий Ротенберг. Именно ему достался от Forbes титул «Короля госзаказа – 2016».

Как нетрудно догадаться, все крупные закупки проводились на неконкурентной основе.

В ближайшем будущем в качестве основной меры по расширению доступа малого бизнеса к закупкам госкомпаний МЭР видит увеличение годового объема прямых договоров с МСП до 15%. При этом чиновники не уточняют, что помешает госкомпаниям и дальше выдавать крупных поставщиков за малые предприятия и лишь формально выполнять квоту?

В самих госкомпаниях, естественно, не согласны с предложением МЭР по увеличению квоты. Так, НК «Роснефть», которая регулярно строчит письма по отсрочке реформы 223-ФЗ правительству и профильным ведомствам, высказывает мнение: рано отдавать МСП 15% контрактов (квота должна выполняться уже со следующего года). По мнению госкомпании, малые предприятия не всегда могут поставить необходимые работы или товары, поэтому при определении квоты необходимо учитывать специфику заказчика. С нефтяной госкомпанией солидарны «Россети».

«Вряд ли увеличение квоты что-то кардинально изменит, – считает тендерный специалист BiCo Екатерина Сулло. – Эта мера не настолько действенна, насколько власти придают ей значение. У малого бизнеса зачастую нет возможности и ресурсов выполнить какой-то заказ госкомпании, соответственно, заказчик не может разместить крупный, технически сложный заказ для МСП. В законе нужно четко прописать наименования товаров, работ и услуг, которые госкомпании должны закупать у малого бизнеса. Кроме того, нужно жестко контролировать, кто является выгодополучателем по контракту. Ничего не мешает подрядчику, который является МСП, спустить заказ субподрядчику, не являющемуся, в свою очередь, субъектом малого предпринимательства. Как правило, подобные МСП создаются в качестве «прослойки» для участия и побед в закупках».

Лучше меньше

В I полугодии 2016 года с ЕИС было интегрировано 170 электронных торговых площадок (ЭТП), на которых могут проходить торги по 223-ФЗ. Общий объем тендеров, проведенных на них, превысил 2,4 трлн рублей (28% от общего объема закупок). Для сравнения: в 2015-м за аналогичный период на ЭТП провели тендеров на 1,8 трлн рублей.

Половина закупок (49%) прошла на трех площадках-лидерах: ЭТП ГПБ (490 млрд рублей), B2B-Centre (354 млрд рублей) и ЭТП ОАО «РЖД» (328 млрд рублей). 99% тендеров в электронной форме прошло только на 43 площадках, на 7 провели 1 закупку, на 42 – ни одной.

«Неограниченное число электронных площадок вынуждает потенциальных участников закупок проходить аккредитацию на значительном количестве таких площадок, что приводит к возникновению дополнительных временных и финансовых затрат», – пишет МЭР.

Чиновники предлагают вполне логичную панацею: «Данную проблему планируется решить посредством ограничения количества операторов электронных площадок и установления к ним единых требований». С соответствующей инициативой Минэкономразвития выступает не единожды, но закрепить ее законодательно чиновникам до сих пор не удалось.

«Если говорить о торговых площадках, на которых проходят торги по 223-ФЗ, то здесь две основные проблемы, – поясняет Екатерина Дементьева. – Первая заключается в том, что многие ЭТП требуют спецключи. Например, ключ РЖД подойдет только к РЖД – ни к какой другой площадке. Спецключи – это немалые деньги и время на изготовление. Вторая проблема – это тарифы. Так, на ЭТП ГПБ, для участия в закупках до 10 млн в течение одного года, нужно заплатить 30 тыс. рублей одним платежом. При этом неизвестно: примешь ты участие в нескольких тендерах или в одном, одержишь ли хотя бы раз победу. А ведь именно закупки до 10 млн являются самыми привлекательными для малого и среднего бизнеса. Чтобы расширить доступ МСП к площадкам, на которых идут закупки по 223-ФЗ, нужно, конечно, ограничить число площадок, снизить тарифы или заменить их фиксированными депозитами, которые перечисляются оператору ЭТП в случае победы».

Что касается ограничения количества ЭТП, то тут основным критерием, по мнению экспертов, должно стать отсутствие аффилированности площадок с заказчиком: операторами ЭТП могут быть лишь сторонние организации, никак не связанные с госкомпаниями.

Кстати, в новом варианте поправок к закону Минэкономразвития заметно пошло навстречу компаниям с госучастием: все основные ограничения (в том числе, уменьшение количества ЭТП до пяти) могут коснуться лишь лотов с ценой до 5 млн рублей, тогда как изначально фигурировала цена 200 млн. Цифра, прописанная в последней редакции поправок, смехотворная, заключают эксперты.

Тендер с препятствием

Судя по докладу, препоны для участников тендеров – излюбленное дело заказчиков. «По результатам проведения процедур контрольного участия в закупках установлено, что одной из причин, затрудняющих участие в закупке субъектов МСП, являются избыточные требования, устанавливаемые заказчиками к заявке на участие в закупке и документам, входящим в ее состав. Данную проблему предполагается решить путем установления исчерпывающего перечня документов, которые заказчики вправе потребовать в составе заявки от участников закупки, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, а также требований к указанным документам», – предлагают чиновники.

«Зачем писать трактаты для закупки, например, канцтоваров?», – поддерживает МЭР Екатерина Сулло. При этом эксперт рекомендует законодательно закрепить финансовую границу, до которой заказчик не сможет устанавливать дополнительные требования.

Читайте также:  Чтобы учесть убытки прошлых периодов при налогообложении прибыли, их нужно подтвердить

Минэконом также предлагает расширить перечень случаев, когда участник закупки может жаловаться в ФАС на действия заказчика. Сейчас статистика регулятора, прямо сказать, не впечатляет: за 6 месяцев в центральный аппарат ФАС было подано 190 жалоб (в 2 раза больше, чем за тот же период прошлого года). 66 из них признаны обоснованными, выдано 27 предписаний по результатам рассмотрения.

«Увеличение случаев обжалования в антимонопольный орган действий (бездействия) заказчика позволит участникам закупки существенно упростить защиту своих законных прав и интересов, увеличит возможности контроля закупок отдельных видов юридических лиц», – полагают в МЭР.

«Какие именно случаи для обжалования хотят добавить чиновники, не совсем понятно, – недоумевает Екатерина Сулло. – Поставщики и сейчас могут жаловаться на результаты торгов, на документацию, на действия заказчиков». По мнению тендерного специалиста, нужно не перечни расширять, а буквально на пальцах объяснять участникам торгов, что такое жалоба, как и куда ее писать. Многие поставщики до сих пор воспринимают жалобу по сложности сродни исковому заявлению в суд, потому и неохотно подают ее в ФАС.

«Вообще, сейчас 223-ФЗ написан таким образом, что это не закон о закупках, а некий рекомендательный документ без жестких и четких рамок для заказчиков, – подытоживает руководитель тендерного отдела BiCo Анна Крайнева. – Он позволяет госкомпаниям осваивать деньги, как они того хотят, выбирать только тех поставщиков, которым хотят отдать контракт. По сути, заказчики осуществляют закупки для галочки, конкурентной среды нет. Все закупочные процедуры, проводимые госкомпаниями, должны быть жестко регламентированы законом: всё должно быть предельно прозрачно, открыто и доступно для поставщиков».

Пока обещанные чиновниками эпохальные поправки не приняты Госдумой большинство глобальных изменений 223-ФЗ после весенней сессии так и осталось проектом.

Новшества в закупках у МСП для заказчиков по 223-ФЗ

    On 27.09.2018 0 Комментарии 223-ФЗ, 44-ФЗ, ЕИС, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, СМП, Спецсчет, Статьи, Электронный аукцион, ЭТП

Продолжаем рассказывать о поправках в закупочное законодательство, которые вступят или уже вступили в силу в 2018 году. Сегодня речь пойдет об изменениях для заказчиков по 223-ФЗ в части закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Они внесены законом № 505-ФЗ от 31 декабря 2017, а также постановлениями Правительства.

Электронная форма.

Новые правила закупок у МСП по 223-ФЗ

В июле этого года вступила в силу новая редакция Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ, который регулирует закупки компаний с государственным участием, естественных монополий, организаций ЖКХ.

Поправки помимо прочего изменили и правила закупок, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее — закупки у МСП). Рассказываем, что изменилось и как подготовиться к переменам.

Про какие закупки идет речь?

Крупные госкомпании и естественные монополии, работающие по закону № 223-ФЗ, должны поддерживать малый и средний бизнес. Они обязаны отдавать ему 18% от общего объема своих закупок за исключением тех товаров и услуг, которые нельзя приобрести у МСП (например, оборонная продукция). Этот вопрос регулирует Постановление Правительства № 1352 от 11 декабря 2014 года.

Каждый заказчик публикует в ЕИС перечень продукции, которую он планирует закупать исключительно у малого и среднего бизнеса.

При этом 3% контрактов можно распределять через обычные закупки (в том числе закупки у единственного поставщика), а 15% — только через преференционные, в которых участвуют исключительно МСП. Субъектами малого и среднего бизнеса считаются компании и индивидуальные предприниматели, входящие в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также вновь созданный бизнес (существует на рынке менее года), который соответствует критериям, но не успел войти в обновляемый раз в год реестр.

При участии в преференционных закупках субъект МСП должен подавать в составе заявки сведения из реестра, а новый бизнес – декларацию о том, что он соответствует критериям, но в реестр пока не вошел.

Электронные площадки

Все конкурентные закупки у МСП будут проходить в электронном виде на отобранных площадках, которые соответствуют требованиям законодательства. Этот вопрос регулируют часть 11 ст. 3.4 ФЗ № 223-ФЗ и Распоряжение Правительства РФ от 12 июля 2018 г. №1447-р.

Площадки смогут взимать плату за свои услуги только с победителя закупки и не больше 2000 рублей. Порядок оплаты законодательно не урегулирован и пока остается на усмотрение электронной площадки.

Аккредитация поставщиков

Поставщики, которые хотят участвовать в преференционных закупках для МСП, должны пройти аккредитацию по правилам закона № 44-ФЗ «О контрактной системе», который регулирует государственные закупки.

До конца 2018 года ее можно пройти на той площадке, где вы планируете участвовать в закупках. С 1 января 2019 года Правительство планирует проводить такую аккредитацию в Единой информационной системе, которая будет автоматически отправлять информацию на все площадки. Процедура проходит раз в три года. Поэтому в 2019 году вы сможете работать со старой. К 2020 году все поставщики должны будут пройти аккредитацию на ЕИС.

Правила процедуры и перечень необходимых документов установлены в Законе № 44-ФЗ (статья 61). Такая аккредитация сложнее, чем обычная регистрация на ЭТП, но доступна всем. Главное – предоставить необходимую информацию: данные о компании, учредительные документы, полномочия представителя и т.д.

Как будут проходить закупки?

В зависимости от начальной (максимальной) цены заказчик может выбрать способ закупки: конкурс, аукцион, запрос котировок или запрос предложений.

Важное нововведение: поставщик должен загружать на электронную торговую площадку заявку, состоящую из трех частей.

Часть 1 — техническое предложение и согласие на условия закупочной документации.

Часть 2 — информация о поставщике: лицензии, выписки из реестров, СРО, подтверждение опыта, квалификации и т.д.

Поставщик загружает все части заявки одновременно, а площадка открывает их для заказчика по очереди. Сначала техническую часть, а затем цены, которые автоматически ранжирует. После этого заказчик выбирает лучшее предложение и победителя. Только тогда он может увидеть вторую часть заявки.

Ни в коем случае не включайте информацию о своей компании в первую часть. Ваше предложение отклонят за нарушение правил. Поэтому рекомендуем заранее изучить функциональность площадки, на которой вы будете участвовать в закупках, а также внимательно читать закупочную документацию.

Спецсчета и банки

Заказчик может потребовать от участников преференционной закупки обеспечение заявки только в том случае, если ее начальная (максимальная) цена превышает пять миллионов рублей. При этом размер обеспечения для субъектов МСП не может превышать двух процентов от начальной цены.

По правилам закупок у МСП обеспечение может быть в двух видах: резервирование денег на спецсчете в банке или банковская гарантия. Причем выбрать один из этих способов может сам поставщик.

Правительство ограничило список банков, которые могут работать с закупками. Вы можете открыть спецсчет в любом аккредитованном банке. Однако новые правила пока не запрещают заказчикам устанавливать свои ограничения. Будьте готовы, что организатор может потребовать спецсчет или гарантию от определенных банков.

Банки и площадки уже заключили соглашения друг с другом, они будут взаимодействовать автоматически. Поэтому уведомлять ЭТП об открытии спецсчета не надо, а следить за его состоянием – обязательно. Если площадка сделает запрос в банк, а денег на счете не будет, то вы не сможете участвовать в закупке.

Электронная подпись

Для участия в закупках у МСП нужна усиленная квалифицированная электронная подпись. Рекомендуем заранее проверить, подходит ли ваша подпись для участия в закупках у МСП. Если она не подходит, то получите новую в одном из удостоверяющих центров.

Наталья Патрунина, руководитель отдела образовательных проектов;

Дмитрий Казанцев, к.ю.н., руководитель департамента нормативно-правового регулирования.

Про какие закупки идет речь.

Какие заказчики обязаны осуществлять закупки у СМП в 2018 году

С 1 января 2016 года обязанность заключать контракты с субъектами малого и среднего предпринимательства по 223-ФЗ возложена на заказчиков, именуемых в законе “отдельными”:

  • Компании с годовым объемом выручки за предшествующий календарный год более 2 миллиардов рублей. Причем во внимание берется именно показатель выручки от продажи товаров / работ / услуг – то есть собственная прибыль компании. А, например, государственные субсидии в выручку не засчитываются – это “прочие доходы”.
  • Государственные компании, созданные на основании федерального закона (например, ГК Автодор).

Кроме “отдельных” закон предусматривает “конкретных” заказчиков:

  • ФГУП “Почта России”,
  • ПАО “Российские сети”,
  • ОАО “РЖД”,
  • ОАО “Нефтяная компания “Роснефть”,
  • ПАО “МОЭСК” и некоторые другие .

Если больше может привлекать любых поставщиков.

Новые правила закупок у малого и среднего бизнеса по Закону № 223-ФЗ

Дмитрий Александрович КАЗАНЦЕВ, руководитель Департамента нормативно-правового регулирования B2B-Center, кандидат юридических наук

Один из самых сложных вопросов в обновленной редакции Закона № 223‑ФЗ — новые правила проведения преференциальных закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства. Несмотря на стандартизацию процедур, новые требования не так-то просто будет исполнить.

В обычных закупках субъекты малого и среднего предпринимательства участвуют на общих основаниях, по правилам, установленным законодательством. Вместе с тем есть так называемые обязанные заказчики, которые начиная с этого года должны 15% своего годового закупочного бюджета передавать малому и среднему бизнесу по результатам специальных процедур. В данной статье мы назовем их преференциальными закупками. Преференциальность данных конкурентных закупочных процедур заключается в том, что к участию в них допускаются только субъекты малого и среднего предпринимательства. Объявить такую закупку заказчик может лишь в том случае, если предмет закупки заранее включен в специальный перечень закупок у МСП, формируемый тем же заказчиком в ЕИС. Именно об этих преференциальных закупках и пойдет речь в статье.

Для начала вспомним о том, какие именно категории заказчиков обязаны проводить преференциальные закупки — поскольку их перечень, закрепленный в постановлении Правительства РФ от 11 декабря 2014 года № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», постоянно расширяется. По состоянию на 2018 год в этот список входят:

заказчики, работающие по Закону № 223‑ФЗ, с годовым объемом выручки более двух миллиардов рублей;

работающие по Закону № 223‑ФЗ «дочки» и «внучки» госкомпаний, созданных на основании федерального закона;

автономные учреждения, у которых общая стоимость договоров, заключенных по результатам закупки товаров, работ, услуг за предшествующий календарный год, превышает 250 миллионов рублей;

хозяйственные общества, работающие по Закону № 223‑ФЗ, в уставном капитале которых совокупная доля субъекта РФ, муниципального образования превышает 50%, а годовая выручка превышает 500 миллионов рублей;

хозяйственные общества, работающие по Закону № 223‑ФЗ, в уставном капитале которых совокупная доля участия Российской Федерации, субъекта РФ превышает 50%, и при этом доля участия региона превышает долю Федерации (годовая выручка такого заказчика также должна быть более 500 миллионов рублей);

«дочки» и «внучки» двух предыдущих категорий хозяйственных обществ при условии, что их годовая выручка превышает 500 миллионов рублей и они не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Изначально логика последнего пункта была универсальной в том смысле, что проводить преференциальные закупки для малого и среднего бизнеса обязаны были лишь те заказчики, объем выручки которых был выше предельного порога, установленного для отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства. Однако сейчас, как видно из приведенного выше перечня, этот подход уже неактуален, и даже исключение для «дочек» и «внучек» региональных заказчиков действует лишь при условии совокупного исполнения всех требований, необходимых для отнесения к субъектам, по крайней мере, среднего предпринимательства.

Здесь же стоит оговориться о том, что не только обязанность, но и право по проведению преференциальных закупок есть лишь у перечисленных выше заказчиков. Если субъект Закона № 223‑ФЗ не входит в этот перечень, но при этом для допуска к своей закупке установил требование о наличии у участника статуса субъекта МСП, то в таком случае это будет считаться необоснованным ограничением конкуренции. В той же мере необоснованным ограничением конкуренции будет проведение в преференциальном режиме закупки, предмет которой не был включен заказчиком в специальный перечень закупок у МСП.

Необходимость специального регулирования преференциальных закупок для облегчения участия в них МСП была одним из ключевых лейтмотивов разработки обновленной редакции Закона № 223‑ФЗ. О том, насколько эта цель была достигнута, будет сказано чуть ниже. Пока же открытым остается вопрос о том, когда эти новые правила закупок у МСП вступают в силу. Частью 3 статьи 4 Федерального закона от 31 декабря 2017 года № 505‑ФЗ предусмотрено, что с 1 июля до 31 декабря 2018 года продолжается период, в течение которого заказчики вносят необходимые изменения в свои положения о закупках, и все это время закупки, извещения о которых были размещены в ЕИС до изменения положения, завершаются по правилам, действовавшим на дату размещения такого извещения. Для преференциальных закупок у МСП из этого правила не установлено исключения.

Читайте также:  Как поступить, если нет возможности отвезти исполнительный лист?

Однако сами правила закупок у МСП сформулированы в статье 3.4 Закона № 223‑ФЗ в виде императивной инструкции, фактически не оставляющей заказчику пространства для регулирования данного вопроса в своем положении о закупках. В этих условиях хотя заказчик и обязан воспроизвести нормы статьи 3.4 в своем положении о закупках, но и без того эти нормы являются нормами прямого действия. Поэтому во избежание споров о применении обновленной редакции Закона № 223‑ФЗ не стоит затягивать с переходом на новые правила, по крайней мере, при осуществлении преференциальных закупок у МСП.

Частью 2 статьи 3.4 Закона № 223‑ФЗ предусмотрено, что преференциальная закупка с участием исключительно субъектов МСП должна проводиться лишь в электронной форме. В отличие от остальных электронных закупок по Закону № 223-ФЗ при проведении преференциальных у заказчика нет права описать в положении о закупках ни отличающийся от предложенных законом способ закупки, ни ключевые параметры его реализации. Той же частью 2 статьи 3.4 Закона № 223‑ФЗ сформулирован закрытый перечень способов закупки, применяемых при проведении закупки с участием исключительно субъектов МСП: конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем проведения конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме. Для каждого из этих способов законодатель императивно определил не только минимальные сроки приема заявок, но и ценовые пороги использования данного способа (таблица).

Как видно из таблицы, при закупке с ценой более 15 миллионов рублей заказчик имеет право проводить лишь конкурс или аукцион. Конкурс и аукцион могут включать квалификационный отбор в качестве отдельного этапа (только не нужно путать его с предквалификацией, о чем подробнее будет сказано ниже). Помимо этого, частью 4 статьи 3.4 Закона № 223‑ФЗ для конкурса предусмотрена возможность переторжки, а также следующих весьма специфических дополнительных элементов, названных в законе этапами:

1) обсуждения с участниками закупки функциональных характеристик продукции и иных условий исполнения договора в целях уточнения извещения, документации и проекта договора;

2) обсуждения заказчиком предложений о функциональных характеристиках продукции, содержащихся в заявках участников, в целях уточнения извещения, документации и проекта договора;

3) рассмотрения и оценки заказчиком окончательных предложений о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товаров, качестве работ, услуг и об иных условиях исполнения договора.

По сути две первые разновидности дополнительных элементов представляют собой варианты первого этапа двухэтапной закупки, а третий является квазипереторжкой с возможностью предоставить новое предложение не только по цене, но и по иным условиям поставки. Подобная квазипереторжка предусмотрена сегодня, например, в качестве обязательной при проведении запроса предложений по правилам контрактной системы. Для субъекта Закона № 223‑ФЗ использование любого из перечисленных выше дополнительных этапов является правом, а не обязанностью.

Организатору закупки, а также ее участникам необходимо помнить о том, что заявка на участие в конкурсе, аукционе, запросе предложений состоит из двух частей и ценового предложения. Заявка на участие в запросе котировок — из одной части и ценового предложения. Первая часть заявки должна содержать описание поставляемой продукции. При этом в ней не допускается информация об участнике закупки и о его соответствии единым квалификационным требованиям, установленным в документации о конкурентной закупке. Эти сведения, а также окончательное предложение участника, иные условия исполнения договора должна содержать вторая часть заявки.

Если в документации о закупке с участием исключительно субъектов МСП установлено требование к обеспечению заявки, то размер такого обеспечения не может превышать 2% Н(М)Ц договора согласно требованиям постановления № 1352. Обеспечение заявки субъекты МСП могут предоставлять путем внесения денежных средств или посредством банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в такой закупке остается за участником торгов.

Как и при проведении любой другой закупки, маркируемой по новым правилам Закона № 223‑ФЗ в качестве конкурентной, по итогам рассмотрения первых частей заявок в ЕИС публикуется промежуточный протокол. После этого оператор ЭТП размещает в ЕИС и направляет заказчику протокол автоматического сопоставления ценовых предложений. В течение одного рабочего дня после получения этого протокола и вторых частей заявок закупочная комиссия заказчика присваивает каждой заявке порядковый номер в зависимости от степени выгодности условий исполнения договора. В случае если в нескольких заявках содержатся одинаковые по степени выгодности условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке, которая поступила ранее других таких заявок. После этого заказчик составляет итоговый протокол и размещает его на ЭТП и в ЕИС.

После публикации итогового протокола заказчик и победитель подписывают договор. Если документацией предусмотрено требование об обеспечении договора, то до подписания победитель обязан подтвердить наличие такого обеспечения. Пунктом 25 положения, утвержденного постановлением № 1352, установлены предельные размеры обеспечения договора для победителя преференциальной закупки:

от 0 до 5% Н(М)Ц — если договором не предусмотрена выплата аванса;

в размере аванса — если договором предусмотрена выплата аванса.

Договор по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключается с использованием программно-аппаратных средств ЭТП. Согласно требованиям постановления № 1352 максимальный срок оплаты поставленной субъектом МСП продукции должен составлять не более 30 календарных дней со дня исполнения обязательств по договору (отдельному этапу договора). Это требование касается и договора, заключенного по результатам преференциальной закупки, и договора, заключенного с субъектом МСП по результатам обычной закупки.

Прочитать — не значит понять

Безусловно, универсальный понятийный аппарат позволит субъектам малого и среднего бизнеса тратить куда меньше времени на освоение теоретических знаний об алгоритме проведения конкурентной закупки: вместо чтения положений о закупках каждого заказчика им, по сути, достаточно будет прочитать новую статью 3.4 Закона № 223‑ФЗ. Да и императивное условие о проведении всех преференциальных закупок в электронной форме при регулярном участии в конкурентных соревнованиях должно упростить работу поставщика и в перспективе за счет облегчения доступа к закупкам расширить круг их участников.

Однако, увы, прочитать — не значит понять, а получить доступ — не значит участвовать. И подробный анализ новой статьи 3.4 Закона № 223‑ФЗ иллюстрирует этот тезис. Так, например, согласно новым требованиям части 13 статьи 3.4 Закона № 223‑ФЗ субъект МСП для обеспечения своей заявки должен самостоятельно открыть спецсчет в банке, включенном в перечень, определенный Правительством РФ. При этом пока что нет ни перечня таких банков, ни тем более порядка их взаимодействия с поставщиками… А ведь для целого ряда небольших предприятий уже одни только жесткие требования банка к пакету документов при открытии спецсчета могу стать препятствием для работы, а значит, и для участия во вроде бы преференциальной закупке.

Очевидно, что даже прогрессивный инструмент электронной закупки при чрезмерном регулировании может стать проблемой для неопытного участника, не говоря уже про то, что каждый субъект малого и среднего бизнеса должен будет заменить свою электронную подпись на усиленную квалифицированную. К тому же стоит напомнить и о сложностях, связанных с новыми требованиями к оформлению заявки об участии в закупке, которую субъект малого и среднего бизнеса должен будет заверять этой электронной подписью. С высокой долей вероятности можно прогнозировать то, что корректное разделение заявки на три элемента станет на первых порах камнем преткновения для большинства участников преференциальных закупок. А если сведения из второй части попадут в первую часть заявки, то заказчик обязан будет ее отклонить.

Новые правила преференциальных закупок проще всего, пожалуй, будет отрабатывать на запросах котировок. Там все достаточно очевидно: объединяем все, кроме цены, в одном пакете электронных документов, а цену указываем в интерфейсе электронной площадки. Главное — не забыть и то и другое подписать электронной подписью. Однако преференциальный запрос котировок возможен лишь при начальной цене закупки в пределах 7 миллионов рублей. Да и выбор победителя осуществляется исключительно по цене. Если же для проведения закупки потребуется относительно сложный конкурс с дополнительными этапами, то сами формулировки Закона № 223‑ФЗ могут создать ситуацию, которая не решается простым упорством.

Использование переторжки и даже квазипереторжки при проведении конкурса логично и относительно понятно. В силу прямого указания, изложенного в Законе № 223‑ФЗ, о непременном соблюдении последовательности этапов квалификационный отбор возможен лишь в финале конкурса, а не до приема основных предложений, как делает это сегодня большинство заказчиков. Данное требование выполнимо, однако практическая польза от такого квалификационного отбора в этой ситуации оказывается под большим вопросом. Давайте подробнее разберемся с императивными требованиями к вариантам первого этапа.

Первый этап проводится либо по схеме, предусмотренной пунктом 1 части 4 статьи 3.4 (назовем ее условно схемой № 1), либо по схеме пункта 2 той же части (именуем ее схемой № 2). Пунктом 2 части 5 статьи 3.4 запрещено в рамках одного конкурса реализовывать сразу обе эти схемы, дабы не смешивать их, однако мешанины и без того хватает.

Так, схема № 1 — обсуждение заказчиком с участниками закупки условий исполнения договора в целях уточнения в извещении и документации. В рамках схемы № 2 обсуждение той же темы с той же целью проводится без какого бы то ни было упоминания об участниках. Казалось бы, эти две схемы и отличаются тем, что в схеме № 1 предварительный этап закупки включает конкурентные переговоры, тогда как в рамках схемы № 2 заказчик самостоятельно изучает поданные участниками заявки первого этапа. Однако пункт 6 части 5 статьи 3.4 указывает на то, что именно в рамках схемы № 2 происходит «обсуждение с участниками конкурса в электронной форме содержащихся в их заявках предложений о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товаров, качестве работ, услуг и об иных условиях исполнения договора».

Более того, тот же самый пункт 6 части 5 статьи 3.4 требует, чтобы к такому обсуждению допускались исключительно участники, соответствующие «требованиям, указанным в извещении о проведении конкурса в электронной форме и документации о конкурентной закупке». Не вполне ясно, как заказчик может установить факт этого соответствия, если согласно прямому указанию части 19 статьи 3.4 сведения об участнике, в том числе о его соответствии требованиям, может содержать лишь вторая часть заявки. При этом согласно требованиям части 22 той же статьи вторые части заявок могут быть направлены заказчику не ранее публикации в ЕИС протокола рассмотрения первых частей заявки. Однако первые части заявки, в свою очередь, посвящены описанию условий поставки той продукции, которая указана в извещении о закупке. Она, в свою очередь, уточняется по итогам обсуждения с участниками условий исполнения договора. При этом заказчик может пригласить к такому обсуждению только тех участников, которые соответствуют требованиям документации. А соответствие подтверждается содержанием вторых частей заявок, вскрывать которые заказчик не имеет права. Как говорится, комментарии излишни.

Эта проблема могла бы быть решена благодаря автономизации предварительных этапов закупки. Проще говоря, если бы первый этап непременно имел отдельную документацию и подразумевал бы подачу отдельной заявки, то описанной выше коллизии не возникало бы. Однако два финальных предложения пункта 5 части 5 статьи 3.4 оставляют заказчику право не вносить изменения в конкурсную документацию по итогам предварительного этапа. И в этом случае конкурсными заявками будут как раз те заявки участников, вторые части которых уже были вскрыты ровно для того, чтобы состоялся предварительный этап.

Такого рода коллизии делают рискованным любой избранный заказчиком алгоритм проведения хоть сколь-нибудь сложной закупки с участием исключительно субъектов МСП. Юридически безупречным остается лишь проведение одноэтапного конкурса с возможной переторжкой либо одноэтапного аукциона. Эти инструменты применимы на любых масштабах закупки вплоть до 400 миллионов, установленных постановлением № 1352 в качестве предельного размера начальной цены преференциальной закупки.

Таблица. Условия для выбора способа закупок с участием МСП

Так, схема 1 обсуждение заказчиком с участниками закупки условий исполнения договора в целях уточнения в извещении и документации.

1.2. Сроки размещения извещения и документации в ЕИС для МСП (ст.3.4)

Конкурс – если НМЦК 30 млн.руб — не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок;

Аукцион – если НМЦК 30 млн.руб. — не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок;

Запрос предложенийНМЦК 5млн.руб. – согласно положения о закупке.

Возврат обеспечения заявки на участие в закупке не производится в случаях:
1) уклонение или отказ от заключения договора;
2) непредоставление или предоставление с нарушением условий обеспечения исполнения договора.

Возврат обеспечения заявки на участие в закупке не производится в случаях 1 уклонение или отказ от заключения договора; 2 непредоставление или предоставление с нарушением условий обеспечения исполнения договора.

1.2. Сроки размещения извещения и документации в ЕИС для МСП (ст.3.4)

Конкурс – если НМЦК 30 млн.руб — не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок;

Читайте также:  Примерная форма искового заявления об определении долей в праве совместной собственности и выделе из нее доли в натуре

Аукцион – если НМЦК 30 млн.руб. — не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок;

Запрос предложенийНМЦК 5млн.руб. – согласно положения о закупке.

Возврат обеспечения заявки на участие в закупке не производится в случаях:
1) уклонение или отказ от заключения договора;
2) непредоставление или предоставление с нарушением условий обеспечения исполнения договора.

Запрос предложений НМЦК 5млн.

Re: Вопросы по СМСП по 223-ФЗ и перечень ТРУ

Милович » 18 апр 2018, 16:27

1. А что там более детального? Просто в документацию – достаточно. Если само положение у Вас не противоречит конечно нормам 1352.
2. Для отбора закупок есть два критерия/принципа:
1. Вам нужно набрать и держать процент закупок у смсп. Для это нужно придерживаться перечня и поддерживать общий процент. В перечень можно вносить изменения удаляя или дополняя, уточняя коды.
2. НМЦ закупки – до 200 млн – обязаны закупать, от 200 до 400 – вправе.
Жонглируя этими двумя критериями и нужно осуществлять закупку у смсп. Не закупать у смсп, если закупка до 200 млн и входит в ваш список – нельзя.
3. Свыше 100/500 тысяч – в идеале – да. Но, у нас возникал такой спорный момент и мы специально упустили его из виду при формировании плана закупок, но при этом поставили этим ТРУ другой код, который тоже подходит под них, но не включен в наш перечень. А так – если вы их не пометите как закупки у смсп и направите план закупок потом на согласование – вам его просто не пропустят. Если же закупка до 100/500 тыс – делайте как считаете нужным.

Для это нужно придерживаться перечня и поддерживать общий процент.

Сведения, которые не будут вносить в единую информационную систему

Изменен перечень информации, которую заказчики вправе не вносить в единую информационную систему. Раньше это были сведения о закупке на сумму не более 100 000 руб., а если годовая выручка заказчика составляла более 5 млрд руб., то сведения о закупке на сумму не более 500 000 руб. Теперь этот список дополнен. Так, с 31 декабря 2017 г. можно не вносить сведения:

о закупке услуг по привлечению во вклады (включая размещение депозитных вкладов) денежных средств организаций, получению кредитов и займов, доверительному управлению денежными средствами и иным имуществом, выдаче банковских гарантий и поручительств, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме, открытию и ведению счетов, включая аккредитивы;

закупке брокерских услуг, услуг депозитариев;

закупке, связанной с заключением и исполнением договора купли-продажи, аренды (субаренды), договора доверительного управления государственным или муниципальным имуществом, иного договора, предусматривающего переход прав владения или пользования в отношении недвижимого имущества.

Также Правительство РФ получило право дополнительно определить перечни и группы товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются конкретными заказчиками, сведения о закупке которых не подлежат размещению в единой информационной системе.

закупке, связанной с заключением и исполнением договора купли-продажи, аренды субаренды , договора доверительного управления государственным или муниципальным имуществом, иного договора, предусматривающего переход прав владения или пользования в отношении недвижимого имущества.

Как получить выписку из реестра

Для этого нужно зайти на сайт реестра и ввести ИНН, ОГРН, наименование организации или Ф.И.О. предпринимателя. После этого можно скачать и распечатать выписку. В выписке из реестра уже есть усиленная электронная подпись. Такая выписка обладает юридической силой (п. 1, 3 ст. 6 Закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ). Местные налоговые инспекции не выдают справки о принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства (письмо ФНС России от 8 августа 2017 г. № ГД-4-14/15554).

Если вы МСП и привыкли работать по 44-ФЗ.

Практика корпоративных закупок по ФЗ-223. Порядок участия и проведения торгов, запросов предложений и котировок. Закупки с приоритетом. Закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства

Время проведения: 20-21 марта 2018

Семинар посвящен актуальным и сложным вопросам практики осуществления закупок по закону № 223-ФЗ. Опытные эксперты, включая специалиста ФАС России, представят последние изменения в регулировании закупок, обзор нормативной базы и лучших закупочных практик по №223-ФЗ, ответят на вопросы слушателей, а также дадут обоснованные рекомендации по проблемам проведения и участия в закупках по 223-ФЗ.

Семинар предназначен для: Руководителей и специалистов госкорпораций, госкомпаний, хозяйственных обществ, обязанных проводить закупки по закону № 223-ФЗ, автономных, бюджетных учреждений, членов закупочных комиссий заказчиков; специалистов тендерных отделов и отделов продаж компаний-поставщиков (подрядчиков), субъектов малого и среднего предпринимательства.

С января 2018 года вступают в силу нормы о типовых положениях о закупке; изменяется сфера регулирования закона № 223-ФЗ; вводятся новые основания для обжалования закупок в ФАС России; предусмотрена возможность использования корпоративных и региональных информационных систем; вводится ведомственный контроль в сфере закупок. С 1 июля 2018 года вступают в силу новые правила осуществления конкурентных закупок по 223-ФЗ, в т.ч. правила описания предмета договора, правила и запреты для установления обеспечения заявок, новые требования к содержанию протоколов, сроки заключения договоров по результатам закупок, обязанности операторов электронных площадок. Закупки с участием только субъектов МиСП будут проводиться исключительно в электронной форме на площадках, работающих по закону № 44-ФЗ. Изменяются требования к заявкам на участие в таких закупках, регламентация этапов конкурентных процедур и сроки их проведения, установлена обязанность по заключению договоров в электронной форме.

Последним изменениям в регулировании закупок по 223-ФЗ, сложным вопросам практики осуществления корпоративных закупок посвящен данный семинар» с участием экспертов и представителя ФАС России.

Участникам семинара предоставляется комплект методических и нормативных материалов в печатном и электронном виде, включающий: нормативно-правовые акты по закону 223-ФЗ, разъяснения Минфина, ФАС и Минэкономразвития; образцы Положений о закупке, закупочной комиссии, документации о закупке; формы протоколов, приказов по осуществлению закупок; должностную инструкцию специалиста отдела закупок; методику оценки заявок участников конкурсов и запросов предложений; тематические подборки решений ФАС (УФАС), арбитражных судов по спорам по 223-ФЗ.

ПРОГРАММА

Нормативно-правовое регулирование закупок.

  • Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”, Гражданский кодекс, закон 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  • Постановления Правительства №№ 925, 1169, 1352, 1132, 908, 932, 616 и др.
  • Обзор нормативной базы и последних изменений законодательства о закупках. Влияние контрактной системы на правила закупок по закону № 223-ФЗ.

Последние изменения общих правил осуществления закупок по закону № 223-ФЗ.

  • Изменения сферы регулирования закона № 223-ФЗ в 2018 году.
  • Типовые Положения о закупке. Порядок применения типовых положений. Неизменяемые правила в типовых положениях.
  • Конкурентные и неконкурентные закупки. Способы осуществления конкурентных закупок с 1 июля 2018 года.
  • Новые основания для обжалования закупок в ФАС России в 2018 году.
  • Правила описания предмета закупки с 1 июля 2018 года.
  • Особенности осуществления закупок по закону № 44-ФЗ в случае несоблюдения требований, предусмотренных законом № 223-ФЗ.

Положение о закупке.

  • Структура, особенности для различных заказчиков, обзор типовых положений.
  • Рекомендации по изменению и дополнению Положения о закупке, с учетом изменений закона № 223-ФЗ и практики его применения.
  • Стандарт закупочной деятельности по 223ФЗ от ФАС России: необходимые изменения в регулировании закупок.

Практика планирования закупок.

  • Обзор основных нарушений при составлении и размещении планов закупки.
  • Планирование закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, закупок инновационной продукции, высокотехнологичной продукции. Перечень закупок у СМиСП.
  • Оценка и мониторинг соответствия планов закупки, проектов планов, изменений планов и проектов изменений в части соответствия законодательству о развитии малого и среднего предпринимательства.

Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС).

  • Структура, содержание, новые требования к размещению и неразмещению информации о закупках.
  • Развитие и последние изменения функционала ЕИС по 223-ФЗ.
  • Реестр заказчиков.
  • Перечень и виды информации о закупках, которая не размещается в ЕИС.
  • Корпоративные, региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок. Приоритет информации, размещенной в ЕИС.

Порядок, этапы проведения запроса предложений, конкурса, запроса котировок (цен), электронного аукциона .

  • Извещение. Документация о закупке. Разработка технических заданий, проекта договора. Практика обжалования документации о закупке.
  • Требования к участникам закупок: обязательные и дополнительные. Квалификация участников: требование и критерий оценки заявок. Требования к субподрядчикам, соисполнителям, изготовителям товара, являющегося предметом закупки.
  • Тренинг: разработка документации о закупке, обязательные требования и рекомендации, выявление и исправление ошибок.
  • Комплекс мер против недобросовестных поставщиков.
  • Рассмотрение и оценка заявок. Основания для отклонения заявок.
  • Правила установления критериев, подкритериев (показателей) для оценки заявок. Примеры и условия применения.
  • Тренинг: определение правомерности или неправомерности отклонения заявок участников на примере конкретных закупочных ситуаций.
  • Закупки с приоритетом: требования к документации о закупке, составу и содержанию заявки на участие, порядку оценки заявок. Практика осуществления закупок с приоритетом.
  • Тренинг: проведение запроса котировок и запроса предложений с предоставлением приоритета.
  • Дополнительные процедуры: квалификационный отбор, переговоры, «переторжка», подача альтернативных заявок и др.
  • Лучшие закупочные практики по 223-ФЗ: примеры закупок, анализ документации, протоколов.

Новые правила для проведения конкурентных закупок с 1 июля 2018 года.

  • Порядок разъяснения положений извещения и документации при проведении конкурентной закупки;
  • Обеспечение заявки: размеры, способы предоставления, порядок возврата, случаи, когда обеспечение не возвращается. Запрет на установление обеспечения заявки, если НМЦД не превышает 5 млн. руб.;
  • Новые правила отмены процедур закупок;
  • Требования к протоколам конкурентных закупок;
  • Порядок заключения договора по результатам конкурентной закупки;
  • Требования и порядок проведения конкурсов, аукционов, запросов предложений, запросов котировок с 1 июля 2018 года;
  • Алгоритмы проведения конкурентных процедур закупок;
  • Требования к проведению конкурентных закупок в электронной форме.

Обязательные закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства. Постановление Правительства № 1352. Способы закупок у СМиСП. Обязательные требования к закупкам, составу заявки. Отчетность о закупках у СМиСП.

Порядок проведения конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, запроса предложений в электронной форме с участием только СМиСП.

  • проведение закупок на электронных площадках, функционирующих в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными законом № 44-ФЗ;
  • порядок предоставления обеспечения заявок при работе на площадках по 44-ФЗ; договор специального счета;
  • требования к заявкам на участие в конкурентных закупках в электронной форме с участием только СМиСП;
  • заключение договора в электронной форме на электронной площадке; протокол разногласий.

Порядок проведения закрытых конкурентных закупок.

  • Случаи и способы проведения закрытых конкурентных закупок.
  • Особенности документооборота при осуществлении закрытых конкурентных закупок в электронной форме.

Участие в закупках по ФЗ-223.

  • Анализ документации о закупке, заказчика, оценка целесообразности и эффективности участия в закупке.
  • Требования к участникам и составу заявки.
  • Практика обжалования необоснованных и неизмеряемых требований.
  • Подготовка заявки.
  • Практика обжалования отклонения заявок.
  • Ответственность поставщиков. Реестр недобросовестных поставщиков.

Закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

  • Основания закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
  • Оформление неконкурентных закупок и размещение информации в ЕИС.
  • «Рамочные» договоры, пролонгация договоров.
  • Практика контроля неконкурентных закупок.

Контроль в сфере закупок по 223-ФЗ.

  • Полномочия ФАС России в сфере контроля закупок по 223-ФЗ.
  • Прокурорские проверки в сфере закупок.
  • Ведомственный контроль в сфере закупок.
  • Обжалование действий заказчиков, операторов электронных площадок. Аннулирование процедур, предписания. Административная практика ФАС.
  • Обзор судебной и административной практики применения закона № 223-ФЗ: сроки и порядок заключения договора; требования документации, ограничивающие количество участников; правомерность отказа заказчика от заключения договора и др.
  • Административная ответственность заказчиков (должностных и юридических лиц) за нарушение требований закона № 223-ФЗ. Порядок и практика применения.

Порядок заключения и исполнения договоров.

  • Контроль исполнения договоров. Изменение и расторжение договоров. Размещение информации об изменении и исполнении договоров в ЕИС.
  • Реестр договоров ЕИС: структура, содержание, требования Федерального Казначейства к размещению информации.
  • Отчетность о закупках по 223-ФЗ. Изменение требований к отчетности с 1 июля 2018 года.

ПРЕПОДАВАТЕЛИ

БОГАЦКАЯ Софья Германовна

Преподаватель, аккредитованный в ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Кандидат экономических наук. Руководитель направления «Государственные (муниципальные) закупки», ведущий преподаватель-консультант УМЦ «Финконт» курсов и семинаров по государственным и муниципальным закупкам, корпоративным закупкам по ФЗ-223.

НИКИТИНА Екатерина Владимировна

Заместитель начальника отдела проверок Управления контроля размещения государственного заказа центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы (ФАС России).

УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ

Стоимость участия в ОЧНОМ формате – 22 800 рублей, в ONLINE – 18 200 рублей.

При единовременном участии двух и более сотрудников в одном мероприятии предоставляется скидка – 7 %.

В стоимость обучения входит: Методический материал, обеды, кофе-паузы.

Документ по окончании обучения: Сертификат об участии в семинаре.

Иногородним клиентам оказывается помощь в бронировании гостиницы на период прохождения семинара.

порядок предоставления обеспечения заявок при работе на площадках по 44-ФЗ; договор специального счета;.

Добавить комментарий