Что такое государственная экспертиза условий труда и когда она осуществляется

Это важно знать

  1. Все предоставляемые документы должны быть четкими для прочтения и не должны содержать слова и аббревиатуры, употребление которых не допускается действующим законодательством.
  2. Заявление и документы направляются заявителем в адрес Роструда почтовым отправлением с уведомлением либо передается должностному лицу на личном приеме либо направляется в электронной форме при использовании специальной формы.
  3. При получении документов в электронной форме, принявшее их должностное лицо подтверждает его получение в виде электронного документа.
  4. При приеме документов на личном приеме на втором экземпляре проставляется дата приема и должностное лицо, принявшее заявление.
  5. Принятое заявление (в том числе, направленное в электронном виде) регистрируется должностным лицом в течении одного рабочего дня с момента поступления. После регистрации документы передаются руководителю службы, который, в свою очередь, рассматривает его в день поступления и направляет с указанием руководителя уполномоченного структурного подразделения – он также рассматривает его в течение дня и передает его на исполнение должностному лицу.

Основанием для начала административной процедуры является заявление и прилагаемые к нему документы.

Государственная экспертиза условий труда: что это, цели и функции проведения экспертизы

Для осуществления надзора за соблюдением предприятиями и организациями норм трудового законодательства, нормативов, содержащих условия безопасности труда, на предприятиях осуществляется государственная экспертиза условий труда.

При сокращении затрат на перечисление сотрудникам компенсационных средств и предусмотренных гарантий.

Органы, осуществляющие экспертизу условий труда

Государственный контроль в сфере трудовых взаимоотношений является специальной формой оценки условий труда, и регламентируется при помощи соответствующего законодательного акта, который определяет, в пределах каких специальных норм будет осуществлена проверка, и какие органы государственного контроля будут ответственны за выполнение подобной специальной оценки.

По сути, государственная экспертиза условий труда – это комплексные мероприятия по анализу и оценке качества проведения установленной нормы осуществления трудовой деятельности.

Особое значение данная процедура получила в тех сферах, которые могут негативно повлиять на здоровье или жизнь сотрудника, и где необходимо в обязательном порядке придерживаться норм и правил, которые позволят минимизировать отрицательное воздействие на человека.

Согласно положениям ч.1 ст.216.1 ТК Российской Федерации, госпроверка соответствия качества условий труда специальной норме законодательной системы Российской Федерации осуществляется следующими инстанциями:

  • федеральная инспекция труда, что занимается контролем и наблюдением за условиями трудовой деятельности по всей стране, создает и внедряет новые проекты и нормативы, которые призваны помочь защитить человека от возникновения любых сложностей, связанных с выполнением им трудовой деятельности;
  • исполнительная ветвь власти в регионах, которая занимается контролем за соблюдением установленных законом нормальных условий труда на территории конкретных российских субъектов юрисдикции.

Стоит отметить, что контроль за соблюдением нормальных условий труда ограничен во времени. Согласно предписаниям, указанным в ст.216.1 ТК РФ, граничный срок проведения государственной экспертизы труда не может быть более 30 дней с момента регистрации в органах власти оснований для проведения масштабной проверки (п.18 Порядка проведения экспертизы). Тем не менее, законодатель предусматривает, что данный срок можно продлить, но не более чем на 60 дней. К тому же, срок проведения государственной экспертизы труда продлевается лишь при наличии уважительных причин.

К тому же, срок проведения государственной экспертизы труда продлевается лишь при наличии уважительных причин.

Что такое государственная экспертиза условия труда

В общем смысле, государственная экспертиза условий труда — это процедура, во время которой правительство убеждается в том, что работодатель воспринимает всерьез нормы, установленные в правовых актах. Или не убеждается, и тогда начальник предприятия подвергнется наказанию.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется только ответственными служащими соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Они быть уполномочены проводить подобные процедуры по надзору за соблюдением работодателям государственных норм. И экспертиза условий труда может быть проведена только в том порядке, который установлен Правительством РФ. Об этом говорится в ст. 216.1 ТК РФ.

Государственная экспертиза условий труда проводится для того, чтобы установить:

  • Качество, с которым проводилась специальная оценка условий работы;
  • Правильно ли работодатель посчитал и предоставил работникам гарантии, специальные компенсации, в том случае, если они трудятся на вредном или опасном месте работы;
  • Фактические условия работы сотрудников на предприятии;

У представителя федеральных исполнительных органов также есть определенные права и полномочия. В их список включены:

  • Беспрепятственный доступ к любым производственным помещениям. Но это возможно только в том случае, если у ответственного за экспертизу сотрудника есть соответствующее удостоверение. И при этом вся процедура должна проходить в порядке, который установлен в законодательных актах Российской Федерации.
  • Беспрепятственно запрашивать любые документы, которые касаются трудовой деятельности предприятия в общем и работников в отдельности. Также предприниматель не имеет права брать с ответственного человека какие-либо средства за предоставление соответствующей документации.
  • Беспрепятственно проводить любые исследования, замеры, измерения и другие процедуры, необходимые для государственной экспертизы условий труда.

Но, кроме прав, у работника, проводящего экспертизу, есть ещё и соответствующие обязательства.

После того, как государственная экспертиза условий труда завершена, специалист обязан составить общее заключение. В его тексте должны быть указаны итоги – прошло ли предприятие проверку или нет. Результаты этого отчета могут стать юридическим основанием для начала судебного разбирательства, если в действиях работодателя будет усмотрен состав преступления или правонарушения. Также итоги экспертизы попадут в федеральные органы контроля за условиями труда, объединения работодателей, в профсоюзы и другие организации, имеющие отношение к государственной экспертизе.

  • Сотрудник, проводивший проверку, обязан обеспечить беспристрастность и полную объективность во время своей работы. Все сделанные им выводы должны базироваться на четких фактах и доказательствах.
  • Ответственный работник исполнительных органов обязан сохранить в целости все документы, полученные во время экспертизы. Также он должен обеспечить конфиденциальность для всей информации, которая хранится в полученных документах.
  • После того, как все документы получены, территориальное подразделение исполнительного органа приступает к подбору специалиста.

    Цели проведения государственной экспертизы условий труда

    Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:

    • качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
    • правильности предоставления работниками компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
    • соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда;
    • фактических условий труда работников, в том числе в период, предшествовавший несчастному случаю на производстве.

    Основания проведения государственной экспертизы условий труда.

    Задачи и регламент проведения мероприятий

    Нормативными актами установлен специальный регламент, который включает в себя дату проведения, этапы проверки и список вопросов. Также устанавливаются список должностных лиц, эксперт, осуществляющий экспертизу и срок окончания процедуры в соответствии с законом.

    Причина проверок не является исключительно формальной.

    Стоимость экспертизы

    Проверка чаще всего проводится бесплатно. В ситуациях, когда на ее проведении настаивают сотрудники компании, сам работодатель, органы исполнительной власти, ФСС и профсоюзы, ее оплачивает заявитель.

    Если требуются испытания и измерения неблагоприятных факторов, заявитель обязан компенсировать расходы по реализации этих мероприятий. На оплату ему отводится 10 дней с даты получения соответствующего уведомления. Если оплата документально не подтверждается, выносится решение о том, что невозможно провести экспертизу. Соответствующая запись вносится в заключение комиссии.

    Кстати говоря! Если работодатель не вносит плату за экспертизу, хотя должен сделать это, тогда копию заключения комиссии отправляют в ГИТ. Там специалисты примут решение реализовать мероприятия по надзору на обозначенных рабочих местах.

    Если оплата документально не подтверждается, выносится решение о том, что невозможно провести экспертизу.

    Статья 216.1 ТК РФ. Государственная экспертиза условий труда (действующая редакция)

    Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    Читайте также:  Порхов - адреса и контакты отделений пенсионного фонда на сегодня

    Если документация и материалы для проведения государственной экспертизы условий труда не были представлены лицами, имеющими право на обращение с заявлением о проведении государственной экспертизы условий труда, органы, уполномоченные на проведение государственной экспертизы условий труда, самостоятельно запрашивают указанные документацию и материалы в органах и организациях, в отношении которых проводится государственная экспертиза условий труда, а также в органах, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документация и материалы находятся в распоряжении таких органов либо организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

    Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:

    качества проведения специальной оценки условий труда;

    правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

    абзац утратил силу с 1 января 2014 года. – Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ;

    фактических условий труда работников.

    Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.

    Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право:

    в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей – физических лиц);

    запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы;

    проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.

    Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны:

    составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы Фонда социального страхования Российской Федерации;

    обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;

    обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.

    • URL
    • HTML
    • BB-код
    • Текст

    2013 N 421-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона О специальной оценке условий труда из ч.

    Порядок обжалования

    Для обжалования результатов проверки представители руководящего состава предприятия должны направить специальное обращение. Документ адресуется руководству учреждения, сотрудники которого осуществляли экспертизу. После этого должна пройти проверка результатов ранее проведенной процедуры. Если этого ничего не даст (решение не будет отменено), то директор предприятия имеет право подать в суд.

    Федеральный орган, ответственный за реализацию политики в области охраны труда, также разрабатывает нормативные акты по части осуществления и реализации экспертиз в отношении промышленных предприятий.

    Основные цели осуществления государственной экспертизы условий труда

    В перечень основных целей осуществления государственной экспертизы условий труда входят:

    • выявление фактического состояния условий труда;
    • выяснение, правильно ли назначены льготы, компенсационные выплаты работникам, которые трудятся в неблагоприятных для здоровья условиях;
    • оценка качества ранее проведенной спецоценки условий труда.

    Если в ходе госэкспертизы госинспектор выявляет нарушения, он выдает работодателям предписание с требованием устранить эти несоответствия нормам законодательства РФ. Если нарушения серьезные, инспектор составляет требование ликвидировать предприятие целиком либо закрыть отдельные структурные подразделения и направляет его в суд.

    Реализация основных целей осуществления государственной экспертизы условий труда позволяет добиться полного соблюдения требований трудоохранного законодательства РФ. Ее организаторы и исполнители имеют такие права:

    • получать любые материалы, нужные им для качественного проведения экспертных работ;
    • осматривать рабочие места, оборудование, территорию любых предприятий;
    • поручать проведение специальных исследований либо замеров аккредитованным лабораториям и организациям;
    • наблюдать, измерять, вести расчеты, составлять графики, таблицы.

    Эти лица обязаны:

    • выполнить работы в срок;
    • гарантировать конфиденциальность;
    • сделать обоснованные и объективные выводы;
    • составить заключение;
    • направить его заявителю и заинтересованным лицам;
    • обеспечить сохранность материалов, которые были переданы на экспертизу;
    • предъявлять удостоверение.

    представлениям государственных инспекций труда; решениям судебных органов; заявлениям работников; законных представителей работников; профсоюзов; уполномоченных трудовых коллективов; заявлениям отдельных работодателей, отраслевых и других объединений; обращениям страхователей например, Фонд соцстраха РФ.

    Для чего нужна госэкспертиза

    Госэкспертиза имеет определенное направление и служит для выявления опасных факторов в работе. Она должна осуществляться в соответствии с региональными или федеральными нормативными актами и только при наличии определенных оснований. Проведение проверки сопровождается не только заполнением кое-каких документов, но в некоторых случаях и практическим осмотром рабочих мест. В соответствии с распоряжениями органов власти установлен особый порядок ее осуществления.

    проверка непосредственных условий трудовой деятельности, организованных на трудовых местах на которых случились несчастные случаи с работниками, а также условий предшествовавших несчастному случаю на предприятии.

    Что такое государственная экспертиза условий труда и когда она осуществляется

    Статья 216.1. Государственная экспертиза условий труда

    (введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    (в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

    Если документация и материалы для проведения государственной экспертизы условий труда не были представлены лицами, имеющими право на обращение с заявлением о проведении государственной экспертизы условий труда, органы, уполномоченные на проведение государственной экспертизы условий труда, самостоятельно запрашивают указанные документацию и материалы в органах и организациях, в отношении которых проводится государственная экспертиза условий труда, а также в органах, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документация и материалы находятся в распоряжении таких органов либо организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

    (часть вторая введена Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ)

    Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:

    качества проведения специальной оценки условий труда;

    (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

    правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

    (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

    абзац утратил силу с 1 января 2014 года. – Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ;

    фактических условий труда работников.

    (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

    Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.

    Читайте также:  Жалоба на работодателя в налоговую инспекцию образец: подача

    Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право:

    в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей – физических лиц);

    запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы;

    проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.

    Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны:

    составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы Фонда социального страхования Российской Федерации;

    обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;

    обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.

    Что такое государственная экспертиза условий труда и когда она осуществляется.

    Экспертиза условий труда

    Российская Федерация в своей Конституции предусматривает принципы охраны труда граждан и иностранцев на её территории. При этом одним из методов обеспечения должного уровня безопасности является проведение экспертизы условий труда (УТ) на предприятиях с целью выявления соответствия их или несоответствия действующим законодательным нормативам и правилам. Порядок проведения такой экспертизы регулируется достаточно строго и отражён в соответствующих законах и нормативных документах.

    Российская Федерация в своей Конституции предусматривает принципы охраны труда граждан и иностранцев на её территории.

    Регламент проведения мероприятий

    Мероприятия могут проводиться несколькими структурами:

    • трудовой инспекцией, являющейся федеральным контролирующим органом (больше о полномочиях трудовой инспекции читайте тут);
    • государственным промышленным надзором при проверке предприятий, добывающих энергоресурсы, а также относящихся к химической и металлургической промышленности (ст. 366 ТК РФ );
    • Госэнергонадзором, в части контроля за соответствующими объектами;
    • Госатомнадзором (ему подконтрольны предприятия, обращающиеся с ядерными материалами);
    • Санэпидемнадзором, в рамках своей компетенции;
    • региональным ведомством, курирующим вопросы охраны труда (их наименование отличается в разных субъектах РФ).

    Экспертиза осуществляется в ограниченные сроки. Их устанавливает должностное лицо, принявшее решение провести соответствующие мероприятия. При этом устанавливается ограничение: проверка не может осуществляться более 30-ти рабочих дней с момента поступления запроса о ее проведении. Согласно п. 18 приказа , период экспертизы может быть продлен, если требуется получение ряда документов или проведение дополнительных исследований. Срок мероприятий может продлеваться не более, чем на 60 рабочих дней по решению руководителя проводящего их ведомства.

    Это поможет добиться большей экономической эффективности компании.

    Статья 21. Государственная экспертиза условий труда. 1. Государственная экспертиза условий труда осуществляется Всероссийской государственной экспертизой условий труда и государственными экспертизами условий труда субъектов Российской Федерации.

    2. Положение о Всероссийской государственной экспертизе условий труда утверждается Правительством Российской Федерации.
    3. Задачами государственной экспертизы условий труда являются контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, а также подготовка предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях.
    Заключение государственной экспертизы условий труда является обязательным основанием для рассмотрения судом вопроса о ликвидации организации или ее подразделения при выявлении нарушения требований охраны труда.
    4. Государственная экспертиза условий труда осуществляется на рабочих местах, при проектировании строительства и реконструкции производственных объектов, при лицензировании отдельных видов деятельности, а также по запросам органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и судебных органов, органов управления охраной труда, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов.
    5. Работники, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право беспрепятственно при наличии удостоверений установленного образца посещать организации всех организационно – правовых форм, запрашивать и безвозмездно получать необходимую для проведения государственной экспертизы условий труда документацию.
    Комментарий к статье 21
    1. Государственная экспертиза условий труда Российской Федерации представляет собой систему государственных органов, осуществляющих экспертную деятельность по условиям труда на федеральном и региональном уровнях.
    На федеральном уровне государственная экспертиза условий труда осуществляется Всероссийской государственной экспертизой условий труда, а на региональном уровне – государственными экспертизами условий труда субъектов Российской Федерации.
    Функции Всероссийской государственной экспертизы условий труда возложены на Минтруда России. Функции государственных экспертиз условий труда субъектов Российской Федерации на практике возлагаются на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающие вопросами охраны труда.
    2. В соответствии с Федеральным законом “Об основах охраны труда в Российской Федерации” основными задачами органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда в Российской Федерации, являются:
    контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;
    подготовка предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях;
    осуществление государственной экспертизы условий труда на рабочих местах, при проектировании строительства и реконструкции производственных объектов, производстве и внедрении новых технологий и техники, лицензировании отдельных видов деятельности, а также по запросам органов государственного надзора и контроля и судебных органов, органов управления охраной труда, работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов.
    3. На органы, осуществляющие государственную экспертизу условий труда в субъектах Российской Федерации, для решения возложенных на них задач в соответствии с Положением о государственной экспертизе условий труда РСФСР, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 3 декабря 1990 г. (СП РСФСР. 1991. N 5. Ст. 65), Минтрудом России рекомендуется возложить следующие функции:
    осуществление контроля за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;
    подготовка предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях. Предложения рекомендуется направлять в Минтруд России для учета их при подготовке Федерального закона о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    предоставление в учреждения медико – социальной экспертизы (по их запросу или по заявлению застрахованного) заключений государственной экспертизы условий труда о характере и об условиях труда застрахованных, которые предшествовали наступлению страхового случая;
    проведение государственной экспертизы условий труда на соответствие требованиям охраны труда проектов строительства и реконструкции производственных объектов, а также машин, механизмов, другого производственного оборудования и технологических процессов;
    проведение государственной экспертизы условий труда при лицензировании отдельных видов деятельности на территории субъекта Российской Федерации;
    осуществление государственной экспертизы условий труда по запросам органов государственного надзора и контроля, судебных органов, работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов;
    выдача заключений по условиям труда для рассмотрения в судебном порядке вопроса о ликвидации организации или ее подразделения при выявлении нарушений требований охраны труда;
    участие в организации и проведении сертификации работ по охране труда в организациях;
    организация работы исследовательских (измерительных) лабораторий по оценке условий труда;
    оказание консультаций работодателям и работникам по их просьбе (в том числе на договорных условиях) по вопросам оценки условий труда, проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, установления правильности предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу во вредных или опасных условиях труда;
    информирование Минтруда России о деятельности по осуществлению государственной экспертизы условий труда в субъектах Российской Федерации по установленной форме, согласно приложению N 4 к Рекомендациям (п. 5 Рекомендаций по организации деятельности органов, осуществляющих государственную экспертизу труда в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Минтруда России от 30 ноября 2000 г. Бюллетень Минтруда России. 2000. N 12. С. 21).
    4. В целях обеспечения организации экспертной деятельности по условиям труда органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающим вопросами охраны труда, рекомендуется в своих структурах образовывать самостоятельные подразделения (управления, отделы) государственной экспертизы условий труда, а также создавать исследовательские (измерительные) лаборатории по оценке условий труда, которые аккредитуются в установленном законодательством порядке и действуют в соответствии с областью аккредитации в структуре соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или вне ее.
    Структуру и численность подразделений государственных экспертиз условий труда субъектов Российской Федерации, их штатное расписание рекомендуется утверждать решениями руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающих вопросами охраны труда.
    При утверждении штатного расписания рекомендуется исходить из расчета: один работник подразделения государственной экспертизы условий труда на 50 тысяч работающих в субъекте Российской Федерации. Если количество работающих в регионе менее 350 тысяч, то численность работников подразделения рекомендуется устанавливать не менее 7.
    В штатное расписание рекомендуется включать должности главных специалистов, ведущих специалистов, выполняющих соответствен но функции главных (государственных экспертов по условиям труда в промышленности, строительстве, агропромышленном комплексе, государственных экспертов по условиям труда в других отраслях экономики субъекта Российской Федерации).
    5. Организацию и порядок работы исследовательских (измерительных) лабораторий по оценке условий труда, включая хозрасчетную деятельность, методологическое и функциональное руководство ими, контроль их деятельности и взаимодействия с соответствующими подразделениями органов государственного надзора и контроля и другими организациями, рекомендуется осуществлять с учетом Типового положения об исследовательской лаборатории государственной экспертизы условий труда, утвержденного Постановлением Минтруда России от 16 июля 1993 г. N 139 (п. 6, 7 названных Рекомендаций).
    6. В соответствии с Федеральным законом “Об основах охраны труда в Российской Федерации” и Положением о Государственной экспертизе условий труда РСФСР, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 3 декабря 1990 г. N 557, работникам подразделений государственной экспертизы условий труда субъектов Российской Федерации предоставляются следующие права:
    беспрепятственно посещать при наличии удостоверения установленного образца организации всех организационно – правовых форм. Допуск работников, выполняющих экспертную деятельность по условиям труда, в режимные организации должен осуществляться в установленном порядке;
    запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций необходимую для выполнения своей деятельности документацию;
    проводить государственную экспертизу условий труда и готовить заключения о соответствии условий труда нормативным требованиям охраны труда (при рассмотрении в суде вопроса о ликвидации организации или ее подразделения за нарушения требований охраны труда, при проектировании строительства и реконструкции производственных объектов, при лицензировании отдельных видов деятельности, по запросам органов государственного надзора и контроля и судебных органов, работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов). При этом подготовку заключений рекомендуется осуществлять по установленной форме, согласно приложению N 1 к Рекомендациям;
    предъявлять работодателям или их представителям обязательные для исполнения предписания (приложение N 2 к Рекомендациям) об устранении нарушений или представления (приложение N 3 к Рекомендациям) о приостановлении действия принятых в организации решений по вопросам предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда, не соответствующих действующим законодательным и иным нормативным правовым актам (п. 8 Рекомендаций).
    На должности работников, осуществляющих государственную экспертизу условий труда, рекомендуется назначать специалистов с высшим техническим, экономическим, юридическим, медицинским образованием, имеющих опыт практической работы в области охраны труда не менее трех лет.
    Повышение квалификации работников, осуществляющих государственную экспертизу условий труда, рекомендуется проводить во Всероссийском центре охраны труда Минтруда России.
    Работники, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, должны иметь удостоверения установленного образца, а также личный штамп (печать) с указанием фамилии и наименования органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ведающего вопросами охраны труда.
    7. Руководство деятельностью по организации государственной экспертизы условий труда на территории субъекта Российской Федерации должно осуществляться главным государственным экспертом субъекта Российской Федерации по условиям труда, функции которого рекомендуется возлагать на заместителя руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ведающего вопросами охраны труда.
    Деятельность государственных экспертиз условий труда субъектов Российской Федерации рекомендуется осуществлять во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного надзора и контроля, территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации, органами местного самоуправления, работодателями и профессиональными союзами.
    Организацию работы по осуществлению государственных экспертиз условий труда в субъектах Российской Федерации и порядок их проведения рекомендуется отражать в положениях о государственных экспертизах условий труда субъектов Российской Федерации, утверждаемых решениями руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 9 – 14 Рекомендаций).
    Организационно – методическое руководство государственными экспертизами условий труда субъектов Российской Федерации осуществляется Минтрудом России. В этих целях в структуре Департамента условий и охраны труда Минтруда России сформирован отдел Всероссийской государственной экспертизы условий труда.
    Для согласованной деятельности государственных экспертиз условий труда субъектов Российской Федерации Минтрудом России создается Координационный совет главных государственных экспертов субъектов Российской Федерации по условиям труда. Председателем Координационного совета является главный государственный эксперт Российской Федерации по условиям труда.
    Разногласия по вопросам обоснованности выводов, изложенных в заключениях государственных экспертов по условиям труда, рассматриваются главным государственным экспертом соответствующего субъекта Российской Федерации по условиям труда, главным государственным экспертом Российской Федерации по условиям труда или в судебном порядке (п. 16 – 18 Рекомендаций).

    Предложения рекомендуется направлять в Минтруд России для учета их при подготовке Федерального закона о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; предоставление в учреждения медико – социальной экспертизы по их запросу или по заявлению застрахованного заключений государственной экспертизы условий труда о характере и об условиях труда застрахованных, которые предшествовали наступлению страхового случая; проведение государственной экспертизы условий труда на соответствие требованиям охраны труда проектов строительства и реконструкции производственных объектов, а также машин, механизмов, другого производственного оборудования и технологических процессов; проведение государственной экспертизы условий труда при лицензировании отдельных видов деятельности на территории субъекта Российской Федерации; осуществление государственной экспертизы условий труда по запросам органов государственного надзора и контроля, судебных органов, работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов; выдача заключений по условиям труда для рассмотрения в судебном порядке вопроса о ликвидации организации или ее подразделения при выявлении нарушений требований охраны труда; участие в организации и проведении сертификации работ по охране труда в организациях; организация работы исследовательских измерительных лабораторий по оценке условий труда; оказание консультаций работодателям и работникам по их просьбе в том числе на договорных условиях по вопросам оценки условий труда, проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, установления правильности предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу во вредных или опасных условиях труда; информирование Минтруда России о деятельности по осуществлению государственной экспертизы условий труда в субъектах Российской Федерации по установленной форме, согласно приложению N 4 к Рекомендациям п.

    Добавить комментарий