Вы хотите построить катер своими руками (35 Фото)

Вы хотите построить катер своими руками

Рис. 2. Движение катера глиссирующего типа (Б) и водоизмещающего (В) на малой скорости: за кормой глиссирующего катера образуются вредные завихрения; водоизмещающий корпус, имеющий приподнятую корму, таких завихрений не оставляет.

А теперь о катере «Ветерок», который изображен на рисунке 3. Он имеет остроскулые обводы с довольно значительной килеватостью передней части и почти плоским транцем. Шпангоутные ветви для упрощения постройки выполнены прямыми. Такая форма позволяет без особого труда сделать обшивку целиком из фанеры или из тонких досок.

Строителям мотолодок, имеющим некоторый опыт и соответствующие условия, мы рекомендуем сделать шпангоуты носовой части туристского катера «Ветерок» изогнутыми (рис. 4). Впрочем, развал бортов можно имитировать, наклеив поверх фанерной обшивки бруски легкого дерева или плотного пенопласта и обработав их, как показано на рисунке 5.

Корпус катера собирается килем вверх на рамном стапеле, имеющем трапециевидную форму (рис. 6). Для удобства работы его рекомендуется установить на прочных козлах высотою 30-40 см. К каждому шпангоуту шурупами 40 мм привертываются шергень-планки сечением 100X20 мм, как показано на рисунке. По линии ДП на шергень-планках и шпангоутах с обеих сторон делают риски красным карандашом и ставят номер шпангоута. Пользуясь этими рисками и отвесом, шпангоуты устанавливают по центральной линии стапеля (ДП), которую отмечают туго натянутой проволокой или тонким шпагатом. Стапель должен закрепляться в строго горизонтальном положении, а прорезям для шергень-планок необходимо придать одинаковую глубину. Проверив установку шпангоутов, шергень-планки наглухо закрепляют в прорезях стапеля. Затем гибкими рейками сечением 25X10 мм проверяют плавность линий киля, скул и бортов. Для этого рейку временно прибивают небольшими гвоздями к шпангоутам.

Выверив еще раз шпангоуты, можно приступить к врезке продольных элементов набора: киля, стрингеров, скуловых и привальных брусьев (рис. 7). После этого производят малковку набора. Суть малковки заключается в придании набору таких очертаний, на которые обшивка корпуса ложилась бы всей поверхностью совершенно ровно. Чтобы достичь этого, необходимо срезать выступающие углы шпангоутов, а в некоторых местах — привальных брусьев и киля.

Перед срезкой килевого бруса, имеющего довольно значительную кривизну, рекомендуется предварительно изогнуть его, поставив концами на две опоры и загрузив по месту наибольшего изгиба. Если брус paспарить, процесс ускорится. То же следует проделать со скуловыми и привальными брусьями. При врезке продольных элементов набора в шпангоуты очень удобно пользоваться шаблонами из жести.

Последовательность этой операции такова: киль с форштевнем (так называемая «закладка»), бортовые стрингеры, донные стрингеры, скуловой брус и скуловые лекала, бортовой (привальный) брус и бортовые лекала. После этого зашиваются фанерой борта, затем — дно, корпус оклеивается стеклотканью и снимается со стапеля. К этому времени должны быть приготовлены надежные кильблоки (рис. 8). На них можно будет впоследствии хранить катер. Вырез в поперечных брусьях (рис. 8, А) делают по форме шпангоутов, после чего на их поверхность устанавливают подушки с набивкой из пакли, соломы и т. п. материалов. Наружную оболочку подушки изготовляют из пропитанного олифой брезента или крепкого кожзаменителя. На продольных брусьях следует установить две-три пары прочных ручек (типа дверных) или вбить строительные скобы.

Они будут полезны при швартовке катера, переноске кильблоков и т. д.

Перевернув корпус килем вниз и установив его на кильблоки, начинают внутреннюю отделку. Сюда входит: установка подмоторного фундамента (если решено оставить стационарный мотор), вклейка рундучных рамок, изготовление каркаса, надстройки, врезка под-палубного набора, установка фальшбортов, обшивка палубы и планширей.

Из отечественных моторных установок лучшей для данного катера является СМ-557-Л, поскольку она имеет удобный стартер и реверсивную муфту.

Для плавания с подвесным мотором следует установить за транцем специальный кронштейн — это высвободит много места в кокпите, будет способствовать уменьшению шума и запаха.

Рычаги дистанционного управления мотором и рулевой штурвал устанавливаются на задней стенке надстройки, с левой стороны; располагать рулевой пост в каюте не следует, поскольку там и без того тесно.

Особенностью «Ветерка» является наличие вспомогательных парусов, которые при благоприятных условиях могут обеспечить ему вполне удовлетворительную скорость и маневренность. В случае постоянного пользования парусами на пайолы между шпангоутами 5-7 полезно уложить два мешка с песком общим весом около 150 кг.

Мачту желательно делать складную, что облегчит прохождение низких мостов и т. п. Ее основание должно входить в конструкцию передней части корпуса и надежно связываться с бимсом шпангоута 2. При пользовании парусом надо установить руль с опускающимся пером, площадь подводной части которого должна быть около 15 дм2. Его связывают со штурвалом, но практика показала, что можно управлять и с помощью простого румпеля.

Если корпус не оклеивается тканью, необходимо дважды покрыть обшивку горячей олифой, а затем прошпаклевать и окрасить масляной или пентафталевой краской. Подводную часть лучше всего покрыть свинцовым суриком на натуральной олифе. Корпус, оклеенный стеклотканью, следует красить нитроглифталевыми красками, предварительно загрунтовав (грунт № 138).

Вариант дощатой обшивки катера приходится применить в том случае, если нет фанеры. Следует оговориться заранее: этот способ более трудоемок — особенно если решено обшивать досками не только дно, но и борта. Для обшивки дна можно с успехом применить тарную дощечку толщиной не менее 10 мм, укладывая ее так, как показано на рисунке 12. При этом на обшивку носовых шпаций употребляют узкие (40-60 мм), а в кормовой части — широкие дощечки (100-120 мм). Крепление их к каркасу — на клею, с запрессовкой шурупами впотай, чтобы после окончания обшивки можно было выстрогать и зачистить днище для получения совершенно гладкой поверхности. Обшивку из тарной дощечки (если ее не оклеивают тканью) придется конопатить, шпаклевать и окрашивать свинцовым суриком на натуральной олифе.

Для обшивки бортов нужны длинные, хорошо просушенные сосновые или еловые доски шириной не менее 150 мм. При постройке корпуса «килем вверх» в любительских условиях лучше первые поясья ставить по скуле. Прижав доску к скуле (струбцинами или гвоздями) у транца и пятого шпангоута, изнутри цветным карандашом определяют передний контур пояса, который будет иметь форму клина. Пристрагивать поясья один к другому нужно очень тщательно, чтобы между ними совершенно не оставалось щелей. Дойдя до борта, проверяют прилегание и отмечают изнутри корпуса линии стыков между поясьями. Здесь будут врезаться пазовые рейки, или «нащельники», как их называют в судостроительной практике. Последние служат для соединения между собою поясьев обшивки и придания корпусу водонепроницаемости. Как уже говорилось выше, следует применить водостойкий клей, а для запрессовки — гвозди с расплющенной головкой и шурупы.

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ КАТЕРА «ВЕТЕРОК» (в мм)
Длина наибольшая — 1500
Ширина наибольшая — 1800
Высота борта: у форштевня — 910
на миделе — 765
на транце — 730
Полная высота (с надстройкой) — 1621
Вес катера с оборудованием, без двигателя — 330 кг
Мощность двигателя (рекомендуемая) — 6-25 л. с.
Скорость — 10-18 км/час

ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПОСТРОЙКИ КАТЕРА «ВЕТЕРОК»

А. ПИЛОМАТЕРИАЛЫ

Вариант с фанерной обшивкой на деревянном каркасе.

Доски для стапеля:

200X40X5010 мм; 2 шт. (продольные)

200x40x1100 мм; 2 шт. (торцевые)

Шергень-планки — сосна 100 X 20 мм по ширине «X» каждого, кроме № 1 и транца

Катер своими руками водоизмещающий катер фото
Катер своими руками водоизмещающий катер 4
Катер своими руками водоизмещающий катер 9
Катер своими руками водоизмещающий катер 39
Катер своими руками водоизмещающий катер 74
Катер своими руками водоизмещающий катер 47
Катер своими руками водоизмещающий катер 41
Катер своими руками водоизмещающий катер 11
Катер своими руками водоизмещающий катер 19
Катер своими руками водоизмещающий катер 1
Катер своими руками водоизмещающий катер 48
Катер своими руками водоизмещающий катер 37
Катер своими руками водоизмещающий катер 98
Катер своими руками водоизмещающий катер 88
Катер своими руками водоизмещающий катер 42
Катер своими руками водоизмещающий катер 70
Катер своими руками водоизмещающий катер 24
Катер своими руками водоизмещающий катер 66
Катер своими руками водоизмещающий катер 68
Катер своими руками водоизмещающий катер 85
Катер своими руками водоизмещающий катер 92